ской, Челябинской и Свердловской областей с целью их утилизации, завершившееся созданием комплексной технологической схемы их переработки.
Особое внимание Л. Е. Олифсон уделял преподавательской деятельности. Являлся блестящим лектором. Написал ряд статей по учебной, методической и воспитательной работе. Под его редакцией сотрудниками кафедры подготовлено большое количество методических руководств к учебно-практическим занятиям по общей, бионеорганической, аналитической, органической и физколлоидной химии.
Много времени он отдавал общественной работе. В 1946 году по его инициативе в г. Оренбурге было создано областное правление Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, единственным и бессменным председателем которого он являлся до 1992 года. Входил в состав Центрального правления ВХО.
Он участвовал в организации Оренбургского областного совета научно-технических обществ, некоторое время выполнял функции его председателя.
Свыше 30 лет был членом Оренбургской областной плановой комиссии, по поручению которой разрабатывал основные направления развития химической промышленности области в послевоенный период. Принимал участие в комиссии Уральского центра АН СССР по проектированию промышленных узлов в Оренбургской области до 2000 года.
Входил в состав проблемных комиссий по вопросам питания АМН СССР и по технической биохимии АН СССР, а также комитета по охране водных ресурсов Уральского научного центра АН СССР.
Являлся членом методического совета областного отделения общества «Знание», на протяжении многих лет был членом его президиума. Создал воскресный лекторий для школьников при медицинском институте.
Его библиография составляет более 370 наименований. Он автор свыше 300 научных и учебно-методических работ, соавтор 2-х монографий. Имеет на счету 20 изобретений и большое число рационализаторских предложений. Подготовил 3 докторов и 15 кандидатов наук. Является организатором многочисленных научных конференций, создателем школы медицинских химиков Оренбуржья.
Разносторонняя деятельность профессора Л. Е. Олифсона получила высокую оценку. Отличник здравоохранения, первым в Оренбургском государственном медицинском институте удостоенный почётного звания «Заслуженный деятель науки РСФСР», он был награждён двумя медалями СССР, серебряной медалью ВДНХ СССР, памятной медалью Госплана СССР, значком за активную работу в ВС НТО. Имеет почетные грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР и министра просвещения РСФСР, благодарности министра здравоохранения РСФСР. Отмечен многочисленными почётными грамотами, дипломами и благодарностями общества «Знание», Всесоюзного совета НТО, Центрального правления ВХО им. Менделеева, его Президиума и президента и т. д. Занесён в книги Почёта ВХО им. Д. И. Менделеева и Всесоюзного совета научно-технических обществ при ВЦСПС.
Он был генератором идей, его доброта и энциклопедические знания привлекали к нему людей. На консультации к нему приходили учителя школ, преподаватели вузов, работники химических лабораторий и руководители предприятий, специалисты из органов здравоохранения и других учреждений, интересующиеся теоретической и прикладной химией.
Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор биологических наук, профессор Лев Ефимович Олиф-сон был яркой, неповторимой личностью.
Именно таким он остался в памяти своих коллег и учеников.
УДК 61 (09)
БУДЗА В. Г., ДРУЗЬ В. Ф., АНТОХИН Е. Ю., БОМОВ П. О., ЧАЛАЯ Е. Б., КОЗЛОВ Я. С.
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ ОрГМА - К 70-ЛЕТИЮ ВУЗА (1944-2014)
Оренбургский государственный медицинский университет
BUDZA V. G., DRUZ V. F., ANTOKCHIN E. YU., BOMOV P. O., CHALAYA E. B., KOZLOV YA. S.
HISTORY OF DEPARTMENT OF PSYCHIATRY OF ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY - FOR THE 70TH ANNIVERSARY OF THE ACADEMY (1944-2014)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИСТОРИЯ, ПСИХИАТРИЯ, ОРЕНБУРГ. РЕЗЮМЕ.
В статье представлена история развития кафедры психиатрии и становления психиатрической научно-педагогической школы в Оренбургской области.
KEY WORDS: HISTORY, PSYCHIATRY, ORENBURG REGION. SUMMARY.
ne article presents the history of development of department of psychiatry and psychiatrical establishment of pedagogical scientific school in the Orenburg region.
