Научная статья на тему 'Почему понятие психогигиены исчезает из российской психиатрии?'

Почему понятие психогигиены исчезает из российской психиатрии? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
683
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / СОЦИАЛЬНАЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХИАТРИЯ / ЗАМЕНА ПОНЯТИЯ / PSYCHOHYGIENE / SOCIAL PSYCHIATRY / PREVENTIVE PSYCHIATRY / REPLACEMENT OF CONCEPT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полищук Юрий Иосифович

Из современных руководств и учебников по психиатрии исчезли понятие и термин «психогигиена» без каких-либо объяснений. Взамен применяются понятия и термины «социальная», «экологическая», «превентивная» психиатрия, которые обладают стигматизирующим влиянием. Такая замена приводит к сужению и ограничению понимания и возможностей решения актуальных задач современной психогигиены и её дальнейшего развития в условиях наступившего социально-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полищук Юрий Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY THE CONCEPT OF PSYCHOHYGIENE DISAPPEARS FROM RUSSIAN PSYCHIATRY?

The concept and term ‘psychohygiene’ seems to have disappeared from psychiatric manuals and textbooks, without any explanations. Other concepts and terms are used instead, like ‘social’, ‘ecological’, ‘preventive’ psychiatry, all possessing stigmatising potential. This replacement narrows and restricts the realization and development of solutions for important issues of contemporary psychohygiene as well as its further progress in conditions of current socio-economic crisis.

Текст научной работы на тему «Почему понятие психогигиены исчезает из российской психиатрии?»

УДК 613.86

ПОЧЕМУ ПОНЯТИЕ ПСИХОГИГИЕНЫ ИСЧЕЗАЕТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ПСИХИАТРИИ?

Ю.И. Полищук

Московский научно-исследовательский институт психиатрии -филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России

За последние годы в процессе реформирования российской психиатрии в отечественной психиатрической литературе, наряду с появлением ряда новых понятий и терминов («коморбидность», «расстройства личности», «квантификация», «рандомизация», «аугментация», «стигматизация», «компла-енс», «копинг», «социальные когниции» и др.) происходит исчезновение или наблюдается тенденция к исчезновению некоторых традиционных психиатрических понятий, таких как «анамнестическое исследование», «клиническое мышление», «дифференциальная диагностика», «синдромальный пато-кинез», «внутренняя картина болезни», «врачебная эмпатия», «профессиональная интуиция», «деонтология». Из психиатрического лексикона происходит исчезновение понятия и термина «психогигиена». Понятие психогигиены полностью заменяется понятиями социальной психиатрии [6, 7, 20], экологической психиатрии [6, 15], валеопсихологии и превентивной психиатрии [32], здоровье-сберегающей вале-ологии [32, 36]. В двухтомном руководстве по психиатрии под редакцией А.С.Тиганова [29], изданном в 1999 году, в разделе «Разработка концепции охраны психического здоровья» понятие психогигиены отсутствует. Термина «психогигиена» нет в предметном указателе не только этого солидного Руководства, но и Руководства по социальной психиатрии под редакцией Т.Б.Дмитриевой и Б.С.Положего [30]. Нет упоминания о психогигиене и в национальном Руководстве «Психиатрия» [22], изданного в этом же году при участии ведущих российских психиатров. Психогигиена была исключена из современных учебников по психиатрии для студентов медицинских вузов [9,14, 33, 37].

В программе пятого Национального конгресса по социальной и клинической психиатрии, который состоялся в ноябре 2013 года под девизом «Охрана психического здоровья: состояние и перспективы развития», в названии представленных на конгресс докладов ни разу не упоминалось слово «психогигиена». Приведенные данные фактиче-

ского упразднения понятия психогигиены из российской психиатрии находятся в прямом противоречии с традиционным мнением С.С.Корсакова, П.Б.Ганнушкина, О.В.Кербикова, А.В.Снежневского, В.А.Гиляровского, Л.М.Розенштейна, Л.Л.Рохлина, М .М.Кабанова, Н.М.Жарикова, А.А.Портнова, Д. Д. Федотова, Г. К. Ушакова, Н. Д. Лакосиной, Б.Д.Карвасарского [1, 4, 8, 10, 12, 13, 16, 17, 19, 21, 23, 25, 28] и других видных отечественных психиатров о том, что психогигиена является неотъемлемым разделом и областью психиатрии.

