Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / МУЖЧИНЫ / ЖЕНЩИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭТАПЫ / СТАДИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СРЕДСТВА АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ СМЕШАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНАЭРОБНОЙ ГЛИКОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА КРЕАТИНФОСФАТНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукин Андрей Вячеславович

Изложена последовательность проведения организационно-управленческих мероприятий, посредством которых осуществлялась реализация педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола образовательных организаций МВД России. Определены этапы, их продолжительность с кратким описанием мероприятий - констатирующий и преобразующий педагогический эксперимент, физиологическая направленность педагогических воздействий, применяемых в ходе различных частей опытно-экспериментальной работы, педагогическая технология в виде блок-схемы, включающей цель, задачи, педагогические условия, последовательность реализации, стадии (базовая, оздоровительно-поддерживающая, подводяще-коррекционная, контрольно-развивающая, информационная), педагогический контроль (этапный, текущий, оперативный), формы организации (аудиторные, факультативные, в режиме учебного дня, секционные, самостоятельные, индивидуальные домашние задания) учебных занятий, методы (равномерный, повторный, переменный, круговой, игровой) и средства (аэробные, смешанные (аэробно-анаэробные), анаэробно-гликолитические, анаэробно-креатинфосфатные, рекреационные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукин Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MEASURES AIMED AT THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The sequence of organizational and managerial measures is presented through which the implementation of pedagogical technology of physical training in the development of components of physical condition cadets and male and female students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia was carried out. The stages and their duration are defined with a brief description of the activities - ascertaining and transforming pedagogical experiment, physiological orientation of pedagogical influences applied during various parts of experimental work, pedagogical technology in the form of a flowchart, including the goal, objectives, pedagogical conditions, sequence of implementation, stages (basic, health-supporting, summing-correctional, control-developing, informational), pedagogical control (stage-by-stage, current, operational), forms of organization (classroom, optional, in the mode of the school day, sectional, independent, individual homework) of training sessions, methods (uniform, repeated, variable, circular, game) and means (aerobic, mixed (aerobic-anaerobic), anaerobic-glycolytic, anaerobic-creatine phosphate, recreational).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАЗВИТИИ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-334-344 NIION: 2015-0066-3/22-385 MOSURED: 77/27-011-2022-03-584

Организационно-управленческие мероприятия, направленные на реализацию педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния обучающихся в образовательных организациях МВД России

Андрей Вячеславович Щукин

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

shykin1972@yandex.ru

Аннотация. Изложена последовательность проведения организационно-управленческих мероприятий, посредством которых осуществлялась реализация педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола образовательных организаций МВД России. Определены этапы, их продолжительность с кратким описанием мероприятий - констатирующий и преобразующий педагогический эксперимент, физиологическая направленность педагогических воздействий, применяемых в ходе различных частей опытно-экспериментальной работы, педагогическая технология в виде блок-схемы, включающей цель, задачи, педагогические условия, последовательность реализации, стадии (базовая, оздоровительно-поддерживающая, подводяще-коррекционная, контрольно-развивающая, информационная), педагогический контроль (этапный, текущий, оперативный), формы организации (аудиторные, факультативные, в режиме учебного дня, секционные, самостоятельные, индивидуальные домашние задания) учебных занятий, методы (равномерный, повторный, переменный, круговой, игровой) и средства (аэробные, смешанные (аэробно-анаэробные), анаэробно-гликолитические, анаэробно-креатинфосфатные, рекреационные).

Ключевые слова: курсанты, слушатели, мужчины, женщины, образовательные организации МВД России, педагогическая технология, компоненты физического состояния, физическое развитие, двигательная подготовленность, функциональное состояние, организационно-управленческие мероприятия, этапы, стадии, педагогический эксперимент, констатирующий эксперимент, преобразующий эксперимент, средства аэробной направленности, упражнения смешанной направленности, педагогические воздействия анаэробной гликолитической направленности, упражнения, воздействующие на креатинфосфатный механизм энергообеспечения, достоверность различий

Для цитирования: Щукин А. В. Организационно-управленческие мероприятия, направленные на реализацию педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния обучающихся в образовательных организациях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 334-344. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-334-344.

