Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ / РАФТЕРЫ / КРИЗИС / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / УСПЕШНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОРЕВНОВАНИЯХ / СПЛОЧЕННОСТЬ КОМАНДЫ / СОХРАНЕНИЕ КОНТИНГЕНТА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сытник Галина Владимировна, Ашкинази Сергей Максимович, Андреев Виталий Владимирович, Андреев Владимир Витальевич, Обвинцев Алексей Анатольевич

В статье обобщен многолетний опыт и дана оценка эффективности организации и проведения социально-психологического тренинга (СПТ) в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов тяжелоатлетов и рафтеров. Показана эффективность представленной психотехнологии, подтвержденная коэффициентом Effect Size ES = 0,77, что, по классификации Дж. Коэна свидетельствует о «высоком уровне» воздействия. Разработанная и инкорпорированная программа СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсменов» в учебнотренировочный процесс спортивного резерва опосредованно влияет на повышение результативности спортсменов на значимых соревнованиях, способствует формированию единства в команде, коммуникативной культуре, выработке ассертивного поведения в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сытник Галина Владимировна, Ашкинази Сергей Максимович, Андреев Виталий Владимирович, Андреев Владимир Витальевич, Обвинцев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF CONDUCTING SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED ATHLETES

The article summarizes many years of experience and assesses the effectiveness of the organization and conduct of socio-psychological training (SPT) in the system of training highly qualified athletes’ weightlifters and rafters. The effectiveness of the presented psychotechnology is shown, confirmed by the coefficient Effect Size ES = 0.77, which, according to the classification of J. Cohen indicates a "high level" of exposure. The developed and incorporated SPT program "Crisis sports situations as a factor of athletes' personality development" in the training process of the sports reserve indirectly affects the increase in the performance of athletes at significant competitions, contributes to the formation of unity in the team, communicative culture, the development of assertive behavior in crisis situations.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ»

ская, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 61-66.

2. Перевозкин В.М. Физическая культура как фактор развития эмоционально-волевых качеств личности студента вуза / В.М. Перевозкин // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16, № 3. - С. 840-843.

3. Актуальность оценки уровня профессиональной работоспособности обучающихся на фоне утомления средствами физической культуры / И. Ю. Пугачев, О. С. Васильченко, В. Б. Парамзин, С. В. Разновская // Современный ученый. - 2021. - № 2. - С. 123-128.

4. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232-237.

5. Третьяков A.A. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Третьяков Андрей Александрович. - Белгород, 2011. - 23 с.

REFERENCES

1. Vasilchenko, O.S., Raznovskaya, S.V., Pugachev, I.Yu. and Paramzin V.B. (2021), "Efficiency of using the modernized "sifting" method in determining the main provisions for the development of control test complexes", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 61-66.

2. Perevozkin, V.M. (2011), "Physical culture as a factor in the development of emotional and volitional qualities of a university student's personality", Bulletin of the Bashkir University, Vol. 16, No. 3, pp. 840-843.

3. Pugachev, I.Yu., Vasilchenko, O.S., Paramzin, V.B. and Raznovskaya, S.V. (2021), "The relevance of assessing the level of professional performance of students against the background of fatigue by means of physical culture", Modern scientist, No. 2, pp. 123-128.

4. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Yu. and Paramzin, V.B. (2021), "Perspective approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 232-237.

5. Tretyakov A.A. (2011), Technology for increasing the resistance of students to neuro-emotional stress in the process of educational activity using physical culture, dissertation, Belgorod.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2022

УДК 796.01:159.9

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Галина Владимировна Сытник, кандидат психологических наук, заведующий сектором, Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Виталий Владимирович Андреев, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Витальевич Андреев, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор,

и.о. ректора, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье обобщен многолетний опыт и дана оценка эффективности организации и проведения социально-психологического тренинга (СПТ) в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов тяжелоатлетов и рафтеров. Показана эффективность представленной психотехнологии, подтвержденная коэффициентом Effect Size ES = 0,77, что, по классификации Дж. Коэна свидетельствует о «высоком уровне» воздействия. Разработанная и инкорпорированная программа СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсменов» в учебно-

тренировочный процесс спортивного резерва опосредованно влияет на повышение результативности спортсменов на значимых соревнованиях, способствует формированию единства в команде, коммуникативной культуре, выработке ассертивного поведения в кризисных ситуациях.

