Научная статья на тему 'Формирование математической грамотности учащихсяв процессе преподавания математики'

Формирование математической грамотности учащихсяв процессе преподавания математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4641
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / MATHEMATICAL LITERACY / АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING STRATEGIES / ФУНКЦИОНАЛ-ДЫқ САУАТТЫЛЪЩ / МАТЕМАТИКА-ЛЫқ САУАТТЫЛЪЩ / БЕЛСЕНДі ОқЫТУ СТРАТЕГИЯЛАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаукенова Б. А.

При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию функциональной грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование математической грамотности учащихсяв процессе преподавания математики»

6

Жаукенова Б.А.,

филиал АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Павлодарской области г.Павлодар

Нег1зг1 свздер: функционал-дъщ сауаттылыц, математика-лъщ сауаттылыц, белсендг оцыту стратегиялары.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, активные стратегии обучения.

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, active learning strategies.

t* s

m о

w О

L

О §

ш t-

к

PL,

о

ш t-

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯВ ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Ацдатпа

Математиканы окытуда адамзат кызметшщ тYрлi салаларында кездесетiн eмiрлiк мшдттердщ кец аукы-мын шешу Yшiн бiлiмдер мен iскерлiктердi колда-нудьщ кажеттi дагдысы ретiнде функционалды сауат-тылыкты, тулгаралык карым-катынас пен элеуметпк катынастарды калыптастыру бойынша жумыска баса назар аудару кажет.

Аннотация

При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию функциональной грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.

Annotation

When teaching mathematics is necessary due attention paid to the work on formation of functional literacy as an essential skill use the knowledge and skills for a wide range of life problems in different spheres of human activity , and in interpersonal and social relations.

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования. Задача современной системы образования - не столько научить ученика читать, писать и считать, сколько сформировать у него универсальные учебные действия, которые отвечают за его способность к саморазвитию, осуществляемому путем сознательного присвоения нового для него социального опыта, иными словами, сформировать «умение учиться».

Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процес-

6

са к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан в общеобразовательных школах.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2016 годы отмечено, что по результатам участия Казахстана в PISA и TIMSSвидно, что педагоги общеобразовательных школ республики дают детям сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Поэтому одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформи-рованности функциональной грамотности.

В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2016 годы однозначно определена необходимость улучшения результатов казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS и PIRLS.

Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2016 годы установлено, что учитель обязан знать, чем отличается содержание тестов международного уровня, ориентированных на международный стандарт.В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие у детей навыков практического применения школьных знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, межличностном общении и социальных отношени-

ях. И для учителя-предметника актуальными являются следующие вопросы: Каково содержание функциональной грамотности? Какого гражданина Казахстана следует считать функционально грамотным?Насколь-ко сам учитель готов к реализации задачи формирования и развития функциональной грамотности в рамках проведения международного исследования PISA?

Следует учитывать, что сформировать функционально грамотную личность учащихся может учитель, сам обладающий ею, готовностью к реализации реформ образования в условиях конкретного учебного заведения и контингента обучающихся. Главная задача учителя состоит в том, чтобы отобрать содержание программы в целом, отдельной темы и конкретного урока в контексте формирования функциональной грамотности, адаптировать общие положения функциональной грамотности к преподаваемому предмету, наполнить их предметной составляющей. Учитель при этом обязан стать не столько мастером педагогических технологий, рассматривающих обучение с точки зрения организации учительской деятельности, сколько фасилитатором образовательных технологий, рассматривающих учение со стороны ученика.

При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию функциональной грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона tg жизненных задач в различных сферах чело- X веческой деятельности, также в межличнос- g тном общении и социальных отношениях. 2

В целях повышения качества обучения g математике и улучшения результатов мате- 5 матической грамотности учащихся общеобразовательных школ республики в меж- § дународных сравнительных исследованиях ^ PISA и TIMSS рекомендуется использовать S на занятиях преимущественно практико- S ориентированные задания, направленные § на формирование умений применять приоб- ^ ретенные знания и умения по математике в

ü

практической деятельности и повседневной жизни.

Исследование PISA направлено на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях и успешной социализации. В исследовании PISA оцениваются такие умения обучающихся, как мышление, аргументация, постановка и решение проблем, моделирование, использование различных методов представления результатов.

Содержание оценки математической подготовки 15-летних учащихся основано на понятии математической грамотности -«способности человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Согласно этому определению математической грамотности исследование ставит перед собой задачу определить, насколько эффективно страны подготавливают 15-летних учащихся к выполнению роли активного, мыслящего и способного гражданина.