Original article

Organizational and managerial measures aimed at the implementation of pedagogical technology of physical training in the development of components of physical condition of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Andrey V. Shchukin

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

shykin1972@yandex.ru

Abstract. The sequence of organizational and managerial measures is presented through which the implementation of pedagogical technology of physical training in the development of components of physical condition cadets and male

© Щукин А. В., 2022

and female students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia was carried out. The stages and their duration are defined with a brief description of the activities - ascertaining and transforming pedagogical experiment, physiological orientation of pedagogical influences applied during various parts of experimental work, pedagogical technology in the form of a flowchart, including the goal, objectives, pedagogical conditions, sequence of implementation, stages (basic, health-supporting, summing-correctional, control-developing, informational), pedagogical control (stage-by-stage, current, operational), forms of organization (classroom, optional, in the mode of the school day, sectional, independent, individual homework) of training sessions, methods (uniform, repeated, variable, circular, game) and means (aerobic, mixed (aerobic-anaerobic), anaerobic-glycolytic, anaerobic-creatine phosphate, recreational).

Keywords: cadets, trainees, men, women, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical technology, components of physical condition, physical development, motor readiness, functional state, organizational and managerial measures, stages, stages, pedagogical experiment, ascertaining experiment, transforming experiment, aerobic means, exercises of mixed orientation, pedagogical effects of anaerobic glycolytic orientation, exercises affecting the creatine phosphate mechanism of energy supply, reliability of differences

For citation: Shchukin A. V. Organizational and managerial measures aimed at the implementation of pedagogical technology of physical training in the development of components of physical condition of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2022;(3):334-44. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-334-344.

Введение. Стремительный ритм современной жизни «... выдвигает соответствующие требования к активному образу жизни вообще, двигательной подготовленности, в частности, применительно к подрастающему поколению молодых людей, некоторые из которых имеют прямое отношение к студенческой молодежи» [9]. Курсанты образовательных организаций МВД России являются ее (студенческой молодежи) составной частью, хотя и в статусе сотрудников. Качественное выполнение полицейскими своих служебных обязанностей, реально только при наличии должного уровня их физического состояния, оценка которого осуществляется по степени физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния. И, если физическое развитие и функциональное состояние определяется при выполнении диспансеризационных процедур, то двигательная подготовленность устанавливается в ходе контрольных проверок, проводимых по месту несения службы сотрудников, которые далеко не всегда могут выполнить контрольные упражнения, определяющие их уровень общей физической подготовленности, набрав минимально-достаточное количество баллов. С подобной проблемой часто сталкиваются молодые полицейские, вчерашние выпускники высших образовательных организаций системы МВД России. Отсутствие систематических занятий физическими упражнениями в течение относительно продолжительного времени, пагубно сказывается на результатах выполнения тестовых заданий, предшествующих боевым приемам борьбы при плановых проверках и, как следствие, отрицательный результат в ходе их проведения. Представленная ниже педагогическая технология физической подготовки позволяет восполнить подобный пробел. Эффективность ее (технологии) применения имела место на основе ре-

зультатов, систематически проходивших математико-статистическую обработку [11], полученных в ходе 8-летнего исследования, с привлечением курсантов четвертых годов обучения, и слушателей (младших офицеров полиции) пятых курсов мужского и женского пола образовательных организаций МВД России.

Педагогическая технология рассматривается некоторыми специалистами как «. системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» [3]. Выполнено достаточно большое количество научно-исследовательских изысканий с применением различных технологий, применительно к физическому воспитанию и тренировке лиц, регулярно занимающихся и не занимающихся спортом [1; 2; 4; 5; 6; 7; 8; 16]. Так как реализация педагогической технологии позволяла изменить физическое состояние обучающихся, следует определиться именно с этим термином (физическое состояние), который названные выше специалисты трактуют, как «. совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности» [3]. Многие специалисты сферы физической культуры и спорта исследовали физическое развитие [22], двигательную подготовленность [10; 14; 15; 18; 19], функциональное состояние [12; 13] занимающихся. Заслуживали внимания исследования физического состояния курсантов женского пола различного уровня соматического развития, обучающиеся в образовательных организациях МВД России [17; 20; 21]. Однако информации, связанной с повышением физического состояния курсантов и слушателей мужского и женского образовательных организациях МВД России

через реализацию педагогической технологии физической подготовки, в доступной литературе получить не удалось. Именно это обстоятельство и определило направление настоящего исследования.

