УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Татьяна Евгеньевна БЕРЕЗКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Екатерина Давидовна ТЯГАЙ,
кандидат юридических наук, директор Института бизнес права, старший преподаватель кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
(в рамках эксперимента в Институте бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА))
В настоящее время на фоне традиционных средств оценивания результатов обучения появились новые виды измерителей, ориентированные на современные подходы к оценке качества образования. Разработка этих видов и их использование в образовательном процессе являются важными условиями эффективного выполнения всех функций педагогического контроля и повышения качества образования.
Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) устанавливают, что высшие учебные заведения при подготовке бакалавров и магистров обязаны обеспечивать гарантии качества образования, заключающиеся в разработке и применении объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев. При этом оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать результаты их текущего контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации. На разных этапах образовательного процесса результатом обучения могут быть как сформированные элементы компетенций (определенные знания, умения, личностные качества, ценностные установки), так и более сложные совокупности их взаимодействий, позволяющие судить уже об уровне сформированности компетенций.
Основой образовательного процесса на факультетах и в институтах (а также в иных аналогичных структурных подразделениях вузов) являются ежегодно обновляемые в соответствии с ФГОС ВПО образовательные программы (далее — ОП) по различным направлениям и профилям подготовки студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры. ОП предусматривают соблюдение четкой логики изучения дисциплин в необходимом объеме часов и последовательности изложения материала, что призвано обеспечить системность и комплексность образовательного процесса1.
1 В качестве примера для целей настоящей статьи целесообразно рассмотреть образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») по профилю подготовки «юрист в сфере бизнес-права», реализуемую в Институте бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (ав-© Т. Е. Березкина, 2016 тор — директор Института бизнес права Е. Д. Тягай). URL: http://msal.ru//common/upload/
© Е. Д. Тягай, 2016 Urist_v_sfere_biznes-prava[2][1].rar (дата обращения: 31.05.2016).
в
ЕСТНИК Е., Тягай Е. Д.
ииивсвлитстд Опыт проведения комплексного рубежного контроля
УНИВсгСИТсТА ,—. **
имениО.Е.Кутафина (МПОА) по дисциплине «Экономика»
Структура ОП включает в себя изложение целей и задач образовательной программы, а также содержит аннотации рабочих программ всех учебных дисциплин, изучаемых на соответствующем профиле и направлении подготовки. Каждая из упомянутых рабочих программ содержит, среди прочего, блок компетенций, на формирование которых направлено изучение дисциплины. Сопоставление подобных положений в различных рабочих программах демонстрирует, что данные компетенции взаимосвязаны, а их формирование предполагается в определенном порядке.
Итогом подготовки студентов как в рамках аудиторных занятий, так и в результате самостоятельной работы, является рубежный контроль, призванный продемонстрировать уровень достижения поставленных перед студентами (а с точки зрения оценки эффективности образовательного процесса, и перед преподавателями) целей и задач, в том числе по своевременному и полному формированию у обучающихся всех необходимых компетенций.
Достижению адекватного современным требованиям результата образования может способствовать последовательное применение комплексного подхода к оценке образовательных достижений студентов начиная с первого курса по отдельным дисциплинам (внутридисциплинарный комплексный подход) к оценке сформированности компетенций при итоговой государственной аттестации (междисциплинарный комплексный подход).
Известно, что оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания заявленных результатов образования.
Одним из наиболее важных и в то же время трудных для соблюдения преподавателем принципов является обеспечение комплексности промежуточной и итоговой аттестации студентов, в том числе путем постоянного совершенствования механизмов проведения рубежного контроля в учебных группах. Члены профессорско-преподавательского корпуса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с учебными институтами (в частности, Институтом бизнес права) ведут планомерную работу по отбору и практическому внедрению наиболее прогрессивных методов и методик оценки результата обучения студентов с учетом профиля и направления подготовки.
