Научная статья на тему 'ОПЫТ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ, СОВМЕЩАЮЩЕЙ ТРУД С УЧЕНИЕМ'

ОПЫТ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ, СОВМЕЩАЮЩЕЙ ТРУД С УЧЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ, СОВМЕЩАЮЩЕЙ ТРУД С УЧЕНИЕМ»

Выводы

1. На рабочих местах машинистов вибропитателей, грохотов и дробилок III— IV стадии дробления вибрация пола превышает предельно допустимые уровни ее.

2. Шум превышает допустимые уровни его на всех основных рабочих местах.

3. Рабочие ряда основных профессий дробильной фабрики длительное время работают в условиях неблагоприятного воздействия на них шума и общей вибрации.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева-Галанина Е. Ц. Гигиеническое значение общих вибраций. Л., 1949. — Борщевский И. Я., Емельянов М. А., Корешков А. А., Теренть-е в В. Г., М а р к а р я н С. С., П е т р о в Ю. П. Общая вибрация и ее влияние на организм человека. М., 1963. — Макаренко Н. А. Гигиена труда, 1964, № 3, с. 31.— О р л о в а Т. Я. Проблема борьбы с шумом на промышленных предприятиях. М., 1965.— Темк«н Я. С. Профессиональные болезни и травмы уха. М., 1968.

Поступила 3/1V 1968 г.

УДК 613.8:613.96

опыт психогигиенической подготовки

рабочей молодежи, совмещающей труд с учением

Канд. мед. наук Л. А. Богданович Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения, Москва

Нервная система рабочей молодежи, совмещающей производственный труд и обучение в вечернее время, несет двойную нагрузку. К сожалению, вопросы психогигиены рабочей молодежи почти не освещаются в литературе. В связи с этим мы поставили перед собой задачу разработать некоторые аспекты санитарного просвещения с целью укрепления психического здоровья и профилактики неврозов у молодежи, сочетающей труд на производстве с учебой.

Работы проводили на базе медсанчасти, обслуживающей один из московских машиностроительных заводов и моторостроительный техникум, на вечерних отделениях которого учится рабочая молодежь этого предприятия. Изучали условия труда и отдыха рабочей и учащейся молодежи в цехах и учебных аудиториях, а также ее заболеваемость и санитарную культуру.

Как установлено, молодежь работает и учится в нормальных гигиенических условиях, но нарушает режим труда и отдыха. У молодых рабочих, занимающихся по вечерам в техникуме, повышена заболеваемость по сравнению с учащейся молодежью, которая на производстве не работает. Наряду с явлениями гипертензии и гипотонии у обследованного нами контингента наблюдаются функциональные отклонения нервно-психической сферы — переутомление, астено-невротические реакции, неврозы. Более высокий процент нарушений здоровья зарегистрирован у студентов старших курсов. Это можно объяснить тем, что студенты первых двух курсов регулярнее занимаются физкультурой и спортом, участвуют в подвижных играх на воздухе, чего не отмечается среди учащихся старших курсов. Студенты старших курсов больше загружены учебой, а, кроме того, многие из них имеют детей, на воспитание которых затрачивают время. У 70% студентов старших курсов преобладает пассивный отдых (кино, телевизор).

Из опроса молодежи по специально разработанным картам выяснилось, что ей, кроме общевыходного дня, представлено еще 2 свободных дня для выполнения домашних заданий; она имеет также много различных льгот, облегчающих условия ее труда и учебы. Несмотря на это, режим труда и отдыха опрошенных даже в дни, свободные от учебы в техникуме, нарушается. Студенты вечерних отделений недосыпают: продолжительность сна у них в среднем не превышает б'/г—б'/г часов. На воздухе молодежь бывает 1 '/г—2 часа. Сюда входит и следование на работу, в техникум и обратно.

Среди опрошенных распространены вредные привычки, например, курение и употребление алкогольных напитков. Здесь сказывается влияние дурных привычек в семьях и на производстве. Из опроса, проведенного в моторостроительном техникуме, выяснилось, что 83% молодежи спиртные напитки впервые «пробуют» на семейных торжествах, 10% с товарищами. Лишь 7% молодежи не знает вкуса спиртных напитков. Более 2/з (80%) обследованных обеспечено благоустроенной жилой площадью. Остальные живут в удовлетворительных условиях. Однако постоянное место для занятий дома имеет только 62% молодых рабочих, что не может не отразиться на успешном выполнении ими домашних учебных заданий.

