Научная статья на тему 'Система практической подготовки будущих врачей в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького'

Система практической подготовки будущих врачей в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / PRACTICAL TRAINING OF DOCTORS / PRACTICAL SKILLS / CENTER FOR STUDENTS' PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б.

В статье освещен опыт создания в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького системы практической подготовки студентов. Определены организационно-методические аспекты, а также механизмы для обеспечения этого вида обучения: сквозные программы и индивидуальные планы практической подготовки будущих врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело»; организация и функционирование Центра практической подготовки студентов. Приведен комплекс мер, реализованных для повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING OF FUTURE DOCTORS IN THE M. GORKY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY

The article highlights the experience of the realization of students’ practical training system in the M.Gorky Donetsk National Medical University. Organizational and methodical aspects as well as mechanisms for providing this kind of training are defined: through programs and individual plans for the practical training of future doctors in the specialties «General Medicine», «Pediatrics», «Stomatology», «Medico-prophylactic case»; organization and functioning of the Center for students’ practical training. The complex of measures implemented to improve its efficiency is given.

Текст научной работы на тему «Система практической подготовки будущих врачей в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького»

УДК 378.146/147:378.095:61(477.62)

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ДОНЕЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. М. ГОРЬКОГО Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Донецк, 283003, пр. Ильича, 16, e-mail: contact@dnmu.ru

Резюме: В статье освещен опыт создания в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького системы практической подготовки студентов. Определены организационно-методические аспекты, а также механизмы для обеспечения этого вида обучения: сквозные программы и индивидуальные планы практической подготовки будущих врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело»; организация и функционирование Центра практической подготовки студентов. Приведен комплекс мер, реализованных для повышения его эффективности.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, практическая подготовка врачей, практические навыки, Центр практической подготовки студентов.

THE SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING OF FUTURE DOCTORS IN THE M. GORKY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY Ignatenko GA, Dzhodzhua AG, Pervak M.B.

M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, 283003, Ilyicha, 16, email: contact@dnmu.ru

Summary: The article highlights the experience of the realization of students'practical training system in the M.Gorky Donetsk National Medical University. Organizational and methodical aspects as well as mechanisms for providing this kind of training are defined: through programs and individual plans for the practical training of future doctors in the specialties «General Medicine», «Pediatrics», «Stomatology», «Medico-prophylactic case»; organization and functioning of the Center for students 'practical training. The complex of measures implemented to improve its efficiency is given.

Key words: higher medical education, practical training of doctors, practical skills, Center for students' practical training.

Введение

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования характеризуются компетентностным подходом к подготовке специалистов и ярко выраженной практической направленностью обучения. Для студентов медицинского высшего учебного заведения (вуз), обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», при овладении профессиональными компетенциями немаловажным является освоение умений работать с пациентом: собирать жалобы, анамнез заболевания и жизни, проводить осмотр, назначать необходимые лабораторные, инструментальные и морфологические исследования, трактовать их результаты, устанавливать диагноз в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (X пересмотра) и определять тактику лечения больного с определенной патологией, диагностировать неотложные состояния и оказывать при них скорую медицинскую помощь.

Реализация такого обучения традиционно осуществляется в условиях медицинских учреждений - поликлиники или больницы. Именно поэтому не существует заочного медицинского образования (по крайней мере, на додипломном этапе), и подготовка будущих специалистов врачей по своей организации значительно отличается от таковой в других отраслях образования: технической, гуманитарной и др. Все клинические кафедры, даже пропедевтического уровня, расположены на базе лечебных учреждений, то есть учебный процесс в медицинских вузах по своей сути с самого начала является профессионально-ориентированным [1, 5, 6]. Для овладения студентом профессиональными компетенциями врача очень важно освоение им практических навыков.

Основная часть

Цель публикации - представить опыт реализации оригинальной системы практической подготовки студентов в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького (ДонНМУ).

Прежде всего, на базе требований действующих государственных образовательных стандартов медицинского образования и профессиональных стандартов, а также в соответствии с реализованной в ДонНМУ системой управления качеством подготовки специалистов [1, 2, 4] для всех медицинских специальностей, по которым в нашем вузе проходит обучение на доди-пломном уровне, были разработаны сквозные программы практической подготовки.

В этих документах не только сформулирован перечень необходимых практических навыков, но и напротив каждого из них указаны конкретные кафедры и практики, отвечающие за его освоение и закрепление.

Реализацию указанных выше сквозных программ в ДонНМУ обеспечивает аттестация практической подготовки будущих врачей. Основным ее механизмом является ведение индивидуальных планов студентов по этому виду обучения. Они являются обязательным документом для всех студентов.

Каждой из специальностей додипломного уровня («Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология») соответствует отдельный индивидуальный план, который состоит из 3 разделов:

1) сквозная программа практических навыков по данной специальности;

2) учет освоения практических навыков на конкретных кафедрах (например, при изучении пропедевтики внутренних болезней, факультетской терапии, госпитальной терапии, фтизиатрии и т.д.);

3) учет освоения практических навыков во время практики - по курсам и профилям (например, по специальности «Лечебное дело» производственная практика после 4 курса «Помощник врача стационара (терапевтический профиль)», «Помощник врача стационара (хирургический профиль)», «Помощник врача стационара (акушерско-гинекологический профиль)»).

Важным, по нашему мнению, является то, что на каждом этапе против каждого навыка указано так называемое минимальное количество раз правильного выполнения студентом данного навыка, достаточного для его учета.