Одним из подобных опытов, заслуживающих, на наш взгляд, особого внимания, является эксперимент по проведению комплексного рубежного контроля по дисциплине «Экономика» в Институте бизнес права, где данная дисциплина имеет не только общеобразовательное, но и фактически профильное значение, поскольку понимание и знание ключевых экономи- ¡5
ческих явлений и процессов лежит в основе построения прозрачной и эф- >
фективной модели законного ведения бизнеса, осуществления легальной
□
□
предпринимательской деятельности, а также ее правового сопровождения >
в современной России. ч
С целью апробации перспективного подхода оценки образовательных Ё
достижений студентов в весеннем семестре 2015/2016 учебного года в Ин- ^
ституте бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) доцентом >
СГ
1 К
СРЕДА^
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
кафедры философии и социально-экономических дисциплин Т. Е. Березки-ной был проведен эксперимент по разработке и реализации комплексного рубежного контроля по дисциплине «Экономика».
Анализ методических материалов2, которые содержат описания основных видов и средств оценивания результатов обучения студентов в вузе, их преимущества и недостатки, возможности и ограничения, критерии, применяемые при использовании каждого из описанных средств, позволил разработать:
— технологию подготовки студентов к новому виду аттестации;
— соответствующие задания, которые были предложены студентам для выполнения;
— соответствующие критерии оценки полученных результатов образования, как ожидаемых и измеряемых конкретных достижений (действий) обучающихся, выраженных в знаниях, умениях, навыках и способностях, которые раскрывают то, что должен будет в состоянии делать обучающийся по завершении изучения дисциплины как части образовательной программы.
Изучение дисциплины «Экономика», как это представлено в рабочей программе дисциплины, обеспечивает формирование у обучающихся ряда общекультурных и профессиональных компетенций. При этом планируемый результат освоения учебной дисциплины соответствует заявленным компетенциям (см. табл. 1). Однако качественные результаты могут быть достигнуты только при условии использования соответствующих технологий обучения.
Соответствие планируемого результата обучения критериям оценки его качества можно показать на примере некоторых компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины «Экономика» (см. табл. 1). При этом достижение заявленного результата нуждается в соответствующих образовательных технологиях. Поэтому при подготовке студентов к комплексному рубежному контролю и достижению заявленного в рабочей программе дисциплины результата использовались, наряду с традиционными методами и средствами обучения и текущей аттестации, некоторые инновационные:
— обсуждение актуальных проблемных вопросов и дискуссия;
— подготовка эссе и аналитических записок, требующих самостоятельного сбора и осмысления разнообразной социально-экономической информации;
— презентация — представительские данные, навыки публичных выступлений, умение «держаться» перед аудиторией;
— работа в малых группах при выполнении самостоятельной работы как непосредственно на практических занятиях, так и в рамках внеаудиторных заданий.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета № 5976 от 31 декабря 2012 г. ; КовальчукВ. Я. Новые формы оценивания учебных достижений студентов // Перспективы науки и образования. 2014. № 4 (10) ; Коновалов Д. С. Комплексный экзамен как ведущее средство оценки сформированности профессиональных компетенций. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 9 и др.
"Т^ЕСТНИК
# Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МПОА)
Березкима Т. Е., Тягай Е. Д.
Опыт проведения комплексного рубежного контроля по дисциплине «Экономика»
37
Таблица 1
Компетентностный подход при планировании результатов освоения дисциплины «Экономика»
Наименование компетенции
ОК-3
ОК- 4
ОК-!
ОК-9
ПК-16
ПК-19
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
Способность эффективно осуществлять правовое воспитание
Планируемый результат
Владеть способностью самостоятельного сбора, подготовки и грамотного описания исследовательских материалов на заданные темы, используя основные методы научного познания экономической действительности
Уметь описать (устно и письменно) экономические отношения в логической взаимосвязи, обосновать определяющее место отношений собственности в системе экономических отношений
Владеть способностью комментировать и обоснованно раскрывать прогрессивное значение и проблемы современного развития национальной экономики;
находить, распознавать и накапливать информацию по экономическим вопросам, необходимым для профессиональной деятельности в конкретных сферах юридической практики
Уметь определить назначение и функции различных социальных институтов; ориентироваться в текущих экономических событиях, оценивать их последствия
Уметь продемонстрировать осведомленность об основных направлениях социального и экономического прогресса национальной экономики России, оценить последствия принимаемых организационно-экономических решений, использовать статистические данные для аргументации, в том числе при обосновании положения российской экономики в мировом рыночном пространстве
Систематизировать и применять показатели экономического развития национальной экономики для подготовки аргументированного ответа на актуальные вопросы развития национальной экономики России и ее места в мировом хозяйстве
Материалы для комплексного рубежного контроля составлялись на основе рабочей программы дисциплины. Они охватывают все ее темы и разделы, также отражают объемы проверяемых теоретических знаний, на основе которых, по сути, и формируются навыки, умения и способности их практического применения. Все задания требуют от студента не только знания
□
01
"О >
Ш □
ш >
ч
гп ^
г
I >
я
г
С К
СРЕДА ^
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
базовых терминов и понятий и их взаимосвязи, но и демонстрацию умений применить их в практической задаче, раскрывать значение и особенности, иллюстрировать конкретными примерами, фактами, статистикой. Например:
С какими предприятиями (организациями) каждая семья поддерживает регулярные экономические связи для удовлетворения разнообразных потребностей.
