6. Асафьев Б. Великие традиции русской музыки // Б.В. Асафьев. Избранные труды. - T. IV. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - С. 63-69.
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Изд. 2-е. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971. - 373 с.
8. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Б. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. - Л.: Музыка, 1973. - С. 95-111.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
10. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с.
11. Бернштейн Б.М. Об искусстве и искусствознании. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2012. - 526 с.
12. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. Брушлинского А.В. и Кольцовой В.А.; сост. и коммент. В.А. Кольцовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с.
13. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.
14. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни / Пер. с фр. - Минск: Юнацтва, 1994. - 525 с.
15. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Воронеж, 2009. - № 5. - С. 21-36.
16. Гершунский, Б.С. Философия образования для XX века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Просвещение, 1997. - 608 с.
17. Гликман, И.3. Школьный учитель и родители учеников: на чём строится их взаимодействие / И.3. Гликман // Директор школы. - 2004. - № 9. - С. 63-69.
18. Кабалевский, Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1980. - 225 с.
19. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. - 335 с.
20. Медведева, Т.Ю. Вокальное исполнительство как средство формирования у ребёнка ценностного отношения к труду / Т.Ю. Медведева, М.Д. Дикаркина // Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 26-28 апреля 2018 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 44-46.
21. Медушевский, В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В.В. Медушевский. - М.: Моск. консерватория, 2001. - 65 с.
22. Новиков, Н.И. О воспитании и наставлении детей. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 2009. - 62 с.
23. Парунов, Н.А. О Некоторых проблемах исследования музыкальных интересов молодежи / Парунов Н.А., Сизова О.А. // Культура, образование и искусство: традиции и инновации: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов, преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, студентов. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 55-57.
24. Петрушин, В.И. Музыкальная психология уч. пособие для студентов и преподавателей/ В.И. Петрушин. - М.: Просвещение, 1997. - 176 с.
25. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации./ О.П. Радынова. - М.: Музыка, 1999. - 80 с.
26. Сизова, О.А. Исследование проблем музыкальных предпочтений подрастающего поколения / О.А. Сизова, Р.А. Ульянова // Перспективы науки. - 2021. - № 3(138). - С. 89-91.
27. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973. - 270 с.
28. Храмова, Л.А. Особенности формирования интереса к музыкальному творчеству у обучающихся дошкольного возраста / Л.А. Храмова, О.А. Сизова, Т.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68-4. - С. 258-260.
Педагогика
УДК 373
доктор педагогических наук, профессор Дроботенко Юлия Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Назарова Наталья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Вопрос развития функциональной грамотности обучающихся является одним из самых актуальных в современном образовании, поскольку именно уровень функциональной грамотности выпускников школы становится одним из основных показателей качества освоения программ общего образования в современном обществе. В данной статье функциональная грамотность рассматривается как объект междисциплинарного изучения. Авторы анализируют основные направления исследования функциональной грамотности: исторический, философско-культурологический, социологический, социально-экономический, филологический, психологический и педагогический, и, обобщая полученные результаты, определяют способы формирования функциональной грамотности учащихся и оценки уровня ее сформированности через создание учебных практико-ориентированных ситуаций, исследовательский характер обучения, введение комплексного мониторинга образовательных результатов и т.д.
Ключевые слова: функциональная грамотность, направления междисциплинарных исследований, качество общего образования, способы формирования функциональной грамотности, педагогические практики.
Annotation. The issue of learners' functional literacy development is one of the most relevant in modern education, since it is the level of school graduates' functional literacy that becomes one of the main indicators of the quality of mastering general education programs in contemporary society. In the given article functional literacy is considered as an object of interdisciplinary research. The authors analyze the main directions of functional literacy research: historical, philosophical and cultural, sociological, socio-economic, philological, psychological and pedagogical, and, summarizing the results obtained, determine the ways of forming learners' functional literacy and assessing the level of its formation through the creation of educational practice-oriented situations, the research nature of training, the introduction of comprehensive monitoring of educational results, etc.