Основная часть. Научные изыскания, выполненные в ходе проведения исследования, были организованы поэтапно (пять этапов различной продолжительности).

На первом этапе (в течение семи месяцев):

- изучалась и анализировалась научно-методическая литература по теме исследования, документы планирования учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка»;

- проводилось педагогическое наблюдение за учебным процессом курсантов и слушателей мужского и женского пола образовательных организаций МВД России;

- выдвигалась научная гипотеза, определялись объект, предмет, цель исследования, ставились задачи, подбирались методы, адекватные поставленным задачам;

- осуществлялись «фоновые» (исходные) измерения, позволяющие получить представление о компонентах физического состояния курсантов и слушателей образовательной организации, оценка которых осуществлялась по определению уровня физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся.

Полученные результаты анализировались на втором этапе (девять месяцев), который предусматривал проведение математико-статистической обработки количественных данных «фоновых» измерений и планирование констатирующей части педагогического эксперимента. По степени физического состояния различий на достоверно значимом уровне среди обучающихся (не зависимо от пола) не выявлено. По-

сле проведения статистических расчетных процедур, установлена однородность групп по вариативности показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния курсантов и слушателей мужского (рис. 1) и женского (рис. 2) пола, что позволило распределять педагогические воздействия исключительно с учетом половой принадлежности обучающихся.

В ходе третьего этапа (девятнадцать месяцев) проводился констатирующий педагогический эксперимент, целью которого явилась оценка эффективности учебной программы, применяемой в образовательном процессе по физической подготовке. Данная часть опытно-экспериментальной работы включала в себя пять стадий: первая - начальная (пять месяцев), вторая - первая предварительная (три месяца), третья - вторая предварительная (четыре месяца), четвертая - заключительная (пять месяцев), пятая - контрольная (два месяца).

Задача первой (начальной) и четвертой (заключительной) стадий - определить влияние учебных занятий по физической подготовке на изменение компонентов физического состояния обучающихся; второй (первой предварительной) и третьей (второй предварительной) стадий - выявить динамику показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния у курсантов и слушателей мужского и женского пола, при отсутствии систематических педагогических воздействий; пятой (контрольной) стадии - оценить наличие «следовых» процессов при сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовке на первой проверке в статусе сотрудника территориального подразделения органа внутренних дел.

Констатирующий эксперимент предусматривал соблюдение определенной последовательности в выполнении исследовательских процедур. Проведено:

слушатели □ курсанты

инд. Р.

4х20 м

10х10 м

1-

и о СиРРвУЛ

и

по ПвВнаП

©

ЭГК

ОГК

МТ

ДТ

10

%

Рис. 1. Вариативность показателей физического состояния курсантов и слушателей мужского пола

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

слушатели □ курсанты

инд. Р.

4х20 м

10х10 м

СиРТЛнаС

и

О

и СиРРвУЛ

öS

s

в ЭГК

ОГК

МТ

ДТ

10

%

Рис. 2. Вариативность показателей физического состояния курсантов и слушателей женского пола

- распределение обучающихся по экспериментальным и контрольным группам;

- определение физиологической направленности средств и их соотношения в учебном процессе по физической подготовке;

- выявление уровня физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола по результатам контрольных измерений.

Распределение обучающихся мужского и женского пола, формирующих учебные взвода, осуществлялось по экспериментальным и контрольным группам и носило формальный характер, так как не отражалось на направленности учебных занятий. Все обучающиеся, не зависимо от принадлежности к конкретным группам, выполняли одни и те же задания преподавателя, предусмотренные учебной программой.

В ходе проведения первой (начальной) и четвертой (заключительной) стадий, была определена физиологическая направленность средств и их соотношение в учебном процессе по физической подготовке.

В начале и по окончании каждой стадии проводился педагогический контроль, осуществляемый в форме контрольных измерений уровня физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола.

