ющие 78 % всех РИП, представляют наибольшую радиационную опасность как по абсолютному числу АС, так и по их последствиям.
Была изучена зависимость частоты АС от процента неиспользуемых РИП и от среднего числа РИП на одно предприятие. Установлена статистически достоверная прямая корреляция частоты АС с процентом неиспользуемых РИП и обратная со средним числом РИП на предприятие, подтверждаемая также результатами дисперсионного анализа.
Таким образом, исследования позволили определить как число лиц категорий А и Б, находящихся по роду своей деятельности в сфере воздействия излучения РИП, так и распределение индивидуальных эквивалентных доз для этих групп. Показано, что индивидуальные эквивалентные дозы не превышают установленных для лиц этих категорий пределов, а значения СИЭД для персонала имеют 5-кратный запас по отношению к ним. Вместе с тем для отдельных лиц категорий А и Б индивидуальные эквивалентные дозы превышают 0,3 соответствующего предела, а при отсутствии необходимого контроля и определенных недостатках в организации работ могут приближаться к нему.
На основании результатов обследования можно сформулировать ряд предложений направленных на улучшение условий радиационной безопасности при эксплуатации РИП в народном хозяйстве, для чего необходимо достигнуть снижения процента неиспользуемых РИП до уровня необходимого производственного резерва; обеспечения всех предприятий, имеющих РИП, приборами для контроля наличия источника излучения, а предприятий, эксплуатирующих РИП с у-источниками активностью более 1,85 ГБк,— дозиметрами типа ДРГЗ-01, -02; организации технического обслуживания РИП специально обученными лицами на всех предприятиях; разработки новых, более современных типов РИП с ^-источниками уменьшенной активности (за
счет повышения чувствительности регистрирующих устройств и более рационального расположения системы источник—детектор излучения); снижения индивидуальных доз облучения лиц профессиональной категории, превышающих 15 мГр/год, за счет улучшения организации работ, применения защитных средств и автоматизации дозообразующих операций (в первую очередь перезарядки и наладки).
Более подробные рекомендации, основанные на материалах обследования, направлены Минздравом РСФСР санэпидстанциям, Государственному комитету по использованию атомной энергии СССР, ряду министерств и ведомств. По результатам работы подготовлены методические рекомендации по радиационной безопасности и санитарному надзору при эксплуатации РИП.
Литература. Источники и действие ионизирующей радиации. М„ 1980, т. 2. Кулиш Е. Е. — Изотопы в СССР. 1978, № 52/53, с. 26—29. Польский О. Г. — В кн.: Задачи гигиенической науки н практики в повышении эффективности и качества государственного санитарного надзора по контролю за использованием ядерной энергии в мирных целях. Л., 1978 с 92_95
Пугачев А. В. — Изотопы в СССР. 1979, № 55, с. 35—37. Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов. М., 1980. Цымлов Д. М. Радиоизотопная техника в повышении эффективности производства. М., 1976.
Поступила 19.01.83
Summary. The data obtained on the basis of quantitative variables of radiational safety in maintaining radioisotope devices (RID) in the RSFSR have been analysed. There is a great discrepancy in the number of enterprises with RID in the regions, in the number of RID per one enterprise (from several units to several hundred units), and in the number of RID which are not being exploited. Mean equivalent individual exposure doses for the subjects making up the categories A and В were found to equal 8.4±1.4 and 0.85±0.2 mgr/yr, respectively. Analysis of accidental radiational exposure rate indicated a two-fold reduction in the period of the last 5 years (1976—1980), compared with the preceding 5-year period, thus amounting to 8-10-4 per one RID per year.
УДК 371.71:37.035.3
Ж. П. Лабодаева, Н. А. Болдина, Т. А. Рогачева. И. А. Чайковская
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ
Минский медицинский институт
Широкая сеть учебно-производственных комбинатов— УПК {в стране их более 1800) —способствует значительному улучшению трудового обучения и воспитания, открывает большие возможности для ориентации школьников на массовые профессии. Оптимизация трудового обучения в средней школе вызывает необходимость гигиенической регламентации нагрузок и дли-
тельности занятий в УПК в зависимости от возраста учащихся.
В настоящее время изучены физиолого-гигие-нические аспекты профессиональной мотивации подростков при обучении в УПК (В. М. Мешков, 1981, 1982). Проведены исследования зависимости профессиональной подготовки в УПК от состояния здоровья, физического развития, основ-
ных свойств центральной нервной системы и микросоциальных условий в семье (Т. С. Криворуч-ко и соавт.). И. С. Дроновым и соавт. дана гигиеническая оценка трудового обучения в УПК в условиях 90-минутных уроков.
Цель данной работы заключалась в изучении влияния на организм учащихся 9-х и 10-х классов различных режимов работы в УПК при обучении машинописи, черчению, инкрустации по дереву и художественному промыслу.
