Научная статья на тему 'Личностные детерминанты учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России'

Личностные детерминанты учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные детерминанты / социальная адаптация / профессиональная адаптация / personal determinants / social adaptation / professional adaptation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Дарья Александровна Пустовитова

Теоретически обоснованы и проанализированы результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению психологических особенностей личностных детерминант учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Дарья Александровна Пустовитова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal determinants of educational and professional adaptation of students in the educational organization of the Ministry of internal affairs of Russia

The article theoretically substantiates and analyzes the results of an empirical study devoted to the identification of psychological features of personal determinants of educational and professional adaptation of students in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-91-96 EDN: https://elibrary.ru/nydmyv NIION: 2018-0077-2/24-459 MOSURED: 77/27-024-2024-02-658

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Личностные детерминанты учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Дарья Александровна Пустовитова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 Danja1993@inbox.ru

Аннотация. Теоретически обоснованы и проанализированы результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению психологических особенностей личностных детерминант учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России.

Ключевые слова: личностные детерминанты, социальная адаптация, профессиональная адаптация Для цитирования: Цветков В. Л., Пустовитова Д. А. Личностные детерминанты учебно-профессиональной адаптации обучающихся в образовательной организации МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 91-96. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-91-96. EDN: NYDMYV.

Original article

Personal determinants of educational and professional adaptation of students in the educational organization of the Ministry of internal affairs of Russia

Vyacheslav L. Tsvetkov1, Daria A. Pustovitova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VY. Kikot', Moscow, Russia

2 Danja1993@inbox.ru

Abstract. The article theoretically substantiates and analyzes the results of an empirical study devoted to the identification of psychological features of personal determinants of educational and professional adaptation of students in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: personal determinants, social adaptation, professional adaptation

For citation: Tsvetkov V L., Pustovitova D. A. Personal determinants of educational and professional adaptation of students in the educational organization of the Ministry of internal affairs of Russia. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):91-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-91-96. EDN: NYDMYV.

Актуальность исследования. Проблема изучения личностных детерминант учебно-профессиональной адаптации обучающихся представляет собой ключевой аспект, обеспечивающий успешность образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, все более строгими и разнообразными становятся требования к профессиональным навыкам и личностным качествам специалистов в различных отраслях. При этом именно понимание, как личностные особенности влияют на успешность обучения и будущей карьеры, имеет стратегическое значение.

Анализ этих детерминант позволяет разрабатывать и подбирать наиболее эффективные методы и средства учебно-воспитательного процесса, способствующие лучшей адаптации обучающихся к образовательной среде и подготавливающие их к успешному вхождению в мир профессиональной деятельности.

Более того, в контексте современных глобальных вызовов (информационно-технологические изменения, экономическая нестабильность, социально-культурные трансформации и др.) изучение личностных детерминант учебно-профессиональной адаптации обеспечивает основу для разработки моделей и программ психологического сопровождения студентов в преодолении

© Цветков В. Л., Пустовитова Д. А., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

91

трудностей и противоречий, связанных с профессиональным обучением и последующим переходом в профессиональную среду.

Учет психологических особенностей личности в профессиональном образовании не только помогает формированию у студентов совокупности знаний и навыков, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям, но и способствует успешности их учебно-профессиональной адаптации.

Теоретические основы исследования. Учебно-профессиональная адаптация представляет собой один из видов социально-психологической адаптации и охватывает процессы, с которыми сталкивается личность в результате погружения в новую образовательную и профессиональную среде [1]. Ее содержание представлено сочетанием социального (вхождение в социальное окружение образовательной организации), психологического (охватывает процессы, связанные с приспособлением личности к новым требованиям, ожиданиям и стрессовым ситуациям, возникающим в процессе профессионального обучения), профессионального (обеспечивает освоение профессиональных навыков, знаний и требований, необходимых для эффективного выполнения задач в рамках выбранной сферы деятельности) и личностного (включает развитие личностных качеств в процессе профессионального обучения) компонентов, которые совместно формируют способность успешно функционировать в новых образовательно-профессиональных условиях [2].

