Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ»'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО / МАССОВОЕ ИСКУССТВО / ШКОЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ВИКТОРИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Окунева Полина Эдуардовна

В статье рассматривается феномен просветительской деятельности в сфере педагогики культуры и искусства. Авторы обращаются к исследованиям, посвященным отдельным фигурам русских педагогов-просветителей, а также генезису и историческим этапам просветительства. Также они делятся опытом проведения собственного культурно-просветительского проекта. Рефлексия и анализ структуры данного проекта является важным этапом в работе по усовершенствованию и развитию подобной деятельности в будущем. В статье затрагиваются вопросы планирования проекта, его оснащения, степени результативности и мотивации участия в нем школьной аудитории. Здесь также обосновывается актуальность темы проекта - «Элитарное и массовое в искусстве». Авторы объясняют это особой вовлеченностью современных школьников в масс-культуру, а также важностью воспитательной функции педагога. Стремление задействовать механизмы понимания истоков поп-культуры, а также традиций классического и авангардного искусства породили игровую, творческую форму проекта, имеющего синтетическую природу и соответствующую ей многочастную структуру, состоящую из бесед, а также различных викторин (квизов). Подобная структура оживляет общение со школьной аудиторией и придает особую динамику драматургии проекта. Авторы указывают, что помимо необходимых для подобного проекта аннотаций модератора, в него необходимо включение музыкального и визуального квизов, активизирующих участие школьников. Их компоненты могут варьироваться в зависимости от разных факторов - темы, возраста, эстетической эрудиции и внимания аудитории. Данный проект требует активного включения новейших технических средств и компьютерных технологий. Поскольку проект носит междисциплинарный характер, то в состав команды по его организации включаются специалисты разных сфер педагогики. Результат проведения проекта во многом обусловлен подготовительными этапами его создания, на которых важна и работа социологов, при помощи методов специальных исследований проясняющих запросы и ожидания школьной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Окунева Полина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE EDUCATIONAL PROJECT «ELITE AND MASS IN ART»

The article deals with the phenomenon of educational activities in the field of pedagogy of culture and art. The authors turn to studies on individual figures of Russian educationalists, as well as the genesis and historical stages of enlightenment. They also share their experience in conducting their own cultural and educational project. Reflection and analysis of the structure of this project is an important step in the work to improve and develop similar activities in the future. The article touches upon the issues of project planning, its equipment, the degree of effectiveness and motivation for the participation of the school audience in it. It also substantiates the relevance of the project's theme - "Elite and Mass in Art". The authors explain this by the special involvement of modern schoolchildren in mass culture, as well as the importance of the educational function of the teacher. The desire to use the mechanisms of understanding the origins of pop culture, as well as the traditions of classical and avant-garde art, gave rise to a playful, creative form of the project, which has a synthetic nature and a multipart structure corresponding to it, consisting of conversations, as well as various quizzes (quizzes). Such a structure enlivens communication with the school audience and gives special dynamics to the dramaturgy of the project. The authors point out that in addition to the moderator's annotations necessary for such a project, it is necessary to include musical and visual quizzes that activate the participation of schoolchildren. Their components may vary depending on various factors - the topic, age, aesthetic erudition and attention of the audience. This project requires the active inclusion of the latest technical means and computer technologies. Since the project is interdisciplinary in nature, the team for its organization includes specialists from different areas of pedagogy. The result of the project is largely due to the preparatory stages of its creation, at which the work of sociologists is also important, using the methods of special studies to clarify the needs and expectations of the school audience.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ»»

Педагогика

УДК 371.3

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ»

