Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ИГРОКОВ МУЖСКОЙ КОМАНДЫ "ВГТУ ВОРОНЕЖ" ПО ГАНДБОЛУ'

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ИГРОКОВ МУЖСКОЙ КОМАНДЫ "ВГТУ ВОРОНЕЖ" ПО ГАНДБОЛУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ГАНДБОЛ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронкин Алексей Вячеславович, Андронов Сергей Анатольевич, Лобачев Владимир Васильевич, Головчанов Сергей Владимирович

Изучены мотивы занятий спортом мужской команды «ВГТУ Воронеж» по гандболу с использованием модифицированных опросников. Выявлена корреляционная зависимость между структурой спортивной мотивации команды по гандболу и причинами, побудившими спортсменов заниматься данным видом спорта. Цель исследования: выявить корреляционную зависимость между структурой спортивной мотивации игроков команды по гандболу и причинами, побудившими спортсменов заниматься данным видом спорта. Практическая значимость: возможность использовать материалы исследования для подготовки игроков сборных команд по гандболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Доронкин Алексей Вячеславович, Андронов Сергей Анатольевич, Лобачев Владимир Васильевич, Головчанов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL COMPONENT OF PLAYERS MEN'S TEAM "VSTU VORONEZH" HANDBALL

The motives for the sports activities of the men's team "VSTU Voronezh" in handball were studied by using the modified questionnaires. The correlation between the structure of sports motivation of the handball team and the reasons that prompted athletes to engage in this sport has been revealed. The purpose of the study: to identify the correlation between the structure of sports motivation of the handball team players and the reasons that prompted the athletes to engage in this sport.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ИГРОКОВ МУЖСКОЙ КОМАНДЫ "ВГТУ ВОРОНЕЖ" ПО ГАНДБОЛУ»

REFERENCES

1. Blagodarov, D.V. and Vasilchenko O.S. (2020), "Methodological approaches to the control of physical fitness of ski racers", Abstracts of the XLVII scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District, Krasnodar: Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, pp. 182.

2. Dolgopolov, L.P. (2016), "Reserves in the training of highly qualified athletes in the discipline "walking distance - group", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 16-18.

3. Pugachev, I.Yu., Paramzin, V.B., Vasilchenko, O.S. and Raznovskaya, S.V. (2020), "Control of physical readiness of an athlete at various stages of sports training", Actual issues of scientific and methodological support of the sports reserve training system in the Russian Federation, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 220-224.

4. Pugachev, I.Yu. (2017), "Innovation of evaluation of the organizational and methodological component of physical training based on the principle of "incentive point stimulation", Innovations in education, No. 11, pp. 60-67.

5. Podgornaya, A.S., Yatsyk, V.Z., Paramzin, V.B. and Vasilchenko, O.S. (2018), "The development of speed and strength qualities of students by means of ski training at educational and recreational camps in the Middle Mountains", Topical issues of physical culture and sports, Vol. 20., pp. 85-90.

6. Gorbikov, I.I., Yatsyk, V.Z., Vasilchenko, O.S., Paramzin, V.B. and Raznovskaya, S.V. (2020), "The effectiveness of various methods of complex control of the physical condition of novice skiers during training camps", Modern scientist, No. 1, pp. 71-75.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2022

УДК 796.322

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ИГРОКОВ МУЖСКОЙ КОМАНДЫ «ВГТУ

ВОРОНЕЖ» ПО ГАНДБОЛУ

Алексей Вячеславович Доронкин, преподаватель, главный тренер гандбольной команды «ВГТУ ВОРОНЕЖ», Воронежский государственный технический университет, Воронеж; Сергей Анатольевич Андронов, старший преподаватель, Владимир Васильевич Лобачев, профессор, Сергей Владимирович Головчанов, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

