8. Refiater, U.H., Liputo, N. and Haryanto, A.I. (2022), "Development of the shot put exercise model", Halaman olahraga nusantara, Vol. 5, NO. 2, pp. 395-404.
9. Thaqi, A.,Berisha, M. and Asllani, I. (2021), "The effect of plyometric training on performance levels of the shot put technique and its related motor abilities", Pedagogy of physical culture and sports, Vol. 25 (3), https://doi.org/10.15561/26649837.2021.0301.
10. Xinling, T. and Tao, L. (2020), "Construction of a neural network model for performance prediction in shot put athletes", Journal of physics: Conference series, https://doi.org/10.1088/1742-6596/1684/1/012006.
Контактная информация: alexa.belyakova@maul.ru
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
УДК 796.422.1
ПРЕДИКТОР ПЕРЕКРЕСТНОЙ АДАПТАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОМ БЕГЕ НА
СТАЙЕРСКИЕ ДИСТАНЦИИ
Михаил Юрьевич Богданов, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов; Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск; Вячеслав Борисович Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар
Аннотация
Базовыми видами комплексной спортивной подготовки студентов физкультурных вузов, специализирующихся в легкоатлетическом беге на стайерские дистанции, являются: физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая, которые можно объединить в интегральную подготовку. В ходе становления индивидуального мастерства обучающихся в соответствии с теорией пластического обеспечения функций организма Ф. З. Меерсона происходит процессуальное перераспределение степени важности акцентов доминирования на те или иные грани подготовки: от начального упора - на физическую до завершающей устойчивой стадии перекрестной адаптации - на цинус консистенции мульти субструктур эмоциогенно-психологической, когнитивно-тактической. Целью работы являлось аналитическое представление научных взглядов на прогнозирование механизмов перекрестной адаптации и мульти контроля двигательной подготовленности студентов физкультурных вузов, специализирующихся в легкоатлетическом беге на стайерские дистанции. В статье детально синтезирован аспект вероятностного прогнозирования формирования и совершенствования базы тактико-технического контента экономичности моторной подготовленности участников «студенческого спорта» на основе «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую спортивную деятельность, смоделирована и проверена в педагогическом эксперименте биометрическая рационализаторская возможность конструирования интегративной гетерогенной оценки функционального состояния организма легкоатлета-бегуна на длинные дистанции с позиций оптимально-продуктивной результативности его биосистем.
Ключевые слова: студент, бег, двигательная подготовленность, экономичность, перекрестная адаптация, контроль.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p61-65
PREDICTOR OF CROSS - ADAPTATION AND CONTROL OF STUDENTS' MOTOR
FITNESS IN TRACK AND FIELD RUNNING ON STAYER DISTANCES Mikhail Yuryevich Bogdanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Igor Yuryevich Pugachev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Derzhavin Tambov State University;
Olga Sergeevna Vasilchenko, the senior teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Svetlana Viktorovna Raznovskaya, the candidate of biological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk; Vyacheslav Borisovich Paramzin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Krasnodar Higher Military School named after
Army General S.M. Shtemenko
Abstract
The basic types of complex sports training for students of physical education universities, specializing in track and field athletics for stayer distances, are: physical, technical, tactical, psychological, theoretical, which can be combined into integral training. In the course of the formation of the individual mastery of students in accordance with the theory of plastic support of body functions by F. Z. Meyerson, there is procedural redistribution of the degree of importance of dominance accents on certain facets of training: from the initial focus on physical to the final stable stage of cross-adaptation - on the cinus of multi-consistency substructures of emotional-psychological, cognitive-tactical. The purpose of the work was analytical presentation of the scientific views on the prediction of the mechanisms of cross-adaptation and multi-control of motor readiness of students of physical education universities specializing in track and field athletics for stayer distances. The article synthesizes in detail the aspect of probabilistic forecasting of the formation and improvement of the base of tactical and technical content of the efficiency of motor fitness of participants in "student sports" on the basis of the "resonant transfer of fitness" from non-specific training exercises to certain sports activities and also the biometric rationalization possibility of constructing the integrative heterogeneous assessment of the functional state of the body of the long-distance athlete-runner from the standpoint of the optimal productive effectiveness of the biosystems has been modeled and tested in the pedagogical experiment.
