Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуркина Наталья Ивановна

В статье обоснована методология и методы педагогического исследования формирования функциональной грамотности школьников, которые представлены как один из современных результатов образования. В трудах российских исследователей разработаны отдельные компоненты формирования функциональной грамотности, представлены частные методики, обоснован экономический эффект развития функциональной грамотности для страны. В науке накоплен достаточный материал по проблеме формирования функциональной грамотности, но при этом не обоснована универсальная педагогическая система, которая позволяла бы создать условия для подготовки функционально грамотного школьника. Практическая актуальность обозначенной проблемы детерминирована поиском продуктивных педагогических средств повышения уровня функциональной грамотности школьников, который происходит во всех мировых системах образования, в том числе России. Цель исследования состоит в обосновании методологии исследования и практической системы формирования функциональной грамотности школьников. Методологическую программу исследования составляет комплекс общенаучных, парадигмальных и инструментальных подходов. В процессе достижения цели исследования использовался комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, описания, обобщения, систематизации. В результате проведённого исследования обоснован следующий тезис: функциональная грамотность должна изучаться как междисциплинарный феномен, который можно рассматривать в качестве современного результата образования. Представлена авторская методологическая программа исследования данного процесса, включающая следующие подходы: системный, социокультурный, концепция социального конструктивизма, концепция местных сообществ, лингводидактика, - каждый из которых используется при решении соответствующих задач исследования. Обоснована технология формирования функциональной грамотности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуркина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROGRAM TO FORM FUNCTIONAL LITERACY IN PUPILS

The article substantiates the methodology and methods of pedagogical research focused on the schoolchildren’s functional literacy formation; they are presented as one of the modern results of education. In the works of Russian researchers, individual components of the functional literacy formation are developed, private methods are presented, and the economic effect of the functional literacy development for the country is substantiated. Science has accumulated sufficient material on the functional literacy formation problem but at the same time, the universal pedagogical system has not been substantiated. It which would allow creating conditions to train functionally competent students. The practical relevance of this problem is determined by the search for productive pedagogical means of increasing the level of functional literacy of schoolchildren, which occurs in all world education systems, including Russia. The purpose of the study is to substantiate the research methodology and practical system for the formation of functional literacy of schoolchildren. The research methodological program is a complex of general scientific, paradigmatic and instrumental approaches. In the process of achieving the research goal, a complex of general scientific methods was used: analysis, synthesis, description, generalization, systematization. As the result of the study, the following thesis was substantiated: functional literacy should be studied as an interdisciplinary phenomenon and it can be considered as a modern result of education. The author’s methodological program of this process study is presented, it includs the following approaches: systemic, sociocultural, the concept of social constructivism, the concept of local communities, linguodidactics; each of them is used to solve relevant research problems. The technology of functional literacy formation in schoolchildren has been substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Vol. 15 No. 3 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Sciences

УДК 373.1 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.12

Н. И. Чуркина1

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников

Аннотация. В статье обоснована методология и методы педагогического исследования формирования функциональной грамотности школьников, которые представлены как один из современных результатов образования. В трудах российских исследователей разработаны отдельные компоненты формирования функциональной грамотности, представлены частные методики, обоснован экономический эффект развития функциональной грамотности для страны. В науке накоплен достаточный материал по проблеме формирования функциональной грамотности, но при этом не обоснована универсальная педагогическая система, которая позволяла бы создать условия для подготовки функционально грамотного школьника. Практическая актуальность обозначенной проблемы детерминирована поиском продуктивных педагогических средств повышения уровня функциональной грамотности школьников, который происходит во всех мировых системах образования, в том числе России. Цель исследования состоит в обосновании методологии исследования и практической системы формирования функциональной грамотности школьников. Методологическую программу исследования составляет комплекс общенаучных, парадигмальных и инструментальных подходов. В процессе достижения цели исследования использовался комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, описания, обобщения, систематизации. В результате проведённого исследования обоснован следующий тезис: функциональная грамотность должна изучаться как междисциплинарный феномен, который можно рассматривать в качестве современного результата образования. Представлена авторская методологическая программа исследования данного процесса, включающая следующие подходы: системный, социокультурный, концепция социального конструктивизма, концепция местных сообществ, лингво-дидактика, - каждый из которых используется при решении соответствующих задач исследования. Обоснована технология формирования функциональной грамотности школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методология исследования, социокультурный подход, социальный конструктивизм, качество общего образования, результаты образования.

