Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕТОДА "ПРОСЕИВАНИЯ" В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕТОДА "ПРОСЕИВАНИЯ" В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД "ПРОСЕИВАНИЯ" / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ВУЗЫ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильченко Ольга Сергеевна, Разновская Светлана Викторовна, Пугачев Игорь Юрьевич, Парамзин Вячеслав Борисович

Цель работы заключалась в теоретико-экспериментальном обосновании основных положений определения контрольных тестов в циклических видах спорта на основе модернизации метода «просеивания», заключающегося в биометрическом поэтапном сравнении данных множественных и частных коэффициентов корреляции на примере обучающихся различных курсов физкультурного вуза. Актуальность рассматриваемой темы возникает в процессе проверки физической подготовленности обучающихся в связи с тем, что проводимые контрольные упражнения направлены на определение уровня развития физических качеств и не учитывают реакцию психофизиологических и функциональных систем на их выполнение, а также объем резервов жизненно важных кондиций организма для осознания дальнейшей возможности поддержания умственной и физической работоспособности человека в образовательном процессе на должном уровне. Методика и организация исследований направлена на обоснование положений разработки комплексов контрольных тестов для определения уровня физического состояния с возможностью перераспределения степени значимости физических качеств на этапах обучения студентов. К исследованию привлекалось 90 студентов в возрасте 17-24 лет, из них - 12 действующих мастеров спорта и 26 кандидатов в мастера спорта по циклическим видам. Испытуемые тестировались по психофизическим параметрам и степени сформированности профессиональных компетенций. В результате исследований выявлены основные положения для разработки комплексов контрольных тестов: рекомендованная схема применения биометрических методов «просеивания» - «одномерный и двухмерный анализы - группировка признаков - многомерные анализы»; процессуальными критериями контрольных тестов должно являться перераспределение степени значимости физических качеств на этапах обучения: на первом курсе - аэробная выносливость, на втором курсе - скоростная выносливость, на третьем курсе - скоростно-силовые способности, на четвертом курсе - кардиоваскулярная выносливость; в структуре физической готовности обучающихся, специализирующихся в циклических видах спорта, доминирующую позицию занимает компонент «функционального состояния организма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильченко Ольга Сергеевна, Разновская Светлана Викторовна, Пугачев Игорь Юрьевич, Парамзин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE MODERNIZED METHOD OF "SEEDING" IN DETERMINING THE BASIC PROVISIONS OF DEVELOPMENT OF COMPLEXES OF CONTROL TESTS

The purpose of the work was to theoretically and experimentally substantiate the main provisions for determining control tests in cyclic sports based on the modernization of the "sifting" method, which consists in biometric step-by-step comparison of the data of multiple and partial correlation coefficients, using the example of students of various courses of a physical education institution. The relevance of the topic under consideration arises in the process of checking the physical fitness of university students in connection with the fact that the control exercises are aimed at determining the level of development of physical qualities and do not take into account the reaction of psychophysiological and functional systems to their implementation, as well as the volume of reserves of vital body conditions for understanding further the ability to maintain the mental and physical performance of a person in the educational process at the proper level. The methodology and organization of research is aimed at substantiating the provisions for developing complexes of control tests to determine the level of physical condition with the possibility of redistributing the degree of importance of physical qualities at the stages of student learning. The study involved 90 students aged 17-24 years, including 12 active masters of sports and 26 candidates for masters of sports in cyclic types. The subjects were tested according to the parameters of psychophysical conditions and the degree of formation of professional competencies. As a result of the research, the main provisions for the development of complexes of control tests were revealed: the recommended scheme for the use of biometric methods of "sifting" - "one-dimensional and two-dimensional analyzes grouping of signs multidimensional analyzes"; the procedural criteria of control tests should be the redistribution of the degree of importance of physical qualities at the stages of training: in the first year - aerobic endurance; in the second year - speed endurance; in the third year - speed-strength abilities; in the fourth year - cardiovascular endurance; in the structure of physical readiness of students specializing in cyclic sports, the dominant position is occupied by the component of the "functional state of the body".

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕТОДА "ПРОСЕИВАНИЯ" В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ»

bioenergetics of muscular activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 240-248.

