Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩХСЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩХСЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный курс / психолого-педагогический класс / профилизация / допрофессиональная подготовка / профессиональное самоопределение / педагогическая одаренность / electronic course / psychological and pedagogical class / profiling / pre-professional training / professional self-determination / pedagogical giftedness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Аксенов Сергей Иванович, Лабутин Андрей Сергеевич

Статья посвящена проблеме формирования и деятельности психолого-педагогических классов в общеобразовательной школе. На основе исторических фактов и теоретических источников раскрывается роль профильных классов психолого-педагогической направленности в современных условиях. Анализируются причины возрождения данных классов с учетом требований современного этапа развития образования. Приводится характеристика феномена психолого-педагогического класса как этапа допрофессиональной и профессиональной подготовки старшеклассников. Описываются цели и задачи формирования психолого-педагогической профилизации в контексте современного анализа миссии педагога. Доказывается роль психолого-педагогических классов в воспитании молодежи с осознанным подходом к выбору профессии. Раскрывается опыт создания и использования онлайн курса по педагогике для обучающихся психолого-педагогических классов на кафедре общей и социальной педагогики Мининского университета г. Нижнего Новгорода. Приводится технология разработки лекций, видео-сопровождения, разноуровневых заданий, тестовых материалов и инструментов их проверки. Доказывается эффективность данного электронного ресурса для школьников, который позволяет познакомиться с педагогической наукой и образовательной практикой через разнообразные виды активности, включая собственную навигацию в электронном курсе, работу в педагогическом технопарке и профессиональные пробы. Показан методологический и методический ракурс создания данного электронного курса, представлен алгоритм работы с ним для разных целевых аудиторий. Определены условия и механизмы работы с курсом в различных формах педагогической работы; описаны преимущества его использования в изучении дисциплин педагогического цикла старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Аксенов Сергей Иванович, Лабутин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the formation and activity of psychological and pedagogical classes in a secondary school. On the basis of historical facts and theoretical sources, the role of specialized classes of psychological and pedagogical orientation in modern conditions is revealed. The reasons for the revival of these classes are analyzed, taking into account the requirements of the modern stage of education development. The article describes the phenomenon of the psychological and pedagogical class as a stage of pre-professional and professional training of high school students. The article describes the goals and objectives of the formation of psychological and pedagogical profiling in the context of a modern analysis of the teacher's mission. The role of psychological and pedagogical classes in the education of young people with a conscious approach to choosing a profession is proved. The article reveals the experience of creating and using an online course in pedagogy for students of psychological and pedagogical classes at the Department of General and Social Pedagogy of the Mininsky University of Nizhny Novgorod. The technology of developing lectures, video accompaniment, multi-level tasks, test materials and tools for their verification is given. The effectiveness of this electronic resource for schoolchildren is proved, which allows them to get acquainted with pedagogical science and educational practice through various types of activity, including their own navigation in an electronic course, work in a pedagogical technopark and professional tests. The methodological and methodical perspective of the creation of this electronic course is shown, the algorithm of working with it for different target audiences is presented. The conditions and mechanisms of working with the course in various forms of pedagogical work are determined; the advantages of its use in the study of disciplines of the pedagogical cycle by high school students are described.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩХСЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Аксенов Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лабутин Андрей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩХСЯ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и деятельности психолого-педагогических классов в общеобразовательной школе. На основе исторических фактов и теоретических источников раскрывается роль профильных классов психолого-педагогической направленности в современных условиях. Анализируются причины возрождения данных классов с учетом требований современного этапа развития образования. Приводится характеристика феномена психолого-педагогического класса как этапа допрофессиональной и профессиональной подготовки старшеклассников. Описываются цели и задачи формирования психолого-педагогической профилизации в контексте современного анализа миссии педагога. Доказывается роль психолого-педагогических классов в воспитании молодежи с осознанным подходом к выбору профессии. Раскрывается опыт создания и использования онлайн курса по педагогике для обучающихся психолого-педагогических классов на кафедре общей и социальной педагогики Мининского университета г. Нижнего Новгорода. Приводится технология разработки лекций, видеосопровождения, разноуровневых заданий, тестовых материалов и инструментов их проверки. Доказывается эффективность данного электронного ресурса для школьников, который позволяет познакомиться с педагогической наукой и образовательной практикой через разнообразные виды активности, включая собственную навигацию в электронном курсе, работу в педагогическом технопарке и профессиональные пробы. Показан методологический и методический ракурс создания данного электронного курса, представлен алгоритм работы с ним для разных целевых аудиторий. Определены условия и механизмы работы с курсом в различных формах педагогической работы; описаны преимущества его использования в изучении дисциплин педагогического цикла старшеклассниками.