И. А. Милославова уверена, что учебно-профессиональная адаптация в своем развитии проходит четыре стадии: 1 - уравновешивание (субъект и среда проявляют толерантность, знакомясь и взаимно принимая ценности и модели поведения); 2 - псевдоадаптация (участники демонстрируют приспособленность, скрывая неудовлетворение негативными факторами); 3 - приноровление (взаимное признание значимости, уступки); 4 - уподобление (учебно-профессиональная трансформация в соответствии со взаимными требованиями). При этом оба участника учебно-профессиональных отношений могут как пройти все стадии, так и упустить любую из них [3].

Е. Г. Черниковой подчеркивается, что движущей силой учебно-профессиональной адаптации является разрешение противоречие между несоответствием профессиональной квалификации предъявляемым требованиям. Завершением адаптации исследователь называет период, когда будет достигнуто оптимальное согласие между ними. При этом разными профессиями предъявляются различные требования к личности работника, что определяет специфику адаптационного процесса [4].

Ш. Мельник отмечает, что в процессе профессиональной адаптации сотрудники правоохранительных органов вынуждены приспосабливаться к: содержанию деятельности; условиям профессиональной реальности; служебному коллективу; руководству; микрогруппе (подразделению, где будет осуществляться деятельность), а также проходить профессиональное саморазвитиет [5].

В исследовании Е. А. Жигаловой учебно-профессиональная адаптация курсантов ведомственных образовательных организаций представлена как процесс формирования профессионально значимых качеств личности будущего офицера в ходе освоение законов военной среды, вхождения в коллектив и прохождения профессиональной (в том числе физической, специальной, психологической подготовки). По мнению ученого, ключевым является развитие лидерских качеств, поскольку именно они обеспечивают развитие ответственности за себя и сослуживцев, способности принимать решения, в том числе в ситуациях, требующих незамедлительного реагирования [6].

Успешность учебно-профессиональной адаптации курсантов, по мнению Т. Ю. Чурановой, определяется внутренними психическими процессами, обеспечивающими переоценку ценностей и коррекцию целей. Началом адаптации исследователь называет осознание необходимости изменений в связи с включением в новые учебно-профессиональные условия. Инструментом, обеспечивающим эффективность адаптации следует считать процессы самопознания и саморегуляции, направленные на согласование внутреннего мира индивида с требованиями внешней среды, включая формирование и развитие таких личностных качеств как самоконтроль и гибкость, а также усвоение конструктивных копинг-стратегий [7].

Методы и организация исследования. Эмпирическое исследование проведено в период с сентября по декабрь 2023 года на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя с участием 48 курсантов, в том числе обучающихся первого курса - 29, пятого курса - 19. В качестве инструмента исследования избраны психодиагностические методики: 16-факторный личностный вопросник Р. Кеттелла [8], многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклако-ва, С. В. Чермянина, опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана. Целью исследования стало выявление личностных особенностей, лежащих в основе успешности адаптации и учебно-профессиональной деятельности обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Первоначально нами был изучен индекс успешности обучающихся на первом и пятом курсе (табл.1).

Таблица 1

Сравнение индекса успешности обучающихся первого и пятого курсов

курс Р <

1-й курс (N = 29) 5-й курс (N = 19)

Индекс успешности 3,88 ± 0,09 4,37 ± 0,13 0,01

Индекс успешности обучающихся представляет собой количественный показатель, отражающий степень достижения учебных целей и оценки успехов в образовательном процессе, учитывая различные аспекты академической деятельности, такие как успеваемость, выполнение заданий, участие в академической жизни, а также могут включать в себя факторы личностного и профессионального развития. Индекс успешности

служит важным инструментом для оценки обучающихся, позволяя учебным учреждениям, преподавателям и обучающимся отслеживать прогресс, формировать обратную связь и корректировать образовательные стратегии для достижения более эффективных результатов.

Анализируя данные выявленного индекса успешности обучающихся, можно отметить, что пятикурсники демонстрируют большую вовлеченность в обучение и его результаты; ответственность; самостоятельность; целеустремленность, мотивацию и т. д., обеспечивающие успешность их учебно-профессиональной адаптации и успеваемости.

