Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Арефьева Светлана Викторовна, Петрова Елена Николаевна

Предметом обсуждения в данной статье является применение эколого-краеведческого подхода образовании по безопасности жизнедеятельности. Выполнена оценка растущей личной и социальной значимости включения эколого-краеведческого содержания в курс безопасности жизнедеятельности. Это способствует повышению мотивации обучающихся к изучению вопросов обеспечения безопасности личности и окружающей среды. Обоснована возможность реализации эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности на основе интерактивных технологий. Охарактеризован высокий творческий потенциал интерактивных технологий для достижения качественных образовательных результатов. Разработано в формате методической системы применение эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Методическая система объединяет целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Целевой компонент ориентирует весь образовательный процесс на освоение обучающимися способов обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, характерных для региона их проживания. Содержательный компонент рассмотрен в знаниевом, деятельностном и ценностном аспектах. Знания и способы действия раскрыты на примере изучения обучающимися экологических следствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера типичных для родного края. Ценностный аспект представлен экологическими императивами. С технологической точки зрения приоритет отдан интерактивным образовательным технологиям. Наиболее целесообразным представляется решение коллективных проектных заданий, проведение ситуационного анализа и дискуссий. Результативно-оценочный компонент ориентирован на оценку уровня освоения обучающимися способов обеспечения безопасности после изучения эколого-краеведческого контента. В качестве диагностического инструментария применяются тематические тесты, кейсы, эссе. Сделан вывод о целесообразности применения эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Арефьева Светлана Викторовна, Петрова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY APPROACH TO LIFE SAFETY EDUCATION

The subject of discussion in this article is the application of the ecological and local history approach to life safety education. The assessment of the growing personal and social significance of the inclusion of environmental and local history content in the life safety course was carried out. This helps to increase the motivation of students to study the issues of ensuring the safety of the individual and the environment. The possibility of implementing an ecological and local history approach in education in the field of life safety on the basis of interactive technologies is justified. The high creative potential of interactive technologies for achieving high-quality educational results has been described. The application of the ecological and local history approach in education in the field of life safety was developed in the format of a methodological system. The methodological system combines the target, content, technological and effective evaluation components. The target component focuses the entire educational process on learning how to ensure safety in emergency situations characteristic of their region of residence. The meaningful component is considered in the knowledge, activity and value aspects. Knowledge and methods of action are disclosed on the example of students studying the environmental consequences of natural and man-made emergencies typical for their native land. The value aspect is represented by environmental imperatives. From a technological point of view, priority is given to interactive educational technologies. It seems most expedient to solve collective design tasks, conduct situational analysis and discussions. The effective assessment component is focused on assessing the level of learning by students how to ensure safety after studying environmental and local history content. Thematic tests, cases, essays are used as diagnostic tools. It was concluded that it is advisable to use the ecological and local history approach in education in the field of life safety.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

таким образом, становится понимание сложности современного художественного пространства, взаимодействия в нем разнонаправленных векторов и тенденций.

Выводы. Итак, опыт проведения подобных проектов показывает, что их эффективность зависит не только от продуманной драматургии, но и - в большей степени - от таких факторов, как мониторинг целевой аудитории. Представляется, что подспорьем для определения перспектив развития просветительской проектной деятельности могли бы стать социологические исследования, позволяющие выявить процент активности, вовлеченности школьников, их мотивацию [2], а также предпочтения и интересы. При планировании подобных проектов необходимо учитывать возрастные особенности аудитории, степень ее художественной эрудиции, широту кругозора, специфику восприятия. Немалую роль при этом играет постоянство контактов с аудиторией, ее ожидания и запросы. С учетом указанных факторов можно добиться положительных результатов, в числе которых - проявление интереса школьников к таким профессиональным направлениям, как художественная педагогика, продюсерская и публицистическая деятельность.

Литература:

1. Антипова, Ю.В. Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории / Ю.В. Антипова // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2018. - № 45. - URL: http://vestnik.kemgik.ru/archive/issues.php?ELEMENT_ID=30^ (дата обращения: 02.05.2022).

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 6.

3. Мальцева, Е.Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: автореферат дис... .кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Мальцева Елена Геннадьевна. - Ростов- н/Д.: 2014. - 26 с.

4. Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - 96 с.

5. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2020. - 256 с.

6. Савенко, С.И. Современная музыка на филармонической эстраде // Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - С. 45-51.

7. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г. А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 4. - С. 4.

8. Хорошина, Е.Ю. В поисках новых путей (Из опыта работы лектора-музыковеда) / Е.Ю. Хорошина // Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - С. 75-78.

9. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / Освальд Шпенглер. - Минск: Попурри, 2021. - 686 с.

10. Яковлева, Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности / Е.Н. Яковлева // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 117. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/printsipy-klassifikatsii-muzykalno-prosvetitelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.05.2022).

11. Яковлева, Е.Н. Генезис музыкального просветительства и узловые этапы его эволюции (до 1917 года) / Е.Н. Яковлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. № 42. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/genezis-muzykalnogo-prosvetitelstva-i-uzlovye-etapy-ego-evolyutsii-do-1917-goda (дата обращения 02.05.2022).

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Арефьева Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Предметом обсуждения в данной статье является применение эколого-краеведческого подхода образовании по безопасности жизнедеятельности. Выполнена оценка растущей личной и социальной значимости включения эколого-краеведческого содержания в курс безопасности жизнедеятельности. Это способствует повышению мотивации обучающихся к изучению вопросов обеспечения безопасности личности и окружающей среды. Обоснована возможность реализации эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности на основе интерактивных технологий. Охарактеризован высокий творческий потенциал интерактивных технологий для достижения качественных образовательных результатов. Разработано в формате методической системы применение эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности. Методическая система объединяет целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты. Целевой компонент ориентирует весь образовательный процесс на освоение обучающимися способов обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, характерных для региона их проживания. Содержательный компонент рассмотрен в знаниевом, деятельностном и ценностном аспектах. Знания и способы действия раскрыты на примере изучения обучающимися экологических следствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера типичных для родного края. Ценностный аспект представлен экологическими императивами. С технологической точки зрения приоритет отдан интерактивным образовательным технологиям. Наиболее целесообразным представляется решение коллективных проектных заданий, проведение ситуационного анализа и дискуссий. Результативно-оценочный компонент ориентирован на оценку уровня освоения обучающимися способов обеспечения безопасности после изучения эколого-краеведческого контента. В качестве

диагностического инструментария применяются тематические тесты, кейсы, эссе. Сделан вывод о целесообразности применения эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: эколого-краеведческий подход, безопасность жизнедеятельности, методическая система, интерактивные технологии, чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность.

An^a^n. The subject of discussion in this article is the application of the ecological and local history approach to life safety education. The assessment of the growing personal and social significance of the inclusion of environmental and local history content in the life safety course was carried out. This helps to increase the motivation of students to study the issues of ensuring the safety of the individual and the environment. The possibility of implementing an ecological and local history approach in education in the field of life safety on the basis of interactive technologies is justified. The high creative potential of interactive technologies for achieving high-quality educational results has been described. The application of the ecological and local history approach in education in the field of life safety was developed in the format of a methodological system. The methodological system combines the target, content, technological and effective evaluation components. The target component focuses the entire educational process on learning how to ensure safety in emergency situations characteristic of their region of residence. The meaningful component is considered in the knowledge, activity and value aspects. Knowledge and methods of action are disclosed on the example of students studying the environmental consequences of natural and man-made emergencies typical for their native land. The value aspect is represented by environmental imperatives. From a technological point of view, priority is given to interactive educational technologies. It seems most expedient to solve collective design tasks, conduct situational analysis and discussions. The effective assessment component is focused on assessing the level of learning by students how to ensure safety after studying environmental and local history content. Thematic tests, cases, essays are used as diagnostic tools. It was concluded that it is advisable to use the ecological and local history approach in education in the field of life safety.

Key words: ecological and local history approach, life safety, methodological system, interactive technologies, emergencies, environmental safety.

Введение. Современное образование в области безопасности жизнедеятельности, являясь обязательным на всех ступенях общего и профессионального образования, требует ухода от определённого формализма и поиска дидактических условий повышения мотивации обучающихся и результативности изучения обозначенной учебной дисциплины. Исходя из значительного спектра проблем, связанных с состоянием окружающей среды и, как следствие, угрожающих безопасности человека, решение обозначенной педагогической задачи авторы статьи видят в содержательной и технологической трансформации образования в области безопасности жизнедеятельности. В качестве основного педагогического инструментария предлагаемой трансформации выступает применение эколого-краеведческого подхода, охватывающего как содержательные, таки технологическиеаспектыобразовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основания применения краеведческого и эколого-краеведческого подхода в образовании заложены в работах С.В. Алексеева, Н.Д. Андреевой, Т.А. Бабаковой, С.И. Бурнашева, П.В. Иванова, А.Г. Озерова, И.Н. Пономаревой, Н.В. Сергеевой, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, Т.С. Старковой, М.А. Якунчева[2, 5,]. В их исследованиях акцент сделан наметодические аспекты применения эколого-краеведческого подходав естественнонаучных дисциплинах.

