' Научней сетевой журнал
р МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
й: в р©ссии
___;_
Вопросы медицинской психологии в работах академика РАМН О.В. Кербикова и профессора Г.К. Ушакова
Хохлов Л.К.1, Урываев В.А.2
1 Хохлов Леонид Константинович
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии с курсом ИПДО; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 30-56-41.
E-mail: [email protected] Урываев Владимир Анатольевич
главный редактор научного сетевого журнала «Медицинская психология в России», кандидат психологический наук, доцент по кафедре медицинской психологии; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 30-56-41. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описывается работа Академика РАМН О.В. Кербикова в Ярославле 1945—1952 гг. (зав. кафедрой психиатрии, директор ЯМИ). Подчеркивается присущий ему психологизм в комплексном анализе психопатологих феноменов, в анализе психологических особенностей формирования деструктивной личности. Высказывание О.В. Кербикова: «поднять общемедицинское мышление студента до уровня целостного понимания больного, понимания его как личности», — ярко характеризует позицию ученого в отношении актуальных проблем медицинской психологии. Большую роль медицинской психологии отводил и зав. кафедрой психиатрии ЯМИ (1954—1959 г.г.) проф. Г.К. Ушаков, автор одного из самых известных учебников по этой дисциплине. Г.К. Ушаков придавал большое значение как психосоматическим отношениям (изучение в патогенезе расстройств роли психической травмы), так и соматопсихическим.
Ключевые слова: О.В. Кербиков; Г.К. Ушаков; медицинская психология; психопатология и медицинская психология; личность; психическая травма.
УДК 159.9(092)
Ссылка для цитирования
Хохлов Л.К., Урываев В.А. Вопросы медицинской психологии в работах академика РАМН О.В. Кербикова и профессора Г.К. Ушакова // Медицинская психология в России. - 2013. -T. 5, № 5. - С. 3. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15030
Поступила в редакцию: 25.09.2013 Прошла рецензирование: 08.10.2013 Опубликована: 28.10.2013
Олег Васильевич Кербиков — видный отечественный психиатр, яркий представитель Московской психиатрической школы. Кафедру психиатрии Ярославского медицинского института Олег Васильевич возглавлял в 1945—1952 годах; вместе с этим — зам. директора по научно-учебной работе, директор вуза. Одной из особенностей Московской психиатрической школы является углубленное внимание к феноменологии, симптоматологии психических заболеваний. Это невозможно без постоянного обращения к вопросам психологии, без хорошего знания психологии, особенно медицинской психологии. Следует еще отметить: О.В. Кербиков — ученик П.Б. Ганнушкина. Он начинал свои первые шаги в психиатрии будучи ординатором, а затем аспирантом в клинике П.Б. Ганнушкина. П.Б. Ганнушкин — признанный авторитет в
области пограничной психиатрии, автор знаменитой и поныне не утратившей своего научного и практического значения монографии «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933). А пограничная психиатрия — сколько психиатрия, столько и медицинская психология. Сказанное делает понятным тот необычайный интерес, который О.В. Кербиков всегда проявлял к вопросам психологии вообще и медицинской психологии в частности.
Одному их авторов данного сообщения (Л.К. Хохлову) посчастливилось, будучи студентом 5-го курса Ярославского мединститута, слушать в осенний семестр 1951— 1952 учебного года лекции по психиатрии, читаемые О.В. Кербиковым. Лекции блестящие, незабываемые, с демонстрацией показательных больных. И каждая лекция по общей психопатологии (их пять) начиналась с очень яркого психологического введения. При изложении частной психиатрии, при анализе истории болезни демонстрируемых пациентов предметно обсуждался вопрос о роли психологических факторов в возникновении психического страдания, в его дальнейшем развитии, прогнозе. Особенно подробно вопросы психологии, психогенеза рассматривались в лекциях: «Психогенные реакции», «Психопатии».