Аннотация

Изучены мотивы занятий спортом мужской команды «ВГТУ Воронеж» по гандболу с использованием модифицированных опросников. Выявлена корреляционная зависимость между структурой спортивной мотивации команды по гандболу и причинами, побудившими спортсменов заниматься данным видом спорта. Цель исследования: выявить корреляционную зависимость между структурой спортивной мотивации игроков команды по гандболу и причинами, побудившими спортсменов заниматься данным видом спорта. Практическая значимость: возможность использовать материалы исследования для подготовки игроков сборных команд по гандболу. Ключевые слова: мотивация, гандбол, корреляционная зависимость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p125-130

MOTIVATIONAL COMPONENT OF PLAYERS OF MEN'S HANDBALL TEAM

"VSTU VORONEZH"

Alexey Vyacheslavovich Doronkin, the teacher, head coach of the handball team "VSTU Voronezh ", Voronezh State Technical University; Sergey Anatolyevich Andronov, the senior teacher, Vladimir Vasilyevich Lobachev, the professor, Sergey Vladimirovich Golovchanov, the

senior teacher, Voronezh State Pedagogical University

Abstract

The motives for the sports activities of the men's team "VSTU Voronezh" in handball were studied by using the modified questionnaires. The correlation between the structure of sports motivation of the handball team and the reasons that prompted athletes to engage in this sport has been revealed. The purpose of the study: to identify the correlation between the structure of sports motivation of the handball team players and the reasons that prompted the athletes to engage in this sport.

Keywords: motivation, handball, correlation dependence.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация как термин современной психологии имеет неоднозначное толкование: ее можно понимать как систему факторов, определяющих поведенческие стереотипы индивида и включающих заинтересованность в чем-либо, скрытые и явные цели, намерения, волевые устремления и т. д., а можно - собственно как катализатор поведенческой активности субъекта. Следует отметить, что чаще всего в образовательной практике используется первое толкование мотивации. В психологической литературе отмечается, что мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершению определенных действий. В отечественной психологии проблемой мотивации занимались многие педагоги и психологии. Среди них следует выделить Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В. Вилюнас, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Л.М. Митину, С.Л. Рубинштейна, Д.З. Узнадзе, В.Д. Шадрикова, В.А. Якунина. Современная психология проблему замотивированности индивида рассматривает в русле поиска стимуляторов деятельности, определения условий, побуждающих его к осуществлению той или иной деятельности [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мотивация - один из ключевых факторов для спортсменов, который определяет их постоянное участие в соревнованиях по тому или иному виду спорта. Для того чтобы он был активен, спортсмену необходимо знать о своих желаниях, интересах, а также найти способы для их осуществления при занятии спортом [1, 2].

Р.А. Пилоян утверждал, что мотивация индивида, занимающегося спортом, представляет собой состояние, которое вырабатывается путем соотнесения самим занимающимся физической культурой своих интересов, желаний [3] с вероятностью их исполнения в рамках того вида спорта, которым он занимается. Это становится основой для создания целей и дальнейшей их реализации, чтобы в необходимый момент получить наивысший показатель на соревнованиях [4].

Увлеченность спортом возникает не сразу. Настоящий спортсмен проходит несколько этапов для того, чтобы у него сформировался интерес к спорту. Этот процесс начинается еще с детства, когда ребенку прививаются навыки самообслуживания, проводится гигиеническое воспитание, а завершается достаточно глубоким психологическим и физиологическим пониманием сути воспитательной теории и методики по занятиям спортом [5, 6]. Мотивация играет очень важную роль в спорте, обеспечивая психологическое состояние спортсмена. Она является поводом для того, чтобы человек занимался спортивной деятельностью. Таким образом, мотивация - это одна из необходимых составляющих элементов в спортивной деятельности человека.

Существует множество разных факторов, которые формируют мотивацию. Это может быть, к примеру, общественное порицание, тревога перед неудачей, ограничение каких-либо прав при отсутствии результата; поощрение спортсмена за высокие показатели в спортивной деятельности и др. Однако ценность мотивации состоит в полном осознании спортсменом своих интересов, поставленных перед собой целей и возможностей для их осуществления, например: желание повысить свой остаток, приумножить свои

знания и опыт, приобрести определенные навыки и др. [4, 5, 6].