Keywords: functional literacy, directions of interdisciplinary research, the quality of general education, ways of functional literacy forming, pedagogical practices.
Статья подготовлена в рамках реализации ГЗ на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО "ОмГПУ" №073-03-2021-027/2)
Введение. Изменения, как основная характеристика современного общества, придают ему чрезмерную динамичность и требуют от человека знаний, структура и содержание которых определяется структурой и содержанием трансформирующегося бытия. Важным в структуре этих знаний становится функциональный элемент, который отражается в так называемой функциональной грамотности человека. Освоенный «базовый» функционал решения повседневных задач дает равные стартовые возможности для каждого человека, что обеспечивает реализацию принципа социальной справедливости и является условием развития общей культуры безопасности жизнедеятельности человека в современном мире. Проблема функциональной грамотности населения консолидирует усилия международного сообщества в социальной, экономической и образовательной сферах.
И.Б. Короткина отмечает, что «Исследования новой грамотности» (New Literacy Studies) начались в 1980-е годы и отправной точкой этих исследований послужили результаты уже имеющихся на тот момент исследований в области лингвистики, академического письма, педагогики, психологии и социального конструктивизма. В это же время происходит разделение грамотности на различные предметные области. По сути, грамотность стала характеристикой компетентности или мастерства в какой-либо предметной области [8].
Публикации, посвященные изучению грамотности, рассматривают ее в понятиях разных дисциплинарных дискурсов. Л. Вилкинсон (L. Wilkinson) предложил таксономию грамотностей. Попытки классифицировать грамотности продолжились в работах С. Эддисона (C. Addison), Е. Мейерса (E. Meyers), К. Спитцера (K. Spitzer) и других [19]. Следует признать, что предлагаемые классификации быстро устаревают в силу того, что появляются всё новые и новые виды грамотностей. На данный момент П. Сторди (P. Stordy) выделяет более 35 видов различных грамотностей [14].
Однако общим во всех классификациях является понимание грамотности как социальной практики, способствующей прогрессивному развитию общества.
Цель статьи - определить междисциплинарное поле исследований функциональной грамотности посредством анализа различных идей философов, социологов, психологов и педагогов по ее формированию в школе как необходимого условия повышения качества общего образования.
Изложение основного материала статьи. Сегодня функциональную грамотность можно смело назвать объектом междисциплинарного исследования.
На уровне философии образования проблему функциональной грамотности исследовали Б.С. Гершунский, В.В. Мацкевич, С.А. Крупник. Ученые считают, что ответственность за результаты формирования функциональной грамотности не должна ложиться только на школу, это является задачей всего общества. Функциональная грамотность - это социально-экономическое явление и уровень ее сформированности влияет на благосостояние населения и государство в целом.
Еще в 1990 году в журнале «Советская педагогика» вышла статья Б.С. Гершунского «Грамотность для 21 века», которая была посвящена содержательной актуализации понятия функциональной грамотности с точки зрения личностно-ориентированного подхода. Б.С. Гершунский представил грамотность как первую ступень на пути непрерывного развития человека и раскрытия его образовательного потенциала. В.В. Мацкевич и С.А. Крупник к понимаю функциональной грамотности подходили с точки зрения «культурного стандарта», представляя ее как меру качества жизни общества. Грамотность можно считать характеристикой массового образования. Она обозначает такой уровень способностей, которым должны владеть все, независимо от профессии.
Философское осмысление феномена функциональной грамотности привело к расширению его гуманитарной составляющей, проявляющейся в способности человека ориентироваться в социокультурном поле жизнедеятельности, анализировать современную ситуацию, принимать обоснованные рациональные решения и самоопределяться по отношению к людям, ситуациям, разным видам деятельности.
Идеи философов послужили отправной точкой для дифференциации понятия грамотности, как в горизонтальном (виды грамотностей), так и вертикальном измерениях (уровни грамотности).
