УДК 378.1
ГРНТИ 14.35.01
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
А.А. ТОМИЛОВ, кандидат военных наук, профессор
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
М.В. КИРГИНЦЕВ, кандидат педагогических наук, доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье рассмотрены активные методы обучения, наиболее часто применяемые профессорско-преподавательским составом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) в процессе проведения учебных занятий. Описана их сущность. Даны предложения по их эффективному применению на различных видах занятий на основе разработанного алгоритма.
Ключевые слова: технологии обучения, активные методы обучения, виды учебных занятий, преподаватель, обучающийся.
Введение. Современный этап реализации основных образовательных программ на основе федеральных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения отличается от предыдущего широким использованием в учебном процессе новых технологий обучения с целью формирования и развития профессиональных умений обучающихся.
Одной из задач преподавателя является не только донести новые знания до обучающихся, но и направить их на самостоятельное решение проблемных ситуаций, на повышение активности и инициативы, мотивации к изучению преподаваемой дисциплины. Решение данной задачи состоит во внедрении и использовании активных методов обучения, что подтверждается экспериментально установленными фактами о том, что в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит, и только 10 % того, что он слышит [1].
Актуальность. В современном высшем образовании одним из главных критериев является качество образования. Качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень достижения планируемых результатов обучения [2].
Успешных результатов обучения можно достичь только при четкой и грамотной организации и осуществлении образовательной деятельности, в частности, при качественном проведении учебных занятий [3, с. 307-314]. Качественное проведение занятий немыслимо без применения различных технологий обучения, основу которых составляют активные методы обучения. Однако, анализ контроля проведения учебных занятий профессорско-преподавательского состава в ВУНЦ ВВС «ВВА» свидетельствует, что отдельные преподаватели (особенно со стажем менее 2-х лет) редко применяют в процессе проведения занятий активные методы обучения или применяют их неэффективно, так как не знают их предназначения и сущности.
Цель работы - рассмотреть наиболее значимые активные методы обучения, их сущность и дать рекомендации по их эффективному применению в ходе проведения различных видов учебных занятий.
С этой целью был проведен анализ контроля учебных занятий профессорско-преподавательским составом ВУНЦ ВВС «ВВА» за последние три учебных года (по журналам контроля учебных занятий), который показал, что преподаватели (около 80 %) при проведении учебных занятий применяют активные методы обучения, приведенные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Активные методы, применяемые профессорско-преподавательским составом
Однако, опыт преподавательской деятельности и анализ посещения занятий показал, что не все преподаватели обоснованно и эффективно применяют эти активные методы, в основном из-за незнания их сущности и предназначения. В связи с этим, предлагается алгоритм применения активных методов обучения, который будет способствовать эффективности их применения. Данный алгоритм предлагается представить в качестве Памятки преподавателю по эффективному применению активных методов обучения при проведении различного вида учебных занятий (рисунок 2).
Рисунок 2 - Алгоритм применения активных методов обучения при проведении учебных занятий
С целью определения понятия и сущности активных методов обучения необходимо рассмотреть понятийный инструментарий, используемый в процессе применения этих методов. В психологическом словаре под редакцией Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. под методами обучения понимается «система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [4]. Следовательно, методы обучения - это такие способы взаимодеятельности педагога и обучающихся, которые обеспечивают формирование необходимых компетенций в ходе решения учебных задач в достижении поставленных целей.
В рекомендациях по разработке и применению активных методов обучения авторы Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. дают такое определение активным методам обучения - «это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач» [5]. Для вовлечения обучающегося в образовательный процесс необходимо создать такие условия, которые будут мотивировать обучающихся к самостоятельному и творческому освоению изучаемого материала. Безусловно, наибольшего эффекта активные методы обучения достигнут, когда преподаватель использует системный подход в соответствии с теми задачами, которые он поставил. Так, к основным задачам при применении активных методов обучения преподавателю необходимо отнести следующие:
- заинтересовать обучающихся к изучению дисциплины;
- пробудить интерес к предмету изучения;
- установить взаимосвязь между преподавателем и обучающимися;
- научить самостоятельному изучению учебного материала;
- сформировать у обучающихся установленные ФГОС ВО компетенции
- добиться эффективного результата в усвоении учебного материала и др.