Основоположником идей экологического краеведения выступает П.В. Иванов, обосновавший их применение в обучении с позиций дидактического принципа. На междисциплинарный, интегрированный характер экологического краеведения обращает внимание Т.А. Бабакова [2]. По ее мнению, применение эколого-краеведческого подхода необходимо для претворения в жизнь экологического образованияс организацией «познания особенностей, сохранения и улучшения учащимися окружающей среды в родном крае» [3, С. 36]. Н.В. Сергеевой раскрыты методические аспекты эколого-краеведческого содержания исследовательской деятельности обучающихся и особенности ее организации в условиях сельской школы [6]. Эколого-краеведческий подход раскрыт в работах М.А. Якунчева с позиций регионализации экологического образования [9].

Применению эколого-краеведческого подхода в обучении безопасности жизнедеятельности на примере Сахалинской области посвящены работы С.В. Абрамовой, Е.Н. Боярова, Е.В. Кунгуровой, А.Ю. Соболева [1, 4].

Разработана и реализуется методическая система применения эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Целевой компонент предусматривает освоение способов обеспечения безопасности человека и окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций на основе более детального рассмотрения условий, типичных для региона проживания обучающихся.

Содержательный компонент подразумевал насыщение контента по безопасности жизнедеятельности эколого-краеведческим материалом.Анализ содержания образования в области безопасности жизнедеятельности показал, что оно обладает значительным потенциалом для реализации теоретических и прикладных аспектов эколого-краеведческого подхода. Наибольшие возможности для этого имеет содержательная линия, предполагающая рассмотрение вопросов защиты населения и территорий в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, последствия которых, зачастую, оказывают существенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей. Раскрытие особенностей применения эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности представлено в комплексном содержательном контексте на примере Нижегородского региона исходя из физико-географических и экономико-географических его особенностей.

В структуре содержательного компонента рассмотрена система эмпирических, абстрактно-концептуальных и теоретических знаний о природных и техногенных опасностях и их экологических следствиях; система умений обеспечения безопасности человека и окружающей среды в условиях проявления опасных и чрезвычайных ситуаций; опыт творческой деятельности при принятии решений для предотвращения ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения; опыт эмоционально-ценностного отношения к жизни и здоровью человека, окружающей среде.

В отношении системы знаний рассматриваются существующие виды природных опасностей, которые могут привести к неблагоприятным экологическим следствиям. Для нижегородского региона характерны геологические, метеорологические, гидрологические, биологические чрезвычайные ситуации и природные пожары. Среди техногенных опасностей, которые потенциально могут проявиться на территории Нижегородской области и ухудшить экологическую ситуацию, следует отметить, дорожно-транспортные происшествия, пожары и взрывы, аварии с выбросом радиоактивных и аварийно химически опасных веществ, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических и коммунальных сетях.

Освоение деятельностных составляющих содержательного компонента (умений и опыта творческих решений) сопряжено с отработкой алгоритмов действий по предотвращению и минимизации экологического ущерба при проявлении

природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в виде деятельности по известных образцам социокультурного опыта, а также сопряжен с проведением оценок, прогнозов, разработкой проектов и моделированием.

Ценностный аспект эколого-краеведческого содержания образования в области безопасности жизнедеятельности собственного контента не имеет, но «пронизывает» все разделы и темы курса. Представлен экологическими императивами, пониманием важности и значимости экологически оправданной деятельности.

При характеристике технологического компонента обратим внимание на тот факт, что авторы рассматривают применение эколого-краеведческого подхода не только в содержательном, но и технологическом аспекте с акцентом на образовательные технологии преимущественно интерактивной направленности.

Так при изучении геологических чрезвычайных ситуаций, а конкретно оползней, характерных для высоких правых берегов Оки и Волги, предусмотрено решение ситуационных задач, в которых отражены признаки зарождающейся оползневой опасности, ее экологических следствий и определение правил безопасного поведения людей. Решение ситуационных задач происходит в процессе групповой работы с обязательным обсуждением вариантов решения.

Рассмотрение способов защиты в условиях возникновения метеорологических и агрометеорологических опасностей сопряжено с прогнозированием последствий ураганов, заморозков, гололеда, гололедицы, засухи, сильных дождей, а также организацией индивидуальной и коллективной проектной деятельности по разработке вариантов повышения экологической безопасности своих мест проживания при угрозе возникновения этих ситуаций.

