Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ КАК БАЗОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ КАК БАЗОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна, Воронина Ирина Александровна

Ценностно-смысловые доминанты регулируют и направляют развитие образования по безопасности жизнедеятельности, определяют отношения субъектов к себе и к образованию в целом. Именно ценности придают своеобразие целеполаганию, содержательный смысл, особенности организации учебно-воспитательного процесса. Ценностно-смысловая сфера рассматривается как системообразующая в личности обучающегося, влияющая на его безопасное поведение. Масштабное нарастание угроз и рисков приводит к осознанию необходимости культуры безопасности и освоение ее ценностей. Аксиологический анализ позволяет характеризовать саму безопасность как высшую ценность, без которой развитие человечества невозможно в принципе. На основе теоретического анализа в логике культурологического подхода уточнена сущность ценностей и категория ценностных классификаций по безопасности жизнедеятельности. Раскрыт процесс развития ценностных ориентаций и поиск смыслов в обучении безопасности жизнедеятельности. В качестве необходимых педагогических условий, способствующих доминированию ценностно-смысловых акцентов в образовании по безопасности жизнедеятельности, выделено ценностное целеполагание, культурологичность и гуманистичность содержания образования, ориентация процесса обучения на ценностно-смысловое развитие обучающихся, выбор способов и средства по освоению обучающимися культурного опыта безопасности жизнедеятельности, ценностно-смысловое самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна, Воронина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AND MEANING DOMINANTS AS BASIC GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF LIFE SAFETY EDUCATION

Value-meaning dominants regulate and direct the development of education in life safety, determine the attitudes of subjects to themselves and to education as a whole. It is values that give originality to purpose, meaningful meaning, features of the organization of the educational process. The value-sense sphere is considered as systemically forming in the student's personality, affecting his safe behavior. The large-scale increase in threats and risks leads to an awareness of the need for a security culture and the mastery of its values. Axiological analysis makes it possible to characterize security itself as the highest value, without which the development of mankind is impossible in principle. Based on theoretical analysis, the logic of the cultural approach clarifies the essence of values and the category of value classifications for life safety. The process of development of value orientations and search of meanings in life safety training is revealed. As the necessary pedagogical conditions that contribute to the dominance of value and meaning emphasis in life safety education, the value goal, cultural similarity and humanism of the content of education, the orientation of the learning process to the value and meaning development of students, the choice of ways and means for students to master the cultural experience of life safety, value and meaning self-determination are emphasized.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ КАК БАЗОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); директор Воронина Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа « 129» (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ КАК БАЗОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В

ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Ценностно-смысловые доминанты регулируют и направляют развитие образования по безопасности жизнедеятельности, определяют отношения субъектов к себе и к образованию в целом. Именно ценности придают своеобразие целеполаганию, содержательный смысл, особенности организации учебно-воспитательного процесса. Ценностно-смысловая сфера рассматривается как системообразующая в личности обучающегося, влияющая на его безопасное поведение. Масштабное нарастание угроз и рисков приводит к осознанию необходимости культуры безопасности и освоение ее ценностей. Аксиологический анализ позволяет характеризовать саму безопасность как высшую ценность, без которой развитие человечества невозможно в принципе. На основе теоретического анализа в логике культурологического подхода уточнена сущность ценностей и категория ценностных классификаций по безопасности жизнедеятельности. Раскрыт процесс развития ценностных ориентаций и поиск смыслов в обучении безопасности жизнедеятельности. В качестве необходимых педагогических условий, способствующих доминированию ценностно-смысловых акцентов в образовании по безопасности жизнедеятельности, выделено ценностное целеполагание, культурологичность и гуманистичность содержания образования, ориентация процесса обучения на ценностно-смысловое развитие обучающихся, выбор способов и средства по освоению обучающимися культурного опыта безопасности жизнедеятельности, ценностно-смысловое самоопределение.

Ключевые слова: ценности, смыслы, ценностно-смысловые доминанты, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности, классификация ценностей.

Annоtation. Value-meaning dominants regulate and direct the development of education in life safety, determine the attitudes of subjects to themselves and to education as a whole. It is values that give originality to purpose, meaningful meaning, features of the organization of the educational process. The value-sense sphere is considered as systemically forming in the student's personality, affecting his safe behavior. The large-scale increase in threats and risks leads to an awareness of the need for a security culture and the mastery of its values. Axiological analysis makes it possible to characterize security itself as the highest value, without which the development of mankind is impossible in principle. Based on theoretical analysis, the logic of the cultural approach clarifies the essence of values and the category of value classifications for life safety. The process of development of value orientations and search of meanings in life safety training is revealed. As the necessary pedagogical conditions that contribute to the dominance of value and meaning emphasis in life safety education, the value goal, cultural similarity and humanism of the content of education, the orientation of the learning process to the value and meaning development of students, the choice of ways and means for students to master the cultural experience of life safety, value and meaning self-determination are emphasized.

