Научная статья на тему 'Педагогические приемы преподавания модуля «Основы военной подготовки», основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной'

Педагогические приемы преподавания модуля «Основы военной подготовки», основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы военной подготовки / педагогические приемы / эффект Зейгарник / эффект Овсянкиной / обеспечение эффективности преподавания / basics of military training / pedagogical techniques / Zeigarnik effect / Ovsyankina effect / ensuring teaching effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Юрьевич Усков

На основе анализа взглядов выдающихся педагогов и опыта преподавания учебных дисциплин по военной подготовке представлены педагогические приемы, основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной и направленные на обеспечение эффективности преподавания модуля «Основы военной подготовки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical techniques for teaching the module «Fundamentals of Military Training» based on the psychological effects of Zeigarnik and Ovsyankina

Based on an analysis of the views of outstanding teachers and experience in teaching academic disciplines in military training, pedagogical techniques based on the psychological effects of Zeigarnik and Ovsyankina and aimed at ensuring the effectiveness of teaching the module «Fundamentals of Military Training» are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы преподавания модуля «Основы военной подготовки», основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной»

Научная статья УДК 37; 355/359

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-131-133 EDN: https://elibrary.ru/CDCGFI

NIION: 2018-0077-1/24-440 MOSURED: 77/27-024-2024-01-639

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Педагогические приемы преподавания модуля «Основы военной подготовки», основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной

Сергей Юрьевич Усков

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, novos-2020@mail.ru

Аннотация. На основе анализа взглядов выдающихся педагогов и опыта преподавания учебных дисциплин по военной подготовке представлены педагогические приемы, основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной и направленные на обеспечение эффективности преподавания модуля «Основы военной подготовки».

Ключевые слова: основы военной подготовки, педагогические приемы, эффект Зейгарник, эффект Овсянкиной, обеспечение эффективности преподавания

Для цитирования: Усков С. Ю. Педагогические приемы преподавания модуля «Основы военной подготовки», основанные на психологических эффектах Зейгарник и Овсянкиной II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 131-133. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-131-133. EDN: CDCGFI.

Original article

Pedagogical techniques for teaching the module «Fundamentals of Military Training» basedon the psychological effects ofZeigarnik and Ovsyankina

Sergey Yu. Uskov

Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, novos-2020@mail.ru

Abstract. Based on an analysis of the views of outstanding teachers and experience in teaching academic disciplines in military training, pedagogical techniques based on the psychological effects of Zeigarnik and Ovsyankina and aimed at ensuring the effectiveness of teaching the module «Fundamentals ofMilitary Training» are presented.

Keywords: basics of military training, pedagogical techniques, Zeigarnik effect, Ovsyankina effect, ensuring teaching effectiveness

For citation: Uskov S. Yu. Pedagogical techniques for teaching the module «Fundamentals ofMilitary Training» based on the psychological effects of Zeigarnik and Ovsyankina//Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(1):131-133. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-131-133. EDN: CDCGFI.

...Рассказывай, да смотри, чтобы сказка была интересная. ИШахразада началарассказывать. Царь до того заслушался, что не заметил, как стало светать.А Шахразада какраз дошла до самого интересного места... и замолчала... - А дальше что было?Дальшеярасскажу вам вечером... Весь день царь былрассеян - он не мог дождаться вечера, чтобы дослушать сказку...

«Тысяча и одна ночь» (Арабские сказки)

Актуальность затронутой темы обусловлена тем, что с началом 2023/2024 учебного года в образовательных организациях высшего образования, независимо от структуры и содержания реализуемых программ под-

готовки, приступили к преподаванию модуля «Основы военной подготовки». Целью освоения данного модуля является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых им для становления в качестве граждан, способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации [1,2].

Достижение указанной цели осуществляется путем последовательного решения целого ряда задач по освоению модуля «Основы военной подготовки». Причем на решение этих задач программой модуля предусмотрено всего 108 часов, из которых на проведение аудиторных занятий - 72 часа [1]. Возникает известное противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить

© Усков С. Ю., 2024

№ 1/2024 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

эффективное решение поставленных задач, и сформировать определенные знания, умения, навыки и компетенции, а с другой - весьма ограниченное для этого количество времени. В целях успешного преодоления данного противоречия преподавателям, осуществляющим преподавание модуля «Основы военной подготовки», необходимо мобилизовать весь накопленный психолого-педагогический опыт воздействия на обучающихся, в том числе основанный на психологических эффектах, таких как эффект Зейгарник и эффект Овсянкиной.

