Основные задачи, которые стоят перед администрацией поликлиники, - это создание условий для организации и проведения (с учетом современных требований) практической части учебно-клинического процесса по подготовке медицинских кадров отрасли и обеспечение условий для проведения научно-исследовательской деятельности, внедрения разработок и высокоэффективных современных медицинских технологий. На базе стоматологической поликлиники Кубанского государственного медицинского университета подготовлено не одно поколение студентов, ординаторов, интернов, курсантов ближнего и дальнего зарубежья. Планируются и регулярно проводятся врачебные конференции, проходят семинары и мастер-классы по передовым технологиям современной стоматологии. Сотрудники поликлиники принимают участие в производст-
венной практике и учебном процессе кафедр стоматологического факультета, а также ФПК и ППС. С сентября 2012 года главным врачом поликлиники назначена кандидат медицинских наук Аза Сергеевна Аринкина.
Итак, в 2013 году стоматологический факультет отмечает 50-летний юбилей.
Администрация ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России поздравляет профессорско-преподавательский состав, всех выпускников и студентов стоматологического факультета с юбилейной датой и желает никогда не останавливаться на достигнутых результатах, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Поступила 20.05.2013
С. Н. АЛЕКСЕЕНКО, Т. В. ГАЙВОРОНСКАЯ, И. М. БЫКОВ, А. А. СУХИНИН, А. В. АРУТЮНОВ, А. В. КОНДРАТОВА
перспективы преподавания практических навыков на младших курсах стоматологического факультета в центре практических навыков
Работа студентов младших курсов стоматологического факультета в центре практических навыков при изучении дисциплин ФГОС ВПО позволяет подготовить обучающихся к работе на старших курсах с пациентами в условиях клиники. При работе в центре осваиваются компетенции общеврачебного и специализированного характера (лечебные, диагностические, профилактические, психолого-педагогические, научно-исследовательские).
S. N. ALEKSEENKO, T. V. GAIVORONSKAYA, I. M. BYKOV, A. A. SUKHININ, A. V. ARUTYUNOV, А. V. KONDRATOVA
THE FUTURE OF TEATCHING PRACTICAL SKILLS FOR THE LOWER CLASSES OF STOMATOLOGICAL FACULTY IN THE CENTER OF PRACTICAL SKILLS
The work of junior courses students of dental faculty in the center of practical skills in the study of subjects of FSES of HPE allows to prepare students of higher courses for work with patients in the clinic. At the work in the center students master competences of general and specialized medicine (healing, diagnostic, preventive, psychological-educational, research).
Приказом Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 16 был утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060201 «Стоматология», квалификация «специалист». Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 060201 «Стоматология». Выпускник, обладающий соответствующей специальностью, областью своей профессиональной деятельности имеет совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем оказания надлежащего качества стоматологической помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Профессиональная деятельность стоматолога включает прежде всего такие виды деятельности, как профилактическая, диагностическая, лечебная и реабилитационная. При этом профессиональная де-
ятельность подразумевает не только собственно стоматологическую деятельность, но и оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
Для подготовки выпускника к столь разнообразным видам профессиональной деятельности в ФГОС ВПО используется компетентностный подход, регламентирующий обладание выпускником-стоматологом разнообразными профессиональными компетенциями. При этом профессиональные компетенции (ПК), в свою очередь, разделены на несколько групп (общепрофессиональные - ПК1-ПК9, профилактические компетенции - ПК10-ПК18, диагностические - ПК19-ПК26, лечебные - ПК27-ПК42, реабилитационные - ПК43-48, психолого-педагогические - ПК49, научно-исследовательские - ПК50-ПК-52. Практически в каждой профессиональной компетенции можно определить те практические мануальные умения и навыки, которыми должен обладать выпускник для осуществления этих компетенций. Большую часть компетенций и, соответственно, практических навыков студент-стоматолог должен освоить на 1-2-х курсах на доклиническом
этапе образования, что диктуется логикой преемственности образования и юридически обоснованно. Приказ МЗ определяет порядок допуска студентов к выполнению манипуляций на пациентах: только после освоения тех или иных навыков на муляжах и фантомах. Таким образом, на первые годы обучения приходится освоение основной части навыков, которыми должен обладать студент-стоматолог для успешного формирования фундамента будущей профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции и навыки, соответствующие им, можно условно разделить на общеврачебные и специализированные (стоматологические).