Основной причиной невыполнения гигиенического режима труда и отдыха наблюдаемыми являются не объективные моменты на производстве и в быту, а недостаточный уровень их знаний, особенно в области профилактики утомления и неврозов, что связано со слабой санитарно-просветительной работой по охране психического здоровья рабочей и учащейся молодежи. Это побудило нас разработать научно обоснованную методику психогигиенического обучения обследованных с рекомендациями, касающимися досуга, полезного для здоровья.

Мы составили 2-часовую программу психогигиенической подготовки молодежи, совмещающей труд на производстве с учением на вечерних отделениях техникума. Эта программа предусматривала изучение вопросов гигиены труда на промышленных предприятиях, причин и профилактики утомления и неврозов, вреда алкоголя и курения, а также тренировку нервной системы.

Был разработан также цикл лекций (5 академических часов в течение учебного года) с тем, чтобы при отсутствии занятий по 2-часовой программе студенты могли получить минимум знаний по профилактике утомления и неврозов. Запланированы лекции на темы «Трудовой ритм», «Предупреждение утомления и неврозов», «Активный отдых», «Борьба с дурными привычками (употребление алкоголя и курение)», «Гигиена сна». По указанной программе и циклу в моторостроительном техникуме проведена психогигиеническая подготовка 50 учащихся I курса. Целесообразность этих занятий с молодежью вполне очевидна.

Улучшение гигиенического поведения в отношении активного отдыха отмечено у 76% обследованных. Что касается соблюдения гигиены сна, то здесь существенных сдвигов не произошло, так как загруженность молодежи, совмещающей работу с вечерним обучением, не уменьшилась. Однако даже использование различных видов активного отдыха молодыми рабочими в процессе психологического исследования показало, что их внимание как один из показателей степени утомления стало лучше.

Совместно с врачами медсанчасти были созданы красочно оформленные переносные стенды на темы: «Укрепляй нервную систему!» «Не трави себя!» Материалы стендов основывались на достижениях отечественных и зарубежных ученых, давали ряд практических советов по охране и тренировке нервной системы. В помощь психогигиенической подготовке рабочей молодежи был в порядке опыта организован радиоуниверситет. Передачи проводились по трансляционной сети машиностроительного завода в обеденный перерыв. Подготовлен текст листовок, посвященных профилактике утомления и неврозов, режиму труда и отдыха молодежи.

Одним из средств психогигиенического просвещения являлись тематические вечера. С привлечением молодежи и общественности мы совместно с врачами медсанчасти организовали вечер в заводском клубе «Чайка» на тему: «Укрепляй нервную систему!». На вечер пришло 600 юношей и девушек. Выступления профессоров и врачей, медицинские стенды и киножурналы, касающиеся охраны психического здоровья, вызвали большой интерес. Поставленные задачи требуют дальнейшей разработки. Психогигиеническую подготовку молодежи, совмещающую труд на производстве с вечерним обучением, необходимо развивать.

Гармоническое развитие молодежи, укрепление ее психического здоровья в значительной мере зависят от научно разработанной системы психогигиенического просвещения молодых рабочих и студентов применительно к условиям их труда и быта.

Поступила 18/УН 1968 г.

УДК 614.31:664^68

к вопросу о санитарно-бактериологической оценке кремово-кондитерских изделий

В. И. Бугрова, А. К. Клещук

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и лаборатория комбината мучнистых изделий, Москва

Для выяснения степени обсеменения кремово-кондитерских изделий стафилококком и кишечной палочкой в естественных условиях производства по ходу технологического процесса, а также выявления источников обсеменения стафилококками мы провели 408 анализов масла, крема пирожных из цеха и экспедиции и более 5000 смывов с инвентаря и рук рабочих.

В кремово-кондитерских изделиях был использован крем «Новый», который состоит из сливочного масла, агар-агара, сиропа «Шарлот», сахарной, ванильной пудры и коньяка. В сироп «Шарлот» входят молоко, сахар (иногда их заменяют сгущенным молоком) и яйца. Всю смесь нагревают до 98°. Концентрация сахара в креме достигала 63,3%, количество влаги колебалось от 25 до 27%.

В пробах масла титр кишечной палочки определяли соответственно ГОСТ 9225-59. Для обнаружения кишечной палочки у стафилококков в пробах крема и смывах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.