Ключевые слова: электронный курс, психолого-педагогический класс, профилизация, допрофессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, педагогическая одаренность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation and activity of psychological and pedagogical classes in a secondary school. On the basis of historical facts and theoretical sources, the role of specialized classes of psychological and pedagogical orientation in modern conditions is revealed. The reasons for the revival of these classes are analyzed, taking into account the requirements of the modern stage of education development. The article describes the phenomenon of the psychological and pedagogical class as a stage of pre-professional and professional training of high school students. The article describes the goals and objectives of the formation of psychological and pedagogical profiling in the context of a modern analysis of the teacher's mission. The role of psychological and pedagogical classes in the education of young people with a conscious approach to choosing a profession is proved. The article reveals the experience of creating and using an online course in pedagogy for students of psychological and pedagogical classes at the Department of General and Social Pedagogy of the Mininsky University of Nizhny Novgorod. The technology of developing lectures, video accompaniment, multi-level tasks, test materials and tools for their verification is given. The effectiveness of this electronic resource for schoolchildren is proved, which allows them to get acquainted with pedagogical science and educational practice through various types of activity, including their own navigation in an electronic course, work in a pedagogical technopark and professional tests. The methodological and methodical perspective of the creation of this electronic course is shown, the algorithm of working with it for different target audiences is presented. The conditions and mechanisms of working with the course in various forms of pedagogical work are determined; the advantages of its use in the study of disciplines of the pedagogical cycle by high school students are described.

Key words: electronic course, psychological and pedagogical class, profiling, pre-professional training, professional self-determination, pedagogical giftedness.

Введение. В конце ХХ-начале XXI века активизировалась деятельность государства по созданию профильных классов психолого-педагогической направленности. В марте 2021 года министр просвещения С. Кравцов сообщил о необходимости создания пяти тысяч педагогических классов, где планируется готовить будущих учителей в условиях школы. По его словам, это позволит России войти в топ-10 стран по качественному общему образованию. Стоит отметить, что тема подготовки учительства со школьной скамьи для России не нова: на протяжении последних трех столетий предпринималось немало попыток решить эту проблему в разных форматах образовательной практики.

Обращение к данной теме сегодня обусловлено необходимостью:

1. Осуществления качественного профессионального самоопределения старшеклассников.

2. Развития непрерывного педагогического образования.

3. Обеспечения целенаправленного приема в педагогические вузы мотивированных, креативных, нацеленных на педагогическую работу абитуриентов.

4. Создания системы допрофессиональной подготовки старшеклассников, которые смогут в будущем осуществить свой профессиональный выбор для работы в условиях многообразия типов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

Бесспорно утверждение, что в современных условиях развития общества возрастает значение формирования готовности учителя к особой, креативной деятельности, которая являет собой личностное состояние, связанное с мотивационно-ценностным отношением к профессии, владением эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способностью к творчеству и рефлексии Г5; 61. Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов также доказывают, что субъект воспитательной системы педагогического класса (учитель, преподаватель) должен быть профессионалом высокого уровня, примером профессиональной компетентности для будущих педагогов. Таким образом, подготовка учителей для современной школы требует построения гибкой, многоаспектной и качественной модели вовлечения детей и молодежи в образовательную сферу жизни общества, раннего и осознанного приобщения к ней [10].

Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов [4], они представляют собой объединение обучающихся образовательной организации, признаками которого являются:

1. избирательный принцип комплектования состава учащихся;

2. профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности;

3. обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения психолого-педагогических знаний;

4. наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами [4].

Цели создания профильных психолого-педагогических классов предельно понятны: выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессиональной педагогической деятельности. Важно отметить, что данный вектор профилизации школьного образования предполагает интеграцию педагогически одаренных детей в профессиональные сообщества на этапе их школьной жизни. Вместе с тем, ученые - исследователи и практики отмечают, что обучающиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора: у них не сформированы важнейшие личностные качества, не всегда осознаются мотивы выбора, нет выраженной гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения [7; 8; 9]. По этой причине учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, помочь им получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение о выборе профессии. Данный контекст позволяет обратиться к опыту развития профильных классов психолого-педагогической направленности и организации форматов работы в них.

Изложение основного материала статьи. В соответствии Приказом Минобрнауки РФ от 25.12.2020 г. № 1580 Мининский университет (г. Нижний Новгород) вошел в перечень организаций - федеральных инновационных площадок, что определило цель инновационного образовательного проекта - разработка, теоретическое обоснование, апробация и внедрение профильного интерактивного курса для учащихся психолого-педагогических классов (период реализации проекта: 2021-2023 г.г.). Стоит отметить, что курс создавался в цифровом формате, что отвечает принципу комфортности его изучения школьниками. Известно, что виртуальная образовательная среда (ВОС) представляет собой широкий спектр технологий и методов (веб-конференции, видеотрансляции, мультимедийные учебные материалы, интерактивные задания, системы управления обучением и т.п.). А.В.Ворохобов и Е.В. Плисов доказывают, что в основе ВОС лежит идея о том, что обучение должно быть индивидуализированным и адаптированным к потребностям каждого ученика [3].

Этот педагогический дизайн был выбран как оптимальный для данного формата обучения. Вслед за М.Е. Вайндорф-Сысоевой и Е.О. Воробчиковой под педагогическим дизайном мы понимаем процесс преобразования информации в рамках отдельной предметной области в образовательный контент для достижения цели обучения в предлагаемых условиях [2].

Рассчитанный на 2 года обучения (10-11 классы) курс представлен двумя этапами.

1. Пропедевтический этап (8-9 классы) - допрофильная педагогическая подготовка школьников, которая предполагает создание комплекса условий для их успешной адаптации к специфике обучения в психолого- педагогических классах и формирование устойчивого положительного отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Основной этап (10-11 классы) - профильная педагогическая подготовка старшеклассников, целью которой является формирование позитивной установки на выбор педагогической профессии [1, С. 267].

Цель освоения курса - создание условий для овладения старшеклассниками знаниями и умениями, связанными с допрофессиональной и профориентационной подготовкой. В соответствии с целью были определены задачи курса:

> формировать представления учащихся о вариативном характере развития педагогической реальности в формате событийного подхода;

> обеспечить овладение знаниями об основах планирования педагогической деятельности;

> создать условия для систематизации психолого-педагогических знаний;

> способствовать формированию представлений о содержании, структуре, новых форматах, специфике и подходах к проектированию современных педагогических практик и систем;

> содействовать развитию готовности обучающихся психолого-педагогических классов к проектированию и организации воспитательных проб и практик в различных форматах.

Работа учащихся в данном курсе строится в соответствии со следующими принципами:

1. Активное участие каждого (это предполагает обязательное выполнение участниками разноуровневых заданий, предполагающих разные виды активности: экспертная деятельность, работа на форуме, взаимооценка, творческие задания, решение кроссвордов, загадок, головоломок, видеопутешествия и т.д.).

2. Организационная трансформация среды, или внутренняя гибкость (курс может быть пройден каждым учеником в индивидуальном режиме).

