Научная статья на тему 'Опыт деятельности студенческих организаций как вида внеаудиторной нагрузки'

Опыт деятельности студенческих организаций как вида внеаудиторной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАКТИКА / МАСТЕР-КЛАССЫ / ФАКУЛЬТАТИВ / STUDENT-RUN ORGANISATIONS / PRACTICE / WORKSHOPS / LECTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов Алексей Владимирович

Статья посвящена оценке деятельности трех студенческих организаций на базе Института бизнес-права, направленных на предоставление студентам возможности освоить дополнительные навыки и получить новые контакты с индустрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT ORGANIZATIONS AS MEANS OF NON-LECTURE EDUCATION

The article analyses the activities of three student-run organisations of Business Law Institute, which provide students with opportunities to acquire new skills, network and practice law.

Текст научной работы на тему «Опыт деятельности студенческих организаций как вида внеаудиторной нагрузки»

18 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

}УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Алексей Владимирович АНИСИМОВ,

кандидат юридических наук, заместитель директора Института бизнес-права по научной работе и инновациям Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ВИДА ВНЕАУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ

Статья посвящена оценке деятельности трех студенческих организаций на базе Института бизнес-права, направленных на предоставление студентам возможности освоить дополнительные навыки и получить новые контакты с индустрией.

Ключевые слова: студенческие организации, практика, мастер-классы, факультатив.

ANISIMOVA. V.

Candidate of Law,

Deputy Director of the Institute of business law for scientific work and innovation Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

STUDENT ORGANIZATIONS AS MEANS OF NON-LECTURE EDUCATION

The article analyses the activities of three student-run organisations of Business Law Institute, which provide students with opportunities to acquire new skills, network and practice law.

Keywords: student-run organisations, practice, workshops, lectures.

На базе Института бизнес-права по студенческой инициативе были созданы три студенческих организации — Бизнес-клуб, Кейс-клуб, Правовой инкубатор, деятельность которых направлена на привлечение студентов к внеаудиторной работе. Каждая из организаций преследует свои цели, при этом они логично дополняют друг друга и способствуют разностороннему развитию студентов. На протяжении учебного 2015/16 г. все три организации активно осуществляли свою деятельность, поэтому можно подвести определенные итоги их работы и сделать выводы, насколько их работа эффективна и достигает поставленных целей.

Бизнес-клуб. Целью создания Бизнес-клуба является предоставление возможности студентам коммуницировать со специалистами-юристами, бизнесменами, топ-менеджерами, успешными стартаперами, которые в форме лекций, семинаров, мастер-классов передают свой опыт правовой и экономи-© А. В. Анисимов, 2016 ческой деятельности студентам.

"Т^ЕСТНИК

# Я УНИВЕРСИТЕТА

SUV имени О.Е. Кутафина (МПОА)

Анисимов А. В.

Опыт деятельности студенческих организаций как вида внеаудиторной нагрузки

13

За 2015/16 учебный год прошло восемь встреч (см. таблицу). Периодичность встреч была обусловлена как возможностью гостей выступить, так и занятостью студентов. В связи с этим встречи в период предсессионной подготовки не проводились. Также, как показала практика, посещаемость мероприятий резко снижается в преддверии контрольных мероприятий в рамках учебного процесса. Лучшие дни для проведения мероприятий — вторник и среда, так как близость выходных негативно влияет на явку студентов.

Таблица

Периодичность встреч в Бизнес-клубе в 2015/2016 учебном году

Дата Спикер Повод для встречи

15 сентября 2015 г. Михаил Красильников Открытие научного сезона в ИБП

30 сентября 2015 г. Роман Ткаченко Открытая лекция главы представительства RD Group в России

20 октября 2015 г. Евгений Большаков Лекция на тему: «Работа юриста в антимонопольной сфере: требования на примере конкретных кейсов»

3 ноября 2015 г. Алёна Владимирская Открытая лекция на тему «Рынок труда для юристов»

16 февраля 2016 г Ян Яновский Лекция на тему: «Благотворительность как индустрия»

10 марта 2016 г. Legal Space (Андрей Зиновьев и Артем Голдман) и Андрей Ковалёв Лекция основателей онлайн-платформы для поиска юристов

31 марта 2016 г. Александра Шафорост Открытая лекция: «Как превратить хобби в корпорацию»

19 апреля 2016 г Александр Аронов Открытая лекция: «Антикоррупционный комплаенс»

Помимо очевидной пользы от приобретенной новой информации, студенты получают уникальную возможность для налаживания потенциальных деловых контактов, которые в ряде случаев приводят к стажировкам в юридических компаниях и стартапах.

Посещаемость мероприятий варьировалась от 20 до 80 человек. Самой популярной стала лекция Алены Владимирской, так как тема трудоустройства для студентов является особо актуальной.