Необоснованный отказ от понятия психогигиены, замена его понятиями социальной, превентивной или экологической психиатрии ведёт к ограничению и сужению понимания и возможностей решения важнейших и актуальных в настоящее кризисное время проблем и задач современной психогигиены, первичной психопрофилактики и психосоциальной реабилитации, их научной разработки и практического решения. Этот отказ противоречит всей истории развития мировой и отечественной психогигиены, тормозит её дальнейшее развитие. Помимо этого, замена понятия и термина «психогигиена» понятием «социальная психиатрия» сопряжена с негативным, стигматизирующим влиянием распространённых в российском обществе представлений о психиатрии вообще и социальной психиатрии в частности. Со страниц газет и телеэкранов до сих пор не сходят одиозные, уничижительные и оскорбительные выражения в адрес психиатрии: «психушка», «дурдом», «психи» и им подобные. Российская психиатрия до настоящего времени, к сожалению, не пользуется авторитетом и уважением не только среди населения, но и среди многих государственных чиновников в силу предосудительного к ней отношения и предубеждений, сформированных в общественном сознании средствами массовой информации в советское и постсоветское время. Термин же и понятие психогигиены не обладают такого рода стигматизирующим влиянием, так как ассоциируются с более социально- и психологи-

чески- приемлемым и нестигматизирующим понятием и термином «гигиена».

Большинство специалистов в области охраны психического здоровья всегда сходились во мнении о том, что психогигиена является междисциплинарной наукой, относящейся к общей и социальной гигиене, социальной и медицинской психологии и во многом к психиатрии (1-3, 8, 10,11, 13, 16-18, 25, 27, 34]. На всём протяжении своего развития психогигиена занималась научной разработкой и практическим решением важнейших вопросов сохранения и укрепления психического здоровья людей на общественном, групповом и индивидуальном уровнях. До настоящего времени в современной электронной Википе-дии и некоторых учебниках психогигиена определяется как наука о достижении и сохранении психического здоровья, как отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, изучающая и определяющая условия оптимального психического развития и функционирования человека. В Большой медицинской энциклопедии 1962 года издания психогигиена определялась как отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний [28]. Вместе с тем, она рассматривалась как профилактический раздел психиатрии. Такое же определение психогигиены было дано в Большой медицинской энциклопедии 1983 года издания [13]. В качестве добавления указывалось, что психогигиена ориентирует медицину на обязательный учёт наличных и потенциальных резервов личности, составляющих предмет внимания медицинской психологии.

Психогигиена тесно связана с первичной психопрофилактикой, задачи которой во многом переплетаются с задачами психогигиены и которая, по мнению авторитетных специалистов, является областью профилактической психиатрии [11, 26, 27]. Говоря о некоторых отличиях первичной психопрофилактики от психогигиены, В.К.Мягер (1976) считала главным предметом первичной психопрофилактики субклинические, предболезненные психические проявления. Главным же предметом психогигиены являются здоровые люди. Важной задачей психогигиены является создание и обеспечение условий для формирования гармонически развитой личности, а также условий для полного проявления её положительных свойств [8, 25].

Для ответа на вопрос, почему и на каких основаниях исчезает традиционное понятие психогигиены из российской психиатрии, следует хотя бы кратко рассмотреть историю возникновения и развития психогигиены [13, 28]. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивалась как часть психиатрии, выдвинувшаяся в социальную жизнь. Начало становления психогигиены в России многие авторы относят к 1887 году, когда на первом

съезде отечественных психиатров И.П.Мержеевский, А.И.Сикорский и С.С.Корсаков выступили с докладами по вопросам общественного психического здоровья. И.П.Мержеевский тогда поставил и рассмотрел вопрос о социальных причинах психических заболеваний. В докладе А.И.Сикорского «О задачах нервно-психической гигиены и профилактики» были намечены конкретные меры по укреплению психического здоровья населения. В выступлении С.С.Корсакова были рассмотрены вопросы организации внебольничной психиатрической помощи и вну-трибольничной психогигиены. С.С.Корсаков впервые в России выдвинул идею организации государственной психопрофилактики [16]. Большое внимание вопросам психогигиены уделял В.М.Бехтерев. В редактируемых им журналах публиковались работы по психогигиене труда, психогигиене в детском возрасте.

