Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3074
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Вильданова Диана Радиковна

Обсуждению вопросов модели образования XXI века отводится особое внимание в педагогической науке. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных способов повышения качества образования в быстроменяющемся мире, ориентированных на развитие soft skills и hard skills обучающихся, позитивных, положительных установок, мотивации к обучению и стратегий поведения в различных ситуациях. Однако выпускники российских образовательных организаций, успешно овладевшие академическими знаниями в различных предметных областях, недостаточно способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности. Целью данной работы является обоснование актуальности проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся как возможности эффективной интеграции личности в быстроменяющемся обществе. Методами исследования выступают теоретический анализ научной и учебно-методической литературы о формировании функциональной грамотности обучающихся, обобщение данных участия российских школьников в международном исследовании PISA по отчетам 2018 года. Использованные в исследовании методы позволили определить «болевые зоны» формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы и выделить стратегические ориентиры в решении выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN AS AN URGENT PROBLEM OF RUSSIAN EDUCATION

The discussion of the issues of the model of education of the XXI century is given special attention in pedagogical science. Teachers are constantly looking for effective ways to improve the quality of education in a rapidly changing world, focused on the development of soft skills and hard skills of students, positive, positive attitudes, motivation to learn and strategies for behavior in various situations. However, graduates of Russian educational organizations who have successfully mastered academic knowledge in various subject areas are not sufficiently able to use this knowledge in practical life. The purpose of this work is to substantiate the relevance of the problem of forming students' functional literacy as an opportunity for effective integration of the individual in a rapidly changing society. The research methods are theoretical analysis of scientific and educational-methodical literature on the formation of students' functional literacy, generalization of data on the participation of Russian schoolchildren in the international PISA study based on the reports of 2018. The methods used in the study made it possible to determine the "painful zones" of the formation of functional literacy of students of basic school and to identify strategic guidelines in solving the identified problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка 2 курса отделения филологии и истории Вильданова Диана Радиковна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Обсуждению вопросов модели образования XXI века отводится особое внимание в педагогической науке. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных способов повышения качества образования в быстроменяющемся мире, ориентированных на развитие soft skills и hard skills обучающихся, позитивных, положительных установок, мотивации к обучению и стратегий поведения в различных ситуациях. Однако выпускники российских образовательных организаций, успешно овладевшие академическими знаниями в различных предметных областях, недостаточно способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности. Целью данной работы является обоснование актуальности проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся как возможности эффективной интеграции личности в быстроменяющемся обществе. Методами исследования выступают теоретический анализ научной и учебно-методической литературы о формировании функциональной грамотности обучающихся, обобщение данных участия российских школьников в международном исследовании PISA по отчетам 2018 года. Использованные в исследовании методы позволили определить «болевые зоны» формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы и выделить стратегические ориентиры в решении выявленных проблем.

Ключевые слова: компетентностный подход, функциональная грамотность, основное общее образование, метапредметность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

Annotation. The discussion of the issues of the model of education of the XXI century is given special attention in pedagogical science. Teachers are constantly looking for effective ways to improve the quality of education in a rapidly changing world, focused on the development of soft skills and hard skills of students, positive, positive attitudes, motivation to learn and strategies for behavior in various situations. However, graduates of Russian educational organizations who have successfully mastered academic knowledge in various subject areas are not sufficiently able to use this knowledge in practical life. The purpose of this work is to substantiate the relevance of the problem of forming students' functional literacy as an opportunity for effective integration of the individual in a rapidly changing society. The research methods are theoretical analysis of scientific and educational-methodical literature on the formation of students' functional literacy, generalization of data on the participation of Russian schoolchildren in the international PISA study based on the reports of 2018. The methods used in the study made it possible to determine the "painful zones" of the formation of functional literacy of students of basic school and to identify strategic guidelines in solving the identified problems.

Keywords: competence-based approach, functional literacy, basic general education, meta-discipline, reading literacy, mathematical literacy, natural science literacy, financial literacy, creative thinking, global competencies.

Введение. В современном образовании сформировалось устойчивое мнение, что государственное и общественное процветание и благополучие - это не только высокий экономический и технологический ресурс, это, прежде всего, ресурс человеческий, нацеленный на увеличение числа образованных, воспитанных, обладающих высоким уровнем творческой силы, желанием жить и трудиться во благо своей страны людей [4]. Именно такого типа личности будут способны к принятию нового мира и преобразованию окружающей действительности.

