Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение: новые подходы. Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права'

Практико-ориентированное обучение: новые подходы. Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКА / БАКАЛАВРИАТ / СТАЖИРОВКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / PRACTICE-BASED EDUCATION / PRACTICE / BACHELORS / STUDY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягай Екатерина Давидовна

В статье обобщен опыт реализации на базе Института бизнес-права нового практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, рассмотрены вопросы как аудиторной, так и внеаудиторной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тягай Екатерина Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-BASED EDUCATION: NEW APPROACHES. THE EXPERIENCE OF EDUCATION FOR BACHELOR DEGREE IN THE INSTITUTE OF BUSINESS LAW

The article summarizes the integration of the new practice-oriented approach to legal education in Business law institute of Kutafin law academy. Both guided and independent student work are given attention.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение: новые подходы. Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Екатерина Давидовна ТЯГАЙ,

кандидат юридических наук, директор Института бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ. ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ИНСТИТУТЕ БИЗНЕС-ПРАВА

В статье обобщен опыт реализации на базе Института бизнес-права нового практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, рассмотрены вопросы как аудиторной, так и внеаудиторной работы со студентами.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практика, бакалавриат, стажировки, организация учебного процесса.

TYAGAYE. D.,

Candidate of Law, Director of the Institute Business Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

PRACTICE-BASED EDUCATION: NEW APPROACHES. THE EXPERIENCE OF EDUCATION FOR BACHELOR DEGREE

IN THE INSTITUTE OF BUSINESS LAW

The article summarizes the integration of the new practice-oriented approach to legal education in Business law institute of Kutafin law academy. Both guided and independent student work are given attention. Keywords: practice-based education, practice, bachelors, study organization.

Открывая в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт бизнес-права (далее — «ИБП»), мы сформулировали для себя амбициозную цель: сохранить безупречную репутацию вуза, почти 85 лет выпускающего лучших российских юристов, и при этом принципиально расширить профессиональные горизонты будущих специалистов, доверивших нам свое высшее образование.

Прежде чем приглашать к себе студентов, нам предстояло определиться с тем, что отличает нас от остальных институтов МГЮА, кроме современного названия и яркой упаковки. Таким отличием стало понимание ключевых задач, стоящих уже не перед абитуриентами, а перед выпускниками, — задач, связан© Е. Д. Тягай, 2016 ных с трудоустройством в сложных конкурентных условиях. В этом нам помог

в

ЕСТНИК Пягай Е-Д- б а

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное обучение: новые подходы. 9Э

имени О. Е. Кутафина (МПОА)

Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права

личный опыт: команда, стоявшая у истоков создания ИБП, целиком состояла из практикующих юристов, многие из которых сами окончили МГЮА и точно осознавали, в каком направлении развития нуждается высшее юридическое образование.

Первое и главное решение, которое мы приняли, — максимальное погружение наших студентов в практику, интеграция в профессиональное сообщество и адаптация к рабочим условиям с самого начала обучения. Набившая оскомину проблема «отрыва теории от практики» воспринималась нами как руководство к действию. Решить эту проблему помогла и оптимизированная учебная программа, разработанная специально для ИБП доктором юридических наук, профессором И. В. Ершовой — заведующим кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), научным руководителем Института.

Следующим шагом стал поиск партнеров для организации стажировок студентов, осложненный тем, что ни одна юридическая фирма, адвокатское образование или правовой департамент в корпорации традиционно не готовы принимать на практику студентов младших курсов — а в ИБП были только новобранцы-первокурсники.

В нашу пользу сработала корпоративность юридического сообщества, внутри которого решающую роль нередко играет личное участие и авторитет: бывшие коллеги и однокашники с энтузиазмом восприняли идею практико-ориен-тированного обучения бакалавров, и уже во втором семестре 1-го курса для студентов ИБП стартовала факультативная бесплатная программа подготовки к стажировкам «Практикум», в рамках которой специальные вводные занятия по профессиональной ориентации перед полноценной практикой проводила партнер юридической компании йРРаг^егэ Анна Дунаева.

Параллельно с этим, силами студенческого научного совета ИБП под руководством администрации Института был создан бизнес-клуб ИБП — вне-учебная просветительская площадка, где на регулярной основе организуются встречи с успешными практикующими юристами и предпринимателями, готовыми поделиться со студентами своим опытом построения карьеры, ответить на волнующие вопросы, связанные с трудоустройством, и даже раскрыть некоторые бизнес-секреты1. Среди гостей бизнес-клуба ИБП и научных мероприятий, организованных клубом, были юристы, предприниматели, бизнесмены.

