У потомства, пренатально подвергавшегося воздействию пыли феррита в концентрации 0,48 мг/м3, снижались количество гемоглобина в крови в 1,2 раза, содержание глюкозы до 3,59 ммоль/л (против 4,27 ммоль/л в контроле), БН-груПп н активности холинэстеразы в сыворотке крови в 1,3 раза.
У потомства, полученного от самок, подвергавшихся воздействию марганец-цинкового оксифера в концентрации 0,0607 мг/м3, изученные показатели не отличались от контроля.
Воздействие аэрозоля в концентрации 0,018 мг/м3 не сопровождалось изменениями функционального состояния организма потомства первого поколения.
Применение функциональных нагрузок (плавания, пробы с подвисанием) позволило выявить изменения у кры-
сят, родившихся от самок, вдыхавших в период беременности аэрозоль в концентрациях 0,48 и 0,0607 мг/м3.
Таким образом, ингаляционная затравка беременных д крыс марганец-цинковым ферритом в концентрации ™ 0,48 мг/м3 обусловливает увеличение внутриутробной гибели плодов, дисбаланс биохимических процессоз в организме самки и плода, нестойкое изменение проводящей системы сердца взрослых животных.
Менее выраженные реакции наблюдались при действии аэрозоля в концентрации 0,0607 мг/м3 и отсутствие изменений при концентрации 0,018 мг/м3. По результатам исследований можно сделать вывод об общей эмбриотоксич-ности, которая проявляется наряду с общетоксическим действием.
Поступила 27.06.83
УДК С 14.37/.38:658.386.07|:371.7]:378.вв 1
Н. Т. Лебедева, Ж. П. Лабодаева, Н. А. Болдина, Н. Ф. Фарино
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕКУЩЕГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМБИНАТАМИ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Минский медицинский институт
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) предусмотрено постоянное совершенствование учебных планов и программ. В современных условиях ускоренного технического прогресса и общих высоких темпов развития наукн учебные планы и особенно программы подлежат приведению в соответствие с требованиями не только сегодняшнего дня, но и некоторой перспективы [4]. Отсюда повседневной заботой педагогов вузов являются изучение и отбор наилучших методических приемов, а также материала, предлагаемого для изучения студентам. К числу важных и все еще недостаточно разработанных вопросов относится гигиенический контроль за трудовым обучением и воспитанием. Они рассматриваются гигиенистами не только как составная часть коммунистического воспитания подрастающего поколения, но и как одно из средств гармоничного развития личности подростка, его здоровья. В августе 1974 г. принято постановление Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производст-венных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» для учащихся 9—10-х классов. Учебно-производственные комбинаты (УПК) должны стать связующим звеном между школой, ПТУ и производством. Они не только способствуют значительному улучшению постановки трудового обучения и воспитания, но и открывают большие возможности для организации школьников на массовые профессии промышленности и сферы обслуживания. В нашей стране функционирует более 1800 УПК [I], каждый из которых обучает школьников 12—16 профессиям различного профиля. Профессиональная подготовка подростка в УПК сопряжена с проблемой биологической и социальной адаптации, состоянием ключевых физиологических функций, необходимых для успешного овладения избранной учащимся специальностью [2, 3]. Ее успешность в значительной мере зависит от предупредительного и текущего контроля за УПК, возложенного на отделение гигиены детей и подростков районных и городских санэпидстанций. Однако учебными планами вузов не предусмотрено изучение данных объектов на практических занятиях. В лекционном курсе Минского медицинского института этот вопрос излагается на базе знании студентами вопросов политехнического обучения. Приводятся сведения по профессиональной ориентации учащихся для обучения в УПК. Подчеркивается мысль, что для правильного выбора профессии важно не ограничиваться оценкой общего состояния здоровья школьников, а исполь-
зовать и специальные кабинеты по профотбору предприятий, назначение которых определить соответствие ключевых физиологических функций будущего специалиста конкретной специальности. Такое соответствие является основой профилактики заболеваний. Овладение профессией н последующая работа при несоответствии физиологических функций человека специфике трудовой деятельности неминуемо требует чрезмерных усилий, вызывает утомление, неудовлетворенность трудом и возникновение на этом фоне ^ различных заболеваний. В лекции также рассматривается влияние основных производственных факторов на организм подростка н дается гигиеническая характеристика ведущих профессий. Вместе с тем без закрепления основных положений на практических занятиях в УПК будущий санитарный врач плохо ориентируется в своих обязанностях по данному объекту.
В связи с изложенным для студентов санитарно-гигиенического факультета нами проводится занятие на тему «Гигиеническая оценка УПК» в XI семестре в конце цикла после комплексного обследования школы, что является логическим завершением изучения учебно-воспитательного процесса в школе.
Кроме общей цели — научить студентов санитарно-гигиенической оценке работы учащихся в УПК — преследуется еще и воспитательная цель—показать разностороннюю подготовку школьников как проявление заботы нашего государства развитого социализма о подрастающем поколении. Преподаватель предварительно договаривается с администрацией о проведении 4-часового занятия в УПК. В начале занятия директор или завуч УПК знакомит студентов со структурой и организацией работы по первичной подготовке кадров, объясняет роль промышленных предприятии в организации и деятельности УПК, отвечает на возникшие у студентов вопросы. Затем студенты вместе с преподавателем кафедры осматривают каждый цех, при этом обращается внимание на оформление учебных помещений как психолого-гигиеннческих средств для уменьшения утомления. Для его самостоятельного углубленного гигиенического обследования и детальной характеристики профессии студенты распределяются по 2 человека. До самостоятельной работы в медицинском кабинете УПК они знакомятся с медицинской документацией на | каждого учащегося, учетными документами, амбулаторным и санитарным журналами и др. Преподаватель заостряет
внимание студентов на организации питания, длительности и чередовании теоретических и практических разделов работы, продолжительности перерывов и их организации.