Термин «психогигиена» был официально введён немецким психиатром Р.Зоммером в 1900 году. Он же организовал первый германский психогигиенический союз. В 1908 году в США К.Бирс и А.Майер организовали первое психогигиеническое общество. В 1909 году был создан Американский национальный комитет психогигиены. В 1910 году на конференции психиатров США и Канады было принято решение о создании Международной ассоциации по психогигиене. В 1917 году был создан комитет по психогигиене в Канаде. В 1918 году был создан аналогичный комитет во Франции. С 1920 года создаются психогигиенические комитеты, лиги и общества в других странах Европы. В 1922 году состоялась первая международная конференция по психогигиене. Вторая международная конференция по психогигиене прошла в 1927 году. В 1930 году состоялся первый международный конгресс по психогигиене в Вашингтоне. В нём приняли участие 48 стран. От СССР участвовали основоположник советской психогигиены Л.М.Розенштейн и А.Б.Залкинд.

В 1924 году Л.М.Розенштейн при поддержке наркома здравоохранения Н.А.Семашко организовал первый невропсихиатрический диспансер, который явился главной организационной формой психогигиенической работы среди населения. Была намечена широкая программа психогигиенических мероприятий, в реализации которых принимали участие В.А.Громбах, Л.А.Прозоров, Д.А.Аменицкий, А.А.Чернуха, Е.Н.Довбня, П.М.Зиновьев [5, 38]. Основной целью психогигиены стало изучение влияния социальной среды на психическое здоровье. Созданный в 1928 году на базе Московского диспансера Институт невропсихиатрической профилактики во главе с Л.М.Розенштейном [26] стал центром психогигиенической работы в стране. В нём активно работали И.Г.Равкин, Л.А.Прозоров, Т.И.Гольдовская, Б.Р.Гурвич, И.А.Бергер, Ю.В.Каннабих. В 1932 году в Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра социальной психиатрии и

84

Ю.И. Полищук

психогигиены, которую возглавил Л.М.Розенштейн, избранный вице-президентом Международного комитета по психогигиене. В Украинском психоневрологическом институте были организованы психоневрологический диспансер и отделение психогигиены, в которых работали З.А.Гуревич и Л.Л.Рохлин. В 1932 году в системе Украинской психоневрологической академии был создан институт социальной психоневрологии и психогигиены, в котором научные и практические вопросы психогигиены разрабатывались А.Л.Альтманом, В.В.Браиловским, К.К.Платоновым, Л.Л.Рохлиным, А.Л.Лещинским, А.И.Плотичером, Т.И.Юдиным, А.И.Ющенко. В 1934 году на первом съезде психиатров и невропатологов Украины был заслушан большой доклад Л.Л.Рохлина [27] «Итоги работы и задачи психогигиены в СССР». Докладчик подчеркнул, что в центре внимания психогигиенистов должны быть прежде всего здоровые люди, у которых могут быть предпосылки возникновения психических расстройств. На съезде было намечено создание психогигиенических кабинетов в санаториях, пансионатах, домах отдыха. Главными задачами психогигиены были провозглашены: обеспечение успешного психического развития человека и его личности, охрана психического здоровья с учётом особенностей среды обитания и предупреждение с учётом факторов риска возникновения психических нарушений у людей. Эти задачи сохраняют свою высокую актуальность и в настоящее время. Основным инструментом для реализации задач, принципов и требований психогигиены является создание научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия и обеспечение различных видов социального функционирования человека.

Первый Европейский конгресс по психогигиене состоялся в 1933 году в Риме. Второй Международный конгресс по психогигиене состоялся в Париже в 1937 году. На нём был представлен доклад советских психиатров Р.Я.Голант и Я.А.Ратнера. К началу второй мировой войны лиги, комитеты и общества психогигиены существовали в 30 странах мира. Издавались журналы по вопросам психогигиены и психопрофилактики. После войны был создан отдел психического здоровья при Всемирной организации здравоохранения в Женеве. Была также создана Европейская лига психогигиены. В 1949 году был создан отдел психогигиены и комитет экспертов по психогигиене при Всемирной организации здравоохранения. Была признана необходимость организации при каждом национальном министерстве здравоохранения секции психогигиены. В 1954 году на пятом Международном конгрессе по психогигиене в Канаде опыт психогигиенической работы в СССР был представлен в докладе О.В.Кербикова. Комитет экспертов по психогигиене при ВОЗ ежегодно проводил заседания и предоставлял отчёты по проблемам психогигиены и психопрофилактике в разных странах мира

[24]. На пятом Всероссийском съезде невропатологов и психиатров в 1985 году М.М.Кабанов подчеркнул возрастающую роль психогигиены и психопрофилактики в современных условиях и необходимость повышения активности психогигиенических и психопрофилактических служб.