В социологии предвестниками современных социологических исследований функциональной грамотности можно считать идеи Альфреда Шюца, зародившиеся в середине прошлого века и связанные с изучением реальности. А. Шюц, говоря об успешности человека в обществе, обозначает необходимость научиться справляться с повседневными задачами: «Мир повседневной жизни есть сцена и одновременно объект наших действий и взаимодействий. Мы должны овладевать им, и мы должны преобразовывать его, чтобы реализовывать те цели, которые мы преследуем в нем среди других людей» [12]. Также в его работах появляется понятие «базового образования», которое является основой для непрерывного образования и развития человека.
На сегодняшний день в социологии сложилось несколько позиций исследования функциональной грамотности. Первая позиция связана с широкими дискуссиями социологов о содержании полярных понятий «функциональная грамотность -функциональная безграмотность».
В.П. Чудинова, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, считает, что неспособность успешно решать задачи повседневной жизни - это и есть функциональная безграмотность. Плохо освоенные человеком базовые навыки чтения, письма, счета, цифровые навыки влияют на качество жизни, приспособленности к ней и сказываются на качестве жизни всего общества. Чтобы жить в быстроменяющемся мире, осваивать новые компетенции, использовать вновь появляющиеся технологии требуется приобретать разные виды грамотностей (экономическую, правовую, информационную, др.) [7].
С этой позиции, интересными являются данные мониторингового исследования профессиональных навыков и компетенций взрослого населения в разных странах мира (Международная программа по оценке компетенций взрослого населения PIAAC) [91. Программа исследования направлена на взрослое население в возрасте от 16 до 65 лет. Исследование проводится в трех областях: навыки чтения и понимания прочитанного (Literacy), грамотности в обращении с числовой информацией (Numeracy) и способности решать задачи в технологически насыщенной среде (Problem Solving).
О.А. Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики «Университета 20.35», приводит интерпретацию данных этого исследования. Обозначается, что первую строчку по уровню читательской грамотности занимают такие страны, как Япония, Бельгия, Финляндия и Нидерланды. Достижения взрослого населения в этих странах достаточно высокие и отмечается невысокий процент взрослых людей с функциональной безграмотностью. Причина таких высоких результатов видится в качестве и доступности школьного образования [4].
Вторая позиция исследования функциональной грамотности в современной социологии отражается в полиподходности к рассмотрению данного феномена. По мнению С.И. Григорьева и Н.А. Матвеевой можно выделить, по крайней мере, четыре подхода: личностный, институциональный, национально-государственный и экономический [2].
Личностный подход репрезентирует функциональную грамотность как высокий уровень развития субъекта во всех сферах жизнедеятельности. В данном случае функциональная грамотность связывается с оценкой качества человеческого потенциала в обществе. Институциональный подход связывает функциональную грамотность с уровнем образованности человека, а функциональная неграмотность понимается как недостаточная степень обученности человека. Именно институт образования выступает основным источником функциональной грамотности или неграмотности подрастающего поколения. Национально-государственный подход рассматривает функциональная грамотность в контексте проблем социального неравенства, обусловливающего поляризацию образовательного потенциала разных стран. Экономический подход трактует функциональную грамотность как высокий уровень профессионализма человека. С экономической точки зрения функциональная грамотность является показателем качества рабочей силы и отражает ее стоимость.
С филологической точки зрения, функциональная грамотность исследуется как социальная практика, направленная на достижение цели коммуникации и рассматривается как: способ коммуникации; способ действия и взаимодействия; способ построения знания, метод оценки и убеждения; способ использования различных коммуникативных инструментов и технологий.
