Научная статья на тему 'Круглый стол по теме «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования» на базе научно-образовательной сессии Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)'

Круглый стол по теме «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования» на базе научно-образовательной сессии Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / UNDERGRADUATE / GRADUATE / LEVEL EDUCATION / BOLOGNA SYSTEM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзуманова Лана Львовна

В статье приводится обзор круглого стола по теме «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования», проведенного в рамках III Московского юридического форума и X Международной научно-практической конференции (Кутафинских чтений). В статье отражены основные тезисы докладов, освещены основные проблемы, возникающие в связи с переходом к уровневому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзуманова Лана Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Essay on the Results of the Round Table Conference on "Prospects for the Development of the Bachelor''s Degree Program as a Level of Higher Legal Education" Organized on the Basis of the Scientific and Educational Session of The Kutafin Moscow State University (MSAL)

The article provides an overview of the roundtable discussion on the theme "Prospects of development of undergraduate level as a higher legal education", held as part of III Moscow Legal Forum and the X International Scientific and Practical Conference "Kutafin Readings." The article reflects the main points of reports, highlights the main problems arising from the transition to the level education.

Текст научной работы на тему «Круглый стол по теме «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования» на базе научно-образовательной сессии Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

ТЕМА НОМЕРА «III МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ»

Л. Л. Арзуманова*

Круглый стол по теме

«Перспективы развития бакалавриата

как уровня высшего юридического образования»

на базе Научно-образовательной сессии

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация. В статье приводится обзор круглого стола по теме «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования», проведенного в рамках III Московского юридического форума и X Международной научно-практической конференции (Кутафинских чтений). В статье отражены основные тезисы докладов, освещены основные проблемы, возникающие в связи с переходом к уровневому образованию.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, уровневое образование, болонская система, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, компетенции.

DOI: 10.17803/1994-1471.2016.67.6.019-025

С 6 по 9 апреля 2016 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проходила Научно-образовательная сессия, которая включала проведение научно-методической конференции «Юридическое образование в России: история и современность (к 85-летию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», в рамках которой 6 апреля 2016 г. состоялась встреча профессорско-преподавательского состава правовых вузов страны с видными представителями юридического сообщества. Модератором научно-практической конференции,

давшей старт трехдневному научно-методическому марафону, стала проректор по учебной и воспитательной работе, д. ю. н., профессор Л. А. Петручак.

С приветственными словами к участникам научно-образовательной сессии обратились ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор В. В. Блажеев; председатель Московской городской думы, к. ю. н. А. В. Шапошников; заместитель министра образования и науки РФ Е. А. Толстикова и первый проректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),

© Арзуманова Л. Л., 2016

* АрзумановаЛанаЛьвовна,директор Юридического заочного института, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент llarzumanova@msal.ru

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

д. ю. н., профессор Е. Ю. Грачева Выступающие говорили о практической значимости проводимой научно-методической конференции, о важности выводов и предложений, которые будут сформулированы по итогам конференции и круглых столов в резолюциях участников, поскольку для правоприменительной практики, которая складывается в сфере высшего образования, огромное значение имеет позиция каждого преподавателя, знающего, как никто другой, проблемы юридического преподавания и пути их разрешения. Мероприятие может способствовать процессу сближения теории и практики, даст возможность практикующим юристам высказать свою точку зрения об учебном процессе в юридических вузах, мерах его совершенствования. Здесь важно услышать потребности социального заказа потенциального работодателя выпускника юридического вуза. Именно благодаря активному участию преподавателей и юристов-практиков возможно построение практико-ориентированного высшего юридического образования.

Следует подчеркнуть, что научно-методическая конференция уже не первый раз проводится в стенах нашего Университета, однако она впервые приобрела столь масштабный характер и проходила параллельно с Кутафински-ми чтениями. В этот раз юридическое научное сообщество имело возможность поучаствовать в научно-методической конференции и организованных в ее рамках круглых столах по разным уровням образования, а также услышать об основных научных трендах на X Международной научно-практической конференции (Кутафинских чтениях).

В первой части конференции были заслушаны выступления представителей разных научных школ, которые говорили об истории зарождения и развития юридического образования в стенах вузов, о тенденциях образовательного процесса в рамках Болонской системы, отдельно освещались вопросы образования в аспирантуре, модернизации юридического образования с учетом социального заказа, а также процедуры общественной аккредитации как нового направления в повышении качества юридического образования.