«Вузовское» преподавание медицины в Оренбурге началось с 1942 г., когда в этот глубоко тыловой город был эвакуирован Харьковский медицинский институт. Кафедру психиатрии в то время возглавлял виднейший отечественный психиатр, один из основоположников физиологического направления в советской психиатрии Виктор Павлович Протопопов (1880-1957). Вместе со своими сотрудниками - А. С. Познанским, Э. М. Бонгард, М. Б. Цукером - В. П. Протопопов серьёзно занимался лечебной работой, консультировал больных эвакогоспиталей, обобщал опыт лечения и патофизиологического анализа травматических нервно-психических расстройств. Коллектив кафедры разрабатывал вопрос о психических нарушениях при важной для того времени форме краевой патологии - аграну-лоцитозе, возникающей вследствие употребления в пищу перезимовавших злаков. Пробыв в Оренбурге около двух лет, В. П. Протопопов вернулся на Украину (г. Киев), где он организовал отдел психиатрии в институте клинической физиологии (АН УССР) и возглавил кафедру психиатрии и высшей нервной деятельности в институте усовершенствования врачей [1 ].
Со времени образования Оренбургского мединститута (1944) около трёх лет лекции по психиатрии читал профессор Александр Алексеевич Любушин - сын известного русского психиатра А. Л. Любу-шина. Хотя А. А. Любушин имел клинический опыт по психиатрии (в течение нескольких лет он заведовал психиатрической больницей в Кзыл-Орде), основной его специальностью была фармакология; психиатрию он читал по совместительству.
В 1947 году место заведующего кафедрой психиатрии, после защиты докторской диссертации, занял Дмитрий Назарьевич Арутюнов (1896-1952). Он был воспитанником известнейшего психиатра А. И. Ющенко, одного из основоположников биохимического направления в психиатрии. Д. Н. Арутюнов приехал в Оренбург из Перми, где он работал в клинике Э. М. Залкинди. В тяжёлое после-
Будза Владимир Георгиевич - Заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии; +79096027818; [email protected]
Друзь Владимир Федорович - к. м. н., доцент кафедры психиатрии, медицинской психологии; +79068422850; [email protected] Антохин Евгений Юрьевич - к. м. н., доцент, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии; +79228887227; [email protected]
Бомов Павел Олегович - к. м. н., доцент кафедры психиатрии, медицинской психологии; +79033613956; [email protected] Чалая Елена Борисовна - к. м. н., ассистент кафедры психиатрии, медицинской психологии; +73532558605; [email protected] Козлов Ярослав Сергеевич - ассистент кафедры психиатрии, медицинской психологии; +79619226582; [email protected]
военное время Д. Н. Арутюнов сумел организовать на кафедре биохимические исследования. Наряду с биохимическими работами (в частности, по обмену веществ при шизофрении, которые выполнял сам и тогдашний ординатор кафедры А. Б. Чёмный [1, 3], с 1961 года ставший главным врачом психиатрической больницы), велись работы по клинике последствий травм головного мозга (клинический ординатор Л. А. Калинина).
После скоропостижной смерти Д. Н. Арутюнова (умер внезапно, закончив очередной рабочий день) в марте 1952 года кафедру возглавил известный советский психиатр, ученик В. М. Бехтерева, Владимир Иванович Буторин (1904-1965). До переезда в Оренбург он работал в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (г. Ленинград).
Во время его работы в Оренбургском медицинском институте психиатрия преподавалась в виде курса с 11 практическими занятиями. Научные интересы В. И. Буторина были сосредоточены (согласно тогдашним исследовательским приоритетам) вокруг патогенеза и нейродинамики эндогенных психозов, главным образом, маниакально-депрессивного.
В его докторской диссертации (защищена в 1958 г.) обобщены серьёзные данные по клинике, электроэнцефалографии, биохимии этого заболевания. Под его руководством сотрудниками кафедры (Е. К. Гулянской, Н. Я. Дворкиной) и больницы велись клинические и клинико-патофизиологические исследования психических расстройств при гипертонической болезни - Е. К. Гулянская, инфекционных процессах - Н. Я. Дворкина (обе они впоследствии по этим научным темам защитили кандидатские диссертации), шизофрении (Н. Я. Дворкина, А. Б. Чёмный), алкоголизме (Э. Э. Альтнер). В 1958 г., после защиты докторской диссертации, В. И. Буторин заведовал кафедрой психиатрии в Пермском мединституте, а в 1960 г. вернулся в г. Ленинград, заняв должность заведующего сектором психиатрии института физиологии им. И. П. Павлова.