С учетом знании, полученных на лекциях, а также на занятиях по гигиене труда, уточняются гигиенические требо-^ вания к окружающей среде (микроклимату, освещению), конкретизируются сведения о влиянии профессиональных вредностей (шума, пыли, вибрации) на организм подростков и их нормирования, о соблюдении техники безопасности в отдельных цехах. В последующие 90 мин студенты проводят естественный эксперимент в закрепленных за ними цехах. Результаты эксперимента оформляются в виде акта санитарного обследования отдельных цехов УПК и гигиенической характеристики профессии по следующим схемам.
Схема
акта санитарного обследования отдельных цехов УПК Название цеха: место расположения, соседние с ним помещения, звукоизоляция. Число одновременно занимающихся учащихся, их возраст, пол.
Размеры цеха: площадь, объем (общие, на 1 ученика). Освещение: естественное (ориентация по странам света, световой коэффициент, глубина заложения, затененность), искусственное (общее, местное, тип светильников, освещенность на рабочем месте, удельная мощность).
Микроклимат цеха: температура, влажность, скорость
движения воздуха. Вентиляция (искусственная, естественная), ее исправность. Краткое описание производственного процесса, оборудования цеха, расположение оборудования по отношению к светонесущей стене, расстояние между станками. Вредные факторы (шум, вибрация, запыленность и др.) и
меры борьбы с ними. Спецодежда учащихся.
Мероприятия по технике безопасности (инструктаж, плакаты, аптечка).
^ Санитарное состояние цеха и система уборки.
УДК 614.777:614.731-07
В силу своих структурно-функциональных особенностей экологические системы способны перераспределять радиоактивные вещества по составляющим компонентам, в результате чего концентрации радионуклидов в отдельных звеньях системы могут быть весьма высокими. Радиационный контроль за водной системой, в состав которой входит водоем — охладитель АЭС, предполагает систематическое определение концентраций радионуклидов в воде, донных отложениях и водных биоценозах. Только зная концентрации радионуклидов в основных компонентах водной среды в какой-то определенный промежуток времени, можно с достаточной точностью представить степень загрязнения водной системы в целом. Однако объем таких исследований требует значительных затрат времени и средств, что, конечно, сказывается на полноте и частоте радиационного контроля, а это в свою очередь может привести к тому, что некоторые случаи эпизодического поступления радионуклидов в водную систему останутся незамеченными.
Гораздо более эффективным и оперативным, притом менее трудоемким, представляется косвенный способ са-нитарно-дозиметрнческого контроля водоемов, основанный на использовании гидробионтов или других компонентов водной среды в качестве индикаторов загрязнения водо-
Гигиеническгя характеристика профессии Название профессии.
Подробное, описание рабочего процесса, характеристика применяемых материалов. Положение тела при работе. Хронометраж в течение 90 мин, определение плотности, времени выполнения отдельных видов работы, вынужденные перерывы, число их в течение 2 ч и длительность. Физиологическая кривая по пульсу и динамометрии, ее характеристика. Распорядок рабочего дня, продолжительность теоретических и практических занятий и их место в расписании. Частота и длительность перерывов. Проводятся ли физ-культпаузы на занятиях, их длительность и условия. Организация питания. Организация медицинского обслуживания.
В конце занятия проводятся анализ и обсуждение полученных данных. Окончательное оформление акта обследования и характеристики профессии — домашнее задание студентам. Интересующиеся этими вопросами могут продолжить работу в рамках учебно-исследовательской или научно-исследовательской студенческой работы.
Занятия в УПК вызывают большой интерес у обучающихся и позволяют лучше ориентироваться в комплексных исследованиях, требующих знаний всех разделов гигиены, приобрести опыт гигиенической оценки профессионального обучения молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Короткий Н. М. — Школа и пр-во, 1978, № 9, с. 9—12.
2. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.
3. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. М., 1980.
4. Петровский К. С. — Гиг. и сан., 1980, № I, с. 36.
Поступила 11.07.83
емов [3]. Возможность интенсивного поглощения радионуклидов водными растениями изучалась рядом отечественных и зарубежных авторов как на примере модельных опытов [2, 5], так и в природных условиях [4, 6].
Мы попытались определить среди компонентов водной среды устойчивый и радиационно-емкий индикатор радиоактивности, а также найтн связь между содержанием радионуклидов в нем и других звеньях водной системы.
В настоящем сообщении анализируются результаты исследований, выполненных в 1979—1982 гг. на Ташлык-ском водохранилище (водоем — охладитель АЭС) и Южном Буг$. '
Пробы воды от 60 до 100 л, донных отложений (1—2 кг сырой массы), водных растений, пресноводных моллюсков и фитопланктона в сырой биомассе порядка 0,5—2 кг отбирали одновременно в 5 точках Ташлыкского водохранилища и на 5 участках Южного Буга. Отбор проб проводили в июле каждого года, т. е. во время наибольшего вегетационного развития пресноводного фитоценоза. Точки отбора выбирали таким образом, чтобы учесть основные морфометрнческне и гидробиологические особенности водоемов. Обработку проб и радиохимический анализ, включая радиометрию препаратов на малофоновой установке УМФ-1500 и гаммаспектрометрню на спектро-
Н. В. Винцукевич, Ю. А. Томилин
ИНДИКАЦИЯ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНОЙ СИСТЕМЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАДИОНУКЛИДОВ В ПОГРУЖЕННЫХ МАКРОФИТАХ
Николаевская областная санэпидстанция