Научная статья на тему 'О позиционировании общеакадемической кафедры в структуре монопрофильного (юридического) вуза'

О позиционировании общеакадемической кафедры в структуре монопрофильного (юридического) вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О позиционировании общеакадемической кафедры в структуре монопрофильного (юридического) вуза»

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Татьяна Юрьевна ГОГОЛЕВА,

кандидат исторических наук, доцент,

заместитель начальника Учебно-методического управления Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

О ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ ОБЩЕАКАДЕМИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ В СТРУКТУРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО (ЮРИДИЧЕСКОГО) ВУЗА

Внедрение практико-ориентированной модели обучения в отечественную систему высшего образования предполагает ее серьезное реформирование, включая реструктуризацию внутреннего строения образовательной организации.

Известно, что ключевым подразделением, которое реализует образовательные программы, остается в отечественных вузах кафедра. Именно научно-педагогические коллективы кафедр обеспечивают образовательный процесс и формируют все составляющие учебно-методического контента. В локальных нормативных актах большинства образовательных организаций зафиксировано, что кафедра — это основное учебно-научное подразделение вуза, осуществляющее учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким дисциплинам, закрепленным за кафедрой1.

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» современные вузы самостоятельны в формировании своей структуры. Статья 27 Федерального закона упоминает кафедру как один из возможных вариантов внутреннего строения образовательной организации: «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры...)»2.

Кроме того, с учетом превалирования в современной образовательной доктрине России практико-ориентированной модели обучения, Закон предусматривает возможность открытия базовых кафедр на основе организаций потенциальных работодателей: «Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»3.

© Т. Ю. Гоголева, 2016

См.: Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», утверждено приказом ректора от 23.01.2009. № 19.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Образование в документах. 2013. № 1. С. 48.

Там же. С. 48—49.

2

3

в

ЕСТНИК гоголеват.ю. о

шивсвтитст« О позиционировании оощеакадемическои кафедры

УНИВСгСИТЕ IА / **

имени О.Е. Кугафина (МПОА) В структуре монопрофильного (юридического) вуза

Статья 72 указанного закона предполагает создание кафедр на базе научных организаций: «Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании может осуществляться в различных формах, в том числе в форме: 5) создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»4.

Таким образом, Федеральный закон ориентирует вузы на создание в своей структуре нетрадиционных моделей кафедр, способных формировать у выпускников профессиональные компетенции, востребованные современным рынком труда.

Вводимые в последние десятилетия инновации в системе отечественного высшего образования коснулись и институционального статуса кафедры в организационной структуре внутриуниверситетской иерархии. Появились разные типы кафедр, в том числе с позиций подчиненности вышестоящим административно-управленческим органам. Сформировались, например, факультетские кафедры, которые оказались в подчинении деканатов или дирекции институтов и, наряду с традиционными научно-образовательными функциями, стали решать задачи по организации учебного процесса (разработка образовательных программ с ориентацией на компетентностный результат подготовки обучающихся, профориентационная работа, контроль качества успеваемости студентов, внеаудиторная деятельность и пр.). В современном образовательном пространстве России появились вузы, где вместо традиционной кафедральной модели основу внутренней организации университета составляют департаменты образования как держатели образовательных программ5.

Процесс адаптации кафедр к требованиям федерального законодательства в области образования, включая ФГОС высшего образования, не всегда происходит с должной степенью результативности и не всегда равномерно (однозначно) для всех типов кафедр. Исследуя этот процесс, мы постарались выявить « болевые точки», характерные для современного состояния, прежде всего, социально-гуманитарных кафедр в структуре монопрофильного вуза.

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) более 30 кафедр, большая часть из которых насчитывает несколько десятилетий научно-педагогической деятельности. С момента основания закрепилась традиция тесной связи про- °

фессорско-преподавательского коллектива с правоведческой практикой. Пре- ел

подаватели принимают активное участие в законотворческой деятельности >

и совершенствовании работы правоприменительных и правоохранительных ^

органов Российской Федерации. Ученые-педагоги одновременно являются >

членами экспертных, научно-консультативных советов, иных структур, име- ч

гп

^

г >

5 См.: Соломин В. П., Гоомова Л. А. Управление структурными подразделениями универси- ^

тета в условиях реструктуризации // Высшее образование. 2014. № 12. С. 19—25. СРЕДА

4/2016

Там же. С. 133—134.