Keywords: student, running, motor readiness, economy, cross-adaptation, control.
ВВЕДЕНИЕ
Бег на стайерские дистанции эквивалентен гипердинамическому виду спортивного труда. К числу ключевых переменных моторной подготовленности студентов в легкоатлетическом беге на длинные дистанции следует отнести общую выносливость, специальную выносливость, аэробную выносливость. Если «аэробная выносливость» трактуется как поддержание требуемого режима передвижения максимально длительное время, то «специальная выносливость» атлетов предполагает аналоговое содержание, но на фоне тактического использования «игры скоростей» и задействования как рациональной индивидуальной техники движений, так и экономичности ее реализации [1]. В этой связи пролонгированное исследование контента физического воспитания экономичности моторики легкоатлетов до устойчивых механизмов их перекрестной адаптации является актуальной сферой тщательного изучения и анализа. Целью работы являлось изучение и эмпирическая проверка научных взглядов на прогнозирование механизмов перекрестной адаптации и мульти контроля двигательной подготовленности студентов физкультурных вузов, специализирующихся в легкоатлетическом беге на стайерские дистанции. Для проведения мультиконтроля двигательной подготовленности студентов имеет место аутентичный гетерогенный блок тестов, с помощью которых возможно определение уровня задействования мышц в теле индивидуума, то есть, тех, которые функционируют с максимальной нагрузкой и тех, которые практически не работают, хотя в идеале должны выполнять свою двигательную функцию [2, 3, 4, 5].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались следующие методы - теоретический анализ и обобщение, логической обработки научной информации (анализ, синтез, индукция, абстрагирование, формализация - «формальная логика», классификация, группировка), гипотетическое моделирование и прогнозирование, педагогический эксперимент. Первоначально исследовалось 10 «однородных» легкоатлетов - студентов ТГУ им. Г.Р. Державина III разряда по бегу на 5000 м на тренировочном этапе подготовки. Индивидуальные упражнения подби-
рались изучением системы управления движениями методом электромиографии (MG-440). По данным амплитуды потенциала двигательных единиц (ДЕ) мышц бедра, голени и кисти подбирались персональные силовые упражнения на группы мышц, имеющих дефицит развития. Объективный показатель контроля, стимулирующий участников процесса к достижению результата, определялся нами методом математического моделирования. Отбор информативных показателей проводился нами методом «просеивания»[2, 4] и включал 2 этапа. На первом этапе тестировалось 20 параметров функционального состояния организма, отражающих дееспособность двигательной, кардио-респираторной систем, нейро-моторного аппарата, работоспособности, психоэмоциональной сферы. Выявлено 3 наиболее информативных показателя: 3-х минутный степ-тест (модификация ВИФК), тест САН, проба Штанге. На следующем этапе нами определялся удельный вес этих показателей в общей дисперсии оценки методом канонической корреляции анализа. В этих целях нами тестировалось 8 кандидатов в мастера спорта в возрасте 22-26 лет. Эксперимент продолжался в течение одного мезоцикла на базе ТГУ им. Г.Р. Державина. Десять легкоатлетов выполняли индивидуальные упражнения силового характера на наиболее слабые участки мышц, при этом оценочная таблица двигательной подготовленности по 3-х минутному степ-тесту, тесту САН, пробе Штанге наглядно была вывешена на информационной доске. По данным контроля - рейтинговой оценке нами был составлен прогноз результатов участия спортсменов в традиционных соревнованиях «Держа-винская миля» 18.09.2021 г. на дистанции 9000 м.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В контексте решения задач работы имеет место плеяда показателей «совершенной техники» передвижения легкоатлета по стайерской дистанции - высокая частота шага, его относительная длина, зависящая от темпа движения, вертикальные колебания тела, а также фиксация стопы на средней или передней части конечности. По мнению специалистов, немаловажным компонентом является меньшая вариативность сдвигов общего центра тяжести при динамическом перемещении атлета. Многие тренеры стремятся «перекроить» своих учеников под эти «эталонные» параметры модели техники, что приводит к вторжению в природную технику обучающегося и влечет не только «застой» результатов, но и «недостаток» экономичности бега. Несомненно, что в процессе внедрения эталонной модели должна быть опора на персональные особенности каждого ученика и его антропометрические параметры, в том числе - телосложение, плотность тела, содержание тощей массы тела, соотношение жировых компонентов массы тела к массе внутреннего жира, основой которых является триглицерид. Организм каждого человека на протяжении онтогенеза своей жизни перекрестно адаптируется к тем или иным нагрузкам. Спортсмены-любители редко обращают на это внимание, но если разобрать их технику, исходя из принципов экономичности, то для них она является наиболее комфортной. На наш взгляд, изменения в технике спортсмена должны проходить естественным путем, то есть без очевидного вторжения и деконструктизма со стороны педагогов. Мозг человека перекрестно адаптируется к мышечным нагрузкам и «запоминает» движения в процессе физической работы. Именно вторая сигнальная система в стадии наиболее устойчивой перекрестной адаптации машинально исправляет движения для того, чтобы в беге потреблялось как можно меньше кислорода на выполнение локомоторных действий. Корректировать технику высшего порядка можно с помощью реализации узко специфических индивидуальных упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета нижних конечностей, а также мультимедиа просмотром движений знаменитых и титулованных атлетов современности.
