Научная статья на тему 'О НАУЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ'

О НАУЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НАУЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ»

ДИСКУССИИ и

ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ

=£51- .

О НАУЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

Проф. А. Я■ Гуткин

Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического

медицинского института

Первый год выполнения семилетнего плана развития гигиенической науки, основанного на решениях XXI съезда КПСС, ознаменовался введением в жизнь закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и организацией Института гигиены детей и подростков АМН СССР.

Научную деятельность гигиенистов по детству на ближайшие годы необходимо вести в следующих направлениях.

Изучение дифференцированного учебного, воспитательного режима и активного отдыха детей различных возрастных периодов. В качестве примера можно привести тематику: а) длительность учебного часа для школьников 2-х и 4-х и 5—6-х классов (для учеников 1-го класса она определена и узаконена в 35 минут); б) прерывистая учебная неделя (с 2 днями отдыха, с 2 укороченными учебными днями и т. п.) для учащихся всех классов; в) длительность перемен и учебного дня по классам; г) длительность и содержание активного отдыха и физических упражнений на воздухе с од повременным изучением значения и возможности строительства пришкольных балконов, навесов, аркад, физкультурных двориков, спортивных полузакрытых павильонов и т. п., а также типов гардеробов, увязанных с классными комнатами и с дворовым участком1; д) построение расписания учебных занятий и труда в школе и на производстве по классам с учетом физиологических процессов развития ребенка и факторов внешней среды; е) влияние сдвоенных уроков, дифференцированных по предметам, на здоровье школьников; ж) влияние вторых смен на здоровье школьников в условиях различного учебного режима.

Борьба с утомлением школьников составляет постоянную проблему во многих странах. Результаты 5-летнего ее изучения, например в Швеции (1939—1943), позволили рекомендовать следующую длительность школьных учебных часов в день: для учеников 7 лет — 2 часа, 8 лет-—3 часа, 9 лет —З'/г часа, 10 лет — 4'/г часа, 11 лет— 5 часов, 12 лет — 5'/а часов, 13 лет — 6 часов, 14—15 лет — б'/г часов, 16—18 лет — 7 часов. Длительность сна: 7 лет—12 часов, 8 лет—П'/г часов, 9 лет—П'/э часов, 10 лет—П'/г часов, 11 лет—11 часов, 12 лет— Ю'/г часов, 13 лет—10 часов, 14—15 лет — Э'/г часов и 16—18 лет—9 часов. Полезно исследовать этот опыт в советской школе.

В связи с предстоящим производственным обучением школьников целесообразно изучить на ведущих производствах работу в цехах учащихся-подростков, для чего следует обосновать размеры помещений, подбор специального оборудования, режим и расписание занятий, микроклиматические факторы условий труда и отдыха, технику безопасности и профилактику травматизма, обратить внимание на существующие цехи для превращения их в цехи школьников-подростков.

При изучении вопросов морфо- и гистогенеза в развитии детского организма с раннего до подросткового возраста в зависимости от различных условий в детских яслях-садах и в школах-интернатах заслуживает внимания изучение: а) вопиосоа «безопасной техники» для внедрения ее в производство, в цехи для подростков; б) ме-4одов тестов (помимо клинических) психофизиологических, психогигиенических для выбора профессий и определения профессиональной пригодности школьников-подрост-ков^^Зажным является не только определение профессиональной пригодности, но и

■-Одновременно должна быть изучена возможность исключения (полного или частичного) с учетом географических условий строительства рекреационных коридоров как мест отдыха учащихся в перемену с изысканием других планировочных методов аэрации класса во время уроков.

перечня профессий и специальностей, по которому должна проводиться подготовка молодежи к приему в средние общеобразовательные школы с производственным~бЬ-учением, в профессионально-технические школы, в вечерние средние школы и непосредственно на производство. Следует изучить влияние на здоровье занятий в вечерних (сменах) школах при различном режиме обучения, установить для них определенный режим.

Необходимо изучить гигиенические нормы объемов воздуха для разных типоп детских учреждений в связи с режимом труда (в широком смысле) детей, с набором помещений и их оборудования; вентиляционные и тепловые нормы; нормы одежды, обуви, предметов личной гигиены для детей и подростков, обслуживаемых учреждени т-ми интернатного и полуинтернатного типов; нормы состава воздуха, в том числе ми кроэлементов для учреждений разного типа -— воспитательных, учебно-производствен ных, оздоровительных, лечебно-профилактических — с учетом возрастных особенностей детей и подростков.

Гигиеническое нормирование указанных показателей до настоящего времени не изучено. Во многих случаях используются установленные для взрослых предельно допустимые нормы. Не решен вопрос о целесообразности нормирования некоторых элементов химического состава воздуха.

Следует изучить, нормировать и разработать проекты ГОСТ для предметов оборудования детских яслей-садов, в частности производственного инструментария, оборудования школьных мастерских и производственных цехов, бумаги, учебной книги, учебных тетрадей, чернил, перьев, детской художественной литературы, учебных карандашей и цветных мелков, географических карт и глобусов, классной доски, диафильмов, кинофильмов, телепоказа (режим пользования) и других видов учебных пособий, ис пользуемых не только учащимися школ, но и студентами (таблиц, графиков с учетом разных площадей аудиторий).

