Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липина Т.А., Кобякова И.А.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования функциональной грамотности у студентов, получающих среднее профессиональное образование. В данной статье рассматривается формирование функциональной грамотности как развитие ключевых (универсальных) и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Кроме этого, уделяется внимание педагогическим приемам и технологиям, используемым педагогическими работниками в повседневной деятельности с целью формирования у обучающихся компетенций. Авторами статьи представлены различные направления методической работы, обеспечивающие подготовку функционально грамотных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липина Т.А., Кобякова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY AS ONE OF THE MAIN TASKS IN THE TRAINING OF A COMPETENT SECONDARY SCHOOL SPECIALIST

The article is devoted to the actual problem of the functional literacy development of secondary vocational education students. The development of functional literacy is considered as the development of key (universal) and professional students’ competencies. Particular attention in the article is paid to pedagogical techniques and technologies used by pedagogical workers in their daily activities in order to form students’ competencies. The authors of the article present various areas of methodological work that provide training for functionally competent specialists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Т. А. ЛИПИНА,

кандидат педагогических наук, директор Нижегородского техникума городского хозяйства и предпринимательства lipinantt@mail.ru

И. А. КОБЯКОВА,

методист Нижегородского техникума городского хозяйства и предпринимательства kia2406@yandex. ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования функциональной грамотности у студентов, получающих среднее профессиональное образование. В данной статье рассматривается формирование функциональной грамотности как развитие ключевых (универсальных) и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Кроме этого, уделяется внимание педагогическим приемам и технологиям, используемым педагогическими работниками в повседневной деятельности с целью формирования у обучающихся компетенций. Авторами статьи представлены различные направления методической работы, обеспечивающие подготовку функционально грамотных специалистов.

The article is devoted to the actual problem of the functional literacy development of secondary vocational education students. The development of functional literacy is considered as the development of key (universal) and professional students' competencies. Particular attention in the article is paid to pedagogical techniques and technologies used by pedagogical workers in their daily activities in order to form students' competencies. The authors of the article present various areas of methodological work that provide training for functionally competent specialists.

Ключевые слова: формирование функциональной грамотности, развитие ключевых (универсальных) и профессиональных компетенций, педагогические приемы и технологии

Key words: the development of functional literacy, the development of key (universal) and professional competencies, pedagogical techniques and technologies

В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

В педагогической теории и практике понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 1960-х годов и рассматривалось в исследованиях, посвященных образованию взрослых с целью повышения их адаптационного потенциала в профессиональной деятельности и социуме. С середины XX века проблемой функциональной грамотности занялись и международные организации. ЮНЕСКО объявила 1990 год Международным годом грамотности, а ООН предложила считать 2003—2012 годы Десятилетием грамотности [5].

Понятие «функциональная грамотность» с различных позиций исследовали Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, С. Г. Верш-ловский, Б. С. Гершунский, О. Е. Лебедев, Л. М. Перминова и другие [1]. Е. И. Огарев, А. В. Хуторской рассматривают функциональную грамотность с точки зрения образованности учащихся и образовательного результата.

В более широком понимании функциональная грамотность трактуется как способ социальной ориентации личности, связывающий образование (в первую очередь общее) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся актуализировалась в 2018 году после Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому к 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской

Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования [2].

Актуальность темы функциональной грамотности связана со стремительно меняющимся окружающим миром: появляются новые технологии, новые профессии, сферы экономики, происходят социально-психологические изменения и в самом человеке. Поэтому в социуме растет запрос на функционально грамотных специалистов, способных овладевать новыми знаниями, применять их к изменяющимся обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность обучающейся молодежи сегодня стала важным показателем качества образования.

Функциональная грамотность — это способность человека «использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с. 35].

С формированием функциональной грамотности обучающихся тесно связана функциональная грамотность педагогического работника. Функционально грамотный педагог наряду с профессиональными знаниями и навыками должен уметь стимулировать учебную мотивацию студентов. Педагогическому коллективу Нижегородского техникума городского хозяйства и предпринимательства приходится ежегодно сталкиваться с тем, что приходят учиться подростки с невысоким средним баллом, с низкой мотивацией к учебе, без осознанного профессионального выбора. Подготовить из немотивированных первокурсников современных конкурентоспособных специалистов — непростая задача, поэтому методы обучения, которые используются педагогами, многочисленны и разнообразны.

Особое внимание уделяется методу стимулирования и мотивации учения, поскольку мотивация наших студентов — весьма важное звено для формирования у них

функциональной грамотности. Правильно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и помогают в становлении общих и профессиональных компетенций для достижения необходимых результатов.

Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия, но прежде всего она необходима перед изучением новой темы (начальная мотивация). На этом этапе преподаватель может вызвать интерес у студентов к своей дисциплине, учебному труду посредством установления междисциплинарных связей, а также связи с практикой, с жизнью.