Имеет место аутентичный гетерогенный блок тестов для того, чтобы определить, какие мышцы более «мощные» в теле индивидуума, а какие практически не работают, хотя в идеале должны выполнять свою двигательную функцию. Задачей тренера в процессе подготовки спортсмена является подбор физических упражнений для того, чтобы
«слабые» мышцы включались в работу. Так, в беговом процессе участвуют в большей степени мышцы голени, бедер, спины, таза и мышцы пресса. Исходя из практики, частой проблемой спортсменов являются ослабленные ягодичные мышцы, косые мышцы кора, а также «слабая» стопа. Задача каждого бегуна состоит в том, чтобы он бежал «легко», максимально удобно ему. А уже в тренировочном процессе и по ходу тренировки слабых групп мышц, организм плавно перекрестно адаптируется к новым движениям. Данное «вмешательство» в технику не приводит к ухудшению работоспособности и потери эффективности техники. При формализации процесса перекрестной адаптации, перспективным представляется канонический корреляционный анализ. Допустим, что оценивается ряд комплексных контентов мультитестов МТЬ МТ2. Биокомпоненты отражают полииерархические «срезы» (клеточно-органный, системно-структурный). Перспективной тенденцией для «агрегирования» искомых элементов мульти комплекса МТ в релевантную зависимость Fi представляется имевшее место эмпирически проверенная достоверная (без погрешности) работа аутентичной формулы:
F = f (kj), (i)
где Fi_ адекватная выходная функция; /_ интеграл (сумма); kj _ показатели функционирования системы.
Дефицит объема познаний о внутренних свойствах дееспособности частной MT¡ полноценно не дает гарантированно реализовать формулы, базирующиеся на следственно-причинные коммуникации между kj. В данных инвариациях можно реализовывать формальную технологию интеграции значений в суммарный балл аутентичного мульти функционала. Подобная шкала аналитически может быть спрогнозирована на базе линейного взвешенного слаживания мульти элементов:
F = ZjilaJkJ , где i= i, 2, ..., n, (2)
где E - линейное суммирование показателей; m¡- частный показатель; i= i, 2, ..., n;
a.j _ весовой коэффициент; kj _ показатели функционирования системы.
Апробация обоснованной выше гипотезы заключалась в педагогическом эксперименте. Первоначально мы определили весовой коэффициент применением канонической корреляции анализа (R) по программе «IBV SPSS Statistikcs 20 и AMOS». Величина «R» между множеством показателей соревновательной готовности мастеров спорта (общий рейтинг турниров; результат бега на 5000 м; 10-ти кратный прыжок с места) и выявленным информативным множеством (степ-тест; тест САН; проба Штанге) составила -R=0,893 (p < 0,01). Величина вклада во взаимную «r» в группе и являлась весовым коэффициентом, а именно: степ-тест - 33,6%; «САН» -34,1%; проба Штанге - 32,3%. При сведении значений к суммарной «единице» коэффициенты составили: 0,336; 0,34i и 0,323. Средний предиктор студентов-легкоатлетов составил: 0,336*(98,4±2,7 усл. ед.)+0,341*(5,4±0,2 усл. ед.)+0,323*(6,4±0,2 усл. ед.)=36,97 усл. ед. Единица измерения проба Штанге - 77,4±1,8 (с) по сигмальным отклонениям переводилась в условную 9-ти балльную шкалу. Рейтинг прогноза достижений студентов по шкале контроля находился в диапазоне 32,87-41,07 усл. ед. Условно студенты-легкоатлеты были распределены на три прогнозируемых кластера: наиболее подготовленные (39-41 усл. ед.); среднее состояние спортивной формы (36-38 усл. ед.); наименее подготовленные (32-35 усл. ед.). Заявленная гипотеза нашла свое подтверждение в результатах забега на 9000 м «Державинская миля». При этом первая группа с результатом 33.20,1-34.00,2 (мин, с) вошла в 10-ку лидеров; средняя группа - с результатом 34.10,0-36.05,4 - заняли 16-24 места; третья группа - с результатом 36.40,3-39.42,5 - заняли 28-35 места.