С 1959 г. по 1983 г. курс, а затем и кафедру психиатрии возглавлял виднейший советский психиатр, учёный с мировым именем Юлий Еги-дович Рахальский (1913-1990). Его 25-летнее заведование кафедрой сыграло основную роль
в её становлении как учебного подразделения с новейшими технологиями преподавания, обучения, воспитания студентов, врачей-психиатров Оренбуржья, преподавателей не только кафедры,
но и в определённой степени всего института [1-3]. Именно Ю. Е. Рахальский является родоначальником клинической школы психиатров, хорошо известной в России и в ближайшем зарубежье. Ученик известного отечественного педагога, клинициста профессора Б. Д. Фридмана и талантливого учёного, действительного члена АМН СССР, профессора М. О. Гуревича, он приехал к нам из Кишинёвского мединститута, где в течение нескольких лет работал ассистентом кафедры психиатрии, которой руководил видный советский психиатр профессор А. Н. Молохов.
В 1964 г. Ю. Е. Рахальский защищает докторскую диссертацию и получает звание профессора. С первых лет своей работы в Оренбургском мединституте он уделяет большое внимание учебно-методической работе вместе со своими сотрудниками (ассистентом И. В. Катариновой, а впоследствии ассистентами О. Н. Поморцевым, В. С. Григорьевских, В. Г. Буд-зой, А. Н. Минеевым). Преподавание психиатрии было построено по строгой системе, основанной на психолого-педагогическом принципе П. Я. Гальперина (поэтапного действия с практической задачей в центре). Созданы методические пособия по преподаванию психиатрии и медицинской психологии (преподавание последней введено в мединституте с 1964 г. - лекционный курс). С 1964 г. в распоряжение студентов предоставлялись стенограммы лекций по психиатрии, а с 1968 г. - печатное издание. Были составлены методические рекомендации по идейно-методологической направленности преподавания с элементами медицинской психологии в преподавании различных медицинских дисциплин [4]. Опыт учебно-методической работы обобщён профессором Ю. Е. Рахальским в статье «О преподавании психиатрии в вузе» (Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1968, т. 68, в. 2). С 1965 г. коллективом кафедры введена практика самостоятельной работы студентов во внеучебное время. На кафедре разрабатывались вопросы психологии медицинского образования, которые обобщены в ряде работ коллектива кафедры, в том числе и в журнале «Здравоохранение Российской Федерации» (1984 г., в. 4). Талантливый педагог профессор Ю. Е. Рахальский в течение 16 лет возглавлял методическую работу в Оренбургском медицинском институте. Им изданы рекомендации по деонтологии в преподавании (1980 г.), методике чтения лекций, их контроля (1982 г.).
Коллективом кафедры проводилась активная лечебная работа. Ассистенты кафедры, ординаторы, аспиранты вели определённое количество больных в различных отделениях базового лечебного учреждения - областной психиатрической больницы (единственной в области до 1970 г.).
Регулярно (еженедельно) проводились консультации больных профессором Ю. Е. Рахальским, ассистентами И. В. Катариновой, В. С. Григорьевских в отделениях стационара и диспансере.
Научная работа кафедрального коллектива и врачей обеих областных психиатрических больниц была посвящена, главным образом, вопросам клиники, диагностики, терапии геронтопсихиатриче-ских заболеваний. Впервые в отечественной психиатрии изучалось всё многообразие психических нарушений у больных с атеросклеротическим поражением сосудов головного мозга (как ранних, так и при более выраженном процессе).
Выделены и систематизированы формы атеросклероза, протекающие с симптоматикой, сходной с психопатологией других органических поражений мозга в позднем возрасте (докторская диссертация Ю. Е. Рахальского, 1964 г.). Разрабатывались вопросы дифференциальной диагностики синдромов при различной органической патологии у пожилых больных, особенности клиники, течения неорганических заболеваний у больных позднего возраста. В 1964 г. вышел первый сборник трудов оренбургских психиатров, составленный вместе с невропатологами: «Атеросклероз и расстройства кровообращения в головном мозгу»; в 1970 г. издан самостоятельный тематический сборник статей врачей двух психиатрических больниц и кафедры «Психопатология позднего возраста. Шизофрения». Впоследствии (1972 г.) изданы ещё 2 сборника работ, посвящённых вопросам клиники и терапии психических заболеваний позднего возраста. Под руководством Ю. Е. Рахальского выполнено 8 кандидатских диссертаций, из них сотрудниками кафедры защищены 4 (В. С. Григорьевских, 1969 г.; В. Г. Будза, 1973 г.; А. Н. Минеев, 1976 г.; В. Ф. Друзь, 1986 г.) и две докторских диссертации (В. Г. Будза, 1990 г.; В. С. Григорьевских, 1992 г. - после смерти Ю. Е. Рахальского).
В 1983 году в результате тяжёлой болезни профессор Ю. Е. Рахальский оставляет преподавательскую деятельность и кафедру возглавил его ученик -доцент В. С. Григорьевских (1939-1998).
