Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1618
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова Лидия Михайловна, Максимов Андрей Сергеевич

Исследование посвящено проблеме обеспечения успешности процесса социализации обучающихся подросткового возраста посредством формирования правовой грамотности. Цель статьи - уточнение понятия правовой грамотности подростков, изучение процесса формирования правовой грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста. Исследование основывается на системном, личностном и деятельностном подходах. Процесс формирования правовой грамотности подростков рассматривается на основе анализа факторов, определяющих особенности их социализации. Авторами представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие уровень правовой грамотности младших подростков. Делаются выводы о необходимости реализации преемственных программ правового просвещения школьников, условием результативности которых является систематичность воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мануйлова Лидия Михайловна, Максимов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF JUVENILE’S LEGAL LITERACY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The research is devoted to the problem of ensuring the success of the process of students’ socialization being in adolescent age through the formation of legal literacy. The purpose of the article is to clarify the concept of juvenile's legal literacy, to consider the process of forming legal literacy in students of younger adolescence. The modern realities of the adolescents’ socialization process are revealed. The research is based on a systematic, personal and activity-based approach. The process of formation of legal literacy of adolescents is considered on the basis of the factors analysis determining the features of their socialization. The authors present the results of the empirical study that characterizes the level of legal literacy of younger adolescents. The conducted diagnostics is aimed at identifying the formation of legal knowledge in adolescents, their interest in obtaining it and the ability to apply this knowledge in everyday life. Conclusions are drawn about the need to implement continuous programs of legal education of schoolchildren, the condition for the effectiveness of which is the systematic educational impact.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

УДК 37.04 й01: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.11

Л. М. Мануйлова1, А. С. Максимов2

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация 2Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск, Российская Федерация

Формирование правовой грамотности подростков как педагогическая проблема

Аннотация. Исследование посвящено проблеме обеспечения успешности процесса социализации обучающихся подросткового возраста посредством формирования правовой грамотности. Цель статьи - уточнение понятия правовой грамотности подростков, изучение процесса формирования правовой грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста. Исследование основывается на системном, личностном и деятельностном подходах. Процесс формирования правовой грамотности подростков рассматривается на основе анализа факторов, определяющих особенности их социализации. Авторами представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие уровень правовой грамотности младших подростков. Делаются выводы о необходимости реализации преемственных программ правового просвещения школьников, условием результативности которых является систематичность воспитательного воздействия.

Ключевые слова: правовая культура, правовая грамотность подростков, правовое просвещение подростков.

Дата поступления статьи: 26 мая 2021 г.

Для цитирования: Мануйлова Л. М., Максимов А. С. (2021) Формирование правовой грамотности подростков как педагогическая проблема // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 95-101. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202l.l5.з.ll.

Проблема и цель. Социальные сложности современного мира всё в большей степени актуализируют проблему готовности выпускника школы выстраивать свою самостоятельную жизнь, принимать решения о своих действиях, опираясь на знание, понимание и принятие базовых норм правового поля. Мы наблюдаем ускоренное взросление детей, активно заявляющих о себе в общественной жизни, осваивающих возможности цифровой среды для самореализации. В то же время подростки продолжают входить в группу риска, их стремление к «взрослости» не всегда ориентировано на освоение социально одобряемых норм поведения. Известно, что характерное для подросткового возраста стремление стать независимым от влияния взрослых может проявляться в форме отрицания важных социальных, в т. ч. правовых, ценностей, негативного отношения к общепринятым социальным, в т. ч. и к правовым, нормам [1; 2].

Исследователи указывают на несоответствие современным требованиям уровня правовой культуры у большей части подростков [3]. Одним из опаснейших следствий складывающейся ситуации является подростковая преступность. Несмотря на наметившуюся тенденцию к её

снижению, данные статистики подтверждают важность правового воспитания школьников. Так, в Омской области 246 несовершеннолетних (67,7 % от общего числа принявших участие в совершении преступлений в 2019 г.) являлись обучающимися школ [4, с. 6].

Подростковый возраст - время активности ребенка в процессе социализации. При этом на усвоение несовершеннолетними правовых норм и образцов поведения оказывают влияние многочисленные, всё более усложняющиеся социальные факторы.