Только при условии, что за период обучения по данной дисциплине (или во время практики) студент продемонстрировал преподавателю владение этим навыком в количестве раз, не менее минимального, преподаватель делает отметку

о его освоении (напротив него указывает свою фамилию и ставит подпись). Как показывает наш опыт, это способствует повышению ответственности кафедр и отдельных преподавателей за этот вид работы.

В разделе «обучение на кафедрах» все практические навыки разделены на две группы:

1. те, что могут быть освоены только при работе с пациентом;

2. те, что на первом этапе могут быть освоены при работе с тренажерами, фантомами, муляжами и т.п.

Для повышения уровня освоения студентами второй группы практических навыков в нашем университете был организован Центр практической подготовки студентов, который является аналогом симуляционных центров [3]. Его деятельность, а также сотрудничество с кафедрами и другими структурными подразделениями университета регламентированы отдельным Положением.

Учитывая, что для качественного освоения любого умения и навыка необходимо его неоднократное повторение, в Центре организовано обучение студентов 1-6 курсов всех медицинских факультетов.

Сейчас в Центре в полном объеме работают 4 отделения - терапевтическое, хирургическое, педиатрическое и акушерско-гинекологическое, в которых студенты осваивают навыки соответствующего профиля. Все отделения обеспечены необходимыми современными тренажерами и муляжами.

Занятия в Центре практической подготовки проходят по расписанию. Каждая группа студентов вышеуказанных курсов не менее двух раз за период изучения дисциплины приходит в Центр. На первом занятии преподаватель обучает студентов необходимым практическим навыкам, показывая им правильное выполнение и корректируя у каждого студента процесс освоения навыка. На втором занятии перед итоговым контролем преподаватель проверяет уровень владения этими навыками у каждого студента группы и при положительном результате делает соответствующую запись в его индивидуальном плане практической подготовки.

Обучение студентов в Центре является объектом постоянного мониторинга со стороны учебно-методического отдела.

Студенты стоматологического факультета овладевают необходимыми им практическими

навыками на тренажерах и фантомах в так называемом фантомном зале на базе курса пропедевтики стоматологии.

Как было отмечено выше, кроме работы в Центре и фантомном зале, в индивидуальных планах практической подготовки студентов предусмотрено овладение ими навыками при обучении на клинических базах кафедр и во время практики при работе с реальными объектами врачебной деятельности - пациентами.

Для проверки и возможной коррекции уровня практической подготовки студентов 6 курса медицинских факультетов и 5 курса стоматологического факультета в Центре практической подготовки и на базе выпускающих кафедр в марте - мае ежегодно проводятся дополнительные тренинги, предшествующие государственной итоговой аттестации (ГИА).

С целью оценки эффективности всех реализуемых мер в университете проводятся исследования по определению уровня практической подготовки выпускников как по материалам практическо-ориентированных экзаменов как части ГИА, так и по результатам анкетирования.

Для социологических опросов нами были разработаны специальные анкеты, в которых выпускники против каждого навыка отмечают «уровень знакомства» с ним:

- видел, как выполняет преподаватель,

- выполнял самостоятельно:

- на клинических кафедрах при работе с муляжами, фантомами (количество раз);

- на клинических кафедрах при обследовании пациентов (количество раз);

- во время производственной практики (количество раз).

ЛИТЕРАТУРА

Результаты опроса респондентов сравниваются с требованиями, сформулированными в индивидуальных планах практической подготовки студентов. В частности, сопоставляется указанное опрашиваемыми количество раз выполнения данного навыка при обучении на различных клинических кафедрах и во время производственной практики, с установленным минимальным количеством.

Уровень овладения навыком считается высоким, если от 75 до 100% респондентов отметили количество раз выполнения не менее минимального, средней - если указанное количество было достаточным у 50-74% опрошенных, и низким -если достаточное количество раз было указано менее, чем у 50% выпускников.

В связи с реформированием системы здравоохранения и повышением роли первичного звена оказания медицинской помощи опыт организации и проведения обучения практическим навыкам студентов был распространен на последипломный уровень медицинского образования.

На базе реализуемых сквозных программ практической подготовки студентов медицинских факультетов путем сопоставления их с квалификационными требованиями врачей-интернов были разработаны индивидуальные планы практической подготовки в интернатуре и создан тренинговый центр факультета интернатуры и последипломного образования.

Заключение

Разработанная и реализованная в Донецком национальном медицинском университете им. М. Горького система практической подготовки студентов позволяет существенно повысить эффективность этого вида обучения.

1. Высшее медицинское образование / [В.Н. Казаков, А.Н. Талалаенко, М.С. Каменецкий и др.]. - Донецк: Здоровье, 1992. - 223 с.

2. Опыт управления учебной деятельностью студентов при реализации компетентностного подхода / [В.Н. Казаков, А.Н. Талалаенко, М.Б.Первак и др.]. - Москва, 2010. - 64 с.

3. Симуляционное обучение: акушерство, гинекология, перинатология, педиатрия / Под ред. Сухих Г.Т. - Москва: Рос-сомед, 2015. - 228 с.

4. Управление качеством подготовки специалистов: программно-целевой подход (на примере высшего и послевузовского медицинского образования) / [В.Н.Казаков, Н.А. Селезнева, А.Н. Талалаенко и др.]. - Второе издание. - Москва, 2007. - 215 с.

5. Abstracts of Conference of Association for Medical Education in Europe. - Prague, 2011. - 656 p.

6. Dent, J.A. A practical guide for medical teachers / J.A.Dent, R.M.Harden. - Churchill Livingstone Elsevier: Edinburgh, London, New York, Oxgord, Philadelphia, St.Louis, Sydney, Toronto, 2009. - 435 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.