9. Tambovtseva, R.V. (2014), "Characteristics of typological and individual characteristics of the energy supply of muscular activity in children of the 1st and 2nd stages of puberty", New Research, No. 2 (39), pp. 4-14.

10. Krivolapchuk, I.A., Melnikov, D.V., Chernova, M.B., Vasilyeva, R.M. (2021), "Typological features of the energy supply of muscle activity in girls and boys 9-10 years old", Human. Sport. Medicine, Vol. 21, No. 1, pp. 14-22.

11. Kolimechkov, S. (2017, "Physical fitness assessment in children and adolescents: а systematic review", European Journal of Physical Education and Sport Science, Vol. 3 (4), pp. 65-78.

12. Birat, A., Bourdier, P., Piponnier, E., Blazevich, A.J, Maciejewski, H., Duche, P. and Ratel, S. (2018), "Metabolic and Fatigue Profiles Are Comparable Between Prepubertal Children and Well-Trained Adult Endurance Athletes", Front Physiol., Vol. 24, No. 9, pp. 387.

13. Krug, S., Worth, A., Finger, J.D., Damerow, S., Manz, K. (2019), "Motorische Leistungsfähigkeit 4 bis 10 jähriger Kinder in Deutschland: Ergebnisse aus KiGGS Welle 2 und Trends", Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz, Vol. 62 (10), pp. 1242-1252.

14. Sothmann, M.S. (2006), "The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training", Psychobiology of physical activity/ Eds. E.O. Acevedo and P. Ekkekakis, Human Kinetics Publishers, Champaign, pp. 152-154.

15. Bull, F.C., Al-Ansari, S.S., Biddle, S., Borodulin, K., et al (2020), "World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior", Br J Sports Med., Vol. 54 (24), pp. 1451-1462.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Стйтья пвступилй в редйкцию 25.09.2021

УДК 796:378.14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕТОДА «ПРОСЕИВАНИЯ» В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Ольга Сергеевна Васильченко, стйрший препвдивйтель, Кубйнский гйсудйрственный университет физическйй культуры, спвртй и туризмй, г. Kpamodap; Светлана Викторовна Разновская, кйндидйт бивлвгических нйук, Петрйзйвйдский гйсудйрственный университет; Игорь Юрьевич Пугачев, кйндидйт пед^йгических нйyк, дйцент, Тймбoвcкий гocyдйpcmвeнный университет имени Г. Р. Дepжйвинй; Вячеслав Борисович Парамзин, кйндидйт neдйгoгичecких нйyк, дoцeнт, Кpйcнoдйpcкoe высшее вoeннoe училище им. ге-

нepйлй üpmuu С.М. Штеменko

Аннотация

Цль pa6oTbi 3arnK>4anacb в тeoрeтикo-экcпeримeнтaльнoм o6ocHOBaHm ochobhmx пoлoжe-ний oпрeдeлeния контрольных TecTOB в цикличecких видaх cnopra Ha ocHOBe мoдeрнизaции Meresa «npocemaHHA», зaключaющeгocя в 6rnMeTprnecKoM mMTanHoM cpaBHeHm дaнных MH^eciBeHHbix и 4acTHbix кoэффициeнтов кoppeляции Ha пpимepe oбyчaюшихcя paзличных куртов физкyльтypнoгo By3a. Актyaльнocть paccмaтpивaeмoй TeMbi вoзникaeт в npo^cce пpoвepки физичecкoй шдготов-лeннocти oбyчaюшихcя в cвязи c TeM, что пpoвoдимbIe кoшpoльнbIe yпpaжнeния нaпpaвлeнbI Ha oпpeдeлeниe ypoвня paзвития физичecких кaчecтв и He yчитывaют peaкцию пcихoфизиoлoгичecких и фyнкциoнaльнbIх c^TeM Ha их вbmoлнeниe, a Ta^e oбъeм peзepвoв жизнeннo вaжнbIх кoндиций opгaнизмa для ocoзнaния дaльнeйшeй вoзмoжнocти пoддepжaния yмcтвeннoй и физичecкoй pa6oTo-cпocoбнocти чeлoвeкa в oбpaзoвaтeльнoм пpoцecce Ha дoлжнoм ypoвнe. Мeтодикa и opгaнизaция иccлeдoвaний нaпpaвлeнa Ha oбocнoвaниe пoлoжeний paзpaбoтки кoмплeкcoв кoшpoльнbIх тecтов для oпpeдeлeния ypoвня физичecкoгo cocтояния c вoзмoжнocтью пepepacпpeдeлeния cтeпeни 3Ha-чимocти физичecких кaчecтв Ha этaпaх oбyчeния cтyдeнтов. К иccлeдoвaнию пpивлeкaлocь 90 cry-дeнтов в вoзpacтe 17-24 лeт, из них - 12 дeйcтвyк>щих мacтepoв raopTa и 26 кaндидaтов в Macrepa cпopтa пo цикличecким видaм. HcübnyeMbie тecтиpoвaлиcь пo пcихoфизичecким пapaмeтpaм и cTe-

