Опыт проведения итогового анкетирования на кафедре английского языка международного бизнеса
Изучение иностранного языка, в частности английского, является неотъемлемой и весьма существенной частью профессионального образования студентов и слушателей Академии внешней торговли. Профессиональная компетенция наших выпускников во многом определяется способностью решать деловые задачи, в том числе и на языке зарубежных партнеров.
В условиях стремительно развивающегося современного информационного общества представляется необходимым быть в курсе того, какие именно задачи возникают перед современными менеджерами внешней торговли, какими именно умениями и навыками студенты и слушатели хотят овладеть, поступая в Академию. С одной стороны, кафедра английского языка международного бизнеса старается идти в ногу со временем в плане изучения новейших тенденций в методике преподавания, повышения квалификации преподавателей, внедрения в программу новых учебников. Проведена и продолжается большая работа по созданию и корректировке учебных программ. С другой стороны, сами студенты и слушатели могут быть ценным источником информации, используя которую можно сделать учебный процесс более эффективным.
В этой связи, в 2008 году на кафедре была разработана анкета (М.Ю. Клименкова, С.В. Аверьянова, О.М. Степанова) и впервые проведено итоговое анкетирование выпускников МКФ.
С тех пор анкетирование выпускников МКФ проводится ежегодно. Руководителям курсов, чьи потоки сдают государственный экзамен, каждый раз предлагается дополнить анкету необходимыми, на их взгляд, вопросами. Так, в 2009 году появился вопрос № 4, в 2010 году
М.Ю. Клименкова, О.М. Степанова
УДК 811.111 ББК 81.2 Англ. К-492
- вопрос № 14 (см. приложение). В 2011 году к базовой анкете был прикреплен дополнительный вопрос об отношении слушателей продвинутого потока к новому пособию по контрактам. Опыт вечернего отделения заинтересовал другие подразделения кафедры - анкета была адаптирована для выпускников магистратуры и бакалавриатуры ФВМ.
К настоящему моменту опрошено 520 человек. Анкеты хранятся на кафедре, результаты же каждого анкетирования подвергаются детальному анализу и заслушиваются на заседании кафедры, неизменно вызывая интерес преподавателей. Таким образом, итоговое анкетирование стало важной частью жизни кафедры, являясь действительно ценным источником информации.
В настоящей статье мы ответим на следующие вопросы: как составлена анкета и как организован процесс опроса слушателей и студентов, в чем заключаются анализ результатов и каким образом результаты анкетирования влияют в дальнейшем на учебный процесс.
Анкета (дана в приложении) состоит из пятнадцати вопросов, отвечая на большинство из них, респондент выбирает один или несколько (как указано) вариантов, некоторые вопросы предлагают сформулировать ответ самостоятельно (вопросы №№ 4 и 14), последний вопрос - открытые пожелания в адрес преподавателей и кафедры в целом. Ко всем вопросам можно оставить свой комментарий. Заполнение анкеты занимает около пяти или, если респондент настроен на подробный ответ, десяти минут. Анкеты анонимные, необходимо лишь указать номер группы.
Сразу отметим, что в анкете чередуются открытые и закрытые вопросы. Преимуществом данной анкеты является отсутствие вопросов, которые требовали бы от респондента прямых оценок учебного процесса и преподавателей. Такие оценки, как правило, субъективны и неинформативны. Наша анкета этична и, одновременно, высоко информативна, благодаря широкому диапазону вопросов и системе комментариев.