Произвольное возникновение мотивации к учебе — явление довольно редкое в подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, что позволит плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных приемов можно назвать:

3 создание ситуаций, привлекающих внимание студентов к изучаемой дисциплине (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);

3 эмоциональное переживание представленного материала благодаря его уникальности и масштабности;

3 сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;

3 имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;

3 позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;

3 актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений.

Следует выделить три основных фактора, влияющих на формирование учебной мотивации:

3 самостоятельность процесса поиска знаний;

3 свобода выбора;

3 успешность (компетентность).

При формировании функциональной грамотности особое значение принадлежит оценке знаний обучающегося, которая прежде всего информирует студента о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Оценка должна сопровождаться оценочными суждениями. Обучаемый оценивается в деятельности, а это весьма важно при формировании его функциональной грамотности.

Под мотивацией учебной деятельности понимают применение различных методов и приемов для формирования у студентов мотивов учения. Это подбор заданий и упражнений; темп и ритм занятия (чередование фронтальной, групповой, индивидуальной форм занятия); педагогическое мастерство преподавателя (его авторитет, свободное владение материалом, эмоциональность изложения).

Проблему недостаточной мотивации обучающихся решает применение интерактивных методов обучения. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемыми преподавателем. Связать изучаемую тему с практикой, профессией, жизнью помогают такие интерактивные методы, как метод проектов, «мозговой штурм», ситуационные задачи, ролевые и деловые игры, дискуссии и др.

Формирование функциональной грамотности студентов СПО проходит в двух направлениях:

3 формирование учебно-познавательной и предметной компетенций, связанных с осваиваемой профессией или специальностью (на занятиях теоретического и практического обучения);

3 формирование ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, личностной, социально-трудовой компетенций, необходимых для активного участия в решении производственных и социальных проб-

Произвольное возникновение мотивации к учебе — явление довольно редкое в подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, что позволит плодотворно заниматься учебной деятельностью.

лем (в рамках воспитательной деятельности, при организации самостоятельной работы обучающихся).

Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации, позволяющий связать профессиональное обучение с многоплановой человеческой деятельностью.

Студенты первого курса, поступающие в техникум на базе основного общего образования, еще не знают, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются им для построения успешной траектории своего развития. Чтобы укрепить их позиции в современном нестабильном мире, мы можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Как правило, первокурсники испытывают трудности при самостоятельном изучении печатных источников информации: не соблюдают правила работы с книгой, сразу приступают к чтению глав или параграфов, упуская важную информацию, содержащуюся в оглавлении, аннотации, введении. Дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» нацелена на выработку у студентов функциональных знаний и умений по аннотированию и рецензированию, конспектированию и другим способам фиксирования информации, которые необходимы им для работы над проектами, курсовыми и дипломными работами.

Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации, позволяющий связать профессиональное обучение с многоплановой человеческой деятельностью.

собственные мысли, разработаны критерии оценки написания аннотации, рецензии, тезисов, эссе, выполнения проектов.

Формированию функциональной грамотности способствует изучение географии, экологии, астрономии и других предметов. Применение проектного метода (например, выполнение проекта «Россия и туризм» на

Для того чтобы определить сформирован-ность умений интерпретировать прочитанное, выделять главное, существенное в тексте, четко формулировать и последовательно излагать

предмете география) способствует формированию у обучающих целого ряда личностных компетенций (способность убеждать, доказывать собственную правоту, понимание своего предназначения, ответственности за судьбу страны), поскольку выполнение задания предполагает выработку решения, касающегося создания территории, конкуренто-способной в туристическом мире.

Математическая и финансовая грамотность формируется на таких предметах, как математика, экономика при использовании задач (практических кейсов), в которых воспроизводится реальная бытовая или профессиональная ситуация и предлагается найти способ решения проблемы. В рабочие программы по предметам общество-знание и математика внесены темы для формирования финансовой грамотности, разрабатывается дидактический материал с описанием финансовых ситуаций, которые встречаются в каждой семье (например, задачи по потребностям и расходам, альтернативной стоимости, личному и семейному бюджету, сбережениям и инвестициям, кредитам и займам и др.).

У студентов, имеющих среднее общее образование, основы функциональной грамотности заложены и сформированы в школе, поэтому при изучении профессиональных модулей в целях развития профессиональных компетенций практико-ориентированные задания (обучающие кейсы) применяются для самостоятельного решения. В процессе выполнения практического задания происходит формирование общих компетенций (например, при выполнении чертежей с использованием компьютерных программ формируется ОК: «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности»; при разработке проектно-сметной документации в соответствии с нормативно-правовой документацией и технического регламента формируется ОК: «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке» и ОК: «Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке

Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста»).

