Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ'

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРЕСС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич, Загузова Светлана Александровна, Иванов Дмитрий Иванович, Холин Алексей Викторович, Разновская Светлана Викторовна

Цель работы заключалась в определении степени влияния психофизических тренингов (ПФТ) на динамику психоэмоционального состояния студентов в процессе экзаменационной сессии с помощью комплексного контроля показателей артериального давления, частоты сердечных сокращений и психоэмоционального состояния. Исследования, направленные на изучение динамики психоэмоционального состояния студентов до и после проведения экзамена с помощью электропунктурной диагностики (ЭКД) по Фоллю выявили, что в стрессовых ситуациях девушки в большей степени подвержены неуправляемой напряженности и скованности. Данный факт позволил конкретизировать актуальность работы по применению комплексного контроля динамики стрессо-устойчивости студентов в процессе экзаменационной сессии и возможностью управлять своим психоэмоциональным состоянием. В работе применялись общепринятые методы педагогических исследований. В экспериментальную программу были включены физические и дыхательные упражнения, выполняемые на теоретических занятиях в аудитории в конце первого часа (микро-ПФТ -1мин ) и в конце учебной пары (макро-ПФТ - 3 мин), а так же на практических занятиях при выполнении контрольных нормативов, методических заданий и для восстановления сердечнососудистой, дыхательной и мышечной системы. Исследование проводилось в течение первого семестра. Сравнивались показатели АД, ЧСС в покое и под воздействием нагрузки, показатели теста САН у 15 девушек экспериментальной и 26 юношей контрольной группы при поступлении и в процессе первой экзаменационной сессии. Достоверно значимые различия в контрольных показателях функционального и психоэмоционального состояния (ЧСС и САД - под влиянием физической нагрузки, САД в покое и САН), наблюдаемые при сдаче отдельного экзамена и после экзаменационной сессии, позволяют говорить об оптимизации адаптационных возможностей студентов к образовательной деятельности в целом и повышению стрессоустойчивости их организма в период экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич, Загузова Светлана Александровна, Иванов Дмитрий Иванович, Холин Алексей Викторович, Разновская Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE CONTROL OF THE DYNAMICS OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS OFPHYSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE EXAMINATION SESSION

The purpose of the work was to determine the degree of influence of psychophysical training (PFT) on the dynamics of the psycho-emotional state of students during the examination session using a comprehensive monitoring of blood pressure, heart rate and psycho-emotional state. Studies aimed at studying the dynamics of the psycho-emotional state of students before and after the exam using electropuncture diagnostics (ECD) according to Voll revealed that in stressful situations, girls are more prone to uncontrollable tension and stiffness. This fact made it possible to specify the relevance of the work on the application of a comprehensive control of the dynamics of students' stress resistance during the examination session and the ability to manage their psycho-emotional state. The generally accepted methods of pedagogical research were used in the work. The experimental program included physical and breathing exercises performed in theoretical classes in the classroom at the end of the first hour (micro-PFT - 1 min) and at the end of the training pair (macro-PFT - 3 min), as well as in practical classes when performing control standards, methodological tasks and for the restoration of the cardiovascular, respiratory and muscular systems. The study was conducted during the first semester. The indicators of blood pressure, heart rate at rest and under the influence of the load, the indicators of the SAM (state of health-activity-mood) test were compared in 15 girls of the experimental and 26 boys of the control group at admission and during the first examination session. Reliably significant differences in the control indicators of the functional and psycho-emotional state (HR and SBP - under the influence of physical activity, SBP at rest and SAM (state of health-activity-mood)), observed during the passing of a separate exam and after the examination session, allow us to talk about the optimization of students' adaptive capabilities to educational activities in general and increasing the stress resistance of their body during the examination session.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ»

zations", Petersburgpsychological journal, No. 3, pp. 112-133.