На четвертом этапе (семь месяцев) выполнялась математико-статистическая обработка результатов констатирующего педагогического эксперимента, позволившая установить, что среди применяемых на учебных занятиях по физической подготовке упражнений (как обще развивающих, так и специально-подготовительных) соотношение их распределения по физиологическим зонам мощности было следующим: курсанты - 89.6 % - средства аэробной на-

правленности, 10.1 % - смешанной направленности, 0.3 % - анаэробной гликолитической направленности, упражнений, воздействующих на креатин фосфатный механизм энергообеспечения, не выявлено; слушатели - 91.2 %, 8.6 %, 0.2 % соответственно. Также, как и у курсантов (не зависимо от половых различий), средств, креатин фосфатного механизма энергообеспечения, не установлено.

В ходе констатирующего эксперимента выявлена различная (как положительная, так и отрицательная) динамика показателей, определяющих уровень компонентов физического состояния обучающихся. По окончании первой (начальной) стадии выявлены положительные изменения в физическом развитии, двигательной подготовленности и функциональном состоянии курсантов мужского и женского пола. Аналогичные изменения установлены и после четвертой (заключительной) стадии эксперимента, что нельзя сказать, анализируя показатели физического состояния обучающихся по окончании второй и третьей стадий. И, если количественные величины, определяющие физическое развитие как лиц мужского, так и женского пола изменялись в сторону увеличения, можно рассматривать как вполне закономерную особенность, связанную с ростом и развитием организма обучающихся, то динамика двигательной подготовленности и функционального состояния имела отрицательные значения, что, вероятно, являлось следствием отсутствия регулярных физических нагрузок (в связи с отпуском в летний период и практикой в территориальных отделах органов внутренних дел) в данный период. На пятой стадии была получена информация от представителей контрольных и экспериментальных групп по окончании их первой проверки в статусе сотрудника полиции территориального отдела ОВД. По тем сведениям, которые были представ-

0

2

4

6

8

лены, выявлено, что, в среднем, 9 % сотрудников не смогли набрать минимально-достаточное количество баллов при сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовке.

На этом же этапе осуществлялось теоретико-методическое обоснование технологии физической подготовки, с последующим планированием преобразующей части педагогического эксперимента.

В течение семнадцати месяцев (пятый этап) проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась реализация разработанной (по анализу результатов констатирующего эксперимента) технологии физической подготовки, позволившей повысить уровень физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола образовательных организаций МВД России. Внедрение технологии в учебный процесс проводилось с учетом всех методологических требований и с соблюдением последовательности выполнения необходимых процедур. На рисунке 3 представлена блок-схема технологии физической подготовки с иллюстрацией цели, задач, педагогических условий, последовательности реализации, стадий, педагогического контроля, форм организации, методов и средств в ней используемых. В основе разработки технологии лежала концепция целесообразного соотношения применяемых средств различной физиологической направленности, с преимущественным использованием упражнений, выполняемых в анаэробно-гли-колитической и анаэробно-креатинфосфатной зонах энергетической мощности. Концепция имеет широкое распространение в видах спортивной деятельности и применяется, если необходимо в короткий временной промежуток достичь существенного повышения двигательной активности. В настоящем исследовании, выполнялось увеличение средств анаэробно- глико-литической и креатинфосфатной направленности, за счет снижения аэробных упражнений. На первой стадии преобразующего эксперимента соотношение средств составило у мужчин: аэробных - 87.3 %, смешанных - 7.4 %, анаэробно-гликолитических -3.2 %, анаэробно-креатинфосфатных - 2.1 %; у женщин: 89.4 %, 7.2 %, 2.1 %, 1.3 % соответственно. На четвертой стадии соотношение предлагаемых заданий у мужчин было следующим: аэробные -83.4 %, аэробно-анаэробные - 7.1 %, анаэробно-гли-колитических - 5.2 %, анаэробно-креатинфосфатных - 4.3 %; у женщин: 87.1 %, 7.3 %, 3.4 %, 2.2 % соответственно. Был применен циклический принцип планирования учебных занятий, с распределением физической нагрузки по мезоциклам и микроциклам. Каждый мезоцикл состоял из четырех микроциклов и имел определенную направленность, дифференцируя педагогические воздействия по половой при-

надлежности представителей экспериментальных групп.