Освоение общеврачебных практических навыков. Уже при обучении на начальных курсах студент-стоматолог должен освоить многочисленные общеврачебные компетенции. Он должен уметь оказывать неотложную помощь при острых заболеваниях и ургентных состояниях на догоспитальном этапе, обследовать больных с заболеваниями терапевтического и хирургического профиля, способностью и готовностью к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях в стоматологической практике, в том числе проведению выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27, ПК-37, ПК-38). Освоение студентами основ оказания первой врачебной помощи проводится при изучении дисциплин «Внутренние болезни, клиническая фармакология» на 2-м курсе (4-й семестр), закрепляется на 3-м курсе на дисциплине «Общая хирургия, хирургические болезни» (5-6-й семестры). Особенности оказания первой помощи детям осваиваются на занятиях на кафедре детской стоматологии.
Освоение навыков оказания сердечно-легочной реанимации (СЛР) осуществляется в специализированном классе, моделирующем стоматологический кабинет. Это позволяет проводить учебный процесс
под вы-
(I ступень освоения) и с комментариями, объясне ниями, уточнениями (II ступень освоения), затем вы полнение упражнения студентом на тренажере контролем преподавателя (III ступень освоения) полнение упражнения студентом самостоятельно и в группе (IV ступень освоения).
Отработка навыка оказания СЛР проводится как в команде, так и индивидуально. При этом система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному: начиная от обучения элементарным манипуляциям и заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях. Оценка правильности выполнения манипуляции студентом проводится на основании данных на табло симулятора, что снижает возможный субъективизм в оценке ответа студента.
Кроме обучения выполнению СЛР студенты-стоматологи осваивают навыки выполнения постановки воздуховодов, интубации трахеи, пункции и катетеризации центральных вен (рис. 1).
Таким образом, все учащиеся, по нескольку раз отрабатывая каждый навык с возрастающим уровнем сложности поставленной задачи, в полной мере овладевают техникой базового жизнеподдержания и при решении ситуационных задач в режиме реального времени допускают минимум ошибок. В конце занятия проводится разбор выполнения задания студентами, рассматриваются клинические случаи, подтверждающие актуальность владения врачами-стоматологами.
Освоение студентами специализированных (стоматологических) навыков. Специализированные (стоматологические) компетенции, заключающиеся прежде всего в способности и готовности к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18), студенты младших курсов стоматологического факультета осваивают в центре практические навыки при обучении на кафедрах пропедевтики стоматологических заболеваний, детской стоматологии, ортопедии и челюстно-лицевой хирургии, хирургической стомато-
Рис. 1. Демонстрация студентами стоматологического факультета навыков первой помощи
в осознанной имитированной обстановке, обеспечить полноту и реалистичность моделирования возможной ситуации и максимальное её приближение к реальности. Обучение практическим навыкам проводится в 4 этапа согласно рекомендациям Европейского совета по реанимации. После изучения теоретических основ проведения СЛР на лекции и (или) семинарском занятии проводится демонстрация преподавателем выполнения СЛР на тренажёре вначале без комментариев
логии и челюстно-лицевой хирургии, терапевтической стоматологии.
Такие компетенции профилактической деятельности, как способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценка эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-13), студенты осваивают на занятиях на кафедре пропедевтики
стоматологических заболеваний, на занятиях по профилактике стоматологических заболеваний на 1-2-м курсе. В конечном итоге эти занятия способствуют формированию навыков мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17).
Данные о состоянии полости рта (ПК-19), входящие в комплекс компетенций диагностической деятельности, студенты учатся собирать при изучении дисциплин первого-второго курсов (пропедевтика стоматологических заболеваний, детская стоматология). Для проведения занятий используют реальное стоматологическое кресло. Студент в роли врача с использованием всех правил «асептики/антисептики» под контролем преподавателя проводит обследование. Таким образом, производится подготовка к освоению на старших курсах компетенций по диагностике типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов (ПК-24).