Это был последний курс психиатрии, читанный Олегом Васильевичем в Ярославле. Далее до конца жизни (1965 г.) он работал в Москве, возглавлял, в частности, кафедру психиатрии второго Московского мединститута. Был избран академиком АМН СССР. Продолжал читать лекции студентам и врачам. Лекции, читанные О.В. Кербиковым студентам лечебного факультета второго Московского мединститута в осенний семестр 1952—1953 учебного года, были изданы — О.В. Кербиков, Лекции по психиатрии, М., Медгиз, 1958, 239 с.
В Москве О.В. Кербиков энергично развернул научно-исследовательскую работу по вопросам пограничной психиатрии, творчески продолжив направление
П.Б. Ганнушкина, придав ему новое звучание. Эти исследования нашли отражение в вышедших в 1971 году «Избранных трудах» О.В. Кербикова (М., изд. «Медицина», 1971, 312 с.). По существу, этот труд имеет прямое отношение и к вопросам психиатрии, и к вопросам медицинской психологии.
По-новому рассматриваются диагностические критерии, границы между различными многообразными формами пограничных состояний, между педагогической запущенностью и патологией, между преневрозом и неврозом, препсихопатией и психопатией. Акцент делается на дифференциации ранних, обратимых состояний, для которых характерны невыраженность и нестойкость, изменчивость проявлений, зависимость от ситуации и от соматического состояния пациента. При изучении личностных отклонений уделяется большое внимание «противоположной направленности» — смягчению патологии. Так, раскрывается возможность «депсихопатизации». Показывается наличие здесь континуума, переходов от нормы к пограничной патологии и к другим более тяжелым формам психических заболеваний: «Вся область «малой» психиатрии характеризуется изменчивостью, динамикой, наличием переходных и промежуточных форм» [1, с 187]. О.В. Кербикову принадлежит крылатое выражение: психопатия — это пролонгированный на всю жизнь невроз. Глубоко и доказательно раскрывается роль психологических факторов на разных этапах формирования, динамики пограничных форм психопатологии. Описывается психологический механизм углубления личностной деформации под влиянием конфликтной ситуации — механизм, который обозначается как психопатический круг по О.В. Кербикову. В отношении и неврозов и расстройств
личности допускается возможность саморазвития болезни: «Чем дальше заболевание отстоит от его начального этапа, тем в меньшей мере внешние факторы влияют на его течение. ... По мере прогрессирования болезни она все в большей мере отрывается от внешних влияний, все в большей мере подчиняется внутренним закономерностям». [Там же. С. 205] Это «... не только изменение существующего, но и возникновение нового». [Там же. С. 218].
Говоря о расстройствах личности, О.В. Кербиков утверждает: «Каждая психопатическая личность в некоторой степени полиморфна. Наряду с наиболее характеризующими ее «облигатными» чертами наблюдаются черты «факультативные». При разных типах психопатии «обрастание» ядра личности «факультативными» чертами происходит в различной последовательности» [Там же. С. 229].
Уточняется классификация психопатий (расстройств личности) в зависимости от этиологии и выделяются краевые (обусловленные психологическими факторами, неправильным воспитанием), ядерные и органические типы расстройств.
В заключение следует еще раз сказать о том, что О.В. Кербиков был не только блестящим ученым, врачом-психиатром, но и замечательным преподавателем, организатором учебного процесса, последовательно возглавлял два медицинских вуза, кафедры психиатрии в них. На основании своего большого опыта в статье «О важнейших задачах преподавания психиатрии» он говорил о проблемах, которые еще долго не будут утрачивать актуальность: «Наша важнейшая цель — поднять общемедицинское мышление студента до уровня целостного понимания больного, понимания его как личности» [Там же. С. 238].
Исследования, начатые О.В. Кербиковым, продолжаются его многочисленными учениками и последователями. До последнего времени на базе второй Московской психиатрической больницы им. О.В. Кербикова (в 1942—1945 гг. Олег Васильевич работал главным врачом этого лечебного заведения) с участием ведущих научных психиатрических учреждений страны проводились Кербиковские чтения.
Геннадий Константинович Ушаков возглавлял кафедру психиатрии Ярославского мединститута в 1954—1959 гг. В 1957—1959 гг. декан лечебного факультета. Участник Великой Отечественной Войны.