Гидрологические опасности для нижегородского региона связаны с подтоплением заречной части Нижнего Новгорода и низменного Заволжья в период весенних высоких половодий и летних сезонов обильных дождей. Актуальным остается высокий уровень подземных вод из-за подъема уровня Чебоксарского водохранилища. В этой связи обучающимся предлагается принять участие в дискуссии, содержание которой подразумевает рассмотрение экологических следствий подъема уровня воды в Чебоксарском водохранилище до максимальной отметки в 68 метров.

Настоящей проблемой в засушливый летний период для нашего региона являются природные (лесные) пожары, поскольку лесными массивами покрыта вся Заволжская часть области. Обучающимсяпредлагаются на выбор разные нижегородские лесничества. В процессе работы они проводят информационный поиск, связанный с определением их границ, видового разнообразия, рассмотрением статистики возникновения пожаров и причин их возникновения, а также случаев возникновения и распространения эпифитотий. В итоге выполняется проектная работа, предусматривающая разработку мероприятий по повышению пожарной безопасности конкретных лесных массивов на территории Нижегородской области.

Освоение знаний и способов обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, потенциально возможных на территории Нижнего Новгорода и области предусмотрено через применение таких интерактивных технологий, как проблемно-ценностное общение, анализ конкретных ситуаций, «круглый стол». В частности, при рассмотрении экологических следствий дорожно-транспортных происшествий в процессе проблемно-ценностного общения рассматривается пример самого аварийного перекрестка в нашей стране, расположенного в Нижнем Новгороде в районе станции метро «Пролетарская» и обсуждаются меры, которые были приняты для решение задачи повышения его экологической безопасности. При рассмотрении тематики взрывов на промышленных предприятиях эколого-краеведческое содержание рассматривается на примере событий 2019 года, произошедших в городе Дзержинске. Проектная деятельности обучающихся сопряжена с разработкой планов эвакуации населения и мер защиты его и окружающей среды в случае возникновения радиационной или химической аварии.

Результативно-оценочный компонент предполагает оценку уровня освоения обучающимися способов обеспечения безопасности на основе акцентирования внимания на конкретном эколого-краеведческом контенте. В качестве диагностического инструментария применяются тематические тесты, кейсы, а также эссе, которые позволяют охватить контролем все аспекты содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Выводы. Разработанная методическая система проходит экспериментальную апробацию как в системе общего, так и профессионального образования, отличаясь глубиной насыщения содержания. Получаемые в эксперименте результаты, позволяют судить о том, что применение эколого-краеведческого подхода в образовании в области безопасности жизнедеятельности способствует повышению мотивации обучающихся и, соответственно, результативности образовательного процесса.Таким образом, следует сделать вывод о целесообразности выбранных методических оснований и эффективности разработанной методической системы применения эколого-краеведческого подхода в обучении безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Абрамова, С.В. Уроки ОБЖ с краеведческим компонентом / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - № 12. - С. 11-17.

2. Бабакова, Т.А. Экологическое краеведение / Т.А. Бабакова // Биология в школе. - 1996. - № 4. - С. 60-62.

3. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе / Т.А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - № 2(22). - С. 34-44.

4. Кунгурова, Е.В. Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности / Е.В. Кунгурова, А.Ю. Соболев // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.1). -С. 124-128. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1484/ (дата обращения: 05.05.2022).

5. Озеров, А.Г. История и методика краеведения / А.Г. Озеров. - М.: ООО «Юный краевед», 2015. - 168 с.

6. Сергеева Н.В. Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы: авторефератдис. ... канд.пед.н.: 13.00.02 / Сергеева Надежда Витальевна. - Ижевск, 2003. - 24 с.

7. Станкевич, П.В. Ценностные аспекты экологического образования / П.В. Станкевич, Н.Д. Андреева, В.П. Соломин // Современные проблемы региональной экономики, экологии и эколого-географического образования: материалы международной научно-практической конференции, 29-30 марта 2003 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - С. 149-151.

8. Старкова, Т.С. Организация научно-исследовательской работы школьников в экологической экспедиции ЦДЮТУР «Рачейский бор» / Т.С. Старкова // Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся г. Самары: Материалы город. науч.-практ. конференции. - Самара: Б/и, 1999. - 52 с.