В качестве эпиграфа к данной статье не случайно вынесены слова из «Книги тысячи и одной ночи» (собрания сказок и новелл средневековой арабской и персидской литературы, обрамленное историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада), являющейся одним из ярчайших примеров использования психологического эффекта Зейгарник.

Эффект Зейгарник - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы Курта Левина - Блюмы Вульфовны Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Кроме прочего, эффект Зейгарник позволяет справляться с прокрастинацией - склонностью к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящей кжизненным проблемам [3-5].

Одной из сокурсниц Б. В. Зейгарник, во время ее обучения в Берлинском университете у Курта Левина, была Мария Арсеньевна Рикерс-Овсянкина, в ее честь назван психологический эффект Овсянкиной.

Эффект Овсянкиной - это тенденция возобновлять прерванное действие, когда его результат еще не достигнут. Эффект заключается в том, что прерванная задача, даже без стимула, ценится как «квазипотребность» (квазипотребность - напряженная система (намерение), которая появляется в определенной ситуации, обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Это создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за задачу [3-5].

Указанные психологические эффекты активно используются в педагогике, в том числе в виде различных педагогических приемов [3-5].

Прием, в общем понимании, - это единичное воздействие, элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Прием в педагогике - это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности. Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод обучения» [3-5, 6 с. 34-119; 7, с. 254-295, 312-328].

Педагогические приемы, в отличие от других средств обучения, обладают динамичностью и связаны с конкретными действиями участников образовательного процесса. Тщательно продуманный педагогический прием позволяет кардинально менять содержание

132

занятия, придавать ему большую осмысленность и обеспечивать большую эффективность [3-5, 6, с. 34-119, 7 с. 254-295, 312-328].

В качестве педагогических приемов, основанных на использовании психологических эффектов Зейгарник и Овсянкиной и направленных на обеспечение эффективности преподавания модуля «Основы военной подготовки», можно выделить следующие приемы.

Прием «Незавершенное занятие». Реализуется данный прием следующим образом: в заключительной части учебного занятия необходимо осуществить некий яркий и запоминающийся импакт (под импак-том в данном случае понимается сильное воздействие, действие, влияние), например, задать любопытный вопрос или ситуационную задачу, после чего выждать интригующую паузу, а затем довести до обучающихся, что ответ на заданный вопрос или задачу, мы дадим на следующем занятии. И здесь очень важно отметить, что «любопытный вопрос» или ситуационная задача должны быть такими, чтобы ответ или решение «не лежали» на поверхности информационного поля, в том числе глобальной информационной сети Интернет.

Прием «Недосказанная фраза». Применение приема: завершая учебное занятие, необходимо предусмотреть буквально одну-две минуты (можно и больше, в зависимости от реального наличия времени, но, естественно, не в ущерб занятию) для того, чтобы дать под запись обучающимся название темы следующего занятия (в данном конкретном случае, имеется в виду занятие, которое будет проходить не в этот же день и не на следующий, а через несколько дней) и начать раскрывать актуальность указанной темы, или указать ключевое слово и начать записывать его определение... но, в самый интригующий момент, прерваться со словами, что работу над этим материалом мы продолжим на следующем занятии.

Прием «Референтное задание». Под «Референтным заданием» в данном случае понимается задание, соотнесенное с изучаемым учебным материалом модуля «Основы военной подготовки», служащее для связывания изученного материала прошедших занятий с материалом текущего занятия, а также с материалом последующих (будущих) занятий. Реализация данного приема более трудоемка и требует разработки «Референтного задания», работа обучающихся над которым продолжалась бы на протяжении изучения всего модуля «Основы военной подготовки» (или раздела модуля) посредством последовательного решения на каждом занятии определенной (промежуточной) части «Референтного задания». При этом необходимо создавать такие условия (и это очень важно!), чтобы на каждом занятии «появлялись» данные (переменные), требующиеся для решения только текущей (промежуточной) части задания, и в то же время необходимо обеспечивать невозможность решения всего «Референтного задания» сразу, минуя промежуточные части.