В зависимости от поставленных задач преподавателю необходимо обоснованно подходить к выбору различных видов методов обучения. В педагогике существуют различные классификации методов обучения, предложенные как советскими, так и российскими учеными. Наиболее значимыми являются - классификация методов обучения, разработанная учеными Бабанским Ю.К. (по источнику информации и восприятия, по логике мышления, по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности); Лернером И.Я. и Скаткиным М.Н. (по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающегося); Вербицким А.А. (формирование не только учебно-познавательных, но и профессиональных мотивов).
В настоящее время в педагогической науке накоплен богатый опыт в области разработки и применения различных методов, в том числе и многочисленные наработки в области использования активных методов обучения, которые исследователи классифицируют по различным критериям: степени активизации обучающихся, характеру учебно-познавательной и игровой деятельности, способу организации игрового взаимодействия, месту проведения занятий, их целевому назначению, типу используемой имитационной модели и др. [6, с. 17].
Опыт работы в высшей школе показал, что эффективное применение активных методов обучения зависит и от видов учебных занятий. Рассмотрение наиболее эффективных методов обучения в соответствии с видами учебных занятий позволит лучше понять их сущность и предназначение с целью повышения качества проведения различных видов занятий.
Диалоговый метод обучения, сущность которого заключается во взаимной передаче и приеме информации между преподавателем и обучающимся. Данный метод необходимо применять в ходе семинарского и практического занятия, лабораторной работы и практики. В результате применения этого метода преподаватель уясняет о полученных знаниях обучающимися, отвечает на их вопросы по содержанию материала учебного занятия, оценивает знания и работу обучающихся на занятии. Обучающиеся показывают свои знания и
практические умения, задают уточняющие вопросы по содержанию занятия, вступают в деловую дискуссию по обсуждению отдельных положений материала занятия.
Метод «мозговой атаки» и метод наглядного обучения. Целесообразно применять на различных видах занятия. Метод «мозговой атаки» основан на концентрации мыслительной деятельности обучающегося на конкретную проблему (вопрос, задачу) в ограниченный промежуток времени. Помогает развитию мыслительных процессов, способности в ограниченное время выбрать правильное решение. Суть метода заключается в следующем:
- преподавателем ставится (формулируется) проблема;
- обучающиеся без обсуждения выдвигают несколько вариантов решений (ответов) без всякой аргументации;
- все решения (ответы) фиксируются;
- начинается анализ и выбирается правильное решение (ответ).
Наглядность обучения является одним из методов военной дидактики и дидактики высшей военной школы, предполагающим демонстрацию обучающимся тех или иных объектов, их изображений, формирование в сознании обучающихся их образцов, представлений о них. Наглядность обучения способствует пониманию отвлеченных связей и зависимостей, активизирует познавательную деятельность, повышает интерес к изучению, делает его более доступным и прочным. Наглядность обучения обеспечивается на занятиях применением:
- видео-аудио средств;
- мультимедийных проекторов;
- компьютерной техники;
- банерной продукции;
- материальной части объектов военной техники, вооружения, военного имущества и различного оборудования, приборов и установок.
Метод проблемного обучения - это активное, развивающееся обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучающихся, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или дидактических противоречий. Суть метода проблемного обучения заключается в следующем:
- преподаватель формирует проблему и показывает пути ее решения;
- обучающиеся решают ее с его помощью или самостоятельно.
Учебные проблемы должны быть доступными по уровню сложности, при этом необходимо учитывать познавательные возможности и категорию обучающихся, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности.
Деловая игра является способом построения моделей различных условий в сфере профессиональной деятельности. Является методом повышения эффективности обучения, т.к. разрешает противоречия между абстрактностью учебного предмета и реальностью в существовании профессиональной деятельности. При использовании деловых игр преподаватель создает условия, в которых обучающийся сам открывает, приобретает и контролирует знания. Формами деловой игры могут быть ролевая игра, военно-профессиональная игра и другие, в ходе которых обучающиеся назначаются преподавателем на различные должности [7]. Данный метод наиболее эффективен при проведении практических занятий, тактических, тактико-специальных занятий и учений, а также при проведении командно-штабных учений.
