При работе со сказкой эффективным является применение техники использования схем, в которой детям предлагается найти главных героев сказки и установить связи между ними, проследив сюжет произведения. Эта работа помогает скрасить события сказки, выделить возможные причины происходящего.
Современные исследователи жанра сказки выделяют особый вид работы - сказкотерапию. Она представляет собой погружение ребенка в сказочную атмосферу, наделение его способностью менять ход сюжета, фантазируя и дополняя события [7, с. 94]. Сказочная терапия заключается в анализе и определении главной сути содержания сказки. Работа направлена на понимание взаимосвязи смысла сказочного сюжета и реальной жизни.
Вариантом другого вида работы над произведением может быть способ рассказать сказку и придумать ее концовку. Интересным дополнением к работе детей в сказочной терапии может быть сочинение собственных сказок. Это занятие пробуждает у них желание фантазировать и развивает интерес к учебной деятельности.
Таким образом, на уроках литературного чтения возможно использовать различные методы развития воображения младших школьников.
Выводы. Таким образом, в психологии и педагогике проблема воображения занимает особое место, так как воображение, как психическое явление, играет в жизни человека огромную роль. По мнению многих психологов, воображение обогащает процессы познания и мышления, играет огромную роль в преобразовании объективной действительности. Воображение является познавательным психическим процессом и занимает особое место в жизни человека.
Литература:
1. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э. Ванник // Наши дети. - 2019. - № 4. - С. 21-22.
2. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. - № 100. - С. 34-42.
3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 2007. - 278 с.
4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
6. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А.Г. Рузская. - Москва // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. - Москва: Академия, 1999. - С. 159-163.
7. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. - Самара: Федоров, 2016. - 32 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Юртаева Ольга Алексеевна
ГБОУ ДПО «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Цель статьи обосновать роль профессиональной компетентности педагога в формировании функциональной грамотности школьников. Задачами исследования является анализ сущности понятий «грамотность», «функциональная грамотность», «компетентность», «профессиональная компетентность». В статье выполнен анализ ключевых компетенций функциональной грамотности, виды и содержания функциональной грамотности, основные её компоненты. Гипотеза исследования основана на предложении о том, что предложенные компетенции многогранной педагогической деятельности будут эффективно влиять на уровень сформированности профессиональной компетентности учителя, направленной на формирование функциональной грамотности школьников. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических источников, анализ, сравнения обобщения и синтез.
Ключевые слова: грамотность, компетентность, компетенции, профессиональная компетентность педагога, функциональная грамотность.
Annotation. The purpose of the article is to substantiate the role of professional competence of a teacher in the formation of functional literacy of schoolchildren. The objectives of the study are to analyze the essence of the concepts of "literacy", "functional literacy", "competence", "and professional competence". The article analyzes the key competencies of functional literacy, the types and content of functional literacy, its main components. The hypothesis of the study is based on the suggestion that the proposed competencies of multi-faceted pedagogical activity will effectively influence the level of formation of professional competence of the teacher, aimed at the formation of functional literacy of schoolchildren. Research methods: theoretical analysis of psychological and pedagogical sources, analysis, comparison, generalization and synthesis.
Keyword: literacy, competence, competencies, professional competence of the teacher, functional literacy.
Введение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [91.
На сегодняшний день перед обществом и школой стоит задача, касающаяся подготовки личности нового времени, поэтому ключевой идеей современного образования является развитие личности обучающихся, имеющие высокие духовные потребности, развитые умения самостоятельного планирования целей и реализации их в определенной практической деятельности.
Основу современного образования составит подготовка личности к активной жизни в глобальной информационной среде. То есть, в условиях глобализации от обучающегося требуется овладение способами взаимодействия с миром через исследование, проектирование, деятельность, коммуникацию и рефлексию, необходимых для осуществления процесса, связанного с грамотностью молодежи, которая выступает одним из факторов социального благополучия.
Изложение основного материала статьи. По мнению Б.С. Гершунского, образованность - это грамотность, доведение до общественного и личностного необходимого максимума и предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества [2].
В современном понимании грамотность - это не просто умения читать, писать и считать, а подготовленность к дальнейшему развитию в школьника образовательного потенциала.
Содержание понятия «грамотность» связывают с элементарной функциональной грамотностью личности. Элементарная грамотность рассматривается как способность личности школьника использовать основные способы познавательной деятельности таких как: чтение, письмо, язык, компьютерная грамотность, необходимых для достижения элементарных целей.
В свою очередь функциональная грамотность заключается способности личности школьника решать нестандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний и умений. То есть, функциональная грамотность школьников, по мнению Л.М. Перминовой, предусматривает наличие общеучебных умений, функциональных межпредметных умений необходимых для практического применения системы знаний предметных и дополнительных знаний и умений, необходимых как для продолжения общего, так и для осуществления профессионального образования [6].