Личное знакомство с юристами и бизнесменами высокого класса, а также уникальная возможность с первого года обучения окунуться в профессиональную среду и сформировать собственные ориентиры, которые позволят увереннее почувствовать себя в учебе, будущей работе и жизни в целом, принесли свои результаты — процесс обучения стал для студентов ИБП не тяжелым бременем, а средством достижения поставленных целей. В студенческой среде >

была задана высокая интеллектуальная планка, которая удерживается до сих

Ш □

пор: два года подряд студенты ИБП показывают лучшие результаты сдачи Ш

сессии и текущей успеваемости среди всех институтов МГЮА. н

гп

__п

г

1 Группа Бизнес-клуба в социальной сети РасеЬоок насчитывает более 750 подписчиков, Ш

среди которых студенты мГюА и других вузов, гости и будущие гости Бизнес-клуба, а так- ^

же многие другие пользователи // https://www.facebook.com/groups/iblbusinessclub/ СРЕДА

7/2016

>

10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

'СТНИК

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, БИЗНЕСМЕНЫ

Ян Яновский — инвестиционный банкир, основатель и управляющий партнер First Nation Societe Bancaire, учредитель корпорации « Биоэнергия», независимый член Консультационного Совета ООО « РУСНАНО Капитал», сооснователь инвестиционной группы W1 Partners, соучредитель благотворительного фонда «Друзья».

Алена Владимирская—основатель рекрутингового агентства по подбору топ-менеджмента «Pruffi», создатель курса «Aнтирабство», обладатель степени AMI (открытая школа бизнеса, СПб.).

Роман Ткаченко — кандидат юридических наук, глава представительства холдинга RD Group в России, генеральный директор УК RD.

Виталий Виноградов — венчурный партнер инвестиционного фонда Rubicon Venture Capital, председатель совета директоров АО Информационно-издательский центр «ПАТЕНТ».

Виталий Виноградов — кандидат технических наук, управляющий директор компании Ticketland.ru, обладатель степени Executive MBA (University of Chicago Booth School of Business).

Александра Шафорост — основатель компании «Общество с натуральным вкусом № 1», создатель бренда «Marc and Fisa», банкир, обладатель степени MBA (INSEAD).

Олег Гуськов — основатель, директор компании Mixville.

Дмитрий Боровиков — руководитель «Всероссийской программы развития молодежных коворкинг-центров и бизнес-инкубаторов», руководитель программы «Время действовать».

Сергей Филатов — основатель MyTutor.Space, предприниматель.

Евгений Большаков — советник антимонопольной практики адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры (ЕПАМ), адвокат, член Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции», выпускник программ Harvard Institute for English Language Programs и International Law University (США).

Искендер Нурбеков — кандидат юридических наук, заместитель директора по правовым вопросам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Александр Ермоленко — кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «ФБК Право», экспертный советник ОАО АК «Транснефть», член Ассоциации менеджеров России, член Международной ассоциации юристов.

Александр Молотников — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, исполнительный директор Научно-образовательного центра «Право и бизнес МГУ», член наблюдательного совета и председатель правления Русско-китайского юридического общества.

Александр Аронов — кандидат юридических наук, управляющий партнер юридического бюро «Аронов и партнеры».

Дмитрий Максимович — кандидат юридических наук, старший юрист EY (Ernst & Young).

Артем Голдман и Андрей Зиновьев — партнеры и создатели онлайн-платформы для поиска юристов Legal Space, выпускники Стартап-академии Московской школы управления «Сколково».

Сергей Мартынюк — кандидат юридических наук, основатель и партнер юридической фирмы «Сергей Мар-тынюк и Партнеры», бывший управляющий партнер юридической фирмы «Пастернак, Мартынюк и партнеры».

Константин Шакко — старший юрист компании Legal Capital Partners, обладатель степени LLM (Columbia Law School, New York), адвокат штата Нью-Йорк.

Михаил Красильников — адвокат, учредитель РОО РОККС (Региональная общественная организация развития общественного контроля за контрактной системой в сфере закупок).

Анна Дунаева — партнер юридической фирмы «Дунаева, Пономарев и партнеры» (DPPartners). Антон Гармоза — адвокат штата Нью-Йорк, практикующий российский юрист, кандидат юридических наук. Роман Янковский — директор АНО «Стартап».

