Научная статья на тему 'Мнение студентов стоматологического факультета об организации практических навыков в рамках учебной дисциплины "Педиатрия"'

Мнение студентов стоматологического факультета об организации практических навыков в рамках учебной дисциплины "Педиатрия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПЕДИАТРИЯ / СТУДЕНТЫ / СТОМАТОЛОГИЯ / PRACTICAL SKILLS / PEDIATRICS / STUDENTS / DENTISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекезин В. В., Шаробаро В. Е., Дружинина Т. В., Пересецкая О. В., Васильева И. А.

Анонимно было проанкетировано 58 студентов 3 курса стоматологического факультета. Анкетирование обучающихся проводили после завершения обучения дисциплине «Педиатрия» и прохождения ими промежуточной аттестации (зачет).В рамках организации практических навыков на кафедре был внедрен профильный дневник. По результатам анкетирования 89,6 % обучающихся отметили, что на практических занятиях уделяется достаточное количество времени на изучение практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекезин В. В., Шаробаро В. Е., Дружинина Т. В., Пересецкая О. В., Васильева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF STUDENTS OF DENTAL FACULTY OF ORGANIZATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL DISCIPLINE “PEDIATRIC”

Anonymously, 58 students of the 3rd year of the Dental Faculty were surveyed. The questioning of students was conducted after the completion of the training of the discipline “Pediatrics” and the passage of their intermediate certification (set-off). As part of the organization of practical skills, a profile diary was introduced at the department. According to the results of the questionnaire, 89,6% of the students noted that practical lessons were given enough time to study practical skills.

Текст научной работы на тему «Мнение студентов стоматологического факультета об организации практических навыков в рамках учебной дисциплины "Педиатрия"»

УДК378.147-388+378.961:31

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ» Бекезин В.В., Шаробаро В.Е., Дружинина Т.В., Пересецкая О.В., Васильева И.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Анонимно было проанкетировано 58 студентов 3 курса стоматологического факультета. Анкетирование обучающихся проводили после завершения обучения дисциплине «Педиатрия» и прохождения ими промежуточной аттестации (зачет).В рамках организации практических навыков на кафедре был внедрен профильный дневник. По результатам анкетирования 89,6 % обучающихся отметили, что на практических занятиях уделяется достаточное количество времени на изучение практических навыков.

Ключевые слова: практические навыки, педиатрия, студенты, стоматология.

OPINION OF STUDENTS OF DENTAL FACULTY OF ORGANIZATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDIATRIC" Bekezin V.V., Sharobaro V.E., Druzhinina T.V., Peresetskaya O.V., Vasilyeva I.A.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: Anonymously, 58 students of the 3rd year of the Dental Faculty were surveyed. The questioning of students was conducted after the completion of the training of the discipline "Pediatrics" and the passage of their intermediate certification (set-off). As part of the organization ofpractical skills, a profile diary was introduced at the department. According to the results of the questionnaire, 89,6% of the students noted that practical lessons were given enough time to study practical skills. Key words: practical skills, pediatrics, students, dentistry.

Введение

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) учебный цикл «Педиатрия» является обязательным для изучения [1]. Целью освоения учебной дисциплины является формирование у обучающихся общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) для дальнейшей профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО.

Среди формируемых у студентов общепрофессиональных компетенций: способность к оценке физиологических состояний и патологических процессов в организме ребенка для решения профессиональных задач (ОПК-9); готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием медико-биологической терминологии (ОПК-1); способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5); готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-13) [1].

Цель исследования

Оценить мнение студентов стоматологического факультета об эффективности освоения и контроля за освоением практических навыков по дисциплине «Педиатрия» на кафедре детских болезней лечебного и стоматологического факультетов.