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, высококвалифицированные спортсмены, тяжелоатлеты, рафтеры, кризис, уверенность в себе, успешное выступление на соревнованиях, сплоченность команды, сохранение контингента спортивного резерва.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p555-559

EXPERIENCE OF CONDUCTING SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED ATHLETES

Galina Vladimirovna Sytnik, the candidate ofpsychological sciences, head of sector, Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vitaly Vladimirovich Andreev, the candidate of psychological sciences, docent, Vladimir Vitalievich Andreev, the candidate ofpsychological sciences, docent,, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Acting Rector, Smolensk State University of Sport, Smolensk

Abstract

The article summarizes many years of experience and assesses the effectiveness of the organization and conduct of socio-psychological training (SPT) in the system of training highly qualified athletes' weightlifters and rafters. The effectiveness of the presented psychotechnology is shown, confirmed by the coefficient Effect Size ES = 0.77, which, according to the classification of J. Cohen indicates a "high level" of exposure. The developed and incorporated SPT program "Crisis sports situations as a factor of athletes' personality development" in the training process of the sports reserve indirectly affects the increase in the performance of athletes at significant competitions, contributes to the formation of unity in the team, communicative culture, the development of assertive behavior in crisis situations.

Keywords: socio-psychological training, highly qualified athletes, weightlifters, rafters, crisis, self-confidence, successful performance at competitions, team cohesion, preservation of the sports reserve contingent.

ВВЕДЕНИЕ

В системе подготовки спортивного резерва назрела острая необходимость психолого-педагогического сопровождения контингента занимающихся с целью решения проблемы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, а также сохранения контингента занимающихся при переходе с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства [2], о чем напрямую говорится в Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года № 2245-р [1]. В связи с этим нами была разработана и внедрена в учебно-тренировочный процесс тяжелоатлетов и рафтеров программа СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсменов» с учетом их психологических качеств и особенностей [9].

Цель исследования - обобщить опыт проведения социально-психологического тренинга в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная работа в виде проведения социально-психологического тренинга (СПТ) проводилась с 2012 г. по 2020 г. с 17 высококвалифицированными спортсменами тяжелоатлетами из СПб ГБУ СШОР силовых видов спорта имени В.Ф. Краевского, Санкт-Петербург [5] и с 14 спортсменами отделения «рафтинг» СДЮСШ ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург [8].

В учебно-тренировочный процесс экспериментальных групп была внедрена программа СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсме-

нов».

При разработке экспериментальной программы СПТ наиболее важными задачами учебно-тренировочного процесса являлись сохранить контингент занимающихся при переходе спортсменов с этапа на этап и успешное выступление на значимых соревнованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате психологического сопровождения в виде проведения СПТ со спортсменами, выявлены причины неудачных выступлений тяжелоатлетов и рафтеров на ответственных соревнованиях.

В ходе исследования выяснилось, что тяжелоатлеты перед ответственными соревнованиями часто испытывают «эмоциональное выгорание», в связи с чем происходит существенная потеря в весе, что приводит к не взятию предельных весов. Доминирующим психологическим барьером в тяжелой атлетике спортсмены указали «боязнь нулевых оценок» при неудачных попытках взятия предельных весов. Следует отметить, что тяжелоатлетам, особенно женщинам, одним специфичным психологическим барьером является «страх выхода на публику» во время соревнования. В свою очередь, тяжелоатлеты отметили такие психологические барьеры как «боязнь равных соперников», «страх перед судьями» и др. [4].

Наши наблюдения показали, что очень важно научить тяжелоатлетов технике саморегуляции, ассертивным действиям, позитивному мышлению, способности к мобилизации воли, упорству, а самое главное, уверенности в себе [3]. Именно эти целевые установки мы формировали благодаря СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсмена». В таблице показана динамика показателей психологических качеств у тяжелоатлетов экспериментальной группы в первый и в последний дни проведения СПТ в 2018 году (п=17) [7].