На первой, базовой стадии применялись средства общего и специализированного воздействия аэробной, смешанной, анаэробной гликолитической и рекреационной направленности для повышения уровня развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата обучающихся, а также упражнения скоростного и скоростно-силового характера в ходе аудиторных, факультативных, секционных, самостоятельных занятий, занятий в режиме учебного дня и индивидуальных домашних заданий через использование равномерного, повторного, кругового, игрового методов, с обязательным осуществлением видов педагогического контроля - этапного, текущего. Установлена положительная динамика по уровню физического состояния (рис. 4), как у курсантов мужского, так и женского пола не зависимо от принадлежности к конкретным группам. Статистически достоверные различия выявлены по двигательной подготовленности и функциональному состоянию у курсантов обеих полов экспериментальных групп, по сравнению с группами контрольными.

Вторая стадия - оздоровительно-поддерживающая - была направлена на использование различных форм организации занятий физкультурно-оздоровительного характера для поддержания должного уровня физической подготовленности и функционального состояния обучающихся в их отпускной период. Полученные курсантами задания носили рекомендательный характер, хотя и с обязательным проявлением систематической (не менее одного раза в неделю) двигательной активности самостоятельно, применяя оздоровительный бег, спортивные игры, силовые тренировки с весом собственного тела, то есть средства аэробной и смешанной направленности через равномерный и игровой методы. На рисунке 5 представлены результаты, полученные в контрольных и экспериментальных группах, сформированных из курсантов мужского и женского пола по окончании второй стадии. По физическому развитию отмечены положительные изменения в контрольных и экспериментальных группах. Такие же изменения установлены в экспериментальных группах по двигательной подготовленности и функциональному состоянию, тогда как в контрольных группах установлена отрицательная динамика. Различия статистически достоверны на 5-процентном уровне значимости.

Подводяще-коррекционная или третья стадия предполагала участие слушателей мужского и женского пола, проходящих практику в территориальных органах внутренних дел, в самостоятельных и факультативных занятиях (один раз в неделю) физкультурно-оздоровительного характера под руководством преподавателя, при посещении образовательной ор-

Рис. 3. Блок-схема педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния обучающихся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

экспр./ж. контр./ж. экспр./м. контр./м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о и

инд. Р. 4х20 м 10х10м СиРТЛнаС СиРРвУЛ ПвВнаП ЭГК ОГК МТ ДТ

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

%

Рис. 4. Интенсивность прироста показателей физического состояния курсантов мужского и женского пола по окончании базовой стадии преобразующего педагогического эксперимента

□ экспр./ж. □ контр./ж. □ экспр./м. □ контр./м.

и О и

т ^

0

инд. Р. 4х20 м 10х10м СиРТЛнаС СиРРвУЛ ПвВнаП ЭГК ОГК МТ ДТ

-2

-1 0

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

%

Рис. 5. Интенсивность прироста показателей физического состояния курсантов мужского и женского пола по окончании оздоровительно-поддерживающей стадии преобразующего педагогического эксперимента

ганизации для предоставления отчета по практике, с оперативным внесением (если необходимо) коррекции величины воздействия предлагаемых средств аэробной, смешанной, гликолитической, рекреационной направленности через применение равномерного, игрового, кругового методов подготовки. Результаты, полученные по окончании третьей стадии (рис. 6),

были аналогичны результатам второй стадии: в физическом развитии отмечены положительные изменения в обеих группах, а двигательная подготовленность и функциональное состояние было выше в экспериментальных группах, по сравнению с группами контрольными, при статистически достоверных различиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

PEDAGOGICAL SCIENCE

экспр./ж. контр./ж. экспр./м. контр./м.

и о и

инд. Р. 4х20 м 10х10 м СиРТЛнаС СиРРвУЛ ПвВнаП ЭГК ОГК МТ ДТ

-3-2-101234

5

%

6 7 8 9 10 11 12 13 14

Рис. 6. Интенсивность прироста показателей физического состояния курсантов мужского и женского пола по окончании подводяще-коррекционной стадии преобразующего педагогического эксперимента

Контрольно-развивающая или четвертая стадия предполагала целенаправленное введение в учебный процесс по физической подготовке упражнений различной физиологической мощности для повышения результатов контрольных измерений физической подготовленности и функционального состояния младших офицеров полиции мужского и женского пола образовательных организаций МВД России. Этапный педагогический контроль осуществлялся в начале и по окончании стадии. Применялись следующие формы занятий: аудиторные, факультативные, секционные, самостоятельные, занятия в режиме учебного дня и индивидуальные домашние задания. Через реализацию повторного, переменного, кругового, игрового методов, в занятия включались средства аэробной, смешанной, анаэробной гликолити-ческой, анаэробной креатинфосфатной и рекреационной направленности. Определены положительные изменения (рис. 7), как в контрольных, так и в экспериментальных группах, однако у последних динамика двигательной подготовленности и функционального состояния была статистически достоверно выше.