пени сформированности профессиональных компетенций. В результате исследований выявлены основные положения для разработки комплексов контрольных тестов: рекомендованная схема применения биометрических методов «просеивания» - «одномерный и двухмерный анализы ^ группировка признаков ^ многомерные анализы»; процессуальными критериями контрольных тестов должно являться перераспределение степени значимости физических качеств на этапах обучения: на первом курсе - аэробная выносливость, на втором курсе - скоростная выносливость, на третьем курсе - скоростно-силовые способности, на четвертом курсе - кардиоваскулярная выносливость; в структуре физической готовности обучающихся, специализирующихся в циклических видах спорта, доминирующую позицию занимает компонент «функционального состояния организма».

Ключевые слова: метод «просеивания», физическое состояние, обучающиеся, физкультурные вузы, циклические виды спорта, контрольные тесты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p61-66

EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE MODERNIZED METHOD OF "SEEDING" IN DETERMINING THE BASIC PROVISIONS OF DEVELOPMENT OF COMPLEXES OF CONTROL TESTS

Olga Sergeevna Vasilchenko, the senior teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Svetlana Viktorovna Raznovskaya, the candidate of biological sciences, Petrozavodsk State University; Igor Yuryevich Pugachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Derzhavin Tambov State University, Tambov; Vyacheslav Borisovich Paramzin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S.M. Shtemenko

Abstract

The purpose of the work was to theoretically and experimentally substantiate the main provisions for determining control tests in cyclic sports based on the modernization of the "sifting" method, which consists in biometric step-by-step comparison of the data of multiple and partial correlation coefficients, using the example of students of various courses of a physical education institution. The relevance of the topic under consideration arises in the process of checking the physical fitness of university students in connection with the fact that the control exercises are aimed at determining the level of development of physical qualities and do not take into account the reaction of psychophysiological and functional systems to their implementation, as well as the volume of reserves of vital body conditions for understanding further the ability to maintain the mental and physical performance of a person in the educational process at the proper level. The methodology and organization of research is aimed at substantiating the provisions for developing complexes of control tests to determine the level of physical condition with the possibility of redistributing the degree of importance of physical qualities at the stages of student learning. The study involved 90 students aged 17-24 years, including 12 active masters of sports and 26 candidates for masters of sports in cyclic types. The subjects were tested according to the parameters of psychophysical conditions and the degree of formation of professional competencies. As a result of the research, the main provisions for the development of complexes of control tests were revealed: the recommended scheme for the use of biometric methods of "sifting" - "one-dimensional and two-dimensional analyzes grouping of signs multidimensional analyzes"; the procedural criteria of control tests should be the redistribution of the degree of importance of physical qualities at the stages of training: in the first year - aerobic endurance; in the second year - speed endurance; in the third year - speed-strength abilities; in the fourth year - cardiovascular endurance; in the structure of physical readiness of students specializing in cyclic sports, the dominant position is occupied by the component of the "functional state of the body".

Keywords: sifting method, physical condition, students, physical culture universities, cyclic sports, control tests.

ВВЕДЕНИЕ

В образовательной системе вуза, проверка и оценка уровня развития физических и специальных качеств происходит в рамках педагогического контроля, который осуществляется не только в процессе наблюдения, но и фиксацией результатов выполнения контрольных упражнений. Данный подход не в полной мере отражает общее физическое со-

стояние обучаемых, их готовность к поэтапным постоянно возрастающим требованиям учебного процесса, к их умственной и физической работоспособности [1, 4]. Практические нормативы и результаты их выполнения не в полной мере учитывают реакцию сердечно-сосудистой, иммунной, буферной, парасимпатической и симпатической нервной системы студентов [2, 6], а также в дальнейшем не способствуют эффективно справляться с умственными и физическими нагрузками образовательного процесса. Актуальность работы заключалась в разработке контрольных тестов, определяющих общее физическое состояние и здоровье обучающегося в целом.