Аннотация. В статье рассматривается феномен просветительской деятельности в сфере педагогики культуры и искусства. Авторы обращаются к исследованиям, посвященным отдельным фигурам русских педагогов-просветителей, а также генезису и историческим этапам просветительства. Также они делятся опытом проведения собственного культурно-просветительского проекта. Рефлексия и анализ структуры данного проекта является важным этапом в работе по усовершенствованию и развитию подобной деятельности в будущем. В статье затрагиваются вопросы планирования проекта, его оснащения, степени результативности и мотивации участия в нем школьной аудитории. Здесь также обосновывается актуальность темы проекта - «Элитарное и массовое в искусстве». Авторы объясняют это особой вовлеченностью современных школьников в масс-культуру, а также важностью воспитательной функции педагога. Стремление задействовать механизмы понимания истоков поп-культуры, а также традиций классического и авангардного искусства породили игровую, творческую форму проекта, имеющего синтетическую природу и соответствующую ей многочастную структуру, состоящую из бесед, а также различных викторин (квизов). Подобная структура оживляет общение со школьной аудиторией и придает особую динамику драматургии проекта. Авторы указывают, что помимо необходимых для подобного проекта аннотаций модератора, в него необходимо включение музыкального и визуального квизов, активизирующих участие школьников. Их компоненты могут варьироваться в зависимости от разных факторов -темы, возраста, эстетической эрудиции и внимания аудитории. Данный проект требует активного включения новейших технических средств и компьютерных технологий. Поскольку проект носит междисциплинарный характер, то в состав команды по его организации включаются специалисты разных сфер педагогики. Результат проведения проекта во многом обусловлен подготовительными этапами его создания, на которых важна и работа социологов, при помощи методов специальных исследований проясняющих запросы и ожидания школьной аудитории.

Ключевые слова: просветительский проект, элитарное искусство, массовое искусство, школьная аудитория, коммуникация, викторина.

Annotation. The article deals with the phenomenon of educational activities in the field of pedagogy of culture and art. The authors turn to studies on individual figures of Russian educationalists, as well as the genesis and historical stages of enlightenment. They also share their experience in conducting their own cultural and educational project. Reflection and analysis of the structure of this project is an important step in the work to improve and develop similar activities in the future. The article touches upon the issues of project planning, its equipment, the degree of effectiveness and motivation for the participation of the school audience in it. It also substantiates the relevance of the project's theme - "Elite and Mass in Art". The authors explain this by the special involvement of modern schoolchildren in mass culture, as well as the importance of the educational function of the teacher. The desire to use the mechanisms of understanding the origins of pop culture, as well as the traditions of classical and avant-garde art, gave rise to a playful, creative form of the project, which has a synthetic nature and a multipart structure corresponding to it, consisting of conversations, as well as various quizzes (quizzes). Such a structure enlivens communication with the school audience and gives special dynamics to the dramaturgy of the project. The authors point out that in addition to the moderator's annotations necessary for such a project, it is necessary to include musical and visual quizzes that activate the participation of schoolchildren. Their components may vary depending on various factors - the topic, age, aesthetic erudition and attention of the audience. This project requires the active inclusion of the latest technical means and computer technologies. Since the project is interdisciplinary in nature, the team for its organization includes specialists from different areas of pedagogy. The result of the project is largely due to the preparatory stages of its creation, at which the work of sociologists is also important, using the methods of special studies to clarify the needs and expectations of the school audience.

Key words: Educational project, elite art, mass art, school audience, communication, quiz.

Введение. Одной из ведущих форм в педагогике последних лет стала проектная деятельность. Навыки работы в междисциплинарных проектах как составляющая работы современного учителя отмечается исследователями [7]. Немалое количество проектов осуществляются на поле просветительской деятельности, которой также посвящен обширный корпус научных трудов.

Феномен просветительства представлен в разных аспектах. Так, некоторые работы посвящены историческим фигурам, немало сделавшим для развития просветительства. К ним, в частности, относится диссертация Е.Г. Мальцевой «Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни», где говорится, что «магистральной идеей всей творческой биографии Зилоти стала идея просветительства» [3, С. 24].

О значимости просветительства размышляют авторы статей, вошедших в сборник «Музыкальное просветительство -век XXI: материалы конференции-семинара» [4]. В статье Е.Ю. Хорошиной «В поисках новых путей (Из опыта работы лектора-музыковеда)» проводится идея о необходимой для сегодняшнего слушателя и зрителя театрализации концертных форм, о том, что современному просветителю необходимо перешагнуть грань между концертом и спектаклем, сообщив традиционному действу необходимый динамизм [8].