Контактная информация: protsukovich@bgpu.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2022

УДК 159.9.07

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Загузова, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов; Дмитрий Иванович Иванов, кандидат педагогических наук, Алексей Викторович Холин, старший преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова, Краснодар; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация

Цель работы заключалась в определении степени влияния психофизических тренингов (ПФТ) на динамику психоэмоционального состояния студентов в процессе экзаменационной сессии с помощью комплексного контроля показателей артериального давления, частоты сердечных сокращений и психоэмоционального состояния. Исследования, направленные на изучение динамики психоэмоционального состояния студентов до и после проведения экзамена с помощью электро-пунктурной диагностики (ЭКД) по Фоллю выявили, что в стрессовых ситуациях девушки в большей степени подвержены неуправляемой напряженности и скованности. Данный факт позволил конкретизировать актуальность работы по применению комплексного контроля динамики стрессо-устойчивости студентов в процессе экзаменационной сессии и возможностью управлять своим психоэмоциональным состоянием. В работе применялись общепринятые методы педагогических исследований. В экспериментальную программу были включены физические и дыхательные упражнения, выполняемые на теоретических занятиях в аудитории в конце первого часа (микро-ПФТ -1мин ) и в конце учебной пары (макро-ПФТ - 3 мин), а так же на практических занятиях при выполнении контрольных нормативов, методических заданий и для восстановления сердечнососудистой, дыхательной и мышечной системы. Исследование проводилось в течение первого семестра. Сравнивались показатели АД, ЧСС в покое и под воздействием нагрузки, показатели теста САН у 15 девушек экспериментальной и 26 юношей контрольной группы при поступлении и в процессе первой экзаменационной сессии. Достоверно значимые различия в контрольных показателях функционального и психоэмоционального состояния (ЧСС и САД - под влиянием физической нагрузки, САД в покое и САН), наблюдаемые при сдаче отдельного экзамена и после экзаменационной сессии, позволяют говорить об оптимизации адаптационных возможностей студентов к образовательной деятельности в целом и повышению стрессоустойчивости их организма в период экзаменационной сессии.

Ключевые слова: учебный процесс, стресс, психоэмоциональное состояние, психофизические тренинги, адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p551-555

COMPREHENSIVE CONTROL OF THE DYNAMICS OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS OF PHYSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE

EXAMINATION SESSION Igor Yuryevich Pugachev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Alexan-drovna Zaguzova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Derzhavin Tambov State

University, Dmitriy Ivanovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, Aleksey Viktorovich Kholin, the senior teacher, Krasnodar Higher Military Aviation Pilot School

named after A.K. Serov, Svetlana Viktorovna Raznovskaya, the candidate of biological sciences, Petrozavodsk State University

Abstract

The purpose of the work was to determine the degree of influence of psychophysical training (PFT) on the dynamics of the psycho-emotional state of students during the examination session using a comprehensive monitoring of blood pressure, heart rate and psycho-emotional state. Studies aimed at studying the dynamics of the psycho-emotional state of students before and after the exam using elec-tropuncture diagnostics (ECD) according to Voll revealed that in stressful situations, girls are more prone to uncontrollable tension and stiffness. This fact made it possible to specify the relevance of the work on the application of a comprehensive control of the dynamics of students' stress resistance during the examination session and the ability to manage their psycho-emotional state. The generally accepted methods of pedagogical research were used in the work. The experimental program included physical and breathing exercises performed in theoretical classes in the classroom at the end of the first hour (micro-PFT - 1 min) and at the end of the training pair (macro-PFT - 3 min), as well as in practical classes when performing control standards, methodological tasks and for the restoration of the cardiovascular, respiratory and muscular systems. The study was conducted during the first semester. The indicators of blood pressure, heart rate at rest and under the influence of the load, the indicators of the SAM (state of health-activity-mood) test were compared in 15 girls of the experimental and 26 boys of the control group at admission and during the first examination session. Reliably significant differences in the control indicators of the functional and psycho-emotional state (HR and SBP - under the influence of physical activity, SBP at rest and SAM (state of health-activity-mood)), observed during the passing of a separate exam and after the examination session, allow us to talk about the optimization of students' adaptive capabilities to educational activities in general and increasing the stress resistance of their body during the examination session.