Обучение через НИР. Процесс создания нового знания и процесс усвоения будут органичными только тогда, когда в образовательный процесс будут внедряться результаты научной деятельности на каждой кафедре, факультете. Внедрение результатов НИР, научных статей в учебно-методические материалы учебных занятий по соответствующей учебной дисциплине повысит интерес обучающихся, расширит их профессиональный кругозор и обеспечит наукоемкость учебной дисциплины. Данный метод может применяться как в ходе
лекции, групповых занятии, групповых упражнении, семинаров, так и при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Метод опорных сигналов - это обучение по заранее разработанному конспекту опорных сигналов с повторением изучаемого материала и жестким контролем работы обучающихся. Опорный сигнал - это средство наглядности (схем, чертежей, криптограмм, рисунков), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию. Основные этапы применения метода:
- разработка конспекта опорных сигналов;
- изложение лекции в быстром темпе с повторением материала и постановкои проблемных вопросов;
- контроль самостоятельной работы обучающихся;
- проведение группового занятия с применением демонстрационных схем опорных сигналов.
Использование метода опорных сигналов на лекциях, групповых занятиях и групповых упражнениях, а также в ходе самостоятельной работы позволит не только быстро запомнить учебный материал, но и при необходимости восстановит ранее изученный.
Метод погружения - это активный метод обучения с элементами релаксации (расслабления), внушения и игры. Данный метод в отличие от других методов обучения, где основной акцией воздействия на обучающихся является убеждение, опирается на внушение. Внушение эффективно особенно для обучающихся с неразвитым логическим мышлением. С помощью внушения можно корректировать состояние обучающегося за счет активизации его психических процессов, изменения эмоционального отношения к предмету, к военной профессии. Использование данного метода приемлемо на различных видах учебных занятий.
«Круглый стол» - это метод активного обучения, сочетающий тематические дискуссии с групповой консультацией. Данный метод необходимо применять для повышения эффективности усвоения теоретического материала на семинарах, консультациях и в ходе самостоятельной работы.
Профессиональная консультация - это метод научно-организационного информирования о будущих профессиях (воинских должностях) по избранной специальности, с учетом склонностей, интересов и способностей обучающихся. Эффективен при применении в процессе обучения младших курсов.
Программирование обучения - это обучение по специально разработанной обучающей программе, которая представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и обучающегося. Эффект данного метода обучения наиболее очевиден при проведении лекций, групповых занятий и групповых упражнений и в ходе практических и тактических (тактико-специальных) занятий.
Применение компьютерных тренажеров - это активный метод обучения с применением новых технологий, обеспечивающий получение практических навыков обучающихся в составе учебной группы при отсутствии или недостаточном количестве учебных образцов вооружения и техники, лабораторных установок. Применение тренажеров на практических занятиях, в ходе лабораторных работ, самостоятельной работы и тактико-специальных занятий будет способствовать погружению обучающихся в профессиональную деятельность.
Также предлагается применять апробированные авторами в ходе учебных занятий и имеющие свой положительный результат следующие методы: «метод 3-х ошибок» и «тестовый» метод.
Метод 3-х ошибок заключается в следующем: преподаватель при подготовке к занятию заблаговременно в содержание доводимого учебного материала закладывает 3 значимые ошибки (например, в одну из формул, в формулировку какого-либо определения, понятия, закона, нормативных данных и т.д.). Во вступительной части занятия доводит до обучающихся и ставит условия: кто в заключительной части занятия доложит о 3-х ошибках получает оценку
«отлично», о 2-х ошибках получает оценку «хорошо», определение 1-й ошибки позволит обучающемуся на следующем занятии суммировать ее к определенным им ошибкам на следующем занятии. Данный метод рекомендуется применять при проведении лекций, групповых занятий и групповых упражнений, что позволит повысить у обучающихся как внимательность, так и мотивацию к изучению материала занятия.