>

/V ) I

^^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ющих целями совершенствование правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также российской юридической науки.

В 2010—2013 гг. были открыты новые кафедры — банковского права, спортивного права, конкурентного права, интеллектуального права, энергетического права — как следствие возрастающих потребностей рынка труда в квалифицированных узкопрофильных специалистах и стремления Университета представить на этом рынке широкий спектр образовательных услуг по подготовке кадров юристов различной специализации6.

Поиск оптимальных вариантов организации образовательного процесса способствовал появлению кафедр, входящих в структуру институтов. На основании приказа ректора от 30.11.2015 г. № 3430к кафедра адвокатуры и нотариата была введена в структуру Института адвокатуры, кафедра судебных экспертиз — Института судебных экспертиз, кафедры спортивного права и энергетического права — Института современного прикладного права.

Если количество профильных (специализированных) кафедр за последние годы увеличивалось, то число общеакадемических кафедр сокращалось. В 2012/2013 учебном году в структуре Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) насчитывалось 7 общеуниверситетских кафедр (кафедра английского языка № 1, кафедра английского языка № 2, кафедра иностранных языков, кафедра философии, кафедра физического воспитания и кафедра экономики), в настоящее время работает пять непрофильных кафедр. Приказом ректора от 02.09.2013 года № 4052к была сформирована кафедра философских и социально-экономических дисциплин путем слияния кафедры философии и кафедры экономики.

Вновь созданное научно-образовательное подразделение, однако, имеет давнюю историю в структуре юридического вуза и, как большинство кафедр социально-гуманитарного цикла, начинало свой путь в качестве кафедры марксизма-ленинизма. В 1954 г. самостоятельной стала кафедра экономики. В 1964 г. в результате разделения кафедры марксизма-ленинизма на кафедру истории КПСС и кафедру философии была образована еще одна гуманитар -ная кафедра.

Сегодня на объединенной кафедре философских и социально-экономических дисциплин работают высококвалифицированные специалисты — 12 профессоров, 10 доцентов. Уровень профессиональной компетентности научно-педагогических кадров позволяет кафедре активно участвовать в реализации образовательных программ всех трех уровней высшего юридического образования, включая магистратуру и аспирантуру.

Структурная перестройка не могла не отразиться на содержании научно-педагогической работы новой кафедры. На основании ежегодных приказов ректора «О закреплении учебных дисциплин за кафедрами Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» кафедра философских и социально-экономических дисциплин осуществляет обучение по 30 дисциплинам учебных планов

См.: Гоголева Т. Ю. О месте кафедры в структуре современного юридического университета // Современные проблемы юридического образования: Материалы Всероссийской учебно-методической конференции (Екатеринбург, 23—24 апреля 2015 г.) / отв. ред. М. С. Саликов. Екатеринбург : Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2015. С. 5—8.

ЕСТНИК /~ого/7ева т"' о ф «ал

шивсвтитст« О позиционировании оощеакадемическои кафедры

УНИВСгСИТЕ IА { ** в

имени О.Е. Кугафина (МПОА) В структуре монопрофильного (юридического) Вуза

основных образовательных программ, хотя их конкретный перечень варьирует, оставляя неизменными лишь предметы, закрепленные государственным стандартом. Так, базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС ВПО по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») предусматривает обязательное изучение бакалаврами дисциплин «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика». Вместе с тем оптимизация учебных планов на 2016/2017 учебный год серьезно меняет набор дисциплин, закрепленных за кафедрой, которая «теряет» 17 предметов из вариативной части образовательных программ (в том числе — «Культурология», «Нравственность и право», «Философия власти», «Юридическая конфликтология», др.).

