Научная статья на тему 'Опыт применения педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении занятий по «Основам военной подготовки»'

Опыт применения педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении занятий по «Основам военной подготовки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы военной подготовки / педагогический прием / педагогический эксперимент / фрустрация / эксперименты Дембо / обеспечение эффективности преподавания / fundamentals of military training / pedagogical technique / pedagogical experiment / frustration / Dembo experiments / ensuring the effectiveness of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Юрьевич Усков

Анализируются результаты педагогического эксперимента проведения занятий по дисциплине (модулю) «Основы военной подготовки» с применением приема, основанного на фрустрации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Юрьевич Усков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of using a pedagogical technique based on the frustration of students when conducting classes on the «Basics of military training»

The results of the pedagogical experiment of conducting classes in the discipline (module) «Fundamentals of military training» using a technique based on the frustration of students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Опыт применения педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении занятий по «Основам военной подготовки»»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-145-147 EDN: https://elibrary.ru/vctubr NIION: 2018-0077-2/24-470 MOSURED: 77/27-024-2024-02-669

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Опыт применения педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении занятий

по «Основам военной подготовки»

Сергей Юрьевич Усков

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева, Москва, Россия, novos-2020@mail.ru

Аннотация. Анализируются результаты педагогического эксперимента проведения занятий по дисциплине (модулю) «Основы военной подготовки» с применением приема, основанного на фрустрации обучающихся.

Ключевые слова: основы военной подготовки, педагогический прием, педагогический эксперимент, фрустрация, эксперименты Дембо, обеспечение эффективности преподавания

Для цитирования: Усков С. Ю. Опыт применения педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении занятий по «Основам военной подготовки» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 145-147. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-145-147. EDN: VCTUBR.

Original article

The experience of using a pedagogical technique based on the frustration of students when conducting classes on the «Basics of military training»

Sergey Yu. Uskov

Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev, Moscow, Russia, novos-2020@mail.ru

Abstract. The results of the pedagogical experiment of conducting classes in the discipline (module) «Fundamentals of military training» using a technique based on the frustration of students are analyzed.

Keywords: fundamentals of military training, pedagogical technique, pedagogical experiment, frustration, Dembo experiments, ensuring the effectiveness of teaching

For citation: Uskov S. Yu. The experience of using a pedagogical technique based on the frustration of students when conducting classes on the «Basics of Military Training». Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):145-147. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-145-147. EDN: VCTUBR.

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment - проба, опыт) [1].

Актуальность исследовательской работы, результатам которой посвящена данная статья, обусловлена противоречием между необходимостью приобретения обучающимися (в ходе освоения дисциплины (модуля) «Основы военной подготовки») твердых знаний и формирования у них устойчивых навыков решения специфических задач, и выполнения специфических действий, не связанных (напрямую, непосредственно) с их повседневной деятельностью и со знаниями, умениями,

навыками и компетенциями, приобретаемыми обучающимися в ходе освоения основных образовательных программ, - с одной стороны, и строго ограниченными временными рамками, отведенными для достижения целей обучения по дисциплине (модулю) «Основы военной подготовки» - с другой [2; 3].

В ходе педагогического поиска альтернативных способов разрешения указанного противоречия было принято решение о проведении педагогического эксперимента.

Цель педагогического эксперимента - определение эффективности фрустрации, как способа формирова-

© Усков С. Ю., 2024

№ 2 / 2024 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

ния твердых знании и устойчивых навыков решения специфических задач, и выполнения специфических действий по дисциплине (модулю) «Основы военной подготовки».

Побудителем идеи проведения данного эксперимента стали результаты исследовательских работ Тамары Вульфовны Дембо - американского психолога российского происхождения, профессора и почетного доктора Университета Кларка. Свою научно-исследовательскую деятельность Т. В. Дембо осуществляла совместно с Блюмой Зейгарник и Марией Овсянкиной, в лаборатории Курта Левина в берлинском Психологическом институте. Занималась вопросами восприятия (гештальтпсихологией), психологическим тестированием, бихевиоризмом, реабилитационной психологией. В 1962 году разработала методику для исследования самооценки, доработанную в 1970 году советским психологом Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и получившую название - Методика Дембо-Рубинштейн. Работая над диссертацией, Т. В. Дембо предопределила направления своих дальнейших исследований в психологии, в том числе таких, как исследования социально-психологических феноменов в экспериментальной ситуации, агрессии и фрустрации. В частности, Т. В. Дембо известна своими экспериментами, в ходе которых предлагала своим испытуемым задачи, не имеющие решения, что, однако, не являлось очевидным с первого взгляда. Это было направлено на вызывание фрустрации [4-6].

Фрустрация (лат. «расстройство планов», «уничтожение замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, другими словами, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза (потенциальная, реальная) удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние [4-6].

И хотя фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, в тоже время, в определенной степени она способна вызывать конструктивный (положительный) эффект. Это связано с тем, что фрустрация может помочь достижению какой-либо цели, так как происходит фокусировка на главном мотиве, а другие потребности уходят на второй план. Может происходить интенсификация усилий, мобилизация сил для преодоления барьеров мешающих достижению цели, при этом мотивация возрастает до максимального уровня. Кроме этого, может происходить замена средств достижения цели (свежий взгляд на проблемную ситуацию, переосмысление своих действий), переоценка ситуации (иное восприятие контекста проблемной ситуации для достижения цели в результате напряжения) [4-6].