Материал и методы

Для освоения компетенций студентами стоматологического факультета по дисциплине «Педиатрия» на кафедре используются различные образовательные технологии, в том числе по отработке практических навыков. Учитывая специфику профиля обучающихся (специальность - стоматология), отсутствие в учебном плане истории болезни на практических занятиях со студентами отрабатываются пропедевтические навыки, оцениваются результаты лабораторных и инструментальных исследований пациентов с учетом их возраста и пола (при демонстрации историй болезни).

Дополнительно на кафедре был разработан для студентов стоматологического факультета индивидуальный дневник практических навыков, включающий задания на уровне «знать и уметь» (табл. 1). Оформление дневника и его дальнейшая оценка преподавателем являются обязательными при допуске студента к промежуточной аттестации (зачет).

Таблица 1.

Дневник практических навыков для студента 3 курса стоматологического факультета

по дисциплине «Педиатрия» (образец)

Студент____курса,_____группы, ФИО______________________________________

Задание у ребенка при рождении длина тела____см, масса тела____кг,

Ребенок здоров, сейчас ребенку_1_мес, у него длина тела____см, масса____кг;

ребенку_5_мес, у него длина тела__см, масса__кг; ребенку_8_мес, у него длина тела__см, масса__кг

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ (оценка ответа по трем любым возрастным периодам)

ПН № 01. Оценка физического развития данного ребенка в 1, 5, 8 мес (указывать все цифры в выполняемых студентом арифметических действиях).

ПН № 02. Нервно-психическое развитие на 1-м году жизни, у данного здорового ребенка в 1, 5, 8 мес. ПН № 03. Рацион питания на 1-м году жизни, составьте меню на 1 день для данного ребенка в 1, 5, 8 мес (указывать все цифры в выполняемых студентом арифметических действиях).

ПН № 04. Расчет питания на 1-м году жизни при гипотрофии, для данного ребенка в возрасте 2 мес с гипотрофией 2 ст, дефицит массы 22%, диагностика гиполактации у матери (указывать все цифры в выполняемых студентом арифметических действиях).

ПН № 05. Нормальные значения числа сердечных сокращений (ЧСС), нормальное соотношение пульса и дыхания у ребенка в 1, 5, 8 мес, 8 лет и 15 лет (указать в 3 любых возрастных периода) ПН № 06. Нормальные значения числа дыхательных движений у ребенка в 1, 5, 8 мес, 8 лет и 15 лет (указать в 3 любых возрастных периода)

ПН № 07. Формулы для ориентировочной оценки нормального уровня артериального давления у ребенка, методика измерения артериального давления и его оценка у ребенка в 1, 5, 8 мес, 8 лет и 15 лет (указать в 3 любых возрастных периода)

ПН № 08. Методика проведения пикфлоуметрии у ребенка среднего роста в 8 лет и 15 лет. Стандартные значения пикфлоуметрии у детей до 15 лет.

Длина тела, см 91 99 107 114 122 130 137 145 152 160 168 175

Показатель ПСВ л/мин 100 120 140 170 210 250 285 325 360 400 440 480

Указать значения и график показателей ПФМ в двух возрастных периодах у здорового ребенка, предупреждение об ухудшении состояния и при неконтролируемой астме. ПН № 09. Оценка зубного возраста у ребенка в возрасте 8 мес, 8 лет, 10 лет.

ПН № 10. Общий анализ крови у здорового ребенка в возрасте 1 день жизни, 1 месяц, 1 год, 10 лет (в 3 любых возрастных периодах указать соответствующие цифры в таблице). Основные параметры общего анализа крови.

Автоматический подсчет новорожденый 1 месяц 1 год 10 лет Единицы измерения Ручной подсчет

HGB г/л Гемоглобин(ИЬ)

RBC 1012/л Эритроциты

PLT х109/л Тромбоциты

WBC х109/л Лейкоциты

NEU х109/л% Нейтрофилы

LYM % Лимфоциты

MON % Моноциты

EOS % Эозинофилы

BAS % Базофилы

мм/ч СОЭ

ПН № 11. Общий анализ мочи у здорового ребенка в возрасте 1 дня жизни, 1 года, 10 лет (указать соответствующие цифры и единицы измерения в таблице).

