Научная статья на тему '110 лет кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии СГМУ'

110 лет кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии СГМУ Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
107
41
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ПСИХИАТРИЯ / PSYCHIATRY / ПСИХОТЕРАПИЯ / PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Балашов П.П.

В статье представлена история кафедры, названы имена ее основателей. Освещены ключевые события научной жизни кафедры. Обозначены перспективы развития.

110th jubilee of psychiatry, narcology, psychotherapy and medicak psychology Departament of SSMU

In the article there are introduced the history of Departament, the names of its grounders, the key events of scientific life of the departament, the prospects of its development.

Текст научной работы на тему «110 лет кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии СГМУ»

110 лет кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии СГМУ

Балашов П.П.

1U

110th jubilee of psychiatry, narcology, psychotherapy and medical

psychology Department of SSMU Balashov P.P.

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

© Балашов П.П.

В статье представлена история кафедры, названы имена ее основателей. Освещены ключевые события научной жизни кафедры. Обозначены перспективы развития.

Ключевые слова: история медицины, психиатрия, психотерапия.

In the article there are introduced the history of Department, the names of its grounders, the key events of scientific life of the department, the prospects of its development.

Key words: the history of medicine, psychiatry, psychotherapy.

УДК 616.89 (09)

Чтение курса нервных и душевных болезней для студентов VII семестра началось в Императорском Томском университете с осени 1891/92 учебного года. Кабинет и лаборатория клиники первые годы помещались в подвальном этаже общего клинического здания. Первому профессору по кафедре нервных и душевных болезней, Якову Афанасьевичу Анфимову, приходилось пользоваться для лекций и демонстраций амбулаторными больными и пациентами больницы ведомства Общественного призрения. Только с осени 1893 г. для клиники было отведено помещение на втором этаже; оно состояло из кабинета, лаборатории, двух палат (на 5 больных каждая) и одной небольшой комнаты для душевнобольных студентов. В первое время существования клиники число стационарных больных не было значительным (22—47 чел. в год), также и число амбулаторных больных редко превышало 500 человек в год.

Я.А. Анфимов энергично взялся за решение вопросов базы. В 1892—1893 гг. не было ни одной койки для содержания больных. На основе устной договоренности для неврологических больных было выделено по одной койке в аку-

шерской и терапевтической и две — в хирургической клиниках. При этом их заведующие выражали недовольство тем, что приходится тесниться из-за клиники нервных болезней [4].

Яков Афанасьевич Анфимов

Я.А. Анфимов с самого начала работы много внимания уделял преподавательской деятельно-

сти. Им была составлена программа преподавания психиатрии студентам IX и X семестров из расчета по одному двухчасовому занятию в неделю. «Осеннее полугодие: Общая психопатология. Расстройства в познавательной сфере, в сфере чувств, в сфере воли. Физические расстройства у душевнобольных. Этиология душевных болезней. Патологическая анатомия при душевных болезнях. Главные основы лечения. Устройство домов для умалишенных. Весеннее полугодие: Частная психопатология. Классификация душевных болезней. Психоневрозы. Психические вырождения. Душевные болезни с органическими изменениями черепного мозга. Идиотизм и кретинизм».

Далее программы расписывались более подробно. Так, при изучении частной психопатологии рассматривались «мрачное помешательство, последовательное слабоумие, вырождение, идиотизм» и т.д.

Для изучения психиатрии «на больных в натуре» проводился прием амбулаторных больных при клинике «два раза в неделю по понедельникам и четвергам от 5 до 7 часов пополудни».

С 1 января 1894 г. приступает к работе на кафедре первый ординатор Л.М. Левковский (приказ попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 15.01.1894).

После отъезда Я.А. Анфимова с 1 февраля 1895 г. заведование кафедрой перешло к профессору М.Н. Попову.

Новый заведующий основное внимание уделял улучшению психиатрической помощи и преподавания. По инициативе Михаила Николаевича был открыт отдельный психиатрический барак на 10 больных, и, несмотря на то, что сначала содержание в нем было платным и поэтому не могло быть общедоступным (5—75 руб. в месяц), все же годичное число пациентов возросло вдвое. Затем при клинике был оборудован гидротерапевтический кабинет, что способствовало увеличению и числа амбулаторных больных, для лечения которых тогда же были добавлены вечерние часы. С переходом содержания психиатрического барака на штатные клинические средства и в связи с открытием нового здания амбулатории (1902) число стационарных и приходящих больных возрастало до 1908 г., после чего оно не-

сколько снизилось из-за закрытия психиатрического барака и уменьшения числа врачей при клинике до одного-двух.

