Научная статья на тему 'Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку'

Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативность / коммуникабельность / педагогика / технология / педагогическая технология / профессиональная подготовка / игровые технологии / кейс-технология / технология сотрудничества / технология интерактивного обучения / communicativeness / sociability / pedagogy / technology / pedagogical technology / professional training / game technologies / case technology / technology of cooperation / technology of interactive learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Николаевна Полунина, Елена Евгеньевна Власенко, Вячеслав Михайлович Вагайцев

Раскрывается смысл и содержание понятия коммуникативность, коммуникабельность, педагогические технологии. Отражается важность приобретения коммуникативных компетенций сотрудниками полиции. Рассматриваются некоторые педагогические технологии, которые позволяют сформировать профессиональные коммуникативные компетенции полицейского в процессе прохождения профессиональной подготовки (профессионального обучения) в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Николаевна Полунина, Елена Евгеньевна Власенко, Вячеслав Михайлович Вагайцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies for the formation of communicative competencies of a police officer undergoing professional training

This paper reveals the meaning and content of the concept of communication, sociability, pedagogical technologies. The importance of acquiring communicative competencies by police officers is reflected. The authors consider some pedagogical technologies that make it possible to form professional communicative competencies of a police officer in the process of professional training (vocational training) in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку»

Научная статья УДК 378; ББК 74.4

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-104-107 EDN: https://elibrary.ru/IGXQTK NIION: 2018-0077-1/24-434 MOSURED: 77/27-024-2024-01-633

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку

Елена Николаевна Полунина1, Елена Евгеньевна Власенко2, Вячеслав Михайлович Вагайцев3

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия, moiseewa83@list.ru

2 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, Evlasenko-elenal23@yandex.ru.

3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, bachal972@mail.ru

Аннотация. Раскрывается смысл и содержание понятия коммуникативность, коммуникабельность, педагогические технологии. Отражается важность приобретения коммуникативных компетенций сотрудниками полиции. Рассматриваются некоторые педагогические технологии, которые позволяют сформировать профессиональные коммуникативные компетенции полицейского в процессе прохождения профессиональной подготовки (профессионального обучения) в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: коммуникативность, коммуникабельность, педагогика, технология, педагогическая технология, профессиональная подготовка, игровые технологии, кейс-технология, технология сотрудничества, технология интерактивного обучения

Для цитирования: Полунина Е. Н., Власенко Е. Е., Вагайцев В. М. Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 104-107. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-104-107. EDN: IGXQTK.

Original article

Pedagogical technologies for the formation of communicative competencies of a police officer undergoing professional training

Elena N. Polunina1, Elena E. Vlasenko2, Vyacheslav M. Vagaitsev3

1 Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Volgodonsk, Russia, moiseewa83@list.ru

2 Krasnodar University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Krasnodar, Russia, Evlasenko-elenal23@yandex.ru.

3 Barnaul Law Institute of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Barnaul, Russia, bachal972@mail.ru

Abstract. This paper reveals the meaning and content of the concept of communication, sociability, pedagogical technologies. The importance of acquiring communicative competencies by police officers is reflected. The authors consider some pedagogical technologies that make it possible to form professional communicative competencies of a police officer in the process of professional training (vocational training) in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: communicativeness, sociability, pedagogy, technology, pedagogical technology, professional training, game technologies, case technology, technology of cooperation, technology of interactive learning

For citation: Polunina E. N., Vlasenko E. E., Vagaitsev V M. Pedagogical technologies for the formation of communicative competencies of a police officer undergoing professional training II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(1):104-107. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-104-107. EDN: IGXQTK.

© Полунина E. H., Власенко E. E., Вагайцев В. M., 2024

104 PEDAGOGICAL SCIENCES

Одной из тенденций современного образования в нашей стране становится социально-эмоциональное обучение. В результате такого обучения обучающиеся будут приобретать знания и навыки, необходимые для понимания эмоций и управления ими, сочувствия к другим, установления и поддержания позитивных отношений и принятия ответственных решений.