Работая в Ярославле, Г.К. Ушаков активно развивал традиции, заложенные его предшественниками — профессором О.В. Кербиковым, профессором С.В. Крайцем. В лекциях по психиатрии еще в большей мере уделял внимание изложению вопросов психологии, медицинской психологии, психогенеза, особенностей личности в психопатологии.
В 1961 году Г.К. Ушаков переводится на работу в Москву. В 1961—1965 гг. — зав. отделом психиатрии детского возраста НИИ психиатрии АМН СССР. В 1965—1981 гг. заведовал кафедрой психиатрии второго Московского мединститута, сменив на этом посту О.В. Кербикова. И в этот период Г.К. Ушаковым ведутся глубокие исследования по пограничной психиатрии, психологии, медицинской психологии. Особенность направленности его работ — это интерес к психологии и патологии детского и подросткового возраста, рассмотрение вопросов психопатологии с учетом возрастного патоморфоза, онтогенеза, эволюции. Это понятно: Г.К. Ушаков — выпускник Ленинградского педиатрического медицинского института; окончил в этом вузе аспирантуру, преподавал.
Событием в психиатрии и медицинской психологии явилась публикация его трудов: «Детская психиатрия» (М.: Медицина, 1973, 392 е.); «Медицинская психология» (Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков, Медицинская психология, второе издание, М.: Медицина, 1984, 334 с.); «Пограничные нервно-психические расстройства» (первое издание в 1978 году, второе — в 1987 году, М.: Медицина, 304 с.). Научные работы Г.К. Ушакова часто цитируются в современной литературе.
Коснемся некоторых сторон научных достижений Г.К. Ушакова, которые продолжают оставаться актуальными и в наше время. Г.К. Ушаковым разрабатывается оригинальная классификация пограничных психических расстройств, возникающих под влиянием и психогений, ситуационных факторов, и соматогений, экзогений, и конституции. Это — реакции, состояния, развития.
неразрывный ряд: почва,
ПОГРАНИЧНЫЕ И ЕРШ Ю-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ПСЛ'иыкн
«Многообразие как вариантов психической индивидуальности, так и преморбидных особенностей психики в большей степени определяется сложными постнатальными особенностями взаимодействия реакции (под влиянием жизненных обстоятельств, ситуаций) и почвы. Континуум реакция—почва оказывается тем краеугольным камнем, который лежит в основе практически всех изменений в жизнедеятельности организма» [3, с. 78]. И далее: «Факт предпочтительного возникновения синдрома в том или ином возрасте, особенности параметров, определяющих структуру синдрома и путей их изменчивости, демонстрируют не только зависимость синдромогенеза от степени зрелости соответствующих функциональных систем («совокупности нервных возбуждений, приводящих к правильному выполнению какого-либо акта» — по П.К. Анохину), но и от синхронии созревания как элементов, составляющих саму функциональную систему, так и иных взаимосвязанных функциональных систем» [Там же. С. 109].
Г.К. Ушаков подчеркивает: «Гипотеза, направляющая ход таких исследований, посылки для которой почерпнуты нами из особенности клиники нервно-психических расстройств при сравнительно-возрастном анализе их, может быть представлена в следующем виде. Синхронное формирование (созревание) соответствующих функциональных систем определяет развитие гармоничной личности индивидуума. Такое созревание, естественно, не является процессом только биологическим, в генезе его сочетаются генетические, эмбриогенетические, постнатальные специфически-человеческие (социальные) и биологические влияния, опосредованные общественной сущностью человека. Все эти влияния находят наиболее полное интегративное выражение в процессе формирования (созревания) личности. Асинхрония созревания функциональных систем до определенного уровня обеспечивает многообразие индивидуальности личности, большие возможности адаптации ее к сложностям общественной среды. Акселерация либо ретардация созревания отдельных элементов, составляющих функциональную систему (либо разные функциональные системы), обусловливает предел функциональных возможностей их и возможность декомпенсации (надлома) при перенапряжении функции вследствие эндогенных либо экзогенных влияний» [Там же].
В полном соответствии с классификацией пограничных расстройств находится предложенная Г.К. Ушаковым систематика психических травм: «Прежде всего, если говорить об интенсивности психических травм, то их нужно делить следующим образом.