Изучены динамика работоспособности в течение учебного дня, плотность занятий девочек-подростков в 9—10-х классах, занимающихся по двум режимам: 1) экспериментальному — 2 урока по 45 мин и 2 урока по 90 мин с двумя 15-минутными и одним 30-минутным перерывами (опытная группа); 2) общепринятому в школе режиму работы 6 уроков по 45 мин с 10-минут-ными перерывами между ними и одним перерывом 20 мин (контрольная группа). Контрольная и опытная группы занимались в цехах одинаковой или сходной профессии. Первые два урока в обеих группах были теоретическими, остальные—практическими. Дана оценка условий внешней среды в двух цехах машинописи, двух — черчения, в цехах инкрустации по дереву и художественного промысла. Работоспособность изучалась путем применения дозирования во времени работы с помощью корректурных таблиц В. Я- Анфимова по методике НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР (1975), довольно полно отражающей функциональное состояние центральной нервной системы. Обследовано 184 учащихся 9-х и 10-х классов, из них в опытной группе было 100 школьниц, в контрольной— 84. Проанализировано 949 корректурных таблиц: 473 в опытной группе и 476 — в контрольной. Определена моторная плотность на уроках у 36 учащихся (по 6 уроков у каждого), всего 196 наблюдений. Работоспособность исследовалась в начале 1-го урока, после 90 мин практической работы и в конце занятий.
Микроклимат цехов, их площадь, наполняемость и размещение оборудования соответствовали санитарным требованиям. Хронометраж рабочего дня в УПК учащихся 9—10-х классов свидетельствовал о значительном диапазоне плотности рабочего времени (60,3—89,5 %).
Данные о работоспособности свидетельствовали, что у учениц 10-го класса опытной группы в цехе черчения количество прослеженных знаков к концу первых 90 мин возрастало с 315,0± ±43,8 до 385,0±35,2. Число ошибок (в пересчете на 500 знаков) значительно снижалось (от 3,4± ±0,68 до 1,0±0,25).
В цехе инкрустации по дереву средняя скорость прослеженных знаков постепенно нарастала к середине дня (с 330,0±32,4 до 390,0±41,6), к концу учебного дня значительно снижалась (до 350,0±36,2), но оставалась выше первоначального уровня. Количество ошибок в течение
дня колебалось, но к концу оставалось на первоначальном уровне, что указывает на отсутствие признаков утомления и процессов врабаты-вания в данный период. У учениц 10-го класса высокая работоспособность сохранялась в течение всего рабочего дня. Это указывает на то, что 90-минутные уроки в УПК не вызывают у них значительных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы.
У учащихся 9-х классов в опытной группе наблюдалась противоположная картина: в цехе черчения количество прослеженных знаков от начала первых 90-минутных уроков к их концу резко снижалось (с 340,0±31,5 до 240,0±22,4). Количество сделанных ошибок возрастало с 1,5±0,13 до 2,5±0,32, т. е. развивались признаки выраженного утомления и работоспособность заметно снижалась. В цехе инкрустации по дереву средняя скорость прослеженных знаков в начале двух 45-минутных уроков увеличивалась довольно быстро (с 340,0±28,1 до 400,0±37,3) и достигала максимального значения в середине учебного дня, затем резко снижалась к концу 90-минутных уроков. Количество сделанных ошибок имело противоположную тенденцию: от начала дня к середине их число уменьшалось, а затем существенно возрастало. Таким образом, к концу учебного дня у учеников 9-го класса скорость прослеженных знаков снижалась, число сделанных ошибок значительно увеличивалось, что указывает на снижение работоспособности, сопровождающееся ухудшением качества труда.
В опытной группе цеха машинописи изменение средней скорости прослеженных знаков в 9-х и 10-х классах было незначительным. Количество ошибок у учениц 9-х классов к концу дня резко возрастало (с 0,7±0,09 до 3,3±0,23), свидетельствуя о признаках утомления. В 10-м классе количество ошибок к концу дня не увеличивалось. Следовательно, 90-минутные уроки у учениц 9-х классов вызывают признаки глубокого утомления к концу дня, у учениц 10-х классов таковых признаков не наблюдается.
В контрольной группе всех трех цехов, где проводились 45-минутные уроки, динамика работоспособности учащихся 9-х и 10-х классов была одинаковой, свидетельствуя о положительных сдвигах в функциональном состоянии центральной нервной системы к концу дня. Так, у учениц 9-х классов скорость увеличивалась (от 260,0±38,4 до 400,0±42,6 знаков), в 10-м классе оставалась на прежнем уровне. Количество ошибок к концу дня незначительно снижалось.