В исследованиях Б.С. Гершунского, И.А. Колесникова, Е.И. Огарёва, А.В. Хуторского функциональная грамотность рассматривая с позиции образованности школьников и образовательного результата. Согласно Б.С. Грушевского, функциональная грамотность, с позиции образованности, связана с освоением учащимися необходимым и достаточным объемом знаний и умений, которые будут способствовать вхождению их в будущую деятельность, а функциональная грамотность как результат образования рассматривается учителем - как, способность личности взаимодействовать с внешней средой, быстро адаптироваться к ней и результативно функционировать в этой среде, использовать приобретённые знания для решения различных жизненных задач, формировать познавательные, эмоциональные и поведенческие умения и навыки, позволяющие развивать их творческий потенциал [6].
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знания, правил, принципов, общих понятий, формирования умений, которые составляют познавательную основу для решения практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения, адаптированные к гуманизму условием, касающиеся работы с информацией, ведение деловой переписки;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира, повышение уровня образования на основе осознанного выбора.
Содержания выделенных компонентов состоит из различных видов функциональной грамотности школьников. К числу наиболее значимых можно отнести следующие виды функциональной грамотности школьников: общекультурную, предусматривающую знание в области естественно-гуманитарных наук, художественной и музыкальной культуры; гражданско-правовую грамотность заключающуюся в знании и понимании своих прав и обязанностей в контексте общественной жизни; социально-коммуникативную грамотность, направленную на овладение способами вербального и невербального общения, выработки навыков взаимопонимания; поведенческую грамотность заключающуюся в знании и понимании норм поведения, правил этикета, придерживания этических норм в различных коммуникативных ситуациях; технологическую грамотность рассматриваемую, как - это способность личности результативно разрешать проблемы, возникшие в среде профессиональных знаний; здоровье сберегающую грамотность, направленную на сохранение физического, социального, психического и духовного здоровья; методическую грамотность предусматривающую выработку умений школьников по приобретению новых знаний и углубления приобретенных знаний на основе интеграции теоретического знания и социального опыта, которые определяются как знания об обществе, системе социальных отношений, необходимых для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной социальной или образовательной среде [6].
То есть, в отличии от базовой грамотности, функциональная грамотность является динамичным интегративным образованием, содержания которого постоянно изменяется в зависимости от развивающихся потребностей личности, общества.
Реализации функциональной грамотности школьников способствует компетентностный подход, который по мнению многих исследователей является наиболее соответствующим требованиям современного качества образования в условиях развивающихся многокультурного общества.
Г.К. Селевко определяет компетентностный подход в образовании как «поступательную переадресацию доминирующей образовательной парадигмы с преобладающей трансляции знаний на формирование навыка и создание условий для овладения комплексом «компетенций» [7, с. 138].
В содержание функциональной грамотности выпускника общеобразовательной школы входит следующие ключевые компетенции:
- изучить: уметь извлекать пользу из опыта; уметь упорядочить и взаимосвязать свои знания, уметь решить проблемы, уметь организовать собственные приемы обучения, самостоятельно заниматься своим обучением;
- искать: уметь запрашивать различные базы данных; консультироваться у эксперта; уметь получить необходимую информацию, работать с документами;
- думать: уметь организовать связь событий, явлений, происшедших в прошлом и настоящем; противостоять своей неуверенности при решении проблем, уметь занимать позицию в дискуссии и вырабатывать свое собственное мнение, уметь оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой;
- сотрудничать: уметь сотрудничать в коллективе, группе; уметь улаживать разногласие и конфликты; договариваться и принимать решения;
- приниматься за дело: уметь включиться в проектную деятельность; вносить свой вклад в коллективную деятельность; нести ответственность за выполняемые поручения, адаптированные к различным условием; уметь находить новые решения проблемы; уметь применять современные информационные и коммуникационные технологии.
В свою очередь уровень сформированности школьниками функциональной грамотности зависит от уровня компетентности учителя. В.В. Ягуповым компетентность педагога рассматривается как системное интегративное явление, которое включает в себя не только знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, практический и жизненный опыт, которые обеспечивает успешную реализацию должностных компетенций, но и мотивационную готовность и положительное отношение к результатам своей деятельности [10].
По мнению Е.С. Палат, педагог должен быть компетентен не только в своей предметной области и в смежных областях знаний, а также в области современных педагогических и информационных технологий, владеть спецификой организации учебного процесса используя различные формы обучения [5, с. 17].
Э.Ф. Зеер считает, что профессиональная компетентность личности педагога определяется через знания, умения, опыт и способность мобилизировать эти знания, умения и опыт [3, с. 49].
В свою очередь А.К. Маркова рассматривает профессиональную компетентность как осведомлённость учителя о знаниях, умениях и их нормативных признаках, которые необходимые для осуществления педагогической деятельности [4].