Результаты исследования личностных особенностей обучающихся представлены табл. 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа личностных особенностей обучающихся первого и пятого курса

№ Личностные Курс Р <

п/п особенности 1 (П = 29) 5 (П = 19)

Результаты 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела

1 А (замкнутость -общительность) 7,75 ± 0,40 5,19 ± 0,41 0,001

2 В (интеллект) 6,4 ± 0,42 9 ± 0,38 0,001

3 С (эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость) 6,5 ± 0,32 8,55 ± 0,32 0,001

4 Е(подчиненность -доминантность) 7 ± 0,30 5,84 ± 0,31 0,05

5 О (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения) 5,5 ± 0,31 8,2 ± 0,25 0,001

6 Н (робость -смелость) 8,4 ± 0,27 6,27 ± 0,21 0,001

7 I (жестокость -чувствительность) 7,2 ± 0,41 4,73 ± 0,43 0,001

8 М(практичность - развитое воображение) 5 ± 0,42 3,38 ± 0,37 0,01

9 О (уверенность в себе - тревожность) 5,65 ± 0,46 3,46 ± 0,35 0,001

10 Q1 (консерватизм -радикализм) 5,7 ± 0,45 2,46 ± 0,37 0,001

11 Q2 (конформизм -нонконформизм) 4,75 ± 0,33 3,38 ± 0,36 0,01

12 Q3 (низкий самоконтроль -высокий самоконтроль) 6,35 ± 0,35 7,61 ± 0,22 0,01

13 Q4 (напряженность -расслабленность) 4,2 ± 0,33 2,92 ± 0,35 0,05

Результаты многоуровневого личностного опросника «Адаптивность»

14 Достоверность 8,7 ± 0,44 2,19 ± 0,15 0,001

15 Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 28 ± 1,71 20,42 ± 1,26 0,001

16 Моральная нормативность (МН) 6,2 ± 0,42 8,30 ± 0,39 0,001

Результаты опросника волевого самоконтроля

17 Самообладание 9,15 ± 0,32 7,69 ± 0,34 0,01

18 Общий индекс волевого самоконтроля 16,55 ± 0,47 12,85 ± 0,53 0,001

Успешные обучающиеся отличаются меньшей общительностью (5,19 ± 0,41), что, на наш взгляд, объясняется склонностью к анализу своих мыслей, чувств и действий, что способствует лучшему пониманию себя и, как следствие, более эффективной адаптации к условиям среды. Их можно охарактеризовать, как более независимых и способных к самостоятельной работе, сконцентрированных на задаче и ее решении, что обеспечивает их меньшие показатели общительности. В то же время, как отмечают Д. В. Русецкая, С. Ю. Михайлова в определенных подразделениях территориальных органов МВД России общительность является важным условием успешной служебной деятельности, что обуславливает необходимость развития коммуникативной сферы у сотрудников [9].

Большие показатели развития интеллекта у пятикурсников (9 ± 0,38) объясняются их более продолжительной вовлеченностью в учебно-профессиональный процесс. Они легко усваивают новый материал, проявляют более высокий уровень аналитических навыков. Это способствует их эффективности в решении когнитивных задач ввиду более тщательного анализа ситуации и способности к выработке конкретной стратегии.

Эмоциональная устойчивость пятикурсников (8,55 ± 0,32) обеспечивает лучшее управление собой в стрессовой ситуации. Кроме того, положительные эмоции способствуют развитию мотивации и энергии для преодоления трудностей, что благотворно влияет на успешность учебно-профессиональной адаптации.

Более успешные обучающиеся отличаются сниженными показателями доминантности (5,84 ± 0,31) и высокой нормативностью поведения (8,2 ± 0,25). Специфика любой ведомственной системы требует от ее сотрудников большей степени подчиненности, что и проявляется при определенном стаже в органах внутренних дел. Они более склонны к сотрудничеству, успешно функционируют в командной работе, готовы неукоснительно следовать инструкции, однако, при необходимости способны взять на себя управление коллективом. Эти же факторы объясняют их меньшую смелость (6,27 ± 0,21).

ЕСКИЕ НАУКИ 93

Обучающиеся пятого курса отличаются большей чувствительностью (4,73 ± 0,43), что характеризует их как обладателей высоким уровнем эмпатии и чуткости к эмоциональным потребностям других, склонностью к созданию близких и поддерживающих межличностных отношений, что является важным аспектом успешной учебно-профессиональной адаптации. Они более внимательны к социальным нормам и ожиданиям.