Таблица — Динамика показателей психологических качеств у тяжелоатлетов экспериментальной группы в первый и в последний дни проведения СПТ в 2018 году (п=17)_

Психологические качества 1 день 5 день Динамика Психологические качества 1 день 5 день Динамика

X±m X±m АХ X±m X±m АХ

Открытость 4,2±0,2 6,9±0,1 2,7 Уверенность в себе 5,3±0,2 6,8±0,1 1,5

Доброжелательность 5,4±0,2 6,9±0,2 1,5 Сознательность 5,7±0,2 6,8±0,1 1,1

Ответственность 5,6±0,2 6,9±0,1 1,3 Целеустремлённость 5,7±0,2 6,8±0,1 1,1

Конфликтность 2,3±0,1 1,1±0,1 -1,2 Тревожность 2,9±0,1 1,1±0,1 -1,8

Защищенность 4,8±0,2 6,5±0,2 1,7 Независимость 5,0±0,2 6,4±0,1 1,2

Энергичность 4,9±0,2 6,3±0,2 1,4 Общительность 5,0±0,2 6,8±0,1 1,6

Инициативность 4,9±0,2 6,5±0,2 1,6 Искренность 5,0±0,2 6,9±0,1 1,9

Выдержка 4,9±0,2 6,1±0,2 1,2 Самопознание 5,2±0,2 6,6±0,1 1,4

Примечание: Х- среднее значение; m - ошибка среднего значения.

Воздействие СПТ на тяжелоатлетов было оценено тренерами. Во-первых, 100% всего тренерского состава подтвердили целесообразность проведения СПТ (коэффициент конкордации W=1, что соответствует высокой степени согласованности мнений экспертов). При этом эффективность применения СПТ тренеры оценили на уровне 5,6±0,27 баллов по 10-бальной шкале.

Во-вторых, в анкетном опросе тренеры отметили, что в системе целостного процесса спортивной подготовки вклад психологического сопровождения в виде СПТ в общий прирост результативности у тяжелоатлетов составляет 3,6±0,17%, что в спорте высших достижений можно считать весьма серьезным приростом.

Субъективную оценку тренеров по поводу эффективности СПТ мы подтвердили расчетами коэффициента эффективности Effect Size ES. Он достиг уровня 0.77, что по классификации Дж. Коэна считается «высоким уровнем» воздействия методики.

Важно отметить, что все 17 тяжелоатлетов за период 2012-2020 гг. успешно переходили с этапа на этап спортивной подготовки и полностью сохранили свой состав [6].

Неоспоримым фактом эффективности данной программы СПТ является то, что тяжелоатлеты стали лучшими в 2018 г. и в 2019 г. на чемпионате России по тяжелой атлетике, а также завоевали 4 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали в 2019 г. на Первенстве Европы [5].

Анализ результатов анкетирования рафтеров перед началом проведения СПТ показал, что спортсмены в команде взаимодействуют на низком уровне, нет сплоченности в команде, нет общих ценностей и интересов, нет взаимовыручки и взаимозаменяемости в команде, некоторые участники тренинга указали тот факт, что не готовы бороться с трудностями и кризисными ситуациями.

В связи с этим при проведении СПТ с рафтерами нашей задачей было сплотить команду, сформировать позитивную самооценку команды, сформировать адаптивный потенциал личности, обучить спортсменов конструктивным путям выхода из различных кризисных ситуаций, выработки уверенного поведения в кризисных ситуациях.

Итогом проведенной работы с рафтерами послужило успешное выступление спортсменов на международных соревнованиях, сохранение состава и сплоченность команды.

ВЫВОДЫ

Совокупность вышеприведенных фактов позволяет утверждать, что разработанная программа СПТ опосредованно влияет на повышение результативности спортсменов на значимых соревнованиях, способствует формированию единства в команде, коммуникативной культуре, выработке ассертивного поведения в кризисных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года № 2245-р (с изменениями на 29 апреля 2021 года) // КОДЕКС : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/551494049?ysclid=l7yvn39721161413321 / (обращение: 22.09.2022 г.).

2. Особенности психологических кризисов и способы их преодоления спортсменами различных специализаций / Г.В. Сытник, С.М. Ашкинази, В В. Андреев, И.А. Воронов. - Санкт-Петербург : Издательский центр АГСПА, 2022. - 216 с.

3. Психология преодоления в спорте / В.В. Андреев, В.В. Андреев, Г.В. Сытник, С.М. Ашкинази. - Петровская академия наук и искусств. - Москва : Сам Полиграфист, 2022. - 304 с.