Однако на сегодняшний день уровень личностной и профессиональной подготовки обучающихся не отвечает в полном объеме требованиям современного образования [10]. Зачастую мы обнаруживаем, что выпускники образовательных организаций, успешно овладевшие знаниями в различных предметных областях, не способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности. Обозначенное противоречие обусловило зарождение в педагогической науке новых концепций о полноценной самореализации подрастающего поколения. В основу этих концепций положены идеи о личности, способной критически и творчески мыслить, успешно взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся аспектам сферы жизнедеятельности. Одной из таких концепций, прочно утвердившейся в мировом образовательном пространстве, стала концепция формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне основной школы как измерителя уровня благосостояния населения и государства в целом. Вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы формирования функциональной грамотности школьников как одной из приоритетных задач повышения качества российского образования на всех ее образовательных ступенях.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование актуальности проблемы формирования функциональной грамотности у школьников как возможности эффективной интеграции личности в быстроменяющемся обществе.

Изложение основного материала статьи. Понятие «функциональная грамотность» впервые было предложено использовать на организованном под эгидой ЮНЕСКО Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации безграмотности в Тегеране в 1965 году [16]. Однако, несмотря на достаточно продолжительное использование функциональной грамотности в решении проблемы ликвидации неграмотности в мире, в настоящее время данное понятия не только не потеряло своей значимости, но, наоборот, получило широкое распространение в образовательной среде. Обусловлено это тем, что образование в современном мире переживает серьезную трансформацию, основу которой составляет идея

обучения не только академическим знаниям, но и подготовки личности к постановке и достижению функциональных и операционных целей, связанных с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Отмеченное указывает на необходимость формирования у человека разных видов грамотности, как возможности осознания им собственных образовательных потребностей.

Изучение работ по проблеме формирования функциональной грамотности российских школьников показал, что одной из важных задач для российского образования является выявление возможности образовательного учреждения в эффективном формировании функциональной грамотности учащихся [14].

Серьезные изменения, затронувшие все сферы социально-экономической жизни мирового сообщества (глобализация, интеграция, цифровизация и др.) повлекли за собой «пересмотр содержания образования со смещением акцентов с получения предметных знаний на развитие универсальных «навыков XXI века» [13]. В связи с этим возникла необходимость уточнения понятия «функциональная грамотность» и определения его значения в современном образовании. Функциональная грамотность понимается как «необходимый для личности, повышаемый по мере развития общества уровень знаний, умений, навыков, сущность которых раскрывается в различных сферах общественной жизни, жизни страны в целом» [17].

Руководитель комиссии по образованию ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Андреас Шлейхер объясняет насущную потребность новейших показателей функциональной грамотности, которые способствуют раскрытию набора компетентностей молодых людей в мире, где глобализация играет большую роль в основных сферах жизни. Пересмотр и последующее обновление содержания функциональной грамотности необходимо, чтобы убедиться в том, что дети приобретают навыки и качества характера, которые помогут найти им свой путь в изменчивом и неоднозначном мире [17].

С позиций многокомпонентного подхода в формировании функционально грамотной личности ключевыми компонентами функциональной грамотности выступают следующие: компетентности мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собой. Исследователи отмечают, что эти компетентности отличаются всесторонним характером. Их развитие определяется тем, как эффективно человек может принимать решения и действовать в различных жизненных ситуациях, а также насколько он способен к саморазвитию. Формирование у личности компетентностей мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собой рассматривается как важнейшая задача современного образования [1].

Международной оценкой качества образования занимается одна из ключевых организаций с одноименным названием Международная оценка образовательных достижений учащихся - PISA (Programme for International Student Assessment). PISA оценивает практические навыки учащихся, их умения применять знания в жизни. Результаты PISA зависят от экономического и социального развития страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам исследования PISA отводится ключевое значение [12].

