500 Dlm/мл. Из 24 проб, где обнаружены Cl. botulinum типа С, в 3 посевах культураль-ная жидкость содержала токсин 100—200 Dlm/мл, в 6 посевах — 400—500 Dlm/мл для белых мышей при внутрибрюшном введении. Из 134 проб, где найдены Cl. botulinum типа Е, только 11 содержали токсин 50—100 Dlm/мл, после активации), в 30 пробах токсин был в пределах 10—20 Dlm/мл, в остальных 102 — в пределах 4— 5 Dlm/мл. По-видимому, низкую токсичность культуральной жидкости можно объяснить антагонизмом той микрофлоры, которая попадает вместе с Cl. botulinum из почвы в питательную среду.
Таким образом, почва в районе рыболовных пунктов часто загрязнена Cl. botulinum, а это может способствовать экзогенному обсеменению рыбы при неправильном ее хранении и транспортировке после улова (хранение на почве, транспортировка навалом). Кроме того, в районах, где почва побережья сильно обсеменена Cl. botulinum, вода может содержать эти микроорганизмы, что в свою очередь может привести к эндогенному и экзогенному заражению рыбы. Все это необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
А ян ян К. М., Булатова Т. И., Матвеев К. И. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 114. — Б у р г ас о в П. Н„ Румянцев С. Н. Ж. микробиол., 1968, № 1, с. 160. — Виноградова И. Н. В кн.: Многотомное руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. М., 1962, с. 339. — Кравченко А. Т., Шишулина Л. М., Галкина Г. П. и др. В кн.: Анаэробные инфекции. М., 1960. — ШишулинаЛ. М. Гиг. и сан., 1962, № 4, с. 87.
Поступила 5/VII 1968 г.
УДК 613.644:622.7
гигиеническая характеристика вибрации и шума на рабочих местах дробильных фабрик горнообогатительных комбинатов
К. П. Антонова
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Кривой Рог
Увеличение добычи руды открытым способом и повышение качества продукции связаны с расширением существующих и строительством новых горнообогатительных комбинатов. В комплекс обогатительных комбинатов входят и дробильные фабрики. Измельчение руды на них осуществляется в дробилках крупного (I—II стадия) и мелкого (III—IV стадия) дробления. При этом от одного участка переработки к другому руда поступает по конвейерам, а погрузка на последние производится вибропитателями. Кроме того, между дробилками среднего дробления (КСД) и мелкого (КМД) установлены виброгрохота для отсева мелочи. При работе упомянутого оборудования генерируются вибрация и шум. Отмечено, что интенсивность шума в корпусе крупного дробления составляет 97—100 дб, мелкого — 98—107 дб (Н. А. Макаренко). Вместе с тем мы не встретили данных в литературе, характеризующих .вибрацию и шум на основных рабочих местах или указывающих на наличие вибрации рабочих мест.
Нами поставлена задача —дать гигиеническую оценку вибрации и шума на основных рабочих местах дробильных фабрик горнообогатительных комбинатов. Для этого на Центральном горнообогатительном комбинате Кривбасса проведены замеры параметров шума и вибрации на основных рабочих местах с помощью виброизмерительной аппаратуры фирмы «Брюль и Кьер». Виброизмерительный тракт состоял из шумомера, октавного анализатора, интегратора и датчика. Вибрацию измеряли по виброскорости, уровни которой получали в децибеллах. Затем показания в децибеллах переводили в показания виброскорости в сантиметрах в 1 сек. с помощью специальной линейки. Полученные данные сравнивали с предельно допустимыми уровнями, установленными Санитарными нормами и правилами по ограничению вибрации рабочих мест № 627-66. Для замеров шума использовали микрофон и тот же, что и для замеров вибрации, шумомер и октавный фильтр. По полученным в децибеллах уровням шума на среднегеометрических частотах октавных полос давали характеристику шума и оценивали его согласно Временным санитарным правилам и нормам по ограничению шума на производстве № 205-56.
Управление технологическим процессом дробильной фабрики автоматизировано и осуществляется 2 операторами с операторных пунктов. Работа же машинистов, находящихся непосредственно у вибрирующего и шумящего оборудования, состоит в наблюдении за ходом технологического процесса и работой машин и механизмов,
иногда в регулировании нагрузки на отдельные механизмы, в уборке рабочего места и ликвидации завалов при нарушении технологии (забивке течки вибропитателей или дробилок, завалке конвейера или грохота и пр.). На всех рабочих местах имеются кабины, расположенные на невибрирующих участках. Однако ими практически не пользуются, так как они чаще расположены в таких местах, откуда рабочий не видит все оборудование. Машинисты грохотов и дробилок заходят в кабины только во время телефонного разговора, машинисты вибропитателей III—IV стадии дробления находятся в кабине лишь 7% рабочего времени, а машинисты вибропитателей I—II стадии дробления—15%- Чаще всего рабочие находятся непосредственно у оборудования в местах интенсивного шума и вибрации.
