Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА'

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Александр Николаевич, Пугачев Игорь Юрьевич, Разновская Светлана Викторовна, Васильченко Ольга Сергеевна, Парамзин Вячеслав Борисович

В статье рассмотрены актуальные положения обоснования информативных показателей труда специалистов физической культуры и спорта при выполнении функций «менеджмента» спортивных мероприятий, показан инструментарий исследования для установления значимости составляющих организационно-управленческого компонента. Целью работы являлось определение критериев эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания образовательного учреждения. Основной научной концепцией являлась квалиметрическая технология экспертных оценок параметров, выявленных индуктивным методом с последующим расчетом коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и определением тесноты связи по шкале Чеддока. Установлена значимость таких критериев организаторско-управленческой деятельности педагогов, как «уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации», «выявление релевантности материально-технических условий», «своевременный учет», «контроль подготовки». Предложенный научно-методический подход позволил получить максимальную информацию о характере организационно-управленческого труда специалистов физического воспитания в контексте необходимости концентрации требуемых усилий при реализации соответствующего мероприятия в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Александр Николаевич, Пугачев Игорь Юрьевич, Разновская Светлана Викторовна, Васильченко Ольга Сергеевна, Парамзин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF THE UNIVERSITY

The article considers the actual provisions of substantiation of informative labor indicators of specialists in physical culture and sports in the performance of the functions of «management» of sports events, it shows the research tools for establishing the importance of the components of the organizational and managerial component. The purpose of the work was to determine the criteria for the effectiveness of organizational and managerial activities of teachers of the Department of Physical Education of the educational institution. The main scientific concept was the qualimetric technology of expert assessments of parameters identified with the inductive method, followed by the calculation of spearman's rank correlation coefficients and the determination of the tightness of the connection on the Cheddock scale. The importance of such criteria of organizational and managerial activity of teachers as “clarification of a set of elements of verification and algorithm of its implementation” is established; “identification of the relevance of material and technical conditions”; “timely accounting”; “control of preparation”. The proposed scientific and methodological approach made it possible to obtain maximum information about the nature of the organizational and managerial work of physical education specialists in the context of the need to concentrate the required efforts in the implementation of the relevant event at the university.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА»

4. Паначев, В. Д. Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов / В.Д. Паначев, М.А. Шаляпина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование. Педагогические науки. - 2010. - № 36. - С.104-108.

REFERENCES

1. Lalaeva, E.Yu., Goryacheva, N.L. and Andreyenko T.A. (2015), "The development of coordination abilities among acrobats of initial training", Physical education and sports training, No. 3, pp. 18-22.

2. Lyakh, V.I. (2010), "About the history of testing motor abilities", Physical education in school, No.4, pp. 26.

3. Maksimenko, A. V. (2005), Theory and methodology of physical education, Physical culture, Moscow.

4. Panachev, V. D. and Shalyapina, M.A. (2010), "Methodology for the development of students coordination abilities and motor qualities", Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, No. 36, pp. 104-108.

Контактная информация: sashylechka-88@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2021

УДК 796.011

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ВУЗА

Александр Николаевич Сысоев, кандидат педагогических наук, Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет; Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Вячеслав Борисович Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии

С.М. Штеменко

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные положения обоснования информативных показателей труда специалистов физической культуры и спорта при выполнении функций «менеджмента» спортивных мероприятий, показан инструментарий исследования для установления значимости составляющих организационно-управленческого компонента. Целью работы являлось определение критериев эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания образовательного учреждения. Основной научной концепцией являлась квалиметрическая технология экспертных оценок параметров, выявленных индуктивным методом с последующим расчетом коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и определением тесноты связи по шкале Чеддока. Установлена значимость таких критериев организаторско-управленческой деятельности педагогов, как «уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации», «выявление релевантности материально-технических условий», «своевременный учет», «контроль подготовки». Предложенный научно-методический подход позволил получить максимальную информацию о характере организационно-управленческого труда специалистов физического воспитания в контексте необходимости концентрации требуемых усилий при реализации соответствующего мероприятия в вузе.

