Научная статья на тему 'Личностные свойства в оценке и прогнозе психологического благополучия курсантов'

Личностные свойства в оценке и прогнозе психологического благополучия курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / курсанты / вовлеченность / смысл / личностные факторы / позитивные свойства личности / прогноз / удовлетворенность / psychological well-being / cadets / involvement / meaning / personal factors / positive personality traits / prognosis / satisfaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Андреевна Гончарова

Исследуются проблемы психологического благополучия во взаимосвязи с показателями личностных свойств, выступающих в качестве прогностических факторов при его оценке. Рассмотрены теоретические положения позитивной психологии и предмет исследования благополучия в ее рамках: удовлетворенность, положительные эмоции, вовлеченность и смысл жизни. Анализируются актуальные исследования, приводятся доказательства наличия корреляций между психологическим благополучием и личностными факторами. Рассмотрены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и личностных характеристик курсантов образовательной организации высшего образования МВД России. Цель исследования — анализ личностных характеристик, способствующих психологическому благополучию курсантов и связей между параметрами благополучия и личностными факторами. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии множественных положительных корреляций между показателями благополучия и личностными свойствами, обеспечивающими возможность прогноза позитивности курсантов и использования ими личностных резервов в достижении благополучия. Совокупность личностных факторов общительности, эмоциональной стабильности, смелости, прямолинейности, практичности и самоконтроля может выступать в качестве прогностических маркеров в оценке состояний благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Андреевна Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal properties in the assessment and forecast of psychological well-being of cadets

The problems of psychological well-being are investigated in relation to indicators of personal properties that act as prognostic factors in its assessment. The theoretical provisions of positive psychology and the subject of well-being research within its framework are considered: satisfaction, positive emotions, engagement and the meaning of life. Current research is analyzed, and evidence of correlations between psychological well-being and personal factors is provided. The results of an empirical study of the relationship between psychological well-being and personal characteristics of cadets of an educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The purpose of the study is to analyze the personal characteristics that contribute to the psychological well-being of cadets and the links between the parameters of well-being and personal factors. The study confirmed the hypothesis of the presence of multiple positive correlations between indicators of well-being and personal properties, providing the possibility of predicting the positivity of cadets and their use of personal reserves in achieving well-being. A combination of personal factors of sociability, emotional stability, courage, straightforwardness, practicality and self-control can act as predictive markers in assessing well-being states.

Текст научной работы на тему «Личностные свойства в оценке и прогнозе психологического благополучия курсантов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9.072

https://doi.org/l 0.24412/2073-0454-2024-2-264-268 EDN: https://elibrary.ru/ultxqm NIION: 2003-0059-2/24-034 MOSURED: 77/27-003-2024-02-233

Личностные свойства в оценке и прогнозе психологического благополучия курсантов

Наталья Андреевна Гончарова

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, goncharova_n@bk.ru

Аннотация. Исследуются проблемы психологического благополучия во взаимосвязи с показателями личностных свойств, выступающих в качестве прогностических факторов при его оценке. Рассмотрены теоретические положения позитивной психологии и предмет исследования благополучия в ее рамках: удовлетворенность, положительные эмоции, вовлеченность и смысл жизни. Анализируются актуальные исследования, приводятся доказательства наличия корреляций между психологическим благополучием и личностными факторами. Рассмотрены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологического благополучия и личностных характеристик курсантов образовательной организации высшего образования МВД России. Цель исследования — анализ личностных характеристик, способствующих психологическому благополучию курсантов и связей между параметрами благополучия и личностными факторами. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии множественных положительных корреляций между показателями благополучия и личностными свойствами, обеспечивающими возможность прогноза позитивности курсантов и использования ими личностных резервов в достижении благополучия. Совокупность личностных факторов общительности, эмоциональной стабильности, смелости, прямолинейности, практичности и самоконтроля может выступать в качестве прогностических маркеров в оценке состояний благополучия.

Ключевые слова: психологическое благополучие, курсанты, вовлеченность, смысл, личностные факторы, позитивные свойства личности, прогноз, удовлетворенность

Для цитирования: Гончарова Н. А. Личностные свойства в оценке и прогнозе психологического благополучия курсантов // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 264-268. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-264-268. EDN: ULTXQM.