Происходят изменения в социальном окружении подростка, определяющем его мировоззрение. Влияния сверстников и значимых взрослых на содержание нормативно-ценностной структуры подростков чаще всего разнонаправленны и плохо сочетаются [5]. Характерным для последнего времени стало перекладывание школой и семьёй друг на друга, с одной стороны, воспитательных функций, с другой стороны, ответственности за возникающие девиации в поведении детей. Проблема усугубилась сокращением времени реального взаимодействия педагогов с обучающимися в период пандемии: это стало фактором риска, ослабившим воспитательную

Part 2. Pedagogical Sciences

роль педагогов как субъектов социализации. В то же время большинство родителей, отличающиеся правовой безграмотностью, не способны должным образом повлиять на правопонимание и правосознание своих детей.

Обостряют и без того непростое взросление подростков, а также их попытки выстроить свои отношения с миром взрослых особенности событийного контекста протекания социализации. Участие подростков 14-16 лет в несанкционированных митингах, прокатившихся по стране в январе 2021 г., показало, что социальный негативизм подростков может принимать форму открытой конфронтации.

Целенаправленный поток информации обрушивается на молодежь сегодня через социальные сети (Twitter, Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.), доступные всем. Манипулируя незрелым сознанием молодёжи, используя нередко именные приглашения, современные политтехнологи стремятся вызвать у подростков повышенный интерес к массовым мероприятиям сомнительного политического содержания, желание принять в них участие. Максимальный эффект психологического воздействия во многом обеспечивается незнанием подростками законов: они представляют свой выход на несанкционированные митинги лишь как рискованное приключение, не осознавая реальные правовые последствия участия в них. Провоцирующими можно считать и ставшие модными в подростковой среде блоги, ведут которые подростки, описывающие свою «красивую» и «обеспеченную» жизнь. Стремясь подражать им, многие подростки могут выбирать доступные им не всегда соответствующие правовым нормам способы быстрого обогащения.

Исходя из того, что основой правовой культуры является правовая грамотность, формирование этого базиса у подростков остается предметом внимания исследователей, ведь правовую грамотность вполне реально сформировать в образовательном процессе школы; также в школе достаточно просто можно отслеживать успешность осуществляемых действий.

Целью проведённого исследования является уточнение теоретических и практических аспектов проблемы формирования правовой грамотности у подростков, изучение особенностей формирования правовой грамотности у обучаю-

щихся младшего подросткового возраста, вопросов разработки программ правового просвещения данной категории обучающихся.

Методология. Развитие правовой грамотности подростков актуализируется тем фактом, что к окончанию этого периода возникает особое личностное образование - самоопределение. На основе имеющихся усваиваются новые социальные умения и компетенции, формируется гражданская позиция, собственная точка зрения по каждому интересующему вопросу, отражающаяся в попытках самостоятельно, без помощи взрослых оценить то или иное социальное явление, в поиске способов установления своей сопричастности к происходящим событиям. Подростки начинают интересоваться политическими событиями в стране, действиями и взглядами знаковых политических и других медийных лиц. Однако важно, откуда получают информацию подростки.

Правовая грамотность молодёжи в этом случае становится условием сохранения общества как целостной структуры, скреплённой едиными нравственно-правовыми ценностями и отношениями. Её можно считать показателем успешной социализации личности, которая характеризуется сохранением и развитием общества, в то время как неуспешная социализация связана с трансформацией социальных норм, социальной дезорганизацией [6, 7].

Т. Ю. Герцог относит правовую грамотность к структурным составляющим функциональной грамотности, т. е. к таким составляющим, которые необходимым образом регулируют поведение и жизнь человека в обществе. Опираясь на мнение Э. И. Атагимовой [8], Т. Ю. Герцога [9], Н. В. Ипполитовой и Е. В. Тургиной [10], учитывая особенности психологического и социального развития подростков, их правовую грамотность можно рассматривать как сложное целостное личностное образование, в основе которого лежит система знаний, умений и мотивов, позволяющая обдуманно выстраивать своё поведение в соответствии с существующими правовыми нормами, осознавать ответственность за последствия своих действий.

