дельных метеорологических факторов, определяющих дискомфортность среды; при этом учтено существующее ландшафтное, строительно-климатическое и другое районирование.
Гигиенические требования к территории населенного пункта рассматриваются как один из ключевых градостроительных вопросов (раздел 4). Формулируются гигиенические качества и параметры, которым должны отвечать территории, критерии и показатели их оценки на трех уровнях в зависимости от местоположения конкурирующих площадок (макро, мезо- и микроуровень) по следующим градациям: условия благоприятные, ограниченно благоприятные и неблагоприятные, что дает возможность проводить оценку в широком диапазоне и принимать рациональные решения.
Разумеется, в СанПиН изложены общие и частные гигиенические требования к организации, функциональному зонированию населенного места, социально-бытовой, инженерно-транспортной и другие компоненты инфраструктуры (раз-
делы 5—11). Требования дифференцируются в зависимости от природных факторов, типа, профиля, характера, состояния, величины, санитарных и других условий населенного места.
Дополнительно (приложения 1—2) установлены основные условия, требования к регулированию факторов окружающей среды градострои-тельно-мелиоративными и другими средствами (микроклимат, акустический режим, электромагнитные излучения, электрические поля, химическое и биологическое качество атмосферы и т.д.).
В заключение дана современная трактовка терминов и определений, использованных в документе.
Нам представляется, что в целом разработанные «Санитарные правила и нормы планировки и застройки населенных мест» отражают современный научно-методический уровень развития гигиены региональной планировки и градостроительства как составной части гигиены окружающей среды.
Поступила 18.10.88
© О. П. ШЕПЕЛИН, 1989 УДК 616-084:378.661
О. П. Швпелин
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Витебский медицинский институт
Оптимизация учебного процесса в высшей медицинской школе, направленная на совершенствование системы подготовки врачей разных специальностей, достаточно широко отражена в публикациях по вопросам этики и деонтологии, преподавания отдельных дисциплин, организации производственной практики и экзаменов, субординатуры, интернатуры и стажировки. В значительно меньшей мере в гигиенической литературе обсуждены роль и преподавание актуальных вопросов профилактики как своеобразного интегрирующего критерия оценки теоретической и практической подготовки врачебных кадров. Казалось бы, вопрос не новый, само собой разумеющийся в современной дидактике. Но как могло случиться, что профилактика, будучи генеральным направлением советского здравоохранения, не работает на свой конечный результат — существенное снижение заболеваемости, улучшение санитарного состояния и дела охраны окружающей среды во многих регионах страны, оздоровление условий труда в ряде ведущих отраслей промышленности, гигиеническое воспитание населения и формирование здорового образа жизни?
Конечно, профилактика в СССР не является узковедомственной функцией только органов здравоохранения, она обеспечивается всей системой социально-экономических мероприятий госу-
дарства, но роль врача в осуществлении медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер профилактики есть и будет решающей. Поэтому возникает необходимость совершенствования преподавания вопросов профи-лактики как основы деятельности врача в совре- ~ менных условиях. Выступая на II Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда, В. И. Ленин еще в 1920 г. подчеркивал важность охраны здоровья рабочего человека как казенного имущества». Как актуальны сейчас его слова: «Санитария — это все. Это профилактика всех болезней. Мы очень любим лечить больных, очень сожалеем об умерших и очень мало делаем, чтобы предупреждать заболевания и ранние, преждевременные смерти» !.
После известных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по перестройке высшего специального образования в стране (1987 г.) в медицинских институтах действует новый учеб-^ ный план, предусматривающий разработку новых-учебных программ и квалификационных характеристик врачей как научно обоснованного эталона качества высшего медицинского образования. В этих условиях важно исключить преподавание по новым программам старых истин. Предостав-
1 Лени н В. И. — Полн. собр. соч., т. 30, с. 388.