Original article

Personal properties in the assessment and forecast of psychological well-being of cadets

Natalya A. Goncharova

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, goncharova_n@bk.ru

Abstract. The problems of psychological well-being are investigated in relation to indicators of personal properties that act as prognostic factors in its assessment. The theoretical provisions of positive psychology and the subject of well-being research within its framework are considered: satisfaction, positive emotions, engagement and the meaning of life. Current research is analyzed, and evidence of correlations between psychological well-being and personal factors is provided. The results of an empirical study of the relationship between psychological well-being and personal characteristics of cadets of an educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The purpose of the study is to analyze the personal characteristics that contribute to the psychological well-being of cadets and the links between the parameters of well-being and personal factors. The study confirmed the hypothesis of the presence of multiple positive correlations between indicators of well-being and personal properties, providing the possibility of predicting the positivity of cadets and their use of personal reserves in achieving well-being. A combination of personal factors of sociability, emotional stability, courage, straightforwardness, practicality and self-control can act as predictive markers in assessing well-being states.

Keywords: psychological well-being, cadets, involvement, meaning, personal factors, positive personality traits, prognosis, satisfaction

For citation: Goncharova N. A. Personal properties in the assessment and forecast of psychological well-being of cadets. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):264-268. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-264-268. EDN: ULTXQM.

Психологическое благополучие является важнейшим показателем качества жизни, и субъективные представления человека о нем основываются на оценке не только материального благосостояния и физического здоровья, но и на прогнозе потенциальных

© Гончарова Н. А., 2024

возможностей собственной личности в достижении целей и реализации высших ценностей. Один из основателей позитивной психологии, М. Селигман, считает психологическое благополучие значимым конструктом оптимального жизненного существования,

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

обеспеченного качествами самоуважения, которые должны быть целью воспитания личности [10; 11]. Основу благополучия, по М. Селигману, составляет удовлетворенность жизнью, а его показателями являются активность в деятельности, осознанность целей, хорошие отношения с людьми, реализация ценностей и достижения. Этому способствуют сильные стороны личности и совокупность личностных психологических качеств позитивной направленности.

Современные исследовательские подходы к анализу феномена психологического благополучия обращены к различным аспектам жизнедеятельности человека, на основе чего сформировалось два типа представлений о его сущности: гедонистическое и эвдемо-ническое. Гедонистическое благополучие наиболее полно было обосновано в работах Н. Брэдберна, который в его содержании рассматривал удовлетворенность и позитивные эмоции, отражающие субъективное переживание человека [8]. Эвдемоническое благополучие рассмотрено К. Рифф с позиции самореализации личности, актуализации собственных возможностей, раскрытия внутреннего потенциала, который заключен в комплексе личностных психологических особенностей человека [9].

В отечественных исследованиях психологического благополучия было установлено, что показатели психологического благополучия значимо коррелируют со свойствами личности. В исследованиях С. А. Башкатова — это корреляции между «компонентами позитивности, характеристиками темперамента и базовыми свойствами личности». Установлен также факт обусловленности личностного благополучия базовыми свойствами личности [1, с. 11]. В работе Н. Н. Лепешинского выявлены связи благополучия со смелостью личности, спокойствием, самоконтролем, конформизмом [5]. В исследовании Е. С. Ермаковой значимые корреляции отражают связь благополучия с показателями жизнестойкости личности [2]. В исследованиях благополучия лиц студенческого возраста А. М. Рикель с соавторами установили, что переживания состояний благополучия в юношеском возрастном периоде преимущественно связаны с эвдемонистическими факторами и особенностями личности [6]. Связи благополучия студентов с позитивной самооценкой и иными свойствами были выявлены в исследовании Д.С. Корниенко [4].

Таким образом, совокупность личностных факторов может выступать в качестве прогностических

маркеров в оценке состояний благополучия личности и профилактике неблагополучия. Это определило цель нашего исследования, которая заключалась в изучении личностных характеристик, способствующих психологическому благополучию курсантов, обучающихся в образовательной организации высшего образования МВД России. Прогноз позитивности личности и эффективности использования личностных резервов в достижении психологического благополучия осуществлялся в процессе установления связи между параметрами благополучия и личностных факторов. В качестве основной гипотезы выступило предположение о наличии множественных корреляций между показателями благополучия и личностными факторами.

В ходе проверки гипотезы были использованы психодиагностические методики: методика оценки психологического благополучия «Тест психологического благополучия» (в адаптации Т. Д. Шевеленко-вой, П. П. Фесенко) [7]; методика изучения свойств личности «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (в адаптации Э. С. Чугуновой, А. Н. Капустиной) 16PF/C [3]. Математико-статистические методы исследования: описательные статистки, корреляционный анализ Пирсона. Полученные данные проверены на соответствие нормальному закону распределения, с помощью статистического пакета SPSS Statistics 23.0. Выборку составили курсанты образовательной организации высшего образования МВД России в возрасте от 20 до 22 лет (N = 152; M = 22,1; SD = 1,1).