Отметим работы, в которых освещаются проекты, направленные на популяризацию творчества современных композиторов. Судьбу фестивалей современной музыки прослеживает С.И. Савенко, отмечающая новые тенденции, произошедшие в формировании концертных и фестивальных программ современной музыки в конце прошлого - начале нынешнего столетия [6]. Нужно упомянуть и статьи Е.Н. Яковлевой [11, 12], обращенной к осмыслению прошлого, истоков и сегодняшних форм просветительства. Сказанным выше обусловлена актуальность заявленной темы.

Цель данной статьи - провести анализ структуры просветительского проекта об элитарном и массовом в искусстве для совершенствования проектной деятельности в будущем. Данный анализ позволит также определить стратегию развития музыкально-просветительских программ в рамках развития творческих специальностей и факультетов педагогических вузов.

Изложение основного материала статьи. Актуальность темы, выбранной для проекта - размышления об искусстве элитарном и массовом - обусловлена тем, что школьная аудитория сегодня в большей степени обращена к поп-культуре и

воспитательная задача педагога связана с процессом размышления и о классических традициях, и об истоках авангардного искусства. В статье «Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории» Ю.В. Антипова пишет: «Нарушение сложившихся иерархических связей (высокое/низменное, серьезное/легкое, элитарное/вульгарное в искусстве) и традиционных представлений о цельности личности, поступательности времени, структурированности знания и информационных потоков в эпоху постмодерна ведет к необходимости все пристальнее наблюдать за событиями масскульта, в том числе в гуманитарных направлениях высшей школы» [1].

Сценарий подобного проекта состоит из нескольких важных блоков. Целостная композиция предполагает синтез беседы, вопросов и творческих заданий (викторин). Первым является вступительный блок, который целесообразно предоставить ведущему (модератору). Ему необходимо предпослать краткую аннотацию, с обозначением проблемы, которая сопровождается презентацией. Подобная аннотация предваряет диалог со школьниками. Целью является некий «информационный вброс», заставляющий задуматься аудиторию над определенной проблемой, поэтому по жанру это, разумеется, не научный доклад, а именно введение, отвечающее жанрам просветительского выступления. В случае с темой «Элитарное и массовое в искусстве», рассчитанной преимущественно на восприятие старшеклассниками, это может быть, например, преамбула с кратким историческим экскурсом, заостряющая внимание на категориях «элитарное» и «массовое»: разделение «по аудитории», для которой предназначен результат (продукт) художественного творчества - произведение искусства, существовало с давних пор. Так, в средневековье, например, имело место быть разделение на профанное (народное, площадное, карнавальное), рыцарское (предназначенное для феодалов, знати) и сакральное (церковное) искусство. Однако, в более позднее время подобное разделение стало особенно заметно. В XIX веке к категории «элитарного» обращались романтики, отстаивающие идею «религии искусства» и отнюдь не усреднённый образ художника-гения, Мастера, Мессии, способного преобразовать человека и мир. Элитарное (от французского élitaire -«лучшее», «отборное»), иными словами -привилегированное искусство обладает такими свойствами, как ориентация на небольшую группу людей, образованных и художественно восприимчивых, как правило, хорошо обеспеченных. К функциям подобного искусства относится стремление к обновлению содержания и форм, подчас сложных, рассчитанных на подготовленное восприятие, в то же время элитарное искусство опирается на богатый духовный и интеллектуальный опыт, накопленный человечеством. Все это обеспечивает элитарному его герметичность, закрытость, «недоступность» массовой аудитории. Что же представляет собой массовое искусство и культура, которая его порождает, демократическая культура, предназначенная для широкой аудитории? Об этом громко заговорили ученые ХХ века в трудах по философии культуры. Так, один из властителей дум ХХ в., Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» считал, что культура аристократична, а цивилизация демократична [9]. Хосе Ортега-и-Гассет посвятил этой проблеме несколько работ. Одна из них - «Восстание масс» [5]. В ней он рассуждает о том, что человечество переживает тяжелый кризис, подобный тем, что уже не раз бывали в истории, их признаки и последствия известны. Он дает имя этому кризису, это - восстание масс, организованное толпой, которая завладела и пользуется всеми просторами и благами цивилизации. Ученый размышляет об изумлении перед этим феноменом и подчеркивает, что удивление - это сфера понимания, прерогатива интеллектуала.