Круг вопросов был столь широким, что вторая часть конференции прошла в формате панельной дискуссии, на которую были приглашены спикеры — представители разных

университетов, в частности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Ростовского государственного университета правосудия (РГУП), Южного федерального университета (ЮФУ), Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), Сибирского федерального университета (СФУ), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Такая форма конференции позволила выступающим высказать свою личную позицию и позиции вузов, которые они представляли, а главное, ответить на вопросы, которые сейчас так остро стоят перед руководителями вузов, факультетов и преподавателями кафедр. Этот формат общения, с одной стороны, дал участникам панельной дискуссии возможность выявить основные тенденции в развитии сферы юридического образования, а с другой — поставил не менее важные вопросы, которые обсуждались уже на круглых столах во второй половине работы Научно-практической сессии.

На площадке Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) были проведены круглые столы по разным направлениям юридического образования:

— «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования»;

— «Магистратура: современное понимание и применение»;

— «Современная аспирантура: традиции и перспективы».

В настоящем обзоре остановимся подробнее на аспектах, активно обсуждавшихся на круглом столе «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования».

Участниками впервые проводимого круглого стола стали представители Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и его филиалов, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), МГУ имени М.В.Ломоносова, Северо-Кавказского федерального университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российского нового университета (РосНОУ), а также представители зарубежных вузов — Каспийского университета (Республика Казахстан, г. Алматы) и Арцахского государственного университета (г. Степанакерт).

Модераторами круглого стола стали руководители двух институтов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — директор Юридического заочного института, д. ю. н. Л. Л. Арзуманова и директор Института права, к. и. н. Е. Л. Глотова.

С приветственным словом к участникам круглого стола выступила проректор по учебной и воспитательной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д. ю. н. Л. А. Пе-тручак, которая пожелала плодотворной работы всем преподавателям. В своем выступлении на пленарном заседании Лариса Анатольевна охарактеризовала задачи, стоящие перед юридическим образованием, среди которых:

— формирование конкурентно-способной научно-образовательной среды;

— ликвидация юридической подготовки в технических отраслевых вузах;

— формирование профессиональных юридических школ в опорных и ведущих университетах;

— формирование модели юридической подготовки с выделением профилей бакалавриата практико-ориентированной направленности;

— разработка и реализация сетевых образовательных программ;

— расширение интерактивных методов обучения;

— усиление интернациональных аспектов;

— расширение использования информационных технологий;

— индивидуализация обучения и увеличение объема самостоятельной работы студентов;

— повышение роли преподавателей с высоким научно-педагогическим потенциалом, способных выстраивать междисциплинарные курсы и осуществлять продуктивную профессиональную коммуникацию в сфере юридического образования. Поставленные задачи стали для организаторов круглого стола ориентирами в обсуждении проблем.

Всего в работе круглого стола приняло участие более 50 человек. Поскольку доклады участников носили многоаспектный характер, модераторы предложили сгруппировать вопросы, которые будут обсуждаться препода-

вателями вузов, по направлениям заявленных тем, что позволило услышать разные точки зрения на одну и ту же проблему, сразу же обсудить многоаспектно вопрос и предложить выводы для окончательной резолюции круглого стола.

Первыми стали обсуждаться федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по юриспруденции. Выступили:

— директор Центра по обеспечению деятельности УМО по юридическому образованию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заместитель председателя Правления АЮРО, к. ю. н. Н. Н. Мазаева на тему «ФГОС ВО по юриспруденции: что было, что есть, каковы перспективы»;

— директор Центра стратегического развития Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. Е. Н. Дорошенко на тему «Обучение навыкам практической работы юриста в образовательной программе бакалавриата»;

— заместитель начальника учебно-методического управления Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. и. н. Т. Ю. Гоголева с докладом «Кафедра в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования и ее роль в реализации компетент-ностной модели подготовки бакалавров». Участники активно отреагировали на вопрос о компетенциях, которые должны быть сформированы у выпускников-бакалавров согласно приказу Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция(квалификация "бакалавр")»1. В своем выступлении на тему «Реализация инновационных педагогических технологий на примере проекта Российского нового университета МИПИ "Правовые волонтеры"» декан юридического факультета РосНОУ, к. п. н. А. А. Тыртышный особо подчеркнул профессиональные компетенции, формируемые у бакалавров в педагогической деятельности:

— способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.06.2010. № 26.

