Научная статья на тему 'Опыт проведения итогового анкетирования на кафедре английского языка международного бизнеса'

Опыт проведения итогового анкетирования на кафедре английского языка международного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / АНКЕТА / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКУ МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ / STUDENTS’ FEEDBACK / STUDENTS’ OPINION / ENGLISH / LANGUAGE / TEACHING / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименкова Марина Юрьевна, Степанова Ольга Михайловна

В статье рассматривается опыт анкетирования студентов и слушателей Академии, завершающих обучение на кафедре английского языка международного бизнеса. В статье описывается, как составлена анкета и как обрабатываются ее результаты. Также предпринята попытка проанализировать, каким образом итоговое анкетирование влияет на процесс обучения на кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименкова Марина Юрьевна, Степанова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in conducting outcome survey at the English Department of international business

The article considers some positive experience of getting feedback on the English language teaching from graduate students in the Academy of Foreign Trade. The article gives an idea about the way the questionnaire is arranged; it explains how the results are processed and how they influence the teaching process in the International Business English Department.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения итогового анкетирования на кафедре английского языка международного бизнеса»

Опыт проведения итогового анкетирования на кафедре английского языка международного бизнеса

Изучение иностранного языка, в частности английского, является неотъемлемой и весьма существенной частью профессионального образования студентов и слушателей Академии внешней торговли. Профессиональная компетенция наших выпускников во многом определяется способностью решать деловые задачи, в том числе и на языке зарубежных партнеров.

В условиях стремительно развивающегося современного информационного общества представляется необходимым быть в курсе того, какие именно задачи возникают перед современными менеджерами внешней торговли, какими именно умениями и навыками студенты и слушатели хотят овладеть, поступая в Академию. С одной стороны, кафедра английского языка международного бизнеса старается идти в ногу со временем в плане изучения новейших тенденций в методике преподавания, повышения квалификации преподавателей, внедрения в программу новых учебников. Проведена и продолжается большая работа по созданию и корректировке учебных программ. С другой стороны, сами студенты и слушатели могут быть ценным источником информации, используя которую можно сделать учебный процесс более эффективным.

В этой связи, в 2008 году на кафедре была разработана анкета (М.Ю. Клименкова, С.В. Аверьянова, О.М. Степанова) и впервые проведено итоговое анкетирование выпускников МКФ.

С тех пор анкетирование выпускников МКФ проводится ежегодно. Руководителям курсов, чьи потоки сдают государственный экзамен, каждый раз предлагается дополнить анкету необходимыми, на их взгляд, вопросами. Так, в 2009 году появился вопрос № 4, в 2010 году

М.Ю. Клименкова, О.М. Степанова

УДК 811.111 ББК 81.2 Англ. К-492

- вопрос № 14 (см. приложение). В 2011 году к базовой анкете был прикреплен дополнительный вопрос об отношении слушателей продвинутого потока к новому пособию по контрактам. Опыт вечернего отделения заинтересовал другие подразделения кафедры - анкета была адаптирована для выпускников магистратуры и бакалавриатуры ФВМ.

К настоящему моменту опрошено 520 человек. Анкеты хранятся на кафедре, результаты же каждого анкетирования подвергаются детальному анализу и заслушиваются на заседании кафедры, неизменно вызывая интерес преподавателей. Таким образом, итоговое анкетирование стало важной частью жизни кафедры, являясь действительно ценным источником информации.

В настоящей статье мы ответим на следующие вопросы: как составлена анкета и как организован процесс опроса слушателей и студентов, в чем заключаются анализ результатов и каким образом результаты анкетирования влияют в дальнейшем на учебный процесс.

Анкета (дана в приложении) состоит из пятнадцати вопросов, отвечая на большинство из них, респондент выбирает один или несколько (как указано) вариантов, некоторые вопросы предлагают сформулировать ответ самостоятельно (вопросы №№ 4 и 14), последний вопрос - открытые пожелания в адрес преподавателей и кафедры в целом. Ко всем вопросам можно оставить свой комментарий. Заполнение анкеты занимает около пяти или, если респондент настроен на подробный ответ, десяти минут. Анкеты анонимные, необходимо лишь указать номер группы.

Сразу отметим, что в анкете чередуются открытые и закрытые вопросы. Преимуществом данной анкеты является отсутствие вопросов, которые требовали бы от респондента прямых оценок учебного процесса и преподавателей. Такие оценки, как правило, субъективны и неинформативны. Наша анкета этична и, одновременно, высоко информативна, благодаря широкому диапазону вопросов и системе комментариев.