Преподавание психогигиены как самостоятельной дисциплины до второй мировой войны велось в высших медицинских и педагогических учебных заведениях и колледжах США, Германии, Австрии, Франции и других европейских стран. Издавались учебники и пособия по психогигиене. В России впервые курс лекций по психогигиене был прочитан А.С. Мендельсоном в 1901 году в Петербурге. В 1924 году Л.М.Розенштейном было начато преподавание психогигиены на медицинском факультете второго Московского государственного университета, а затем в Центральном институте усовершенствования врачей. С 1930 года в психоневрологическом Институте в Харькове и во втором Харьковском медицинском институте преподавание психогигиены велось Л. Л.Рохлиным [27]. В дальнейшем отдельные главы или разделы по психогигиене и психопрофилактике были выделены в учебниках по психиатрии для студентов медицинских институтов [4, 21] и руководствах по психиатрии [8, 35]. В 2008 году вышло пособие А.И.Севастьянова «Основы практической психогигиены» [31].

Однако в дальнейшем, как уже указывалось, психогигиена исчезла из учебной литературы по психиатрии без каких-либо объяснений. Термина «психогигиена» нет и в современной программе профессиональной переподготовки по специальности «Психиатрия», и в «Основах профессиональной образовательной программы дополнительного профессионального образования по специальности «Психиатрия» (2014). В то же время, в числе требований к уровню подготовки врача-психиатра и в перечне его профессиональных компетенций в упомянутой программе, как и в современной научной платформе «Психиатрия и зависимости», указаны знания и навыки, необходимость разработки проблем общей, специфической и избирательной профилактики психических расстройств, методов оценки индивидуального риска возникновения психических расстройств, методов снижения риска возникновения психических расстройств (профилактическая оценка, мероприятия по изменению неблагоприятного воздействия средовых факторов, нормализация психологического климата, выявление различных форм рискового поведения, оценка характера семейного функционирования, оценка уровня социальной адаптации и качества жизни пациентов). Врач-психиатр, как указано в этих документах, должен уметь планировать мероприятия по снижению риска возникновения психических расстройств, осуществлять мероприятия по устранению неблагоприятного воздействия средовых факторов, нормализации психоло-

гического климата, выявлению разных форм рискового поведения. Всеми этими вопросами традиционно занималась психогигиена. Но теперь ей в этом отказано. Не упоминается даже этот термин в современных руководствах и учебниках по психиатрии.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, должна ли традиционная самостоятельная дисциплина - психогигиена входить в состав социальной и профилактической психиатрии и получать своё дальнейшее развитие или не должна? Если не должна, то

почему? Полагаем, что следовало бы организовать научную дискуссию по вопросу о статусе современной психогигиены с участием психиатров и медицинских психологов и по её результатам дать аргументированные ответы на поставленные вопросы. Необходимо открыто и обоснованно сказать о том, почему традиционное понятие психогигиены исчезает или уже фактически исчезло из российской психиатрии, из руководств и учебников по психиатрии и каковы могут быть последствия этого акта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банщиков В.М., Леви В.Л. Современные задачи психогигиены и психопрофилактики // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А.Богданович и Д.Д.Федотова. М., 1971. С. 6-9.

2. Беляев И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. 232 с.

3. Богданович Л .А. О направлениях психогигиены в Советском Союзе и за рубежом // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А.Богданович и Д.Д.Федотова. М., 1971. С. 10-19.

4. Гиляровский В.А. Психиатрия. М., 1954.

5. Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 92-114.

6. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Социальная психиатрия // Психиатрия. Национальное руководство. М., 2009. С. 134-169.

7. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Социальная психиатрия // Психиатрия, Национальное руководство. М., 2009. С. 134-169.

8. Жариков Н.М. Психогигиена и психопрофилактика // Руководство по психиатрии. Т. 1 / Под ред. А.В. Снежневского. М.: Медицина. С. 284-291.

9. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. М., 2009.