Keywords: values, meanings, value and meaning dominants, life safety, safety culture, classification of values.

Введение. Современное образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как способ становления обучающегося в культуре безопасности, что является условием существования и развития культуры и человека. В связи с этим, возрастает внимание к ценностно-смысловым аспектам образования, которые по образному выражению А.Г. Здравомыслова, образуют своего рода ось сознания, обеспечивающая определенный тип поведения и деятельности, направленность потребностей и интересов. В силу этого ценности и смыслы являются важными факторами, определяющими мотивацию личности [5]. Ценности как универсальные смыслы «кристаллизуются» в типичных ситуациях, возникающих в общественной жизни (В. Франкл), в том числе в сфере безопасности: природной, техногенной, социальной, экологической. Для современного общественного развития с нарастающим риском и типичностью опасностей и чрезвычайных ситуаций, актуализируется проблема культуры безопасности, развития в обучении безопасности жизнедеятельности компетенций идентификации опасностей и чрезвычайных ситуаций, способов их предотвращения и ликвидации последствий. В процессе обучения универсальные смыслы культуры безопасности становятся личными ценностями обучающихся. Усвоенные ценности жизни, здоровья, безопасности становятся ценностными ориентациями обучающихся в учебном процессе и реальной жизни.

Проведенный теоретический анализ публикаций позволил установить расширяющийся круг проблем относительно увеличивающейся роли ценностно-смысловых аспектов в образовательной деятельности, их классификаций, условий реализации в практику обучения (Е.В. Бондаревская, Е.Г. Белякова, Л.И. Божович, А.Г. Здравомыслов, В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько, В.П. Зинченко, Л.Б. Шамшин). Ценностно-смысловая сфера человека в исследованиях Е.Г. Беляковой рассматривается как системообразующая в личности, ее сущностное начало, развивающееся на основе постижения культурного опыта в творческой, в том числе, проектной деятельности [2]. Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин связывают ценностно-смысловые категории с аксиологическим становлением личности [3, 11].

Различные вопросы теории ценностно-смыслового подхода в образовании раскрываются в работах А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.В. Слободчикова [1, 9, 12]. Демонстрируя целостный подход к обучающемуся, ценностно-смысловая теория исходит из признания уникальности личности и ее субъективности, как основополагающего положения формирования картины мира и системы жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать ценностно-смысловые доминанты в качестве базовых ориентиров в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности. Несмотря на важность рассматриваемой проблемы, подчеркиваемую в исследованиях С.В. Абрамовой, С.В. Алексеева, В.М. Губанова, Л.А. Михайлова, Р.И. Айзмана, Л.В. Байбородовой, М.А. Картавых, В.П. Соломина, П.В. Станкевича [4, 6, 8], вопрос о значимости ценностно-смысловых аспектов и развитию аксиологического потенциала личности безопасного типа поведения остается разработанным недостаточно. Цель нашей работы состояла в теоретическом осмыслении ценностно-

смысловых доминант в обучении безопасности жизнедеятельности в контексте культуры безопасности, разработке процесса и общих условий их освоения.

Изложение основного материала статьи. В образовательной системе по безопасной жизнедеятельности ключевое понятие «безопасность» рассматривается как важнейшая ценность, занимающая одно из ведущих позиций в пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу. Высокое назначение безопасности состоит в том, что именно она обеспечивает жизнедеятельность человека и общества, развитие его цивилизационной культуры безопасности, означающей определенный способ организации жизнедеятельности, представленный ценностными ориентациями, социальными нормами и убеждениями в сохранении жизни, здоровья, целостности окружающей среды. Анализ различных подходов к выделению различных ценностных групп позволил выделить категорию ценностных классификаций по безопасности жизнедеятельности.

Различают безопасность личности, общества, государства; по источникам и типам угроз, а также содержанию выделяют виды безопасности: природная (от стихийных бедствий), экологическая, социальная, техногенная, каждая из которых сопряжена с такими ценностями как жизнь и здоровье, инструментами для ее измерения - категорией риска.