Кабины не дают и достаточного звукоизолирующего эффекта. Например, в кабине машиниста вибропитателей I—II стадии дробления шум колебался в пределах 115—
118 дб, тогда как на открытых площадках этого рабочего места он составлял 110—
119 дб, в кабине машиниста вибропитателей III—IV стадии дробления соответственно 102—105 и 99—110 дб, машиниста конвейеров М-15 и М-16 —98—100 и 90—102 дб.
Замерами вибрации установлено, что на рабочих местах машинистов вибропитателей обеих стадий дробления, грохотов и дробилок II—IV стадии дробления вибрация превышает предельно допустимые уровни. Вибрация на рабочем месте машиниста вибропитателей I—II стадии дробления имеет пик энергии на среднегеометрической октавной частоте 63 гц и превышает предельно допустимые уровни над конвейером на коврике до 7 раз, а между питателями — до 17 раз. Вибрация на рабочем месте машиниста вибропитателей III—IV стадии дробления у конвейера-транспортера с пиком энергии на частоте 31,5 гц превышает предельно допустимый уровень в 2,8 раза. На ступеньке питателя, где стоит машинист при пробивке течки, вибрация более интенсивная и на частотах от 31,5 до 125 гц превышает допустимый уровень в 2,8— 4,4 раза. На рабочих местах машинистов грохотов и дробилок III—IV стадии дробления вибрация с основной массой звуковой энергии на частотах от 31,5 до 63 гц превышает допустимые уровни на площадках грохотов в 1,5—2,5 раза, а на площадках дробилок КСД — в 1,1—1,5 раза. У дробилок мелкого дробления, как и на всех остальных рабочих местах, вибрация выше предельно допустимых уровней не зарегистрирована.
Хронометраж показал, что рабочие подвергаются длительному воздействию вибрации. Так, машинист вибропитателей I—II стадии дробления пребывает на вибрирующем полу 39% рабочего времени, из них 19%—между питателями. Машинист вибропитателей III—IV стадии дробления находится на площадке у конвейера-транспортера 31% рабочего времени, на ступеньке питателя—9%. На машиниста грохотов общая вибрация влияет 67% рабочего времени, и на мишиниста дробилок III—IV стадии— 19%.
Шум на всех основных рабочих местах дробильной фабрики, за исключением тех, которые занимают машинисты вибропитателей I—II стадии дробления и машинисты конвейеров К-1 и К-2, широкополосный и превышает предельно допустимые уровни на 10—47 дб. В частности, на рабочих местах машинистов конвейеров разных марок интенсивность шума достигает 100—105 дб, машинистов дробилок, грохотов и вибропитателей III—IV стадии дробления—105—'110 дб, а на рабочем месте машиниста вибропитателей I—II стадии дробления — 110—119 дб.
В условиях шума машинисты проводят большую часть своего рабочего времени, например, машинист вибропитателей I—II стадии дробления — 6 часов 50 мин 85% рабочего времени), машинист грохотов—7 часов 11 мин. (90%), машинист дробилок III—IV стадии дробления — 7 часов 43 мин. (96%), машинист конвейеров М-15 и М-16 —6 часов 56 мин. (87%).
Итак, общая вибрация на рабочих местах машинистов вибропитателей, грохотов и дробилок и шум на всех основных рабочих местах превышают предельно допустимые уровни. Из многочисленных литературных источников известно, что эти факторы вредно влияют на организм человека и при длительном воздействии могут приводить к развитию патологии (Е. Ц. Андреева-Галанина; И. Я. Борщевский с соавторами; Т. Я. Орлова; Я- С. Темкин). В связи с этим при конструировании новых и реконструкции старых дробильных фабрик горнообогатительных комбинатов необходимо дальнейшее изыскание проектными организациями способов усовершенствования технологического процесса с целью автоматизации его для того, чтобы исключить пребывание рабочих у вибрирующего и шумящего оборудования или исключить вибрацию как действующий фактор. Сюда следует отнести замену вибропитателей самотечными и ленточными питателями. Должна быть предусмотрена также установка вибрирующего оборудования на фундаменте, рабочее место нужно отделить от вибрирующего основания и частей машин. На существующих дробильных фабриках целесообразно применить комплекс мероприятий, разработанных сотрудниками Криворожского НИГРИ, таких, как звукоизолирующие загрузочные устройства дробилок, элементы защиты нижней части дробилки, звукоизолирующее ограждение грохотов, элементы защиты поверхности течек грохотов для крупного материала.