Достойный продолжатель учебно-методического опыта Ю. Е. Рахальского, являясь хорошим педагогом и авторитетным клиницистом, В. С. Григорьевских широко разворачивает психотерапевтическую работу в больнице. Под его руководством защищено 2 кандидатских диссертации (И. Б. Трегубов, 1987 г.; Р. Е. Фунин, 1997 г.), посвящённых вопросам диагностики и лечения некоторых разновидностей возрастных пограничных состояний, разрабатывались проблемы терапевтического воздействия гипобари-ческой оксигенации на невротические расстройства.
В 1988 году В. С. Григорьевских переехал в г. Челябинск, где возглавил кафедру психиатрии Челябинского мединститута, защитил докторскую диссертацию (1992) и получил звание профессора (1993).
С 1988 года заведующим кафедрой психиатрии становится доцент В. Г. Будза. В 1990 г. он защищает докторскую диссертацию и получает звание профессора. Основываясь на принципиальных подходах к учебно-преподавательской деятельности введенных профессором Ю. Е. Рахаль-ским, в связи с требованиями нового учебного плана (1990 г.) в значительной степени изменены рабочие программы: уделено большее внимание симптоматическим психозам, наркоманиям, олигофрениям, психическим болезням позднего возраста; проводятся семинары по психофармакологии, психотерапии, деонтологии, реабилитации психически больных и организации психиатрической помощи согласно положениям принятого в 1992 г. закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». В связи с социально-экономическими преобразованиями в России серьёзной коррекции подвергнуты лекционное преподавание и экзаменационные вопросы с деполитизацией отдельных проблем психологии и психиатрии. Изданы новые руководства к практическим занятиям по психиатрии и медицинской психологии для преподавателей (8 руководств) и студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов, факультетов высшего сестринского образования, клинической психологии, к элективным занятиям по геронтопсихиатрии студентов 6-го курса лечебного факультета. С 19901991 учебного года преподавание медицинской психологии ведётся не только на лекционном курсе, но и на практических занятиях, в результате чего разработаны методические указания к практическим занятиям по медицинской психологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. В 2000 году опубликованы в компьютерном варианте методические рекомендации к лекционному курсу по медицинской психологии. Значительное внимание было уделено совершенствованию итогового контроля подготовки по предмету студентов (после прохождения цикла занятий) интернов и ординаторов кафедры с помощью тестовых заданий, банк которых возрос до 1000 тестов. В 2008 году с грифом учебно-методиче-
ского объединения (УМО РФ) издано «Руководство к практическим занятиям по психиатрии для студентов 5-го курса лечебного факультета».
В лечебной работе значительно возрос масштаб консультативной помощи, осуществляемой всеми сотрудниками кафедры, имеющими учёную степень. В настоящее время базовым учреждением кафедры является областная клиническая психиатрическая больница № 1 на 600 коек. Все 10 отделений больницы (в том числе диспансерное, лечебно-реабилитационное и отделение неврозов) курируются сотрудниками кафедры с ведением больных и оказанием консультативной помощи в диагностически сложных случаях. Профессор и доценты кафедры регулярно проводят консультации в диспансерном отделении мощностью до 200 посещений. Кафедра регулярно принимает участие в обсуждении актуальных вопросов развития здравоохранения области на больничных советах, коллегиях Минздрава Оренбургской области, научных обществах. В последние 10-летия основными направлениями работы кафедры совместно с органами практического здравоохранения являлись: организация квалифицированной геронтопсихиатрической помощи (организована работа трёх специализированных ге-ронтопсихиатрических кабинета в психоневрологическом диспансере - соответственно 3-м основным районам города); усовершенствование методов лечения психически больных с помощью применения современных (атипичных) антипсихотиков и антидепрессантов нового поколения; внедрение новой международной классификации психических болезней (МКБ-10) и рациональное использование её в клинической диагностике; разработка диагностических критериев и ведение больных с психотическими расстройствами при органических деменци-ях позднего возраста. Доминирующей тенденцией в работе кафедры совместно с администрацией больницы являлась организация бригадной помощи психически больным: психиатром, психотерапевтом, психологом и социальным работником.
Подготовка врачебных кадров для города и области осуществляется через интернатуру и ординатуру. Значительную роль в повышении профессиональных знаний практических врачей (кроме консультаций) играют регулярно проводимые (ежемесячно) клинические конференции с подробным литературным разбором тех или иных вопросов клинической диагностики, а также проводимые один раз в 2 месяца заседания общества психиатров города, председателем которого является заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии профессор В. Г. Будза, посвященные наиболее актуальным проблемам клиники, диагностики и лечения психически больных.