Keywords: educational process, stress, psychoemotional state, psychophysical trainings, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная деятельность студентов физкультурных вузов представляет собой напряжённую методическую, техническую и теоретическую подготовку на базе не всегда достаточно сформированных первоначальных навыков по избранной специализации, но, как правило, с минимальной физической загруженностью в современных условиях образовательной деятельности. Подобная деятельность проходит на фоне повышенного нервно-эмоционального напряжения, приводит к быстрой утомляемости и снижению работоспособности, особенно в период экзаменационных сессий. В настоящее время вопрос соблюдения правильного режима образовательной деятельности в контексте восстановления нервно-эмоционального состояния, а также повышения функциональных резервов приобретает особую актуальность [2].

В исследованиях, направленных на изучение динамики показателей функционального состояния организма студентов до и после проведения экзамена с помощью элек-тропунктурной диагностики по Фоллю, выявил, что у обучающихся-девушек уровень электропроводимости кожного покрова в определенной точке после экзамена снижается до нижней границы нормы, а у юношей остается в пределах нормы, что говорит о том, что, психоэмоциональный стресс вызывает неблагоприятные изменения в большей степени у девушек. При большом эмоциональном возбуждении изменяется частота пульса, ритм дыхания, соотношение между фазами вдоха и выдоха. Эти соотношения обычно соответствуют определенным эмоциональным состояниям. Так обычно в нормальном состоянии у человека время вдоха составляет примерно 40%, а время выдоха и паузы 60% всего дыхательного акта, при возбуждении - наоборот. Для снижения возбудимости среди прочих мер следует произвольно устанавливать спокойное дыхание с более продолжительным выдохом, что позволит значимо снизить общее эмоциональное возбуждение [3].

Кроме этого, многочисленные исследования показали положительное влияние сформированных в процессе учебных занятий умений выполнять приемы и действия мышечной релаксации, самоконтроля эмоционального состояния в сочетании с самомас-

сажем и саморегуляцией дыхания для оптимизации эмоциональной и нервно-психической устойчивости обучаемых в стрессовых ситуациях [1, 4, 5].

Гипотеза исследований заключалось в предположении о том, что формирование навыков использования специальных упражнений для оптимизации психоэмоционального состояния и их использования в микро и макро психофизических тренажах повысят уровень адаптационных возможностей студентов к образовательной деятельности в целом, что позволит повысить стрессоустойчивость организма в период экзаменационной сессии.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников по изучаемой проблеме; методика диагностирования психоэмоционального состояния (САН), артериального давления (САД и ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС); педагогический эксперимент и математические методы обработки полученных результатов. В экспериментальную программу были включены физические и дыхательные упражнения, выполняемые на теоретических занятиях в аудитории в конце первого часа микро-ПФТ - 1мин и макро-ПФТ -3 мин в конце учебной пары, а также на практических занятиях при выполнении контрольных нормативов, методических заданий и для восстановления сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы. Кроме этого, рекомендовались физические упражнения на развитие кардио-респираторной системы организма не менее трех раз в неделю в виде самостоятельной тренировки по индивидуальному плану или секционной работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В процессе теоретического анализа и экспериментальных исследований выявлены и подтверждены условия для начала выполнения комплекса упражнений с целью оптимизации нервно-психического и эмоционального состояния обучающихся, которые включили в себя три признака - эмоциональное возбуждение, нарушение ритмичности и глубины дыхания, непроизвольное напряжение мышц и развитие внутренней скованности. В период первоначального формирования навыка выполнения этих упражнений необходимо акцентировать внимание именно на определение начала их выполнения исходя их вышеперечисленных признаков.

