Научная статья на тему 'Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова -110 лет научно-образовательной деятельности в лучших традициях отечественной психиатрической школы'

Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова -110 лет научно-образовательной деятельности в лучших традициях отечественной психиатрической школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмилович А.А.

110 лет возраст для кафедры медицинского вуза далеко не преклонный. Коллектив кафедры, преисполненный гордости за своих легендарных Учителей, готов нести эту ответственность и развивать их начинания в научно-практической, социально-просветительской и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Department of psychiatry and medical psychology, Russian national medical research University n. a. N. And. Pirogov - 110 years of scientific and educational activities in the best traditions of domestic school mental health

110 years old the age for the Department of medical school not old. The staff of the Department, preinsolvency pride in their legendary Uchitiley, ready to carry a responsibility and develop their undertakings in the scientific, socio-educational and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова -110 лет научно-образовательной деятельности в лучших традициях отечественной психиатрической школы»

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РНИМУ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА -110 ЛЕТ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

А.А. Шмилович

Заведующий кафедрой психиатрии и мед. психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

110 лет - возраст для кафедры медицинского вуза далеко не преклонный.

Коллектив кафедры, преисполненный гордости за своих легендарных Учителей, готов нести эту ответственность и развивать их начинания в научно-практической, социально-просветительской и педагогической деятельности.

Ключевые слова: психиатрия, кафедра, вуз, медицинский институт, учителя.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова была создана в 1906 г. под названием «Психиатрическая клиника высших женских курсов». Кафедру взяла под свое крыло Преображенская психиатрическая больница в Сокольниках. Возглавил кафедру выдающийся русский психиатр, крупный ученый, профессор Николай Николаевич Баженов. В самом начале своей карьеры Н.Н. Баженов больше года провел в Париже, работая в больнице Сальпетриер у Жана-Мари Шарко и в госпитале Святой Анны у Маньяна.

Н.Н. Баженов

Лекции Н.Н. Баженова были одновременно академичны и вдохновенны. Он заложил тради-

ции преподавания психиатрии в духе наглядного клиницизма, сделав обязательными практические семинары с самостоятельным ведением больных. Его клинические разборы собирали толпы студентов, вдохновляя юных врачей на освоение практических навыков диагностики и курации душевнобольных. Научные интересы Н.Н. Баженова были чрезвычайно разнообразны. Здесь и вопросы, связанные с лихорадкой, и роль биохимических веществ при аутоинтоксикациях, ведущих к нервным и психическим заболеваниям, и пределы внушения, и возможности психотерапии, и психозы при стихийных бедствиях и войнах, и вопросы циклотимии и шизофрении. Ряд работ Н.Н. Баженова посвящен вопросам патографии. Ему принадлежат патографические исследования Н.В. Гоголя, В.М. Гаршина, Ф.М. Достоевского, Ги де Мопассана, многих символистов и декадентов. За сборник «Психиатрические беседы на общественные и литературные темы» (1903) ему была присуждена премия имени А.С. Пушкина. В 1910-1912 гг. Н.Н. Баженов принимал активное участие в выпуске международного руководства по психиатрии.

Однако наиболее значимы заслуги Н.Н. Баженова в области организации психиатрической помощи и строительства психиатрических больниц. Так, например, Н.Н. Баженов был приглашен Рязанским губернским земством для консультаций по строительству психиатрической больницы в селе Голенчине, в которой он впервые в России (1885) ввел систему открытых дверей. На основании статистических исследований Н.Н. Баженов вывел закономерность территориальной «предельности полезного действия больницы» и закономерность ее переполнения хронически больными. В связи с этим он поставил вопрос о децентрализации психиатрической помощи и предложил организовать внебольничное лечение и призрение хронически больных в виде семейного патронажа. Летом 1887 г. впервые в России

со о

Ol

со о

ему удалось осуществить на практике семейный патронаж в селе Никуличи. Будучи главным врачом Московской Преображенской психиатрической больницы, он организовал новые отделения с двухстепенным обслуживанием больных, заменив надзирателей врачами-интернами, а санитаров — сестрами милосердия. В 1914 г. Н.Н. Баженов совместно с С.Л. Цетлиным выстроил и открыл психоневрологическую лечебницу на Донской улице.

В 1911 г. на съезде только что созданного Русского союза невропатологов и психиатров, первым председателем которого являлся Баженов, им был представлен тщательно разработанный итоговый «Проект законодательства о душевнобольных». В нем Н.Н. Баженов отмечал: «В вопросе о попечении о душевнобольных должны быть выдвинуты на первый план и законодательно определены: а) принцип распространения государственной заботы на всех душевнобольных страны и указание тех мероприятий, посредством коих должна осуществляться эта задача, и тех органов центральной власти и самоуправлений, и на кого эти обязанности возлагаются; в) условия, при которых допустимо лечение на дому, в собственной семье; с) при помещении больного в специальное учреждение должны быть достаточные гарантии тому, что при этом принципы неприкосновенности личности и индивидуальной свободы будут действительно нарушены только тогда, когда это императивно диктуется постигшей данное лицо психической болезнью».