ПН № 12. Перечислить значения в копрограмме, соответствующие амилорее, стеаторее, креаторее.

новорожденый 1 год 10 лет

удельный вес

рН

глюкоза

белок

нитриты

лейкоциты

эритроциты

билирубин

Для изучения мнения студентов стоматологического факультета об эффективности методики освоения практических навыков по дисциплине «Педиатрия» на кафедре была разработана специальная анкета (табл. 2).

Таблица 2.

Анкета для изучения мнения студентов 3 курса стоматологического факультета

Ваше мнение по изучению на цикле «Педиатрия» практических навыков (ПН) (если ответ «нет», просим указать номер ПН и при желании Ваш комментарий по изучению ПН).

1. Достаточно литературы для изучения ПН - 1)да, 2)нет; если ответ «нет», просим указать номер темы.

2. Достаточно ли времени на практических занятиях для изучения ПН - 1)да, 2)нет.

3. На практических занятиях все ПН изучены: 1)да, 2) нет; при ответе «нет» просим указать для более подробного изучения номер ПН___, все ПН.

4. Самый интересный для изучения практический навык/навыки____.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5. Самый непонятный для изучения практический навык/навыки____.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

6. Ваше мнение: какие другие практические навыки следует осваивать на каком практическом занятии на цикле «Педиатрия»:

1)другие ПН не нужны,

2)другие ПН нужны: _

Всего анонимно было проанкетировано 58 студентов стоматологического факультета с последующей статистической обработкой полученных результатов. Анкетирование обучающихся проводили после завершения обучения дисциплины «Педиатрия» и прохождения ими промежуточной аттестации (зачет).

Результаты и их обсуждение

98,3% студентов указали на достаточное количество источников литературы по изучаемой дисциплине. 89,6% обучающихся отметили, что на практических занятиях уделяется достаточное количество времени на изучение практических навыков. При этом 8,6% студентов указали на недостаточность уделяемого времени при изучении отдельных практических навыков, среди которых № 1, № 3, № 8, № 9-11 (указаны в табл. 1). Т. е. было высказано пожелание о более глубоком изучении практических навыков модуля «Курс здорового ребенка», а именно анатомо-физиологические особенности у детей и вскармливание детей 1-го года жизни.

Наибольший интерес при изучении практических навыков у студентов вызвали следующие темы дисциплины «Педиатрия»: вскармливание детей 1-го года жизни (39,1%); анатомо-физиологические особенности у детей, включая «зубной возраст» (31,3%); оценка физического развития ребенка (29,4%); оценка нервно-психического развития ребенка (29,4%).

ЛИТЕРАТУРА

В ответах на вопрос о самом сложном и малопонятном для изучения ПН регистрировались методика проведения пикфлоуметрии и ее оценка (14,8%), интерпретация результатов копро-граммы (12,9%) и расчет питания при гипотрофии (12,9%).

98,2% обучающихся в заключении отметили, что необходимости в расширении перечня ПН для изучения нет. Один студент высказал пожелание о расширении перечня ПН за счет темы - первая помощь при неотложных состояниях.

Заключение

Разработанный и внедренный в учебный процесс индивидуальный дневник практических навыков для студентов 3 курса стоматологического факультета (с целью контроля за освоением ПН при изучении дисциплины «Педиатрия» на кафедре детских болезней педиатрического и стоматологического факультетов) показал свою эффективность и востребованность по итогам проведенного анкетирования обучающихся. Целесообразно внести изменения в учебный план в виде написания студентами истории болезни с целью повышения уровня (добавить владеть) отработки отдельных практических навыков студентами стоматологического факультета по дисциплине «Педиатрия».

1.Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 96 (ред. от 08.08.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 № 41275)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.