Эффективность деятельности Бизнес-клуба можно прежде всего оцени- °

вать по количеству студентов, которые посещают проводимые мероприятия. ст

Ближе к концу учебного года посещаемость мероприятий снизилась, но это >

связано скорее с учебной нагрузкой, нежели с тематикой встреч. Важным фак-

тором для повышения эффективности является необходимость проведения Ш

маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение студентов и по- н

вышение их активности в рамках Бизнес-клуба. В этом году 90% участников Ё

г I

средоточить внимание на привлечении студентов других институтов Универси- >

встреч являлись студенты Института бизнес-права. В будущем необходимо со средоточить внимание на привлечении студентов других институтов Универси тета для увеличения посещаемости. среда

7/2016

>

™™ J л ■ 1 LJIAif

20 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Кейс-клуб. Формат кейс-клубов, клубов по решению кейсов, не является новым, но в рамках Института бизнес-права он имел свои особенностями. Так, все мероприятия Кейс-клуба можно разделить на два вида: первый — это серия мастер-классов «Magic mystery tour», проводимых при поддержке ФБК Legal (юридической компании), второй — курс по решению кейсов и проблемных ситуаций от Сергея Филатова, предпринимателя. В рамках Magic mystery tour студенты знакомились с особенностями работы антимонопольного юриста, юриста в рамках налогового консалтинга ( основы международного налогового планирования, устранение двойного налогообложения, использование офшоров для оптимизации налогообложения), уголовными рисками предпринимательской деятельности, нюансами работы юриста в сделках слияния и поглощения, процедур due diligence, судебных процедур. Лекции привлекали от 15 до 40 студентов на каждом мероприятии с уже выявленным оттоком студентов ближе к концу учебного года. В целом такое количество участников можно признать достаточным, хотя и не идеальным. Формат лекций позволяет охватывать большую аудиторию, а разнообразие тематик должно привлекать широкий круг студентов. Необходимо отметить, что специализированные лекции больше привлекали студентов второго курса, потому что по сравнению со студентами первого курса они видели в них практическую пользу.

Второй тип мероприятий — мастер-классы Сергея Филатова. Выпускник Высшей школы экономики и предприниматель проводил свои занятия в смешанной форме — лекции и практического занятия. Студенты не только получали новую информацию по методам решения кейсов и по общим экономическим вопросам, но также и применяли полученные знания в рамках решения задач и кейсов. Для студентов это был в некотором смысле уникальный опыт, так как подобные занятия не проводятся в других юридических вузах. По сути студенты получили дополнительные знания по менеджменту, маркетингу, стратегии бизнеса и институциональной экономике. Посещаемость этих занятий по сравнению с лекциями по юридическим дисциплинам была несколько ниже. Это связано, в первую очередь, со специфическим предметом занятий, а также с тем, что занятия представляли собой целый курс, что требовало от студентов дополнительных затрат времени и усилий. В среднем в курсе участвовали от 15 до 20 человек. В целом Кейс-клуб провел 26 мероприятий за учебный год, что является весьма успешным показателем.

Участие в Кейс-клубе дает студентам в первую очередь возможность узнать особенности деятельности юристов-специалистов, а также получить дополнительные знания неюридического характера, которые безусловно могут активно применяться в юридической деятельности.

Правовой инкубатор. Деятельность Правового инкубатора направлена в первую очередь на установление связей с бизнес-инкубаторами и поиск мест стажировок для студентов, которым интересно оказывать юридическую поддержку стартапам.

Первичный опыт деятельности Правового инкубатора был апробирован летом 2015 г. на базе бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. Студенты Института бизнес-права участвовали в создании ряда стартапов, анализируя правовые риски и помогая в решении юридических вопросов. В связи с тем, что практика ока-

в

ЩЩгИЖ Анисимов А. В.

УНИВЕРСИТЕТА Опыт деятельности студенческих организаций

имени о.е. кугафина (мпоа) как вида внеаудиторной нагрузки

залась успешной, было принято решение перевести такой формат взаимодействия на постоянную основу.

Механизм деятельности Правового инкубатора состоит из двух элементов: поиск стартапа, нуждающегося в юридической помощи, подбор и работа студентов по сформулированному заданию. Контакты с бизнес-инкубаторами берут на себя руководители Правового инкубатора из числа студентов Института бизнес-права, помощь студентам оказывают педагоги, учитывая пожелания самих студентов.

К успешно реализованным в 2015/16 учебном году проектам относятся проект ресторана быстрого питания/магазина с грузинской едой (студенты анализировали таможенные, налоговые вопросы, вопросы акцизов, а также организационные вопросы), а также проект по созданию интерактивной бизнес-игры (основные поставленные задачи относились к регулированию авторского права и интеллектуальной собственности).

Практика показала, что студенты достаточно активно участвуют в мероприятиях Правового инкубатора, потому что это дает им возможность попробовать себя в качестве юриста и решить поставленную задачу. Также такая практика демонстрирует студентам, что правовое регулирование не ограничивается только вопросами, которые они изучают в рамках образовательной программы.

В будущем Правовой инкубатор будет только расширять свою деятельность, привлекая новые проекты, на которых студенты смогут опробовать полученные ими теоретические знания, что только способствует полноценному освоению профессии «юрист».

Если рассматривать три студенческие организации в целом, то необходимо отметить, что они идеально дополняют друг друга. Так, Бизнес-клуб дает студентам возможность получить новую информацию и связи в юридической и бизнес-среде, Кейс-клуб позволяет получить новые навыки в решении сложных задач и в системном подходе к рассмотрению юридических ситуаций, а Правовой инкубатор предоставляет возможность опробовать полученные знания на практике. Деятельность организаций можно оценить как эффективную, но требующую дальнейшего развития и внедрения не только на базе одного института, но и распространения на весь Университет имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.