И только Первая мировая война и прогрессирующая болезнь сердца заставили Баженова приостановить свою бурную деятельность. Н.Н. Баженов скончался в 1923 г. в Донской лечебнице, которой он отдал много сил, и был похоронен напротив нее, на кладбище Донского монастыря.

В.А. Гиляровский

Главным врачом Донской нервно-психиатрической лечебницы в те годы был Василий Алексеевич Гиляровский. Возглавив кафедру психиатрии, он реорганизует и расширяет больницу, организует детское психиатрическое отделение, амбулаторию и санаторное отделение. Кафедра психиатрии

в научно-лечебном отношении образовывала с лечебницей одно слитное учреждение, в котором все, как клинические, так и городские врачи составляли один коллектив, главой которого являлся В.А. Гиляровский.

Научно-исследовательская деятельность кафедры того периода выразилась в ряде работ как клинического, так и анатомо-биологического направления. В 1929 г. вышел из печати сборник кафедральных работ под названием «Психопатология и психопрофилактика детского возраста». В 1925 г. В.А. Гиляровский издает монографию «Введение в анатомическое изучение психозов». В 1935 г. вышла вторым изданием его «Психиатрия» и в 1938 г. — третьим. В 1949 г. выходит настольная клиника врача-психиатра — «Учение о галлюцинациях».

В.А. Гиляровский заведовал кафедрой психиатрии (психиатрической клиникой) с 1917 по 1952 г. Он по праву считается основоположником советской психиатрии. В 1945 г. им был основан Институт психиатрии АМН СССР. Под его руководством на протяжении многих лет изучалась клиника и новые методы лечения шизофрении, соматогенные и инфекционные психозы, нервно-психические расстройства военного времени, реактивные состояния. Особое внимание кафедра уделяла усовершенствованию психиатрической помощи, ее внебольничным формам, психогигиене и психопрофилактике.

О.В. Кербиков

В 1952 г. кафедру возглавил Олег Васильевич Кербиков — выдающийся психиатр, которого по праву можно называть основоположником отечественной школы пограничной психиатрии. Заслуги О.В. Кербикова заключаются прежде всего в том, что он внедрил принцип динамического изучения невротических расстройств и психопатий. Благодаря этому, психиатрическая наука обогатилась открытием «психопатических циклов Кербикова», «концепцией дизонтогенеза Ушакова», «невротическими развитиями Лакосиной», «динамикой неврозов Сергеева». Эти и многие другие блестящие работы Олега Васильевича и целой плеяды его учеников заслужено занимают ведущие места в

списках классических монографий отечественной психиатрии.

О.В. Кербиков опубликовал 78 своих оригинальных научных работ и монографий, 9 его статей помещены в Советскую энциклопедию. «Лекции по психиатрии» О.В. Кербикова со стенограммами его диалогов с больными (1954) и ныне остаются одним из лучших учебных пособий — мастер-класс диагностического и психотерапевтического искусства общения с пациентом. О.В. Кербиков — один из авторов учебника «Психиатрия», по которому и сейчас занимаются многие студенты-медики.

В 1965 г. кафедру возглавил Геннадий Константинович Ушаков. Он продолжил изучение клиники и динамики психических заболеваний с позиций сравнительно-возрастного подхода. Именно с этих позиций написан единственный в своем роде учебник «Детская психиатрия» (1973). Г.К. Ушаков — один из авторов действующих сейчас программ по психиатрии и медицинской психологии. В связи с принципиальной реорганизацией больницы им. Соловьева, кафедра избрала новым местом работы крупнейшую в Москве психиатрическую больницу № 1 им. Н.А. Алексеева и детскую клиническую психиатрическую больницу № 6 (в 1981 г.), ныне — Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой.

Г.К. Ушаков

С 1982 г. кафедрой заведовала профессор Надежда Дмитриевна Лакосина. Ею (в соавторстве с профессором Г.К. Ушаковым) написан учебник «Медицинская психология», выдержавший несколько изданий. Монография Н.Д. Лакосиной «Клинические варианты невротического развития» — одно из первых и наиболее полных исследований по этой проблеме. Под руководством профессора Н.Д. Лакосиной продолжены и расширены исследования в области пограничной психиатрии, в частности психологических и психопатологических аспектов аномалий поведения. Ею были сформулированы закономерности динамики психогенных расстройств, выявлены клинические варианты переходных состояний, уточнены клинические особенности и подходы к терапии. Она — соавтор двух открытий по диагностике психических заболеваний — шизофрении и

Н.Д. Лакосина

алкоголизма. Её перу принадлежат также монографии «Неврозы и невротические развития» (в соавторстве с профессором кафедры М.М. Труновой), «Экспедиция в гениальность» (в соавторстве), как бы пересекающиеся с работами по психопатологии творчества, оставленными основателем кафедры Н.Н. Баженовым. Профессор Н.Д. Лакосина — соавтор учебника «Психиатрия» (1995), основного пособия, используемого в преподавании на лечебных и педиатрических факультетах медицинских вузов страны, соавтор учебника «Клиническая психология» (2003).