Предметами увлечения М.Н. Попова были физиотерапия и гипнотерапия. Он очень активно добивался средств на открытие кабинета физиотерапии при клинике нервных болезней, а когда ему в этом было отказано, повысил плату за лечение и на эти деньги приобрел оборудование для физиолечения.

Открыть клинику с содержанием ее за счет университета так и не удалось. В 1898 г. врач А.И. Бинерт подал «прошение об открытии частной лечебницы для нервно - и душевнобольных» [1]. К заявлению прилагались разработанные правила больницы, а также лестная характеристика Бинерта, подписанная М.Н. Поповым. В октябре 1898 г. все документы были высланы в МВД, и 20 января 1899 г. приказом < 107 министерство разрешило открыть клинику. В уставе клиники были предусмотрены правила внутреннего распорядка, в том числе незамедлительная выписка больных при неуплате в срок.

Клиника представляла собой небольшой дом из 6 комнат недалеко от больницы Приказа (рядом с современным главным корпусом медицинского университета). В ней было десять коек, плата за пользование палатой на одну койку — 75, на две — 50 рублей в месяц.

За год через клинику проходило в среднем 50—60 человек. Это небольшое учреждение, где томская клиническая психиатрия получила свое пристанище, оказало большую услугу делу преподавания психиатрии. «Весь секрет преимущества этой больнички заключается в том, что она давала возможность каждому студенту-медику V курса прокурировать душевнобольного. Студент... невольно заинтересовывался больными, вступал с ними в беседу» [2]. В клинике душевных болезней количество пользованных больных не превышало 35—40 человек.

Большое внимание М.Н. Попов обращал на преподавательскую работу. Лекционный курс преимущественно читал сам профессор, а практические занятия и клинические разборы проводили ординаторы А.М. Левковский и Л.М. Орлеанский. Однако лечебная работа зани-

мала у ординаторов все больше времени, и с 1 июня 1899 г. к работе приступил первый ассистент кафедры Л.-Р.И. Бинерт.

Интересы сотрудников кафедры были разнообразными. Так, М.Н. Попов изучал проблемы гипноза, истерических расстройств; ординатор Л.М. Орлеанский специально «рассмотрел» нервные и душевные болезни у студентов университета. Сообщено, что «на 400 студентов в 1896 г. обращались по поводу нервных заболеваний 24 студента, столько же и в 1897 г.». Основные диагнозы — «нейрастения — 11, меланхолия — 1, алкоголизмус — 1» [5].

Для улучшения педагогической работы студентам предлагались темы «для соискания наград медалями или почетными отзывами» (прообраз современного студенческого кружка). Так, в 1897 г. студентам рекомендовались темы: «Психофизиологические исследования внимания у взрослых индивидуумов», «Психофизиологическое исследование у лиц пожилого возраста»; в 1898 г. — «Психофизиологическое исследование внимания у детей»; в 1901 г. — «О влиянии света на здорового человека», «О влиянии воздушных душей на организм человека» и т.д.

Психиатрию преподавали на IV и V курсах. Тематика лекций ежегодно изменялась в соответствии с требованиями развивающейся науки. Так, в программе по психиатрии и неврологии уже в 1904 г. предусматривалось изучение раннего слабоумия (напомним, что первое описание его дается Крепелином в 1898 г.). Занятия со студентами вел профессор А.Г. Молотков, с 1904 г. — К.Н. Завадовский.

В 1909 г. было решено преподавать психиатрию в окружной лечебнице. Были приняты «Правила клинического преподавания душевных болезней в Томской окружной лечебнице для душевнобольных», в которых регламентировались взаимоотношения между преподавателями кафедры и сотрудниками больницы. Практические занятия некоторое время (около года) проводились в больнице.