ВЫВОДЫ
Таким образом, синтетическими суждениями научно-теоретических позиций на предиктор технологии перекрестной адаптации моторной подготовленности студентов в
легкоатлетическом беге на стайерские дистанции, на наш взгляд, являются: во-первых, акцентирование направленности двигательно-технической стороны подготовки на индивидуальный фактор и личностно-насыщенное задействование персональных морфо-кинезиологических проявлений механизмов «биологического тела» обучающихся, поскольку каждый чемпион (даже реализовавшийся мастер спорта) - «особый штучный товар»; во-вторых, планирование долгосрочного объема и интенсивности нагрузки в целях устойчивой и результативной перекрестной адаптации бегунов должно базироваться на педагогическом принципе, сформулированном нами в авторской трактовке - «поэтапного наращивания комфортности легкого бега»; в-третьих, возможность конструирования интегрального мульти теста всесторонней оценки функционального состояния студента-бегуна с точки зрения разумной продуктивности его биосистем может быть спрогнозирована неевклидовым математико-биометрическим линейным взвешиванием суммарных измеряемых параметров методом канонической корреляции анализа (R).
ЛИТЕРАТУРА
1. Агабеков Н. К. Критерии диагностики профессиональных компетенций обучающихся в физкультурных вузах с преимущественным учетом параметров игровых и циклических видов спорта / Н.К. Агабеков, Д.И. Иванов, С.В. Разновская, И.Ю. Пугачев // Гуманитарный научный вестник.
- 2021. - № 9. - С. 30-38.
2. Васильченко О.С. Эффективность применения модернизированного метода «просеивания» в определении основных положений разработки комплексов контрольных тестов / О.С. Васильченко, С.В. Разновская, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 61-66.
3. Пугачев И.Ю. Инновация оценки организаторско-методического компонента по физической подготовке на основе принципа «поощрительного балльного стимулирования» / И.Ю. Пугачев // Инновации в образовании. - 2017. - № 11. - С. 60-67.
4. Разновская С.В. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232- 237.
5. Сысоев А.Н. Критерии эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания вуза / А.Н. Сысоев, И.Ю. Пугачев, С.В. Разновская, О.С. Васильченко, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.
- № 11(201). - С. 451-456.
REFERENCES
1. Agabekov, N.K., Ivanov, D.I., Raznovskaya, S.V. and Pugachev, I.Yu. (2021), "Criteria for diagnosing professional competencies of students in physical education universities, taking into account the parameters of game and cyclical sports", Humanitarian Scientific Bulletin, No. 9, pp. 30-38.
2. Vasilchenko, O.S., Raznovskaya, S.V., Pugachev, I.Yu. and Paramzin, V.B. (2021), "Efficiency of using the modernized "sifting" method in determining the main provisions for the development of control test complexes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 61- 66.
3. Pugachev, I.Yu. (2017), "Innovation in the assessment of the organizational and methodological component of physical training based on the principle of "incentive point stimulation", Innovations in education, No. 11, pp. 60-67.
4. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Y. and Paramzin, V.B. (2021), "A promising approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), рp. 232-237.
5. Sysoev, A.N., Pugachev, I.Yu., Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S. and Paramzin, V.B. (2021), "Criteria for the effectiveness of organizational and managerial activity of teachers of the department of physical education of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (201), pp. 451-456.
Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.06.2022