Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Берзинь, И.И Слепушкина, А.Г. Глущенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»»

В заключение следует подчеркнуть, что точка зрения автора не претендует на безапелляционность и исчерпывающее толкование рассматриваемой проблемы и не исключает при этом альтернатив оптимального решения ее. Напротив,

нам хотелось на основе некоторого опыта в какой-то мере восполнить тот пробел по рассматриваемому вопросу, который вызван его недостаточным освещением в специальной медицинской литературе, и пригласить читателя к диалогу.

Поступила 06.09.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.95/.96:378.661

В. И. Берзинь, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА«СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)

Киевский медицинский институт

Теоретические основы учения о здоровье, вопросы методологии и методики, характеристики и оценки здоровья детей, использования их в практической деятельности врача излагаются в пропедевтическом курсе гигиены детей и подростков 7 на 9-м семестре.

В лекционном курсе, на который отводится 12 ч, кафедра ставит целью ознакомить студентов с современным понятием здоровья детей и подростков, его показателями с учетом необходимости владеть материалами о тенденциях сдвигов в состоянии здоровья детского населения как основном критерии эффективности деятельности врача отделения гигиены детей и подростков санэпидстанции (ГДП СЭС) [4]. На лекциях подчеркиваются роль, место и значение данных о здоровье детского населения в деятельности этих отделений. Останавливаясь на современных медицинских концепциях здоровья, показателях здоровья [физическое развитие, функциональное со-^ стояние различных органов и систем, общая за-' болеваемость, хроническая заболеваемость, а также показатели, предусмотренные приказом Минздрава СССР № 565 от 15.07.88 «О введении в действие временных (на 1988—1990 гг.) показателей для оценки состояния охраны здоровья населения, деятельности учреждений здравоохранения, специалистов, работающих в них»], лектор раскрывает роль и значение каждого из этих показателей. Затем рассматриваются принципы оценки состояния здоровья, и внимание студентов фиксируется на преимуществе комплексной оценки состояния здоровья детей по методике, предложенной НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [2, 3]. Подчеркиваются доступность и целесообразность использования этой Методики в практике врачей детских учреждений и отделений ГДП СЭС. В лекционном курсе показывается целесообразность применения скрининг-тестов при проведении массовых медицинских осмотров детей и подростков, освещаются современные принципы оценки физического развития детей, новые закономерности в состоянии и динамике здоровья детей различного возраста

и т. д. Обращается внимание на роль факторов, влияющих на формирование здоровья: биологических (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в анте-, интро- и раннем постнатальном периодах и др.) и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня, в том числе продолжительность сна и пребывания на открытом воздухе).

Детально рассматриваются новые данные об особенностях патологии детей различного возраста и факторов, обусловливающих ее [5].

На практических занятиях (9-й и 10-й семестры) студенты осваивают методику оценки сдвигов в состоянии здоровья отдельного ребенка и коллектива детей [1]. С этой целью каждый студент изучает здоровье двух детей, используя комплекс таких показателей, как физическое развитие (соматоскопические, антропометрические, физиометрические, клинические показатели), заболеваемость (пропуски занятий) и хронические заболевания по данным медицинского осмотра [3]. Параллельно студент обязан изучить с гигиенических позиций условия воспитания и обучения этих детей, для чего он обследует условия воспитания ребенка в школе и семье, обращая при этом внимание на подбор мебели соответственно длине тела, освоение навыков правильной позы во время занятий, уровень освещенности рабочего места, жилищные и материальные условия, качество и режим питания и т.п. На основе анализа собранных материалов студент дает комплексную оценку состояния здоровья обследованных им детей.

На занятиях преподаватель обращает внимание студентов на необходимость не только выявить ранние отклонения в состоянии здоровья детей, но и, самое главное, научиться установить их причину. Например, при обнаружении изменения рефракции глаз следует изучить уровень освещенности рабочей поверхности в школе и дома, определить соответствие размеров парт в

школе, стола и стула дома ростовым особенностям школьника, исследовать режим зрительной работы и его соответствие гигиеническим правилам и т. д. Это занятие проводится в базовых школах.