Пятая (информационная) стадия позволяла на основе представленной от выпускников информации, оценить наличие «следовых» процессов при сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовке после первой проверки в статусе сотрудника территориального подразделения внутренних дел. Из сообщений, полученных от выпускников, входящих в состав экспериментальных групп, выявлено, что все сдали контрольные нормативы, достигнув минимально-достаточного уровня общей физической

подготовленности и были допущены к следующему этапу - выполнению заданий боевого раздела физической подготовки.

Заключение. Реализация педагогической технологии физической подготовки в развитии компонентов физического состояния курсантов и слушателей мужского и женского пола образовательных организаций МВД России, позволила выявить ее высокую эффективность, получившую отражение в повышении уровня двигательной подготовленности и функционального состояния обучающихся, что позволяет рекомендовать ее внедрение в учебный процесс по физической подготовке.

^исок источников

1. Бабкин А. Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Е. Бабкин. М., 2004. 24 с.

2. Белый К. В. Технология обучения маневрированию в соревновательных поединках спортсменов киокусинкай : автореф. дис. ... кан. пед. наук / К. В. Белый. М., 2019. 25 с.

3. Бисеров В. В. Основные термины физической культуры и спорта: учебное электронное текстовое издание (учебное пособие) / В. В. Бисеров, Т. Л. Бой-цова. Екатеринбург, 2009. 78 с.

4. Будко М. А. Педагогическая технология регулирования двигательной активности детей младшего школьного возраста в образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Будко. Калининград, 2015. 24 с.

экспр./ж. контр./ж. экспр./м. контр./м.

инд. Р. 4х20 м 10х10м СиРТЛнаС

Ь

О

и

по

СиРРвУЛ ПвВнаП ЭГК ОГК МТ ° ДТ

5

0123456789 1011 12 13 1415 16 17 18 19 20 2122 23 24 25 26

%

Рис. 7. Интенсивность прироста показателей физического состояния курсантов мужского и женского пола по окончании контрольно-развивающей стадии преобразующего педагогического эксперимента

5. Бухтеева Е. В. Личностно-ориентированная технология самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях на поликлиническом этапе кардиореабилитации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Бухтеева. Смоленск, 2015. 21 с.

6. Вешнякова Ю. Ю. Технология разработки норм и требований раздела единой Всероссийской спортивной классификации по легкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Ю. Вешнякова. СПб., 2016. 25 с.

7. Горшков Ю. В. Технология решения конфликтных ситуаций в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Горшков. Малаховка, 2013. 26 с.

8. Дмитриев И. В. Организация самостоятельной работы студентов, с использованием информационных технологий в преподавании спортивно-педагогических дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Дмитриев. СПб., 2011. 24 с.

9. Дорохов Р. Н. Нетрадиционный подход к совершенствованию физических возможностей подрастающего поколения / Р. Н. Дорохов, А. А. Зайцев, Г. Н. Ким, А. Р. Дорохов, С. А. Сергиенков, А. Я. Адрахманов // Спорт. Олимпизм. Гуманизм : межвузовский сборник научных трудов. Смоленск, 1994. С. 21-25.

10. Зайцев А. А. Использование методов кластерного анализа при определении уровня физической подготовленности курсантов и слушателей ВУЗов МВД России / А. А. Зайцев // Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД:

342

материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2003. С. 55-57.

11. Зайцев А. А. Диагностические и статистические методы как компонент учебного процесса по физической подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России / А. А. Зайцев // Вестник экономической безопасности. М., 2018. № 4. С. 279-282.

