Научная статья на тему 'Индивидуализация педагогического процесса в образовательной среде вузов МВД России'

Индивидуализация педагогического процесса в образовательной среде вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация / педагогический процесс / образовательная среда / физическая подготовка / курсанты / образовательные организации МВД России / весо-ростовые характеристики / соматический тип / статистические показатели / individualization / pedagogical process / educational environment / physical training / cadets / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / weight and height characteristics / somatic type / statistical indicators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Анатольевич Зайцев, Вадим Михайлович Бычков

Индивидуализация рассматривается как один из аспектов, определяющих успешность педагогического процесса, являющегося неотъемлемой составляющей формирования образовательной среды, применительно к обучающимся в специализированных высших учебных заведениях. Педагогический процесс по физической подготовке в специализированных организациях высшего образования рассматривается в качестве фактора образовательной среды с присущими ей возможностями для полноценного развития разнообразных резервных возможностей (физических, функциональных, двигательных и др.) обучающихся, при наличии необходимых условий для их формирования. По отношению к обучающимся (в лице курсантов образовательных организаций МВД России), выступающих в качестве субъектов организации педагогического процесса, его планирование осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития и в соответствии с уровнем физического состояния занимающихся. Использование весо-ростовых характеристик позволяет определить тип их телосложения и, в дальнейшем, опираясь на него, индивидуализировать педагогический процесс по физической подготовке, тем самым максимально реализуя двигательный потенциал обучающихся. Индивидуализация педагогического процесса, построенная на указанных принципах, способствует формированию образовательной среды, в которой занятия по физической подготовки сопряженные, в том числе, со сдачей контрольных нормативов, реализуются не только без ущерба для здоровья занимающихся, но также создают полноценные условия как для разностороннего, так и профессионально-ориентированного двигательного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Анатольевич Зайцев, Вадим Михайлович Бычков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of the pedagogical process in the educational environment of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Individualization is considered as one of the aspects that determines the success of the pedagogical process, which is an integral component of the formation of the educational environment in relation to students in specialized higher educational institutions. The pedagogical process of physical training in specialized organizations of higher education is considered as a factor in the educational environment, with its inherent opportunities for the full development of various reserve capabilities (physical, functional, motor, etc.) of students, subject to the presence of the necessary conditions for their formation. In relation to students (represented by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia), acting as subjects of organizing the pedagogical process, its planning is carried out taking into account individual developmental characteristics and in accordance with the level of physical condition of students. The use of weight and height characteristics makes it possible to determine their body type and, subsequently, based on it, to individualize the pedagogical process of physical training, thereby maximizing the motor potential of students. Individualization of the pedagogical process, built on these principles, contributes to the formation of an educational environment in which physical training classes associated, including passing control standards, are implemented not only without harm to the health of those involved, but also create full-fledged conditions for both versatile and and professionally oriented motor development.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация педагогического процесса в образовательной среде вузов МВД России»

Научная статья УДК 796.8; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-86-90 EDN: https://elibrary.ru/YMFOVG NIION: 2018-0077-1/24-430 MOSURED: 77/27-024-2024-01-629

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Индивидуализация педагогического процесса в образовательной среде вузов МВД России

Александр Анатольевич Зайцев1,2, Вадим Михайлович Бычков3

1 Академия управления МВД России, Москва, Россия

2 Московская государственная академия физической культуры, Москва, Россия

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Индивидуализация рассматривается как один из аспектов, определяющих успешность педагогического процесса, являющегося неотъемлемой составляющей формирования образовательной среды, применительно к обучающимся в специализированных высших учебных заведениях. Педагогический процесс по физической подготовке в специализированных организациях высшего образования рассматривается в качестве фактора образовательной среды с присущими ей возможностями для полноценного развития разнообразных резервных возможностей (физических, функциональных, двигательных и др.) обучающихся, при наличии необходимых условий для их формирования. По отношению к обучающимся (в лице курсантов образовательных организаций МВД России), выступающих в качестве субъектов организации педагогического процесса, его планирование осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития и в соответствии с уровнем физического состояния занимающихся. Использование весо-ростовых характеристик позволяет определить тип их телосложения и, в дальнейшем, опираясь на него, индивидуализировать педагогический процесс по физической подготовке, тем самым максимально реализуя двигательный потенциал обучающихся. Индивидуализация педагогического процесса, построенная на указанных принципах, способствует формированию образовательной среды, в которой занятия по физической подготовки сопряженные, в том числе, со сдачей контрольных нормативов, реализуются не только без ущерба для здоровья занимающихся, но также создают полноценные условия как для разностороннего, так и профессионально-ориентированного двигательного развития.