— способность управлять самостоятельной

работой обучающихся (ПК-18);

— способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Участники круглого стола отметили, что формирование этих компетенций в рамках освоения образовательной программы, в частности отдельно взятой дисциплины, практически невозможно, поскольку данные компетенции могут проявиться лишь в ходе практической деятельности бакалавра. В этой связи Алексей Александрович предложил опыт своего вуза, когда студенты старших курсов осуществляют правовое просвещение школьников: читают лекции, проводят практические занятия. В 2013 г. в РосНОУ стартовал пилотный проект правовой интерактивной игры «Правовые волонтеры», направленный на формирование у бакалавров практико-ориентированного сознания и закрепление компетенций. Были привлечены практикующие юристы, представители некоммерческих организаций и средств массовой информации. Были разработаны кейсы, которые формируют у школьников пра-восознательное поведение, правовую культуру и особенно — воспитательные компетенции у студентов и профессорско-преподавательского состава вуза. Участники круглого стола поддержали выступление А. А. Тыртышного. Было отмечено, что понятие «компетенция» (от лат. competere — «соответствовать, подходить») означает способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Профессиональная компетенция, в свою очередь, рассматривается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач2.

По словам Н. П. Симаевой, формирование профессиональных компетенций следует рассматривать как процесс воспитания личности, которая, во-первых, осваивает систему необходимых знаний, навыков, умений, во-вторых, овладевает опытом будущей профессиональной деятельности, осознавая свое место в социуме, и, в-третьих, способна к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности.

2 URL: https://ru.wikipedia.org.

Модераторы круглого стола поддержали дискуссию по формированию компетенций. В своих докладах Л. Л. Арзуманова («Процесс формирования профессиональных компетенций как показатель качества образовательного процесса в бакалавриате») и Е. Л. Глотова («Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров в процессе обучения») пояснили, что в самом начале появления ФГОС ВО Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) стал флагманом в разработке рабочих учебных планов и образовательных программ для бакалавров в сфере юридического образования. И конечно же, при составлении программ дисциплин преподавательский состав кафедр столкнулся с проблемой, какие именно компетенции следует отображать в рабочих учебных программах и каков способ проверки формирования этих компетенций?

Анализируя общекультурные и профессиональные компетенции на первоначальном этапе их появления, можно было говорить о том, что буквально каждая из них соответствует любой дисциплине образовательной программы и может быть сформирована у бакалавра при приеме текущей аттестации. Однако в последующем преподаватели стали более избирательно подходить к выбору компетенций при составлении программ, поскольку перед ними стояла задача отражения компетенции в непосредственной профессиональной деятельности юриста.

С основным докладом на тему «Социальные проекты в юридическом образовании как форма педагогических инноваций» выступила заместитель директора по связям с государственными и местными органами власти Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. и. н. Л. И. Антонова. Она рассказала о взаимодействии института с представительными органами власти в процессе направления студентов на практику. Особо отмечалось, что в регионе есть опыт трудоустройства выпускников в места прохождения практики. Людмила Ивановна подчеркнула, что «студенты не находятся в безвоздушном пространстве». Более того, практическая работа студента проводится и в рамках созданного Совета молодых юристов, в котором проходят занятия на правовую тематику.

В рамках следующей темы обсуждения стал опыт кафедр по подготовке бакалавров. В этой части активными участниками обсуждения стали:

— профессор кафедры экологического и при-родоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. М. С. Пашова (тема доклада: «Внеаудиторная и воспитательная работа преподавателя»);

— старший преподаватель кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. Е. Б. Подузова (тема доклада: «Реализация активных и интерактивных форм проведения занятий на современном этапе развития юридического образования»);

— заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д. ю. н. Н. Л. Лютов (тема доклада: «Опыт проведения спецкурсов в группах бакалавриата»);

— руководитель налоговой практики в России Linklaters, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. В. А. Мачехин (тема доклада: «Современные методы в образовательном процессе (на примере преподавания дисциплин кафедры финансового права)»);

— заведующий кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. Ю. Е. Петухов (тема доклада: «Использование траектории самостоятельного изучения уголовного процесса как элемент системы формирования компетенций»);

— доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА), к. ю. н. М. П. Петров (тема доклада: «Комплекс дисциплин административно-правовой направленности в структуре многоуровневой подготовки кадров для системы публичного управления»).