Продолжается ориентация в сторону личностоно-ориентированного обучения. Это значит, что в процессе обучения преподаватель должен уделять активное внимание обучающемуся, его интересам и запросам. При этом устанавливаемая между участниками образовательного процесса связь должна носить субъект-субъектные отношения. То есть процесс обучения это не только процесс взаимодействия, но и процесс взаимовлияния. Данная тенденция называется гуманизацией образовательного процесса.

Реалии настоящего времени заставляют педагогику внедрять новые концептуальные рамки, образовательные парадигмы, детерминирующие видение образования в обществе. Актуальную значимость получила коммуникативная педагогика, которая изучает процессы формирования межличностной коммуникации, в том числе и в профессиональной сфере.

Очень важно сформировать коммуникативные навыки у обучающихся, осваивающих профессию «человек-человек». Под этим понятием понимается сфера деятельности, тесно связанная с взаимодействием и сотрудничеством с людьми. Профессия полицейского относится к социальным профессиям и предполагает овладение навыками общения и приемами стрессоустой-чивости, развитие толерантности, умение разбираться в людях, создавать благоприятное впечатление о себе в глазах граждан. Задача педагога, осуществляющего профессиональную подготовку (профессиональное обучение) в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, при помощи педагогических технологий обучения сформировать вышеуказанные качества у сотрудника полиции, то есть развить и сформировать деловую профессиональную компетентность, к которой мы относим коммуникативность и коммуникабельность.

Понятия «коммуникативность» и «коммуникабельность» не тождественны, но взаимосвязаны. Следует понимать, что коммуникативность - это умение точно доносить свою мысль другому человеку, умение находить подход к собеседнику таким образом, чтобы смысл полностью понимался собеседником. Без данного умения качество выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции будет гораздо ниже.

Коммуникабельность - это еще одно важное качество полицейского, выражающееся в умении взаимодействовать с людьми, умении расположить к себе собеседника. Так как деятельность сотрудника полиции тесно связана с общением, очень важно сформировать у него коммуникабельные способности, что, несомненно, скажется на результатах служебной деятельности.

Дискуссии об историческом генезисе понятия «Педагогическая технология» ведутся учеными-педагогами дли-

тельное время. Множество научных работ раскрывают эту проблему. Принято считать, что понятие «педагогическая технология» появилось в трудах по педологии (направлении в науке, объединяющем в себе комплекс различных наук о развитии ребенка) И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского [1]. К этому же периоду относят появление понятия «педагогическая техника» - совокупность приемов и средств по организации учебных занятий. В настоящее время в педагогической лексике используется понятие «Педагогическая технология».

Технология - это алгоритм совершения каких-либо действий. Педагогика - это непрерывный процесс воспитания и обучения [2]. Следовательно, педагогическая технология - это набор приемов, методов, способов и средств обучения и воспитания, которыми пользуется преподаватель в рамках образовательного процесса, дабы достичь целей и задач обучения. Грамотно выбранная технология обучения и профессионализм педагога -залог успешной профессиональной подготовки сотрудника полиции.

Одной из задач, которые решает та или иная педагогическая технология, является формирование коммуникативных навыков обучающихся. Рассмотрим некоторые педагогические технологии, при помощи которых, на наш взгляд, формируется такие важные качества полицейского как коммуникативность и коммуникабельность, без которых не может быть речи о профессионализме полицейского, а, следовательно, о результативности деятельности полиции.

Коммуникативные педагогические технологии строят процесс обучения на основе общения, а также устанавливают отношения между участниками образовательного процесса на принципах взаимодействия и сотрудничества.

Коммуникативные технологии - это совокупность техник, отобранных и выстроенных в логическом порядке для развития коммуникативных способностей субъекта обучения [3]. Коммуникативные способности зависят от речевого навыка обучающегося. Поэтому на всех этапах образования педагогика уделяет огромное внимание развитию речи, а на этапе профессиональной подготовки становлению профессиональной речи, наполненной юридической терминологией.

Коммуникативные технологии могут быть применены только в гуманитарной педагогике. Они создают атмосферу сотрудничества, дифференцированный подход к учебной деятельности. При использовании этих технологий осуществляется индивидуализация обучения, создается ситуация успеха в обучении и воспитании.