Технологической основой инновации определения контрольных тестов по циклическим видам при многомерной биометрической интерпретации представлялось совершенствование процедуры квалиметрического «просеивания» [3, 5]. Её содержание состоит в том, что анализу и синтезу подвергались сравнительные значения коэффициентов частной и множественной (Я) корреляций с изоляцией не более двух элементов массива показателей, в контексте того, что нейтрализация добавочных структурных величин весомо уменьшает связь зависимостей переменных факторов от линейной закономерности распределения в силу увеличения влияния разнонаправленных криволинейных отношений. В этой связи целью работы являлось теоретико-экспериментальное обоснование инновационной технологии определения контрольных тестов в циклических видах спорта на примере обучающихся в физкультурном вузе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования включала психолого-педагогическое наблюдение, изучение библиографических материалов, педагогический анализ и обобщение, контент-анализ, проверку и оценку физического состояния, методы моделирования и биометрии, квалиметрию, физиологическую кибернетику, математико-статистическую обработку экспериментальных данных, верификационный анализ.

К исследованию привлекалось 90 студентов в возрасте 17-24 лет, из них - 12 действующих мастеров спорта и 26 кандидатов в мастера спорта по циклическим видам. Испытуемые тестировались по параметрам психофизических кондиций и степени сформи-рованности профессиональных компетенций (рейтинг, успеваемость по базовым дисциплинам профиля подготовки, парное сравнение и экспертная оценка). В данные рейтинга включались также результаты, достигнутые на соревнованиях разного уровня по циклическим видам спорта. Коэффициенты конкордации с доверительным интервалом 95% соответствовали значениям 0,76-0,85. Все исследуемые показатели «внешнего критерия» на каждого обучающегося были переведены в «интегральный показатель» профессиональной деятельности, который дифференцировался в 9-ти балльную оценочную шкалу. Экспериментальные данные тестирования были подвергнуты одномерному математико-биометрическому изучению. Достоверность различий между признаками определялась по параметрическим критериям Фишера (Б) и Стьюдента (1).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Интерпретация данных позволила установить, что параметры физического состояния в обеих группах не имеют достоверных различий какого-либо показателя по критерию Стьюдента (таблица 1). Коэффициенты вариации исследуемых элементов колебались от 3,33% до 17,9%, за исключением вариативности значений индекса Пинье (в усл.ед.), у которого разброс колебался от 25,28% до 46,4%.

По критерию Фишера достоверные отличия зафиксированы лишь в значениях пробы Штанге и «жизненной ёмкости лёгких». Более вариативные данные тестирования при этом отмечены у наиболее профессионально подготовленных студентов. Видимо, респираторная система у «наиболее подготовленных» обучаемых является наиболее вариативной. Параметры сердечного ритма, исследуемые с помощью специального измерителя

«И1II1-01 ВМедА», у лучших обучающихся пришли в норму после данных нагрузок быстрее, однако различия в дискриминантных группах были не достоверны. Разница восстановления пульса, индекса напряжения регуляторных систем и вегетативного показателя ритма в группах составила 2,7-5,9%.

Таблица 1 - Фрагмент результатов сравнительного одномерного статистического анализа показателей физической готовности студентов физкультурных вузов_

Дискриминантные группы испытуемых Достоверность различий

Изучаемые показатели Наиболее проф. Наименее проф. t - критерий Довер. F - критерий Довер.