Никита Леонидович Лютов осветил в своем докладе формы самостоятельной работы бакалавров. При этом участники дискуссии согласились с тем, что в сегодняшних реалиях самостоятельная работа студента уже не может сводиться к изучению им дисциплины по учебнику — это формат, который предполагает совместное участие в работе как преподавателя, так и студента, когда преподаватель использует

различные формы организации самостоятельной работы, включая общение в онлайн-ре-жиме, путем направления на почту студентов заданий практической направленности, т.е., по сути, преподаватель опосредованно осуществляет контроль в ходе выполнения студентами самостоятельной работы. В этой связи роль самостоятельной работы повышается в зависимости от формы обучения, т.к. по очно-заочной и заочной форме она занимает основную часть времени учебного процесса бакалавра.

В то же время Виктор Александрович Мачехин, говоря о современных методиках преподавания у бакалавров, отметил, что примером применения инновационных способов может стать вовлечение студентов в работу научных кафедральных кружков, студенческих конференций, где студенты могут выступать и в качестве помощников в организации этого процесса — в формировании проблематики мероприятия, в сборе тезисов, в обсуждении докладов. Ярким примером работы научного кружка, который возглавляет В. А. Мачехин, стала тема «Как написать научную статью?». По итогам обсуждения студенты ушли с пониманием того, как начать написание научной статьи, как правильно отразить противоположные позиции, существующие в науке и правоприменительной практике, и т.п. Виктор Александрович рассказал также, что в проведение международной конференции по налоговой тематике вовлечены студенты разных вузов, и формат этого мероприятия растет из года в год, поэтому бакалавры, не первый год участвующие в конференции и имеющие навыки подготовки статей, помогают в проверке и отборе статей участников конференции; кроме того, по результатам выступлений комиссия выбирает лучшего спикера-студента и следующей площадкой этого мероприятия становится тот вуз, где учится этот студент.

Резюмируя данную часть выступлений, участники круглого стола сошлись во мнении, что методик преподавания бесчисленное количество, главными здесь являются желание самого преподавателя приобретать новые навыки интерактивного обучения бакалавров и, безусловно, обмен опытом между профессорско-преподавательскими составами вузов.

Выступающие также согласились с позицией Михаила Петровича Петрова, который говорил о применении на текущей аттестации бакалав-

ров не традиционной схемы опроса по билету, а решения казусов. Такой метод ориентирован на возможность бакалавров применить полученные знания на практике, а также на проверку формирования у них профессиональных компетенций по дисциплине.

Доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказского федерального университета», к. ю. н. И. Ш. Галстян в докладе «Роль коммуникативных навыков преподавателя права в повышении качества юридического образования» отметила важность понимания того, какого бакалавра мы готовим в рамках социального заказа — академического бакалавра или бакалавра-практика? Ответив на этот вопрос, образовательное юридическое сообщество сможет понять, что именно требуется для подготовки новых кадров России, какие методики преподавания необходимо применять, какие компетенции мы будем формировать у бакалавров в ходе образовательного процесса.

Не менее интересным стал доклад участника из Казахстана — ассоциированного профессора Каспийского университета (Республика Казахстан, г. Алматы), доктора Ph.D, к. ю. н. А. Т. Шаукенова. В начале своего выступления на тему «Некоторые проблемы юридического образования в Казахстане: история и современность» докладчик заметил, что Казахстан, как и Российская Федерация, перешел на систему уровневого образования. Али Темрленович пояснил, что процесс обучения стал дорогостоящим и государство не может в полной мере обеспечить доступ к получению образования за счет средств бюджета. В этой связи на курсах формируются группы по 10 человек.

Участники круглого стола тоже привели примеры формирования групп в рамках профильной направленности в российских вузах и говорили о том, что и в наших вузах на некоторых формах обучения, в зависимости от профиля подготовки, набирается в группу небольшое количество студентов, причем многие вузы идут по пути открытия профиля только при наличии не менее 10 бакалавров на него.