При сравнении данных учащихся контрольной и опытной групп всех профессий установлено, что показатели учениц 10-х классов в опытной группе были близки к показателям контрольных групп, а в 9-х классах в опытной группе значительно хуже, чем в контрольной. По динамике работоспособности в начале, середине и конце учебного дня судили о сдвигах в функциональ-
Динамика (в %) функционального состояния центральной нервной системы от начала к концу учебного дня в УПК
Функциональное состояние
Черчение
середина учебного дни
10
контроль
9 10
конец учебного дня
10
контроль
10
Инкрустация по дереву и художественный промысел
середина учебного дня
10
контроль
конец учебного дня
10
Машинопись
середина учебного дня
контроль опыт
9 10 9 10
9. 1 18.2 7.7 15.4 31 . 2 6.2 50.0
27.3 27.3 30.8 23. I 43.7 6.20 31 .2 6,3
18.2 23. 1 18,9 6.3
контроль
10
конец учебного дня
10
контроль
10
Без изменения Врабатывание Первые признаки
утомления Утомление Выраженное утомление
53.9
38.5 7.7
78.7 21.3
62.4
28.8 9.6
9. 1 45,5
18,2 27.3
15.4 23,1
53.9
14.2 56.8
21,3 7.
9,6 28,8
52.8 4.8
4.8
18,2 27.3
9. 1
27,3
18,2
8.0
56
20 4
12
6. 25 75
12.5 6, 25
18,2 63, 7
18,2
84.6 15,4
Примечание. 9, 10 —9-й. 10-ft классы
40
12.5 12.5
12.5 43.8
18.8
12,6 56.2
31 , 2
75,0 25,0
43,7
37,5 2.6
6.2
37, 5 31 ,2
12.4 18,9
20. 0 26.6
33.4 13,4
6,6
8.3 83, 3
8.4
иом состоянии центральной нервной системы в течение дня (см. таблицу).
Данные таблицы свидетельствуют, что в середине дня в цехах черчения и инкрустации по дереву работоспособность большинства учащихся находилась в стадии врабатывання. В цехе машинописи в опытной группе у учащихся 9-х классов выявлено развитие утомления и даже выраженного утомления в середине учебного дня. В контрольной группе в большинстве случаев работоспособность или не изменилась, или увеличилась. К концу учебного дня у большинства девятиклассниц опытной группы преобладали утомление и выраженное утомление. Особенно информативными были данные цехов инкрустации по дереву и черчению, которые свидетельствовали о глубоких отрицательных сдвигах в функциональном состоянии центральной нервной системы. Показатели десятиклассниц опытной и контрольной групп имели близкие значения и не дали такого резкого снижения работоспособности.
Анализ отношения количества отличных и хороших работ к количеству неудовлетворительных и плохих (показатель П) позволил установить изменения, идентичные кривой скорости и точности работы как в опытных, так и в контрольных группах. В цехе черчения показатель П у учениц 9-х классов опытной группы значительно снизился (с 4,5 до 0,5), т. е. возросло количество плохих и неудовлетворительных работ. В то же время показатель П в контрольных группах и у десятиклассниц опытной группы увеличился в 7— 15 раз.
С гигиенических позиций дневная динамика работоспособности учащихся, отражая функциональное состояние организма в целом и в первую очередь центральной нервной системы, является показателем, по которому можно устанавливать сроки появления утомления и определять предельную длительность оптимального восприятия учебной информации.
Сопоставление результатов исследований по всем профессиям в опытной группе позволило
установить, что средняя скорость работы в период учебного дня в УПК у учениц 10-х классов вначале возрастала, к концу учебного дня незначительно снижалась, оставаясь все же выше первоначального уровня. Средняя точность работы в течение учебного дня колебалась в зависимости от профессии, но к концу дня оставалась на первоначальном уровне. Это свидетельствует об отсутствии признаков утомления. Следовательно, 90-минутные уроки в УПК не оказывают отрицательного влияния на работоспособность учащихся 10-х классов.
В 9-х классах опытной группы наблюдалась иная картина: скорость и точность работы в начале учебного дня несколько повышались при длительности занятий на первых двух уроках 45 мин, к концу учебного дня резко снижалась. Наиболее четко это проявилось в цехах инкрустации по дереву и черчения. К концу дня у большинства девятиклассниц опытной группы развивалось выраженное утомление (53,9%) и утомление (23,1 %; цех черчения), что считается весьма неблагоприятным признаком и свидетельствует о глубоких сдвигах в функциональном состоянии центральной нервной системы. Этот показатель, возможно, явился результатом накопления утомления в течение длительного времени, так как наши исследования проводились в конце III четверти. Изменения показателя были аналогичны изменениям кривой скорости работы как в 10-м, так и в 9-м классе.