Дата поступления статьи: 23 августа 2021 г.

Для цитирования: Чуркина Н. И. (2021) Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 102-109. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202l.l5.з.l2.

Результаты были получены в рамках реализации ГЗ на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-032021-027/2)

В России на протяжении последних лет происходит модернизация системы образования, направленная на рост его качества, конкурентоспособности, позволяющая войти в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является повышение рейтинга результатов российских школьников в международных исследованиях. Отличие данных исследовательских программ от российских вариантов оценки результатов общего образования состоит в том, что они оценивают не предметные результаты (как в ЕГЭ), а функ-

циональную грамотность. В исследовании PISA оценивается уровень функциональной грамотности 15-летних выпускников основной школы; в TIMSS - естественно-научная и математическая грамотность учащихся 4 и 8 классов; исследование PIRLS оценивает читательскую грамотность выпускников начальной школы. Масштабность самих исследований, количество аналитических публикаций, внимание международного образовательного сообщества, политиков и родительской общественности к этим результатам подтверждает, что функциональная грамотность

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

рассматривается как один из главных социально значимых результатов общего образования. Исследователями также доказано, что уровень развития функциональной грамотности школьников влияет на экономическое и социальное развитие страны в ближайшем будущем.

О проблеме развития функциональной грамотности школьников в России стали писать с 1990-х гг. За это время вышли работы российских социологов, педагогов, психологов, методистов (Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, И. Ю. Комиссарова, И. А. Колесникова, З. И. Курцева, О. Е. Лебедев, С. А. Крупник, В. В. Мацкевич, Т. М. Перминовой, С. А. Тангян [1, 2, 3]. Сложились отдельные исследовательские направления, например, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской рассматривают функциональную грамотность с позиции образовательного результата и образованности учащихся [4, 5]. Разработаны методические аспекты формирования отдельных компонентов функциональной грамотности в процессе изучения школьных предметов и внеучебной деятельности (Е. В. Буне-ева, Р. Н. Бунеев, Е. А. Басова, Е. В. Гавриленко, Е. П. Лебедева, М. Ю. Перминова, И. В. Шутова и др.). С 2000-х гг. появились исследования по проблеме подготовки учителя, как будущего, так и практикующего, к процессу формирования функциональной грамотности школьников (Е. В. Бахарева, Н. А. Назарова) [6, 7]. Исследователями подготовлены обобщающие работы с целью систематизации и классификации сложившихся трактовок понятий «функциональная грамотность» [8]. Можно сделать вывод, что в педагогической науке накоплен достаточный материал по проблеме формирования функциональной грамотности. Для успешной реализации данной задачи на практике подготовлены методические материалы, учебные пособия для формирования её отдельных компонентов (читательской, информационной, коммуникативной грамотности и др.).

Но пока не обоснована универсальная система, которая позволяла бы создать условия для подготовки функционально грамотного школьника. Кроме того, остаются малоизученными некоторые важные для научного осмысления и практической реализации вопросы: влияние функциональной грамотности на повышение качества общего образования, взаимосвязь процессов формирования функциональной гра-

мотности школьников и готовности учителей к реализации данных задач. Все эти задачи позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки методологических подходов для создания педагогической системы формирования функциональной грамотности школьников.

Цель статьи - обоснование методологической программы формирования функциональной грамотности школьников.

Методология и методы исследования. В процессе решения задач исследования использовался комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, описания, обобщения, систематизации.