Результаты исследования показателей психологического благополучия («Тест психологического благополучия» в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко) позволили выделить группу лиц с высокими его значениями в количестве 82 человек. Между группами с высокими и низкими значениями благополучия выявлены значимые различия (при р < 0,001) по следующим шкалам: общий показатель благополучия, положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие, общий показатель психологического благополучия (рис. 1).

Психологическое благополучие отражено в совокупности представленных на рис. 1 высоких значений, отражающих удовлетворенность отношениями с окружающими, самостоятельность и независимость в принятии решений, способность к самоконтролю, эф-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Примечание: * р < 0,001

Рис. 1. Сравнение показателей психологического благополучия групп с низким и высоким уровнем благополучия («Тест психологического благополучия»)

фективность в реализации задач деятельности и целей, осознании возможностей личностного развития.

В сравнении показателей свойств личности значимые различия между лицами с высоким и низким уровнем психологического благополучия установлены в значениях шкал: «А — замкнутость/общительность», «С — эмоциональная нестабильность / эмоциональная стабильность», «Е —подчиненность/ самоутверждение», «Н — робость/смелость», «I — практицизм/чувствительность», «О — спокойствие/ тревожность», <^4 — расслабленность/напряженность» при р < 0,05 (рис. 2).

Полученные результаты показывают, что при высоком уровне благополучия (по сравнению с неблагополучием) в профиле личности доминируют свойства общительности и открытости, эмоциональной выдержанности, стремление к самоутверждению, смелость и отзывчивость, уверенность и самонадеянность, энергичность и спокойствие, отсутствие тревожности, удовлетворенность.

Исследование взаимосвязей между показателями психологического благополучия и свойствами личности показало наличие большого количества достоверно значимых корреляций, которые свидетель-

Примечание: * р < 0,05

Рис. 2. Сравнение показателей свойств личности групп с низким и высоким уровнем благополучия («Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла»)

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

ствуют о преимуществах личностных свойств общительности, эмоциональной стабильности, самоутверждения, смелости. Выявлены положительные корреляции фактора «А — Общительность» со следующими показателями психологического благополучия: «Положительные отношения с другими» г = 0,353, р < 0,001; «Управление окружением» г = 0,257, р < 0,01; «Личностный рост» г = 0,331, р < 0,001; «Цель в жизни» г = 0,227, р < 0,01»; «Самопринятие» г = 0,360, р < 0,001; «Общий уровень психологического благополучия» г = 0,303, р < 0,001. Положительные и достоверно значимые корреляции при р < 0,001 установлены между свойствами личности «Эмоциональная стабильность — фактор С», «Смелость — фактор Н», «Высокий самоконтроль — фактор Q3» и практическими всеми показателями психологического благополучия. Отрицательные корреляции установлены между значениями показателей благополучия и личностных факторов «Прямолинейность — фактор №>, «Расслабленность» — фактор Q4», «Спокойствие — фактор О». Наибольший вклад в систему корреляций между свойствами личности и психологическим благополучием внесли показатели свойств личности: общительность, эмоциональная стабильность, смелость, прямолинейность, практичность и самоконтроль. Из числа показателей психологического благополучия со свойствами личности более всего связаны «Личностный рост» (10 корреляций из возможных 16), «Цели в жизни», «Позитивные отношения с другими» (9 корреляций из возможных 16), «Самопринятие» (8 корреляций из возможных 16).

Результаты данного исследования во многом согласуются с результатами, полученными С. А. Баш-катовым, доказавшим влияние свойств темперамента на психологическое благополучие, а именно — влияние нейротизма на психологическое неблагополучие, общительности и экстраверсии на психологическое благополучие. Установленные нами связи эмоциональной стабильности и психологического благополучия позволяют подтвердить данный эффект и роль базовых свойств личности, рассматриваемых в рамках традиционной психологии, в прогнозе позитивности личности. Подтверждается и влияние на психологическое благополучие именно позитивных качеств личности, отражающих высокий уровень эмоциональных проявлений в общении, личностной зрелости и устойчивости, конструктивности и готовности к сотрудничеству.