С позиции методологического системного подхода принятое содержание правовой грамотности подростков раскрывается как совокупность взаимосвязанных компонентов: ког-

Раздел 2. Педагогические науки

нитивного (правовые знания), деятельностного (умения применять правовые знания в повседневной жизни) и мотивационного (мотивация на действия в повседневной жизни в соответствии с законом, приятыми в обществе нормами и правилами). При изучении процесса формирования правовой грамотности мы учитываем влияние различных факторов социальной среды (референтная группа, социальное окружение и др.), которое может быть интегративным или противоположным, но, несомненно, значимым. При этом мы учитываем, что формирование правовой грамотности подростков следует рассматривать как элемент формирования общей функциональной грамотности, связывающей получаемые знания и соответствующие им умения.

Исходя из сказанного, для составления программ, направленных на формирование правовой грамотности подростков, необходимо выявить сформированность у целевой аудитории правовых знаний, интереса к их получению и умений применять эти знания в обыденной жизни.

Результаты. Проведённое нами диагностическое исследование включало анкетирование обучающихся, метод анализа проблемных ситуаций, а также индивидуальные беседы с подростками. Исследование проводилось в двух общеобразовательных школах г. Омска, выборку составили 74 обучающихся 7-х классов. Включение в выборку семиклассников было вызвано нашим интересом к багажу правовых знаний у обучающихся на ступени перехода к старшему подростковому возрасту - периоду активного взросления и самостоятельности. Мы учли, что семиклассники в течение последнего года обучались дистанционно, а также в условиях некоторых ограничений в осуществлении воспитательной работы основную нагрузку в их правовом воспитании несли уроки обществозна-ния. К тому же, согласно нашим исследованиям, группа риска (относительно девиантного поведения) в образовательных учреждениях включает обучающихся основной школы (число случаев проявления девиантного поведения постепенно увеличивается с пятого класса и достигает своего максимума в девятом классе).

С учётом сходства групп обучающихся мы использовали обобщённые результаты диагностики, характеризующие в целом уровень правовой грамотности обследованных школьников.

Содержание вопросов анкеты касалось знаний семиклассниками таких категорий, как закон и обязательность его соблюдения, наказание за несоблюдение закона, правила школьной жизни, права и обязанности школьника. Выявлялся и интерес подростков к правовым вопросам.

Вполне предсказуемым оказалось то, что обучающиеся лучше знают свои права, чем обязанности: достаточно полно перечисляя свои права, 86,5 % опрошенных назвали всего 1-2 обязанности. Однако значительно ниже, чем ожидалось, оказалось число школьников, знающих, что такое Конституция Российской Федерации и как применяется данный нормативный документ (правильные и конкретные ответы дали только 68,9 % респондентов). Изменения, внесенные в Конституцию летом 2020 г., не смог правильно назвать ни один из подростков. Также оказалось, что большинство опрошенных подростков (89,2 %) знают, что их школа имеет свой устав, что это документ, закрепляющий права и обязанности каждого обучающегося, но назвать их в относительно полном варианте смогли лишь 47,3 % опрошенных. Далеко не все подростки (71,6 %) считают необходимым получать правовые знания в школе. 70,3% респондентов указали на Интернет как на источник получения правовых знаний, однако эти знания чаще всего были получены данной категорией респондентов при знакомстве с происшествиями, в которые попадали фигуранты уголовных дел, получивших широкое освещение в Интернете. На обращение к специальным познавательным программам с правовым содержанием, предназначенным для школьников, указали лишь единицы (12,2%). С интересующими их вопросами подростки обращаются к «осведомлённым» сверстникам (20,3 %) или - нечасто - к родителям или учителю на уроках обществознания (9,4 %).

Анализ семиклассниками проблемных ситуаций предполагал оценку своих возможных действий и действий сверстников в предлагаемых обстоятельствах с позиции правовых норм, способности контролировать своё поведение в группе. Выполняя задания, подростки могли применить свои правовые знания, описав модель поведения и объяснив свой выбор действий, что мы считали особенно важным.