Прием «Создание фоновой учебной обстановки». Воплощение указанного приема связано с «привязкой» изучаемого учебного материала к специально созданной

PEDAGOGICAL SCIENCES

фоновой учебной обстановке - «виртуальной воинской части» или «виртуального воинского подразделения». Создание такой фоновой учебной обстановки подразумевает активное использование мультимедийных средств визуализации изучаемого учебного материала (фотографий, рисунков, видеофильмов, видеофрагментов и др.). А основой для работы по созданию виртуальной воинской части или подразделения могут быть известные художественные фильмы и сериалы, например, такие как: телесериалы «Солдаты», «Граница. Таежный роман»; художественные фильмы «Солдат Иван Бровкин», «Максим Перепелица», «Делай - раз!», «9 рота» и другие. В дальнейшем при подготовке к занятию осуществляется привязка учебного материала к фоновой учебной обстановке. А далее осуществляются действия, схожие с работой режиссеров киносериалов, по следующему алгоритму: демонстрация, интрига, внезапное прерывание показа на самом интересном месте и обещание продолжить демонстрацию на следующем занятии.

Творческий подход и активная реализация представленных педагогических приемов позволит существенно повысить эффективность проведения занятий по освоению модуля «Основы военной подготовки», способствуя, тем самым, формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых им для становления в качестве граждан, способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины.

Библиографический список

1. Минобрнауки России разработало модуль об основах военной подготовки для включения в образовательные программы высшего образования // Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/obrazovanie/62542/ (дата обращения: 29.09.2023).

2. Усков, С. Ю. Основа «Основ военной подготовки» / С. Ю. Усков II Психология и педагогика служеб-нойдеятельности. 2023. № 3. С. 172-175.

3. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki(дaтaoбpaщeния: 11.10.2023).

4. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко II Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации A.A. Новикова. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (датаобращения: 18.10.2023).

5. Проняева, Н. А. Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю? /

Н. А. Проняева II Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения (АНО «НИИДПО»). URL: https:// niidpo.ru/blog/kratkiy-obzor-metodov-pedagogiki-chto-ispolzovat-sovremennomu-uchitelyu (дата обращения: 18.10.2023).

6. Военная педагогика : учебное пособие ; под общ. ред. А. А. Башлакова. М. : Издательский дом «Красная звезда», 2008. 504 с.

7. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / B.C. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.

Bibliographic list

1. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation has developed a module on the basics of military training for inclusion in educational programs of higher education II The Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/obrazovanie/62542 / (date of reference: 09/29/2023).

2. Uskov, S. Yu. The basis of the «Fundamentals of military training» / S. Yu. Uskov II Psychology and pedagogy of official activity. 2023. No. 3. P. 172-175.

3. Public multilingual universal Internet encyclopedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of application: 11.10.2023).

4. Meshcheryakov, B. G. Bolshoy psychological dictionary /В. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko II St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov. URL: https://spbguga. ru/files/03-5-0l-005.pdf (date ofapplication: 10/18/2023).

5. Pronyaeva, N. A. A brief overview of the methods of pedagogy: what should a modern teacher use? / N. A. Pronyaeva II National Research Institute of Additional Education and Vocational Training (ANO «NIIDPO»). URL: https://niidpo.ru/blog/kratkiy-obzor-metodov-pedagogiki-chto-ispolzovat-sovremennomu-uchitelyu (date of reference: 10/18/2023).

6. Military pedagogy : a textbook ; under the general editorship of A. A. Bashlakov. M.: Publishing house «Kras-naya Zvezda», 2008. 504 p.

7. Selivanov, V S. Fundamentals of general pedagogy: theory and methodology of education : a textbook for students. higher education. Institutions / VS. Selivanov ; edited by V. A. Slastenin. 2nd ed., ispr. M. : Publishing center «Academy», 2002. 336 p.

Информация об авторе

С. Ю. Усков - начальник учебной части - заместитель начальника военного учебного центра, кандидат военных

Information about the author

S. Yu. Uskov - Head of the training unit - Deputy Head of the Military Training center, Candidate ofMilitary Sciences.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 27.10.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 12.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.