Выводы. Психологическое благополучие, как интегральное состояние личности, отражает степень субъективной оценки человеком собственных возможностей и самореализации, и приобретается личностью в процессе вовлеченности в деятельность, переживания при этом положительных эмоций, и обретения личностных смыслов. Основу благополучия составляет внутренняя активность самого субъекта, направленная на реализацию личностного потенциала, формирование позитивных личностных качеств, отличающихся эмоциональной устойчивостью, силой «Я», смелостью, общительностью, принципиальностью.

Значимость формирования психологического благополучия определяется его позитивными последствиями для формирования мотивации и развития личности, воспитательными ресурсами позитивных состояний, возможностями стимулирования конструктивных качеств личности, необходимых для самореализации, самостоятельного выбора жизненных смыслов, становления базовых принципов сотрудничества и взаимодействия, актуализации положительного человеческого потенциала.

Теоретическое и эмпирическое исследование показало, что совокупность личностных факторов общительности, эмоциональной стабильности, смелости, прямолинейности, практичности и самоконтроля может выступать в качестве прогностических маркеров в оценке состояний благополучия личности. Стимуляция позитивных свойств личности в процессе обучения и воспитания будет обеспечивать успешность профилактики неблагополучия и максимальное усиление защитных сил личности, возможности саморазвития, состояния психологической безопасности личности.

Личностные характеристики курсантов, способствующие психологическому благополучию, и установленные множественные взаимосвязи между параметрами благополучия и личностных факторов позволяют прогнозировать позитивность личности исследованных лиц и эффективность использования ими личностных резервов в достижении целей и результатов деятельности. Личностные свойства, обеспечивающие психологическое благополучие, должны найти психологическую поддержку окружающих, культивироваться в процессе включенности субъекта в социальную и учебную деятельность, воспитываться, что необходимо для обретения позитивности, осознанности и стабильности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список источников

1. Башкатов С. А. Характеристики темперамента и базовые свойства личности как факторы личностного благополучия // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2013. № 29. С. 7-13.

2. Ермакова Е. С. Психологическое благополучие, жизнестойкость, стрессоустойчивость и тревожность студентов // Вестник психофизиологии. 2023. № 1. С. 93-101.

3. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб. : Речь, 2004.

4. Корниенко Д. С. Свойства личности как основа психологического благополучия студентов // Новое слово в науке : перспективы развития. 2014. № 2 (2). С. 135-136.

5. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 3. С. 24-37.

6. Рикель А. М., Туниянц А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник московского университета. 2017. № 2. С. 64-82.

7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

8. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Hicago : Aldine Pub. Co, 1969. P. 318.

9. Ryff C. D. Psychological Well-Being in Adult Life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4 (4). Р. 99-104.

10. Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 5-14.

11. Seligman M., Pawelski J. O. Positive psychology: FAQ's // Psychological Inquiry. 2003. № 2. Р. 159-163.

References

1. Bashkatov S. A. Characteristics of the temperament and basic personality characteristics as factors of personality well-being // Psychology and pedagogy : methodology and problems of practical application. 2013. № 29. P. 7-13.

2. Ermakova E. S. The psychological well-being, resiliency, stress tolerance and anxiousness of students // Bulletin of psychophysiology. 2023. № 1. P. 93-101.

3. Kapustina A. N. R. Kettell multifactorial methodology of personality. Saint-Petersburg : Speech,

2004.

4. Kornienko D. S. Personality properties as the basis of psychological well-being of students // New word in science : development prospects. 2014. № 2(2). P. 135-136.

5. Lepeshinsky N. N. Adaptation of the questionnaire «Scales of psychological well-being» K. Riff // Psychological Journal. 2007. Vol. 28. № 3. P. 24-37.

6. Rikel A. M., Tuniyants A., Batyrova N. The concept of subjective well-being in hedonistic and eudaimo-nistic approaches // Bulletin of the Moscow University. 2017. № 2. P. 64-82.

7. Shevelenkova T. D., Fesenko T. P. Psychological well-being of personality // Psychological diagnostics.

2005. № 3. P. 95-121.

8. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Hicago : Aldine Pub. Co, 1969. P. 318.

9. Ryff C. D. Psychological Well-Being in Adult Life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4 (4). P. 99-104.

10. Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 5-14.

11. Seligman M., Pawelski J. O. Positive psychology: FAQ's // Psychological Inquiry. 2003. № 2. P. 159-163.

Информация об авторе

Н. А. Гончарова — доцент кафедры педагогики и психологии учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the author

N. A. Goncharova — Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Educational and Scientific Complex for the Study of Problems of Personnel Work and Moral and Psychological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 13.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 05.04.2024. The article was submitted 13.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.