Функциональная грамотность сегодня представляется как многомерное динамичное явление (И. Кирш и Дж. Гутри), которое можно рассматривать в ракурсе «текст-задача-навык» (TTR theory - text-task-respondent). В работах Ш. Уайта раскрывается дальнейшее понимание этой позиции, и функциональная грамотность связывается со способностью использовать набор из семи отдельных навыков, необходимых для успешной работы с текстами, документами и цифровой информацией в ходе повседневной деятельности для того, чтобы успешно функционировать в обществе, достигать поставленных целей, развивать собственный потенциал и наращивать объем знаний [7, 11].
Только в 1970-х гг. термин «грамотность» активно входит в образовательный дискурс и рассматривается как способность «создавать» смысл в процессе чтения текста при помощи различных знаний и навыков [14].
Функциональная грамотность постепенно превращается в так называемую «трансграмотность» - способность читать, писать и взаимодействовать при помощи различных платформ, инструментов и СМИ, начиная со знаков и устных сигналов, включая рукописный текст, печатный текст, телевидение, радио и кино и заканчивая цифровыми социальными сетями (Э. Грассиан). Трансграмотность, помимо умения сочетать источники информации, требует способности критического отнесения, оценки качества сведений, отбора (формирования) нужного знания и его интеграции под определенную задачу [6].
Современным людям требуется умение читать и писать с помощью принципиально новых средств (экран, клавиатура, ПК, смартфон). Часто они сталкиваются с отсутствием исходного текста в готовом виде, ситуативным поступлением информации. В связи с этим чтение онлайн начинает рассматриваться как совершенно новый вид грамотности.
В психологии сложилось два основных подхода к изучению функциональной грамотности (Б. Стрит): психолого-когнитивный и социокультурный. Первый рассматривает грамотность как когнитивную способность, независимую от контекста, в котором она действует, и более поддающуюся количественным оценкам [13]. Второй признает ее как социальную практику, неотделимую от контекста и изучаемую при помощи качественных методов. В этом случае, формирование грамотности предполагает социальную ответственность за результаты данного процесса; ориентировано на обучающихся, обладающих широким набором разнообразных знаний и навыков; требует целостного (холистического) подхода к организации процесса обучения.
Российские психологи активно подключаются к интерпретации вопросов, связанных с формированием функциональной грамотности школьников (А.Г. Асмолов, М.А. Холодная, А.А. Юрина). Звучат разные точки зрения по этому поводу - от позитивных до критических. Так, например, М.А. Холодная считает, что формирование функциональной грамотности не реализует задач непрерывного образовании, а сама функциональная грамотность как показатель профессиональной компетенции недостаточна. М.А. Холодная выражает озабоченность чрезмерно широким толкованием функциональной грамотности, подчеркивая, что ориентация на формирование функциональной грамотности может «принципиально примитивизировать цели школьного образования и воспрепятствовать становлению интеллектуально развитой личности» [2].
А.М. Гореев отмечает, что перспективным направлением исследования функциональной грамотности в психологии является изучение возрастных особенностей при формировании. Речь идет о ведущем типе деятельности, центральных новообразованиях, присущих каждой возрастной группе, особенностях восприятия и мышления [3].
Наибольший интерес вопросы развития функциональной грамотности вызывают у педагогов, и это отражается в их публикациях, презентациях, отчетах о проделанной работе. Задача формирования функциональной грамотности обучающихся обозначается как одна из самых актуальных задач школы. Функциональная грамотность, приобретенная в школе, расширяется и углубляется в процессе дальнейшего обучения человека при формировании универсальных компетенций (М.Б. Бершадская) [1]. Следует признать, что достаточно много уже сделано для обеспечения данного процесса, как на нормативном, так и на научно-методическом уровнях.
Грамотность в образовании рассматривается сегодня в рамках трех измерений: 1) смены эпох (закат индустриализма), 2) перехода коммуникации в текстовый формат (доминирующая роль письма), 3) концептуального сдвига в образовании (смена парадигм) [11]. Одним из главных выводов для системы образования, который происходит из этого, является иной подход к организации образовательного процесса [6]. В связи с этим, функциональную грамотность в педагогике [10]: изучают как аспект непрерывного образования (И.А. Колесникова, С.А. Тангян); рассматривают как пред-компетентностное состояние (А.В. Хуторской, Н.А. Назарова); представляют с технологической точки зрения (О.Е. Лебедев, Л.М. Перминов); оценивают через решение ситуативных задач (Г.С. Ковалева).