Результаты. Необходимость исследования данного аспекта образования подтверждают анализ практики образования и результаты международных исследований. Они свидетельствуют, что российская школа обеспечивает учащихся значительным объёмом научных знаний, но не формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций, школьники не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе научных знаний и умений. Вклад образования в экономическое и культурное развитие страны раскрывается в концепции человеческого капитала. Немецкий педагог Фридрих Фребель ещё в начале ХХ века писал, что «существуют эпохи, когда образование становится в центр общественного интереса. Время предъявляет новые требования: требования со стороны будущего» (цит. по: [9, с. 8]). Правомерность этих слов подтверждает изучение результатов исследований функциональной грамотности: доказана её связь с уровнем благосостояния населения и государства, зависимость уровня функциональной грамотности от культурного капитала семьи (высшее образование родителей, социальный статус, возможности культурно-образовательной среды, в которой располагается школа) и др. [10].

Многие развитые страны, как показывает анализ международных исследований, уже с конца ХХ века включили функциональную грамотность в число важных результатов общего образования и активно поддерживают и тиражируют успешные практики образования, направленные на её развитие. Но особенность и сложность данного процесса даже в странах, которые добились успеха в развитии функциональной грамотности

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

школьников, состоит и в том, что за это время сама функциональная грамотность значительно изменилась. Ученые фиксируют одну из тенденций последних лет - «повышение базового порога функциональной грамотности, необходимого для успешного функционирования человека в современном обществе и экономике» [11, с. 26].

Логическую основу формирования методологической программы мы взяли из концепции С. В. Бобрышова, в которую включаются «базовые общенаучные подходы (системный, структурный, функциональный, исторический и т. д.); парадигмальные, в основе которых лежат признанные концепции и теории, раскрывающие различные детерминации общественного развития (антропологический, культурологический, аксиологический и т. д.); инструментальные подходы, обладающие действенным алгоритмом решения стандартизированных исследовательских задач» [12, с. 19]. Кроме того, в методологической программе «назначение каждого метода достаточно жёстко обусловлено конкретной исследовательской задачей» [13, с. 57].

В качестве общенаучного подхода в исследовании применяется системный подход, выбор которого обусловлен системной природой изучаемого феномена, необходимостью рассмотрения процесса формирования функциональной грамотности школьников как системного процесса, для разработки педагогической системы формирования функциональной грамотности как совокупности взаимосвязанных, входящих в нее отдельных компонентов.

Процесс формирования функциональной грамотности должен рассматриваться как часть школьной системы обучения и воспитания. Но учитывая доказанный в науке парадокс, что «чем выше организованность системы, тем она, с одной стороны, более чувствительна к внешним воздействиям, а с другой - более активна по отношению к окружению» [14, с. 25], при исследовании проблем развития функциональной грамотности школьников мы выходим на комплекс педагогических систем: системы обучения, системы воспитания, системы семейного воспитания, - которые могут осуществляться разными институциями.

В группу парадигмальных подходов мы включили социокультурный подход, необходимость которого обусловлена тем, что функциональ-

ная грамотность школьников одновременно является важным социальным результатом образования и индивидуальной характеристикой развития школьника. Социокультурный подход позволяет раскрыть различные стороны исследуемого объекта, увидеть его как часть социальной и культурной жизни, он позволяет понять, что с развитием общества и культуры меняется содержание функциональной грамотности. Социокультурный подход соответствует и обозначенным выше установкам исследовательской программы: 1) он междисциплинарен, так как предполагает опору на методы разных наук (социологии, культурологии, лингвистики); 2) он позволяет сочетать логический и исторический ракурс; 3) в нём признаётся множественность культур, которые влияют на тип и характер решаемых жизненных задач: школьник одновременно член государства, житель региона, носитель городской или сельской субкультуры. Таким образом, социокультурный подход как один из подходов программы исследования формирования функциональной грамотности школьников, соединяет три важнейших элемента образования (общество, культура, человек).