Содержание, которое организаторы исследования вкладывают в понятие «математической грамотности», фактически сведено к так называемой «функциональной § грамотности», которая, по словам А. А. Ле-^ онтьева, предполагает способность челове-О ка использовать приобретаемые в течение жизни знания и жизненный опыт для реше-О ния широкого диапазона жизненных задач в § различных сферах человеческой деятельно-О сти, общения и социальных отношений. О В русле подготовки к исследованию уча-^ щимся предлагаются не типичные учебные ^ математические задачи, характерные для S казахстанских мониторинговых исследова-^ ний, а близкие к реальным проблемные си-н туации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для

своего решения большей или меньшей математизации. В этих задачах обычно описывается, иногда достаточно многословно, некоторая ситуация и возникающая в ней проблема, которую можно разрешить учащемуся доступными средствами математики. Эти ситуации в большей или меньшей степени связаны с жизнью учащихся: личной жизнью, жизнью школы или общества, профессиональной деятельностью, наукой. Поставленные в них проблемы нередко имеют межпредметный(интегративный) характер. Для их решения наряду с математическими знаниями необходимо использовать знания, приобретенные при изучении других предметов (например, знание о часовых поясах и диаграммах населения из географии, знание о физических процессах из физики). При этом принципиально важно, что задания на проверку математической грамотности включаются в тест, который содержит задания, составленные на материале из разных предметных областей (чтение, естествознание, математика). Таким образом, реально обеспечивается возможность проверки умения распознать ситуацию, требующую применения знаний по математике.

Итоги второго этапа участия Казахстана в PISA-2012 показали, что15-летние участники международного экзамена не справляются с логическими вопросами повышенного уровня сложности. Успешное выполнение математических и естественнонаучных заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности школьников. Формат тестовых заданий международного экзамена предполагает самостоятельный поиск школьником правильных путей решения текстовых задач, содержащих большой массив информации. Международным исследованием PISA выявлены следующие самые большие дефициты у наших школьников:

• плохо работают с объёмными текстами (особенно с несплошными источниками, несколькими источниками, противоречивой информацией);

65

• трудно справляются с заданиями, в которых нужно учитывать много условий;

• испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знания из нескольких учебных предметах;

• затрудняются, если необходимо сделать вывод.

Наши учащиеся показывают высокие результаты в заданиях, в которых нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, где эти знания нужно применить.

Проект PISA еще раз акцентирует внимание педагогической общественности на важности межпредметной интеграции школьных дисциплин естественно-математического и гуманитарного цикла. Следует обратить серьезное внимание на повышение мотивации школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

В Стратегии «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в АОО «Назарбаев Интеллектуальных школах». Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». Поэтому актуальными в этом плане являются материалы, раскрывающие сущность таких технологий, как критическое мышление, позволяющие по-новому организовывать преподавание математике с учетом функциональной грамотности.

Цель технологии развития критического мышления можно определить словами С. Паперта: «Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся».Деятельность учителя и ученика на различных этапах

формирования математической грамотности школьников посредством применения технологии развития критического мышления может быть организована в ходе урока, во внеурочной и внеклассной работе.

В рамках проведения курсов повышения квалификации по теме: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» с 18 августа 2014 года по 4 апреля 2015 года слушателями были разработаны уроки математики по теме: «Проектирование урока с использованием заданий формата PISA». Для апробации этих уроков были организованы выездные практические занятия в средних общеобразовательных школах № 41, №12, №21, №35, №2, №42, №25 города Павлодара. Выездные практические занятия были нацелены на развитие профессиональной компетентности педагогов по организации образовательного процесса по математике, формированию функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международных исследований и на выявление существующих проблем по решению заданий формата PISA.

На выездных занятиях решались следующие проблемы:

- формирование математической грамотности школьников посредством применения технологии развития критического мышления;

- формы и методы развития критического § мышления учащихся на уроках математики; ^

- коллаборативная среда при решении за- о даний формата PISA. ^

Учителями были использованы различ- О ные приемы, методы, технологии развития g критического мышления с применением О групповой формы работы. До проведения О уроков проводилась кропотливая работа по 8 выбору активных стратегий обучения, со- ^ ставлению заданий для развития математи- S ческой грамотности, подбирались вопросы ^ к заданиям со свободно конструируемым ответом, с выбором ответа «да»/ «нет», с

кратким выбором ответа. В основе всей деятельности учения послужило грамотность чтения - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. И важнейшим общеучебным действием по праву считается смысловое чтение как метапредметный результат. «Книга - источник знаний», но надо быть обученным знания эти считывать.

Большие затруднения возникают у школьников при решении текстовых задач по математике и в связи с этим особое внимание уделялось работе с текстом, используя приемы и методы технологии развития критического мышления: «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквэйн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Толстых и тонких вопросов», «Свободное рассуждение».