Ключевые слова: индивидуализация, педагогический процесс, образовательная среда, физическая подготовка, курсанты, образовательные организации МВД России, весо-ростовые характеристики, соматический тип, статистические показатели

Для цитирования: Зайцев А. А., Бычков В. М. Индивидуализация педагогического процесса в образовательной среде вузов МВД России II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 86-90. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2024-1-86-90. EDN: YMFOVG.

Original article

Individualization of the pedagogical process in the educational environment ofuniversities ofthe^inistry oflnternal Affairs ofRussia

Alexander A. Zaitsev1,2, Vadim M. Bychkov3

1 Academy ofManagement of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

2 Moscow State Academy ofPhysical Culture

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'

Absrtact. Individualization is considered as one of the aspects that determines the success of the pedagogical process, which is an integral component of the formation of the educational environment in relation to students in specialized higher educational institutions. The pedagogical process of physical training in specialized organizations of higher education is considered as a factor in the educational environment, with its inherent opportunities for the full development of various reserve capabilities (physical, functional, motor, etc.) of students, subject to the presence of the necessary conditions for their

© Зайцев А. А., Бычков В. M., 2024

86 PEDAGOGICAL SCIENCES

formation. In relation to students (represented by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia), acting as subjects of organizing the pedagogical process, its planning is carried out taking into account individual developmental characteristics and in accordance with the level of physical condition of students. The use of weight and height characteristics makes it possible to determine their body type and, subsequently, based on it, to individualize the pedagogical process of physical training, thereby maximizing the motor potential of students. Individualization of the pedagogical process, built on these principles, contributes to the formation of an educational environment in which physical training classes associated, including passing control standards, are implemented not only without harm to the health of those involved, but also create full-fledged conditions for both versatile and and professionally oriented motor development.

Keywords: individualization, pedagogical process, educational environment, physical training, cadets, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, weight and height characteristics, somatic type, statistical indicators

For citation: Zaitsev A. A., Bychkov V. M. Individualization of the pedagogical process in the educational environment of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):86-90. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-86-90. EDN: YMFOVG.

В настоящее время роль и значение учета индивидуализации в обучении, воспитании, спортивной тренировке трудно переоценить. Применительно к названным выше процессам, свойственным как общей, так и спортивной педагогики, «... индивидуализация обучения рассматривается как одна из ведущих тенденций в системе воспитания детей [1] и «... организация деятельности учащихся, с учетом их индивидуальных возможностей является решающим фактором формирования положительного отношения к учению» [6].

Индивидуализация может рассматриваться через учет особенностей, свойственных определенному лицу и, в соответствие с ними (особенностями), предоставление возможностей и создание условий для проявления и развития ребенка (подростка, молодого человека) как личности, посредством выбора соответствующих форм, методов, содержания и направленности обучения подготовки. Под индивидуализацией понимают «... совместную деятельность учителя и ученика на всех этапах учебного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения определяется индивидуальными особенностями развития учащихся и их способностью к обучению» [2]. Индивидуализация обучения «... направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальными возможностями каждого ученика» [11] и может рассматриваться «... с одной стороны, как организация учебного процесса, при котором выбор способов и приемов обуславливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ре-бенкав процессе обучения» [10].

Опираясь на исследовательские изыскания, указывается наличие определенно выраженной «... зависимости двигательных способностей от особенностей телосложения индивида, ... ориентированные на соматические показатели» [7], среди которых весо-ростовым характеристикам отводится ведущая роль при определении типа телосложения (соматического типа) и его учет позволит планировать адекватные педагогические воздействия. Применительно к спортивной педагогике и опираясь на указанную выше информацию, индивидуализация обучения и тренировки предполагает «...

