УДК 61(071.1):378.147
КАЧЕСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Матусков М.А., Никонорова Н.М., Новикова Е.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждаются некоторые результаты анкетирования обучающихся коллективом кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования Смоленской государственной медицинской академии с целью определения качества и путей оптимизации обеспечения учебного процесса. Ключевые слова: качество учебного процесса, анкетирование, обучающийся.
QUALITY OF EDUCATION PROCESS PROVSION AND THE STUDENTS' ATTITUTE TOWARDS IT
Matuskov M.A., Nikonorova N.M., Novikova E. V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. Some results of questioning students at the Department ofDisaster Medicine and Public Health Preparedness to assess the quality of training and to reveal ways to optimize the teaching process provision with teaching aids are discussed in the article. Key words: quality of the teaching process, questioning, student.
Введение
Качество подготовки обучающихся в образовательной организации является, по мнению многих специалистов, основным показателем эффективности функционирования системы подготовки выпускников.
Актуальность исследования
Качество подготовки выпускников всегда интересовало профессорско-преподавательский состав Смоленской государственной медицинской академии. В связи с этим в многочисленных публикациях приводятся соображения о выборе критериев определения качества образовательного процесса [1, 2, 3]. Несомненным является такой показатель как способность выполнения профессиональных функций по окончании учебного заведения и отношения к выпускникам образовательной организации работодателей и других членов профессионального сообщества. При этом, учитывая продолжительность получения высшего образования по медицинскому и фармацевтическому направлению (5 лет и более), на
наш взгляд, необходимо определять промежуточные критерии, позволяющие оценить состоятельность образовательной траектории каждого отдельного студента и педагогических коллективов структурных подразделений образовательной организации.
В качестве традиционных критериев качества подготовки студента используется большой набор измерительных инструментов, среди которых на одном из первых мест «успеваемость» и «посещаемость», «участие в научно-исследовательской работе» и другие. В то же время все чаще используются интеграционные показатели -«рейтинг студента». В связи с внедрением в образовательный процесс компетентност-ного подхода, кроме количественных, предлагается учитывать и качественные характеристики, одной из которых является «готовность» выполнять какие-либо функции. Доступность, объективность и информативность этих инструментов исследователями оценивается по-разному.
Кроме приведенных традиционных инструментов, в настоящее время предлага-
ется учитывать мнение «потребителя» образовательной услуги. При этом в качестве «потребителя» может рассматриваться общество, будущий или настоящий работодатель и сам обучающийся. Для изучения наиболее доступным является «мнение обучающегося». Представители преподавательского сообщества по-разному оценивают информативность и объективность этого показателя. Склонность некоторых исследователей изучить мнение обучающегося о степени подготовки преподавателя, лектора или экзаменатора вызывает критику. В то же время, на наш взгляд, необходимо изучать и учитывать мнение обучающегося о степени удовлетворения его образовательных потребностей, обеспечения учебными и методическими пособиями и корректности поведения педагога во время аудиторных занятий. Значимость мнения потребителя подчеркивается в используемой ныне системе менеджмента качества. Такая информация может быть использована руководителями разного уровня при принятии решений, нацеленных на оптимизацию работы как всей образовательной организации, так и преподавания отдельных учебных дисциплин конкретными преподавателями [4].
Цель исследования
Данное исследование проводилось с целью выявления качества оказываемых образовательных услуг в рамках реализуемого учебного процесса.
Объект и методы исследования
Объектом исследования выбрана кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования Смоленской государственной медицинской академии. На кафедре проходят обучение студенты всех факультетов, интерны и ординаторы, а также слушатели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
С целью изучения мнения обучающихся о качестве образовательного процесса нами разработаны две анкеты (рис. 1, 2).
При помощи анкеты (рис. 1) обследованы студенты, проходившие обучение на кафедре с 1 сентября 2009 года. За период проведения исследования изучено мнение 1052 человек. Анкетирование проводилось после сдачи студентом экзамена или заключительного зачета по соответствующей дисциплине, что совпадало с окончанием обучения на кафедре. Порядок обследования предполагал создание условий для обеспечения объективности и независимости ответов респондентов. Методика проведения анкетирования включала полную добровольность и соблюдение максимальной анонимности и самостоятельности обследуемых. После раздачи анкет сотрудник кафедры оставлял обучающихся в аудитории, где они заполняли анкеты.
Интерны, ординаторы и слушатели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов обследовались в течение 2012-15 учебных годов. Анкетирование также проводилось на условиях добровольности и анонимности. Проанализировано более 650 анкет.
Обработка анкет осуществлялась с использованием компьютерных средств и общепринятых статистических методов.