Однако уже в 1910 г. клиника была закрыта, и ввиду отдаленности окружной больницы о регулярном курировании психически больных студентами не могло быть и речи. Несколько раз в год

Н.Н. Топорков совместно со студентами и врачами совершал поездки «экскурсионного характера для осмотра этого учреждения (психиатрической больницы) и для чтения лекций. Кроме того, иногда больные из психолечебницы доставлялись для лекции профессора в город». Эти поездки в психиатрическую больницу К.Н. Завадовский не без язвительности назвал «психиатрическими пикниками».

С 15 марта 1910 г. заведующим кафедрой был назначен профессор В.А. Муратов, бывший прозектор Преображенской больницы, директор Тамбовской и Саратовской психиатрических больниц. В Томске В.А. Муратов пробыл недолго — всего один год. При проф. В.А. Муратове, благодаря увеличению числа клинических коек, число стационарных и амбулаторных больных возрастает и доходит до 138 стационарных больных в год при 16 койках и до 1454 амбулаторных — при ежедневных приемах.

В 1911 г. В.А. Муратов «по высочайшему приказу» занял вакантный пост заведующего кафедрой нервных и душевных болезней Московского университета.

Владимир Александрович Муратов

Преемником В.А. Муратова стал профессор Н.Н. Топорков, который занимал этот пост до 1917 г. Н.Н. Топорков — прекрасный организатор и известный уче-

ный — много сделал для развития психиатрии и

неврологии. В частности, он первым в Томске ввел спинномозговую пункцию как диагностический метод. Современники характеризовали его как блестящего лектора, всегда собиравшего большую студенческую аудиторию.

Заседание кафедры ведет заведующий кафедрой Николай Николаевич Топорков (в центре)

Что касается материальной стороны, то на 1 января 1913 г. за клиникой числится имущество на сумму 11619 рублей 19 копеек, и вместо прежних 400 рублей ежегодно тратилось 683 рубля из штатных сумм, 250 рублей — из амбулаторных средств и 1400 рублей — из особых ассигнований на преподавание психиатрии.

Из научных коллекций клиники можно указать:

— небольшой патолого-анатомический музей,

— коллекция микроскопических препаратов,

— коллекция фотографических снимков больных (до 500 экз.),

— коллекция таблиц по неврологии,

— аппараты и пособия по экспериментальной психологии,

— библиотека (свыше 500 экз.),

— архив клинического материала (до 2000 скорбных листков).

Занятия в клинике с 1913 по 1917 г. проводились по определенной схеме: профессор, кроме одного руководительства и чтения лекций, осматривал и разбирал с врачами клиники больных, подлежащих приему и необходимых для лекций и демонстраций, производил в нужных случаях люмбальные пункции, консультировал больных из других клиник и пр. Ассистент вел ежедневные амбулаторные приемы, практические занятия со студентами, разбор со студентами приходящих больных, демонстрации аппаратов,

физических методов лечения и занятия в экспериментально-психологической лаборатории. Лаборант вел занятия в патолого-анатомической лаборатории и производил исследования у постели больных (мочи, крови и пр.). Ординаторы курировали больных, подготавливали их к лекциям и занимались у постели больных со студентами-кураторами.

Кроме того, несколько раз в год профессор совместно со студентами и врачами совершал поездки в окружную психиатрическую лечебницу для лекций и осмотра учреждения. Для предварительного осмотра психически больных профессор с лаборантом еженедельно посещали лечебницу. В подготовке больных из лечебницы принимали участие ее ординаторы. Экстерны клиники принимали деятельное участие в занятиях по указанию профессора и под наблюдением ассистента.

В 1918 г. по объявленному конкурсу заведующим кафедрой был избран профессор Л.И. Омороков (с 1936 г. заведовал кафедрой Казанского университета).

Несмотря на послевоенную разруху, коллектив кафедры в эти годы проводил не только педагогическую, но и большую научную работу.

Лекции по психиатрии читались на V курсе, а практические занятия проводились на VI. Блестящий лектор, Л.И. Омороков на всех лекциях демонстрировал больных, которых привозили из психолечебницы. «Кроме того, Л.И. Омороков посещал психолечебницу со студентами по выходным дням и там иногда читал лекции на материале больницы. Студенты группами, опять же по выходным, посещали окружную психолечебницу с ассистентами. Для поездок в зимнее время клиника имела 20—30 полушубков и пимов» [6].