Ключевые слова: организационно-управленческие умения, эффективность, многокомпонентный контроль, критерии, преподаватель физического воспитания, оценивание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p451-455

CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF THE UNIVERSITY

Aleksandr Nikolaevich Sysoev, the candidate of pedagogic sciences, Igor Yuryevich Puga-chev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Derzhavin Tambov State University, Tambov; Svetlana Viktorovna Raznovskaya, the candidate of biological sciences, Petrozavodsk State University; Olga Sergeevna Vasilchenko, the senior teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Vyacheslav Borisovich Paramzin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S.M. Shtemenko

Abstract

The article considers the actual provisions of substantiation of informative labor indicators of specialists in physical culture and sports in the performance of the functions of «management» of sports events, it shows the research tools for establishing the importance of the components of the organizational and managerial component. The purpose of the work was to determine the criteria for the effectiveness of organizational and managerial activities of teachers of the Department of Physical Education of the educational institution. The main scientific concept was the qualimetric technology of expert assessments of parameters identified with the inductive method, followed by the calculation of spearman's rank correlation coefficients and the determination of the tightness of the connection on the Cheddock scale. The importance of such criteria of organizational and managerial activity of teachers as "clarification of a set of elements of verification and algorithm of its implementation" is established; "identification of the relevance of material and technical conditions"; "timely accounting"; "control of preparation". The proposed scientific and methodological approach made it possible to obtain maximum information about the nature of the organizational and managerial work of physical education specialists in the context of the need to concentrate the required efforts in the implementation of the relevant event at the university.

Keywords: organizational and managerial skills, efficiency, multicomponent control, criteria, teacher of physical education, evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность социально-педагогической сферы не полностью обусловлена финансовыми вложениями в процесс физической культуры и спорта. Многое зависит от интеллектуального капитала - квалификации преподавателей, уровня их компетентности, умения предвидеть и оценивать рыночную конъюнктуру, вовремя принять необходимые решения и их практически реализовать.

Организаторско-управленческие умения - это сложный концепт взаимосвязанных (в большинстве случаев - психологических) компонентов воздействия на сознание коллектива с целью эффективной реализации достигнутого результата [4]. Будущих руководителей-управленцев следует пролонгировано готовить еще со школы. А сами формы обучения целесообразно дифференцировать в зависимости от уровня подготовки обучающихся [3]. Очевидно также, что и сами управленцы должны иметь возможность постоянно пополнять свои знания [1]. Наряду с этим каждому необходимо быть специалистом той сферы, в которой он работает и постоянно пополнять свои знания, накапливать опыт [2, 6], которые полноценно реализуются в рамках «периодической этапности» [5].

Эффективность воздействия организаторско-управленческих умений и принятия важного антипационного решения связана не столько с итоговым рейтингом того или иного коллектива, сколько с динамикой сдвигов (прогрессирования) его биосоциальных параметров относительно начального уровня дееспособности [3]. Однако до настоящего времени недостаточно полно изучены вопросы критериев эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания вуза [6]. В этой связи целью работы являлось определение критериев эффективности органи-

зационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания образовательного учреждения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались следующие методы научного познания - теоретический анализ и обобщение, системный анализ, профессиография, структурно-функциональный анализ, факторный анализ, парное сравнение, экспертная оценка, комплексное тестирование организационно-управленческих концептов, математическая обработка результатов. Организация исследования предполагала установление веса каждого компонента организационно-управленческой деятельности преимущественно на основе экспертной оценки и применения многомерного биометрического анализа. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена вычислялся формулой: Р = 1 - —- г2у')2 . Теснота связи определялась по шкале Чеддока. Экспертами являлись как молодые, так и опытные педагоги в сфере спорта, почётные методисты и рефери международных категорий в рамках научных специальностей 13.00.04, 13.00.08, а также бывшие заведующие кафедр (46 человек). Стаж преподавательской деятельности был дифференцирован на три блока: до 3 лет; 4-5 лет; 6-10 лет и более.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первоначально исследовалась организационно-управленческая спецификация многокомпонентного контроля и оценивания целостного процесса физического воспитания в вузах, готовящих специалистов по спорту. Учитывался тот факт, что особая роль процедуры контроля отводится так называемой «зеркальности» или «неконтролируемого дублирования» действий проверяющих и оцениваемых. В ходе определения удельного веса элементов управленческого труда при заблаговременном планировании контроля состояния процесса физической подготовки нами сформулировано пять структурных компонентов «содержания и порядка организаторских действий» - установление сроков проверки, уяснение целей и задач, оценка обстановки, предварительные указания, назначение проверяемых групп студентов, выявление релевантности материально-технических условий, уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации, инструктирование ответственных исполнителей.