Необходимо отметить, что вызвать фрустрацию не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из-за чего, в ходе эксперимента было предпринято несколько попыток вызывания фрустрации при проведе-

нии различных (как по содержанию, так и по формам проведения) занятий по «Основам военной подготовки». В результате, наиболее удачной оказалась реализация педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, при проведении практических занятий, в ходе которых приобретались знания и формировались навыки обращения со стрелковым оружием.

На одном из таких занятий обучающимся необходимо было выполнить норматив по снаряжению патронами стандартного магазина автомата Калашникова АК-74, емкостью 30 патронов.

Данное занятие проводилось в четырех учебных группах, две из которых были экспериментальными, а две - контрольными.

Занятие проводилось на нескольких учебных точках, в связи с чем, обучающиеся каждой учебной группы предварительно делились на подгруппы, по числу учебных точек.

На учебных точках обучающиеся последовательно изучали устройство магазина автомата и условия выполнения норматива по его снаряжению патронами. После чего обучающимся предоставлялась возможность самостоятельной тренировки в выполнении норматива.

Затем, обучающиеся, по одному, прибывали на контрольную точку, где, под наблюдением преподавателя, им необходимо было выполнить норматив по снаряжению магазина на время, и получить соответствующую оценку. При этом, выполнение норматива обучающимися контрольных групп осуществлялось в обычных условиях (с использованием стандартного магазина и 30 учебных патронов). В таких же обычных условиях осуществлялось выполнение норматива и двумя из трех обучающихся экспериментальных групп, а выполнение норматива каждым третьим обучающимся, из числа экспериментальных групп, осуществлялось с использованием специально подготовленного магазина (исключавшего возможность правильной оценки количества патронов, находящихся в магазине, по-средствам визуального контроля через индикационное отверстие), а количество учебных патронов, которыми необходимо было снаряжать магазин, незаметно увеличивалось на один патрон. В результате, каждый третий обучающийся, из числа экспериментальных групп, при выполнении норматива не мог его завершить, в связи с тем, что последний патрон, не взирая на все усилия и старания, никак не помещался в магазин. В следствии чего у данных обучающихся наступала фрустрация. В таких случаях, по истечении определенного времени, преподаватель останавливал выполнение норматива, говоря о том, что ничего страшного не случилось, так как на следующем занятии будет предоставлена возможность для пересдачи норматива.

Обобщенные результаты эксперимента позволили констатировать, что обучающиеся, испытавшие фрустрацию, в дальнейшем, при выполнении норматива по снаряжению магазина автомата в ходе контрольно-проверочных мероприятий (проводимых несколько раз) показывали результаты существенно лучше, чем остальные обучающиеся, а именно: 100 % обучающих-

146

PEDAGOGICAL SCIENCES

ся, испытавших фрустрацию, успешно справлялись с выполнением норматива и получали положительные оценки, из них не менее 68 % - получали хорошие и отличные оценки. При этом, указанные обучающиеся, пред выполнением норматива более внимательно относились к осмотру магазина и учебных патронов (в том числе пересчитывали их количество), а в ходе выполнения норматива действия совершали более осознанно и уверенно.

Таким образом, допустимо заключить, что цель педагогического эксперимента достигнута. А это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что творческое применение педагогического приема, основанного на фрустрации обучающихся, позволяет повысить эффективность проведения занятий, способствуя закреплению у обучающихся знаний и формированию у них устойчивых навыков решения специфических задач, и выполнения специфических действий, благоприятствуя, тем самым, достижению целей обучения по дисциплине (модулю) «Основы военной подготовки».

Библиографический список

1. Демидко М. Н. Педагогический эксперимент как один из методов педагогических исследований // Мастерство online. 2018. № 4 (17)/ URL: http://ripo. unibel.by/index.php?id=3808 (дата доступа: 29.01.2024).

2. Минобрнауки России разработало модуль об основах военной подготовки для включения в образовательные программы высшего образования. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // URL: https://minobrnauki. gov.ru/press-center/news/obrazovanie (дата доступа: 29.09.2023).

3. Усков С. Ю. Основа «Основ военной подготовки» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 172-175. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-172-175. EDN: ZFVEXP.

4. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki (дата доступа: 29.01.2024).

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // URL: https://spbguga.ru. (дата доступа: 31.01.2024).

6. Дембо Тамара Вульфовна. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» // URL: https://bigenc.ru/c/dembo-tamara-vul-fovna-11bf00 (дата доступа: 09.01.2024).

Bibliographic list

1. Demidko M. N. Pedagogical experiment as one of the methods of pedagogical research // Mastery online. 2018. No. 4 (17). URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=3808 (access date: 01/29/2024).

2. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation has developed a module on the basics of military training for inclusion in educational programs of higher education. The official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obra-zovanie (access date: 09/29/2023).

3. Uskov S. Yu. The basis of the «Fundamentals of military training» // Psychology and pedagogy of official activity. 2023. No. 3. Р. 172-175. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-172-175 . EDN: ZFVEXP.

4. A public multilingual universal Internet encyclopedia // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of access: 01/29/2024).

5. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. A large psychological dictionary // URL: https://spbguga.ru . (access date: 01/31/2024).

6. Dembo Tamara Wolfovna. The scientific and educational portal «The Great Russian Encyclopedia» // URL: https://bigenc.ru/c/dembo-tamara-vul-fovna-11bf00 (access date: 09.01.2024).

Информация об авторе

С. Ю. Усков - начальник учебной части - заместитель начальника военного учебного центра, кандидат военных

Information about the author

S. Yu. Uskov - Head of the training unit - Deputy head of the military training center, Candidate of Military Sciences.

Статья поступила в редакцию 02.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 02.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.