На специальном итоговом занятии в присутствии обследованных детей, врача школы и классного руководителя студенты докладывают результаты изучения состояния здоровья, условия обучения и обосновывают мероприятия, которые необходимо осуществить родителям, медицинским работникам, педагогам для оздоровления и дальнейшего управления здоровьем обследованных детей.

Такие занятия нам представляются весьма полезными, так как они приучают к необходимости выполнения задания самостоятельно и добросовестно. В частности, самостоятельная работа предопределяет необходимость серьезно, творчески относиться к выполнению учебного задания, требует изучить соответствующую литературу и освоить современную методику изучения здоровья и условий обучения и воспитания, составить план-ирограмму исследований, провести их, обобщить, проанализировать полученные данные и на их основе разработать комплекс оздоровительных мероприятий.

Второе учебное задание требует от студента освоения методики изучения состояния и динамики здоровья коллектива детей (обычно одного класса) по данным углубленных медицинских осмотров и физического развития, а также материалов анализа справок о причинах пропусков занятий. Каждый студент получает вариант учебных заданий: например, один оценивает сдвиги в состоянии здоровья учащихся за два последних года обучения, другой проводит такой анализ за весь период обучения (с I по X класс), третий изучает состояние здоровья учащихся, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях и т. п. Каждый студент изучает и оценивает условия обучения школьников тех классов, здоровье которых он анализировал, и разрабатывает на этой основе комплекс оздоровительных мероприятий.

На последующем занятии проводится обсуждение полученных данных. В процессе обсуждения на примере индивидуальных заданий подчеркиваются целесообразность и необходимость тесного содружества санитарного врача с врачом школы, педагогами в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Полученные навыки студенты закрепляют дома путем решения ситуационных задач. Кафедра подготовила различные варианты таких задач и обеспечивает ими каждого студента. В частности, в одних задачах приводятся материалы, характеризующие состояние здоровья ребенка, условия его воспитания, и студент должен разработать комплекс мероприятий, направлен-

ных на укрепление здоровья. В других задачах содержатся данные о здоровье коллектива, и студент должен разработать и обосновать план-программу дальнейших исследований.

При выполнении домашнего задания студенты самостоятельно изучают рекомендуемую литературу по теме.

На 10-м семестре в лекционном курсе рассматриваются гигиенические аспекты воспитания и А обучения в детских дошкольных учреждениях и школе (физическое воспитание, закаливание, трудовое обучение, питание, гигиеническое воспитание, гигиенические вопросы проектирования и строительства детских учреждений и др.). При изложении этих вопросов особое внимание уделяется влиянию того или иного процесса либо отдельного фактора на здоровье детей и подростков.

На практических занятиях студенты осваивают методику комплексного санитарного обследования основных типов детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, получа-ют индивидуальные задания по обследованию Ну этих учреждений. В соответствии с методическими указаниями эту работу студенты начинают с изучения состояния здоровья детей (данные медицинских осмотров, физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной и других систем, общей заболеваемости). Студенты анализируют показатели здоровья за весь период пребывания в детском дошкольном учреждении или школе. Данные, характеризующие здоровье детского коллектива, позволяют проводить последующее санитарное обследование детского учреждения более целенаправленно, в частности, подвергнуть глубокому изучению те факторы внешней среды, которые могли вызвать отклонения в состоянии здо-^. ровья. Например, обнаружив, что одно из пер-4-' вых мест в структуре хронических заболеваний школьников занимает нарушение опорно-двигательного аппарата, студент значительно шире и глубже изучает вопрос о соответствии в данной школе мебели ростовым особенностям школьников, знакомится с мероприятиями по воспитанию правильной осанки и др. Он анализирует также материалы исследований, проведенных студентами в предыдущем году, сравнивает динамику изучаемых показателей, оценивает эффективность проведенных в школе мероприятий по снижению уровня обнаруженной патологии.