Удельный вес элементов управленческого труда выявлялся квалиметрическим мнением эксперта и представлялся в условной 4-х балльной шкале тестирования. Достоверный коэффициент конкордации позволил судить о синхронизации результатов оценивания и приемлемого использования данных при их интерпретации.

Установлено, что наиболее значимым элементом управленческого труда при заблаговременном планировании контроля состояния процесса физической подготовки в вузе является показатель «уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации». Так, рейтинг оценок данного элемента в условных блоках экспертов (до 3 лет; 45 лет; 6-10 лет и более) соответствовал значениям: 0,39; 0,34; 0,29. При этом во всех трёх возрастных группах экспертов их пяти предложенных вариантов дифференцирования в этих компонентах оценки оказались самые высокие. Наименьшую позицию значимости составил элемент «назначение проверяемых групп студентов» (0,09; 0,1; 0,15).

Вторым по значимости определился удельный вес элемента «выявление релевантности материально-технических условий» (0,19; 0,24; 0,27). Средняя по значимости позиция дифференцирована в отношении параметров «установление сроков проверки; уяснение целей и задач; предварительные указания; оценка обстановки» (0,24; 0,15; 0,1) и «инструктирование ответственных исполнителей» (0,1; 0,16; 0,21). Суммарное значение квалиметрического оценивания первого из них составило 0,49 у.е., второго - 0,47 у.е.

Отметим, что с увеличением стажа педагогической деятельности имеет место тенденция перераспределения ценностей специалистов в отношении роли факторов «назна-

чение проверяемых групп студентов», «инструктирование ответственных исполнителей», «выявление релевантности материально-технических условий». Так, если у экспертов со стажем до 3 лет значения этих показателей составляли 0,09; 0,1; 0,19 (у.е.); со стажем 4-5 лет - 0,1; 0,16; 0,24 (у.е.) соответственно; со стажем «6-10 лет и более» - 0,15; 0,21; 0,27 (у.е.) соответственно. Характерно, что более опытные преподаватели отдают предпочтение процессуальной стороне подготовки к проверке. Действительно, валидность проверки, по которой судят об объективности оценки состояния физической подготовки в высшем образовательном учреждении, зависит от конкретного уровня подготовленности структурных подразделений, назначенных на проверку. Не менее важное значение имеет обстоятельный инструктаж помощников. Наиболее существенным здесь представляется синхронизация действий проверяемых и проверяющих.

Очевидно, что рациональность организаторских действий обусловлена оптимальным соотношением результативного и процессуального аспектов изучаемого явления. В общем виде рациональность организаторских действий - это достижение максимальных результатов при одновременной тщательной разработке процессуальной стороны какого-либо мероприятия. Отмечено, что в профессиональной направленности педагогов физического воспитания существуют определенные особенности: одни из них проявляют более выраженный интерес к организации системы физической культуры и спорта в институте (университете) в целом, другие сосредоточиваются на оперативной организаторской работе непосредственно со студентами учебной группы. Представляется, что цель организаторской деятельности специалиста физического воспитания - это создаваемый его личными усилиями комплекс условий, необходимых для проведения физической подготовки и спортивной работы в образовательном учреждении как с малочисленным составом групп студентов, так и в массовом показателе. Для решения двух организационных проблем - качественной организации спортивной работы и спартакиады факультета (вуза) было обозначено пять структурных пунктов с последующим их ранжированием в соответствии с практикой образовательного учреждения по важности: своевременная разработка положения о мероприятии, подготовка спортивного актива, подготовка и совершенствование материальной базы, своевременный учет, контроль подготовки.