создание групп занимающихся, в которых осуществляется учет их телосложения, в соответствии с характеристиками соматического развития - габаритного, компонентного и пропорционного уровней варьирования индивида, ... входящего в состав определенной типоло-гическойгруппы» [5].

Предпринята попытка определить весо-ростовые показатели телосложения обучающихся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя из числа курсантов и слушателей мужского и женского пола различных годов обучения и соматических типов (СТ). Выполнены (в соответствии с существующими требованиями и рекомендациями) измерения длины тела (ДГ), его массы (МТ) и, на основе полученной информации, произведены расчетные статистические процедуры среднего арифметического значения признака (ДТ, МТ), стандартного отклонения (с) от среднего арифметического значения признака, достоверности различий на 5 % уровне значимости (р0.05). Определение типа телосложения (соматического типа) проводилось с применением методики трехуровневой соматодиагностики Р. Н. Дорохова, В. Г. Петрухина (1989).

В исследовательских мероприятиях участвовало 256 обучающихся, среди которых курсанты четвертого года обучения (мужчины - 78 человек, женщины -73 человека) и слушатели (младшие офицеры полиции) обеих полов (56 человек и 49 человек соответственно) пятого года обучения.

Длина тела является «... генетически детерминированным признаком, имеющим ярко выраженную наследственную обусловленность» [4]. При проведении исследовательских изысканий многие специалисты [5; 8; 9] использовали показатели ДТ для определения типа телосложения исследуемого контингента лиц, занимающихся и не занимающихся спортом. Количественные величины длины тела (рис. 1) имели однонаправленные изменения у обучающихся, отнесенных к различным типам телосложения: курсанты и слушатели, как мужского, так и женского пола, принадлежащие к макросоматическому (МаС) типу, по рассматриваемой соматической характеристике превосходили обучающихся мезосоматического (МеС) и, особенно, микросоматического (МиС) типов. У курсантов-мужчин четвертого года обучения МаС типа длина тела была максимальна (193,61 см), относительно представителей

МеС (178,46 см) и МиС (166,27 см) типов. Различия статистически достоверны на 5 % уровне значимости. У младших офицеров полиции мужского пола средние показатели длины тела (применительно к каждому соматическому типу) были несколько ниже, по сравнению с представителями четвертого курса, хотя статистически значимые различия не выявлены: 189,35 см (МаС тип), 176,74 см (МеС тип), 165,09 см (МиС тип). Достоверность различий установлена ме^ду представителями различных соматических типов. У курсантов-женщин динамика показателей длины тела, с учетом их (курсантов-женщин) особенностей телосложения имела аналогичную (если сравнивать с обучающимися мужского пола) направленность: лица макросоматического (179,31 см) типа имели статистически достоверные различия, при сравнении с курсантами-женщинами МеС(166,81 см) иМиС (155,63 см) типов телосложения. В отличие от курсантов и слушателей мужского пола, у младших офицеров полиции женского пола средние величины длины тела (МаС тип - 180,06 см, МеС тип -169,86 см, МиС тип - 158,81 см) были выше, по сравнению с курсантами. Статистически достоверные различия имели место ме^ду обучающимися слушателями различных соматических типов. Достоверность на статистически значимом уровне между курсантами и слу-

шателями женского пола, отнесенными к различным типам телосложения не установлена. Стандартное отклонение имело неоднозначную направленность у курсантов и слушателей мужского и женского пола. Так, у курсантов-мужчин максимальные показатели с установлены у лиц микросоматического типа - 5,52 см, минимальные - макросоматического (2,71 см) типа. 3,59 см - средние величины стандартного отклонения у курсантов мужского пола мезосоматического типа телосложения. У слушателей-мужчин различных типов телосложения стандартное отклонение не выходило за пределы 4 см и незначительно снижалось от МаС к МиС типам: 3,81 см (МаС тип), 3,72 см (МеС тип), 3,68 см (МиС тип). У обучающихся женского пола четвертого и пятого курсов различных соматических типов, стандартное отклонение отличалось. Максимальные средние величины с составили 4,19 см у курсантов МаС типа; мезосоматического и микросоматического типов - не выходили за пределы 4 см (3,31сми 3,57 см соответственно). У младших офицеров полиции минимальные показатели с установлены у представителей МеС типа - 3,19 см. У слушателей женского пола макросоматического и микросоматического типа количественные величины стандартного отклонения были несколько выше - 4,10 см и 4,32 см соответственно.