Приведём в качестве примера три ситуации из предлагавшихся обучающимся.

Part 2. Pedagogical Sciences

1. Вы с другом нашли на подоконнике в школьном гардеробе мобильный телефон дорогой модели. Другу этот телефон очень понравился, и, так как в гардеробе никого не было, он предложил его забрать и пойти домой. Как бы вы поступили в такой ситуации и почему?

2. Ваша подруга поссорилась с одноклассницей, очень разозлилась на неё и решила ей отомстить. Она вам рассказала о своей идее пойти в гардероб и разрисовать чёрным маркером новую белую куртку обидчицы. Как вы поступите, узнав о планах своей подруги, и почему?

3. Представьте, что вы с одноклассниками гуляли после школы и увидели припаркованный на обочине автобус без водителя. У одного из ребят были с собой перманентные маркеры, и он предложил нарисовать коллективный рисунок на одной из панелей автобуса. Ребятам идея понравилась. Каковы будут ваши действия? Почему?

Как мы и ожидали, наиболее сложным для младших подростков оказалось объяснение своего выбора. Например, анализируя ситуацию 1, 9,4 % опрошенных не увидели неправомерности в описанных действиях героя (варианты ответов: «потерявший телефон сам виноват», «ребята не украли, а нашли телефон», «ему такого телефона никогда не купят», «можно попользоваться, а потом сказать, что хотел сам найти хозяина, но не смог это быстро сделать» и др.). При анализе ситуации 2 все школьники в первую очередь начинали объяснять свою позицию с точки зрения морали, не думая, что за порчу чужой вещи (разрисовывание маркером куртки) может последовать правовая ответственность. Анализируя ситуацию 3, обучающиеся интуитивно понимали неправомерность указанных действий, но с объяснением их неправомерности они испытывали значительные сложности. Анализ ответов показал, что многие учащиеся прибегают к обыденному мышлению в объяснении своих поступков, не применяя своих знаний, полученных в ходе курса «Обществознание».

В индивидуальных беседах многие школьники (17 из 25 опрошенных) признались, что бывали в ситуациях, когда им не хватало правовых знаний. Они стали чаще слышать новости о реализации или нарушении прав и обращать внимание на подобную информацию, но не делали самостоятельных попыток удовлетворить свой интерес к правовым знаниям. Достаточно воль-

но трактуя своё право на образование, 5 подростков не отнесли к своим обязанностям посещение учебных занятий.

Выводы. Интерпретируя полученную информацию, мы сделали ряд выводов. Большая часть опрошенных подростков (более 60%) в недостаточной степени знают свои права и обязанности, не могут оценить своё поведение и поведение сверстников с позиции права. Они не осознают значения правовой грамотности для современного человека и не проявляют самостоятельного интереса к получению и использованию своих прав в различных видах деятельности. Пониженный интерес подростков к правовым знаниям может быть связан с недостаточностью правовой информации в их повседневной жизни и малой её востребованностью в кругу привычного общения.

Диагностика позволила выявить те категории знаний, на которых необходимо сделать акцент в программах правового воспитания обучающихся младшего подросткового возраста, - категории, раскрывающие права и обязанности школьника, необходимость нести ответственность за свои поступки в соответствии с нормами права.

Задачи формирования необходимой системы правовых знаний и ценностей, основ правосознания, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних решает правовое просвещение. Условием его результативности является систематичность воспитательного воздействия. Единичных уроков обществознания, на которых обучающихся 7-х классов знакомят с основными законами, регламентирующими отношения в современном обществе, явно недостаточно (в 7 классе всего два урока посвящены изучению прав и обязанностей гражданина). Процесс изучения учебных дисциплин во многом формализован, сегодняшние школьники воспринимают их содержание через призму решения тестовых заданий Единого государственного экзамена. В обыденной жизни подростки очень редко задумываются о существовании и значимости законов в жизни общества и каждого человека.

Опора на деятельностный подход в выстраивании процесса формирования правовой грамотности во внеучебной деятельности позволяет включить в неё решение реальных практических задач повседневной жизни, показывать важ-

Раздел 2. Педагогические науки

ность владения умениями их решать на основе правовых знаний, тем самым стимулируя развитие интереса к получению этих знаний.