Как влияет развитие экономических отношений на возможность эффективного использования факторов производства.
На примере домашнего хозяйства (семьи) показать, какие формы собственности обеспечивают создание экономических благ, удовлетворяющих потребности членов семьи.
Каковы особенности экономических интересов владельцев разных форм собственности. Предложить экономические, организационные и правовые решения для согласования интересов.
Государственная собственность: дать характеристику, пояснить степень эффективности использования факторов производства, показать, удовлетворению каких потребностей членов общества способствует.
Защита рыночной конкуренции как условие эффективности использования факторов производства и обеспечения экономического роста.
Сравнительный анализ роли современных монополий в обеспечении экономического роста национального хозяйства.
Системность национального хозяйства как основа реализации экономической политики государства.
Задания выполнялись в виде короткого эссе, которое должно быть подготовлено в течение 30 минут. Критерии по объему установлены не были. Эссе, как известно, не только позволяет оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, но делая выводы, высказывать обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме. Поэтому оценивание результатов включало две основные стороны:
1. Учитывались критерии оценки базовой системы знаний:
— степень понимания студентом учебного материала;
— научность подхода к выполнению задания;
— владение терминологией;
— логика рассуждений;
— формулирование выводов по итогам работы.
2. Оценивались критерии творческой части:
— способность анализировать и обобщать информацию;
— владение навыками установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей;
— наличие четко определенной личной позиции по теме эссе;
— неординарность подхода к решению.
В качестве результирующего вывода при подготовке эссе требовалась демонстрация способности соединения учебных знаний с реальными экономическими процессами и явлениями.
"Т^ЕСТНИК
# Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МПОА)
Березкима Т. Е., Тягай Е. Д.
Опыт проведения комплексного рубежного контроля по дисциплине «Экономика»
39
Следует обратить внимание на то, что применение таких методов соответствует принципам практико-ориентированного обучения, поскольку предполагает выход студента (как самостоятельный, индивидуальный, так и коллективный) за рамки абстрактного теоретизирования в поле реального моделирования жизненных ситуаций, имеющих как экономическую, так и правовую характеристику, что дополнительно подтверждает комплексность рассматриваемых механизмов обучения.
Кроме того, рассматриваемые методики решают важнейшую стратегическую задачу, стоящую перед преподавателем, — формирование у студентов навыков и компетенций, связанных с осознанием (как интуитивным, так и мотивированным) социальной, «практической» основы большинства сложных правовых и экономических явлений, в отсутствие чего изучение и понимание подобных явлений часто оказывается затруднительным.
Оценивание результатов индивидуальной работы студентов3 на рубежном контроле представлено в табл. 2.
Интересно, что полученные результаты четко коррелируют с показателями текущей аттестации, представленными в табл. 3.
Таблица 2
Оценивание результатов индивидуальной работы студентов на рубежном контроле
Критерии оценки Шкала оценивания в процентах
1—3 балла 4 балла 5 баллов
Владение терминологией 14 21 65
Использование учебного материала в работе по теме 10 22 68
Использование дополнительного материала в работе по теме 51 28 21
Логика рассуждений 35 40 25
Выводы по итогам работы 62 20 18
Неординарность подхода к выполнению задания — — 15
Таблица 3
Оценивание результатов индивидуальной работы студентов в группе
Критерии оценки гр.1; гр.2; гр.3 Шкала оценивания в процентах
1—3 балла 4 балла 5 баллов
Умение аргументированно участвовать в обсуждении 25/9/9 21/24/27 54/67/64
Понимание обсуждаемой проблемы и донесение ее до других 25/9/9 18/24/27 57/67/64
Умение работать в команде 21/14/9 18/24/27 61/62/64
Подготовка эссе и аналитических записок на заданные социально-экономические темы 10/0/10 15/25/15 75/75/75
3 Всего в рубежном контроле по дисциплине «Экономика» участвовало 71 человек.