Предлагая различные формы заданий, нестандартные формулировки, разделяя задания по уровням сложности и видам деятельности, мы помогаем обучающимся не только подготовиться к демонстрационному экзамену, но и достичь поставленных целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В последние годы в исследованиях PISA появилось новое направление для международной оценки образовательных достижений молодежи— глобальные компетенции. В них заложен огромный потенциал для анализа глобальных и межкультурных вопросов с разных точек зрения, участия в открытых, адекватных и эффективных взаимодействиях с другими людьми на основе общего уважения человеческого достоинства. На наш взгляд, формирование глобальных компетенций заключается в том, чтобы привить обучающимся навыки аналитически и критически мыслить, сочувствовать, быть гибкими (OK: «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»), плодотворно взаимодействовать (OK: «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»).

Участие в ежегодном этнографическом диктанте выявило у наших студентов дефицит знаний о народах России, и с целью его устранения было проведено внеаудиторное занятие по теме «Проблемы населения Нижнего Новгорода», где обсуждались вопросы толерантности к другим национальным культурам, что способствовало формированию коммуникативных навыков, являющихся одним из компонентов глобальной компетентности.

Каждый год в техникуме проходит неделя финансовой грамотности, в рамках которой для обучающихся проводятся беседы, лекции, просмотры видео по данной тематике. Студенты участвуют в онлайн-уроках, организованных Сбербанком. При

освоении образовательной программы студенты овладевают компонентами финансовой грамотности, что является частью общей компетенции (ОК-11).

Формирование функциональной грамотности обучающегося — это задача, которую не может решить отдельно взятый преподаватель. Поскольку функциональная грамотность — метапредмет-ное, интегральное образование, она формируется при изучении различных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления [4]. В связи с этим необходимо комплексно планировать работу методических комиссий, использовать разнообразные педагогические технологии и техники, осуществлять мониторинг их применения. Под педагогическими техниками и технологиями мы понимаем:

3 представление информации в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);

3 использование кейс-заданий, проблемного обучения, игровых технологий;

3 поощрение проявлений студентами самостоятельности, использования ими учебного и жизненного опыта;

3 организацию самостоятельных исследований студентов и обучающихся;

3 учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;

3 оптимизацию использования цифровых ресурсов в обучении, применение информационных систем для диагностики развития каждого обучающегося;

3 включение задач по формированию функциональной грамотности в каждую дисциплину и междисциплинарный комплекс (МДК) профессионального модуля.

В план работы методических комиссий включены мероприятия по массовому внедрению проблемного обучения, проектного метода, разработке дидактического материала (кейс-заданий) для развития навыков применения теоретических знаний в реальных, жизненных ситуациях.

В последние годы в исследованиях PISA появилось новое направление для международной оценки образовательных достижений молодежи — глобальные компетенции.

Таким образом, формирование функциональной грамотности у обучающихся техникума тесно связано с развитием универсальных (общих) и профессиональных компетенций.

Использование в учебном процессе различных направлений методической работы способствует интеграции приобретенных знаний и умений при изучении раз-

ЛИТЕРАТУРА _

личных дисциплин и предметов. Результатом становления функциональной грамотности выпускника является его способность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, решать различные (в том числе нестандартные) жизненные задачи, строить социальные отношения и стремиться к дальнейшему образованию.

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориен-тированных образовательных концепций) /Б. С. Гершунский ; Российская академия образования ; Институт теории образования и педагогики. — Москва : Совершенство, 1998. — 605 с. — ISBN 5-8089-0005-0.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (с изменениями и дополнениями). — URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 14.04.2021).

3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сборник материалов / под научной редакцией А. А. Леонтьева. — Москва : Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. — 368 с. — ISBN 5-85939-329-6.

4. Чигишева, О. П. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования / О. П. Чигишева, Е. М. Солтовец, А. В. Бондаренко // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/ 45PDMN417.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

5. PISA — тест на компетентность. — URL: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/ (дата обращения: 14.04.2021).

С \

Информация для авторов журнала «Практика школьного воспитания»

Журнал издается с 1995 года Нижегородским институтом развития образования при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Издание выходит четыре раза в год. Редакция журнала ждет актуальных материалов от руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов-практиков, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов по работе с детьми. Вам предоставляется возможность поделиться своим опытом и интересными педагогическими находками на страницах журнала.

Перечень представляемых авторами материалов:

1. Текст статьи.

2. Фотография автора.

3. Фотографии к содержанию статьи — не менее 7.

4. Контактная информация об авторе(ах): рабочий телефон (с обязательным указанием кода города) и мобильный телефон для связи.

Подробную информацию и полный перечень рубрик смотрите на сайте pshv.nironn.ru. Дополнительная информация по электронной почте pshv1995@niro.nnov.ru. \_)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.