В анкете можно выделить несколько ключевых групп вопросов. Вопросы №№1-3 просят слушателей оценить предлагаемый материал по критериям сложности, доступности, актуальности, профессиональной полезности, способности мотивировать к изучению языка. Вопросы №№ 5-6 побуждают оценить процесс обучения в группе по принципу личной заинтересованности и интенсивности проведения занятий. Вопрос № 7 касается оснащенности аудиторий. Практика показала, что ответ на этот вопрос может служить своеобразным индикатором общего настроения отвечающего. Если студент или слушатель неэффективно занимался, не удовлетворен полученной оценкой, то в этом вопросе наверняка будет выбран ответ «плохо». Иногда такой ответ выбирают целые группы, преимущественно начальные, жалуясь на поломанные наушники и плохое качество записей. При этом в других группах выбирается ответ «хорошо» или «недостаточно» с немногочисленными пожеланиями использовать цифровые носители и видео панели. Следую-

щие вопросы №№ 8-9 наиболее интересны для преподавателей, поскольку посвящены видам речевой деятельности. Слушателей просят оценить эффективность приемов и методов при обучении всем четырем видам речевой деятельности и выбрать те из них, которым следует отдавать предпочтение в процессе обучения. Вопросы №№ 10-11 просят слушателей ответить, необходимо ли им более детальное изучение General English и грамматики. Вопрос № 12 дает нам представление о том, какие профессионально значимые умения и навыки представляют для слушателей наибольшую практическую ценность. Ответы на следующие вопросы сообщают, улучшились ли знания по английскому языку за время обучения в Академии, как слушатели оценивают объем английского языка и хотели бы они изучать английский язык на шестом семестре. Заключительный вопрос дает студентам и слушателям возможность оставить любые пожелания в адрес преподавателей и кафедры в целом.

Высокая информативность комментариев определяется тем, что их можно оставлять ко всем вопросам. Весьма часто комментарий, например, к первому вопросу, раскрывает смысл ответа на один из последующих вопросов, который остался без комментария.

Анкеты предлагаются слушателям и студентам сразу после сдачи ими устного государственного экзамена по английскому языку до объявления оценок. Здесь необходимо учитывать тот факт, что после сдачи экзамена и слушатели, и студенты обычно пребывают в возбужденном эмоциональном состоянии, которое может быть окрашено как положительно, так и отрицательно (единичные случаи), но в любом случае мешает собранности. В этой связи процесс сбора анкет должен быть хорошо организован - идеально, если анкеты раздаются и собираются лично. Заполнение анкеты - добровольный процесс. Отказов обычно не бывает, слушатели и студенты с пониманием относятся к просьбе кафедры внести свой вклад в улучшение учебного процесса для следующего набора, очень часто отвечают с готовностью, оставляют подробные комментарии.

Заполненные анкеты проходят тщательную обработку. Первый опыт в 2008 году оказался весьма трудоемким и потребовал достаточно длительного пребывания в творческом поиске того, каким образом заставить заговорить многочисленные цифры. Таблицы по группам, сводные таблицы получились очень объемными, и простое перечисление результатов заняло бы много времени и не дало бы нужного представления о сложившейся ситуации. На помощь пришли графики - сначала по каждому вопросу отдельно для стандартного и для продвинутого потока. Так, например, первый вопрос содержит три варианта ответов («да», «нет», «не всегда»). На горизонтальной оси отмечаем количество групп стандартного потока с таким расчетом, чтобы внутри каждой группы поместились три варианта ответов. На вертикальной оси отмечаем проценты и рисуем столбчатый график. Для большей наглядности можно закрашивать столбики, соответствующие разным ва-

риантам ответов, в разные цвета. Аналогичная процедура по этому же вопросу проводится для продвинутого потока. Когда все вопросы изображены графически, можно приступать к поиску определенных связей и закономерностей.

Графики удобны тем, что их можно накладывать друг на друга, можно вычленять один из ответов, соизмерять процентные пункты. Это позволяет понять, например, что 25% в группе №2 означают мнение всего одного человека.

Проведенная работа оказалась очень эффективной, позволила расставить акценты и сделать картину учебного процесса объемной и наглядной. Именно тогда вопросы объединились в те группы, о которых было сказано выше, было выработано несколько ключевых сводных графиков и таблиц. Последующие анкетирования подтвердили обнаруженные закономерности. У нас появился свой понятийный аппарат (например, «предел эффективности обучения») и появилась возможность делать прогнозы. Представленные наглядно количественные показатели всегда дополняются комментариями, которые вычленяются из анкеты и группируются по содержанию.

Как уже было сказано, доклады по результатам анкетирования всегда вызывают большой интерес у преподавателей кафедры, так как это один из весьма эффективных способов обратной связи со слушателями: за графиками, цифрами и комментариями преподаватели видят их восприятие учебного процесса.

