УДК 616.31-053.2-084:378.147+613.4-053.2
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ» КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Кузьминская О.Ю., Гинали Н.В., Тюрина Т.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В статье представлен опыт внедрения интерактивной формы обучения при освоении модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» на кафедре детской стоматологии. Показано, что большинство студентов-стоматологов отмечают высокий уровень методического и иллюстративного обеспечения «Уроков здоровья в организованных детских коллективах». Результаты анкетирования обучающихся свидетельствуют о том, что данная форма обучения помогает им развить коммуникативные способности, а так же применить теоретические знания на практике.
Ключевые слова: интерактивные занятия, профилактика, «уроки здоровья», организованные детские коллективы.
EXPERIENCE OF «HEALTH LESSONS IN CHILDREN'S GROUPS» AS INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUE AT THE DEPARTMENT OF CHILDREN'S DENTISTRY
Kuzminskaya O.Yu., Ginaly N. V., Tyurina T.V.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article presents experience of implementing interactive forms of education in studying «Prevention and community dentistry» unit at the Department of Children's Dentistry. It is shown that most of the dental students noted the high level of educational and illustrative materials of «Health lessons in the children's groups». The results of surveys of students certify this form of learning helps them to develop communication skills and to apply theoretical knowledge in practice.
Key words: interactive lessons, prevention, health lessons, children's groups.
Введение
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивной форме [5]. Удельный вес таких занятий по програмам специалитета - не менее 5%. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога с кем-либо (рис. 1.). Другими словами, интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Рис. 1. Схема взаимодействия студентов обучения.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента [5]. На кафедре детской стоматологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный медицинский университет» для студентов 3-го курса стоматологического факультета внедрена интерактивная форма обучения. В рамках освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» проводятся «Уроки здоровья в организованных детских коллективах». Оригинальная методика проведения «Уроков здоровья» разработана и изложена сотрудниками кафедры в учебно-методическом пособии, рекомендованном Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. В качестве иллюстративного
и преподавателя при интерактивной форме
материала разработан и выпущен комплект наглядных пособий (плакаты, таблицы, карточки).
В процессе занятия решаются следующие образовательные задачи:
- овладение методами обследования ребенка в клинике детской стоматологии;
- установление психологического контакта с детьми разного возраста;
- оценка риска развития стоматологической патологии;
- умение выявлять факторы, способствующие формированию патологии зубов, пародонта и прикуса;
- развитие клинического мышления; освоение правил работы с медицинской документацией.
Каждая клиническая группа проводит не менее трех «Уроков здоровья»: для детей 3-5 лет, 6-8 лет, 9 лет [2].
«Урок здоровья» делится на 4 части. В первой части - мотивирующей - студенты проводят беседу с обязательным участием детей. Содержание и форма беседы зависят от возраста. Так, например, детям 3-5 лет рассказывают сказку. Во второй части урока методику чистки зубов учащиеся демонстрируют на моделях зубных рядов. Затем проводится непосредственное обучение детей чистке зубов, контролируемой до и после нее с помощью индексов гигиены - третья часть урока. В заключение -подведение итогов [1, 2, 3, 4]. В процессе занятия студенты взаимодействуют друг с другом, а также с детьми. Преподаватель играет роль координатора, обозначающего цель и задачи занятия, участвует в подведении его итогов.
Цель исследования - оценить качество обучения студентов с использованием ин-
терактивной формы «Уроки здоровья в организованных детских коллективах».
Материалы и методы: проведено анкетирование 65 студентов стоматологического факультета по следующим вопросам:
- качество материала методической разработки «Проведение «Уроков Здоровья в организованных детских коллективах»;
иллюстративный материал для «Урока здоровья»;
- участие студентов в проведении «Урока здоровья»;
- помог ли опыт проведения «Урока здоровья» в умении установить контакт с детьми;
- помогло ли проведение «Урока здоровья» применить знания, полученные при изучении модуля «Профилактика и коммунальная стоматологи», на практике.
Результат исследования
Анкетирование студентов продемонстрировало следующие результаты: качество материала методической разработки «Проведение уроков здоровья в организованных детских коллективах» на «отлично» оце-
нили 60% опрашиваемых, на «хорошо» -40%. Иллюстративный материал для данного занятия посчитали достаточным 100% студентов. Опрашиваемые отметили, что в проведении «Урока здоровья» принимали участие либо все (55,4%), либо большинство (44,6%) студентов. Опыт проведения «Урока здоровья» способствовал установлению контакта с детьми, по мнению 98,5% респондентов. 93,8% студентов отметили, что данное занятие помогло применить знания, полученные при изучении модуля «Профилактика и коммунальная стоматологи», на практике.
Обсуждение и выводы
Анализ качества обучения с использованием интерактивной формы «Уроки здоровья в организованных детских коллективах» по результатам анкетирования студентов показал, что при достаточном методическом и иллюстративном обеспечении занятия данная форма позволяет решить одновременно несколько задач, главными из которых являются развитие у студентов коммуникативных навыков, а также умения применить теоретические знания на практике.
Литература
1. Гинали, Н.В., Сулимова, Н.В., Кузьминская, О.Ю. и др. Расширение клинической и педагогической базы кафедры стоматологии детского возраста в результате сотрудничества с ОГБУ «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» [Текст]. Вестник Смоленской государственной медицинской академии 2011; № 4: - С. 65-67.
2. Гинали, Н.В., Сулимова, Н.В., Кузьминская, О.Ю. и др. Опыт совместной лечебно-профилактической работы кафедры стоматологии детского возраста Смоленской ГМА и ОГБУ «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» [Текст]. Стоматология детского возраста и профилактика 2012; № 3: - С. 4142.
3. Гинали, Н.В., Рутковская, Л.В., Кузьминская, О.Ю. и др. «Ослепительная улыбка на всю жизнь» - опыт проведения комплексной образовательной программы «Колгейт-Палмолив» по гигиене рта у детей в г. Смоленске [Текст]. Стоматология сегодня 2013; № 3 (123): - С. 86-87.
4. Тюрина, Т.В., Рутковская, Л.В. Принципы организации уроков гигиены полости рта в различных организованных детских коллективах [Текст]. В сб.: «Актуальные вопросы педиатрии» Межвузовский сборник научных работ, посвященный юбилею кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов (1923-2013). Смоленск, 2013: - С. 162-168.
5. Коноплёва, Е.Л., Остапенко, В.М. Педагогика с методикой преподавания. Методика преподавания [Текст]. Учебно-методическое пособие для студентов 2, 3-го курса факультета ВСО Смоленск: СГМА, 2005.