К действенным формам правового просвещения подростков, повышающим воспитательный потенциал образовательного учреждения, можно отнести профилактические беседы, которые проводятся в общеобразовательных школах курсантами Омской академии МВД Российской Федерации. Применение диалогического подхода «равный обучает равного» объясняется стремлением к расширению референтной группы подростков за счёт тех, кто более близок им по возрасту, жизненному опыту и занятиям. Расширяя эту группу за счёт курсантов и студентов, можно придать правовому просвещению характер более равноправного взаимодействия на основе диалога и сотрудничества, обеспечить благоприятный эмоциональный фон для обмена мнениями. Такие профилактические беседы должны быть не разовыми, а более систематическими мероприятиями, о чём свидетельствует, с одной стороны, несомненный интерес подростков к этому виду диалога, свойственная встречам позитивная обстановка, с другой стороны, характер вопросов, задаваемых курсантам, который выдаёт правовую неосведомлённость и безграмотность детей.

Подобную работу школа может организовать и сама, подготовив группы старших подростков или старшеклассников, интересующихся вопро-

сами права, для работы с младшими обучающимися. В свою очередь, это обеспечит успешную интериоризацию правовых знаний и школьниками, проводящими такие встречи, их устойчивую мотивацию к сознательному использованию правовых норм в совершаемых действиях.

Всё большее значение в современном меняющемся обществе приобретает и правовое просвещение родителей подростков, на которых лежит ответственность за действия детей. Родителям, занятым обеспечением материальных потребностей семьи, всё чаще приходится объяснять необходимость периодического корректного контроля за кругом общения и контактами подростков, особенно тех, кто входит в группу риска, обеспечения их защиты от информации, которая представляет опасность для нравственного развития подростков и выбора ими модели поведения, особенно в ситуации риска вовлечения в противоправную деятельность.

Преемственность модульных программ правового просвещения на начальной, основной и старшей ступенях общеобразовательных школ будет положительно влиять на формирование правовой культуры молодёжи, вступающей во взрослую жизнь, её готовности к происходящим в обществе изменениям, будет способствовать профилактике девиантного поведения школьников через осознание ими своей возрастающей правовой ответственности за самостоятельные действия и поступки.

Источники

1. Иванова Е. А. Условия преодоления правового нигилизма подрастающего поколения // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. Чебоксары : Центр науч. сотрудничества Интерактив Плюс, 2016. № 3 (8). С. 15-17.

2. Жучкова Н. И., Бушина Н. А. Правонарушения и преступления несовершеннолетних: политика государства и восприятие явления подростками // Социально-педагогические исследования. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019. № 2 (3). С. 72-80.

3. Харников М. В. Сущность и структура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2018. № 175. С. 30-36.

4. Степкина Е. Е. Доклад о результатах деятельности и оценки соблюдения прав и законных интересов детей на территории Омской области в 2019 году [Электронный ресурс]. Омск, 2020. URL: http://www.omsk-parlament.ru/Files/File/11922.pdf (дата обращения : 24.03.2021).

5. Белинская Е. П., Дубовская Е. М. Проблема нормативного поведения современных детей // Образовательная политика. М. : Изд-во РАНГХИС, 2014. № 2 (64). С. 65-70.

6. Прюс Ф., Маврина И. А., Павлова Т. Л., Перевозкина Ю. М. Факторы успешности социализации современной молодежи // Развитие человека в современном мире. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2017. № 1. С. 137-145.

7. Никульшина А. М., Щербинина Л.Ф. Предупреждение и искоренение правонарушений среди подростков как одно из условий благополучного развития нашего общества // Педагогическое образование на Алтае. Барнаул : Изд-во АтГПУ, 2019. № 2. С. 99-104.

8. Атагимова Э. И. Нравственно-правовое воспитание и просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. М. : Науч. центр прав. информ. при Минюсте РФ, 2016. № 3 (20). С. 70-76.

9. Герцог Т. Ю. Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов : Саратов. гос. юр. академия, 2011. № 2. С. 68-73.

