Научная статья на тему 'Актуальные задачи психогигиенической работы'

Актуальные задачи психогигиенической работы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи психогигиенической работы»

80—90° дает за 30 минут значительный процент гибели (50—80). Повышение температуры до 95° при той же экспозиции повышает эффект до 60—97%, а температура 95—97° при 40 минутах дает ЮО'/о! гибель спор. Во всех случаях споры были защищены белком и окружены 2 слоями бумажной и 1 слоем суконной ткани. Максимальная плотность загрузки камеры— 10,2 комплекта одежды на 1 м2.

Так же как в опытах с другими тест-объектами, не наблюдалось колебания в эффективности, в зависимости от точек локализации тест-объектов по вертикалям и горизонталям камеры.

Эффективность действия паровоздушной смеси на споры антракоида при 95—97° за 40 минут не должна удивлять, так как терморезистентность подопытных штаммов, как указывалось, 35 минут под действием кипятка, а резистентность спор антракоида к текучему пару при 100° составляет 5—7 минут.

Заключение

Паровоздушная смесь может быть рекомендована для дезинсекции {при паразитарных тифах и бытовой завшивленности) и дезинфекции (при инфекциях дыхательных путей и кишечных, а также при сибирской язве) при условии соблюдения указанного режима работы.

Проф. М. С. ЛЕБЕДИНСКИЙ

Актуальные задачи психогигиенической

работы

Из Института психиатрии Академии медиц"нских наук СССР

Среди разделов медицинских наук, посвященных вопросам предупреждения заболеваний и укрепления здоровья, психогигиена должна занимать одно из первых мест. Бесповоротно пройден этап развития медицины, на котором нервно-психическое здоровье рассматривалось изолированно от соматического здоровья и наоборот. Нервно-психическая сфера играет весьма важную роль в происхождении и течении многих тяжелых заболеваний внутренних органов. Ни у кого не вызывает, например, сомнений большое участие нервно-психической сферы в патогенезе гипертонии, язвенной болезни желудка и кишок, астмы, ряда сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний.

Опыт Отечественной войны и послевоенного периода с особенной ясностью показал, что все повреждения периферических органов неизбежно включаются в единую патологическую систему, в которой патология нервно-психической сферы нередко начинает занимать одно из глазных мест. По сути в каждом соматическом заболевании, в его течении и следствиях значение нервно-психической сферы огромно.

Если обратиться, например, к проблеме временной нетрудоспособности, то станет ясным, что значение патологии нервно-психической сферы далеко не исчерпывается случаями, в которых освобождение от работы непосредственно вызвано заболеваниями центральной нервной системы. В очень многих случаях здоровая нервная система и психика обеспечивают большие возможности компенсации нарушений со стороны различных органов и, наоборот, расстройства нервно-психической сферы снижают возможности такой компенсации, обусловливая нетрудоспособность. Такая роль нервно-психической сферы в возникновении и течении соматических заболеваний и в возникновении в связи с ними временной

нетрудоспособности обусловливает значение при этих заболеваниях психогигиенических мероприятий.

Вместе с тем и наиболее специфические задачи психогигиены не могут решаться эффективно и правильно в отрыве психогигиены от общей гигиены, ее задач и методов. В ряде областей задачи предупреждения общей заболеваемости и заболеваемости нервно-психической сферы полностью совпадают. Такова, например, область профилактики инфекций. Но даже в областях, казалось бы, наиболее специфических именно для психогигиены, место общегигиенических вопросов не менее значительно, чем собственно психогигиенических. Укажем, например, на предупреждение психогенных заболеваний. Неблагоприятные, антигигиенические условия, несомненно, в значительной мере способствуют психотравма-тизации. Как сказать, является ли в этом смысле физкультура требованием гигиеническим или психогигиеническим?

Предельное сближение гигиены и психогигиены становится в свете современных знаний в высокой мере актуальной и важной задачей, и для ее разрешения нужно еще многое сделать, так как до сих пор мы продвинулись в этом направлении очень мало.

Конечно, для того чтобы работа в области психогигиены была в полной мере успешной, необходим контакт психогигиенистов не только с гигиенистами, но и с представителями всех других медицинских специальностей: педиатрами, хирургами, терапевтами, травматологами, школьными врачами и т. п.

Русская дореволюционная и особенно советская психиатрия сыграла очень большую роль в развитии психогигиены, несомненно, оказав влияние в этом отношении и на зарубежную науку. Корсаков, Мержеевский, Сербский, Бехтерев и другие русские психиатры еще в тяжелые времена царского режима развивали прогрессивные психогигиенические идеи.

Блестящее развитие и приложение профилактических идей после Октябрьской революции не могли не сказаться и на психогигиене. В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, Л. М. Розенштейн и другие советские психиатры много сделали для расцвета психогигиены в советское время. Несомненно, содействовали достижению успехов психогигиены и многие представители гигиенических дисциплин.