Изучение функциональной грамотности школьников как социокультурного феномена правомерно начинать с выявления его структуры, внутренних и внешних связей. Социокультурная детерминация образовательной деятельности, например деятельности учителя, обоснована в работах Е. В. Пискуновой), но обратное влияние феноменов образования на социальное и культурное пространство педагогами недостаточно изучено. Как мы уже указывали, международные исследования выявили связь уровня функциональной грамотности школьников с успешностью его взрослой жизни. Но недостаточно обоснована корреляция уровня развития функциональной грамотности школьников и качества современного общего образования. Качество образования также выступает как социальный и культурный феномен, так как отражает актуальную культуру общества и должно соответствовать социальным ожиданиям.

Для понимания логики развития функциональной грамотности школьников в качестве инструментального подхода в программе будет применяться социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман и др.) [15]. Мы уже дока-

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Раздел 2. Педагогические науки

зали эффективность применения социального конструктивизма при исследовании педагогических феноменов [16]. Логические схемы конструктивизма можно отнести к методологии, развивающей идеи социокультурного подхода.

Важный момент, который подтверждает продуктивность рассмотрения процесса формирования функциональной грамотности в логике институционализации, состоит в том, что П. Бергер и Т. Лукман выявили связь между создаваемым человеком социальным миром и влиянием последнего на дальнейшее существование человека. Они рассматривают общество как человеческий продукт, общество как объективную реальность, человека как социальный продукт. В качестве инструментального подхода он будет применяться при решении частных задач исследования: 1) рассмотрении функциональной грамотности как междисциплинарного феномена, развивающегося под воздействием социокультурных факторов; 2) описании его теоретических и нормативных основ (как объективной реальности); 3) выявлении способов, результатов и механизмов развития функциональной грамотности школьников и описании результатов её влияния на качество образования.

С точки зрения конструктивизма, ученик сам конструирует свое знание, и этот процесс носит индивидуальный характер. Несмотря на тенденцию рассматривать функциональную грамотность как результат общего образования, необходимо признать, что ее содержание должно отличаться и отличается у разных школьников. От личностных особенностей ученика зависит актуальность для него тех «типовых задач», которые он должен решать.

Социальный конструктивизм рассматривает развитие всякого социального явления как процесс институционализации. Процесс формирования функциональной грамотности школьника мы можем разложить на соответствующие этапы (институционализацию). Данные этапы нами рассматриваются как своеобразная технологическая цепочка развития функциональной грамотности, алгоритм педагогической деятельности по развитию определенного компонента функциональной грамотности. В таблице мы перенесли содержание этапов институционали-зации на содержание этапов педагогической деятельности по развитию отдельных компонен-

тов функциональной грамотности школьников,

принимая во внимание её сущность и наиболее

успешные образовательные практики.

Технология формирования функциональной грамотности школьников

Этап

институционализации

Опривычивание (хабитуализация) различных видов человеческой деятельности: любое действие, которое часто повторяется, становится образцом

Типизация действий

- рутинные действия постепенно классифицируются, «типизируются», а институт

- это не что иное, как «взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода»

Типизация деятелей, которая наряду с типизацией действий обеспечивает доступность понимания определенных действий членов социальной группы или общества в целом

Объективация -закрепленные при передаче новому поколению индивидов институциональные участки взаимодействий приобретают устойчивость и объективность

Легитимация -наложение логики на объективированный социальный мир производится с помощью языка, который выступает в качестве основного инструмента нормативного закрепления институционального порядка

Этапы технологии формирования функциональной грамотности школьников

Комплексная и последовательная работа с текстами различных форматов, типов, организационно-навигационных качеств и ситуаций функционирования, включающая восприятие, обработку, трансформацию, трансляцию текстовой информации, для формирования и развития способностей обучающихся к решению типовых задач (повседневного существования)

Систематическая групповая работа школьников по решению типовых задач во внеурочной деятельности (квесты, кейсы, групповые исследования, специализированные тренинги и др.)