Сущность ценностных ориентаций в области безопасности состоит в единстве социального и индивидуального начал, которое позволяет составить нравственный портрет личности. Социальность предполагает обусловленность ценностей общекультурными трендами и образовательными тенденциями в сфере безопасности жизнедеятельности, индивидуальность аккумулируется в жизненном опыте каждой личности, своеобразии ее интересов и потребностей. Социальные ценности -это ценности групп людей, общества, государства, мирового сообщества. Они объединяют жизненные ценности (добро, счастье, смысл жизни); универсальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, правопорядок);ценности межличностного общения (диалог, доброжелательность, сотрудничество); ценности общественного признания (трудолюбие, социальный статус);демократические ценности (свобода, патриотизм, национальный суверенитет).

Социальные ценности представлены в виде идей (идея устойчивого развития), концепций (концепция здорового образа жизни), норм (правовые нормы, нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ) регулируют общественную деятельность по обеспечению безопасности. Индивидуальные варианты ценностных ориентаций, определяемые личностными смыслами, отражают мотивы, цели, идеалы создают ценностно-смысловую платформу безопасного поведения и деятельности.

Мы солидарны с позицией Л.Б. Шамшина, касающейся органической связи ценностей и смыслов современного образования с ценностями и смыслами современной культуры в целом [13]. Опираясь на его подходы, выделяем базовый и актуальный уровни ценностей. Базовый уровень объединяет ценности безопасности, сложившиеся в процессе исторической эволюции, которые отражают гуманистический характер общецивилизационного развития (жизнь, свобода, патриотизм, уважение старших). Актуальный уровень отражает современные изменения социального развития и характеризует переход от предыдущих ценностей выживания к ценностям самоактуализации, проявляющейся в позитивном мышлении, открытостью к общению, гармонии отношений с миром, людьми, самим собой, стремление к саморазвитию через решение проблем безопасности.

На смену воспроизводству существующих форм жизнедеятельности в образование приходят новые подходы, акцентирующие внимание на работе со смыслами обучения безопасности жизнедеятельности, ценностями культуры безопасности, системой отношений субъектов образования на принципах сотрудничества. В работу активно включается эмоционально-волевая и рефлексивная сфера сознания обучающегося, позволяющая осознать и оценить себя в отношении предпочтений к мотивации в обучении по безопасности жизнедеятельности; уровня знаний и способов их применения в опасных ситуациях; путям самосовершентсвования через творчество, коммуникации, критичность мышления.

В зависимости от классификаций чрезвычайных ситуаций по происхождению следует выделить следующие ценности: природные - естественные богатства абиотической и биотической среды, природных условий жизни, ландшафтов; жизнь, здоровье (индивидуальное и популяционное); техногенные - культурное наследие прошлого, современные технические системы, средства обеспечения их безопасного функционирования; социальные - свобода, мир, справедливость, общественные позитивные явления и движения, прогрессивное значение исторических событий, патриотизм, толерантность, гражданская идентичность, сотрудничество, межнациональный диалог, образование, наука, искусство; экологические - устойчивое развитие, коэволюция, гармоничность развития общества и природы, экологическое право.

Развитие ценностных ориентаций и поиск смыслов в обучении безопасности жизнедеятельности осуществляется в соответствие с этапами:

1) «Восприятие» - осуществляется через эмоционально-чувственные переживания и определения личностных и социальных значений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера. Обучающийся на основе своего жизненного опыта ощущает свою причастность к культуре безопасности, овладевает информацией о ее ценностях, выделяя личные доминанты, мотивирующие его дальнейшую деятельность. Формируемые ценностные отношения задают смысл и цель предстоящей учебной деятельности, способы межличностного взаимодействия [9].

2) «Осмысление» - поиск обучающимися личностного смысла знаний и проблем безопасности жизнедеятельности, оценочная деятельность существующих и перспективных моделей безопасного поведения. Осознанные ценности знаний и умений, вместе ценностными отношениями, присваиваются личностью, приобретая субъектную форму. Система знаний и алгоритмический способ их применения в реальной практике безопасности создает основу для творчества.

3) «Творчество» - регуляция деятельности и поведения по обеспечению безопасности на базе ценностей, имеющих личностный смысл. Освоенные ценностные ориентации становятся нормами безопасного поведения, обеспечивающие развитие жизненной перспективы личности. На каждом этапе действуют ценностные механизмы, связанные с поиском, оценкой, выбором, проектированием. В связи с этим, педагогические условия, способствующие доминированию ценностно-смысловых акцентов в обучении безопасности жизнедеятельности предполагают включение обучающихся в продуктивную поисковую деятельность, ситуативное оценивание риска и вариантов преодоления опасностей, выбор путей решения проблем безопасности и собственного поведения, выполнение проектов.