В анкете можно выделить несколько ключевых групп вопросов. Вопросы №№1-3 просят слушателей оценить предлагаемый материал по критериям сложности, доступности, актуальности, профессиональной полезности, способности мотивировать к изучению языка. Вопросы №№ 5-6 побуждают оценить процесс обучения в группе по принципу личной заинтересованности и интенсивности проведения занятий. Вопрос № 7 касается оснащенности аудиторий. Практика показала, что ответ на этот вопрос может служить своеобразным индикатором общего настроения отвечающего. Если студент или слушатель неэффективно занимался, не удовлетворен полученной оценкой, то в этом вопросе наверняка будет выбран ответ «плохо». Иногда такой ответ выбирают целые группы, преимущественно начальные, жалуясь на поломанные наушники и плохое качество записей. При этом в других группах выбирается ответ «хорошо» или «недостаточно» с немногочисленными пожеланиями использовать цифровые носители и видео панели. Следую-
щие вопросы №№ 8-9 наиболее интересны для преподавателей, поскольку посвящены видам речевой деятельности. Слушателей просят оценить эффективность приемов и методов при обучении всем четырем видам речевой деятельности и выбрать те из них, которым следует отдавать предпочтение в процессе обучения. Вопросы №№ 10-11 просят слушателей ответить, необходимо ли им более детальное изучение General English и грамматики. Вопрос № 12 дает нам представление о том, какие профессионально значимые умения и навыки представляют для слушателей наибольшую практическую ценность. Ответы на следующие вопросы сообщают, улучшились ли знания по английскому языку за время обучения в Академии, как слушатели оценивают объем английского языка и хотели бы они изучать английский язык на шестом семестре. Заключительный вопрос дает студентам и слушателям возможность оставить любые пожелания в адрес преподавателей и кафедры в целом.
Высокая информативность комментариев определяется тем, что их можно оставлять ко всем вопросам. Весьма часто комментарий, например, к первому вопросу, раскрывает смысл ответа на один из последующих вопросов, который остался без комментария.
Анкеты предлагаются слушателям и студентам сразу после сдачи ими устного государственного экзамена по английскому языку до объявления оценок. Здесь необходимо учитывать тот факт, что после сдачи экзамена и слушатели, и студенты обычно пребывают в возбужденном эмоциональном состоянии, которое может быть окрашено как положительно, так и отрицательно (единичные случаи), но в любом случае мешает собранности. В этой связи процесс сбора анкет должен быть хорошо организован - идеально, если анкеты раздаются и собираются лично. Заполнение анкеты - добровольный процесс. Отказов обычно не бывает, слушатели и студенты с пониманием относятся к просьбе кафедры внести свой вклад в улучшение учебного процесса для следующего набора, очень часто отвечают с готовностью, оставляют подробные комментарии.
Заполненные анкеты проходят тщательную обработку. Первый опыт в 2008 году оказался весьма трудоемким и потребовал достаточно длительного пребывания в творческом поиске того, каким образом заставить заговорить многочисленные цифры. Таблицы по группам, сводные таблицы получились очень объемными, и простое перечисление результатов заняло бы много времени и не дало бы нужного представления о сложившейся ситуации. На помощь пришли графики - сначала по каждому вопросу отдельно для стандартного и для продвинутого потока. Так, например, первый вопрос содержит три варианта ответов («да», «нет», «не всегда»). На горизонтальной оси отмечаем количество групп стандартного потока с таким расчетом, чтобы внутри каждой группы поместились три варианта ответов. На вертикальной оси отмечаем проценты и рисуем столбчатый график. Для большей наглядности можно закрашивать столбики, соответствующие разным ва-
риантам ответов, в разные цвета. Аналогичная процедура по этому же вопросу проводится для продвинутого потока. Когда все вопросы изображены графически, можно приступать к поиску определенных связей и закономерностей.
Графики удобны тем, что их можно накладывать друг на друга, можно вычленять один из ответов, соизмерять процентные пункты. Это позволяет понять, например, что 25% в группе №2 означают мнение всего одного человека.
Проведенная работа оказалась очень эффективной, позволила расставить акценты и сделать картину учебного процесса объемной и наглядной. Именно тогда вопросы объединились в те группы, о которых было сказано выше, было выработано несколько ключевых сводных графиков и таблиц. Последующие анкетирования подтвердили обнаруженные закономерности. У нас появился свой понятийный аппарат (например, «предел эффективности обучения») и появилась возможность делать прогнозы. Представленные наглядно количественные показатели всегда дополняются комментариями, которые вычленяются из анкеты и группируются по содержанию.
Как уже было сказано, доклады по результатам анкетирования всегда вызывают большой интерес у преподавателей кафедры, так как это один из весьма эффективных способов обратной связи со слушателями: за графиками, цифрами и комментариями преподаватели видят их восприятие учебного процесса.
Таким образом, регулярное проведение анкетирования следует считать весьма полезным по ряду причин.