Международное исследование PISA рассматривает функциональную грамотность по следующим ключевым направлениям: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. В современную эпоху в исследованиях PISA также рассматриваются финансовая грамотность (как возможность человека участвовать в экономической жизни страны и улучшении своего финансового благополучия) и креативное мышление, развитие которого предполагает способность личности участвовать в выработке, оценке и совершенствовании идей. Кроме этих направлений функциональной грамотности в 2018 году выделяется новое направление - глобальные компетенции (глобальная компетентность). Они раскрываются в способности человека критически рассматривать, изучать проблемы глобального характера с различных точек зрения; это понимание, как политические, культурные, религиозные и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; уважение к человеческому достоинству [1].

Россия, заинтересованная в повышении качества образования, принимает активное участие в международном исследовании PISA. В российском образовании актуальным остается вопрос проведения в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Об этом отмечено в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года [3]. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», в ведении которого находится измерение уровня качества отечественного образования в том числе с позиций международных стандартов [7].

В 2018 году в исследовании PISA приняли участие около 600 тысяч 15-летних обучающихся из 70 стран мира, в том числе 7608 обучающихся из Российской Федерации. По итогам анализа данных оценки функциональной грамотности, установлено, что Россия занимает в PISA по всем тестам места в пределах среднего значения и чуть ниже. В отчете представлены следующие результаты: средний балл по читательской грамотности составил 479 баллов, по естественно-научной грамотности 478 баллов, по математической грамотности 488 баллов. Эти данные определили места России в исследованиях PISA за 2018 год: 26-36 место страны среди других стран по читательской грамотности; 30-37 место по естественнонаучной грамотности; 27-35 место по математической грамотности [12]. Естествознание же по-прежнему остается «слабым звеном» для наших учащихся. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала в 2003 году (23-30 место из 40), но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы. Также стоит отметить результаты по чтению. Они указывают на то, что произошло сильное и статистически значимое снижение. Однако исследователи объясняют эту ситуацию тем, что Россия достигла «зоны комфорта» в этом виде грамотности, и в дальнейшем колебания будут неустойчивыми: либо в сторону повышения, либо понижения [12].

В целом, результаты исследования PISA 2018 свидетельствуют, что российские школьники оказались примерно на средних позициях в рейтинге стран-участниц по уровню сформированности функциональной грамотности. Полученные данные указывают на то, что сильной стороной российских школьников являются предметные знания, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным [2].

Исследователи отмечают, что задания на развитие функциональной грамотности в настоящее время попросту не находят широкого применения в практике российской школы. Все способы оценки результатов образования внутри страны (в частности, ОГЭ и ЕГЭ) зачастую направлены на оценивание предметных знаний, умений и навыков, которые, в свою очередь, сводятся и на оценку умения решать типовые (стандартные) задачи. Их минус состоит в том, что они не оценивают компетентность как умение действовать в определенной ситуации [1]. Уточним, что под компетентностью понимается способность эффективно

мобилизовывать, т.е. выбирать и использовать наиболее подходящие знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях [5].

Важно отметить и недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов.

Таким образом в целях повышения конкурентоспособности российского образования в мире возрастает необходимость разработки учебно-методического обеспечения для сопровождения педагогов российских школ в подготовке детей к решению задач, приближенных к реальным ситуациям [6].

Проведенный анализ результатов тестирования российских школьников PISA-2018 определяет необходимость поиска способов решения проблемы как исследовательской задачи: как повысить уровень функциональной грамотности обучающихся в российской системе общего образования?

Активно в этом направлении занимается Институт стратегии развития образования РАО под руководством кандидата педагогических наук Г.С. Ковалевой. Исследователи выделяют приоритетные задачи, направленные на совершенствование общего образования в России. В частности, в усилении внимания на формирование функциональной грамотности; повышении уровня познавательной самостоятельности учащихся; формировании метапредметных результатов; повышении интереса учащихся к изучению математики, естественнонаучных предметов и читательской деятельности; улучшении образовательной среды в школе [8].

Немаловажными являются способы повышения качества общего образования в России, а именно: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые требования в 21 веке (развитие soft/hard skills обучающихся, позитивных, положительных установок, мотивации к обучению и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях; целенаправленное повышение квалификации учителей, существенное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей; введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов; широкое информирование образовательного общества и общественности о результатах международных исследований) [8].

Изучение материалов научной конференции «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике. Взгляд с позиции учителя», организованной экспертами Института стратегии развития образования РАО, НИУ ВШЭ с участием педагогов и методистов школ, позволило выявить трудности и основные подходы по формированию функциональной грамотности школьников [15].