В середине 20-х гг. студенты медицинского факультета Томского университета проходили врачебную практику в Томской психиатрической больнице. Например, в 1928 г. в ней практиковались 12 студентов четвертого курса.

Из ассистентов специализировались в психиатрии С.П. Волков (позднее, при разделении кафедр неврологии и психиатрии, перешедший на последнюю) и Я.Л. Виккер.

Профессор Л.И. Омороков много раз ставил вопрос о разделении кафедр невропатологии и психиатрии. «Создавали специальные комиссии, которые составляли сметы, проекты, посылали их в центр, и этим дело ограничивалось» [7]. Профессор Л.И. Омороков совершенно справедливо утверждал, что «существование кафедры неврологии и психиатрии затрудняет преподавание и той, и другой дисциплины, отрицательно влияет на научную работу. Кроме того, отсутствие психиатрической клиники отнюдь не способствует изучению клинической психиатрии».

В 1928 г. была создана кафедра психиатрии, объявлен конкурс на заведование и назначен первый и единственный ординатор, затем ассистент Я.Л. Виккер [3]. Для кафедры отвели три комнаты в отдельном крыле нового здания факультетских клиник, рядом с детской клиникой. В них располагались кабинет профессора и экспериментально-клиническая лаборатория. Кафедре психиатрии было передано все оборудование экспериментально-психологической лаборатории, часть имущества, учебных пособий, книг.

В 1929 г. на должность заведующего кафедрой был избран профессор Г.О. Гольдблат, а в 1930 г. открыта психиатрическая клиника на 25 коек. Она размещалась в деревянном одноэтажном здании в глубине Клинического (бывшего Тюремного) переулка. Лекции читались в аудитории Госпитальных клиник, от которых психиатрическая клиника находилась в 3 кварталах. Рядом с клиникой располагалась школа-санаторий для детей-эпилептиков. Ассистентами кафедры работали Л.Г. Ципес, Я.Л. Виккер, а затем М.П. Мордухович.

2 марта 1930 г. в торжественной обстановке была открыта клиника психиатрии (бывший переулок Тюремный, 6, ныне улица А. Иванова). Это был сравнительно небольшой ветхий деревянный домик из 14 комнат. Вначале здесь функционировало женское отделение на 15—16 человек, в мужском отделении было не более 3 человек (с 1931 до 1938 г. — 26, 1938 г. — 30 коек). Клиника существовала до 1949 г., после чего преподавание было полностью перенесено в психиатрическую больницу.

При профессоре Г.О. Гольдблате (он заведовал кафедрой до сентября 1934 г.) активно работала психофизиологическая лаборатория, задачей которой было психотехническое исследование учащихся и рабочих,

а также психофизиология труда.

На кафедре и в клинике в эти годы работали Л.Г. Ципес (до 1931 г.), Я.Л. Виккер, С.П. Волков, М.П. Мордухович, с 1932 г. — Е.К. Дубовцева.

Сотрудники вели научную работу, опубликовали ряд статей и небольших монографий.

Лекции по психиатрии читались на V курсе (в 1932 г. — на IV курсе), на занятия было отведено 52—56 ч, из них 20 — лекционных.

Сотрудники кафедры консультировали сложные случаи в психолечебнице и тесно контактировали с нервно-психиатрическим диспансером, а также школой-санаторием для детей-эпилептиков. Оба эти учреждения использовались для преподавания.

После отъезда Г.О. Гольдблата кафедра была вакантной до 1936 г. (исполнял обязанности заведующего кафедрой Я.Л. Виккер), с июля 1936 г. Наркомздравом РСФСР заведующим был утвержден профессор А.А. Перельман.