Стимулом к дальнейшей дискуссии может стать заданный аудитории вопрос: всегда ли в искусстве противопоставляется массовое и интеллектуальное, профанное и элитарное? По-видимому, нет. Возьмем такое абстрактное и, в общем, элитарное искусство, как музыка, такой, любимый многими, жанр, как романс. Изначально это -демократический жанр, форма домашнего музицирования (таким был, например, русский бытовой романс в XIX веке). Чтобы подтолкнуть ребят к размышлениям, можно предоставить им возможность посмотреть видеозапись исполнения любого бытового романса Алябьева, Гурилева, Варламова. Следует отметить, что жанр эволюционирует: уже в XIX веке и на рубеже XIX-ХХ вв. романс становится более изысканным, утонченным, сложным для исполнения (вокальная партия рассчитана на профессиональное исполнение, усложняется и аккомпанемент), что заметно в романсах Мусоргского, Чайковского, Рубинштейна, Рахманинова, Метнера. В ХХ - начале XXI вв. романс проникает в сферу массовой музыки, в творчество так называемого «третьего пласта» (В. Д. Конен), в рок-музыку. Текст его, однако, насыщается метафорами, требующими вдумчивого прочтения. Здесь можно предложить аудитории видеоролик романса «И лампа не горит» группы «Сплин» (Александр Васильев). Так, на примере жанра романса можно судить, что сферы, о которых идет речь -«элитарное-массовое», находятся в состоянии «культурной диффузии».

По окончании преамбулы целесообразно провести небольшую музыкальную викторину (квиз), в которой необходимо перемешать фрагменты классических и популярных музыкальных произведений, обратившись к школьной аудитории с заданием отгадать фрагменты. Предлагаем примерную композицию музыкальной викторины: 1. В. А. Моцарт. Вторая часть Концерта для фортепиано № 21 (фрагмент), Andante; 2. Баста. «Когда меня не станет»; 3. Т. Альбинони. Adagio в исполнении Лары Фабиан; 4. Группа «Кино». «Солнце мое»; 5. П. И. Чайковский. Adagio из «Щелкунчика»; 6. Н. Басков «Шарманка». По окончании следует проверка, сколько номеров угадали школьники и какие именно оказались известными. Опыт показывает, что классы специализированные (лицеи, гимназии с углубленным изучение дисциплин эстетического цикла) справляют с классической частью столь же успешно, как с примерами из репертуара поп- и рок-исполнителей. Однако, не редки случаи, когда Альбинони или Чайковский остаются неузнанными (результат примерно 50 на 50).

Следующий музыкальный пример ведущий объявляет - это видеоролик рок-группы «Канцлер Ги» (Майя Котовская), «Мадонна канцлера Роллена». Модератор сообщает, что из названия ясно, что произведение - не только музыкальное, это и одна из известных картин нидерландского художника, представителя Северного Возрождения Яна ван Эйка (на слайде появляется репродукция). Эта часть проекта призвана служить связкой между «музыкальным» и «визуальным» разделами проекта. Обеспечив синтетизм, организаторы облегчают восприятие материала, способствуя достижению главной цели -приобщению к культуре. «Визуальную викторину» (квиз) необходимо также предварить диалогом с аудиторией, задав вопросы, типа: «Насколько сегодня понятно и востребовано массами такое искусство, как живопись? Это - территория элитарного искусства ?» По окончании представляется последовательность слайдов-загадок (визуальную викторину). Задача школьников - их разгадать. Примерная композиция викторины: 1. Рафаэль Санти. «Мадонна Коннестабиле»; 2. Эдвард Мунк. «Крик»; 3. Михаил Врубель. «Царевна Лебедь»; 4. Энди Уорхолл. «Мерилин Монро»; 5. Иван Шишкин «Рожь»; 5. Казимир Малевич. «Черный квадрат». Примеры могут варьироваться, но главный принцип - соединение образцов реалистических, понятных неподготовленному зрителю, может быть даже хрестоматийно известных, с неудобными для массового восприятиями примерами абстрактного, концептуального искусства. Наблюдения показывают, что многие из современных полотен школьники с успехом отгадывают (это относится, например, к фигурирующему в рекламных роликах полотну Мунка «Крик»), при этом картины европейских художников не редко вызывают затруднения, обнаруживают пробелы в эрудиции. В резюме визуальной викторины модератор отмечае6т, что картины реалистические не редко требуют длительного осмысления, понимания, умственного напряжения (они тоже по-своему элитарные), в конечном счете - обучения языкам искусства, как и работы авангардистов, не всегда, быть может, понятные массовому зрителю. Возможно, и Рафаэль, и ван Эйк некогда воспринимались как новаторы, не меньшие, чем Мунк и Малевич. Итогом проекта,