Доклад А. Т. Шаукенова был интересен еще и тем, что в нем речь шла о формировании традиций юридического образования, приводились примеры некоторых архивных документов, которые свидетельствовали о том, что не всегда даже судьи в Казахстане в 1920—1930-е гг. об-

ладали юридическими знаниями в требуемом объеме. Выступление Али Темрленовича позволяет говорить о схожести подходов в образовательном процессе бакалавров с теми особенностями, которые присущи системам образования России и Казахстана.

Участники круглого стола выразили единое мнение о необходимости использования в обучении в бакалавриате такого приема, как обмен бакалаврами для стажировки в других вузах, включая обучение в зарубежных вузах. Вероятно, такое обучение будет носить курсовой характер, будет непродолжительным, что позволит приобрести дополнительные знания, применить навыки и использовать новые возможности.

И, конечно же, отдельный блок вопросов был посвящен организации практик. Основным стал доклад начальника Управления практико-ори-ентированного обучения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н. М. В. Самсоно-вой — «Пути совершенствования организации практики в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». Вновь созданное Управление призвано решить вопросы прохождения практики бакалавров как в традиционном ее понимании — путем направления в органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации, так и в рамках работы в юридической клинике, оказывая pro bono поддержку. А поскольку Университет является экспериментальной площадкой для проведения мониторинга ЕГЭ, законодательных инициатив и других мероприятий, студенты имеют уникальную возможность прохождения практики без отрыва от учебного процесса, т.е. практики, встроенной в учебный процесс, в передовых направлениях.

Подводя итоги круглого стола «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования», его участники отметили, что отведенного времени для обсуждения насущных вопросов им не хватило, и выразили надежду, что проведение круглого стола по бакалавриату станет доброй традицией и одновременно площадкой для обсуждения проблем преподавания, особенно с учетом ожидаемых нововведений в законодательном регулировании образовательной сферы.

По результатам круглого стола все доклады участников и итоговая резолюция будут опубликованы в сборнике.

В рамках настоящего обзора акцентируем

Россинский С. Б.

Кафедра уголовно-процессуального права ВЮЗИ-МЮИ-МГЮА-Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА): традиции и современность

внимание лишь на отдельных положения резолюции круглого стола:

«Отмечая высокий уровень состоявшегося обсуждения, учитывая информацию, обозначенную в докладах и презентациях, участники круглого стола "Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования" согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании дальнейшего развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования и подчеркивают необходимость внесения предложений по наиболее эффективной реализации основных положений дискуссии по следующим направлениям:

— продолжить работу по актуализации содержания программ бакалавриата по направлению подготовки "Юриспруденция";

— провести дополнительный анализ востребованности выпускников юристов-бакалавров с целью выработки предложений по совершенствованию содержания образовательных программ разных уровней высшего образования;

— уделить внимание изучению природы ком-

петентностного подхода в бакалавриате и проверке формирования отдельных компетенций у бакалавров по итогам текущей аттестации;

— развивать взаимодействие образовательных организаций высшего образования и школ в рамках правового просвещения;

— сформировать подходы инновационных методик практико-ориентированного обучения в бакалавриате;

— активизировать пути взаимодействия вузов с потенциальными работодателями путем их вовлечения в учебный процесс при подготовке отдельных курсов по бакалавриату, формировании компетенций бакалавра, тем самым реализуя социальный заказ;

— организовать проведение текущей аттестации бакалавров в форме решения казусов;

— провести анализ возможности совершенствования подготовки бакалавров в направлении усиления практической направленности на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования».

Материал поступил в редакцию 10 апреля 2016 г.

AN ESSAY ON THE RESULTS OF THE ROUND TABLE CONFERENCE ON "PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE BACHELOR'S DEGREE PROGRAM AS A LEVEL OF HIGHER LEGAL EDUCATION" ORGANIZED ON THE BASIS OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SESSION OF THE KUTAFIN MOSCOW STATE UNIVERSITY (MSAL)

ARZUMANOVA Lana Lvovna — Director of the Law Correspondence Institute, Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Ph.D., Associate Professor. llarzumanova@msal.ru

123995, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Review. The article provides an overview of the roundtable discussion on the theme "Prospects of development of undergraduate level as a higher legal education", held as part of III Moscow Legal Forum and the X International Scientific and Practical Conference "Kutafin Readings." The article reflects the main points of reports, highlights the main problems arising from the transition to the level education.

Keywords: undergraduate, graduate, level education, the Bologna system, federal state educational standards of higher education, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.