В педагогике сложились целые концепции понимания функциональной грамотности: личностно-ориентированная, деятельностная, контекстно-компетентностная. Кроме этого, на сегодняшний день активно развивается ряд более мелких концепций: поисково-творческая, партисипативная, репродуктивно-алгоритмическая, инновационно-инфраструктурная.
Представленные выше направления исследований функциональной грамотности обобщены и представлены в Таблице 1, вместе с основными результатами, достигнутыми учеными по этим направлениям.
Таблица 1
Основные аспекты исследования функциональной грамотности (ФГ) как объект междисциплинарного
исследования
Аспекты исследования ФГ Результаты изучения ФГ Исследователи
Исторический аспект - ФГ как показатель степени адаптированности человека к социальной жизни; - зависимость грамотности от уровня технологического и культурного развития общества. С.А. Тангян О.Е. Лебедев П.И. Фролова
Философско- культурологический аспект - грамотность как этап непрерывного развития человека и раскрытия его образ-ого потенциала; - ФГ как «культурный стандарт», мера качества жизни общества; - расширение гуманитарной составляющей понятия; - дифференциации понятия грамотности: горизонтально (виды грам.); вертикально (уровни грам.). Б.С. Гершунский В.А. Ермоленко В.В. Налимов B.В. Мацкевич C.А. Крупник
Социологический аспект - ФГ как функциональное (базовое) образование; - поляризация понятий «грамотность -безграмотность»; - зависимость уровня ФГ от семейного воспитания и уровня образованности родителей; - полиподходность к рассмотрению феномена ФГ (институциональный, экономический, национально-гос-ый и личностный подходы). М. Барбер М. Муршед С.Г. Вершловский М.А. Матюшкина С.И. Григорьев Н.А. Матвеева О.П. Чигишева
Социально-экономический аспект - ФГ как основа развития человеческого капитала в условиях нарастающей глобализации, ценностной переориентацией образовательной парадигмы; - качественно новое смысловое наполнение ФГ, обусловленное социокультурной интеграцией как ключевым индикатором возможности трудоустройства и последующего эффективного функционирования в условиях высокой конкуренции на глобальном рынке труда; - уровень ФГ как индикатор перспектив экономического развития страны на ближайшие 10-20 лет. Исследовательские группы Всемирного банка и международных программ оценки PISA, PIRLS, TIMSS, PIAAC.
Филологический аспект - ФГ как социальная практика, напр-ая на достижение цели ком-ции; - ФГ - способ коммуникации; способ действия и взаимодействия; способ убеждения; способ использования различных коммун-ых инструментов и технологий; - распространение идей прикладной лингвистики и социальной антропологии в филологических исследованиях ФГ. И.Б. Короткина К. Робинсон L. Aronica И. Снайдер П. Сторди
Психологический аспект - два подхода к изучению ФГ: психолого-когнитивный и социокультурный; - интерпретация ФГ как социальной практики, неотделимой от контекста и изучаемой при помощи качественных методов; - обозначается риск примити-визации целей школьного обр-ия и сужения интеллектуального воспитания школьников. А.Г. Асмолов А.А. Леонтьев М.А. Холодная К.Н. Поливанова А.А. Юрина Дж. П. Джии Б. Стрит
Педагогический аспект - формирование ФГ - одна из самых актуальных задач школьного образования и условие повышения качества общего образования; - ФГ изучается: как основа непрерывного образования, пред-компетентностное состояние; - сложились две группы психолого-педагогические концепции формирования ФГ: И.А. Колесникова С.А. Тангян А.В. Хуторской М.Б. Бершадская Л.М. Перминов Г.С. Ковалева Н.Ф. Виноградова Н.А. Назарова П.И. Фролова
1) личностно-ориентированная, деятельностная, контекстно-компетентностная;
2) поисково-творческая, партисипа-тивная, репродуктивно-алгори-тмическая, инновационно__инфра-ая.__
Выводы. Повышенный интерес исследователей разных предметных областей к развитию функциональной грамотности школьников объясняется тем фактом, что именно уровень функциональной грамотности выпускников школы становится показателем качества освоения программ общего образования.