При профессоре А.А. Перельмане значительно улучшилась работа сотрудников кафедры, клиники, учебная и научная деятельность. Гораздо шире для демонстраций стали использоваться больные из психолечебницы, курация больных в клинике стала обязательной. Занятия проводились на V курсе (27 часов лекций, 18 часов практических занятий и 20 часов дополнительных занятий, используемых для кураций, — в 1937 г.). В последующие довоенные годы занятиям по психиатрии отводилось 32 ч лекций и 54 ч практики. Лекции читали в госпитальных клиниках, а практические занятия проводили не только в клинике, но и в больнице, психиатрическом кабинете центральной амбулатории и санатории для детей-эпилептиков. На кафедре работали Е.К. Дубовцева, М.П. Мордухович, И.М. Калико (аспирант 1936—1940 гг., кандидат медицинских наук с 1941 г., короткое время, в 1941 г., работала ассистентом кафедры), А.И. Дорогова (в 1936— 1938 гг. — старший лаборант кафедры, затем, до 1953 г., — врач больницы).

Александр Августович Перельман

Сотрудники кафедры регулярно проводили врачебные конференции, на которых демонстрировались редкие и сложные для диагностики случаи. Профессор и ассистенты постоянно консультировали во всех психиатрических учреждениях города. В то время вся амбулаторная служба проводилась одним врачом, и консультации сотрудников кафедры, по воспоминаниям старых врачей диспансера, были незаменимыми. Кроме того, сотрудники кафедры при необходимости участвовали в психиатрических экспертизах.

По-прежнему активной была научная деятельность. Профессор и сотрудники кафедры принимали участие во всесоюзных съездах невропатологов и психиатров, съезде врачей Западно-Сибирского края (1936), декадниках по эпилепсии. Постоянно в центральной и местной печати выходили работы сотрудников кафедры и врачей больницы.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников клиники и кафедры ушло на фронт. На оставшихся в тылу легла вся тяжесть врачебной и педагогической нагрузки.

Работники кафедры находились в постоянном деловом контакте с коллективом НИИ психиатрии, базирующимся в больнице. Основные научные исследования в эти годы были посвящены военной психиатрии: черепно-мозговым травмам, соматогениям у раненых. На эти темы в военные

и послевоенные годы был опубликован ряд статей.

Профессор А.А. Перельман постоянно консультировал не только в клинике и больнице, но и в специализированном эвакогоспитале, также разместившемся в больнице.

В 1942 г. сотрудники кафедры приняли участие в конференции, посвященной вопросам психиатрии военного времени. В связи с острой необходимостью большого количества врачей для фронта и изменением срока обучения программа по психиатрии была несколько сокращена, но педагогическая нагрузка не уменьшалась, так как увеличилось количество студентов. Всю педагогическую работу вели профессор А.А. Перельман и Е.К. Ду-бовцева.

В послевоенные годы было приложено много сил для улучшения хозяйственного обеспечения кафедры и клиники, привлечения новых кадров.

В 1958 г. состоялась конференция, посвященная 50-летию больницы. На конференции присутствовали многие видные ученые из разных городов страны. Научные сотрудники кафедры и врачи больницы выступили с докладами, получившими высокую оценку присутствовавших.

Большое значение придавалось привлечению новых кадров. В 50-х гг. на кафедре, помимо профессора А.А. Перельмана и доцента Е.К. Ду-бовцевой, работали ассистент Л.Н. Терентьева (до 1952 г.); с 1950 г. — ординатор, затем аспирант, а с 1956 г. — ассистент К.И. Кошкарева; с 1953 г. — ординатор, затем ассистент, с 1959 г. — доцент В.И. Запускалов.

Научная работа кафедры в эти годы проводилась по-прежнему интенсивно. Помимо описанной деятельности, сотрудники изучали вопросы реактивности при шизофрении и других психозах (Н.В. Васильев, ныне академик АМН; В.И. Запускалов); общей психопатологии (изменения мышления и речи при шизофрении — К.И. Кошкарева); лечение эпилепсии, психические изменения при инфекциях.

После смерти А.А. Перельмана исполняющим обязанности заведующего кафедрой стал В.И. Запускалов (с 1961 по 1967). Основными научными направлениями кафедры в эти годы были изучение острого и хронического мозгового синдрома в клинике и эксперименте, вопросы обрати-

мости психопатических развитий (ассистент И.Л. Кулев, кандидат медицинских наук с 1965 г., работал на кафедре с 1963 по 1971 г.). Изучались также механизмы алкоголь-антабусных реакций (ассистент К.П. Ковинский, работал на кафедре в 1961—1972 гг.).