Компетенции лечебной деятельности студенты начинают осваивать с младших курсов на муляжах, фантомах, биологическом материале (голова барана, свиньи). Способность и готовность к проведению пре-медикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта студенты осваивают на занятиях на кафедрах пропедевтики стоматологических заболеваний, хирургической стоматологии, детской стоматологии (ПК-29).
Студенты на фантомах Frasaco и на разработанных в университете фантомах, начиная с первого курса, осваивают навыки препарирования и реставрации твёрдых тканей зубов, осваивая способность и готовность к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-30).
Разработанный студентами фантом позволяет с высокой степенью имитации освоить навыки проведения несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (ПК-31). На приобретенном для стоматологической поликлиники современном визиографе студенты могут оценить качество выполнения эндодонтических манипуляций.
Наличие в центре практических навыков специализированных классов, позволяющих работать с биологическим материалом, позволяет развить у студентов способности к проведению несложного хирургического лечения заболеваний полости рта, таких как удаление зубов, вскрытие очагов воспаления (абсцессов, периоститов), наложение швов, основных хирургических навыков (пК-34).
Необходимые для дальнейшей психолого-педагогической деятельности компетенции, заключающиеся в способности и готовности к обучению пациентов правилам медицинского поведения, гигиене полости рта (ПК-49), осваиваются студентами при выполнении заданий, оформленных в форме деловых игр.
Как к общеврачебным, так и к специализированным компетенциям можно отнести коммуникационные навыки, обеспечивающие реализацию общения с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками, способность осуществить уход за больными (ПК-10).
Обучение в условиях, имитирующих реальный стоматологический кабинет, позволяет студентов применять методы асептики и антисептики, проводить
санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций (ПК-7), использовать медицинский инструментарий, в том числе общемедицинский.
Использование биологических тканей. Применяемые в обучении студентов-стоматологов современные качественные фантомные установки с муляжами головы и зубов помогают отрабатывать навыки препарирования твердых тканей зубов при лечении кариеса, его осложнений, протезировании, что позволяет освоить мануальные навыки по препарированию зубов и их пломбированию, обработке и обтурации корневых каналов на фантомах. Но выполнение местной анестезии, разрезов, наложения швов, остеотомии, удаления зубов, костной пластики требует использования трупного материала, не доступного для массового обучения студентов. Для решения поставленной цели в рамках учебной программы по хирургическому разделу детской стоматологии в ЦПН используются нативные препараты голов свиней. Это доступный аналог трупного материала, по анатомическим характеристикам пригодный для отработки техники ряда хирургических манипуляций и оперативных вмешательств.
Работа проводится в специализированном кабинете ЦПН, оснащенном приточно-вытяжной вентиляцией, медицинской металлической мебелью и мойками в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В работе используются только сертифицированные препараты свиных голов при наличии штампа ветеринарного осмотра. Одежда преподавателя и студентов должна соответствовать требованиям к медицинской одежде врача-хирурга. Препараты размещают на специальном стерилизуемом поддоне. Для выполнения манипуляций были выделены отдельные наконечники и инструментарий. Непосредственная работа студентов с препаратами выполняется в четыре руки, имитируя работу «врач - хирург - ассистент». В проведении оперативного вмешательства заняты два студента. Отрабатываются следующие манипуляции: разрезы кожи, слизистой оболочки, надкостницы с последующим наложением швов, разрезы с учетом ранее выбранной формы лоскута, отслаивание слизисто-надкостничного лоскута, трепанация кортикальной пластинки, препарирование костной ткани с применением бормашины, формирование костной полости, ее заполнение остеотропным препаратом, удаление зубов, френулопластика верхней губы, удаление зачатков зубов и др.
Таким образом, внедрение в образовательную программу методик отработки оперативных вмешательств в специализированных кабинетах центра практических навыков повысит эффективность, качество и индивидуализацию учебного процесса на стоматологических факультетах.