200 195 190 185 180 175 170 165 160 155 150

SMaC НМеС В МиС

К-М

С-М

К-Ж

С-Ж

^онтинген^бщающихс^

Условные сокращения:

К-М - курсанты-мужчины; С-М - слушатели-мужчины; К-Ж - курсанты-женщины; С-М - слушатели-женщины.

Рис. 1. Изменение длины тела курсантов и слушателей мужского и женского пола различных соматических типов

Масса тела является «... менее детерминированным (по сравнению с длиной тела) параметром, определяющих физическое развитие растущего организма индивида» [4]. У курсантов и слушателей мужского и женского пола масса тела (рис. 2) изменялась аналогично его (тела) длине: ее (массы тела) максимальные средние количественные значения установлены

у обучающихся макросоматического типа, не зависимо от принадлежности к учебному курсу и половой принадлежности (мужчины - 106,68 кг (курсанты), 104,24 (слушатели); женщины - 89,21 кг и 88,17 кг соответственно). Достоверно ниже определена масса тела у представителей мезосоматического типа (курсанты-мужчины - 90,45 кг, слушатели-мужчины -

89,02 кг; курсанты-женщины - 73,46 кг, слушатели-женщины - 71,03 кг). Минимальная (если сравнивать с обучающимися ранее рассматриваемых соматических типов) масса тела выявлена у курсантов и слушателей мужского и женского пола микросоматического типа телосложения (курсанты - 71,42 кг, слушатели -72,08 кг (мужчины); женщины - 54,39 кг и 54,17 кг соответственно). Стандартное отклонение установлено как максимальное у обучающихся МеС типа: курсанты-мужчины - 5,32 кг, слушатели-мужчины - 5,20 кг;

курсанты-женщины - 5,67 кг, слушатели-женщины -5,50 кг. У курсантов и слушателей мужского пола МаС типа показатели с не выходили за пределы 4 кг (3,84 кг и 3,95 кг соответственно). У курсантов и слушателей женского пола стандартное отклонение составило 4,25 кг и 3,69 кг соответственно. У обучающихся, отнесенных к МиС типу, стандартное отклонение было несколько выше у курсантов (мужчины - 4,66 кг, женщины - 3,92 кг), по сравнению со слушателями (3,89 кг и 3,68 кг соответственно).

И МаС

И МеС

И МиС

110 105 100 95 90 85 80 75 70 65 60 55 50

К-М

С-М

К-Ж

С-Ж

^онтингент1об^чающихс^

Условные сокращения:

К-М - курсанты-мужчины; С-М - слушатели-мужчины; К-Ж - курсанты-женщины; С-М - слушатели-женщины.

Рис. 2. Изменение массы тела курсантов и слушателей мужского и женского пола различных соматических типов

Являясь составной частью педагогического процесса, формирующего образовательную среду вузов системы МВД России, индивидуализация обеспечивает необходимо-достаточное качество обучения и эффективность подготовки субъектов образовательной деятельности. В физической подготовке курсантов и слушателей специализированных вузов МВД России, использование групповой индивидуализации, основанной на объединении обучающихся в сходные типологические группы, сформированные по особенностям телосложения (соматическим типам), позволяет повысить степень реализации их (обучающихся) двигательного потенциала, функционального резерва, минимизировать риск травматизма, обеспечив, тем самым, полноценное выполнение своих служебных обязанностей по охране общественного порядка, защите гарантированных Конституцией прав и свобод граждан Российской Федерации.

Список источников

1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1982. 192 с.