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

10. Ипполитова Н. В., Тургина Е. В. Формирование правовой грамотности студентов как педагогический процесс // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. Челябинск : Изд-во ЮрГУ, 2012. Вып. 16. № 14. С. 65-69.

Информация об авторах

Мануйлова Лидия Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). ORCID ID: http://0rcid.0rg/0000-0002-1893-929X. E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Максимов Андрей Сергеевич

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминологии и профилактики преступлений. Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (644010, РФ, г. Омск, пр. Комарова, 7). ORCID ID: http://0rcid.0rg/0000-0002-8503-5610. E-mail: an-maksimov@bk.ru

L. M. Маnuуlоvа1, А. S. Маksimоv2

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 2Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russian Federation

Formation of juvenile's legal literacy as a pedagogical problem

Abstract. The research is devoted to the problem of ensuring the success of the process of students' socialization being in adolescent age through the formation of legal literacy. The purpose of the article is to clarify the concept of juvenile's legal literacy, to consider the process of forming legal literacy in students of younger adolescence. The modern realities of the adolescents' socialization process are revealed. The research is based on a systematic, personal and activity-based approach. The process of formation of legal literacy of adolescents is considered on the basis of the factors analysis determining the features of their socialization. The authors present the results of the empirical study that characterizes the level of legal literacy of younger adolescents. The conducted diagnostics is aimed at identifying the formation of legal knowledge in adolescents, their interest in obtaining it and the ability to apply this knowledge in everyday life. Conclusions are drawn about the need to implement continuous programs of legal education of schoolchildren, the condition for the effectiveness of which is the systematic educational impact.

Keywords: legal culture, legal literacy of adolescents, legal education of adolescents.

Paper submitted: May 26, 2021.

For citation: Manuylova L. M., Maksimov A. S. (2021) Formation of juvenile's legal literacy as a pedagogical problem. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 95-101. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.3.ii.

References

1 . Ivanova E. A. Conditions for overcoming the legal nihilism of the younger generation. Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice, 2016, no. 3(8), pp. 15-17.

2. Zhuchkova N. I., Bushina N. A. Offenses and crimes of minors: state policy and perception of the phenomenon by adolescents. Socio-pedagogical research, 2019, no. 2(3), pp. 72-80.

3. Harnikov M. V. The essence and structure of the legal culture of a teenager as a result of social education and legal education. Bulletin of the Tambov University, Series Humanities, 2018, no. 175, pp. 30-36.

4. Stepkina E. E. Report on the results of activities and assessment of compliance with the rights and legitimate interests of children in the Omsk region in 2019 [Electronic resource]. URL: http://www.omsk-parlament.ru/Files/ File/11922.pdf (accessed 24.03.2021).

5. Belinskaya E. P., Dubovskaya E. M. The problem of standard behavior of modern children. Educational policy, 2014, no. 2(64), pp. 65-70.

6. Prus F., Mavrina I. A., Pavlova T. L., Perevozkina Yu. M. Factors of success in socialization of modern youth. Human development in the modern world, 2017, no. 1, pp. 137-145.

!ssn i2587-943xPonhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

7. Nikulshina A.M., Shcherbinina L. F. Prevention and eradication of offenses among adolescents as one of the conditions for the successful development of our society. Pedagogical education in the Altai, 2019, no. 2, pp. 99-104.

8.Atagimova E. I. Moral and legal education and enlightenment in the modern school: problems and solutions. Monitoring of law enforcement, 2016, no. 3(20), pp. 70-76.

9. Hertzog T. Yu. Legal functional literacy and legal culture: issues of definition, correlation, structure. Legal policy and legal life, 2011, no. 2, pp. 68-73.

10. Ippolitova N. V., Turgina E. V. Formation of legal literacy of students as a pedagogical process. Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Pedagogical sciences, vol. 16, 2012, no. 14, pp. 65-69.

Information about the authors

Lidiya M. Manuylova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Social Pedagogics and Social Work Chair. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid. org/0000-0002-i893-929X. E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Andrey S. Maksimov

Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (7 Komarova Ave., Omsk, 644092, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8503-5610. E-mail: an-maksimov@bk.ru

© Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.