Можно выделить три этапа разработки коммуникативной педагогической технологии. На первом этапе разрабатываются цели и задачи обучения. На втором этапе составляется технологический проект, который связан с выбором методов, средств, при помощи которых будет реализовываться технология. Разрабатываются критерии оценки результатов работы. Третий этап - непосредственная реализация технологического процесса. Успех третьего этапа зависит от педагогического опыта преподавателя.

!СКИЕ НАУКИ 105

Применение коммуникативных технологий предъявляет ряд требований к педагогу. Преподаватель должен вызвать и поддерживать активность и интерактивность всех субъектов образовательного процесса. Он должен отказаться от авторитарной позиции «всезнающего». Немаловажным фактором является адаптивность образовательной среды, индивидуализация образовательного процесса.

На наш взгляд, к технологиям, позволяющим сформировать коммуникативность и коммуникабельность сотрудника полиции при осуществлении профессиональной подготовки полицейских, можно отнести следующие:

1. Игровые технологии;

2. Кейс-технология;

3. Технология сотрудничества;

4. Технология интерактивного обучения [4].

Мы предлагаем рассмотреть некоторые педагогические технологии более точечно.

Игровые технологии обучения - это искусственно заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Педагог помещает обучаемого в определенные обстоятельства, тем самым развивает у него новые качества и приучает контролировать свое поведение. Игра выполняет ряд функций:

1. Развлекательную;

2. Познавательную;

3. Корректировочную;

4. Функцию межнационального общения (толерантности), так как среда обучения поликультурная и поли-лингвальная;

5. Функцию социализации;

6. Коммуникативную функцию. Игры на занятии помогают лучше понять материал и наладить коммуникацию между участниками.

Игровые технологии обучения - это основа для отработки базовых навыков на занятии.

В рамках игровой технологии с целью решения задач обучения в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации актуально применение деловых, имитационных и ролевых игр.

Деловая игра на занятиях при обучении полицейских ведет к сплачиванию коллектива и тренирует умение находить общий язык с окружающими. Вымышленные условия, в которые попадает полицейский, помогают выйти из зоны комфорта и мыслить нестандартно, оперативно принимать решения. Проведение занятий в форме деловой игры делает практические занятия разнообразными и интересными, помогает реализовать практико-ориентированный принцип обучения.

В педагогической практике в настоящее время стали очень популярны имитационные игры, которые являются разновидностью деловой игры. Поведение участников имитационной игры определено моделью среды, в которую они попадают. Имитационная игра - это симуляция ситуации с элементами кооперации и соревнования. Можно выделить ряд отличий деловой и имитационной игр. В имитационной игре изображаются некие конструкции, принципы, технологии, которые

106 PEDAGOGICAL

определяют поведение и взаимодействие. Конкретные роли жестко не выделяются, а лишь моделируется среда хозяйствования.

Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. Ролевая игра предлагает смоделировать социальную ситуацию, в которой сотрудник полиции осуществляет свободную импровизацию, не следует жестким правилам и условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, полицейские отрабатывают возможные практические ситуации, которые могут произойти при несении службы на территории обслуживания, тем самым готовятся к практической деятельности.

Игровая технология обучения позволяет связать теорию с профессиональной практической деятельностью и имеет черты, как учения, так и труда. Она способствует развитию коммуникативных компетенций.

Работа над коммуникативной компетенцией полицейского осуществляется в процессе применения Кейс-технологии. Кейс-технология - это интерактивная технология обучения. Суть ее заключается в том, что на основе реальных или вымышленных ситуаций у обучающихся вырабатываются новые качества и умения, необходимые в профессиональной деятельности.

Кейсы отличаются от обычных задач. Они имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В кейс-технологии слушателями (курсантами) анализируется определенная вводная, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и подымает некий комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении описанной в задаче проблемы. Указанная технология развивает у субъектов обучения социальную активность, коммуникабельность, умение слушать, слышать и грамотно излагать свои мысли. Слушатели (курсанты) овладевают навыками общения, учатся презентовать себя, формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с коллегами и принимать решения в коллективе.