По мнению Т.Г. Браже профессиональная компетентность педагога определяется не только его базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, общей культурой и способностями к развитию своего творческого потенциала [1].
В педагогической теории существует различный подход к определению видов профессиональной компетентности педагога в том числе социальной, дидактической, психологической, управленческой, мониторной, аутопсихологическую и др. Учитывая специфику педагогической деятельности учителя в общеобразовательной школе можно выделить такие виды компетенций: общекультурную, аксиологическую, дидактическую, технологическую, психологическую, коммуникативную, методическую, управленческую, рефлексивную, мониторинговую.
Так, общекультурная компетенция учителя общеобразовательной школы предусматривает наличие у него сформированной стойкой системы духовных, моральных и культурных ценностей и ценностных отношений, направленных на расширение культурологических основ обучения и воспитания школьников.
Аксиологическая компетенция учителя связана с уровнем сформированности ценностей, которые составляют основу внутреннего мира личности педагога и способствуют его деятельности. К таким ценностям В.А. Сластенин относит следующие: ценности, что способствуют утверждению личности педагога в обществе, ценности, что влияют на развитие коммуникативной культуры; ценности, что способствуют самосовершенствованию и самовыражению [8].
Дидактическая компетенция, как интегративное единство теоретической и практической готовности учителя к формированию функциональной грамотности школьников общеобразовательной школы, направленная на овладение им теоретическими основами и закономерностями обучения.
Уровень технологической компетентности определяется наличием глубоких знаний и широкой эрудиции в конкретизации целей и задач учебного процесса, интеграции содержания учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, разработки дидактических средств, структуры и содержания теоретических и инновационных уроков.
Психологическая компетенция включает знания педагогом закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками, исследует закономерности развития творческого мышления деятельности, связи между интеллектуальным и личностным развитием личности.
Коммуникативная компетенция, направленная на определение психологического состояния и индивидуальных особенностей партнёров по общению, становление положительного психологического контакта с аудиторией школьников, модернизации педагогом педагогического взаимодействия для решения различных педагогических ситуаций.
Методическая компетенция учителя направлена на выработку методических умений по разработке учебно-планирующей документации, выбора рациональных форм организации учебного процесса, методов и средств обучения, разработки проектов уроков, разработки частных методик преподавания, осуществления самосовершенствования своей педагогической деятельности.
Управленческая компетенция обеспечивает организацию учебной деятельности школьников, связанной с управлением учебным процессом на основе использования различных форм, методов и технологий обучения, стимулирование познавательной самостоятельной и творческой активности учащихся.
Рефлексивная компетенция позволит учителю осознать свою индивидуальность через процессы самопознания и самоанализа, поможет осознать полученные результаты и определить цель своей педагогической деятельности, а в случае необходимости осуществить корректировку соответствующих действий.
Диагностическая компетенция, направленная на выявление реального состояния учебно-воспитательного процесса с целью определения правильной стратегии и тактики педагогической деятельности, осуществления учёта и контроля эффективности обучения, выявления соответствия сформированных знаний и умений школьников требованиям образовательных программ.
Мониторинговая компетенция обеспечивает информацию относительно результатов учебной деятельности школьников, на основе использования основных методов мониторинга таких как: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, экспликация (разъяснения). То есть, основными объектами мониторинга является сам учебно-воспитательный процесс, общее развитие личности учащихся, развитие коммуникативной культуры.
Выводы. Таким образом, для осуществления результативной педагогической деятельности по формированию функциональной грамотности школьников учитель должен обладать системой компетенций, которые обеспечивают многофункциональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе в целом.
Литература:
1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика, 1989. - №8. - С. 89-94
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: [учеб. пособие для самообразования] / Борис Семёнович Грушевский. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Пед. об-во России, 2002. - 512 с.
3. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30
4. Макарова А.К. Психология профессионализма / Аэлита Капитоновна Маркова. - М.: знание, 1996. - 308 с.
5. Палат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - [2-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
6. Перминова Л.М. Естественнонаучная грамотность: дидактический подход / М-лы региональной НПК «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и достижение планируемых результатов образования по физике, химии, биологии и физической географии». 2016 г. - М., 2016.
7. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - №4. -С. 138-143.
8. Сластенин В.А. Педагогика: инновацинная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 73-ФЗ (последняя редакция).
10. Ягупов В.В. Провщш методолопчш характеристики основних видiв компетентност майбутшх фахiвцiв, що формуються в системi професшно-техшчно! освт / В.В. Ягупов // Модершзащя професшно! освт i навчання: проблеми, пошуки i перспективи: зб. наук. пр. / [редкол.: В.О. Радкевич (голова) та ш.]. - К.: 1н-т проф.-хехн. освт НАПН Укра!ни, 2012. - Вип. 2. - С. 45-59.