Тестовый метод заключается в следующем: преподаватель при подготовке к занятию готовит тесты для проверки знаний в 3-х основных частях занятия: во вступительной части при контрольном опросе; в основной части после доведения каждого учебного вопроса; в заключительной части по содержанию всего доведенного материала. Данный активный метод обучения рекомендуется применять при проведении лекций, групповых занятий и групповых упражнений. Суть данного метода заключается в следующем: во-первых, обязывает обучающихся на протяжении всего занятия внимательно слушать и запоминать материал занятия, чтобы получить положительные оценки; во-вторых, оценивается большое количество обучающихся; и, в-третьих, сокращается время на контрольный опрос.
Выводы. Активные методы обучения являются существенной основой современных образовательных технологий, которые способствуют формированию специальных знаний и практических умений обучающихся и должны эффективно применяться преподавателями высших образовательных учреждений. Рассмотренные в статье активные методы обучения курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» позволят преподавателям обоснованно произвести их выбор для проведения конкретного вида занятий, обеспечить качественное проведение учебных занятий. Рассмотренные рекомендации по использованию активных методов обучения будут способствовать не только повышению профессионального уровня обучающихся, но и сделают процесс обучения увлекательным и интересным на пути к достижению поставленным целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шутьков С.А. Вопросы активного и интерактивного обучения в Высшей школе // Ученый совет. 2015. № 1-2. С. 65-66.
2. Пак Ю.Н. Образовательные реформы и обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации / Ю.Н. Пак, Д.Ю. Пак // Ученый совет. 2020. № 11. С. 9.
3. Ларина Т.В. Современные подходы к управлению качеством образовательного процесса. Методология // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 307-314. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.академия-ввс.рф/images/docs/vks/16-2020/3 07-314.pdf (дата обращения 01.12.2021).
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
5. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
6. Чечет В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. Минск: БГУ, 2015. 127 с.
7. Костина А.В. Мозговой штурм, кейс-технология, ситуативный метод, деловая игра как образовательные технологии: особенности применения в современном педагогическом процессе // Ученый совет. 2015. № 1-2. С. 45-46.
REFERENCES
1. Shut'kov S.A. Voprosy aktivnogo i interaktivnogo obucheniya v Vysshej shkole // Uchenyj sovet. 2015. № 1-2. pp. 65-66.
2. Pak Yu.N. Obrazovatel'nye reformy i obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii / Yu.N. Pak, D.Yu. Pak // Uchenyj sovet. 2020. № 1. P. 9.
ы и
3. Larina T.V. Sovremennye podhody k upravleniyu kachestvom obrazovatel'nogo processa. Metodologiya // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 16. pp. 307-314. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/16-2020/307-314.pdf (data obrascheniya 01.12.2021).
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. 176 p.
5. Zarukina E.V. Aktivnye metody obucheniya: rekomendacii po razrabotke i primeneniyu: ucheb.--metod. posobie / E.V. Zarukina, N.A. Loginova, MM. Novik. SPb.: SPbGIEU, 2010. 59 p.
6. Chechet V.V. Aktivnye metody obucheniya v pedagogicheskom obrazovanii: ucheb.-metod. posobie / V.V. Chechet, S.N. Zaharova. Minsk: BGU, 2015. 127 p.
7. Kostina A.V. Mozgovoj shturm, kejs-tehnologiya, situativnyj metod, delovaya igra kak obrazovatel'nye tehnologii: osobennosti primeneniya v sovremennom pedagogicheskom processe // Uchenyj sovet. 2015. № 1-2. pp. 45-46.
© Томилов А.А., Киргинцев М.В., 2021
Томилов Александр Анатольевич, кандидат военных наук, профессор, профессор кафедры автомобильной подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.
Киргинцев Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела научно-исследовательского (образовательных технологий) научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.
ы и
UDK 378.1 GRNTI 14.35.01
EFFECTIVE APPLICATION OF LEARNING TECHNOLOGIES DURING TRAINING SESSIONS
A.A. TOMILOV, Candidate of Military sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) M.V. KIRGINTSEV, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article discusses the active learning methods most often used by the teaching staff of the MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) in the course of training sessions. New active learning methods are proposed. Their essence is described. As well as suggestions for their effective use in various types of classes are given.
Keywords: learning technologies, active learning methods, types of training sessions, lecturer, learner.
DOI: 10.24412/2500-4352-2021-20-353-360
ы g'
и