Один из потенциальных положительных мотивов индивида - это достижение успеха в профессиональной спортивной деятельности, которое вызывает стремление человека заниматься физической культурой и развиваться в этой сфере деятельности в качестве специалиста. В основе полученного результата имеют место личностные интересы и поставленные цели, осуществление которых производится путем решения соответствующих задач [3].

При неудачном выступлении спортсмена в состязании нельзя искать причину в несовершенстве его личностных качеств, это может спровоцировать критическое снижение его самооценки. Для развития лидерских качеств, формирующихся за счет определенных навыков, спортсмену необходимо участвовать в видах спорта с коллективной направленностью.

Было проведено научное исследование, в котором использовался преобразованный опросник Р.А. Пилояна «Изучение спортивной мотивации». С его помощью проводилось исследование степени сформированности мотивации у спортсмена и ее структуры. К числу базовых оснований данного фактора следует отнести:

- основания побудительные (утверждение своей личности, самореализация, чувство долга перед общественностью, получение материальной выгоды);

- основания базисные (приумножение знаний, определенных навыков, комфортное пребывание в социуме, а также благоприятные условия для занятий спортивной деятельностью);

- основания процессуальные (неравнодушие к своим конкурентам, анализ совокупных данных о них, а также отсутствие стрессовых ситуаций, влияющих на результат соревнований).

С помощью опросника В.И. Тропникова «Изучение мотивов занятий спортом» проводилось изучение уровня мотивации, развития личностных качеств каждого спортсмена, а также обстоятельств, подтолкнувших его выбрать именно это направление физкультурной специализации. Полученный материал был математически обработан с помощью статистического пакета SPSS 19.0.

Выборка составила 11 гандболистов, избравших спорт своей профессией. При этом 8 человек являлись кандидатами в мастера спорта (КМС), а 3 - уже имели статус мастера спорта (МС).

Было выявлено, что основополагающими факторами при выборе индивидами данного вида спорта являются:

- воспитание характера, развитие конкретных психологических особенностей спортсмена (18,5%), самоутверждение, желание славы (18,5%), желание работать в команде (18,5%);

- преумножение знаний, умений, приобретение новых навыков (17,5%), улучшение физических способностей (15,7%).

Наименьший результат по опроснику В.И. Тропникова показали такие варианты ответов, как интерес в материальном обеспечении (0,4%) и удовлетворение от процесса спортивного состязания (0,4%).

По мнению самих спортсменов, они выбрали этот вид спорта, так как чувствуют в себе силы и возможности продемонстрировать результативность в нем за счет развитых двигательных навыков, хорошей координации в пространстве (28,6%), высоких скоростных показателей (25,9%), значительной физической силы (20,5%), предельной выносливости (25%).

Согласно данным, полученным в результате применения опросника Р.А. Пилояна в исследовании мотивационной составляющей поведения профессиональных гандболистов, можно утверждать, что преимущественное значение для них имеет:

- нацеленность на получение финансовой выгоды (31,99%);

- стремление избежать различных травм, болей в ходе спортивного состязания) (26,1%);

- отсутствие стрессовых ситуаций, которые негативно влияют на результат соревнования (24,3%).

В результате исследования можно сделать вывод, что такие факторы, необходимые для осуществления поставленной цели, как стремление к приумножению знаний и приобретению новых навыков (8%), получение информации об уровне подготовки и тактике конкурентов (7,13%), стоят на втором месте по значению в мотивационном отношении для спортсменов-гандболистов. А такие факторы, как утверждение своей личности, самореализация (1,32%), комфортное пребывание в социуме (1,16%) вообще не участвуют в формировании мотивационной структуры испытуемых.

Полученные вербальные реакции спортсменов на опрос позволяют говорить о психологической перегрузке респондентов, однако в этом случае приходится признать их профессиональную несостоятельность, так как если спортсмен не способен решить задачи, поставленные на тренировках, значит, в условиях состязательной деятельности с ее повышенной стрессогенностью от него не стоит ждать высоких результатов.