В период прохождения субординатуры (11— 12-й семестры) в лекционном курсе студенту знакомятся с состоянием здоровья детей в соци-»-' алистических и капиталистических странах, более глубоко изучают возрастные особенности патологии и мероприятия по ее профилактике. Работая в СЭС, студенты закрепляют ранее полученные навыки и используют показатели здоровья при выполнении индивидуальных тематических заданий, предусматривающих оценку

влияния различных факторов на организм детей («Загрязненность атмосферного воздуха в районе расположения детских учреждений и влияние на их здоровье», «Влияние систематических занятий плаванием на здоровье младших школьников» и др.).

Показатели здоровья используются также при оценке эффективности проведенных гигиенических мероприятий (летнее оздоровление детей в пионерских лагерях, витаминизация рационов питания ослабленных детей в школах-интернатах и др.). Студентами-субординаторами выполняются также тематические занятия по углубленному изучению отдельных показателей здоровья: «Ожирение детей дошкольного возраста к мероприятия по профилактике», «Неврозы у детей и мероприятия по их профилактике» и др. Для выполнения тематического задания субординаторы прежде всего знакомятся со специальной литературой по данному вопросу и на базе 10—12 детских учреждений по специальной программе 5 выполняют соответствующие задания. Перечень " тематических заданий включает также задания по изучению состояния здоровья отдельных групп детского населения — новорожденных, 6-летнего возраста, подростков.

С целью дальнейшего улучшения преподавания нам представляется целесообразным внести в существующие Положения о работе врача отделения ГДП СЭС в раздел о правах и обязанностях врача пункт о том, что врач по ГДП обязан только на основании анализа динамики состояния здоровья детей и подростков в отдельных учреждениях, районе (городе) в целом разрабатывать мероприятия по улучшению санитарного состояния объекта и дальнейшему управлению состоянием здоровья детского населения. ^Научным организациям, вероятно, следует поручить разработать специальные методические рекомендации по оценке деятельности отделения ГДП СЭС, критерием которой может служить лишь положительная динамика здоровья детского населения подведомственного района (города ).

Наш опыт преподавания свидетельствует о дидактической целесообразности проведения практических занятий непосредственно в детских учреждениях. Однако при реализации этого принципа мы встречаемся с рядом затруднений, которые порой обусловлены непониманием различий в обязанностях санитарных, школьных врачей,

врачей-педиатров в деле охраны и укрепления здоровья детей.

Кроме того, отчетно-учетная медицинская документация в детских учреждениях ориентирована на устаревшее отношение к оценке здоровья детского населения. Устранение этих недочетов, с нашей точки зрения, будет способствовать повышению качества преподавания темы «Здоровье» и улучшению всей здравоохранительной работы в детских и подростковых учреждениях.

Выпускник субордипатуры по ГДП должен владеть следующими навыками по теме «Здоровье детского населения»: уметь обследовать физическое развитие ребенка, оценить его физическое развитие комплексным методом, определить группу здоровья, организовать обследование состояния здоровья детского населения, составить программу управления здоровьем детей на перспективу.

Кафедра рекомендует использовать при преподавании данной темы индивидуальную самостоятельную работу с проведением занятий исключительно в учебно-воспитательных учреждениях. На первом занятии по изучению здоровья индивида преподаватель демонстрирует методику обследования, на втором занятии студент самостоятельно обследует 1—2 детей. На 10-м семестре при освоении методики комплексного обследования детских учреждений самостоятельную работу студент должен начинать с обследования состояния здоровья детей, акцентируя особое внимание на факторах, вызывающих отклонения в здоровье. Обсуждение полученных студентами результатов целесообразно проводить на конференциях с приглашением врача по гигиене детей и подростков и врача-педиатра, обслуживающих данное детское учреждение.

Литература

1. Бережков Л. Ф., Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. // Руководство для врачей школ.— М., 1983.— С. 41—85.

2. Бережков Л. Ф. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984.— С. 133«—134.

3. Методические рекомендации по комплексной оценке здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. — М.. 1982.

4. Сухарев А. Г. Здоровье школьников: Метод, материалы в помощь лектору, — М., 1984.

5. Сухарев А. Г. // Гигиена детей и подростков. — М., 1986. —С. 70—95.

Поступила 23.12.8S

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.