ВИК 614.72:669.112.227.312: [546.74 + Я6.7111-07:618.33-099
Н. Н. Говорунова, Н. В. Гринь
ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ МАРГАНЕЦ-ЦИНКОВОГО ФЕРРИТА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Экспериментальные исследования проведены на самках крыс 4 групп по 8—12 особей в каждой при ингаляционном круглосуточном воздействии марганец-цинкового феррита в течение всей беременности в концентрациях 0,48±0,071, 0,0607±0,0089 и 0,018±0,0048 мг/м3 (4-я группа служила контролем). В опыте использованы 62 самки, 473 эмбриона и 48 крысят.
Критериями оценки эмбриотоксического действия марганец-цинкового оксифера служили число желтых тел в янчннках крыс, пред- и постимплантационная гибель эмбрионов, общая эмбриональная смертность плодов, их размер и масса, внешние и внутренние аномалии развития крысят, изменение некоторых биохимических и патоморфо-логических показателей состояния организма самок, плода и потомства первого поколения. Достоверность полученных результатов оценивали по критерию Стьюдента при Я <0,05.
Респираторное поступление в организм беременных самок пыли марганец-цинкового феррита в концентрации 0,48 мг/м3 оказывало неблагоприятное влияние как на самих животных, так и на эмбрионы (см. таблицу). Снижался прирост массы тела самок за время беременности, повышался коэффициент массы яичников, возрастала общая эмбриональная смертность и постимплантационная гибель плодов. Отмечалось уменьшение времени проведения волны возбуждения от синусового узла до миокарда желудочков. В то же время ЭКГ плодов, изъятых на ж 21-й день беременности, не отличались от контроля. / На поперечных срезах внутренних органов эмбрионов обнаружены точечные кровоизлияния в различных отделах головного мозга и расширение боковых и четвертого желудочков.
Функциональное состояние беременных крыс и плодов оценивали по количеству эритроцитов, гемоглобина и об-
щего белка в крови, активности АЛТ и ACT в гомогенате печени, содержанию нуклеиновых кислот в легких
При воздействии аэрозоля марганец-цинкового феррита в концентрации 0,48 мг/м3 отмечалось уменьшение активности АЛТ и ACT в печени самок и их плодов (соответственно в 1,7 и 7,4 раза). Содержание рибонуклеиновой и дезоксирибонукленновой кислоты в легких взрослых особей было в 2,6 и 1,9 раза выше, чем у интактных животных, а в легких плода количество ДНК уменьшилось в 4,3 раза по сравнению с контролем. В крови самок количество гемоглобина возросло в 1,2, а эритроцитов — в 1,45 раза.
Марганец-цинковый феррит в концентрации 0,0607 мг/м3 вызывал увеличение прироста массы самок и их плодовитости, уменьшение пред- и постимплантационной гибели эмбрионов, при этом общая эмбриональная смертность была выше, чем в контроле.
Макроскопически у эмбрионов обнаружены лишь единичные случаи кровоизлияний в околосердечную сумку плодов.
У крыс 2-й группы и их потомства наблюдалось увеличение количества гемоглобина и эритроцитов в крови соответственно в 1,16 и 1,26 раза, снижение активности АЛТ и ACT в печени в 2,56 и 2,84 раза соответственно, у эмбрионов —в 8,08 и 3,19 раза, а также увеличение содержания рибонуклеиновой кислоты в легких самок в 1,8 раза по сравнению с контролем.
При воздействии пыли марганец-цинкового оксифера в концентрации 0,018 мг/м3 изменений показателей, характеризующих эмбриотоксическое действие химических веществ, не отмечалось.
1 Исследования выполнены с участием В. Д. Никола-енко.
Показатели репродуктивной функции самок белых крыс при хроническом ингаляционном воздействии марганец-цинкового
феррита
Показатель Концентрация пыли марганец-цинкового оксифера, мг/м' 0,48±0.071 | 0, 0607 ± 0, 0089 0.018±0,0048 Контроль
Число на 1 самку:
желтых тел 8,87 10,30 9,47 10,13
погибших яйцеклеток 2,27 2,50 2,20 1,20
резорбций 0,80 0,80 0,50 0,30
мест имплантаций 7,40 8,60 7,77 9,26
живых плодов 6,60 7,80 7,30 8,93
Прирост массы тела самок к концу бере-
менности, г 17,8±2,20* 30±3,4 26,7±2,8 38,2±2,7
Коэффициент массы яичников 5,57-Ю-4± 4,69 -10-4± 4,17-10—Ч- 3,71-10-4±
4-10-5* 3-ю-5 4,26-10-' 0,31-ю-5
Масса эмбриона, г 2,99±0,14 3,14 ±0,05 2,97±0,08 3,5±0,23
Длина эмбриона, мм 34,48±0,85 35,04±0,38 34,57±0,46 36,79±1,23
Масса плаценты, г 0,521 ±0,03 0,508±0,04 0,509 ±0,020 0,546±0,02
Диаметр плаценты, мм 13,96±0,29 14,3±0,44 14,39±0,28 14,55±0,35
Общая эмбриональная смертность, % 25,7±6* 23,75±3,19* 19,3±2,95 9,5±3
Гибель, %:
предымплантационная 15,93±6,63 15,09 ±3,75 13,87±2,86 6,1±3
постимплантационная 12,1 ±3,30* 8,60±1,23 6,59±2,25 3,44±1,7
Плацентоплодный коэффициент 0,184 ±0,015 0,152±0,06 0,172±0,009 0,164 ±0,008
* Различия достоверны.