Исходя из анализа первоначальных данных функционального и психоэмоционального состояния юношей и девушек (таблица 1) выявлены сравнительно адекватные результаты изучаемых показателей, характерные для данных половозрастных категорий.

Таблица 1 - Результаты показателей функционального и психоэмоционального состояния в КГ и ЭГ до начала и после экзаменационной сессии_

№ Показатели КГ (юноши-п=26) ЭГ (девушки-п=15)

До (х±т) После (х±т) Р До (х±т) После (х±т) Р

1 ЧСС (уд/мин) 68,0±1,1 68,2±0,9 - 70,0±0,78 68,9 ±1,29 -

2 ЧСС /под нагр. (уд./мин) 87,6±1,15 88,0±0,9 - 89,06±0,99 84,7±1,5 Р<0,05

3 САД(мм.рт.ст) 117,8±1,1 118,0±1,5 - 117,6±1,08 110,6±1,4 Р<0,05

4 ДАД (мм.рт.ст) 74,6±1,07 72,6±1,1 - 75,33±1,33 74±1,31 -

5 САД /после нагр(мм.рт.ст) 130,0±1,2 127,8±1,5 - 127,6 ±1,08 120,6±1,7 Р<0,05

6 ДАД /после нагр (мм.рт.ст) 66,1±0,92 65,0±0,8 - 68,33±1,16 65,6±1,88 -

7 САН (усл.ед) 6,15±0,11 6,29±0,1 - 5,6±0,15 6,13±0,09 Р<0,05

Выбор данных показателей был обусловлен тем, что по данным профессоров Б.В. Ендальцева и А.А. Нестерова они могут свидетельствовать о степени адаптированности организма к различным факторам природной среды и профессиональной деятельности.

Динамика результатов исследования функционального психоэмоционального состояния девушек показала, что к концу эксперимента произошли достоверно-положительные сдвиги практически по всем изучаемым параметрам. Данное обстоятель-

ство свидетельствует в пользу разработанной нами технологии на начальном этапе образовательной деятельности девушек. Причём, если учитывать мнение известных физиологов В.П. Загрядского и З.К. Сулимо-Самуйло, то значимые сдвиги в функциональном состоянии говорят о том, что сформировавшиеся в организме функциональные резервы способствуют ускорению формирования прочных адаптационных механизмов, способствующих эффективной деятельности в условиях первоначального обучения и воспитания. Экспериментальная технология целенаправленного внедрения определенных комплексов двигательной активности плавно адаптирует функциональные системы женского организма к трудностям обучения за счет постепенного увеличения физиологических резервов активизации мыслительных процессов при интеллектуальной деятельности, что повышает возможности овладении учебным материалом (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика показателей «САН» девушек (ЭГ) в начале эксперимента, перед сессией и по окончании сессии

№ Показатели (усл.ед) Экспериментальная группа (девушки-п=15)

В начале семестра (х±т) До сессии (х±т) После сессии (х±т) Р

1 САН 6,07±0,15 5,6±0,15* 6,13±0,09* Р<0,05

2 Самочувствие 5,99±0,28 5,8±0,25 6,1±0,2 -

3 Активность 5,80±0,34 5,3±0,24* 6,0±0,12* Р<0,05

4 Настроение 6,42±0,14* 5,8±0,13* 6,3±0,12* Р<0,05

Примечание: * - достоверность различий значения.

В результате анализа динамики психоэмоционального состояния девушек экспериментальной группы мы видим, что к концу первого семестра общий уровень психологического состояния немного ниже (5,6 баллов), что говорит об их адаптации к жизнедеятельности и к учебному процессу. Это подтверждается третьим тестированием, результаты которого стали выше по всем категориям по сравнению со вторым, и сравнялись с первым тестированием, в котором психологическое состояние было обусловлено поступлением и желанием показать максимальные результаты во всех сферах жизнедеятельности.