Развитое воображение (3,38 ± 0,37) лиц с более высоким индексом успешности свидетельствует об их умении находить нестандартные и инновационные подходы к решению проблем, способностью предвидеть различные сценарии и рассматривать ситуации с разных точек зрения. Также они отличаются гибким мышлением, что помогает им легче приспосабливаться к переменам, новым идеям и опыту.

Т. Ю. Чуранова, А. А. Благинин получили подобные результаты, установив, что «успешные» курсанты отличаются развитым понятийным мышлением и воображением, обеспечивающими их способность не только точно понимать суть поставленных задач, но и выдвигать нестандартные, но верные подходы к их решению (вне шаблона) [10].

Пятикурсники менее тревожны (3,46 ± 0,35), что обеспечивает способность к успешному самоконтролю при трудных ситуациях и эффективность принятия решений. А их радикализм (2,46 ± 0,37) и нон-конформирзм (3,38 ± 0,36) обеспечивают выдвижение новых идей и решений, разработку собственных подходов в различных учебно-профессиональных ситуациях.

Похожие результаты ранее были получены Е. М. Гончаровой, А. С. Савиной, эмпирически установившими, что наличие тревожности - естественный и неотъемлемый личностный компонент, именуемый адаптивной тревожностью, которая, в отличие от патологической тревожности, обладает функциональным характером и способствует мобилизации ресурсов для эффективного противостояния вызовам окружающей среды. Она позволяет лучше справляться с трудностями, улучшает осознание рисков и способствует адаптации к новым обстоятельствам [11].

Высокий самоконтроль (7,61 ± 0,22) отличает лиц с большими показателями успешности: они обладают способностью эффективно управлять своим поведением, эмоциями и реакциями на разнообразные ситуации, принимают конструктивные решения. Высокий уровень самоконтроля также содействует формированию устойчивых межличностных отношений, поскольку такие люди способны к успешному взаимодействию с окружающими за счет способности контролировать свое поведение и реакции при общении.

Расслабленность (2,92 ± 0,35) лиц с высокими показателями успешности обеспечивает им предоставление ресурсов для эффективного управления стрессом, открытого восприятия нового опыта и поддержания психоэмоционального баланса. Они способны сохранять спокойствие в различных ситуациях, более гибки и открыты к переменам, что способствует более эффективному приспособлению к изменениям в окружающей среде.

Нервно-психическая устойчивость (20,42 ± 1,26) и моральная нормативность (8,30 ± 0,39) характеризуют пятикурсников как обладателей способностью эффективно справляться с нервными и психическими нагрузками, создавая основу для успешного приспособления к стрессовым ситуациям и переменам. Они проявляют устойчивость к трудностям, придерживаются высоких моральных стандартов, более успешно взаимодействуют в социуме, выстраивая отношения на основе доверия и уважения. Совместно нервно-психическая устойчивость и моральная нормативность обеспечивают сбалансированность учебно-профессиональной адаптации, обеспечивая не только психологическую стойкость, но и этический фундамент для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Одновременное развитие этих характеристик способствуют гармоничной адаптации личности в разнообразных сценариях жизни.

Самообладание (7,69 ± 0,34) и общее проявление волевого самоконтроля (12,85 ± 0,53) играют важную роль в процессе учебно-профессиональной адаптации. Способность эффективно управлять своим поведением, эмоциями и решениями, олицетворяя степень усилий и эффективность в контроле собственных действий, определяют способность личности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и принимать решения в соответствии с поставленными целями.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Под учебно-профессиональной адаптацией обучающихся образовательной организации МВД России следует понимать поэтапный процесс вхождения курсантов в специфическую образовательную и профессиональную среду, ориентированную на подготовку кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ее сущностью является взаимодействие обучающихся и учебно-профессиональной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий и обеспечивающее усвоение профессиональных компетенций и личностно-профессиональных качеств, необходимых для эффективной службы в органах внутренних дел.

2. В учебно-профессиональной адаптации важное значение имеют личностные детерминанты обучающихся. К ключевым из них относят моральную нормативность, свидетельствующую о важности этических стандартов в профессиональной подготовке кадров для правоохранительных органов нервно-психическую устойчивость, обеспечивающую стойкость к стрессовым ситуациям, волевой самоконтроль, формирующий способность к эффективному управлению собственным поведением и достижению поставленных целей в учебно-профессиональной сфере.