9. Якунчев, М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Якунчев Михаил Александрович. - Саранск, 2002. - 41 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Еременко Валерия Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Аннотация. На сегодняшний день наблюдается увеличение числа обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особенности когнитивного развития данной категории обучающихся определяют необходимость дефектологического сопровождения образовательного процесса. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в разных образовательных организациях вариативны. Функционал данных специалистов сводится к обеспечению специализированной помощи обучающимся в освоении образовательной программы. При этом вопросы организации и содержания работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе с обучающимися с РАС в научно-методических исследованиях представлены недостаточно. Проблема создания оптимальных организационно-педагогических условий работы учителя-дефектолога в образовательных организациях является актуальной. В рамках данной статьи рассмотрены особенности работы учителя-дефектолога в условиях общеобразовательной школы с обучающимися с РАС. В исследовании приняли участие учителя-дефектологи ресурсных, автономных и коррекционных классов. Материал статьи построен на анализе опроса учителей-дефектологов, а также организационно-методического обеспечения и документального сопровождения деятельности. Представлены результаты оценки организационно-педагогических условий работы учителя-дефектолога с обучающимися с РАС. Очевидной проблемой оказалась неудовлетворенность специалистов собственной деятельностью, связанной с недостаточной регламентированностью и особенностями развития обучающихся с РАС. На основе полученных результатов выделен алгоритм деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной организации. Рассмотрены формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями обучающихся с РАС. Описаны организация и содержание взаимодействия специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся данной категории. Определены различия во взаимодействии специалистов ресурсного и автономного класса.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; психолого-педагогическое сопровождение; коррекционно-развивающая работа; учитель-дефектолог; организационно-педагогические условия.

Annotation. To date, there has been an increase in the number of students with autism spectrum disorders (ASD). The peculiarities of cognitive development of this category of students determine the need for defectological support of the educational process. The organization and content of the work of a defectologist teacher in different educational organizations are variable. The functionality of these specialists is reduced to providing specialized assistance to students in mastering the educational program. At the same time, the issues of the organization and content of the work of a defectologist teacher in a comprehensive school with students with ASD are insufficiently presented in scientific and methodological research. The problem of creating optimal organizational and pedagogical conditions for the work of a teacher-defectologist in educational organizations is an urgent problem. Within the framework of this article, the features of the work of a defectologist teacher in a secondary school with students with ASD are considered. Teachers-defectologists of resource, autonomous and correctional classes took part in the study. The material of the article is based on the analysis of a survey of teachers-defectologists, as well as an analysis of organizational and methodological support and documentary support of activities. The results of the assessment of the organizational and pedagogical conditions of the teacher-defectologist's work with students with ASD are presented. The obvious problem was the dissatisfaction of specialists with their own activities related to the lack of regulation and the peculiarities of the development of students with ASD. Based on the results obtained, the algorithm of the activity of a teacher-defectologist in a general education organization is highlighted. The forms of interaction of a teacher-defectologist with parents of students with ASD are considered. The organization and content of interaction of specialists engaged in psychological and pedagogical support of students of this category are described. The differences in the interaction of resource and autonomous class specialists are determined.

Key words: autism spectrum disorders; psychological and pedagogical support; correctional and development activity; teacher-defectologist; organizational and pedagogical conditions.

Введение. В настоящее время инклюзивное обучение является одним из наиболее важных направлений в современном образовании. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательные организации определяет необходимость изменения системы их функционирования и выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения. Учебный процесс сопровождается специалистами различного профиля, в общеобразовательных учреждениях в последние годы введена штатная единица учителя-дефектолога. Однако вопросы определения организационно-педагогических условий работы, направлений и форм деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной организации с обучающимися с ОВЗ рассмотрены недостаточно. Особую категорию среди детей с ОВЗ составляют обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, они демонстрируют разный уровень интеллекта, самостоятельности, коммуникации и адаптации. Неоднородность данной группы обучающихся требует индивидуализации образовательного процесса в соответствии уровнем интеллектуального развития, в связи с чем деятельность учителя-дефектолога приобретает особое значение.

Проблему выбора содержания и методов работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исследовали Вильшанская А.Д. [1], Гладкая В.В. [3] и др. Вопросы организации обучения детей с РАС отражены в работах Козорез А.И., Хаустова А. В. [5] и др. Вместе с тем, недостаточно детализирована информация об организации и содержании работы учителя-дефектолога с обучающимися с РАС, ее формах, условиях, функциональных обязанностях специалиста. Отмечается смешение функционала разных специалистов сопровождения и его недифференцированность в общеобразовательных организациях. Поэтому актуальным остается вопрос о проектировании оптимальных организационно-педагогических условий работы учителя-дефектолога, что и стало основанием для проведения исследования.

Изложение основного материала статьи. Учитель-дефектолог выполняет функционал педагога, основная деятельность которого направлена на создание условий для максимально возможного развития обучающихся и обеспечение специализированной помощи в освоении ими образовательной программы. В общеобразовательных организациях для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.