2. Бандаков, М. П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры со школьниками 4-5 классов : учебное пособие / М. П. Бандаков. Л., 1989. 136 с.

3. Дорохов, Р. Н. Методика соматотипирования детей и подростков: сборник научных трудов «Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов» / Р. Н. Дорохов, В. Г. Петрухин. Смоленск, 1989. С. 4-16.

4. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология : учебное пособие / Р. Н. Дорохов. М, 2002. 230 с.

5. Дорохов, Р. Н. Онтогенетическая изменчивость детей и подростков / Р. Н. Дорохов, О. М. Бубненкова, Н. А. Дарданова. Смоленск, 2011. 116 с.

6. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогической проблемы / А. А. Кирсанов. Казань : Казанскийун-т, 1982. 224 с.

7. Никитюк, Б. А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегративная антропология) /Б. А. Никитюк. М.: Спортакадемклуб, 2000. 440 с.

8. Разницын, В. А. Изменение силовых способностей слушателей женского пола образовательных организаций МВД России различных типов телосложения / В. А. Разницын, С. В. Юдин, А. В. Портнов //

Дети, спорт, здоровье (Выпуск 16): межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии, посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р. Н. Дорохова. Смоленск : СГАФКСТ, 2020. С. 113-118.

9. Сабитов, P. X. Физическое состояние футболистов тренировочных групп различного индивидуального развития : учебное пособие / Р. X. Сабитов. М., 2019. 124 с.

10. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. М., 2005. 204 с.

11. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М. : Педагогика, 1990. 188 с.

References

1. Babansky, Yu. К. Problems of increasing the effectiveness of pedagogical research / Yu. K. Babansky. M. : Pedagogy, 1982. 192 p.

2. Bandakov, M. P. Individualization of means and methodological approaches in physical education lessons with schoolchildren in grades 4-5: textbook / M. P. Bandakov. L., 1989. 136 p.

3. Dorokhov, R. N. Methodology for somatotyping of children and adolescents: collection of scientific works «Medical and pedagogical aspects of training young athletes» /R. N. Dorokhov, V. G. Petrukhin. Smolensk, 1989. P. 4-16.

4. Dorokhov, R. N. Sports morphology : textbook / R. N. Dorokhov. M, 2002. 230 p.

5. Dorokhov, R. N. Ontogenetic variability of children and adolescents / R. N. Dorokhov, O. M. Bubnenkova, N. A. Dardanova. Smolensk, 2011. 116p.

6. Kirsanov, A. A. Individualization of educational activity as a pedagogical problem / A. A. Kirsanov. Kazan : Kazan University, 1982. 224 p.

7. Nikityuk, B. A. Integration of knowledge in human sciences (Modern integrative anthropology) / B. A. Nikityuk. M. : Sportakademklub, 2000. 440 p.

8. Raznitsyn, V. A. Changes in the strength abilities of female students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of various body types / V. A. Raznitsyn, S. V. Yudin, A. V Portnov // Children, sports, health (Issue 16): interregional collection of scientific works on the problems of integrative and sports anthropology, dedicated to the memory ofDoctor ofMedical Sciences, Professor R. N. Dorokhova. Smolensk: SGAFKST, 2020. P. 113-118.

9. Sabitov, R. Kh. Physical condition of football players in training groups of various individual development : textbook / R. Kh. Sabitov. M., 2019. 124 p.

10. Selevko, G. K. Pedagogical technologies based on information and communication tools / G. K. Selevko. M., 2005. 204 p.

11. Unt, I. E. Individualization and differentiation of training /1. E. Unt. M. : Pedagogy, 1990. 188 p.

Информация об авторах

A. А. Зайцев - профессор кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, профессор Московской государственной академии физической культуры, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор;

B. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Zaitsev - Professor of the Department of Organization of Fire and Physical Training of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor of the Moscow State Academy of Physical Culture, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor;

V. M. Bychkov - Associate Professor, Department ofPhysical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы внесли равноценный вклад в создание публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтных интересов.

Contribution of the authors: all authors have made an equal contribution to the creation of the publication. The authors declare the absence of conflicting interests.

Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication01.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.