Педагогическая работа проводилась исключительно на базе отделений больницы, количество учебных часов было 40—56 на группу, изучение психиатрии проводилось на V или VI курсе.

^

Виктор Иванович Запускалов

Педагогический процесс совершенствовался, вводились новые формы и методы преподавания (например, безмашинный способ контроля знаний — программированные задачи).

Сотрудники кафедры постоянно консультировали больных в стационаре, диспансере, принимали деятельное участие в работе общества невропатологов и психиатров.

В 1963 г. на базе кафедры и больницы была проведена конференция по проблеме эпилепсии и ее лечения. На конференции присутствовали видные специалисты из Москвы — А.И. Болдырев, Е.С. Ремезова. Работники кафедры выступили с рядом сообщений.

По материалам исследований, проводимых на кафедре, сотрудники публиковали статьи в местной и центральной печати.

С 1967 по 1994 г. кафедрой заведовал Е.Д. Красик.

В прошлом курсант 1-го Томского артиллерийского училища, в годы Великой Отечественной войны был командиром артбатареи, начальником разведки артбригады. Награжден боевыми орденами. После войны окончил медицинский институт, работал главным психиатром области. Является автором 317 печатных работ, в том числе 18 монографий, участником международных, всесоюзных и республиканских конгрессов, симпозиумов и съездов по психиатрии. Е.Д. Красик неоднократно привлекался в качестве эксперта Всемирной организации здравоохранения для работы за рубежом.

Евсей Давидович Красик

В 1988 г. возглавлял психиатрическую службу России по ликвидации последствий спитакского землетрясения. Под его научным руководством выполнено 40 кандидатских и 3 докторские диссертации, подготовлено 84 клинических ординатора и 15 аспирантов.

Основные направления деятельности кафедры психиатрии

Основная цель коллектива кафедры психиатрии за последнюю четверть века — развитие и оптимизация работы кафедры, начатой в предыдущие годы ее основателями — профессорами Я.А. Анфимовым, М.Н. Поповым, Н.Н. Топорковым, А.А. Перельманом и их коллегами-доцентами и ассистентами.

Кафедра психиатрии, как и любая другая клиническая кафедра, выполняет ряд взаимосвязанных задач. Главные из них — обучение студентов основам психиатрии и воспитание у них гуманизма и клиницизма; научные исследования и внедрение их результатов в психиатрическую практику; профилактическая, диагностическая, реабилитационная и экспертная работа, совершенствование структуры психиатрической и наркологической помощи, повышение квалификации, подготовка врачей высшей квалификации и молодых ученых — обучение их в клинической ор-динДгуревыволиенииурших задач, прежде всего, было необходимо создать материальную базу кафедры.

До 1967 г. кафедра располагалась в двух небольших комнатах Томской республиканской (после 1969 г. — областной) психиатрической больницы. Благодаря активной помощи главного врача больницы А.И. Потапова, несмотря на значительные трудности, кафедре были предоставлены большие площади, оборудованы тематические классы, но главное — была дана возможность проводить обучение студентов во всех функциональных отделениях больницы. Это позволило следовать основным принципам преподавания — клиническому подходу, демонстрации, клиническому разбору и курации больных, проведению реабилитационных программ.

На кафедре для оптимизации преподавания используется программированный контроль, решение ситуационных задач, работа на электронных тренажерах. Создан большой набор различных таблиц и схем. Однако для развития клинического мышления будущих врачей эти средства носят вспомогательный характер дополнения к основному клиническому методу преподавания — работе с больными.

Приоритет клиницизма полностью относится и к лекционному курсу по психиатрии.

Преподавание психиатрии кафедра проводит на всех врачебных, медико-биологическом и военно-медицинском факультетах. Полностью себя оправдало проведение занятий с врачами, обучающимися на факультете усовершенствования. Учитывая специализацию факультета, курс лек-

ций и семинарских занятий профилизированы применительно к будущей практической работе студентов.