Ежегодно планируемая педагогическая нагрузка кафедры держится в пределах 16,5 тыс. часов на учебный год, имея, однако, тенденцию к снижению (в 2013/2014 уч. г. планируемая годовая нагрузка кафедры составила 16 818 ч, 2014/2015 уч. г. — 16 573 ч, 2015/2016 уч. г. — 16 463,6 ч). Кроме того, постоянные видоизменения в названиях учебных курсов дисциплин, небольших по объему, но требующих значительных усилий по разработке и учебно-методическому сопровождению, осложняют организацию труда и учет рабочего времени преподавателя.

Таким образом, можно отметить, что Университету имени О.Е. Кутафина (МГЮА) не удалось избежать общей тенденции российских вузов по ограничению гуманитарной составляющей подготовки кадров молодых специалистов. Базовые категории современной концепции высшего образования — «профиль/направленность образования», «квалификация», «профессиональные компетенции», «практико-ориентированное обучение» — отражают профессионализацию в качестве основополагающего принципа обучения. Однако отечественная кафедра традиционно формировалась на основе понятия «научная школа», или коллектив единомышленников в области определенной научной теории. Главенство профессионально ориентированной модели обучения явно вступило в конфликт со «знаньевой» концепцией обучения в российских университетах, предпочитающих для своих выпускников фундаментальное академическое образование.

Определенный прикладной «перекос» сказался прежде всего на положении социально-гуманитарных кафедр в монопрофильных вузах, включая и вузы юридические. Научно-педагогическое сообщество вынуждено констатировать повсеместное вытеснение профильными предметами гуманитарных дисциплин из сетки часов учебных занятий, сокращение количества ставок на общеакадемических кафедрах. Практико-ориентированный формат обучения сделал многие социально-гуманитарные дисциплины слабо востре- Р бованными. Ситуацию не меняет даже зафиксированный в федеральных >

государственных образовательных стандартах перечень общекультурных и

универсальных компетенций, которые вуз должен сформировать у своих вы- >

пускников через овладение обучающимися дисциплин социально-гуманитар- ч

ного, общенаучного цикла. Ё

г

Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в стране последних лет заставляет университеты искать пути оптимизации использования бюджетных средств. В учебных планах образовательных программ, реализуе- Среда

4/2016

>

/V ) У

^^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

мых вузом, происходит снижение доли аудиторной нагрузки при освоении дисциплин, при этом приоритеты (и не без основания!) остаются за профильными предметами (модулями), играющими первоочередную роль в формировании у будущего выпускника профессиональных компетенций. Гуманитарии, стремясь поднять статус и вписаться в практико-ориентированную модель подготовки обучающихся, вносят в рабочие программы дисциплин те или иные профессиональные и даже дополнительные профессиональные компетенции, пытаясь таким формальным способом доказать свою «нужность» в учебных планах. Чтобы остаться востребованными в монопрофильном вузе, кафедры регулярно проводят коррекцию классических названий дисциплин. Так появились в учебных планах дисциплины « Социология для юристов» и « Экономика для юристов». Однако если «Иностранный язык в сфере юриспруденции» и «Риторика для юристов» воспринимается органично, то название дисциплины «Философия (для юристов)» выглядит несколько странно, создавая представление, что у будущих инженеров, программистов, учителей или врачей также есть «своя собственная» философия или «своя собственная» история. Практическая ориентированность социально-гуманитарных дисциплин достигается не корректировкой традиционных названий наук, существующих в культурном наследии человечества несколько столетий, а профессиональным выстраиванием содержания этих дисциплин для будущих юристов или для специалистов любой другой сферы, что должно находить отражение в рабочей программе и при календарно-тематическом планировании.

Небезынтересно отметить, что своеобразный статус «маловостребован-ных дисциплин» распространился и на некоторые учебные предметы профильных кафедр юридического вуза. Например, трудности адаптации в новой образовательной среде не обошли такие университетские кафедры, как кафедра истории государства и права, кафедра теории государства и права. Проректор по учебной и воспитательной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) профессор Л. А. Петручак отмечает, что «в 1990—2000-х гг. проявило себя негативное отношение к фундаментальным юридическим наукам, в том числе к теории государства и права, открыто стали высказываться мнения о ненужности теории государства и права как учебной дисциплины. Недооценка роли общей теории права в юридическом образовании препятствует качественной подготовке юристов. попытки принизить роль общетеоретических дисциплин или даже упразднить их считаем нецелесообразными и даже опасными»7.