3. Возможности для саморазвития всех (участие учащихся в курсе предполагает виртуальное общение на форумах, где происходит обсуждение проблемных вопросов, обмен впечатлениями, сравнение позиций, что производит эффект «взаимообогащения»).

4. Многообразие видов деятельности (широкий спектр заданий, материалов, источников для различных видов активности).

5. Погружение (возможность для каждого «погрузиться» в определенную тему с помощью основных и дополнительных источников без временных лимитов).

6. Горизонтальное обучение (взаимообщение, взаимопроверка, взаимообучение).

7. Принцип индивидуализации и персонификации обучения (возможность выстроить личный маршрут освоения курса каждым).

8. Разноуровневые виды заданий.

Обобщая выше сказанное, можно заявить, что курс предполагает создание особой зоны открытого виртуального пространства в виде учебных, игровых, исследовательских, информационных форматов, позволяющих участникам свободно и самостоятельно реализовывать его содержание в разнообразных видах учебной, научной, творческой профессионально направленной деятельности, используя широкий спектр образовательных средств в асинхронном режиме. Важным элементом освоения курса является работа участников на форуме, где происходит обмен мнениями по вопросам и заданиям различных тем, обсуждение позиций, гипотез, впечатлений.

В силу того, что курс рассчитан на школьную аудиторию, главной идеей была установка на то, что он не должен быть скучным и традиционно-репродуктивным, а ярким, насыщенным, оптимизирующим. Важной особенностью материалов курса является лексика: вместо наукообразных построений текстов было решено вести виртуальный «разговор» с учащимися на понятном, «живом» и эмоционально окрашенном языке в соответствии с особенностями возраста. Приведем

ряд примеров «перевода» академического языка на язык живого общения. В большинстве учебников по педагогике написано:

S Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

S Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой педагогического процесса.

■S Осуществление педагогической деятельности возможно тогда, когда педагог обладает системой знаний и имеет способности передать эти знания обучающимся. Поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к профессионально-личностным качествам педагога, является профессиональная компетентность».

Из лонгрида лекции курса: «Труд педагога - особенный. Педагогу важно не только самому много знать, но и уметь передать эти знания своим ученикам. Представь, что твой учитель не разбирается в своем предмете. Чему же он сможет тебя научить? С другой стороны, педагог может быть очень умным, много знать, однако его объяснения могут быть понятны не всем ученикам в классе, или ученикам будет скучно на его уроках. Именно поэтому важнейшее требование к учителю - это профессиональная компетентность». Понятно, что текст выигрывает от того, что он напрямую обращен к читателю, который чувствует дружеское участие, желание помочь освоить тему или найти ответ на вопрос. Стоит отметить, что тексты видеолекций (по 5-7 мин) отличаются также обращением к участникам, содержат вопросы, цитаты, сопровождаются картинками, презентациями, портретами. Эти приемы позволяют развивать эмоциональную коммуникативность с аудиторией слушателей [11].

В данном контексте целесообразно представить формулировки тем курса, которые также отличаются от тем учебников по педагогике. Например, темы из программы для 10 класса: «Бить или бить?» История школьных наказаний»; «Teacher in the Future»; «Видеотревэл. История нижегородского образования»; «Школьный dress-code», «Педагогический Олимп: педагогика в лицах». XI класс: «Школа вожатого: педагогика в действии», «Лучшие школы мира», «История дидактических средств», «Школьная оценка: кнут и пряник»; «Секреты успешного обучения». Особого внимания заслуживают задания по темам курса: они разнообразны как по форме, так и по типу. В курсе содержится широкий спектр дидактических инструментов, которые составляют связанную технологическую структуру: лонгриды, видеолекции, творческие задания, тесты, видеоматериалы, киносюжеты, виртуальные экскурсии, кроссворды, эссе, головоломки, аналитические задания ит.п.

Представим алгоритм построения одной из тем курса «Teacher in the Future»:

> Мотивирующее видео (4 мин.).

> Лонгрид «Педагогические профессии будущего».

> Работа с сайтом «Педагог в образовании будущего».