На основании результатов применения опросника В.И. Тропникова и опросника Р.А. Пилояна к испытуемым можно обнаружить корреляционную зависимость между причинами выбора гандбола в качестве профессии, физическими данными каждого спортсмена и структурой его спортивной мотивации (таблица).

Таблица - Корреляционная зависимость между физическими данными каждого спортсмена, причинами и мотивацией его профессионального поведения_

№ Физические данные спортсмена Личная причина Наиболее значимая мотивация

1 Подвижный и с развитой координацией Стремление к престижу профессии и желаниеславы Удовлетворение материальных потребностей

2 Хорошие скоростные качества Повышение престижа и желание славы, развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей

3 Подвижный и с хорошей координацией Повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность Удовлетворение материальных потребностей, заинтересованность в отсутствии болевыхощущений

4 Хорошие скоростные качества, физически сильный и выносливый Повышение престижа и желание славы, развитие характера и психических качеств, коллективистская направленность Заинтересованность в отсутствии болевых ощущений

5 Подвижный и с хорошей координацией Коллективистскаянаправленность Удовлетворение материальных потребностей

6 Подвижный и с хорошей координацией Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей

7 Физически сильный Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей

8 Подвижный и с хорошей координацией, выносливый Физическое совершенствование Удовлетворение материальных потребностей

9 Подвижный и с хорошей координацией Коллективистскаянаправленность Удовлетворение материальных потребностей

10 Подвижный и с хорошей координацией Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей

11 Подвижный и с хорошей координацией Приобретение полезных для жизни умений и знаний Удовлетворение материальных потребностей

Анализируя полученные данные, заметим, что при всем типовом разнообразии спортсменов их мотивационные характеристики нельзя сводить к перечню наиболее распространенных, потому что такая категория, как мотивация имеет философскую основу осмысления. При этом нельзя не признать наличие закономерностей взаимозависимого ряда, устанавливающих корреляцию между гандболом как видом спорта, причинами его актуализации в сознании значимых взрослых и частными случаями реализации отличи-

тельных черт спортсменов-гандболистов. Следует также отметить, что превалирующим мотивом у участников исследования выступает финансовый вкупе с материальными благами, отсутствием болевых ощущений.

Мотивами часто становятся желания субъекта, по которым определяется возможность участия гандболиста в спортивной деятельности. Так, к числу таковых следует отнести работу над собственной волевой сферой, совершенствование навыков командной игры, развитие физических возможностей своего организма и т. д. При этом взаимная зависимость была установлена лишь в отношении финансового вознаграждения за призовую игру и стремления индивида заняться собственным физическим совершенствованием.

Из таблицы видно, что структуру мотивов и данный вид спорта (гандбол) определяют физические данные спортсмена и причины его выбора. На первом месте среди факторов, определяющих мотивацию, стоят материальные блага и отсутствие болезненности ощущений. А также такие факторы, как желание самоутвердится, воспитание себя, развитие характера, командный вид спорта, самосовершенствование в физическом плане, приумножение знаний, умений, приобретение навыков. Проведенный анализ показывает, что между причиной (воспитание, развитие психических качеств и характера) и структурой мотивации (получение финансовой выгоды, удовлетворение материальных потребностей) можно увидеть корреляционную зависимость. Между другими причинами и другой мотивацией такая связь не отслеживается.

ВЫВОДЫ

В целом можно говорить о наличии корреляционной связи между типом спортивного поведения индивида и уровнем его ориентации на победу. Получение денежного вознаграждения за игру обеспечивает развитие такого вида мотивации как выработка характера, тренировка волевой сферы личности.