10. Зурабашвили А.Д. О вопросах психогигиены и психопрофилактики в аспекте нравственности. Тбилиси, 1989. 56 с.

11. Иванова Т.И. Психогигиенические аспекты в работе психиатра // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А.Богданович и Д.Д.Федотова. М., 1971. С. 70-73.

12. Кабанов М.М. Некоторые проблемы психопрофилактики // Пятый Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М., 1985. С. 239-248.

13. Кабанов М.М., Спивак Л.И. Психогигиена // Большая медицинская энциклопедия. Т. 21. М., 1983. С. 329-332.

14. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия. М., 2006.

15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: Руководство. М.: ОППЛ, 2012. 536 с.

16. Корсаков С.С. Курс психиатрии. М., 1901.

17. Кербиков О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971.

18. Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача. Л., 1982.

19. Платонов К.К. Психогигиена, психология труда и личность // Вопросы психогигиены / Под ред. Л.А. Богданович и Д.Д. Федо-

това. М., 1971. С. 19-26.

20. Положий Б.С. Перспективы развития социальной психиатрии в России // XIII съезд психиатров России. М., 2000. С. 29.

21. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. М., 1971.

22. Психиатрия. Национальное руководство. М.: Гэотар-медиа, 2009.

23. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасар-ского. СПб., 1998.

24. Психосоматические расстройства. Тринадцатый доклад Комитета экспертов ВОЗ по психогигиене. Женева, 1965.

25. Рожнов В.Е., Чайгершвили Ю.П. Психотерапия, психопрофилактика, психогигиена // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент, 1979. С. 70-76.

26. Розенштейн Л.М. Распознавание болезненных нервно-психических отклонений при психогигиенических обследованиях // Психогигиенические и неврологические исследования. Т. II, Вып. 1. М., 1930. С. 64-88.

27. Рохлин Л. Л. Итоги работы и задачи психогигиены в СССР // Труды первого украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, 1935. С. 571-596.

28. Рохлин Л.Л. Психогигиена // Большая медицинская энциклопедия. Т. 27. М., 1962. С. 315-351.

29. Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. М., 1999.

30. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.С. Положего. М., 2009.

31. Севастьянов А.И. Основы практической психогигиены. М., 2008.

32. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск, 1999.

33. Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. Психиатрия и наркология. М., 2009.

34. Сердюковская Г.Н. Задачи психогигиены и пути её развития // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 7-16.

35. Сметанников П.Г. Психиатрия. Руководство для врачей. СПб., 2007.

36. Смирнов Н.К. Современная школа и здоровье учащихся // Роль курсов ОБЖ и БЖ в достижении целей новых ФГОС. Сергиев Посад, 2012. С. 11-20.

37. Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия. М., 2012.

38. Чернуха А.А. Опыт психогигиенической работы среди здорового населения // Психогигиенические и неврологические исследования. Т. II, вып. 1 / Под ред. Л.М. Розенштейна. М., 1930. С. 164-169.

ПОЧЕМУ ПОНЯТИЕ ПСИХОГИГИЕНЫ ИСЧЕЗАЕТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ПСИХИАТРИИ?

Ю.И. Полищук

Из современных руководств и учебников по психиатрии исчезли понятие и термин «психогигиена» без каких-либо объяснений. Взамен применяются понятия и термины «социальная», «экологическая», «превентивная» психиатрия, которые обладают стигматизирующим влиянием. Такая замена приводит к сужению и ограничению понимания

и возможностей решения актуальных задач современной психогигиены и её дальнейшего развития в условиях наступившего социально-экономического кризиса.

Ключевые слова: психогигиена, социальная, превентивная психиатрия, замена понятия.

WHY THE CONCEPT OF PSYCHOHYGIENE DISAPPEARS FROM RUSSIAN PSYCHIATRY?

Yu.I. Polischouk

The concept and term 'psychohygiene' seems to have disappeared from psychiatric manuals and textbooks, without any explanations. Other concepts and terms are used instead, like 'social', 'ecological', 'preventive' psychiatry, all possessing stigmatising potential. This replacement narrows and restricts the realization and

development of solutions for important issues of contemporary psychohygiene as well as its further progress in conditions of current socio-economic crisis.

Key words: psychohygiene, social psychiatry, preventive psychiatry, replacement of concept.

Полищук Юрий Иосифович - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела психической патологии позднего возраста Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России;е-таН: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.