1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).
2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).
3. Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые.
4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности» [Там же. С. 121].
Приведем еще очень интересные мысли, высказанные Г.К. Ушаковым в отношении опосредованности биологического социальным на основе изучения пограничных состояний. «Опосредованность биологического социальным может происходить на разных уровнях жизнедеятельности человека, в разные периоды его жизни (пре-, постнатальный онтогенез и пр.). Последовательность таких уровней опосредования представлена, по меньшей мере, следующим рядом: личность, характер, темперамент, физиологические механизмы высшей нервной деятельности, физиологические механизмы деятельности нейронов и их констелляций, метаболизм медиаторов нервной системы» [Там же. С. 46].
И как завещание звучат следующие слова Г.К. Ушакова, завершающие монографию «Пограничные нервно-психические расстройства»: «В учении о клинике и профилактике пограничных нервно-психических расстройств многое сделано в последние десятилетия. Остается, однако, много вопросов, требующих дальнейшего исследования и решения. Нет никаких сомнений в том, что объединенными усилиями клиницистов вопросы эти будут успешно решены» [Там же. С. 284].
Адресно вопросам медицинской психологии Г.К. Ушаков посвятил разделы «Ведение в медицинскую психологию» (две главы) и «Общая медицинская психология» (пять глав) учебника Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. Медицинская психология (1976, 1984). Мы ограничимся цитированием только одного абзаца этой работы, вышедшей в общей сложности тиражом 180 000 экземпляров: «Медицинская психология — это самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Она самостоятельна лишь постольку, поскольку имеет свой предмет исследования. Вместе с тем, содержание медицинской психологии становится действенным лишь во взаимопроникновении со сложившимися задачами и целями практической медицины вообще и каждым конкретным разделом клинической медицины в частности. При всей важности медицинской психологии совершенно естественно, что вне общей медицинской практики она не
только беспомощна, но и не приемлема. В свою очередь, каждый частный раздел медицинской практики, лишенный свойственных ему медико-психологических аспектов, остается лишь разделом эмпирической медицины, медицинского практицизма, исключает целостное понимание больного, его индивидуальные проблемы, возникающие в период болезни, и нарушает единство отношений его с медицинскими работниками» [2].
Литература
1. Кербиков О.В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1971. - 312 с.
2. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1984. - С. 8.
3. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психическиетрасстройства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1987. - 304 с. с илл.
The Issues of Medical Psychology in the Works of Academician O.V. Kerbikov and Professor G.K. Ushakov
Khokhlov L.K.1 E-mail: [email protected]
Uryvaev V.A.1 E-mail: [email protected]
1 Yaroslavl State Medical Academy
Revolyutsionnaya St., 5, Yaroslavl, 150000, Russia Phone: (4852) 30-56-41
Abstract. The article describes the work of RAMS (Russian Academy of Medical Sciences) academician O.V. Kerbikov in Yaroslavl in 1945—1952 (head of psychiatry faculty, director of YaMI). It underlies his psychological logic in the comprehensive analysis of psychopathological phenomena and the analysis of psychological peculiarities of the development of a destructive personality. O.V. Kerbikov's statement "to raise student's general medical thinking to the level of holistic understanding of a patient, understanding him as a personality" clearly shows the scientist's stance of the current challenges in medical psychology. Professor G.K. Ushakov, the head of YaMI psychiatry department (1954—1959) and the author of one of the most famous exercise books on this discipline, treated medical psychology as a priority. G.K. Ushakov assumed that both psychosomatic relationships (the study of the role of psychic trauma in the pathogenesis of disorders) and somatopsychic relationships are of great importance.
Key words: O.V. Kerbikov; G.K. Ushakov; medical psychology; psychopathology and medical psychology; personality; psychological trauma.
For citation
Khokhlov L.K., Uryvaev V.A. The Issues of Medical Psychology in the Works of Academician O.V. Kerbikov and Professor G.K. Ushakov. Med. psihol. Ross., 2013, vol. 5, no. 5, p. 3. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15030 [in Russian, abstract in English].