ЮРИСТЫ

"Т^ЕСТНИК

# Я УНИВЕРСИТЕТА

SUV имени O.E. Кутафина (МПОА)

Тягай Е. Д.

Практико-ориентированное обучение: новые подходы.

Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права

11

Сближение с практиками как в правовом, так и в предпринимательском поле, вдохновили студенческое научное сообщество ИБП на создание еще двух принципиально новых проектов: Кейс-клуба МГЮА, который несмотря на длительную историю развития в вузе студенческого самоуправления был открыт именно силами студентов ИБП2, а также первого в России Правового инкубатора — уникального образовательного проекта, направленного на сотрудничество с бизнес-инкубаторами и на оказание правовой поддержки стартапам.

Деятельность Правового инкубатора ставит своей основной целью создание системной возможности для практик и стажировок студентов ИБП в бизнес-инкубаторах и бизнес-школах, резиденты которых являются предпринимателями, испытывающими потребность в юридической поддержке и правовом сопровождении проектов3. Навыки общения с клиентом и работы в команде, оттачиваемые благодаря участию в Правовом инкубаторе, значительно опережают и качественно превосходят компетенции, на формирование которых направлены традиционные массовые форматы студенческих практик в суде, прокуратуре и юридических клиниках, не говоря уж о засчитываемой в качестве практики работе в приемной комиссии4.

Работа Кейс-клуба МГЮА построена на сочетании двух ключевых форматов — системы практических занятий по моделированию, решению и разбору бизнес-кейсов и правовых кейсов, а также серии мастер-классов и лекций по наиболее острым и актуальным проблемам практики правового сопровождения бизнеса5.

Очевидно, что все существующие в ИБП студенческие объединения шагнули далеко вперед относительно большинства научных «кружков», периодически проводимых силами отдельных преподавателей при тех или иных кафедрах. Шаг этот осуществлен именно в практическом направлении, что естественным образом дало студентам ИБП фору перед их сверстниками, обучающимися в более консервативной образовательной среде.

Вектор, заданный ИБП, был поддержан руководством Университета, и постепенно все наиболее прогрессивные образовательные эксперименты стали реализовываться именно на нашей площадке.

Первым таким проектом стало внедрение в учебный процесс Электронного журнала — виртуальной системы учета посещаемости занятий и успеваемости студентов. Каждому преподавателю, ведущему практические занятия в ИБП, был выдан личный планшет со специально установленной программой,

Студенты ИБП подошли к открытию Кейс-клуба со всей серьезностью и сразу же аккреди- ^

товали данный клуб в Национальной лиге кейсов Changellenge. На открытии Кейс-клуба МГЮА выступал CEO Changellenge и основатель case-study в России Андрей Алясов. URL:

ИПр://сИапде11епде.сот/еуег^/все-о-кейсах-за-61-минуту-открьггие-кейс-к/ д

3 См.: URL: https://www.facebook.com/Legalincubator/ А

4 Данным опытом нам удалось поделиться на съезде Ассоциации студенческих бизнес-ин- m кубаторов России: http://asbir.ru/sezd-assotsiatsii-studencheskih-biznes-inkubatorov-rossii/ Ü

5 В группе Кейс-клуба МГЮА в социальной сети Vkontakte состоят более 400 человек, регу- А лярно публикуются анонсы о предстоящих мероприятиях и отчеты о них, включая много- ß численные фото-отчеты с мастер-классов: https://vk.com/kutafincaseclub СРЕДА

7/2016

>

MV\ Ж Л t 1 firfV

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

ЖШШ^ имени O.E. Кутафина (МГЮА)

позволяющей в режиме реального времени оценивать достижения студентов, а также централизованно выставлять баллы промежуточной аттестации6.

Помимо существенного снижения уровня бумажной бюрократии, применение электронных журналов сыграло важную роль в обеспечении прозрачности всех аттестационных процедур. Текущие баллы и итоговые оценки видны не только преподавателю, но и самим студентам, имеющим электронную учетную запись в виртуальном личном кабинете, а также руководству и инспекторам Института, систематически осуществляющим контроль успеваемости через компьютерные программы и базы данных. Наконец, доступ к информации об успеваемости конкретного студента может в отдельных случаях быть предоставлен его родителям по специальному запросу.

Внедрение электронного журнала повлияло и на профессорско-преподавательский состав: доценты и профессора, долгие годы избегавшие информационных технологий в повседневной рутинной работе, вынуждены были перейти на современный уровень коммуникаций со студентами. Большинство при этом с радостью отметили давнюю готовность к таким переменам7. Те же, кто в силу возраста или иных причин не смогли овладеть данными профессиональными инструментами, уступили место своим коллегам в работе со студентами ИБП.