Серьезные теоретические ошибки в работе некоторых советских психогигиенистов принесли много вреда успеху психогигиенической работы. Полностью преодолевшая ошибки в понимании психогигиены, характерные для зарубежных психогигиенистов, наша психогигиена должна активно заняться разрешением стоящих перед ней задач.

В первую очередь отметим задачи психогигиенической работы среди инвалидов Великой отечественной войны. Травмы черепные и внечереп-ные, напряжение и лишения, перенесенные во фронтовой обстановке, заботы о семье во время пребывания на фронте, переживания, связанные с переходом на инвалидность значительно ослабили нервную систему очень многих из них. Предупреждение новых психических травм и неоправданного перенапряжения нервно-психической сферы у этой группы населения имеет особенно большое значение.

Отсюда — возросшая роль правильного трудоустройства. Предоставление пострадавшему на войне такой работы, которая, с одной стороны, не поставит его в очень трудные условия, а с другой — не снизит его квалификации и заработка, — важная государственная задача.

Нам нужно многое сделать в деле повышения качества и расширения объема работы по обучению инвалидов, безвозвратно утративших прежнюю профессию, новой специальности.

В частности, эта работа должна быть лучше поставлена в госпиталях для лечения инвалидов, учреждениях социального обеспечения, специальных лечебно-профилактических учреждениях, специальных восстановительных центрах и т. п. Эти учреждения, несомненно, могут расширить

свои возможности, организовав совместную работу с производственными предприятиями, совхозами, колхозами, промкооперацией ¡и т. п.

Все мы знаем о волнующих случаях возвращения раненых, потерявших одну и даже обе конечности, на фронт, в боевую обстановку и с успехом продолжавших там свое благородное патриотическое дело служения родине в боевом строю. Этому способствовала не только личная доблесть инвалидов-героев, но и обеспечение их соответствующими протезами, дающими возможность выполнять ту или иную работу.

И по окончании войны протез высокого качества, изготовленный с учетом всех индивидуальных особенностей его носителя и профессиональных его интересов, также возвращает к полноценному труду огромное количество людей, потерявших на фронте конечности. Но все ли хорошо обстоит в этой области? Этого, к сожалению, нельзя сказать. Качество протезов далеко не всегда находится на достаточной высоте. Индивидуальные особенности сплошь и рядом мало учитываются при протезировании. Сроки изготовления и ремонта слишком затягиваются. Повышение качества протезов, более короткие сроки изготовления и снабжения ими и своевременный ремонт повысят трудоспособность очень многих инвалидов и предупредят в ряде случаев их тяжелую психическую травмати-зацию.

Мы пытались проводить психогигиеническую работу среди получающих протезы в ЦИТО и смогли убедиться в том, насколько такая работа полезна.

Врачи далеко не всегда уделяют достаточное внимание болевым явлениям травматического происхождения. Боли тяжело отражаются на центральной нервной системе страдающих ими длительно. Своевременное и активное лечение болей, в частности, ампутационных, является задачей большой важности. Такое лечение способно предупреждать развитие тяжелых нервно-психических синдромов.

Мы нередко наблюдали развитие форменных «неврозов протезированных» на почве неумения пользоваться протезом (ножным). Неврозы эти выражались в боязни ходить с помощью протезов, в значение которых больной не хотел верить. Очень часто основной причиной этих неврозов было то, что больные не получали исчерпывающего инструктажа, как пользоваться протезом. При организации помощи потерявшим конечности должны быть в большой мере соблюдены психогигиенические требования. Большую опасность для перенесших военную травму, особенно черепную, представляет алкоголь, действие которого особенно тяжело сказывается на центральной нервной системе. Дело врачей — усилить соответствующую предупредительную работу.

Необходимо распространять среди инвалидов войны знания по уходу за культей, пользованию протезом, а среди всего населения — знания по уходу за инвалидами, перенесшими травму центральной нервной системы, и т. п.

Некоторые инвалиды войны очень тяжело переживают нечуткое отношение со стороны окружающих. Здесь следует прежде всего указать на перенесших ранение лица. Всякое внимание окружающих, направленное на их пострадавшее от травмы лицо, они воспринимают крайне тяжело. Соответствующая пропаганда должна помочь советским людям более чутко и бережно относиться к раненым воинам и не травмировать их психики.

Раненые упомянутой группы, как и некоторые другие, часто подвергаются многочисленным операциям и длительное время находятся в лечебных учреждениях, отрываясь от труда и нормальных форм общения с обычной для них средой. Отсутствие соответствующей специальной заботы о таких больных при наличии большой физической и психической травмы р. ряде случаев может привести к патологическим реакциям с их стороны. Во всех подобных случаях особенно большое значение приобре-

тает соблюдение необходимых психогигиенических .требований в самом процессе лечения.