□
Ш
"О >
Ш □
ш >
ч
гп ^
г
I >
я
г
1 к
СРЕДА ^
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Такой критерий текущей аттестации, как «Навыки публичных выступлений, подготовка презентаций и умение "держаться" перед аудиторией» не может быть оценен в полной мере в силу того, что пока в Институте бизнес права ограничена возможность использования мультимедиа на практических занятиях. Можно отметить, что проведение студенческой конференции «Экономика России: взгляд в будущее» в целом показало двойственный результат: во-первых, высокий интерес студентов к экономической тематике (соответственно в группах приняли участие 54/18/42 процентов студентов), хорошо развитые навыки подбора и анализа информации, а также способность логически последовательно подготовить выступление, включая визуализацию, но, во-вторых, пока большинству студентов свойственна слишком заметная привязка к тексту выступления.
Подводя итог, можно сказать о том, что задача развития компетентност-ного подхода в подготовке выпускников юридического профиля может быть успешно решена в условиях последовательного научения студентов активным формам усвоения и применения учебного материала, начиная с первого курса. Основа такого подхода заложена в современных рабочих программах дисциплин, разрабатываемых кафедрами. Однако фонды оценочных средств, используемых в рамках текущей аттестации, рубежного контроля и промежуточной аттестации, во многом сохраняют традиционный (знание-вый) подход и содержание, что не позволяет в полной мере оценить степень достижения образовательного результата, содержащего способность практического применения полученных теоретических знаний.
Представляется, что указанные выше трудности могут быть существенно снижены, а в перспективе и вовсе преодолены посредством четкого закрепления и дальнейшего соблюдения ряда новых принципов организации и осуществления образовательной деятельности, которые отвечают объективным меняющимся требованиям к процессу обучения в современном вузе.
Так, на наш взгляд, в основе аудиторной и внеаудиторной работы должны лежать не просто формально декларируемые интерактивные методы обучения, но их конкретные комплексы, применение которых целесообразно включить в нормы образовательных стандартов, а также положения образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин. Данные методы и методики должны соответствовать, в том числе, спектру компетенций, на формирование которых нацелено освоение различных учебных дисциплин на каждом уровне обучения.
Кроме того, логическую междисциплинарную связь предметов, изучаемых в рамках образовательных программ, а также компетенций, формируемых по результатам освоения соответствующих курсов, следует фиксировать как в текстах самих программ, так и в рабочих учебных планах, что позволяет и кафедрам, и отдельным преподавателям, и администрации институтов видеть конкретные показатели, на соответствие которым необходимо осуществлять проверку результатов обучения.
Наконец, вслед за систематизацией и оптимизацией комплекса локальных актов и методических материалов, используемых в образовательной деятельности, необходимо на уровне общеуниверситетских советов (в том числе Методического совета, куда входят представители всех без исключе-
в
ЕСТНИК оерезк"маТ- ЕиТягай Е Д б
ииивсвлитстд Опыт проведения комплексного рубежного контроля Ы|
УНИВсгСИТсТА .—.
имени о.е. кугафина (мпоа) по дисциплине «Экономика»
ния кафедр и институтов, а также администрация вуза) разрабатывать (с помощью специально сформированных для этого рабочих групп) и утверждать фонды оценочных средств, содержательная вариативность которых будет обеспечиваться кафедрами, однако общая система и принципы построения которых будут централизовано согласовываться руководящими органами Университета.
Данный подход, на наш взгляд, обеспечит переход от фрагментарного «экспериментального» применения комплексных форм проведения рубежного контроля по отдельным дисциплинам (подобно тому, как это было осуществлено в Институте бизнес права по дисциплине «Экономика») к более системному и универсальному контролю знаний, применяемому не отдельными энтузиастами, а всеми сотрудниками кафедр и иных структурных подразделений вуза.