Педагогика
УДК 378.147
старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Яблонский Константин Анатольевич
Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного
учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Волгодонск);
старший преподаватель кафедры огневой подготовки Даньшин Александр Сергеевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж)
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье анализируется специфика исследовательской деятельности студентов в условиях инновационных изменений высшей школы, что позволяет говорить о высокой значимости работы по формированию у них исследовательской компетентности как условия последующей личностной и профессиональной самореализации; детализируются принципы организации в вузе исследовательской деятельности, способствующие построению в вузе опережающего образовательного процесса.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, исследовательские умения, теоретико-методологические основы, принципы организации в вузе исследовательской деятельности, инновационные изменения.
Annotation. The article analyzes the specifics of research activities of students in the conditions of innovative changes of higher education, which allows us to talk about the high importance of work on the formation of their research competence as a condition for subsequent personal and professional self-realization; the principles of organization of research activities in the university, which contribute to the construction of a leading educational process in the university, are detailed.
Keywords: research activity, research competence, research skills, theoretical and methodological foundations, principles of organization in the university of research activity, innovative changes.
Введение. Происходящие изменения в содержании высшего образования и сложившиеся в науке и практике трактовки инновационного подхода к реформированию образовательной системы показывают, что в высшей школе складывается новый проективный тип образования, который ориентирован на методологичность обучения и формирование у студентов «ментальной будущности». Поэтому традиционный спектр частных методов, алгоритмов, процедур, свойственных отдельным отраслям экономики, промышленности социальной сферы, мало связанных между собой, сменяется универсальными технологиями профессиональной деятельности, которые обладают общими методологическими основами, принципами и закономерностями, основываются на общенаучных понятиях и методах, свойственных исследовательской деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность теперь является не только частью процесса обучения, формируя мыслительные операции, навыки целеполагания, планирования, рефлексии, но и выполняет личностно развивающие функции, позволяя обретать нормы, ценности и традиции исследовательской деятельности как части современной культуры и цивилизации.
В рамках вузовской подготовки исследовательская деятельность дает возможность:
1) обрести культурную социальную и профессиональную идентичность, стать субъектом культурного интеллектуального сообщества (познание основ исследовательской деятельности, вхождение в научные традиции в осваиваемой области знания, знакомство с научными авторитетами в научной сфере и пр.);
2) максимально исследовать предоставляемые траектории профессионального развития, освоить средства такого развития;
3) индивидуализировать обучение, приобрести личностный смысл в профессиональной подготовке, субъектную позицию и пр.
Иными словами, перед высшей школой стоит важнейшая многоаспектная задача по активному включению студентов в исследовательскую деятельность, реализуемую на уровне вуза, факультетов, кафедр, отдельных преподавателей. Целенаправленная перестройка содержания вузовского образования, формирующего исследовательское инновационное мышление, позволяет подготавливать выпускников вуза к трансферту профессиональных технологий. Именно такая профессиональная подготовка, которая характеризуется высокой мотивированностью, индивидуализированностью студентов, обеспечивает реализацию их личностного потенциала, осознание субъектом своей собственной значимости, позволяет развивать исследовательскую компетентность, которая представлена учеными в виде определенной формы существования знаний, умений, образованности в целом, детерминирующей личностную самореализацию и обретение студентами своего места в окружающем мире [1, 8, 10].
В работе И.А. Зимней [3] исследовательская компетентность включает в себя готовность к проявлению данной компетентности как мотивационный аспект, владение знанием о содержании исследовательской деятельности как когнитивный аспект; обладание опытом реализации компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях как поведенческий аспект, отношение к содержанию компетентности и областям ее приложения как ценностно-смысловой аспект, эмоционально-волевую регуляцию в процессе и в результате проявления компетентности как эмоционально-волевой аспекта.
Изложение основного материала статьи. Анализ научных трудов, раскрывающих проблему исследовательской компетентности позволяет сделать вывод о том, что в общем виде в ее основу кладутся исследовательские умения, что, на наш взгляд, не вполне обоснованно ограничивает данный вид компетентности операциональной стороной, выводя личностные аспекты за его границы.
Так, Ж.А. Цобкало и З.С. Кунцевич утверждают, что в имеющихся точках зрения на исследовательскую деятельность недооценен именно ее личностный потенциал, потому что в недостаточной степени учитываются мотивационные основы исследовательской деятельности, потребности и интересы субъектов, что является основным стимулом реализации данной деятельности. В том числе важен учет эмоционального сопровождения исследовательской деятельности, волевой и нравственно-этической сторон, рефлексивной составляющей [11].
А.С. Обуховым актуализированы творческие основы исследовательской деятельности, которые позволяют познавать окружающий мир, себя и свое бытие в мире. Поэтому исследовательскую деятельность автор видит как творческую