ленную вузам возможность изменять до 15 % учебный план, а кафедрам 20—30 % содержания учебных программ разрабатывать с учетом профиля подготовки кадров в конкретных условиях целесообразно использовать для того, чтобы усилить профилактическую направленность подготовки врачебных кадров, поскольку «профилактический способ мышления» (по Ф. Ф. Эрисма-ну) будущих врачей должен формироваться на студенческой скамье. Профилактика в деятельности врачей общей практики приобретает особую значимость для выполнения территориальных и ведомственных целевых программ «Здоровье», при осуществлении поэтапной ежегодной диспансеризации населения как одной из практических форм реализации профилактического принципа нашего здравоохранения в его «концентрированном» выражении, как задачи оптимального жизнеобеспечения. Если учесть, что при этом изменились концептуальные основы самой программы современного диспансерного метода, основанного на обеспечении всесторонней оценки состоя-^ ния общественного здоровья, динамическом наблюдении за всеми параметрами организма индивидуума и сохранении творческого долголетия советских людей в целом, то в работе врача диспансеризация как идеальное воплощение высшей формы профилактики действительно приобретет решающее значение для своевременной диагностики и успешного лечения ранних форм заболеваний. Такое толкование диспансеризации на данном этапе согласуется с Уставом ВОЗ в части определения здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствия болезни. Недооценка профилактического метода медицинскими работниками служит одной из причин ста-^ билизации, а в ряде случаев и роста инфекционной заболеваемости. Может быть, поэтому в СССР около 50 % заболеваемости с временной утратой трудоспособности приходится на долю инфекционных болезней с экономическим ущербом порядка 3,5 млрд руб. в год, а по средней продолжительности жизни мы занимаем 32-е место в мире2. Наконец, акцентирование внимания на количественном решении проблемы подготовки в СССР врачебных кадров не привело к качественному улучшению дела охраны и укрепления здоровья людей, как отмечалось в документе ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в ^двенадцатой пятилетке и на период до 2000 го-- да» (1987 г.).
Представляется целесообразным дальнейшее совершенствование преподавания вопросов профилактической медицины проводить на основе своевременной разработки специальных межка-
2 Ч а з о в Е. И. Правда, 30.06.88.
федральных интегрированных программ по преподаванию актуальных вопросов профилактики на разных факультетах медицинских институтов с расширением применения ситуационных форм организации и проведения практических занятий, деловых игр на семинарских занятиях, направленных на приобретение умений и навыков по охране здоровья населения, профилактике заболеваний, с решением разнообразных вариантов, максимально приближенных к реальным условиям деятельности будущих врачей. Сокращение количества лекций потребует пересмотра проб-лемности изложения основополагающих разделов соответствующих курсов с учетом достижений науки в области профилактической медицины. При этом кафедры (теоретические, медико-биологические, клинические) определяют свою функцию и долевое участие в преподавании многоплановых вопросов профилактики. В данной ситуации приоритетная, базовая роль отводится, естественно, кафедрам гигиенического профиля, поскольку гигиена была и остается главной профилактической дисциплиной. Возрастает и организационно-методическая роль кафедры гигиены. Мы должны сегодня шире использовать исторический опыт выдающихся представителей отечественной медицины М. Я. Мудрова, Г. А. Захарьина, Н. И. Пирогова, А. П. Доброславина, Ф. Ф. Эрисмана, И. П. Павлова и др., отводивших важнейшую роль гигиене в деле подготовки и воспитания врачей. Еще проф. Г. А. Захарьин подчеркивал: «Чем зрелее врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Успехи терапии основываются на соблюдении правил гигиены. Победоносно спорить с недугами болезней может лишь гигиена»3.
Одностороннее толкование преподавания вопросов профилактики, преимущественно с сани-тарно-противоэпидемических позиций, привело к недооценке роли смежных кафедр в профилактической ориентации будущих врачей. Вот почему конечный результат будет зависеть от степени интеграции кафедр на основе совершенствования, уточнения оперативных рабочих программ, от гибкости учебно-тематических планов. Однако интеграция преподавания вопросов профилактики должна и впредь исключать дублирование, перегрузки студентов и высвобождать время для их творческой самостоятельной работы, акцентируя внимание при этом на изучении вопросов превентивной медицины на базе лечебных и са-нитарно-противоэпидемических учреждений. Гигиенические и клинические кафедры должны совместно планировать преподавание профилактики и непременно в «комплексном ключе» единой методологической системы подготовки высококвалифицированных кадров. В. И. Ленин указывал: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опо-
3 Захарьин Г. А. Актовая речь. М., 1873.