Реализация ценностно-смысловых доминант, не только обогащающих, но главным образом, направляющих учебный процесс по безопасности жизнедеятельности осуществляется при следующих условиях:

- рассмотрении в качестве источника педагогического целеполагания социокультурных смыслов и ценностей безопасности жизнедеятельности, которые реализуются в соответствующих принципах обучения;

- содержание образование в области безопасности жизнедеятельности выстраивается в логике идей культурологичности и гуманизации, преодолевая привычную технократичность. Имеет гражданскую направленность и патриотичность, включает проблемные ситуации, требующие коллективного решения;

- образовательный процесс ориентирован на ценностно-смысловое развитие, поэтому способы и средства его организации направлены на освоение культурного опыта безопасности жизнедеятельности, ценностно-смысловое

самоопределение обучающихся. Технологическая инструментовка представлена методами проектного, ситуационного, модульного обучения, обеспечивающими творческо-практический характер безопасного поведения и деятельности.

Выводы. Ценности и смыслы, составляющие ориентировочную основу ответа образования на современные вызовы, выступают в качестве базовых ориентиров развития образования в области безопасности жизнедеятельности. Система ценностей безопасности формируется в зависимости от общественных запросов и личных потребностей, отражает растущую напряженность и динамизм в социальной жизни и требования образовательных стандартов. Использование культурологического контекста в определении ценностно-смысловых ориентиров образования в области безопасности жизнедеятельности позволило определиться в теоретической системе ценностных классификаций. Предлагаемая последовательность и условия реализации ценностно-смысловых доминант обеспечивает формирование личностных смыслов как порождающего начала в культуротворческой деятельности в сфере личной, общественной, государственной безопасности.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ - к реформации // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2019. - №1; URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-tsennostnom-smysle-sotsiokultumoy-modemizatsii-obrazovaniya-ot-reform-k-reformatsii (дата обращения: 15.10.2021).

2. Белякова Е.Г. Ценностно-смысловой подход в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. -2007. - №8. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostno-smyslovoy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 07.10.2021).

3. Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. \ Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2016.

4. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. -М., 2005.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986.

6. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. -2017. - № 1 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/327

7. Камерилова Г.С., Петрова Е.Н. Экологический аудит природопользования как инструментарий эколого-экономического управления административно-территориальным образованием: монография. - Н. Новгород: НГЦ, 2008.

8. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2011.

9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д.А.Леонтьев. - М., Смысл, 2007.

10. Лескова И.А Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1258

11. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

12. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-antropologii-sovremennogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 15.10.2021).

13. Шамшин Л.Б. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в культурологическом контексте // Человеческий капитал. - 2020. - № 1(133). - С.64-70

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ «СТРУННОЙ СИМФОНИИ» АСКОЛЬДА МУРОВА)

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов музыкантов, в контексте изучения интерпретации струнной симфонии Аскольда Муромова. Цель данной статьи - обосновать актуальность герменевтического подхода как ключа к толкованию авторского замысла при изучении современной музыки в процессе преподавания дисциплин «История музыкального искусства (русского, зарубежного)» и «Слово и образ в культуре», занимающих важное место в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов. В данной статье процесс толкования композиторской идеи рассматривается на примере партитуры «Струнной симфонии» А.Ф. Мурова.

Ключевые слова: интерпретация, дисциплины, музыкальное искусство, педагог-музыкант.

Annotation. The article discusses the problems of professional training of future teachers of musicians, in the context of studying the interpretation of the string symphony by Askold Muromov. The purpose of this article is to substantiate the relevance of the hermeneutical approach as a key to the interpretation of the author's idea in the study of modern music in the process of teaching the disciplines "History of Musical Art (Russian, foreign)" and "Word and image in culture", which occupy an important place in the professional training of music teachers. In this article, the process of interpretation of the composer's idea is considered on the example of the score of the "String Symphony" by A.F. Murov.

Keywords: interpretation, disciplines, musical art, teacher-musician.

Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими причинами. Введение в учебный план педагогов-музыкантов не только таких, уже апробированных многолетней практикой музыкального образования дисциплин, как «История музыкального искусства», но и дополняющей ее дисциплины «Слово и образ в культуре», приводит к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.