С 1993 г. кафедрой руководил Игорь Иванович Сергеев, ученик Г.К. Ушакова. Он продолжал развиваемое на кафедре в течение многих десятилетий научное направление по изучению невротических состояний. В его докторской диссертации проведено многоаспектное исследование психогенных заболеваний с началом в инволюционном и старческом возрасте.

Круг научных интересов И.И. Сергеева был разнообразен: различные вопросы пограничной психиатрии и расстройств шизофренического спектра, сравнительно-возрастная психиатрия, избранные вопросы общей психопатологии, совершенствование классификации психических расстройств. И.И. Сергееву принадлежит значимый вклад в разработку различных сторон проблемы фобий (структурный анализ, типичные условия развития, прогноз, эффективность терапии), которые рассматриваются с различных позиций, с учётом их трактовок в современных международных классификациях, существенно отличающихся от традиционных, классических. При этом в основу научных разработок положен накопленный кафедрой опыт нозологической квалификации этих расстройств.

Одним из первых он изучил возможности и перспективы сложных и объемных клинико-ста-тистических исследований. Им сформулированы предложения по оптимизации фармако- и психотерапии различных вариантов расстройств ^ непсихотического уровня. И.И. Сергеевым раз- о работаны с позиций общей психопатологии такие темы, как бредовая деперсонализация, транзи- с^ торные эндогенные психозы, феноменология ^

СО

О CN

CN

Ol

И.И. Сергеев

аутодеструктивных действий без цели ухода из жизни, патопластические факторы бреда ревности у больных шизофренией.

И.И. Сергеев — автор двух учебников, в соавторстве — «Психиатрия»(2002) и «Клиническая психология» (2003), раздел «Психиатрия позднего возраста» в многотомном руководстве по геронтологии, главы в коллективной монографии.

Совсем недавно Игоря Ивановича не стало. Около года кафедру возглавляет его ученик — автор этой статьи.

Современные требования к педагогическому процессу в значительной степени отличаются от предыдущих. К сожалению, всё большее значение в преподавании медицинских дисциплин уделяют не клинической, а стандартизованно-математической модели. Множество тестов, программ-контролей, схем, стандартов и других довольно оторванных от клинических реалий педагогических методов занимают доминирующее положение в вузе. Всё больше и больше разговоров не о клинически ориентированном семинаре со студентами «у постели больного», а о дистанционном образовании, муляжах и тренажерах. Особенно чудовищно (а для психиатрии — нелепо) выглядят скопированные у западных коллег формы проведения экзамена с участием профессиональных актеров, изображающих ту или иную патологию. Эти и многие другие обстоятельства текущих реформ образования ставят перед коллективом кафедры непростую задачу по реорганизации педагогического процесса с включением в него максимально возможного количества учебных часов по приобретению практических навыков интервьюирования душевнобольных, сбора анамнеза, оценки и описания психического статуса, синдромально-нозологи-ческой квалификации состояния и оценки динамики психопатологии. В связи с этим в настоящий момент семинары насыщены множеством клинических разборов. Студенты большую часть времени проводят внутри отделения в общении с больными, а не в учебной комнате за заполнением тестов. Главной результирующей практического курса является академическая история болез-

ни, которая, наряду с множеством психических статусов, составленных на протяжении цикла, выносится на экзамен. Педагогический процесс дополняется множеством факультативных мероприятий. Работу студенческого научного кружка и знаменитых в московской студенческой жизни последних 30 лет Баженовских чтений сегодня дополнили ежегодные олимпиада по психиатрии и студенческая научно-практическая конференция «Кербиковские школы».

Одним из самых значимых для кафедры событий последнего времени явилось учреждение Университетской клиники психиатрии на базах психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой. Подобный сплав науки, практики и образования, безусловно, расширяет возможности кафедры в проведении научных исследований, внедрении их результатов в практику и преподавании психиатрии в соответствии с новой моделью, описанной выше. В свою очередь, городское здравоохранение получает возможность эффективнее использовать научно-практический и консультационный потенциал кафедры, а врачи больницы, ставшие сотрудниками Университетской клиники, — реализовать свои исследовательские потребности в диссертационных работах под руководством кафедры.

110 лет — возраст для кафедры медицинского вуза далеко не преклонный. Сегодня, оглядываясь назад и осознавая масштаб тех Личностей, которые создавали славу и традиции кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, трудно не переживать высокую ответственность, которая возлагается на современников, принявших эстафету истории. Тем не менее коллектив кафедры, преисполненный гордости за своих легендарных Учителей, готов нести эту ответственность и развивать их начинания в научно-практической, социально-просветительской и педагогической деятельности.

The Department of psychiatry and medical psychology, Russian national medical research University n. a. N. And. Pirogov — 110 years of scientific and educational activities in the best traditions of domestic school mental health

A. A. Shmilovich

Head of the Department of psychiatry and honey. psychology Sbei HPE RNSMU. N. And. Pirogov, Moscow

110 years old - the age for the Department of medical school not old.

The staff of the Department, preinsolvency pride in their legendary Uchitiley, ready to carry otvetstvennost and develop their undertakings in the scientific,socio-educational and pedagogical activities.

Keywords: psychiatry, Department, University, medical school, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.