К техническим приемам кейс-технологий, позволяющим сформировать профессиональную коммуникабельность и коммуникативность также можно отнести:

-метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стадии.

- метод инцидента;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- дискуссия.

Еще одной технологией, решающей проблему профессиональной коммуникабельности является технология сотрудничества. Суть ее заключается в обучении в малых группах. Задача этой технологии - не просто помогать друг другу, а учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи товарищей. В основу технологии сотрудничества положено взаимное обучение и коллективная ответственность за результаты работы. Создаются разные учебные ситуации. При разрешении ситуации оговаривается роль каждого участника. Работа осущест-

БС^СЕв

вляется в подгруппах по 3-4 человека. Сильные члены группы курируют работу слабых, тем самым совместно ликвидируются пробелы в знаниях.

Технология интерактивного обучения представляет собой моделирование ситуации коллективного общения и взаимодействия, обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач [5]. Необходимо отметить плюсы данной технологии. Интерактивный режим позволяют вовлечь всех слушателей (курсантов) в активную работу, обеспечить участие каждого в решении возникшей дилеммы. При применении технологии интерактивного обучения педагог выполняет роль организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, является опытным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у слушателей (курсантов) формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности, то есть формируется коммуникативная культура полицейского. Коммуникативная культура -это совокупный объем знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Завершая обзор педагогических технологий обучения, влияющих на формирование коммуникативности и коммуникабельности полицейского в период профессионального обучения в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, можно сделать вывод, что использование вышеописанных коммуникативных педагогических технологий в образовательном процессе при осуществлении профессиональной подготовки можно рассматривать как ресурс, необходимый для развития профессиональных качеств полицейского в период обучения.

2. Петрова, О. О. Педагогика : учебное пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. Саратов : Научная книга, 2012. 191 с.

3. Рихтер, Т. В. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе высшей школы при формировании профессиональных компетенций студентов : учебное пособие / Т. В. Рихтер. Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2016. 76 с.

4. Хащенко, Т. Г. Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании : учебное пособие / Т. Г. Хащенко, Е. В. Макарова, А. Л. Макаров. Ульяновск : Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П. А. Столыпина, 2012. 77 с.

5. Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения : сборник статей научно-методической конференции / [А. Т. Анисимова и др.]. Краснодар : Южный институт менеджмента, 2014. 162 с.

Referens

1. Shalaeva, S. L. Pedology in Russia: the essence and historical fate / S. L. Shalaeva // Integration of education. 2014. № 3 (76). 147 p.

2. Petrova, О. O. Pedagogy : textbook / О. O. Petrova, О. V. Dolganova, E. V Sharokhina. Saratov : Scientific Book, 2012. 191 p.

3. Richter, Т. V The use of interactive teaching methods in the educational process of higher education in the formation of professional competencies of students : textbook / Т. V. Richter. Solikamsk : Solikamsk State Pedagogical Institute, 2016. 76 p.

4. Khashchenko, T. G. Interactive teaching methods in vocational education : textbook / T. G. Khashchenko, E. V. Makarova, A. L. Makarov. Ulyanovsk : Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P. A. Stolypin, 2012. 77 p.

5. The educational process in modern higher education. Innovative learning technologies : a collection of articles of the scientific and methodological conference / [A. T. Ani-simova et al.]. Krasnodar : Southern Institute of Management, 2014. 162 p.

Список источников

1. Шалаева, С. Л. Педология в России: сущность и историческая судьба / С. Л. Шалаева // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). 147 с.

Информация об авторах

Е. Н. Полунина - заместитель начальника кафедры общеправовых дисциплин;

Е. Е. Власенко - доцент кафедры безопасности дорожного движения, кандидат юридических наук;

В. М. Вагайцев - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел.

Information about the authors

E. N. Polunina - Deputy Head of the Department of General Legal Disciplines;

E. E. Vlasenko - Associate Professor of the Department ofRoad Safety, Candidate ofLaw;

V. M. Vagaytsev - Lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023; принята к публикации 01.02.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved afterreviewing 25.12.2023; acceptedforpublication 01.02.2024.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.