4. Сытник Г.В. Диагностика психологических качеств у тяжелоатлетов во время проведения социально-психологического тренинга / Г.В. Сытник, В.В. Андреев // Спортивный психолог. -

2019. - № 3 (54). - С. 60-63.

5. Сытник Г.В. Социально-психологический тренинг как современный метод психологического сопровождения для повышения уровня мастерства спортсменов тяжелоатлетов / Г. В. Сытник // Рудиковские чтения : Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения-2019», Москва, 28-29 мая 2019 года. - Москва : ГЦОЛИФК, 2019. - С. 207-210.

6. Сытник Г.В. Особенности психологических кризисов и способы их преодоления спортсменами различных специализаций : дис. ... канд. психол. наук / Сытник Галина Владимировна. Санкт-Петербург, 2020. - 326 с.

7. Сытник Г.В. Особенности психологических кризисов и способы их преодоления спортсменами различных специализаций : автореф. специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат дис. ... канд. психол. Наук / Сытник Галина Владимировна. - Санкт-Петербург,

2020. - 25 с.

8. Сытник Г.В. Социально-психологический тренинг как форма реализации практико-ориентированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении спортивного резерва / Г. В. Сытник // Спорт, Человек, Здоровье : Материалы X Международного Конгресса, посвященного 125-летию со дня создания НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 08-10 декабря 2021 года. -

Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2021. - С. 367-368.

9. Sytnik, G. Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves / G. Sytnik // Место и роль физической культуры в современном мире : сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 мая 2021 года. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2021. - С. 181186.

REFERENCES

1. Government of Russian Federation (2018), "On approval of the Concept of Sports Reserve Training in the Russian Federation until 2025 and the action plan for its implementation", Order of No. 2245-r of October 17, 2018 (as amended on April 29, 2021), available at: https://docs.cntd.ru/document/551494049?ysclid=l7yvn39721161413321/ (accessed 22.09.2022).

2. Sytnik, G., Ashkinazi, S., Andreev, V. and Voronov, I. (2022), Features of psychological crises and ways of overcoming them by athletes of various specializations, AGSPA Publishing Center, St. Petersburg.

3. Andreev, V., Andreev, V., Sytnik, G. and Ashkinazi S. (2022), Psychology of overcoming in sports, Petrovsky Academy of Sciences and Arts, Sam Polygraphist, Moscow.

4. Sytnik, G. and Andreev V. (2019), "Diagnostics of psychological qualities in weightlifters during the socio-psychological training", Sports psychologist, No. 3 (54), pp. 60-63.

5. Sytnik, G. (2019), "Socio-psychological training as a modern method of psychological support for improving the skill level of weightlifters", Materials of the XV All-Russian scientific-practical conference with international participation "Rudikov Readings-2019 ",SCOLIPE, Moscow, pp. 207-210.

6. Sytnik, G. (2020а), Features ofpsychological crises and ways of overcoming them by athletes of various specializations, dissertation, St. Petersburg.

7. Sytnik, G. (2020b), Features ofpsychological crises and ways of overcoming them by athletes of various specializations, dissertation abstract, St. Petersburg.

8. Sytnik, G. (2021a), "Socio-psychological training as a form of implementation of a practice-oriented approach in the psychological and pedagogical support of a sports reserve", Sport, man, health of the X International Congress dedicated to the 125th anniversary of the establishment of the Lesgaft National University, collection of articles and abstracts of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Polytechnich-Press, St. Petersburg, pp. 367-368.

9. Sytnik, G. (2021b). "Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves", The place and role of physical culture in the modern world, collection of articles and abstracts of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Scythia-print, St. Petersburg, pp. 181-186.

Контактная информация: galya2828@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.09.2022

УДК 159.072

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Александровна Федорова, кандидат психологических наук, доцент, Евгения Павловна Ткаченко, студент, Смоленский государственный медицинский университет,

Смоленск

Аннотация

В данной работе представлены результаты влияния нарушения межполушарного взаимодействия на уровень сформированности произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Отбор детей проводился в два этапа. На первом этапе выполнялись нейропсихологические пробы, в результате чего был проведен отбор двух групп детей: в основную группу вошли дети с нарушением межполушарного взаимодействия, в контрольную группу вошли дети с нормальным функционированием головного мозга. Так как целью данного исследования стало изучение влияния нарушения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.