На уроках использовались активные стратегии обучения как «Думай- Работай в паре-Поделись», «Карусель», «Обсуди в группе», «Давайте решим!», «З-Х-У», «Две звезды, одно пожелание», «Тарелка», «Взаимообучение», «Снежный ком», «Мозговой штурм», «Консул», «Я - Ты - Мы». Несмотря на то, что темы уроков учащимся были совершенно незнакомы, использование активных стратегий позволило школьникам выйти на нее с помощью заданий, ориентированных на определение основных по-

t^ нятияй, на решение жизненных ситуаций. К

X Учащиеся 8-9 классов активно принимали

g участие в групповой работе, ориентировались в нестандартных ситуациях с опорой

g на свой жизненный опыт и легко справи-

S лись с заданиями PISA. Неподдельный ин-

g терес и активность учащихся в процессе

§ урока доказывает, что применение заданий

^ PISA в рамках учебного процесса возможно

н и просто необходимо.

S Использование активных стратегий обу-

§ чения помогало учащимся в сборе инфор-

w мации, при работе с текстом, для решения

Г4

нестандартных заданий. Ученики серьезно обсуждали собранный материал, дискути-

ровали, сопоставляли ответы других со своими ответами, анализировали, высказывали своё мнение.

Созданная учебная ситуация сделала учение осмысленным, наполненным пониманием обучения для жизни, а не просто для знаний. В условиях урока учебная ситуация была создана с помощью:

• описания реальной жизненной ситуации, где может быть востребовано предложенное учебное задание;

• содержания компетентностно-ориен-тированных заданий. Смысл такого типа заданий в том, что они моделируют реальную жизненную ситуацию, в которой необходимо применить приобретённые знания и умения. Очень важно, чтобы компетентностно-ори-ентированное задание было направлено на формирование не только предметных, но и метапредметных способов деятельности;

• использования современных образовательных технологий. Это проектная технология, технология развития критического мышления, все игровые технологии.

Помимо уроков в плане проведения курсовой подготовки предусматривалась такая форма работы, как круглый стол на тему: «Особенности работы с одаренными детьми», где был проанализирован опыт работы с одаренными обучающимися среди слушателей. «Круглый стол» как форма коллективной дискуссии предоставил максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассмотреть различные вопросы и выработать совместные решения по работе с одаренными детьми.

После проведения курсов кураторами отслеживается межкурсовая деятельность слушателя, где каждому учителю дается задание: проектировать уроки, разработать задания в формате PISA. Учителям, ранее прошедшим курсы, дается возможность на курсах повышения квалификации для учителей математики поделиться опытом своей работы, показать мастер-класс, провести конференцию, круглый стол, направленные на формирование математической грамотности в процессе обучения математике.

ü

«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно?» - высказывался философ Конфуций. И действительно, научить ученика использовать свои знания, умения в многогранной деятельности человека является одной из задач «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» Республики Казахстан.

«Творчество педагога должно быть направлено на создание учебной ситуации, разработки способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» -поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения». Наши дети живут в современном обществе, нашим детям предстоит жить в 50-60 годы ХХ1 века, поэтому им надо быть готовыми к разным непредвиденным ситуациям.

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы» Дж. Тэрбер

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана, 2011 г.

2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 . Астана, 2012 г.

3. Обучение тренеров в рамках Программы повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь участника // NIS-PEARSON.

4. Программа повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Руководство для тренера //

NIS- PEARSON.

5. Программа повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь учителя // NIS- PEARSON.

6. Заир - Бек, С.И., Муштавинска, И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]:Пособие для учителя / С.И.Заир-Бек, С.И. Муштавинска. - М.: Просвещение,

2004. - 175с.

7. Ричардсон, Джон Преврати свою группу в команду [Текст]/Джон Ричарбсон, ToolsforScools 9, №2 (ноябрь-декабрь) 2005 г. Интернет-ресурс: http://www.nsdc.org/ members/tools 11-05.pdf.

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие / Е.С. Полат. - М. Академия, 2003. - 272с.

9. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]. учеб.пособ / Л.В.Виноградова. - Ростов на/Д.: Феникс. 2005. - 252с.

10. Шварцбурд, С.И., Боковнев, О.А. Углубленное изучение алгебры и анализа. [Текст] Пособие для учителей / С.И. Шварцбурд, О.А. Боковнев. - М., «Просвящение»,

2005.

11. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. [Текст] / Я.И. Груденов. - М., «Просвящение», 2004. - 224 с. «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Фарков, А.В. Математические олим- X пиады в школе 5-11классы [Текст] /А.В. g Фарков. - М. Айрис-пресс. 2005. -176с. ^

13. Популяризация критического мыш- g ления: обучение чтению и письму в рамках 5 проекта "Критическое мышление". Пос.П./ Сост. Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, § Чарльз Темпл, Скотт Уолтер. ^

14. Интернет-ресурсы http: //www. S akorda. kz/ru/page/ page_poslanie-prezidenta- « respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu- £ kazakhstana_14-dekabrj a_2012-d-1357813742 p htt: //www.ruscenter.u/319.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.