средования» 4. Одним словом, сейчас неформальными «держателями пакета акций» в преподавании профилактики должны быть все кафедры института. Только на этой основе мы с полным основанием сможем вкладывать в широкое понятие «профилактика» огромный смысл, а сам процесс преподавания будет перестроен таким образом, что позволит на деле объединить усилия кафедр з деле профессиональной и нравственно-этической подготовки врачей различных специальностей. В развитие этой мысли уместно напомнить замечательные слова Н. А. Семашко: «Говорят иногда, что, увлекаясь профилактическим методом, мы снижаем значение лечебной медицины. Дело же обстоит совсем наоборот: наполняя нашу лечебную организацию профилактическим содержанием, мы поднимаем ее на еще более высокую ступень. Профилактическое направление открывает новые перспективы перед медициною вообще, перед лечебной организацией в частности, перед научной медициной в особенности»5. Непреходящая сила профилактического метода состоит именно в том, что он базируется на принципе, что организм и внешняя среда едины; причина болезни заключается в окружающей среде; болезнь легче предупредить, чем излечить; улучшение социальных условий жизни способствует сохранению здоровья и активного долголетия советских людей; в основе предупреждения болезней лежат диспансеризация и здоровый образ жизни.
Необходимость внесения соответствующих коррективов в учебный процесс вызвана и тем обстоятельством, что отныне объектом особого профессионального внимания врача становится не только больной, но и практически здоровый человек, коллективы людей. Все это так или иначе отражается на организационно-методических формах преподавания соответствующих дисциплин, этики и деонтологии, на проведении врачебной практики. В связи с этим важно настойчиво прививать студентам умение работать в коллективах, пропагандировать среди населения важность и полезность формирования здорового образа жизни, необходимость своевременного обращения за помощью к врачу, в том числе в профилактических целях. Следует воспитывать умение противостоять устаревшим, но еще живучим убеждениям значительного контингента людей в том, что нужно непременно заболеть, чтобы поверить в силу и значение гигиенических знаний; нужно потерять здоровье, чтобы ценить его как воздух, когда его не хватает. В условиях перестройки здравоохранения следует больше внимания в учебном процессе уделять пропаганде медико-санитарных знаний, экологическому воспи-
4 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67.
'Семашко Н. А. В кн.: Основы профилактики в медицине. М,—Л., 1927, с. 19.
танию, изучению правовых аспектов охраны здоровья населения, применению статистического метода. Без точного учета, анализа и оценки состояния здоровья общества, без знания распространенности заболеваний среди населения и их причин, без экономического обоснования показателей нельзя серьезно говорить о действенности профилактики.
Само понятие профилактики получило допол- 4 нительное содержание и значение как всеобъемлющая система медико-гигиенических и социально-экономических задач, как содружественная работа врачей, советских, профсоюзных, общественных организаций, средств массовой информации. Все это требует подготовки в большей мере, чем ранее, врачей-профилактиков, умеющих организовать дело, представляющих контингент наблюдаемых людей в связи с их производственной и бытовой средой, способных воздействовать на коллектив живым словом, личным примером. В этих же целях следует больше уделять внимания профилактической направленности практической аттестации выпускников и государственным % экзаменам. К сожалению, пока нередко встречаешься с иной ситуацией. Мало внимания уделяется вопросам совместной плановой целенаправленной деятельности санэпидстанции, медико-санитарной части, СЭС, больницы, поликлиники по снижению заболеваемости, комплексной профилактике и охране здоровья населения на основе предупредительного надзора, углубленных медосмотров, диспансеризации и др. Естественно, что подобные недостатки являются следствием суммирования их в течение учебного процесса, и здесь есть над чем работать преподавателям института совместно с практическими органами, прежде всего в контексте с совершенствованием всей системы здравоохранения на базе достиже- 0. ний науки и практики. В плане этих требований ~ необходима и перестройка высшей медицинской школы в отношении дальнейшего поиска новых, перспективных учебно-методических подходов к подготовке врачебных кадров, активно претворяющих в жизнь профилактические основы советского здравоохранения, преисполненных чувства высокой ответственности за судьбу больного и здорового человека.