Таким образом, регулярное проведение анкетирования следует считать весьма полезным по ряду причин.

Во-первых, результаты анкетирования подтверждают правильность учебных программ кафедры, составленных и доработанных с учетом пожеланий выпускников Академии. Так, в свое время, с учетом мнений выпускников был усилен грамматический аспект преподавания английского языка. Помимо делового английского для начинающих групп вечернего отделения и групп на 1 и 2 курсах дневного отделения в учебную программу были включены учебники по General English. Именно благодаря пожеланиям наших слушателей на кафедре были разработаны и интегрированы в учебный процесс пособия по внешнеторговому контракту (Синицина Н.Ю. Электронный интерактивный практикум «Внешнеторговый Контракт» (SalesContract) - издан в электронном виде на базе технологии электронного обучения iTRAINIUM (2012); Грудская В. Л. «Как читать и переводить контракты»), разработан спецкурс по переговорам1, создается пособие по логистике (Туаев И.С., Яковлева Н.Ю., Рагель С.Г. «Logistics»).

Во-вторых, анализ результатов анкетирования позволяет выявлять слабые места и своевременно устранять возникающие проблемы, что, безусловно, способствует повышению качества обучения.

1 Клименкова М.Ю., Спинова Е.А. Профессиональное образование: изучение теории и практики ведения переговоров. // Российский внешнеэкономический вестник. 2010, №1 сс. 31-35

В заключение, следует также отметить, что из года в год, как следует из результатов анкетирования, абсолютное большинство студентов и слушателей считают, что за время обучения в Академии их знания английского языка значительно улучшились. Это не может не радовать преподавателей кафедры, а также позволяет значительно поднять их профессиональную самооценку, что, в свою очередь, является мощным стимулом в дальнейшей работе.

Приложение

МКФ 3 курс, 5 семестр, группа №__________

АНКЕТА

Уважаемые слушатели!

Кафедра английского языка международного бизнеса просит Вас высказать свое мнение по ряду важных вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса

Пожалуйста, выделите ответ, который соответствует Вашим представлениям по данному вопросу, и предложите свои комментарии, если они необходимы.

1. Материал, предлагаемый на занятиях актуален и профессионально полезен? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:

2. Материал, предлагаемый на занятиях ♦Сложный и непонятный ♦Доступный и интересный ♦Легкий и неинтересный Ваши комментарии:

3. Обеспечивает ли предлагаемый материал мотивацию к изучению английского языка? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:

4. Какие учебники и учебные пособия, на Ваш взгляд, оказались наиболее полезными наименее полезными Ваши комментарии:

5. С нетерпением жду следующего занятия ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:

6. Достаточно ли интенсивно проходят занятия по английскому языку? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:

7. Аудитории оборудованы ♦Хорошо ♦Недостаточно ♦ Плохо Ваши комментарии:

8. Эффективны ли приемы и методы, применяемые на занятиях по английскому языку, для развития умений чтения говорения письма слушания ♦Да ♦Да ♦ Да ♦ Да ♦Нет ♦Нет ♦ Нет ♦ Нет ♦ Не всегда ♦ Не всегда ♦ Не всегда ♦ Не всегда Ваши комментарии:

9. Развитию каких умений и навыков следует отдавать предпочтение в процессе обучения: ♦Чтения ♦Письма ♦Слушания ♦ Говорения Ваши комментарии:

10. Следует ли уделять больше времени и внимания изучению General English? ♦Обязательно ♦Желательно ♦Нет Ваши комментарии:

11. Следует ли уделять больше времени и внимания изучению грамматики? ♦Обязательно ♦Желательно ♦Нет Ваши комментарии:

12. Что представляет наибольшую практическую ценность и важность в Вашей профессиональной деятельности при изучении Business English? ♦Умение вести деловую переписку (письма, деловые записки (нужное подчеркнуть), другое ) ♦Ведение беседы по телефону ♦Умение делать презентации ♦Умение вести переговоры ♦Умение работать с контрактами ♦Составление контрактов ♦Деловые игры ♦Разбор деловых ситуаций (Case Study) Ваши комментарии:

13. Улучшились ли Ваши знания английского языка за время обучения в ВАВТ ? ♦Да ♦Нет ♦Весьма незначительно Ваши комментарии:

14. Как Вы оцениваете объем курса английского языка в ВАВТ ?

15. Хотели бы Вы продолжить изучение английского языка на шестом семестре? ♦Да ♦Нет Ваши комментарии:

15. Какие предложения и пожелания Вы хотели бы сделать в адрес ♦Преподавателей кафедры ♦Кафедры английского языка МБ в целом ♦Другие замечания и пожелания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.