подготовленные ( X ± m ) подготовленные (X ± m ) интервал (р) инте-вал (Р )

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 15,4±0,5 14,9±0,4 0,78 - 1,75 -

Бег на 100 м (с) 13,5±0,15 13,4±0,1 0,55 - 1,68 -

Бег на 1 км (с) 210,0±3,2 213,5±2,1 0,91 - 1,77 -

Плавание на 100 м в/с (с) 102,2±4,1 100,1±4,3 0,35 - 1,06 -

ЧСС в покое (уд. /мин) 64,1±1,4 67,3±1,8 1,4 - 1,08 -

АД систолическое (мм рт.ст.) 119,2±1,0 119,1±1,2 0,04 - 1,54 -

АД диастолическое (мм рт.ст.) 71,3±1,2 70,2±1,1 0,63 - 1,28 -

Проба Штанге (с) 117,9±3,8 121,5±1,7 0,86 - 2,32 0,05

Проба Генчи (с) 79,6±2,0 77,4±1,8 0,81 - 1,51 -

3-х минутный степ-тест (усл.ед.) 109,3±2,9 108,4±2,7 0,22 - 1,14 -

Психофизиологические функции по

методике теппинг-тест:

- подвижность неиро-моторного аппарата (кол-во реакций); 52,9±5,1 49,3±4,9 0,5 - 1,09 -

- производительность (кол-во реакций) 326,4±7,8 330,1±6,2 0,37 - 1,76 -

Рост стоя (см) 176,5±2,0 175,3±1,4 0,46 - 2,11 -

Вес тела (кг) 78,5±1,5 79,2±1,7 0,3 - 1,28 -

ЖЭЛ (л) 4,7±0,2 4,6±0,09 0,25 - 2,40 0,05

Кистевая динамометрия - среднее значение рук (кг) 78,5±2,4 79,4±2,1 0,28 - 1,5 -

Дальнейшее применение в биометрическом методе «просеивания» поэтапного сравнения данных множественных и частных коэффициентов парной корреляции Бравэ-Пирсона позволило уточнить наиболее важные показатели физической готовности обучаемых, такие как кардиореспираторная и сердечно-сосудистая системы, дифференцированные управляющие механизмы моторной деятельности, функции - внимания, памяти и мышления, общая выносливость, скоростно-силовые способности, анатомические показатели мышечно-весового баланса.

Результаты парной корреляции указывают на весомость внутренних факторов здоровья, обеспечивающих оптимальный результат в циклических упражнениях. Это дает перспективную информацию для научного обоснования требований к «шкалированию» и «агрегированию» контрольных тестов.

Идентичная процедура была применена в корреляционном анализе интегрального компонента физической готовности обучающихся 1-4-х курсов методом «среза» с блоком показателей структуры их физической подготовленности. Применяемый метод позволил выявить реальное воздействие действующего Федерального государственного стандарта и «Типовых образовательных программ» физкультурных вузов на современном этапе по формированию физической готовности студентов к деятельности.

Интерпретация степени значимости анализируемых показателей ориентировалась на характер упражнений и сопутствующую при этом интенсивность нагрузки, и кислородный долг. Процессуальными критериями более весомых контрольных тестов в ходе перекрёстной адаптации организма является следующее перераспределение степени значимости физических качеств на этапах обучения: на первом курсе - аэробная выносливость (бег на 5000 м, лыжная гонка на 10 км); на втором курсе - скоростная выносливость

(бег на 400 м); на третьем курсе - скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, поднимание прямых ног к перекладине за 10 с, прыжок в высоту с места, комплексное силовое упражнение); на четвертом курсе - кардиоваскулярная выносливость (12-ти минутный тест Купера).

ВЫВОДЫ

Таким образом, эффективность применения модернизированного метода «просеивания» в определении основных положений разработки комплексов контрольных тестов заключается в использовании трехэтапного алгоритма «просеивания» по схеме: «одномерный и двухмерный анализы ^ группировка признаков ^ многомерные анализы», что дает возможность реализации более широкого и полноценного набора вариаций, отвечающих за объективное исследование динамики взаимосвязанных показателей физического состояния студентов в образовательном процессе, где доминирующую позицию занимает компонент «функциональное состояние организма». В ходе исследований данным инновационным подходом выявлены такие кластеры процедурной технологии, как: отбор величин физической готовности и кондиций, занимающихся циклическими видами спорта по степени их валидности должен заключаться в синтезе объёма гомогенных связей с релевантной достоверностью различий по Фишеру-Иейтсу с пролонгированным указанием ранговых мест с учетом признака при P > 99,9%; P > 99,0%; P > 95,0%; процессуальными критериями контрольных тестов в ходе перекрёстной адаптации организма является следующее перераспределение степени значимости компонентов физической готовности на этапах обучения студентов физкультурных вузов: на первом курсе - аэробная выносливость; на втором курсе - скоростная выносливость; на третьем курсе - скоростно-силовые способности; на четвертом курсе - кардиоваскулярная выносливость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Повышение физической работоспособности и выносливости девушек в армейском гиревом рывке средствами кроссовой подготовки / О.В. Мащенко, В.Б. Парамзин, С.В. Разновская, В.З. Яцык, О.С. Васильченко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 45-47.