Во-первых, результаты анкетирования подтверждают правильность учебных программ кафедры, составленных и доработанных с учетом пожеланий выпускников Академии. Так, в свое время, с учетом мнений выпускников был усилен грамматический аспект преподавания английского языка. Помимо делового английского для начинающих групп вечернего отделения и групп на 1 и 2 курсах дневного отделения в учебную программу были включены учебники по General English. Именно благодаря пожеланиям наших слушателей на кафедре были разработаны и интегрированы в учебный процесс пособия по внешнеторговому контракту (Синицина Н.Ю. Электронный интерактивный практикум «Внешнеторговый Контракт» (SalesContract) - издан в электронном виде на базе технологии электронного обучения iTRAINIUM (2012); Грудская В. Л. «Как читать и переводить контракты»), разработан спецкурс по переговорам1, создается пособие по логистике (Туаев И.С., Яковлева Н.Ю., Рагель С.Г. «Logistics»).
Во-вторых, анализ результатов анкетирования позволяет выявлять слабые места и своевременно устранять возникающие проблемы, что, безусловно, способствует повышению качества обучения.
1 Клименкова М.Ю., Спинова Е.А. Профессиональное образование: изучение теории и практики ведения переговоров. // Российский внешнеэкономический вестник. 2010, №1 сс. 31-35
В заключение, следует также отметить, что из года в год, как следует из результатов анкетирования, абсолютное большинство студентов и слушателей считают, что за время обучения в Академии их знания английского языка значительно улучшились. Это не может не радовать преподавателей кафедры, а также позволяет значительно поднять их профессиональную самооценку, что, в свою очередь, является мощным стимулом в дальнейшей работе.
Приложение
МКФ 3 курс, 5 семестр, группа №__________
АНКЕТА
Уважаемые слушатели!
Кафедра английского языка международного бизнеса просит Вас высказать свое мнение по ряду важных вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса
Пожалуйста, выделите ответ, который соответствует Вашим представлениям по данному вопросу, и предложите свои комментарии, если они необходимы.
1. Материал, предлагаемый на занятиях актуален и профессионально полезен? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:
2. Материал, предлагаемый на занятиях ♦Сложный и непонятный ♦Доступный и интересный ♦Легкий и неинтересный Ваши комментарии:
3. Обеспечивает ли предлагаемый материал мотивацию к изучению английского языка? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:
4. Какие учебники и учебные пособия, на Ваш взгляд, оказались наиболее полезными наименее полезными Ваши комментарии:
5. С нетерпением жду следующего занятия ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:
6. Достаточно ли интенсивно проходят занятия по английскому языку? ♦Да ♦Нет ♦Не всегда Ваши комментарии:
7. Аудитории оборудованы ♦Хорошо ♦Недостаточно ♦ Плохо Ваши комментарии:
8. Эффективны ли приемы и методы, применяемые на занятиях по английскому языку, для развития умений чтения говорения письма слушания ♦Да ♦Да ♦ Да ♦ Да ♦Нет ♦Нет ♦ Нет ♦ Нет ♦ Не всегда ♦ Не всегда ♦ Не всегда ♦ Не всегда Ваши комментарии:
9. Развитию каких умений и навыков следует отдавать предпочтение в процессе обучения: ♦Чтения ♦Письма ♦Слушания ♦ Говорения Ваши комментарии:
10. Следует ли уделять больше времени и внимания изучению General English? ♦Обязательно ♦Желательно ♦Нет Ваши комментарии:
11. Следует ли уделять больше времени и внимания изучению грамматики? ♦Обязательно ♦Желательно ♦Нет Ваши комментарии:
12. Что представляет наибольшую практическую ценность и важность в Вашей профессиональной деятельности при изучении Business English? ♦Умение вести деловую переписку (письма, деловые записки (нужное подчеркнуть), другое ) ♦Ведение беседы по телефону ♦Умение делать презентации ♦Умение вести переговоры ♦Умение работать с контрактами ♦Составление контрактов ♦Деловые игры ♦Разбор деловых ситуаций (Case Study) Ваши комментарии:
13. Улучшились ли Ваши знания английского языка за время обучения в ВАВТ ? ♦Да ♦Нет ♦Весьма незначительно Ваши комментарии:
14. Как Вы оцениваете объем курса английского языка в ВАВТ ?
15. Хотели бы Вы продолжить изучение английского языка на шестом семестре? ♦Да ♦Нет Ваши комментарии:
15. Какие предложения и пожелания Вы хотели бы сделать в адрес ♦Преподавателей кафедры ♦Кафедры английского языка МБ в целом ♦Другие замечания и пожелания