Как в физическом, так и в умственном труде для пострадавших на войне могут, естественно, возникнуть повышенные трудности. Иногда они являются следствием нарушения органов движения и опоры и в ряде случаев могут быть устранены небольшим, легко осуществимым приспособлением рабочего места или инструмента. В других случаях эти трудности возникают как следствие болезненного состояния нервно-психиче-с>кой сферы и также могут быть устранены правильной организацией работы.

В этом отношении заслуживает большого внимания учебная работа студентов-инвалидов Отечественной войны в вузах. Проводящиеся сотрудниками Института психиатрии исследования показывают, что очень многие студенты-инвалиды, полностью сохранив способность овладеть предметом, испытывают некоторые затруднения в особых случаях. Так, например, некоторые из них на занятиях могут отвечать на вопросы не сразу, а после некоторой паузы, другие испытывают особенное эмоциональное напряжение на экзаменах и т. п. С такими особенностями можно считаться без ущерба для дела и, таким образом, помогать инвалидам преодолевать их.

Говоря о психогигиенических условиях для занятий студентов-инвалидов, уместно коснуться и такого запущенного у нас участка психогигиенической работы, как гигиена умственного труда. До войны в ряде наших учебных заведений были организованы успешно работавшие консультации по организации умственного труда. Это правильно поставленное дело, несомненно, может сыграть существенную психогигиеническую и психопрофилактическую роль в отношении таких, например, существенных вопросов, как общежития для слушателей вузов и других групп учащихся, места для занятий, твердый и наиболее удобный режим дня, освещение, вентиляция, организация местных библиотек, условия сна и т. п. Удачное разрешение этих вопросов могло бы, несомненно, одновременно повысить работоспособность учащейся молодежи и укрепить ее здоровье.

В целях достижения тех же результатов существенное значение приобретает также и помощь молодежи в выборе жизненного пути, профессии и специальности, наиболее отвечающих склонностям, подготовке и состоянию здоровья каждого. Решать эти вопросы слишком упрощенно, конечно, нельзя, так как результаты могут быть отрицательными. Медицинские отборочные комиссии с участием психиатров и невропатологов в ряде учебных заведений уже неплохо ведут соответствующую работу, •но ее надо расширить и углубить.

Важным участком для развертывания психогигиенической работы является воспитание детей. В наших детских учебных заведениях в работу с детьми, к сожалению, мало вносится элементов психогигиены, так как педагоги зачастую недооценивают значение психогигиенического фактора в своей работе.

Наибольшее внимание в этом отношении должно быть обращено на детей, непосредственно пострадавших от войны. Многие из них перенесли длительное голодание, тяжелые физические и психические травмы, нанесенные им потерей родных и близких, многие были свидетелями тяжелых происшествий, оставивших неизгладимые следы в детской психике. Обычно дети глубоко страдают от своего увечья. Поэтому в отношении таких детей особенно нужен профилактический осмотр психиатра, специальный режим и другие психогигиенические мероприятия. Большое значение имеет психогигиеническая работа в детских домах, особенно в тех из них, где воспитываются пострадавшие в ходе войны дети.

Таким образом, школьная гигиена должна в большей чем до сих пор мере сблизиться с психогигиеной. Вопросы режима, утомляемости детей,

детских игр, неуспеваемости детей, являющейся следствием перенесенных болезней, должны рассматриваться в связи с проблемами психогигиены. чх

Велико значение психогигиенической работы и в лечебных учреждениях. Соприкосновение с лечебным учреждением, обращение к врачу,, помещение в больницу, назначение операции, процедура исследования и опроса больного определенным образом воздействуют на него. Для людей с выраженными чертами мнительности такое соприкосновение легко переходит в психотравматизирующий момент, если против этого не принимается необходимых предосторожностей. Особенно требуют к себе внимания в этом отношении больные, склонные к фобиям, и психопаты.

У нас нередко в литературе и устных выступлениях авторитетных специалистов обращается внимание врачей на возможность возникновения у больных иатрогении. При этом обычно имеют в виду случаи особой бестактности врача или повышенной психической ранимости больного-Случай иатрогении, к счастью, не столь частк.

Неменьшее внимание должны привлекать к себе случаи, не столь выразительные и более частые. Нужно учитывать возможность отрицательного влияния на психику больного не только высказанного врачом мнения о состоянии его здоровья, но и того, что, промолчав, не ободрив и не успокоив должным образом обеспокоенного своей болезнью больного, врач и этим наносит вред его здоровью. Как часто недостаточно осторожное оповещение больного о назначенной ему операции наносит ему тяжелую психическую травму. Неоправданная психическая травматизация больных допускается врачом в процессе неумелого собирания анамнеза и исследования больного. Сколько, например, вреда приносят больным проводящиеся в непривычной обстановке исследования кровяного давления, рентгеноскопия и т. п. Как часто травмируют больного письменные неосторожные заключения врача, данные больному на руки. Особого такта в этом отношении требует демонстрирование больных, часто проводящее ся без соблюдения необходимых психогигиенических требований.