Освоение курса психиатрии требует от студентов значительных усилий и времени, т.к. даже основы предмета включают большой объем материала, новую терминологию и принципы реабилитационных программ. В связи с этим трудно объяснить и тем более оправдать тот факт, что при актуализации проблемы психического здоровья, значительном расширении теоретической и клинической информации, реабилитационных программ, необходимых для повседневной деятельности врачей всех специальностей общемедицинской практики, в учебных программах медицинских институтов число часов, выделяемых на психиатрию с учетом даже курса медицинской психологии, сокращено на одну треть по сравнению с 1936 г. Поэтому большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям студентов, их работе с учебно-методической литературой. За 1967—1992 гг. разработано и издано массовым тиражом 18 учебно-методических материалов (Е.Д. Красик, В.И. Запускалов, Л.Я. Шеметова, В.Б. Миневич, И.РЬВемикпры е из учебных пособий по своему объему и содержанию приближаются к учебнику. Каждый студент при прохождении курса психиатрии получает набор необходимых учебно-методических пособий.

Более полному освоению курса способствует привлечение студентов к работе в УИРС и студенческом научном кружке (руководители в разные годы — В.И. Запускалов, В.Б. Миневич, И.Р. Семин, Е.М. Райзман). Эти формы студенческой деятельности способствуют и их профессиональной ориентации. Многие из кружковцев избрали своей врачебной специальностью психиатрию, стали высококвалифицированными специалистами, некоторые защитили кандидатские и докторские диссертации.

С 1967 г. сотрудниками кафедры психиатрии совместно с врачами Томской областной психиатрической больницы под руководством профессора Е.Д. Красика проводится долгосрочная программа исследований транскультурных клинико-эпидемиологических и организационных аспектов

реабилитации психически больных в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1982 г. эти исследования были расширены и углублены благодаря совместной работе с НИИ психического здоровья ТНЦ РАМН (директор — член-корр. РАМН А.И. Потапов, а с 1985 г. — член-кор. РАМН В .Я. Семке).

Результатом многолетней совместной работы с НИИ психического здоровья явилось издание первого в стране «Атласа психических заболеваний в Сибири и на Дальнем Востоке» (1988).

С 1967 г. начался и продолжается по настоящее время качественно новый этап — тесное взаимодействие сотрудников кафедры и больницы. По инициативе и при активном участии главного врача больницы А.И. Потапова (ныне академика РАМН) и заведующего кафедрой Е.Д. Красика была проведена реабилитационная перестройка всей деятельности больницы, разработаны теоретические основы и создана первая в стране система индустриальной реабилитации и модель наркологического диспансера. Большой вклад в решение этих задач внесли воспитанники кафедры, ныне кандидаты и доктора медицинских наук — А.Л. Шмилович, М.И. Петров, В.Б. Миневич, П.П. Балашов, Ф.Х. Миневич, Л.Я. Шеметова, Г.В. Логвинович и большая группа аспирантов, клинических ординаторов и практических врачей.

Практически с 1967 г. кафедра и больница представляли собой первое в стране единое функциональное объединение психиатров, хотя положение о научно-практическом объединении было утверждено лишь в 1976 г. В 1985 г. в его состав вошел НИИ ПЗ ТНЦ РАМН, и оно было реорганизовано в Томское научно-учебно-практическое объединение психиатров (сопредседатели совета — директор НИИ член-корр. РАМН профессор В.Я. Семке, завкафедрой профессор Е.Д. Красик, главный врач больницы заслуженный врач РСФСР канд. мед. наук М.И. Петров, а с 1992 г. — канд. мед. наук А.П. Агарков).

Опыт работы кафедры и больницы обобщается в методических рекомендациях для врачей, которые распространяются в масштабах страны, региона, области. Всего за период с 1967 по 1992 г. было издано 19 методических рекомендаций МЗ СССР и МЗ РСФСР для врачей.

Кафедра подготовила за четверть века 94 клинических ординатора и аспиранта. Многие видные ученые и организаторы здравоохранения, все главные врачи и подавляющее число заведующих отделениями психиатрических и наркологических учреждений Томской области обучались в клинической ординатуре или работали старшими лаборантами на кафедре психиатрии.

С 1994 по 1996 г. кафедрой заведовал В.Б. Миневич. Им было положено начало многим исследованиям, продолжающихся на кафедре и в настоящее время. Являясь основателем этнокультурального направления в научной работе кафедры, он был инициатором издания научной серии «Психиатрия в контексте культуры». Особое внимание уделялось изучению алкоголизма. В целях оптимизации наркологической службы была разработана АСУ «Наркология», «Борьба с пьянством», «Наркологический диспансер», «Автоматизированная статистика в наркологии».