Проведение конкурсов по решению задач среди школьников (по типу конкурсов компетенций), выявление лидеров, демонстрация их достижений школьному сообществу и социуму

Привлечение наиболее успешных школьников к просветительской деятельности с обучающимися младших классов, сверстниками (равный учит равного), родителями. Закрепление словесных норм через трансляцию, объяснение логики решения жизненных задач

2

3

4

5

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

Совокупность инструментальных подходов исследования определяется необходимостью решения определённых задач, в т. ч. необходимостью определения вовлечённости субъектов образования в процесс формирования функциональной грамотности школьников как ресурса повышения качества общего образования. Данная проблема раскрывается через решение ряда частных задач: 1) сравнительный анализ и описание лучших региональных практик формирования функциональной грамотности обучающихся; 2) определение закономерностей, специфики, научно-методических средств выявления и минимизации профессиональных дефицитов учителей в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся; 3) отношение родительского сообщества к проблеме формирования функциональной грамотности школьников в контексте повышения качества образования.

Субъекты образования в этом случае должны исследоваться не через отдельных представителей, а через сообщества: учеников, учителей, родителей как членов общешкольного сообщества. Для выявления отношения к развитию функциональной грамотности каждого из сообществ, вовлечения родительского сообщества продуктивно использовать концепцию местных сообществ. В нашу методологическую программу мы включили концепцию местного сообщества, так как это правомерно с точки зрения важности регионов в жизни современных общностей. Н. В. Дем-чук пишет, что концепцию продуктивно использовать в рамках одного региона, года, (школы) [17]. Концепт «местное сообщество» соединяет два признака - общее место жительства и общие интересы. Важным условием существования сообщества является общение, причём общение между членами сообщества может быть не всегда активным, но при этом должно быть явным. У сообщества должна быть общая цель, которая объединяет людей и наполняет смыслом их взаимодействие. Рассматривая школьное сообщество в рамках данной концепции, можно сделать вывод, что для того, чтобы процесс развития функциональной грамотности школьников был успешным, члены школьного сообщества должны осознавать эту общую цель и должно быть организовано общение между членами сообщества по поводу этого. Именно от включённости всех

групп школьного сообщества в процесс формирования функциональной грамотности зависит его успешность. Описание отдельных сообществ как части школьного сообщества позволит выделить условия и возможные школьные практики формирования функциональной грамотности.

Ещё одним значимым инструментом методологической программы являются методы лингводидактики. Все типовые задачи в школе ученики должны прочитать и понять: от навыков чтения и понимания текста во многом зависит весь процесс формирования функциональной грамотности. Как показывают наши эмпирические исследования, чаще всего трудности по решению задач в международных и российских исследованиях оценки функциональной грамотности связаны с несформированностью навыков работы с информацией, которые не позволяют школьникам понять содержание задач повседневного существования. Концепции лингводи-дактики помогут в решении задачи разработки дидактических и методических средств для педагогов, учеников, родителей - средств, которые будут способствовать развитию навыков работы с текстом за счёт включения в данный процесс всей совокупности окружающих школьное пространство текстов (настенных материалов, нормативных документов, сайта и др.). Лингвистические концепции и приёмы позволят выделить современный педагогический дискурс, отдельные дискурсивные практики в процессе развития функциональной грамотности обучающихся.

Выводы. Таким образом, проблема формирования функциональной грамотности в современной ситуации может рассматриваться как актуальная не только с точки зрения тактических и политических задач, которые стоят перед большинством стран, но и с точки зрения гуманитарной природы образования. В педагогической, социологической, экономической, психологической и многих других науках эта проблема рассматривается в контексте социальных результатов общего образования. Проведение масштабных международных исследований, в которых российские школьники пока не занимают первые позиции, даёт основание сделать вывод о недостаточности предлагаемых педагогических средств. Междисциплинарность, комплексность и социокультурная природа исследуемого феномена диктуют необходимость разработки

¡^бй 12587'-94зхР0Пнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

специальной методологической программы для (социокультурный), инструментальный (соци-

исследования данной проблемы и разработ- альный конструктивизм, концепция местных

ки педагогических средств. В методологиче- сообществ, методы лингводидактики), - каж-

скую программу включен комплекс подходов: дый из которых должен использоваться при ре-

общенаучный (системный), парадигмальный шении соответствующих задач исследования.