> Путешествие по Атласу новых профессий (самостоятельная работа: отгадать педагогическую профессию по ее описанию, решить анаграмму, разгадать кроссворд, составить собственную загадку для первоклассника).

> Составление вопросов для интервью с учителем школы о педагоге будущего.

> Интервью с педагогом о профессии, обсуждение его результатов на форуме.

> Выполнение контрольного теста по теме.

Отметим, что описанный алгоритм носит достаточно универсальный характер и может быть использован для создания любой темы как для электронного курса психолого-педагогического профиля, так и для других школьных дисциплин. Кроме того, электронный курс, разработанный в соответствии с данным алгоритмом, может быть размещен практически на любой цифровой платформе. Первичная апробация данного курса, проведенная на базе нескольких школ г. Нижнего Новгорода, показала явный интерес школьников и учителей к такому формату изучения педагогической науки и образовательных практик в психолого-педагогических классах. По отзывам учителей, к инновационным образовательным решениям данного курса следует отнести:

1. Оперирование широким спектром цифровых инструментов.

2. Обеспечение мультиплатформенности обучения в старшем звене школы.

3. Внедрение интерактивных элементов горизонтального обучения учащихся психолого-педагогических классов.

4. Цифровизация освоения содержания профильных курсов.

5. Возможности для формирования опыта построения обучения в смешанных группах.

6. Обеспечение эффективного взаимодействия педагогического корпуса общего и высшего образования в контексте практико-ориентированного подхода в обучении.

Выводы. Разработка и использование электронного курса по педагогике для обучающихся психолого-педагогических классов обусловлены рядом факторов:

1. Внедрением различных форм цифровой педагогики в школьное образование.

2. Активным развитием классов психолого-педагогической направленности в российских школах в связи с проблемой дефицита молодых кадров учительства.

3. Необходимостью кардинального изменения методик изучения педагогических дисциплин в профильных классах

Методолого-методическое построение курса, а также технологические решения его использования в учебной и исследовательской деятельности по праву могут считаться инновационным форматом, который позволяет вовлечь обучающихся в анализ педагогического опыта, образовательных практик прошлого и современности.

Литература:

1. Аксенов, С.И. Риски и перспективы развития системы психолого-педагогических классов / С.И. Аксенов, Н.Д. Базарнова // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов, Казань, 26-28 мая 2021 года. Том Часть I. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021,- С. 19-23. - EDN PRNNWA

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогический дизайн как системообразующая категория: подходы и определения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.О. Воробчикова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1(42). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-1-3,- EDN HPFZFB

3. Ворохобов, A.B. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / A.B. Ворохобов, Е.В. Плисов //ВестникМининского университета. -2023. - T.II, № 3(44).-DOI 10.26795/2307-1281-202311-3-5. - EDN ОМКОНМ

4. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. // Утверждена распоряжением Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р [Электронный ресурс]: URL:http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения 20.10.2022)

5. Лебедева, ИВ. Инновационная деятельность учителей как психолого-педагогический феномен / И.В. Лебедева, Т.Л. Шабанова// Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 6. - С. 404. - EDN VJPVMV

6. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов "психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования // Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо № ВБ-511/08 от 30 марта 2021 г. [Электронный ресурс]: URL: https://admhmao.ru/upload/iblock/ae5/Pismo_-Minprosveshcheniya-Rossii-ot-30.03.2021-N-VB_511_08-0-_l_.pdf (дата обращения 20. 10. 2022)

7. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии / C.B. Митросенко, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. -2016. -№ 51-3,-С. 204-211. -EDNVPMJJN

8. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

9. Проектирование учебных пособий для психолого-педагогического класса / Р.У. Арифулина, Е.С. Степанищина, Ю.В. Швецова, Ю.В. Шлыкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-10. - С. 30-36

10. Слепенкова, Е.А. Психолого-педагогический класс как воспитательная система: страницы истории и развитие в настоящее время / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов // Воспитание школьников. - 2023. - № 3. - С. 33-40. - DOI 10.47639/0130-0776 2023 3 33. - EDN YTYURK