В эпоху глобальной инфосферы, массового использования гаджетов, система образования вынуждена ускорять свою трансформацию и лучше адаптироваться к новым социальным требованиям. Можно сказать, что совершенствование школьного образования обусловлено изменением запроса на его качество, которое сегодня проявляется в функциональной готовности и способности выпускников школы решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Содержание жизненных задач постоянно обновляется в связи со стремительным технологическим прогрессом и крайней изменчивостью и неоднозначностью современного общества.
Г.С. Ковалева обозначает способы повышения качества общего образования в России: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые требования в 21 веке; развитие soft/hard skills обучающихся, позитивных, положительных установок, мотивации к обучению и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях; целенаправленное повышение квалификации учителей, существенное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей; введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов; широкое информирование образовательного общества о результатах международных исследований [5].
Т.В. Коваль продолжает данную мысль и предлагает особое внимание уделять ценностно-интегративной составляющей функциональной грамотности, имеющей предметную основу и проявляющуюся в сформированности личностных результатов школьников [6]. Основной акцент все ученые и практики делают на конструировании заданий интерпретационного характера, помогающие школьникам осознавать и выражать смысл изучаемого; видеть альтернативные решения одной и той же проблемы; выбирать способы и стратегии действий в определенных ситуациях.
К эффективным педагогическим практикам формирования функциональной грамотности относят: создание учебных практико-ориентированных ситуаций, способствующих приобретению школьниками позитивного опыта разрешения проблем и принятия решений, мотивирующих школьников на учебную деятельность и поиск смыслов этой деятельности; организация обучения в сотрудничестве с комбинацией групповых и индивидуальных форм работы; исследовательский характер обучения, стимулирующий поисковую активность школьников; поиск новых форматов оценки образовательных результатов с включением оценочных процедур.
Литература:
1. Бершадская М.Б. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. - 2012. - № 4 (49). - С. 122-130.
2. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. - Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2002. - 170 с.
3. Гореев А.М. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? // Наука и школа. - 2021. - № 3. - С. 130-136.
4. Киеня Н. Грамотные люди в России чаще остаются без работы: ученые о функциональной неграмотности, 2016. [Электронный ресурс]. - https://theoryandpractice.ru/posts/10714-umeet-no-ne-mozhet
5. Ковалева Г.С. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС общего образования, 2019. [Электронный ресурс]. - http://iro23.rU/sites/default/files/kovaleva_g.s._funk_gram_fgos_logvinova_i.m.pdf
6. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.1. - № 4(61). - С. 112-123.
7. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование XXI век. - 2013. - № 2 (2). - С. 109-122.
8. Короткина И.Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т.1, № 3(50). - С. 132-152.
9. Международная программа по оценке компетенций взрослого населения. Режим доступа: http s://gtmarket.ru/research/piaac
10. Назарова Н.А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дисс.... канд-та педаг. наук: 13.00.08: Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2007. - 239 с.
11. Чигишева О.П., Солтовец Е.М. Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5, номер 4. -С. 44. - URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf
12. Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. - 2003. - Том 3, № 2. - С. 3-34. -[Электронный ресурс]. - https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/31/1211857317/3_2_1.pdf
13. Scribner S., Cole M. The psychology of literacy. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2017. - 336 p.
14. Stordy P. (2015) Taxonomy of Literacies. Journal of Documentation, 71 (3). - pp. 456-476.