_Источники_

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. М. : Фед. науч-исслед. инст-т РАН, 2007. № 5. С. 140-144.

2. Комиссарова Л. Ю. Основные направления преемственности при обучении орфографии в непрерывном курсе русского языка [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2013. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-preemstvennosti-pri-obuchenii-orfografii-v-nepreryvnom-kurse-russkogo-yazyka (дата обращения: 23.08.21).

3. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. М., 1990. № 1. С. 3-17.

4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

5. Лебедев О. Е. Что такое качество образования? // Высшее образование сегодня. М. : Рос. новый ун-т, 2007. № 2. С. 34-39.

6. Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 21.09.2009 : [место защиты : Моск. пед. гос. ун-т] / Бахарева Елена Васильевна. М., 2009. 24 с.

7. Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 06.11.2007 : [место защиты : Ом. гос. пед. ун-т] / Назарова Наталья Александровна. Омск, 2007. 22 с.

8. Чигишева О. П., Солтовец Е. М. Бондаренко А. В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (дата обращения: 23.08.21).

9. Розин В. М. Философия образования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М. : Изд-во Юрайт, 2018. 440 с.

10. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA02018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 28 с.

11. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добря-ковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. 472 с.

12. Бобрышов С. В. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 : защ. 31.05.2007 : [место защиты : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена] / Бобрышов Сергей Викторович. СПб., 2007. 45 с.

13. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб. : БАН, 2002. 216 с.

14. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : монограф. Хабаровск : Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 c.

16. Чуркина Н. И. Становление педагогического образования в Западной Сибири : вторая половина XIX века - 1919 год : автореферат дис. ... д-ра пед/ наук : 13.00.01 : защ. 20.04.2021 : [место защиты: Ом. гос. пед. ун-т] / Чуркина Наталья Ивановна. Омск, 2012. 41 с.

17. Демчук Н. В. Местное сообщество: интерпретация понятия [Электронный ресурс] // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-soobschestvo-interpretatsiya-ponyatiya (дата обращения : 08.08.21).

Информация об авторе

Чуркина Наталья Ивановна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0001-7722-2427. WoS Researcher ID: AAE-3470-2021. E-mail: [email protected]

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

N. I. Churkina1

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodological program to form functional literacy in pupils

Abstract. The article substantiates the methodology and methods of pedagogical research focused on the schoolchildren's functional literacy formation; they are presented as one of the modern results of education. In the works of Russian researchers, individual components of the functional literacy formation are developed, private methods are presented, and the economic effect of the functional literacy development for the country is substantiated. Science has accumulated sufficient material on the functional literacy formation problem but at the same time, the universal pedagogical system has not been substantiated. It which would allow creating conditions to train functionally competent students. The practical relevance of this problem is determined by the search for productive pedagogical means of increasing the level of functional literacy of schoolchildren, which occurs in all world education systems, including Russia. The purpose of the study is to substantiate the research methodology and practical system for the formation of functional literacy of schoolchildren. The research methodological program is a complex of general scientific, paradigmatic and instrumental approaches. In the process of achieving the research goal, a complex of general scientific methods was used: analysis, synthesis, description, generalization, systematization. As the result of the study, the following thesis was substantiated: functional literacy should be studied as an interdisciplinary phenomenon and it can be considered as a modern result of education. The author's methodological program of this process study is presented, it includs the following approaches: systemic, sociocultural, the concept of social constructivism, the concept of local communities, linguodidactics; each of them is used to solve relevant research problems. The technology of functional literacy formation in schoolchildren has been substantiated.

Keywords: functional literacy, research methodology, sociocultural approach, social constructivism, quality of general education, educational outcomes.

Paper submitted: August 23, 2021.

For citation: Churkina N. I. (2021) Methodological program to form functional literacy in pupils. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 102-109. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.3.i2.

References

1. . Vershlovskij S. G., Matyushkina M. D. (2007) Functional literacy of school graduates. Sociologicheskie issledovaniya, no. 5, pp. 140-144 (In Russian).