Исследования, проведенные во всех трех цехах контрольной группы, где уроки были по 45 мин, не выявили у школьниц отрицательных сдвигов работоспособности в течение дня не только в 10-м, но и в 9-м классе.
Нами выявлены зависимость работоспособности от длительности трудовых процессов и их связь с возрастом учащихся. По-видимому, 90-минутные уроки для учениц 9-го класса физиологически не оправданы. Функциональное состояние центральной нервной системы у девятиклассниц позволяет им при привычном режиме (уроки по 45 мин) полностью адаптировать-
ся к занятиям в УПК. 90-Минутные уроки для них являются дополнительной нагрузкой и приводят к значительному умственному утомлению.
Полученные данные согласуются с результатами И. С. Дронова и соавт. (1981), которые не выявили снижения работоспособности и основных физиологических функций при 90-минутных уроках у учащихся 10-х классов и установили снижение функции центральной нервной системы у учащихся 9-х классов. Однако эти авторы не проводили исследований 45-минутных уроков и объясняют установленные сдвиги процессом формирования нового динамического стереотипа к производительному труду.
Нами не обнаружено снижения функций центральной нервной системы у девятиклассниц контрольных групп, которые занимались по режиму 45-минутных уроков. Правомерно предположить, что при привычном режиме формирование нового динамического стереотипа к труду происходит быстрее, а режим работы по 90 мин для этого возраста физиологически не оправдан. Физиологические функции центральной нервной системы десятиклассниц, несомненно, более зрелые и допускают длительность трудовых процессов по 90 мин.
Выводы. 1. У учащихся 9-х классов 90-ми-нутные уроки в УПК при обучении машинописи, черчению, инкрустации по дереву и художественному промыслу вызывают глубокие признаки утомления: снижение скорости и точности
работы, уменьшение показателя П, появление утомления и выраженного утомления к концу учебного дня.
2. Наиболее выраженное утомление при 90-минутных уроках наблюдается при освоении профессии чертежницы и инкрустатора по дереву.
3. У учащихся 10-х классов 90-минутные уроки в УПК не вызывают значительного утомления.
4. Уроки по 45 мин в УПК способствуют положительным сдвигам в организме и не приводят к снижению умственной работоспособности как в 9-х, так и в 10-х классах.
Литература. Дронов И. С., Хван П. А.. Жарова В. М.
и др.— Гиг. и сан., 1981, № 4, с. 33—34. Криворучко Т. С., Война Т. И.. Штыкан М. В. и др. —
Там же, с. 27—30. Мешков В. М. — Там же, 1981, № 3, с. 31—34. Мешков В. М. — Там же, 1982, № 3, с. 23—26.
Поступила 04.03.83
Summary. The research results on the work capacity in the 9 and 10 formers having classes in educational-indust-rial centers at two regimes — 45 and 90-minute lessons were shown to cause acute fatigue in the 9-th formers: reduced work capacity, a greater number of mistakes, obvious signs of fatigue by the end of the day. The 10-th formers did not show any manifest fatigue after a 90-minute lesson. The authors conclude that 45-minute lessons produce a beneficial effect on the children's organism without reducing the work capacity of the 9-th and 10-th formers.
УДК 371.71:1612.821.1/.3+613.885/.867
г
С. А. Нетопина
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ школьников В ЗАВИСИМОСТИ от состояния ИХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Вопросы гигиены обучения и воспитания учащихся включают не только исследования внешней среды, но и изучение психофизиологических характеристик школьника. Знание этих особенностей позволяет судить о механизмах утомления и искать пути оптимизации процесса обучения.
Влиянию основных свойств нервных процессов на успешность выполнения определенных видов трудовой деятельности и проблеме профориентации посвящен ряд работ (В. Д. Небылицын; Б. М. Теплов; Н. М. Пейсахов; И. Д. Карцев и соавт.; К. М. Гуревич; Н. В. Кольченко; Т. С. Криворучко и соавт.).
Изучено влияние свойств нервных процессов на процесс обучения, предполагающий в основе мыслительную деятельность. Исследована зависимость процесса запоминания от различных показателей силы нервной системы, лабильности и
баланса нервных процессов. Из всех свойств авторами отмечено, что большая сила нервной системы оказывается фактором, способствующим лучшему непроизвольному и произвольному запоминанию.
В гигиенических работах при изучении умственной работоспособности школьников важно учитывать влияние свойств нервных процессов на показатели работоспособности. Цель данной работы состояла в установлении связи свойств нервных процессов учащихся с их работоспособностью и успеваемостью.
Были поставлены следующие задачи: изучить основные свойства нервных процессов (силу, подвижность, уравновешенность) и оценить умственную работоспособность учащихся; определить соотношение свойств нервных процессов с умственной работоспособностью и успеваемостью школьников.