Научным направлением кафедры остались (со времени заведования кафедрой Ю. Е. Рахальским) вопросы геронтопсихиатрии. В 1990 году защищена докторская диссертация В. Г. Будзой «Диагностика сенильной деменции». В последующем под руководством В. Г. Будзы защищено 9 кандидатских диссертаций (С. М. Бабин, 1996; Е. Э. Бродов, 1996; Е. Б. Чалая, 1998; А. М. Зайцева, 1999; В. А. Медведев, 2000; Е. Ю. Антохин, 2006; П. О. Бомов, 2007; Е. О. Воронина, 2007; А. В. Голенищенко, 2007) по различным вопросам психической патологии у пожилых больных. Сотрудники кафедры участвовали в издании 3-х коллективных монографий (Е. Ю. Рахальский, В. Г. Будза. Ранняя диагностика психических заболеваний, 1989; В. Г. Будза, С. М. Бабин, В. Ф. Друзь, И. Н. Олейникова. Жизненная защищенность человека, 1997; В. Г. Будза, Е. Б. Чалая. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий, 2000). Профессор В. Г. Будза является соавтором еще 2-х монографий - «Психологический статус пациентов с катарактой в параоперационном периоде», 2010; «Неврозы позднего возраста», 2011. Под редакцией В. Г. Будзы, Е. Ю. Антохина, П. О. Бомова опубликована хрестоматия «Психиатрия на рубеже веков в трудах оренбургских психиатров». Общекафедральные научные работы неоднократно включались в федеральные межотраслевые программы. В настоящее время под руководством профессора В. Г. Будзы выполняются 2 кандидатские диссертации заочными аспирантами Е. А. Хариной и Я. С. Журавлевым и 2 докторские диссертации доцентами Е. Ю. Антохиным и П. О. Бо-мовым. Кафедрой изданы в последние годы 4 пособия для врачей по организации психиатрической помощи, диагностике психических расстройств позднего возраста и целый ряд информационных писем. Сотрудниками кафедры публикуется от 10 до 15 статей ежегодно преимущественно в журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций, неоднократно выигрывались образовательные гранты различных фармацевтических компаний «Актавис», «Санофи Авентис», «Астра Зенека», а также гранты шведской психиатрической ассоциации молодых ученых, Российского общества психиатров, несколько раз являлись победителями Всероссийских школ молодых психиатров, лауреатами дипломов 1-й и 2-й степени
премии губернатора и правительства Оренбургской области для молодых ученых. Доцент П. О. Бомов был награжден дипломом Национальной академии медицинских наук Украины за лучшую научную работу на международной научно-практической конференции, доцент Е. Ю. Антохин завоевал звание «Лучший молодой клиницист ОрГМА 2011 года». Значительное место в деятельности кафедры занимает научно-практическая работа с практическими врачами - публикуется до 20 работ в год. Это реализует творческий потенциал врачебного коллектива, повышает их профессионализм [5].
С организованной новой кафедрой - «Клинической психологии и психотерапии», заведующим которой стал доцент Е. Ю. Антохин - планируется активное участие в лечебно-диагностической работе клиники ОрГМА. В ближайшие 5 лет будут изданы учебные пособия с грифом УМО: «Лекции по психиатрии» и «Сборник клинических задач по психиатрии». Кроме того, сотрудники кафедры работают над изданием учебника «Общая психопатология позднего возраста». Планируется издание пособия для врачей по диагностике и лечению депрессий позднего возраста и издание 2-х монографий «Шизофренический дефект у больных с поздним началом заболевания» и «Клиника и диагностика эндогенных и психогенных депрессий».
Таким образом, кафедра психиатрии, медицинской психологии как в учебной, лечебной, так и в научной деятельности к юбилейной дате подошла с хорошим потенциалом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Будза, В. Г. К 100-летию профессора Юлия Егидо-вича Рахальского (1913-1990) / В. Г. Будза, Е. Ю. Анто-хин // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2013. - Т. 15. - № 3. - С. 81-82.
2. Каган, И. И. Оренбургский государственный медицинский институт: этапы развития и летопись / И. И. Каган. - Оренбург, 2004. - С. 32-35.
3. Рахальский, Ю. Е. Постдипломное образование в психиатрии - традиции и реальность / В. Г. Будза, Е. Ю. Антохин, П. О. Бомов // Материалы учебно-методической конференции «Медицинское образование в Оренбургской области». - Оренбург, 2014. - С. 187-188.
4. http://old.orgma.ru/units/chears/ch27/history.php