12. Зайцев А. А. Функциональное состояние курсантов образовательных организаций МВД России / А.А. Зайцев // Вестник экономической безопасности. М., 2020. № 2. С. 321-327.

13. Зайцев А. А. Изменение общей физической работоспособности курсантов образовательных организаций МВД России / А. А. Зайцев // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с участием иностранных представителей, посвященной памяти заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР, профессора Е. М. Чумакова (Россия, Москва, 14 февраля 2020 года). М. : Лика, 2020. С. 84-91.

14. Зайцев А. А. Динамика показателей, определяющих уровень развития силовой выносливости у обучающихся в образовательной организации МВД России / А. А. Зайцев, А. В. Щукин // Вестник экономической безопасности. М., 2021. № 6. С. 306-310.

15. Зайцев А. А. Динамика показателей, определяющих уровень развития силовой выносливости у обучающихся в образовательной организации МВД России / А. А. Зайцев, А. В. Щукин // Вестник экономической безопасности. М., 2022. № 1. С. 116-121.

№ 3/2022

Вестник экономической безопасности

16. Зенкевич В. В. Управление спортивными командами центрального спортивного клуба внутренних войск МВД России на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Зенкевич. СПб., 2012. 24 с.

17. Разницын В. А. Влияние особенностей телосложения на изменение двигательно-коорди-национной выносливости у курсантов женского пола образовательных организаций МВД России /

B. А. Разницын, А. В. Щукин // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного мастера спорта СССР, профессора Е. М. Чумакова (Россия, Москва, 15 февраля 2019 года). М. : Лика, 2019.

C.199-206.

18. Разницын В. А. Динамика быстроты у курсантов-женщин образовательных организаций министерства внутренних дел России /

B. А. Разницын, А. Н. Таланцев // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2019. № 10 (176). С. 291295.

19. Разницын В. А. Изменение скоростных способностей у курсантов женского пола различных годов обучения образовательных организаций МВД России в течение учебного года / В. А. Разницын, Д. А. Платонов, А. А. Сысоев // Психология обучения. М., 2020. № 3. С. 26-31.

20. Разницын В. А. Изменение силовых способностей слушателей женского пола образовательных организаций МВД России различных типов телосложения / В. А. Разницын, С. В. Юдин, А. В. Портнов // межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии «Дети, спорт, здоровье» (Выпуск 16), посвященный памяти доктора медицинских наук, профессора Р. Н. Дорохова. Смоленск : СГАФКСТ, 2020.

C. 113-118.

21. Разницын В. А. Индивидуальное развитие и силовые способности курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России / В. А. Разницын, П. Ф. Ежов // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Малаховка : МГАФК, 2020. С. 250-256.

22. Хромов В. А. Сравнительная характеристика показателей окружности грудной клетки и жизненной емкости легких курсантов мужского и женского пола первого года обучения образовательных организаций МВД России / В. А. Хромов, А. А. Зайцев, В. А. Раз-

№ 3/2022

ницын // Вестник экономической безопасности. М., 2016. № 2. С. 377-381.

References

1. Babkin A. E. Technology of planning physical and technical-tactical training of the mini-football team in the tour organization of competitions : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / A. E. Babkin. M., 2004. 24 p.

2. Bely K. V. Technology of maneuvering training in competitive duels of kyokushin athletes : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / K. V. Bely. M., 2019. 25 p .

3. Biserov V. V. Basic terms of physical culture and sports: educational electronic text edition (textbook) / V. V. Biserov, T. L. Boitsova. Yekaterinburg, 2009. 78 p.

4. Budko M. A. Pedagogical technology of regulation of motor activity of children of primary school age in the educational environment : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / M. A. Budko. Kaliningrad, 2015. 24 p.

5. Bukhteeva E. V. Personality-oriented technology of independent physical exercises at home at the polyclinic stage of cardiorehabilitation : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / E. V. Bukhteeva. Smolensk,

2015. 21p .

6. Veshnyakova Yu. Yu. Technology of development of norms and requirements of the section of the unified All-Russian sports classification in athletics for persons with intellectual disabilities : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Yu. Yu. Veshnyakova. SPb.,

2016. 25 p.

7. Gorshkov Yu. V. Technology of solving conflict situations in the process of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Yu. V. Gorshkov. Malakhovka, 2013. 26 p.