Серьезные психогигиенические проблемы связаны с возрастом увядания и старения. Многие бытовые проблемы, как, например, шум, также заслуживают внимания психогигиениста. Нельзя не упомянуть здесь о сексуальной проблеме, алкоголизме и наркомании.

Большое значение в работе психогигиениста имеют организационные вопросы. Основным звеном психогигиенической работы должны быть не-вро-психиатрические внебольничные учреждения. Но сами они, конечно, не могут провести всей нужной практической работы. Большую роль здесь играет привлечение к работе в стационары (непсихиатрические) психиатров. Наряду с психиатрами, широкую практическую психогигиеническую работу должны проводить и врачи других специальностей. Для этого необходимо повышение уровня знаний врачей в области психиатрии, психогигиены и медицинской психологии. Последняя задача требует увеличения объема преподавания этих дисциплин в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей. В частности, в институтах усовершенствования врачей минимальный объем знаний должен быть дан врачам всех циклов.

Очень важно ознакомление педагогов с основами психогигиены. Мы считаем целесообразным введение соответствующего преподавания в вузах и техникумах, готовящих специалистов-педагогов. Велико значение санитарного просвещения среди широких кругов трудящихся. Нужны лекции и популярные брошюры, рассчитанные на специальные интересы отдельных групп населения: лекции для матерей о психогигиене воспитания, для студентов — о психогигиене умственного труда и т. п. У нас очень мало специальной литературы по психогигиене, и это, конечно, тормозит развитие практической работы и привлечение к ней врачей, педагогов и др.

В последнее время исследовательская работа в области психогигиены ведется недостаточно. Необходимо ее усилить и углубить. Наряду с психиатрами и гигиенистами, в ней должны участвовать физиологи, психологи и представители других специальностей.

Надо отметить с большим удовлетворением, что Ученый медицинский совет Министерства здравоохранения СССР недавно организовал под руководством и по инициативе действительных членов Академии медицинских наук В. А. Гиляровского и А. Н. Сысина психогигиеническую комиссию, которая успела развернуть значительную работу.

Эта комиссия вместе с научными обществами и исследовательскими институтами и должна возглавить психогигиеническую работу в стране и обеспечить ее развитие на правильных теоретических позициях, в нужных масштабах и соответствующих организационных формах.

Д. И. РЕЙТЫНБАРГ

Ценная литературная находка

П. Рудановский, Заметка об эпидемии травматических повреждений, 1873

Известно, какое внимание и интерес привлекает к себе за последние 30 лет проблема «личного фактора» в травматизме. Множество работ посвящено этой проблеме, причем поток подобных исследований не прекращается.

Общепринятая история вопроса восходит к 1911 г., когда Мюнстерберг сделал попытку объяснить причины аварий на городском транспорте некоторыми личными особенностями вагоновожатых. Однако еще в 1871 г. мало известный русский врач П. Рудановский сделал в Екатеринбурге (ныне Свердловск) на заседании Уральского общества любителей естествознания доклад о промышленном травматизме, опубликованный в 1873 г. в Записках Общества за 1872 г. в. 1 под названием «Заметка об эпидемии травматических повреждений».

В этой статье вопрос о роли человека в происхождении и сложном механизме производственной травмы впервые поставлен так всесторонне,, глубоко и своеобразно, что это может послужить основанием к пересмотру установившегося взгляда на научный приоритет в этой области.

Для того чтобы читатель смог вполне оценить эту работу, напомним кратко, к какому времени она относится. Это было 10 лет спустя после отмены крепостного права. Разоряемые непосильными податями и выкупными платежами крестьяне массами шли на фабрики и заводы. Фабриканты получали дешевую рабочую силу. Промышленность быстро развивалась.

Никакой борьбы с несчастными случаями на предприятиях не велось; более того, многочисленные несчастные случаи даже не регистрировались.

В таких условиях надо было обладать чутким вниманием к рабочим, незаурядной наблюдательностью, способностью к обобщениям, чтобы увидеть в травмах объект достойный изучения. Всеми этими свойствами отличался, повидимому, рядовой врач Рудановский.

Он придерживался современной нам точки зрения на множественность причин каждого несчастного случая и последовательно развивал этот взгляд:

«При анализе причин травматических повреждений вообще мы думаем, что здесь, как и в других болезнях, только известный ряд деятелей,, и притом в определенной комбинации, является способным вызвать то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.