11. Фомина, Н.В. Эмоциональная коммуникативность в структуре инновационной деятельности учителя / Н.В. Фомина, И.В. Лебедева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - С. 619-623. - EDN WAFVVF

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Нина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор систематизирует и анализирует опыт профессиональной подготовки магистрантов профиля «Менеджмент в образовании и социальной сфере» ЯЕПУ им. К.Д. Ушинского по разработке программы развития персонала образовательной организации в рамках учебной дисциплины «Управление развитием персонала организаций образования и социальной сферы». Предлагается алгоритм проектирования программы развития персонала образовательной организации, который включает в себя пять основных этапов. Первый этап предполагает проведение всестороннего анализа ситуации, сложившейся вокруг системы управления персоналом конкретной образовательной организации, и выявление основной проблемы в управлении персоналом. Студенты должны продемонстрировать владение методами анализа внешней и внутренней среды организации. На втором этап производится постановка целей и задач развития персонала. Магистранты показывают владение методами целеполагания, в результате реализации которых представляют систему целей и задач управления развитием персонала образовательной организации. Третий этап проектирования программы управления развитием персонала предполагает планирование процесса развития персонала, где будущие менеджеры демонстрируют владение методами планирования. В результате они представляют систему планов с четким обозначением этапов реализации программы, комплекса мероприятий и ответственных лиц. На четвертом этапе проектирования производится разработка организационных механизмов развития персонала через создание матрицы ответственности и проработки организационной структуры. Пятый этап предполагает разработку системы мониторинга результатов развития персонала. Магистранты демонстрируют владение методами и технологиями оценки и мониторинга в системе управления развитием персонала. Каждый этап содержит последовательность работ, которые должен выполнить будущий менеджер системы образования, и конкретные примеры из практики деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова: педагогические кадры, персонал, развитие персонала, управление развитием персонала, проектирование, программа, программа развития персонала.

Annotation. In this article, the author systematizes and analyzes the experience of professional training of undergraduates of the profile "Management in education and social sphere" of K.D. Ushinsky YAGPU on the development of a program for the development of personnel of an educational organization within the framework of the discipline "Management of personnel development of educational and social organizations". An algorithm for designing the personnel development program of an educational organization is proposed, which includes five main stages. The first stage involves conducting a comprehensive analysis of the situation around the personnel management system of a particular educational organization and identifying the main problem in personnel management. Students must demonstrate proficiency in methods of analyzing the external and internal environment of the organization. At the second stage, the goals and objectives of personnel development are set. Undergraduates show mastery of goal-setting methods, as a result of which they present a system of goals and objectives for managing the development of the personnel of an educational organization. The third stage of designing a personnel development management program involves planning the personnel development process, where future managers demonstrate mastery of planning methods. As a result, they present a system of plans with a clear designation of the stages of the implementation of the program, a set of measures and responsible persons. At the fourth stage of design, organizational mechanisms for personnel development are developed through the creation of a responsibility matrix and the elaboration of an organizational structure. The fifth stage involves the development of a system for monitoring the results of staff development. Undergraduates demonstrate proficiency in methods and technologies of assessment and monitoring in the personnel development management system. Each stage contains a sequence of works to be performed by the future manager of the education system, and specific examples from the practice of educational organizations.

Key words: teaching staff, personnel, personnel development, personnel development management, design, program, personnel development program.

Введение. Успешное управление деятельностью современной образовательной организации невозможна без осуществления процессов развития персонала, так как современная социально-экономическая ситуация диктует необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, умений и навыков специалистов сферы образования.

В настоящее время рынок труда предъявляет особые требования к менеджерам системы образования. Это должны быть активные, мобильные, инициативные, грамотные управленцы, способные принимать эффективные управленческие решения в условиях нестабильной внешней и внутренней среды организации. Подготовка таких специалистов производится в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского в рамках направления магистратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.