Компетенции в научно-исследовательской деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, выпускник стоматологического факультета должен быть способен участвовать в организации научных исследований, анализировать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, использовать современные теоретические и экспериментальные методы исследования, уметь практически применять
Рис. 2. Работа студенческого научного общества. Студенты за установкой для моделирования трахеи (а); изготовленный студентами муляж для препарирования зубов (б).
результаты исследований. Навыки подобной деятельности студент приобретает, участвуя в кружках студенческого научного общества университета на различных кафедрах. Наличие научных студенческих обществ является одним из требований к условиям реализации ООП подготовки специалиста с высшим образованием. Работа в кружках на базе центра практических навыков также формирует необходимые для последующей научно-исследовательской деятельности компетенции как при плановых занятиях на кафедрах, так и при работе в кружках кафедр и центра практических навыков (рис. 2).
Научно-исследовательская деятельность студентов на базе ЦПН включает в себя самостоятельную аналитическую научно-исследовательскую работу, а также участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии и медицины в целом. В рамках программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» в 2011 году были представлены и получили гранты на выполнение две работы, совместно выполненные студентами стоматологического и лечебного факультетов. Учитывая, что конкурс «У.М.Н.И.К.» во многом ориентирован на коммерческое использование представленного проекта, при разработке необходимо провести оценку эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий, что входит обязательным компонентом в перечень профессиональных задач, умение решать которые обязательно для врача-стоматолога.
Первым проектом, разработанным в рамках НИРС студентами стоматологического факультета на базе центра практических навыков под руководством сотрудников кафедры стоматологии ФПК и ППС, стал универсальный фантом моделей челюстей, способный совместить высокое качество промышленного производства и свободу в выборе клинических условий применительно к существующим и вновь создающимся программам обучения. Внедрение фантома в учебный процесс позволило минимизировать затраты на обеспечение учебного процесса. В настоящее время кафедрой стоматологии ФПК и ППС выигран грант и осуществляются разработка и патентование тренажёра, имеющего патентованное название «Комплексный фантом для обучения».
Студентами стоматологического и лечебного факультетов совместно была разработана модель конеч-
ного отдела верхних дыхательных путей для обучения выполнению экстренной коникотомии и трахеостомии. Под названием «Разработка тренажера для обеспечения экстренного доступа воздуха при обтурации верхних дыхательных путей» модель номинировалась на конкурсе «У.М.Н.И.К.» во втором полугодии 2011 года и завоевала призовое место. Изготавливаемые муляжи используются при отработке навыков реанимационных мероприятий студентами всех факультетов. Модель для выполнении крикотомии стала первой в линейке моделей, созданных на базе ЦПН. На сегодняшний день совместная работа студентов стоматологического и лечебного факультетов привела к разработке муляжей для проведения клипирования и перевязки сосудов, аппендэктомии, наложения кишечных и желудочно-кишечных анастомозов, липомэктомии, проведения гинекологических операций, послойного рассечения и ушивания тканей.
Интерактивная форма занятий. Реализация ком-петентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 5 процентов от времени всех аудиторных занятий. Работа в центре практических навыков позволяет использовать при обучении студентов методы высокой степени интерактивности: реактивного взаимодействия (на занятиях по СЛР, по пропедевтике и профилактике стоматологических заболеваний у студентов 1-2-го курсов, множественное или диалоговое интерактивное взаимодействие используется на занятиях по СЛР у студентов 3-го курса, на занятиях по хирургической и терапевтической стоматологии.
Таким образом, работа студентов младших курсов стоматологического факультета в центре практических навыков при изучении дисциплин ФГОС ВПО позволяет подготовить обучающихся к работе на старших курсах с пациентами в условиях клиники. При работе в центре осваиваются компетенции общеврачебного и специализированного характера (лечебные, диагностические, профилактические, психолого-педагогические, научно-исследовательские).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса (Учебная литература для студентов, аспирантов и
преподавателей профессиональных учебных заведений). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
3. Галиев Р. Г. Организация перспективного стоматологического образования // Российский стоматологический журнал. -2000.- № 5. - С. 33-36.