У потомства, пренатально подвергавшегося воздействию пыли феррита в концентрации 0,48 мг/м3, снижались количество гемоглобина в крови в 1,2 раза, содержание глюкозы до 3,59 ммоль/л (против 4,27 ммоль/л в контроле), БН-груПп н активности холинэстеразы в сыворотке крови в 1,3 раза.
У потомства, полученного от самок, подвергавшихся воздействию марганец-цинкового оксифера в концентрации 0,0607 мг/м3, изученные показатели не отличались от контроля.
Воздействие аэрозоля в концентрации 0,018 мг/м3 не сопровождалось изменениями функционального состояния организма потомства первого поколения.
Применение функциональных нагрузок (плавания, пробы с подвисанием) позволило выявить изменения у кры-
сят, родившихся от самок, вдыхавших в период беременности аэрозоль в концентрациях 0,48 и 0,0607 мг/м3.
Таким образом, ингаляционная затравка беременных д крыс марганец-цинковым ферритом в концентрации ™ 0,48 мг/м3 обусловливает увеличение внутриутробной гибели плодов, дисбаланс биохимических процессоз в организме самки и плода, нестойкое изменение проводящей системы сердца взрослых животных.
Менее выраженные реакции наблюдались при действии аэрозоля в концентрации 0,0607 мг/м3 и отсутствие изменений при концентрации 0,018 мг/м3. По результатам исследований можно сделать вывод об общей эмбриотоксич-ности, которая проявляется наряду с общетоксическим действием.
Поступила 27.06.83
УДК С 14.37/.38:658.386.07|:371.7]:378.вв 1
Н. Т. Лебедева, Ж. П. Лабодаева, Н. А. Болдина, Н. Ф. Фарино
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕКУЩЕГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМБИНАТАМИ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Минский медицинский институт
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) предусмотрено постоянное совершенствование учебных планов и программ. В современных условиях ускоренного технического прогресса и общих высоких темпов развития наукн учебные планы и особенно программы подлежат приведению в соответствие с требованиями не только сегодняшнего дня, но и некоторой перспективы [4]. Отсюда повседневной заботой педагогов вузов являются изучение и отбор наилучших методических приемов, а также материала, предлагаемого для изучения студентам. К числу важных и все еще недостаточно разработанных вопросов относится гигиенический контроль за трудовым обучением и воспитанием. Они рассматриваются гигиенистами не только как составная часть коммунистического воспитания подрастающего поколения, но и как одно из средств гармоничного развития личности подростка, его здоровья. В августе 1974 г. принято постановление Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производст-венных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» для учащихся 9—10-х классов. Учебно-производственные комбинаты (УПК) должны стать связующим звеном между школой, ПТУ и производством. Они не только способствуют значительному улучшению постановки трудового обучения и воспитания, но и открывают большие возможности для организации школьников на массовые профессии промышленности и сферы обслуживания. В нашей стране функционирует более 1800 УПК [I], каждый из которых обучает школьников 12—16 профессиям различного профиля. Профессиональная подготовка подростка в УПК сопряжена с проблемой биологической и социальной адаптации, состоянием ключевых физиологических функций, необходимых для успешного овладения избранной учащимся специальностью [2, 3]. Ее успешность в значительной мере зависит от предупредительного и текущего контроля за УПК, возложенного на отделение гигиены детей и подростков районных и городских санэпидстанций. Однако учебными планами вузов не предусмотрено изучение данных объектов на практических занятиях. В лекционном курсе Минского медицинского института этот вопрос излагается на базе знании студентами вопросов политехнического обучения. Приводятся сведения по профессиональной ориентации учащихся для обучения в УПК. Подчеркивается мысль, что для правильного выбора профессии важно не ограничиваться оценкой общего состояния здоровья школьников, а исполь-
зовать и специальные кабинеты по профотбору предприятий, назначение которых определить соответствие ключевых физиологических функций будущего специалиста конкретной специальности. Такое соответствие является основой профилактики заболеваний. Овладение профессией н последующая работа при несоответствии физиологических функций человека специфике трудовой деятельности неминуемо требует чрезмерных усилий, вызывает утомление, неудовлетворенность трудом и возникновение на этом фоне ^ различных заболеваний. В лекции также рассматривается влияние основных производственных факторов на организм подростка н дается гигиеническая характеристика ведущих профессий. Вместе с тем без закрепления основных положений на практических занятиях в УПК будущий санитарный врач плохо ориентируется в своих обязанностях по данному объекту.
В связи с изложенным для студентов санитарно-гигиенического факультета нами проводится занятие на тему «Гигиеническая оценка УПК» в XI семестре в конце цикла после комплексного обследования школы, что является логическим завершением изучения учебно-воспитательного процесса в школе.
Кроме общей цели — научить студентов санитарно-гигиенической оценке работы учащихся в УПК — преследуется еще и воспитательная цель—показать разностороннюю подготовку школьников как проявление заботы нашего государства развитого социализма о подрастающем поколении. Преподаватель предварительно договаривается с администрацией о проведении 4-часового занятия в УПК. В начале занятия директор или завуч УПК знакомит студентов со структурой и организацией работы по первичной подготовке кадров, объясняет роль промышленных предприятии в организации и деятельности УПК, отвечает на возникшие у студентов вопросы. Затем студенты вместе с преподавателем кафедры осматривают каждый цех, при этом обращается внимание на оформление учебных помещений как психолого-гигиеннческих средств для уменьшения утомления. Для его самостоятельного углубленного гигиенического обследования и детальной характеристики профессии студенты распределяются по 2 человека. До самостоятельной работы в медицинском кабинете УПК они знакомятся с медицинской документацией на | каждого учащегося, учетными документами, амбулаторным и санитарным журналами и др. Преподаватель заостряет
внимание студентов на организации питания, длительности и чередовании теоретических и практических разделов работы, продолжительности перерывов и их организации.