2. Различия в реакции дыхательной системы бегунов на средние и длинные дистанции и их влияние на скорость восстановления / В.Б. Парамзин, В.З. Яцык, А.Э. Болотин, С.В. Пунич, И.В. Нюняев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 51-57.

3. Пугачев И.Ю. Модернизация биометрических технологий в системе физической подготовки военно-образовательного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 152. - С. 185-195.

4. Пугачев И. Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физической работоспособности студентов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - № 2. - С. 95-107.

5. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте/ С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232-237.

6. Фрактальный анализ вариабельности сердечного ритма у биатлонисток с разным уровнем тренированности / В.З. Яцык, В.Б. Парамзин, А.Э. Болотин, М.С. Воротова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 95-102.

REFERENCES

1. Mashchenko, O.V., Paramzin, V.B., Raznovskaya, S.V., Yatsyk, V.Z. and Vasilchenko O.S. (2021), "Cross training to improve females' physical working capacity and endurance in military kettlebell snatch", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 45-47.

2. Paramzin, V.B., Yatsyk, V.Z., Bolotin, A.E., Punich, S.V. and Nyunyaev I.V. (2018), "Differences in the reaction of the respiratory system of runners at medium and long distances and their impact on the speed of recovery", Physical culture, sport - science and practice, No. 4. pp. 51-57.

3. Pugachev, I.Yu. (2012), "Modernization of biometric technologies in the system of physical training of the military educational institution", Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-

icheskogo universiteta named after A.I. Herzen, No. 152, рр. 185- 95.

4. Pugachev, I.Yu. (2014), "Pedagogical integration of scientific ideas about the physical working capacity of students", Bulletin of Moscow University, Series 20: Teacher Education, No. 2, pp. 95107.

5. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Y. and Paramzin, V.B. (2021), "A promising approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 232-237.

6. Yatsyk, V.Z., Paramzin, V.B., Bolotin, A.E. and Vorotova, M.S. (2018), "Fractal analysis of heart rate variability in biathletes with different levels of fitness", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 95-102.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2021

УДК 378.14

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Северовосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Дисциплина «Физическая культура» в Север-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, является одним из основных предметов, которая развивает, совершенствует физические качества студентов. Климатогеографическое расположение региона диктует определенные условия при проведении занятий. Суровый климат, длительность зимнего периода не лучшим способом отражаются на здоровье и общее состояние студентов. Но не смотря на это программа дисциплины «Физическая культура» предоставляет проведение различных видов спорта, в том числе и плавание. Плавание укрепляет здоровье студентов, повышает интерес к занятию физической культуры. В статье рассматривается физическое развитие студентов, занимающихся плаванием в условиях Севера. Нужно подчеркнуть о том, что в ходе исследования студенты пропускали занятия из-за простудных заболеваний. Это указало на то, что условия проживания данного региона не лучшим способом отражаются на здоровье студентов. При опросе студентов всего 97,6% имеют интерес к плаванию, из них всего 85% студента не имели возможность плавать в осенне-зимнее время. Средний рост студентов (n=18) составил (168,78±1,19); вес (63,92±1,68); окружность грудной клетки (80,89±1,70). Полученные результаты антропометрического измерения студентов, занимающихся плаванием в условиях Севера, будут внесены при создании электронной базы данных.

Ключевые слова: плавание, студенты, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p66-68

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE 1ST YEAR STUDENTS ENGAGED IN SWIMMING ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA

(YAKUTIA)

Nadezhda Alekseevna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The discipline "Physical Culture" at the North-Eastern Federal University is one of the main subjects that develops and improves the physical qualities of students. The climate-geographic location of the region dictates certain conditions when conducting classes. The harsh climate and the duration of the winter period do not affect the health of students in the best way. But despite this, the program of the discipline "Physical Culture" provides various sports, including swimming. Which strengthens the health of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.