4. Леонтьев В. К., Соколов Е. И., ВолодинН. Н., Безруков В. М., Максимовский Ю. М. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Стоматология. - 2001. - № 2. - С. 4-10.
5. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психологи образования: Психологическое обеспечение «Новой школы». - М., 2010. - 497 с.
6. Мельников М. Н. Методические рекомендации по проведению секционного курса. - Новосибирск, 2000. - 11 с.
7. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
8. СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и учреждения».
Поступила 06.05.2013
А. А. АДАМЧИК, А. В. АРУТЮНОВ
эффективность применения мягкой пластмассы в конструкции базиса бюгельного протеза на фоне иммунокорректора в комплексном лечении при пародонтите
Кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел.+78612358101. E-mail: [email protected]
В работе проведён сравнительный анализ комплексного лечения больных с дефектами зубных рядов комбинированными конструкциями протезов при пародонтите. Применение мягкой пластмассы в конструкции базиса бюгельного протеза позволяет значительно уменьшить вредное воздействие жевательной нагрузки на слизистую оболочку протезного ложа и альвеолярную костную ткань. Доказана эффективность применения иммунокорректора «имудон» при хроническим генерализованном пародонтите.
Ключевые слова: хронический генерализованный пародонтит, имудон, бюгель, мягкая пластмасса.
A. A. ADAMCHIK, A. V. ARUTYUNOV
THE EFFECTIVENESS OF USING SOFT RESIN IN CONSTRUCTION OF CLASP DENTAL PROSTHESIS'S BASIS WITH IMMUNOCORRECTOR IN COMBINED TREATMENT OF PERIODONTITIS
Kuban state medical university, Russia, 350063, Krasnodar, Sedina str. 4, tel. +78612358101. E-mail: [email protected]
The comparative analysis of the complex treatment of patients with dentition defects combined design dentures in periodontitis. The use of soft plastic in the design basis clasp prosthesis can significantly reduce the harmful effects of chewing pressure on mucous membrane and alveolar bone tissue. Proven efficacy of immunocorrector «imudon» with chronic generalized periodontitis.
Key words: chronic generalized periodontitis, «imudon» clasp, soft plastic.
Введение явлений, причем предпочтительными являются сред-
Проблемы этиологии, патогенеза и лечения забо- ства комбинированной местной этиопатогенетической
леваний пародонта до настоящего времени привлека- терапии [1, 5, 6, 7].
ют внимание многих исследователей ввиду широкой В комплексном лечении хронического генера-
распространенности данной патологии и недостаточ- лизованного пародонтита методы ортопедическо-
ной эффективности предлагаемых в настоящее время го лечения выполняют лечебно-профилактическую
средств лечения [12, 14, 15]. Недостаточная лечебная функцию, а при наличии дефектов зубных рядов и
эффективность применяемых методов терапии ХГП во замещающую дефект. Арсенал лечебных аппаратов,
многом связана с изменениями в процессе данного за- применяемых в этом случае, достаточно широк. Од-
болевания местного иммунитета [10, 11, 13]. Известно, нако часто остается опасность перегрузки опорных
что возникновению и течению ХГП сопутствуют суще- тканей зубов или слизистой оболочки полости рта
ственные изменения содержания в ротовой жидкости костной ткани челюсти под базисами съемных про-
гуморальных факторов: иммуноглобулинов основных тезов [2, 3, 4, 8, 9].
классов (IgG, IgM, IgA), в том числе секреторных (sIgA), Таким образом, актуальными являются поиск и воз-
играющих ведущую роль в процессах защиты слизи- можность применения терапевтических лекарственных
стой оболочки ротовой полости; альбумина, концен- препаратов, ортопедических методов для лечения и
трация которого возрастает в результате повышения профилактики осложнений со стороны тканей протез-
проницаемости стенок кровеносных сосудов; внекле- ного ложа в комплексном лечении хронического гене-
точной пероксидазы, поступающей из активированных рализованного пародонтита.
фагоцитов при их дегрануляции. Все вышеуказанное Целью исследования было повышение эффектив-
требует дополнительной местной коррекции данных ности лечения больных с дефектами зубных рядов