Кабины для рабочих! должны быть звукоизолирующие, с достаточным обзором, расположены в удобном для наблюдения за всем оборудованием месте, оборудованы сидением с амортизаторами. Кроме того, целесообразно применять у рабочих индивидуальные средства защиты от шума — заглушки или противошумы.
Выводы
1. На рабочих местах машинистов вибропитателей, грохотов и дробилок III— IV стадии дробления вибрация пола превышает предельно допустимые уровни ее.
2. Шум превышает допустимые уровни его на всех основных рабочих местах.
3. Рабочие ряда основных профессий дробильной фабрики длительное время работают в условиях неблагоприятного воздействия на них шума и общей вибрации.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева-Галанина Е. Ц. Гигиеническое значение общих вибраций. Л., 1949. — Борщевский И. Я., Емельянов М. А., Корешков А. А., Теренть-е в В. Г., М а р к а р я н С. С., П е т р о в Ю. П. Общая вибрация и ее влияние на организм человека. М., 1963. — Макаренко Н. А. Гигиена труда, 1964, № 3, с. 31.— О р л о в а Т. Я. Проблема борьбы с шумом на промышленных предприятиях. М., 1965.— Т е м к и и Я. С. Профессиональные болезни и травмы уха. М., 1968.
Поступила 3/1V 1968 г.
УДК 613.8:613.96
опыт психогигиенической подготовки
рабочей молодежи, совмещающей труд с учением
Канд. мед. наук Л. А. Богданович Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения, Москва
Нервная система рабочей молодежи, совмещающей производственный труд и обучение в вечернее время, несет двойную нагрузку. К сожалению, вопросы психогигиены рабочей молодежи почти не освещаются в литературе. В связи с этим мы поставили перед собой задачу разработать некоторые аспекты санитарного просвещения с целью укрепления психического здоровья и профилактики неврозов у молодежи, сочетающей труд на производстве с учебой.
Работы проводили на базе медсанчасти, обслуживающей один из московских машиностроительных заводов и моторостроительный техникум, на вечерних отделениях которого учится рабочая молодежь этого предприятия. Изучали условия труда и отдыха рабочей и учащейся молодежи в цехах и учебных аудиториях, а также ее заболеваемость и санитарную культуру.
Как установлено, молодежь работает и учится в нормальных гигиенических условиях, но нарушает режим труда и отдыха. У молодых рабочих, занимающихся по вечерам в техникуме, повышена заболеваемость по сравнению с учащейся молодежью, которая на производстве не работает. Наряду с явлениями гипертензии и гипотонии у обследованного нами контингента наблюдаются функциональные отклонения нервно-психической сферы — переутомление, астено-невротические реакции, неврозы. Более высокий процент нарушений здоровья зарегистрирован у студентов старших курсов. Это можно объяснить тем, что студенты первых двух курсов регулярнее занимаются физкультурой и спортом, участвуют в подвижных играх на воздухе, чего не отмечается среди учащихся старших курсов. Студенты старших курсов больше загружены учебой, а, кроме того, многие из них имеют детей, на воспитание которых затрачивают время. У 70% студентов старших курсов преобладает пассивный отдых (кино, телевизор).
Из опроса молодежи по специально разработанным картам выяснилось, что ей, кроме общевыходного дня, представлено еще 2 свободных дня для выполнения домашних заданий; она имеет также много различных льгот, облегчающих условия ее труда и учебы. Несмотря на это, режим труда и отдыха опрошенных даже в дни, свободные от учебы в техникуме, нарушается. Студенты вечерних отделений недосыпают: продолжительность сна у них в среднем не превышает б'/г—б'/г часов. На воздухе молодежь бывает 1'/г—2 часа. Сюда входит и следование на работу, в техникум и обратно.
Среди опрошенных распространены вредные привычки, например, курение и употребление алкогольных напитков. Здесь сказывается влияние дурных привычек в семьях и на производстве. Из опроса, проведенного в моторостроительном техникуме, выяснилось, что 83% молодежи спиртные напитки впервые «пробуют» на семейных торжествах, 10% с товарищами. Лишь 7% молодежи не знает вкуса спиртных напитков. Более 2/з (80%) обследованных обеспечено благоустроенной жилой площадью. Остальные живут в удовлетворительных условиях. Однако постоянное место для занятий дома имеет только 62% молодых рабочих, что не может не отразиться на успешном выполнении ими домашних учебных заданий.