Делая вывод о проведенном исследовании, можно сказать, что была установлена корреляционная зависимость между причиной, подтолкнувшей спортсмена заниматься данным видом спорта (гандболом) (воспитание, развитие характера и психических качеств) и мотивацией (получение финансовой выгоды, удовлетворение материальных потребностей). Соответствие возможностей спортсмена с его интересами, желаниями (мотивами) - это основа для выбора того или иного вида спорта.

Мотивация в гандболе является движущей силой развития индивида как спортсмена. Она определяет алгоритм его действий по самосовершенствованию в рамках игры в гандбол, специализацию спортивного направления для сужения круга задач на тренировках. При этом обусловленность спортивного поведения индивида желанием достижения успеха в выбранной области свидетельствует о его подготовленности к соревнованиям и высоких шансах на победу.

Мотивация играет важную роль в жизни спортсмена, а именно она формирует его действия в определенную программу, которая направлена на достижение высоких показателей в определенном виде спорта. Хорошие физические данные и обоснованная мотивация каждого спортсмена - это залог успеха в спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов А.О. Формирование мотивационной структуры стимулов для занятий физической культуры / А.О. Миронов, А.А. Шашков // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 67. - С. 130-132.

2. Дементьева И.М. Становление личностных ресурсов, самоактуализации у спортсменов-подростков, занимающихся гандболом / И.М. Дементьева, Г.Г. Кравченко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 90-95.

3. Королев А.С. Педагогические условия формирования социально активной позиции у студентов - будущих учителей физической культуры / А.С. Королев // Ученые записки университе-

та им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 110-113.

4. Самойлов, А.С. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России / А.С. Самойлов, С.М. Разинкин // Медицина экстремальных ситуаций. - 2015. - № 3. - С. 62-67.

5. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 8591.

6. Иванькова Ю.А. Психологическое сопровождение гандболистов / Ю.А. Иванькова // Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. 2017. -№ 10. - С. 206-214.

REFERENCES

1. Mironov, A.O. and Shashkov, A.A. (2016),"Formation of the motivational structure of incentives for physical education", New science: problems and prospects, No. 67, pp. 130-132.

2. Dementeva, I.M. and Kravchenko, G.G. (2016), "Formation of personal resources, self-actualization in teenage athletes engaged in handball", Topical issues of physical culture and sports, No. 1, pp. 90-95.

3. Korolev, A.S., (2017), "Pedagogical conditions for the formation of a socially active position among students - future teachers of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145). pp. 110-113.

4. Samoilov, A.S. and Razinkin, S.M. (2015), "Evaluation of the effectiveness of the method of correction of the psycho-emotional state of athletes of the Russian national team", Medicine of extreme situations, No. 3, pp. 62-67

5. Gorskaya, G.B. (2016) , "Motivational climate as a psychological regulator of athletes' activity", Physical culture, sports - science and practice, No. 4, pp. 85-91.

6. Ivankova, Yu.A. (2017), "Psychological support of handball players", Physical education, sports and human health, No. 10, pp. 206-214.

Контактная информация: andronova.olya2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

УДК 796.012.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ФИТНЕСОМ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация

В комплексном исследовании влияния регулярных занятий двигательной активностью, проанализированы результаты занятий функциональным фитнесом девушек 18-19 лет. В группе 29 человек применялась методика от базового уровня до интервальных тренировок, среднее количество часов занятий в неделю от 4 до 8, моторная плотность занятий составляла от 61,3±5,7% в начале учебно-тренировочных занятий до 81,2±7,9% на 7 месяце тренировок. Функциональная адаптация к физическим нагрузкам проявлялась в виде выраженной брадикардии в состоянии покоя и двигательной активности средней интенсивности. Значимое повышение уровня развития физических качеств регистрировался на 6 месяце учебно-тренировочных занятий и имел достоверную корреляцию с повышением адаптационного потенциала сердечно - сосудистой системы. Материалы. Материалом для исследования послужили, официальные данные текущего медицинского контроля, протоколы контрольных нормативов физической подготовленности и тесты функциональных проб на велоэргометре. Методы исследования. При проведении данной работы вся группа девушек прошла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.