Особое внимание необходимо уделить вопросам гигиенического проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений: детских яслей-садов, школ-интернатов, санаториев — ночных для подростков и дневных для детей лесных школ, внешкольных и оздоровительных детских учреждений, отдельных элементов строительства—отдельно стоящих и встраиваемых в общие габариты зданий плавательных и плескательных бассейнов, школьных клубов, школьных мастерских, школьных цехов, дифференцированных и специальных классов, гимнастических залов, соляриев для детей, детских площадок на крышах в детских учреждениях. Одновре менно следует продолжать изучение вопросов гигиены и физиологии освещения и окра ски (света и цвета), акустики, шума, вибрации и ультразвука, вопросов комплектования групп детских яслей-садов, класса, спальни в интернатах и других типов детских учреждений.

Сюда же следует включить вопросы механизации и автоматизации (в плане строительства детских учреждений), пылеулавливания и пылеудаления, световой (вместо звуковой) сигнализации, освещения, вентиляции, санитарно-технического оборудования в комплексе с другими процессами учебного труда и быта, в комплексе с общим оборудованием. Детское учреждение, его оборудование и дворовый участок едины. Это в целом грандиозная проблема; к научному ее изучению едва лишь приступили. Ею должны заниматься гигиенисты совместно с архитекторами, светотехниками, строите лями, физиками.

Наступило время приступить к исследованию широким фронтом санитарного состояния возрастных контингентов в свете геронтологии. Большое внимание следует уделить изучению заболеваемости, выделив соматические формы, имеющие социальное значение и перспективные — в отношении их постепенной (скорейшей) ликвидации. Такими могут быть болезни сердца и сосудов у детей, эндокринопатии (сахарный диабет, зоб в первую очередь), стоматогении (кариоз с точки зрения профилактики ангины, тонзиллитов, ревматизма), туберкулез, болезни легких и кишок (ахлоргидрия) в плане профилактики канцерогенных факторов, болезни зрительной рефракции, де фекты слуха и речи, травматизм.

Необходимо изучить ряд научно-методических и организационно-гигиенических вопросов, к которым относится определение физиолого-гигиенических методов исследо вания в специфическом, возрастном разрезе. Речь идет и о новых конструкциях приборов для объективного анализа среди детей. До сих пор, например, нет типа таблиц для исследования остроты зрения для не умеющих читать, не знающих букв и цифр, кроме таблиц датского офтальмолога Естерберга. Сюда нужно включить работы, свя занные с вопросами классификации разделов нашей науки, вопросы номенклатуры, в том числе номенклатуры типов детских и подростковых учреждений, болезней и при чин смерти в возрастном разрезе; вопросы истории нашей науки в плане изучения ее развития в условиях социального прогресса России—СССР и роли в этих условиях отдельных деятелей. В эту группу работ необходимо включить также разработку Го сударственного кодекса здоровья детей и подрюсткрв как самостоятельного раздела Государственного санитарного кодекса СССР, предусматривающего, в частности, обязанности перед государством органов здравоохранения, народного образования, государственного управления (Советов депутатов трудящихся и его отделов) и советских граждан. .

Следует выделить вопросы психогигиены в плане изучения распространения и этиологии функциональных нервных расстройств неврозов, курения, состояния так назы-

ваемого полового вопроса, физической культуры, изучение павловских типов высшей нервной деятельности у детей с целью их изменения.

Выдвинутые направления научно-исследовательской работы уточнены только частично. Необходимо шире и глубже заняться организацией экспериментальных лабораторий на базах — в яслях-садах, домах ребенка, школах различного типа, на производстве. Новому институту, а за ним и кафедрами гигиены детей и подростков необходимо организовать дополнительные к гигиеническим научно-исследовательские лаборатории (класс-лаборатория, биохимическая лаборатория, светотехническая, шумовая, бактериологическая лаборатории и пр.), экспериментальные микроклиматические камеры с подвижными потолком, стенами (перегородками) из различных материалов, различной окраски, физиологические, гистологические лаборатории, виварии. Необходимо иметь мастерские, пусть сначала уголки, ячейки, где было бы возможно экспериментальное конструирование приборов и инструментов, рассчитанных на возрастные особенности изучаемых контингентов.

Необходимо разрабатывать темы комплексно с архитекторами, инженерами, педагогами, в частности психологами, биологами, клиницистами, организаторами здравоохранения. Отсутствие преподавания педагогики и психологии в Медицинских вузах, в частности при подготовке санитарных врачей, нужно считать дефектом, стремиться его исправить.

Следует шире изучать вопросы в краевом разрезе с учетом климатических, территориальных, экономических и социальных факторов и демографических показателей, характерных для данной республики, края, области.

Поступила 164 1Я60 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.