На протяжении одного учебного года тремя опытными экспертами с коэффициентами конкордации 0,8-0,86 выставлялись оценки в условной 9-ти балльной шкале педагогу-организатору (главному судье), реализовавшему спортивное мероприятие в вузе. В результате исследования выявлены следующие «заметные» (по шкале Чеддока) коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. С параметром «организация спортивной работы» имели место значения: ге=0,67 «своевременный учет»; ге=0,62 «контроль подготовки». С параметром «организация спартакиады (факультета, институтов, университета)» имели место значения: ге=0,65 «совершенствование материальной базы»; ге=0,58 «контроль подготовки»; ге=0,55 «своевременный учет».

ВЫВОДЫ

Таким образом, критериями эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания образовательного учреждения являются: «уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации»; «выявление релевантности материально-технических условий»; «своевременный учет»; «контроль подготовки». Следует подчеркнуть, что разделение структуры функционального труда специалистов физического воспитания только на организаторскую и педагогическую несколько обедняет содержательную сторону деятельности. Очевидно, что в определенной мере различным этапам этой деятельности присущи коммуникативный, информационный и проектировочный аспекты. Оптимальность практических действий педагога можно упорядочить вычленением однотипных элементов из разных блоков труда. В частности, такой вид работы, как «подготовка спортивного актива» можно расчле-

нить на более элементарные действия. Причем, одновременно могут выполняться элементарные действия из различных видов работ, например, из сферы «воспитательного компонента». Явление рациональности проявляется в этом случае в умении расставлять обоснованные акценты в работе с опорой на лидера учебного коллектива, так и на персонал воспитателей. Рациональность действий, прежде всего, связана с тщательной психологической продуманностью простейших действий, умением действовать в сжатом и рассредоточенном пространстве и времени, проявлять антиципацию к перспективным видам работы. Рассмотренный социально-педагогический материал позволяет комплексно посмотреть на личность управленца, единую по сути, но реализующую многие роли. Представляется, что по этому пути можно выйти на формирование прогнозной модели деятельности менеджера в новой управленческой среде по физической культуре и спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Османов Э.М. Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны / Э.М. Османов, Ю.Ю. Кораблев, И.Ю. Пугачев // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Естественные и технические науки. - 2009. - Т. 14, № 1. - С. 57-61.

2. Пугачев ИЮ. Инновация оценки организаторско-методического компонента по физической подготовке на основе принципа «поощрительного балльного стимулирования» / И.Ю. Пугачев // Инновации в образовании. - 2017. - № 11. - С. 65.

3. Пугачев И.Ю. Модернизация критериев проверки и оценки организаторско-методической подготовленности по физической культуре / И.Ю. Пугачев // European Social Science Journal.-2017. - № 3 - С. 212-220.

4. Пугачев И. Ю. Тенденция усиления роли организаторско-управленческого компонента в деятельности военных специалистов по физической подготовке / И.Ю. Пугачев, Ю.Ю. Кораблев, Э.М. Османов // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21, № 11 (163). - С. 22-35.

5. Разновская С.В. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232-237.

6. Соловьев В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вуза / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 90-92.

REFERENCES

1. Osmanov, E.M., Korablev, Yu.Yu. and Pugachev, I.Yu. (2009), "Factors affecting the effectiveness of physical training of senior teachers of engineering and technical universities of the Ministry of Defense", Bulletin of Tambov University. Series: Natural and technical sciences, V. 14, No. 1, pp. 57-61.

2. Pugachev, I.Yu. (2017), "Innovation in the assessment of the organizational and methodological component of physical training based on the principle of "incentive point stimulation", Innovations in education, No. 11, pp. 65.

3. Pugachev, I.Yu. (2017), "Modernization of test criteria and assessment of organizational and methodical readiness in physical culture", European Social Science Journal, No. 3, pp. 212-220.

4. Pugachev, I.Yu., Korablev, Yu.Yu. and Osmanov, E.M. (2016), "Tendency of strengthening the role of the organizational and managerial component in the activities of military specialists in physical training", Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, V. 21, No. 11 (163), pp. 22-35.

5. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Y. and Paramzin, V.B. (2021), "A promising approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), рp. 232-237.

6. Solovyov, V.V. and Pugachev, I.Yu. (2007), "Innovative approach to the definition of technology for assessing physical performance and health of university specialists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (30), pp. 90-92.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.