В качестве основных предложений можно рекомендовать разработать межкафедральные целевые факультетские программы преподавания вопросов профилактики для всех медицинских институтов, в новых квалификационных характеристиках шире отразить профилактическую на-^ правленность деятельности будущего врача, вое--становить государственный экзамен по гигиене на факультетах лечебного профиля, в учебных и рабочих программах акцентировать внимание на профилактических аспектах лечебной медицины, для создания новых учебников и учебных пособий по гигиене привлекать коллективы авторов на конкурсной основе.
В заключение следует подчеркнуть, что точка зрения автора не претендует на безапелляционность и исчерпывающее толкование рассматриваемой проблемы и не исключает при этом альтернатив оптимального решения ее. Напротив,
нам хотелось на основе некоторого опыта в какой-то мере восполнить тот пробел по рассматриваемому вопросу, который вызван его недостаточным освещением в специальной медицинской литературе, и пригласить читателя к диалогу.
Поступила 06.09.88
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.95/.96:378.661
В. И. Берзинь, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА«СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)
Киевский медицинский институт
Теоретические основы учения о здоровье, вопросы методологии и методики, характеристики и оценки здоровья детей, использования их в практической деятельности врача излагаются в пропедевтическом курсе гигиены детей и подростков 7 на 9-м семестре.
В лекционном курсе, на который отводится 12 ч, кафедра ставит целью ознакомить студентов с современным понятием здоровья детей и подростков, его показателями с учетом необходимости владеть материалами о тенденциях сдвигов в состоянии здоровья детского населения как основном критерии эффективности деятельности врача отделения гигиены детей и подростков санэпидстанции (ГДП СЭС) [4]. На лекциях подчеркиваются роль, место и значение данных о здоровье детского населения в деятельности этих отделений. Останавливаясь на современных медицинских концепциях здоровья, показателях здоровья [физическое развитие, функциональное со-^ стояние различных органов и систем, общая за-' болеваемость, хроническая заболеваемость, а также показатели, предусмотренные приказом Минздрава СССР № 565 от 15.07.88 «О введении в действие временных (на 1988—1990 гг.) показателей для оценки состояния охраны здоровья населения, деятельности учреждений здравоохранения, специалистов, работающих в них»], лектор раскрывает роль и значение каждого из этих показателей. Затем рассматриваются принципы оценки состояния здоровья, и внимание студентов фиксируется на преимуществе комплексной оценки состояния здоровья детей по методике, предложенной НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [2, 3]. Подчеркиваются доступность и целесообразность использования этой Методики в практике врачей детских учреждений и отделений ГДП СЭС. В лекционном курсе показывается целесообразность применения скрининг-тестов при проведении массовых медицинских осмотров детей и подростков, освещаются современные принципы оценки физического развития детей, новые закономерности в состоянии и динамике здоровья детей различного возраста
и т. д. Обращается внимание на роль факторов, влияющих на формирование здоровья: биологических (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в анте-, интро- и раннем постнатальном периодах и др.) и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня, в том числе продолжительность сна и пребывания на открытом воздухе).
Детально рассматриваются новые данные об особенностях патологии детей различного возраста и факторов, обусловливающих ее [5].
На практических занятиях (9-й и 10-й семестры) студенты осваивают методику оценки сдвигов в состоянии здоровья отдельного ребенка и коллектива детей [1]. С этой целью каждый студент изучает здоровье двух детей, используя комплекс таких показателей, как физическое развитие (соматоскопические, антропометрические, физиометрические, клинические показатели), заболеваемость (пропуски занятий) и хронические заболевания по данным медицинского осмотра [3]. Параллельно студент обязан изучить с гигиенических позиций условия воспитания и обучения этих детей, для чего он обследует условия воспитания ребенка в школе и семье, обращая при этом внимание на подбор мебели соответственно длине тела, освоение навыков правильной позы во время занятий, уровень освещенности рабочего места, жилищные и материальные условия, качество и режим питания и т.п. На основе анализа собранных материалов студент дает комплексную оценку состояния здоровья обследованных им детей.
На занятиях преподаватель обращает внимание студентов на необходимость не только выявить ранние отклонения в состоянии здоровья детей, но и, самое главное, научиться установить их причину. Например, при обнаружении изменения рефракции глаз следует изучить уровень освещенности рабочей поверхности в школе и дома, определить соответствие размеров парт в