таким образом, становится понимание сложности современного художественного пространства, взаимодействия в нем разнонаправленных векторов и тенденций.

Выводы. Итак, опыт проведения подобных проектов показывает, что их эффективность зависит не только от продуманной драматургии, но и - в большей степени - от таких факторов, как мониторинг целевой аудитории. Представляется, что подспорьем для определения перспектив развития просветительской проектной деятельности могли бы стать социологические исследования, позволяющие выявить процент активности, вовлеченности школьников, их мотивацию [2], а также предпочтения и интересы. При планировании подобных проектов необходимо учитывать возрастные особенности аудитории, степень ее художественной эрудиции, широту кругозора, специфику восприятия. Немалую роль при этом играет постоянство контактов с аудиторией, ее ожидания и запросы. С учетом указанных факторов можно добиться положительных результатов, в числе которых - проявление интереса школьников к таким профессиональным направлениям, как художественная педагогика, продюсерская и публицистическая деятельность.

Литература:

1. Антипова, Ю.В. Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории / Ю.В. Антипова // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2018. - № 45. - URL: http://vestnik.kemgik.ru/archive/issues.php?ELEMENT_ID=30^ (дата обращения: 02.05.2022).

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 6.

3. Мальцева, Е.Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: автореферат дис... .кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Мальцева Елена Геннадьевна. - Ростов- н/Д.: 2014. - 26 с.

4. Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - 96 с.

5. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2020. - 256 с.

6. Савенко, С.И. Современная музыка на филармонической эстраде // Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - С. 45-51.

7. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г. А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 4. - С. 4.

8. Хорошина, Е.Ю. В поисках новых путей (Из опыта работы лектора-музыковеда) / Е.Ю. Хорошина // Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - С. 75-78.

9. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / Освальд Шпенглер. - Минск: Попурри, 2021. - 686 с.

10. Яковлева, Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности / Е.Н. Яковлева // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 117. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/printsipy-klassifikatsii-muzykalno-prosvetitelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.05.2022).

11. Яковлева, Е.Н. Генезис музыкального просветительства и узловые этапы его эволюции (до 1917 года) / Е.Н. Яковлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. № 42. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/genezis-muzykalnogo-prosvetitelstva-i-uzlovye-etapy-ego-evolyutsii-do-1917-goda (дата обращения 02.05.2022).

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Арефьева Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Предметом обсуждения в данной статье является применение эколого-краеведческого подхода образовании по безопасности жизнедеятельности. Выполнена оценка растущей личной и социальной значимости включения эколого-краеведческого содержания в курс безопасности жизнедеятельности. Это способствует повышению мотивации обучающихся к изучению вопросов обеспечения безопасности личности и окружающей среды. Обоснована возможность реализации эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности на основе интерактивных технологий. Охарактеризован высокий творческий потенциал интерактивных технологий для достижения качественных образовательных результатов. Разработано в формате методической системы применение эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Методическая система объединяет целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Целевой компонент ориентирует весь образовательный процесс на освоение обучающимися способов обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, характерных для региона их проживания. Содержательный компонент рассмотрен в знаниевом, деятельностном и ценностном аспектах. Знания и способы действия раскрыты на примере изучения обучающимися экологических следствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера типичных для родного края. Ценностный аспект представлен экологическими императивами. С технологической точки зрения приоритет отдан интерактивным образовательным технологиям. Наиболее целесообразным представляется решение коллективных проектных заданий, проведение ситуационного анализа и дискуссий. Результативно-оценочный компонент ориентирован на оценку уровня освоения обучающимися способов обеспечения безопасности после изучения эколого-краеведческого контента. В качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.