3. Полученные результаты подчеркивают значимость учета личностных особенностей абитуриентов и обучающихся при разработке и модернизации программ подготовки кадров в образовательных организациях МВД России. Дальнейшие исследования в рассматриваемой области будут способствовать

более точному пониманию влияния личностных детерминант на процессы учебно-профессиональной адаптации и разработке эффективных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1. Цымбалюк А. Э., Мишучкова Е. Ю., Сидорова С. С. Психологическая структура учебно-профессиональной адаптации студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 233-237.

2. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. Воронеж : Научная книга, 2010. 260 с.

3. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с.

4. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 184 с.

5. Мельник Ш. Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях / пер. с англ. С. Чигринец. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 239 с.

6. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 4(71). С. 76-85.

7. Чуранова Т. Ю. Влияние индивидуальных личностных качеств на процесс адаптации курсантов первого года обучения военного вуза // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2020. № 2(22). С. 145-152.

8. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81, 96-97.

9. Русецкая Д. В., Михайлова С. Ю. Особенности развития коммуникативной компетенции у курсантов образовательных организаций как фактор успешности профессиональной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития». Санкт-Петербург, 2021. С. 117-120.

1 0. Чуранова Т. Ю., Благинин А. А. Индивидуально-психологические особенности курсантов, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования, определяющие успешность их обучения в военно-учебном заведении // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 3. С. 358-371.

11. Гончарова Е. М., Савина А. С. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у курсантов образовательных организаций МВД Рос-

сии // Вестник экономической безопасности. 2021. № 4. С. 319-322. DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-319-322.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Tsymbalyuk A. E., Mishuchkova E. Yu., Sidor-ova S. S. The psychological structure of educational and professional adaptation of students of a pedagogical university // Yaroslavl pedagogical Bulletin. 2017. No. 6. Р. 233237.

2. Druzhilov S. A. Individual human resource as the basis for the formation of professionalism. Voronezh : Scientific Book, 2010. 260 p.

3 . Miloslavova I. A. The concept and structure of social adaptation : abstract. ... candidate of Philosophical Sciences, L., 1974. 24 p.

4. Chernikova E. G. The state and contradictions of so-cio-professional adaptation of young teachers: a sociological analysis: monograph. Chelyabinsk : Publishing house of the Chelyabinsk State Pedagogical University. unita, 2010. 184 p.

5. Miller Sh. Stress resistance: how to keep calm and high efficiency in any situation / translated from English by S. Chigrinets. M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2014. 239 p.

6. Zhigalova E. A. Adaptation of cadets to the official and educational activities of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 4(71). Р. 76-85.

7. Churanova T. Yu. The influence of individual personal qualities on the process of adaptation of cadets of the first year of study at a military university // Bulletin of the Military Academy of Logistics named after Army General A.V. Khrulev. 2020. No. 2(22). Р. 145-152.

8. Kapustina A. N. R. Kettell's multifactorial personality methodology. St. Petersburg, 2001. Р. 55-81, 96-97.

9. Rusetskaya D. V., Mikhailova S. Yu. Features of the development of communicative competence among cadets of educational organizations as a factor of success of professional activity // Materials of the All-Russian scientific and practical conference «Moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies: modern approaches and development prospects». St. Petersburg, 2021. Р. 117-120.

10. Churanova T. Yu., Blaginin A. A. Individual psychological characteristics of cadets enrolled in the educational program of secondary vocational education, determining the success of their studies at a military educational institution // Human psychology in education. 2022. Vol. 4. No. 3. Р. 358-371.

11. Goncharova E. M., Savina A. S. The relationship of anxiety with the style of behavior in conflict situations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of Economic Security. 2021. No. 4. Р. 319-322. DOI 10.24412/2414-39952021-4-319-322.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

Информация об авторах

В. Л. Цветков - начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;

Д. А. Пустовитова - старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

V. L. Tsvetkov - Head of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;

D. A. Pustovitova - Senior lecturer at the Department of Legal Psychology of the educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная психология организованной преступности

А.Н.Сухов

Монография

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.