Материалы исследования
В анкетировании принимали участие студенты лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. Наибольшей была активность студентов педиатрического факультета - в среднем за три года в анкетировании приняло участие 88,3% обучающихся, а наименьшей студентов стоматологического факультета - 62,9% при среднем показателе по всем факультетам - 73,3%. В течение трех лет проведения исследований активность студентов возрастала. Средний показатель участия увеличился на 20,4% (с 68,6 до 82,6%). В наибольшей степени возросла активность студентов стоматологического факультета - на 53,0%, а у студентов педиатрического факультета снизилась на 2,8% (рис. 3).
АНКЕТА
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»
№ п/п Вопрос Ответ
1. На каком курсе и факультете Вы обучаетесь?
2. Какие дополнительные образовательные программы необходимо реализовать на кафедре в ближайшее время?
3. Каким образом Вы получаете необходимую учебную информацию в процессе подготовки к занятиям? в студенческом абонементе в читальном зале на WEB-страничке кафедры в методическом кабинете кафедры от коллег из лекционного материала из др. источников (какие)
4. Удовлетворены ли Вы объемом учебно-методической информации на кафедре? да нет
5. Удовлетворены ли Вы доступностью учебно-методической информации на кафедре? да нет
6. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать с целью повышения удовлетворенности учащихся учебно-методической базой кафедры?
7. Какие аспекты образовательного процесса на кафедре Вы считаете для себя наиболее важными?
8. Какие изменения необходимо внести в
лекционный материал для повышения его доступности?
9. Сообщите, пожалуйста, свой возраст и пол
Рис. 1. Анкета для изучения удовлетворенности студентов образовательным процессом на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования.
АНКЕТА
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ СЛУШАТЕЛЯ» Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты, в которой перечислены профессиональные и личностные качества преподавателя. Оцените эти качества по 5 -балльной шкале, где:
5 - качество проявляется всегда 4 - качество проявляется часто 3 - качество проявляется редко 2 - качество проявляется иногда 1 - качество практически отсутствует Охарактеризуйте преподавателей, наиболее запомнившихся Вам.
Отнеситесь, пожалуйста, к этой работе предельно внимательно и ответственно. Анкету можете не подписывать. Ваше мнение о преподавателях необходимо для совершенствования учебного процесса. Дата заполнения_
Наименование цикла «Медицинское обеспечение чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»_
--______________Фамилия, имя, отчество преподавателя Качества преподавателя __________
1. Излагает материал ясно, доступно
2. Объясняет сложные места
3. Выделяет главные места
4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету
5. Следит за реакцией аудитории
6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии
7. Соблюдает логическую последовательность
8. Культура речи, четкость дикции, темп изложения
9. Умеет снять напряжение аудитории
10. Ориентирует на использование изучаемого материала в проф. и общественной деятельности
11. Проявляет творческий подход и интерес к делу
12. Проявляет доброжелательность и такт к слушателям
13. Проявляет терпение и выдержку
14. Требователен к делу
15. Заинтересован в успехах слушателей
16. Владеет содержанием преподаваемого предмета на современном уровне
17. Применяет разнообразные педагогические приемы
18. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом
Сумма баллов
Напишите, пожалуйста, какие из вопросов медицинского обеспечения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени требуют освещения в рамках обучения:
Приведите свои пожелания по проведению занятий:
Рис. 2. Анкета для изучения удовлетворенности обучающихся факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов образовательным процессом на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования.
фармацевтиче ский
стоматологический
педиатрическии
лечебный
□ 83,8
1 60,5 6,5
80,0
6,5 3
88,8
1 84.8
91,4
0
20 40
□ 2014 П2013
60
80
%
12012
Рис. 3. Доля студентов принявших участие в анкетировании на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования по анкете «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»
Нами проанализированы ответы студентов на третий вопрос анкеты (рис. 1) «Каким образом Вы получаете необходимую учебную информацию в процессе подготовки к занятиям?». Наиболее часто студенты указывали на лекционный материал как источник получения информации для подготовки (78,4 - 80,4%). На втором месте среди источников информации по частоте упоминаний оказалась WEB-страничка кафедры на сайте Смоленской государственной медицинской академии (www.sgma.info). Третье место по значимости для студентов в качестве источника информации заняла литература, получаемая в студенческом абонементе (48,2 - 66,8%). Наиболее редко в качестве источника информации упоминалась литература, получаемая через читальный зал научной библиотеки (23,8 - 41,2%). В то же время анализ динамики этих показателей по годам
анкетирования позволяет обратить внимание на постепенный рост актуальности в качестве источника информации литературы, получаемой в научной библиотеке академии, а также «от коллег» с 32,1 до 45,1%. Привлекает внимание снижение популярности у студентов информации, размещенной в методическом кабинете кафедры с 72,6 до 50,1% (рис. 4).