8. Dmitriev I. V. Organization of independent work of students using information technologies in teaching sports and pedagogical disciplines : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / I. V. Dmitriev. SPb., 2011. 24 p.

9. Dorokhov R. N. An unconventional approach to improving the physical capabilities of the younger generation / R. N. Dorokhov, A. A. Zaitsev, G. N. Kim, A. R. Dorokhov, S. A. Sergienkov, A. Ya. Adrakhmanov // Sport. Olympism. Humanism : interuniversity collection of scientific papers. Smolensk, 1994. P. 21-25.

10. Zaitsev A. A. The use of cluster analysis methods in determining the level of physical fitness of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev // Improving the system of professional training of personnel in the Department of Internal Affairs: materials of the interuniversity

343

Bulletin of economic security

scientific and practical conference. M., 2003. P. 55-57.

11. Zaitsev A. A. Diagnostic and statistical methods as a component of the educational process for the physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev // Bulletin of Economic Security. M., 2018. No. 4. P. 279-282.

12. Zaitsev A. A. Functional state of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev // Bulletin of Economic Security. M., 2020. No. 2. P. 321-327.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zaitsev A. A. Change in the general physical performance of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev // Integration of science and practice in martial arts : materials XIX All-Russian Scientific and Practical Conference with the participation of foreign representatives dedicated to the memory of the Honored Master of Sports, Honored Coach of the USSR, Professor E. M. Chumakov (Russia, Moscow, February 14, 2020). M. : Lika, 2020. P. 84-91.

14. Zaitsev A. A. Dynamics of indicators determining the level of development of strength endurance among students in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev, A.V. Shchukin // Bulletin of Economic Security. M., 2021. No. 6. P. 306-310.

15. Zaitsev A. A. Dynamics of indicators determining the level of development of strength endurance among students in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. A. Zaitsev, A.V. Shchukin // Bulletin of Economic Security. M., 2022. No. 1. P. 116-121.

16. Zenkevich V. V. Management of sports teams of the central sports club of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of modern information technologies : autoref. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / V. V. Zenkevich. SPb., 2012. 24 p.

17. Raznitsyn V. A. The influence of physique features on the change of motor and coordination endurance in female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. A. Raznitsyn, A.V. Shchukin // Integration of Science

and sports practice in martial Arts: materials of the XVI All-Russian Scientific and Practical conference with international participation dedicated to the memory of the Honored Master of Sports of the USSR, Professor E. M. Chumakov (Russia, Moscow, February 15 2019). M. : Lika, 2019. P. 199-206.

18. Raznitsyn V. A. Dynamics of speed among female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. A. Raznitsyn, A. N. Talantsev // Scientific and theoretical journal «Scientific notes of the P.F. Lesgaft University». 2019. No. 10 (176). P. 291-295.

19. Raznitsyn V. A. Change in speed abilities of female cadets of various years of study of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the academic year / V. A. Raznitsyn, D. A. Platonov, A. A. Sysoev // Psychology of Learning. M., 2020. No. 3. P. 26-31.

20. Raznitsyn V. A. Changing the power abilities of female students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia of various body types / V. A. Raznitsyn, S. V. Yudin, A. V. Portnov // Interregional collection of scientific papers on the problems of integrative and sports anthropology «Children, sports, health» (Issue 16), dedicated to the memory of Doctor of Medical Sciences, Professor R. N. Dorokhova. Smolensk : SGAFKST, 2020. P. 113-118.

21. Raznitsyn V. A. Individual development and strength abilities of cadets and female students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. A. Raznitsyn, P. F. Yezhov // Modern trends in the development of theory and methodology of physical culture, sports and tourism: materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Malakhovka : MGAFK, 2020. P. 250-256.

22. Khromov V. A. Comparative characteristics of indicators of chest circumference and lung capacity of male and female cadets of the first year of study of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. A. Khromov, A. A. Zaitsev, V. A. Raznitsyn // Bulletin of Economic Security. M., 2016. No. 2. P. 377-381.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

А. В. Щукин - старший преподаватель кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. V. Shchukin - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of UNK SP of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 29.07.2022; одобрена после рецензирования 10.08.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 29.07.2022; approved after reviewing 10.08.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.