В реабилитационных программах ЛТМ было отведено особое место наркологическим больным. Изучались вопросы распространенности алкоголизма среди студентов, связь алкоголизма и эпилепсии, алкоголизма и травматизма и пр. Проведенные сотрудниками кафедры, НИИ психического здоровья совместно с врачами больницы (Е.Д. Красик, В.Б. Миневич, Ю.И. Прядухин, И.А. Артемьев, А.П. Агарков) исследования позволили уточнить эпидемиологию алкоголизма в регионе Зауралья. В рамках нового для кафедры этнопси-хиатрического направления (В.Б. Миневич) изучались особенности алкоголизма коренных народностей Сибири и Дальнего Востока, что позволило проводить гибкую и обоснованную переориентацию наркологической службы.

По материалам наркологических исследований издан ряд статей и монографий. В 1997 г. обязанности заведующего исполнял И.Р. Семин. Под его руководством был подготовлен «Практикум по психиатрии», разработан компьютерный атлас с образцами творчества душевнобольных. Профессор И.Р. Семин и доцент Е.М. Райзман неоднократно признавались лучшими лекторами университета.

С 1998 г. кафедрой заведует П.П. Балашов. Перспективным научно-исследовательским на-

правлением кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии на 20012005 гг. является изучение формирования, течения и реабилитации психических и поведенческих расстройств в современных условиях.

Петр Прокопьевич Балашов

Целью исследований является углубленное изучение распространенности и механизмов развития нервно-психической патологии, клинико-динамическое описание синдромогенеза основных нервно-психических расстройств, разработка новых психодиагностических методов исследования, форм и методов охраны психического здоровья.

Преподавание психиатрии кафедра проводит на лечебном, педиатрическом, фармацевтическом, меди-

ко-биологическом факультетах, на факультете высшего медсестринского образования и для слушателей военно-медицинского института.

В 2001 г. на кафедре подготовлено 11 интернов, в 2002 г. обучаются 14 интернов и 6 ординаторов. В 2001 г. 77 человек прошли сертификационные циклы последипломного образования по наркологии, клинической психологии, детской психиатрии. В 2001 г. 34 человека прошли циклы тематического усовершенствования.

К настоящему времени на кафедре защищены 5 докторских и 56 кандидатских диссертаций.

Если кафедра достигла некоторых успехов, то это результат творческого содружества и труда всех сотрудников кафедры, ее многочисленных выпускников, руководителей, врачей и всего коллектива Томской областной психиатрической больницы, требовательности и доброжелательной поддержки деканатов и ректората Томского медицинского института, ныне Сибирского государственного медицинского университета.

Можно с уверенностью прогнозировать изменение тактики и стратегии медицины ввиду увеличивающейся доли психических заболеваний в общей патологии населения. Будущее медицины, по мнению экспертов ВОЗ, все больше и больше будет связано с программами охраны психического здоровья. Это положение ставит перед сотрудниками кафедры большие задачи: совершенствование учебно-методической работы, расширение и углубление научных исследований, оптимизация программ охраны психического здоровья населения и реабилитации психически больных.

Литература

1. ГАТО. Ф. 102. Оп. 12; ед. хр. 16, л. 16

2. Завадовский К.Н. Психиатрическая больница ведомства Общественного призрения // Труды I съезда врачей Томской губернии (9—14. IX. 1917). Томск, 1917. С. 103—107.

3. Известие об избрании Я.Л. Виккера штатным ординатором кафедры // Сибирский архив теоретической и клинической медицины. Т. 3. Вып. 3. С. 270.

4. Известия Томского Императорского университета. Томск, 1893. (Приложение, протокол 4).

5. Известия Томского Императорского университета. Томск, 1897. С. 18.

6. Перельман А.А. Кафедра психиатрии // Труды Томского медицинского института. Т. IX. 1938. С. 278 —

290. Томского медицинского института. Т. IX. 1938. С.

7. Шубин Н.В. Кафедра нервных болезней // Труды 261—278.

Поступила в редакцию 20.11.2002 г.