Формированию функциональной грамотности у российских школьников по заметкам Л. Рябининой, существенно мешает проблема неготовности учителей к этому. Многие из них уверены, что для формирования функциональной грамотности школьников требуется отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы и разработка комплекса оценочных материалов. На сегодняшний день учителям важно привить понимание и важность формирования функциональной грамотности [18].

Ведущий научный сотрудник социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ М. Пинская предлагает развивать в рамках школьных уроков компетенции в формате «4К». В «4К» входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация - важнейшие навыки функциональной грамотности. Чтобы у детей сформировались эти компетенции на уроке, нужны нестандартные задания, решение которых подразумевают больше одного или множество решений, самостоятельный поиск источников, работу в группе, создание творческого продукта в процессе интеллектуального поиска [18]. М. Пинской предложено учебное пособие под названием «Компетенции "4": формирование и оценка на уроке», раскрывающее новейшие возможности профессионального роста учителей, расширение их педагогического арсенала. Подходы и инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся, представленные в этом пособии, являются инновационными для большинства школ, так как дают новые способы организации урока, помогают проектировать задания нового типа [9].

Анализ работ исследователей позволил установить, что понятие функциональной грамотности выступает неким индикатором измерения ситуации, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность фиксирует минимально необходимый уровень готовности личности для осуществления ее жизнедеятельности в конкретной культурной среде [11].

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уровне общего образования предусматривает постановку учителем на уроке межпредметных задач, напрямую связанных с реальной жизнью, что требует от него обучения этим навыкам и успешного их использования в практике педагогической деятельности. Исследователями Института стратегии развития образования РАО проведена большая работа по разработке заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся основного общего образования, что позволяет обеспечить информационно-методическое сопровождение педагога в данном направлении.

Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что проблема формирования функциональной грамотности учащихся однозначно актуальна и требует определения стратегического вектора в ее решении, направленного на развитие личности, готовой к современным вызовам. Также отметим, что для обеспечения развития функциональной грамотности учащихся и успешной организации учебно-воспитательного процесса, требуются педагоги, обладающие профессиональными компетенциями в разработке эффективных методов, инновационных образовательных технологий. Функциональная грамотность имеет ценностную основу, собственную структуру и нацелена на формирование универсальных навыков обучающихся, необходимых для их жизнедеятельности.

Литература:

1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. - 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).

2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). Режим доступа: https://cyberiemnka.m/artide/n/innovatsionnyy-proekt-

ministerstva-prosvescheniya-monitoring formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 20.03.2021).

3. Действующая редакция государственной программы «Развитие образования» утверждена Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 20.03.2021).

4. Егорычев А.М. Традиции и новации в системе современного образования. Вестник «Орленку»^! 2014. №1. С. 14-19.

5. Жмуров Д.В. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: открытый образовательный ресурс. - Режим доступа: https://didacts.ru/termin/kompetentnost.html (дата обращения: 03.03.2021).

6. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О.Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 160 с.

7. Исследование PISA-2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 20.03.2021).

8. Ковалева Г.С. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/doc87863782_587173173?hash=10054c8eb856e94163&dl=a2d2f994d89b74c9be (дата обращения 02.03.2021).

9. Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. - сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. - Москва: Российский учебник, 2019. - 76 c.

10. Ларина А.А. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся - одна из центральных задач современной школы / А.А. Ларина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2010. № 1-2 (13). Т. 2. - С. 205-208. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1166/ (дата обращения: 22.03.2021).

11. Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 622 с.

12. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация [Электронный ресурс] / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/12/23/1525056145/%D0%A4%D0%9E%202(25)%202019%20%D1%8D%D0%BB%D0 %B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

13. Тимохина Е. 5 вызовов системе образования [Электронный ресурс] // РБК+. Образование. Выпуск 5. 10 апреля 2018 года. Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5acbe3a47a8aa94d61f53913 (дата обращения: 20.03.2021).

14. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf (дата обращения).

15. Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EYhkc0xX9Mk (дата обращения: 22.03.2021).

16. Функциональная грамотность как методическое понятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2016/03/21/funktsionalnaya-gramotnost-kak-metodicheskoe-ponyatie (дата обращения 22.03.2021).

17. Schleicher A. Pisa tests to include 'global skills' and cultural awareness [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bbc.com/news/business-36343602 (дата обращения 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.