2. Komissarova L. YU. (2013) The main directions of continuity in teaching spelling in the continuous course of the Russian language [Electronic resource]. Problems of modern education, no. 1. Available at. https.//cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-napravleniya-preemstvennosti-pri-obuchenii-orfografii-v-nepreryvnom-kurse-russkogo-yazyka (accessed 23.08.21) (In Russian).

3. Tangyan S. A. (1990) "New literacy" in developed countries. Soviet pedagogy, no. 1, pp. 3-17. (In Russian).

4. Hutorskoj A. V. (2003) Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning. Moscow, MSU Publ., 416 p. (In Russian).

5. Lebedev O. E. (2007) What is the quality of education? Higher education today, no. 2, pp. 34-39. (In Russian).

6. Bahareva E. V. (2009) Development of the teacher's professionalcompetence in the formation of functional literacy of primary school students. Abstr. Thes. Cand. Sci.(Ped), September 9, 2009, Moscow State Pedagogical Un-ty, Moscow, 25 p. (In Russian).

7. Nazarova N. A. (2007) Development of functional literacy of students of a pedagogical university in the context of humanization of higher education. Abstr. Thes. Cand. Sci.(Ped), November 6, 2007, Omsk State Pedagogical Un-ty, Omsk, 23 p. (In Russian).

8. Chigisheva O. P., Soltovec E. M. Bondarenko A. V. (2017) Interpretive originality of the concept of "functional literacy" in the Russian and European theory of education [Electronic resource]. World of Science, Internet journal, vol. 5, no 4. Available at. http.//mir-nauki.com/ PDF/45PDMN417.pdf (accessed 23.08.21) (In Russian).

9. Rozin V. M. (2018) Philosophy of education. Textbook for undergraduate and graduate programs. Moscow, Yurajt Publ., 440 p. (In Russian).

10. The main results of Russian students in the international study of reading, mathematical and natural science literacy PISA 2018 and their interpretation. (2019) Adamovich K. A., Kapuza A. V., Zaharov A. B., Frumin I. D. Moscow, NRU HSE Publ., 28 p. (In Russian).

11. Universal competences and new literacy. From slogans to reality (2020). Ed. by M. S. Dobryakovoj, I. D. Frumina. Consult. K. A. Barannikova, N. Ziila, Dzh. Moss, I. M. Remorenko, Y. A. Hautamyaki. High School of Economics. Moscow, NRU HSE Publ., 472 p. (In Russian).

12. Bobryshov S. V. Methodology of historical and pedagogical research of the development of pedagogical knowledge. Abstr. Thes. Doc. Sci. (Ped), May 31, 2007, Russian State Pedagogical Un-ty named after A. I. Herzen. St. Petersburgh, 2007. 45 p. (In Russian).

Раздел 2. Педагогические науки

13. Ilyushin L. S. (2002) Educational motivation. Theory and research methodology. St. Petersburg, BAN Publ., 216 p. (In Russian).

14. Kuznecova A. G. (2001) Development of the methodology of a systematic approach in domestic pedagogy. Monograph. Habarovsk, HK IPPK PK Publ., 152 p.

15. Berger P., Lukman T. (1995) Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. Moscow, Medium Publ., 323 p. (In Russian).

16. Churkina N. I. (2012) Formation of pedagogical education in Western Siberia (second half of the 19th century - 1919). Abstr. Thes. Doc. Sci. (Ped), April 20, 2021, Omsk State Pedagogical Un-ty, Omsk, 41 p. (In Russian).

17. Demchuk N. V. (2019) Local community. Interpretation of the concept Internet journal. Bulletin of the Maikop State Technological University, no 2. URL. https.//cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-soobschestvo-interpretatsiya-ponyatiya Accessed 08.08.21) (In Russian).

Information about the author

Natalia I. Churkina

Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7722-2427. WoS Researcher ID: AAE-3470-2021. E-mail: [email protected]

© Н. И. Чуркина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.