Дополнительно был проведен анализ результатов изменения ЧСС и артериального давления, взятых выборочно у девушек (ЭГ) до и после сдачи отдельного экзамена, перед которым им напоминалось о выполнении дыхательных упражнений и элементов самомассажа. Результаты вошли в промежуток, который соответствовал показателям выполняемых до начала экзаменационной сессии и после - под воздействием физической нагрузки. Так, после выполнения упражнений до захода в аудиторию и после выхода средний показатель у трех девушек составил: САД - 121,3 / 120,7 мм. рт. ст.; ДАД -70,3/69,47 мм. рт. ст.; ЧСС - 85,36/84,17 уд. мин. По проведенному опросу остальных девушек выяснилось, что им удавалось контролировать свое состояние за счет подавления панических мыслей с помощью нескольких дыхательных упражнений и массированием биологически активных точек, но только после того, как они вспоминали о них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенные исследования показали, что формирование своевременного навыка выполнения приемов и действий мышечной релаксации, самоконтроля эмоционального состояния в сочетании с самомассажем и саморегуляцией дыхания для оптимизации эмоциональной и нервно-психической устойчивости обучающихся в стрессовых ситуациях учебного процесса позволяет говорить об оптимизации адаптационных возможностей студентов к образовательной деятельности в целом и повышению стрессо-устойчивости их организма в период экзаменационной сессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эффективность применения модернизированного метода "просеивания" в определении основных положений разработки комплексов контрольных тестов / О.С. Васильченко, С.В. Разнов-

ская, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 61-66.

2. Перевозкин В.М. Физическая культура как фактор развития эмоционально-волевых качеств личности студента вуза / В.М. Перевозкин // Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. 16, № 3. - С. 840-843.

3. Актуальность оценки уровня профессиональной работоспособности обучающихся на фоне утомления средствами физической культуры / И. Ю. Пугачев, О. С. Васильченко, В. Б. Парамзин, С. В. Разновская // Современный ученый. - 2021. - № 2. - С. 123-128.

4. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232-237.

5. Третьяков A.A. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Третьяков Андрей Александрович. - Белгород, 2011. - 23 с.

REFERENCES

1. Vasilchenko, O.S., Raznovskaya, S.V., Pugachev, I.Yu. and Paramzin V.B. (2021), "Efficiency of using the modernized "sifting" method in determining the main provisions for the development of control test complexes", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 61-66.

2. Perevozkin, V.M. (2011), "Physical culture as a factor in the development of emotional and volitional qualities of a university student's personality", Bulletin of the Bashkir University, Vol. 16, No. 3, pp. 840-843.

3. Pugachev, I.Yu., Vasilchenko, O.S., Paramzin, V.B. and Raznovskaya, S.V. (2021), "The relevance of assessing the level of professional performance of students against the background of fatigue by means of physical culture", Modern scientist, No. 2, pp. 123-128.

4. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Yu. and Paramzin, V.B. (2021), "Perspective approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 232-237.

5. Tretyakov A.A. (2011), Technology for increasing the resistance of students to neuro-emotional stress in the process of educational activity using physical culture, dissertation, Belgorod.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2022

УДК 796.01:159.9

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Галина Владимировна Сытник, кандидат психологических наук, заведующий сектором, Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Виталий Владимирович Андреев, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Витальевич Андреев, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор,

и.о. ректора, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье обобщен многолетний опыт и дана оценка эффективности организации и проведения социально-психологического тренинга (СПТ) в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов тяжелоатлетов и рафтеров. Показана эффективность представленной психотехнологии, подтвержденная коэффициентом Effect Size ES = 0,77, что, по классификации Дж. Коэна свидетельствует о «высоком уровне» воздействия. Разработанная и инкорпорированная программа СПТ «Кризисные спортивные ситуации как фактор развития личности спортсменов» в учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.