Как уже упоминалось, «удовлетворенность потребителя» является одним из показателей качества функционирования образовательной организации, а также ее структурного подразделения. Мы сделали попытку проанализировать удовлетворенность студентов объемом учебно-методической информации на кафедре и ее доступностью. Из рис. 5 видно, что удовлетворенность студентов объемом учебно-методической информации на кафедре находится на достаточно высоком уровне (больше
80% анкетированных отметили в анкете «да»). Можно обратить внимание на рост этого показателя за время проведения исследования (5,4%). Удовлетворенность сту-
из других источников (интернет) из лекционного материала от коллег
в методическом кабинете кафедры на WЕВ-страничке кафедры в читальном зале в студенческом абонементе
2014
дентов доступностью учебно-методической информации находится также на достаточно высоком уровне (от 69,8 до 80,6% анкетированных отметили в анкете «да»), рост показателя составил 15,5%.
0 20 40 60 □ 2013 П2012
80
%
Рис. 4. Результаты анкетирования студентов на кафедре по окончании обучения в 2012 - 2014 гг. (вопрос «Каким образом Вы получаете необходимую учебную информацию в процессе подготовки к занятиям?»)
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
8S о 87,9
83,4 7S А 80,6
69,8 ' " 5 1
Удовлетворены объемом учебно- Удовлетворены доступностью методической информации на учебно-методической информации кафедре на кафедре
□ 2012
□ 2013
2014
Рис. 5. Результаты анкетирования студентов на кафедре по окончании обучения в 2012 - 2014 гг.
Интерны, ординаторы и слушатели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (далее слушатели) обследовались на протяжении трех лет. При этом учитывалось, что к проведению занятий с этой категорией обучающихся привлекались доценты кафедры, а также один из внешних совместителей, имеющий большой опыт преподавания и работы в практическом здравоохранении. Средний показатель по пятибалльной шкале - 4,77 (max значение -4,97, min значение - 4,49).
Обсуждение результатов исследования
Рост внимания, которое студенты уделяют литературе, получаемой в научной библиотеке академии, на наш взгляд, может свидетельствовать о росте готовности обучающихся к использованию дополнительной литературы (за три года рост 73,1%) с целью расширения круга познания.
Часть обучающихся демонстрируют пассивность, указывая в качестве источника информации «от коллег», при этом доля таких студентов достаточно высока - до
45,1%. Привлекает внимание снижение популярности у студентов информации, размещенной в методическом кабинете кафедры, с 72,6 до 50,1% (рис. 4).
Снижение внимания студентов к такому источнику информации как литература, размещенная в методическом кабинете кафедры, на наш взгляд, объясняется неготовностью присутствовать в вечернее время на кафедре. Этот источник информации в значительной степени дублируется лекционным материалом и учебными пособиями, размещенными в WEB-страничке кафедры (рис. 5).
Удовлетворенность слушателей способами подачи информации и подготовкой преподавательского состава кафедры можно оценить как достаточно высокую.
Выводы
1 Анкетирование обучающихся следует рассматривать как один из эффективных методов выявления удовлетворенностью образовательным процессом при высокой активности обучающихся и адекватной организации анкетирования.
2. Обеспеченность обучающихся необходимой информацией оценивается как высокая. Лекционный материал и WEB-страничку кафедры как источник получения информации для подготовки указали от 70,1 до 80,4% респондентов.
3. Удовлетворенность студентов объемом и доступностью учебно-методической
информации на кафедре находится на достаточно высоком уровне (от 69,8 до 87,9% анкетированных отметили в анкете «да»), рост показателя составил 5,4 и 15,5% соответственно.
4. Необходимо увеличить доступность учебной информации для обучающихся.
Литература
1. Конышко, Н.А. Практическая подготовка медицинских кадров в системе высшего профессионального образования [Текст] / Н.А. Конышко // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 89-91.
2. Платонов, И.А. Методические подходы к динамической оценке формирования компетенций при компетентном подходе в процессе обучения студентов [Текст] / И.А. Платонов, Т.А. Анащенкова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 2. - С. 95-100.
3. Тестирование как форма оценки профессиональных компетенций врачей-стоматологов на циклах повышения квалификации [Текст] / В.Р. Шашмурина, Г.В. Волченкова, В.П. Загороднова [и др.] // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2013. - Т. 12, № 1. - С. 82-85.
4. Формирование профессионально значимых качеств личности студента с позиций менеджмента качества [Текст] / И.В. Отвагин, О.А. Козырев, Ю.И. Ломаченко [и др.]; под ред. И.В. Отвагина // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Формирование профессионально значимых качеств личности студента в системе высшего медицинского образования. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014. - С. 3-9.