Сегодня в условиях перманентной диверсификации образовательных программ главенствующая роль в позиционировании той или иной кафедры принадлежит ее научно-педагогическому коллективу, который может занять выжидательную позицию или активно отстаивают свою «значимость» в объективно новых условиях образовательной среды. Непрофильная общеакадемическая кафедра, имея в своем составе высококвалифицированных преподавателей, может и должна заявлять о готовности к разработке, например, междисциплинарных магистерских программ. Кафедре необходимо выходить

7 Борисов А. В., Корнев А. В., Петручак Л. А. Юридическое образование в России: история,

современность, перспективы развития. М. : Норма, 2015. С. 146—147.

в

ЕСТНИК /~ого/7ева т' о иф -э-э

шивсвтитст« О позиционировании оощеакадемическои кафедры _ ^

УНИВСгСИТЕ IА { ** **

имени о.е. Кугафина (мпоа) в структуре монопрофильного (юридического) вуза

за пределы академической работы со студентами, предлагая различным категориям обучающихся образовательные услуги в области гуманитарной подготовки. Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) имеет в этом отношении опыт актуализации деятельности непрофильных структурных подразделений. Так, при непосредственном участии кафедр иностранных языков успешно работает по дополнительным образовательным программам Институт юридического перевода. Кафедра физического воспитания стремится расширить свое участие в жизнедеятельности Университета за счет элективных курсов, секционной и факультативной работы, создавая условия для разностороннего развития студентов. Нельзя не согласиться с мнением А. И. Нефедовой о том, что игнорирование качества университетских сервисов может оказаться стратегической ошибкой для самой кафедры8.

Концепт « качество университетской жизни» стал активно использоваться в научно-педагогических исследованиях с 1980-х гг. и означает, что наряду с воспроизводством академических ценностей, целями успешного университета являются сегодня завоевание и удержание лидирующих позиций на рынке образовательных услуг, что во многом определяется степенью готовности кафедр как профильного, так непрофильного характера предлагать образовательные проекты. Кроме того, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС высшего образования требуют создания в вузе соответствующей социокультурной среды, формирование которой во многом определяется позициями кафедр социально-гуманитарного цикла.

В современном обществе гуманитарные дисциплины продолжают выполнять особую (совсем непростую в условиях господства «рыночного мышления») миссию, побуждая каждое новое поколение знакомиться с представлениями человечества о справедливости и свободе, нравственных идеалах и ценностях. На наш взгляд, эта особая социальная и гуманистическая ответственность должна нацеливать научно-педагогические коллективы кафедр на разработку концепции современного социально-гуманитарного образования в рамках монопрофильного (в том числе юридического) вуза. Тогда от формальных попыток мимикрировать в новую образовательную среду можно перейти к этапу развития. Кафедра сможет влиять на собственный позиционный статус в структуре образовательной подготовки юристов, идти не за учебным планом, а формировать его вместе с профильными кафедрами.

Подводя итог сказанному, хотелось обратить внимание на утверждение питерских коллег о том, что кафедра «как открытая система ... взаимодействует с внешним окружением в различных аспектах, и эволюция внешней среды требует соответствующего реагирования на новации в сфере образования.», «задача ... состоит уже не столько в отслеживании новаций, сколько в их предвидении, заблаговременной адаптации к ним и умении выбрать среди возможных альтернатив самое эффективное решение»9.

См.: Нефедова А. И. Качество университетской жизни: пример адаптации методики в российском университете // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 91—98.

Викторова Н. Г., Евстигнеев Е. Н., Панкова Н. В. Кафедра университета: настоящее и будущее // Высшее образование. 2013. № 12. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.