Следующим и одним из наиболее значимых образовательных экспериментов стало введение в ИБП встроенной практики8. В течение 3-го и 4-го семестров обучения второкурсники направлялись на стажировки в юридические фирмы, коммерческие организации, государственные и частные структуры, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, где на несколько недель погружались во внутренние рабочие процессы, после чего представляли кураторам практики соответствующие отчеты и защищали их. Ключевым условием данной практики было не массовое, а индивидуальное, почти точечное распределение студентов по местам стажировок, в результате чего эти несколько недель для большинства студентов стали не дополнительными каникулами или временем совместных дружеских развлечений, а реальным и полноценным опытом первой работы.

Получив представления об общих итогах данного эксперимента и конкретных результатах отдельных студентов, мы убеждались в том, что изначально сформулированная нами задача по подготовке в ИБП социально адаптирован-

7

См.: Положение о балльно-рейтинговой системе измерения и оценки образовательной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» // https://msal.ru/common/upload/Polozhenie_o_

ballno-reyting._sisteme_izmereniya_i_otsenki_obraz._deyatelnosti_studentov_utv._pr._ ot_02.11.2015_N_537[1].pdf

См.: Инструкция по работе с приложением «Электронный журнал» // https://msal.ru/common/ upload/123.pdf

Идея встроенной практики была поддержана и получила широкое обсуждение на тематическом круглом столе «Сотрудничество Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с работодателями. Реализация проекта "встроенная практика" в 2016/2017 учебном году», проведенном в МГЮА 5 июля 2016 года с участием заместителя министра образования и науки Российской Федерации Екатерины Андреевны Толстиковой: URL: http://msal.ru/news/5-iyulya-2016-goda-v-zale-uchenogo-soveta-proshel-kruglyy-stol-sotrudnichestvo-universiteta-imeni-o-/

6

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕСТНИК ПЯГЕ,й |Е Д- б <тэ

шивсвтитст« Практико-ориентированное обучение: новые подходы.

УПИЦЕгиИ I Ь|А ,—, _ л _ ■

именио.Е.кутафина(мпод) Опыт подготовки студентов бакалавриата в Институте бизнес-права

ных, профессионально адекватных, интеллектуально смелых и прогрессивных молодых коллег (независимо от возраста, пола и курса обучения) не просто достижима, а может быть воплощена нами здесь и сейчас — без дополнительных отлагательств.

Именно поэтому каждый член команды ИБП взял на себя риск обратиться к своим друзьям, коллегам и знакомым с личной просьбой взять летом на факультативную летнюю практику студентов 1-го и 2-го курсов ИБП, наиболее достойно проявивших себя за время обучения. Таких кандидатов оказалось 80 человек, т.е. фактически половина обучающихся каждого курса. И благодаря нескольким постам в Facebook и телефонным звонкам, большинство студентов оказались устроены на стажировки и вовлечены в новые интересные проекты.

Важно отметить, что все потенциальные работодатели не просто «по знакомству» брали к себе практикантов, чтобы сохранить добрые отношения с коллегами и формально подписать студенческие характеристики, а подошли к отбору стажеров с не меньшим энтузиазмом, чем мы сами. Партнеры, главы правовых департаментов, начальники юридических отделов, адвокаты, судьи, юристы и бизнесмены провели несколько собеседований и отобрали кандидатов на основе изучения студенческих портфолио и резюме, которые у студентов ИБП уже содержали профессионально значимые позиции.

Энтузиазм и честолюбие, с которым студенты брались за предоставленную возможность, оказались вознаграждены: многим предложили продолжить практику и во время учебного семестра — дистанционно и после занятий, без ущерба для посещаемости и успеваемости. Некоторым удалось добиться еще больших результатов и получить первые предложения по трудоустройству с гибким графиком и на особых условиях.

Все шаги, предпринятые нами в целях оптимизации учебного процесса и создания дополнительных возможностей для развития студентов ИБП, основываются на важной идее, которая объединяет Институт бизнес-права и отличает его от многих других: сегодняшний студент должен стать в будущем нашим коллегой, в полном смысле этого слова. Профессиональное юридическое сообщество — это круг единомышленников, которыми становятся еще в студенческие годы. Мы воспитываем в студентах уважение к профессии, друг другу и самим себе — именно с такими людьми нам важно быть в одной команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.